Работа с неполными семьями в детском саду. Формы и методы работы дошкольной образовательной организации с многодетными семьями Работа многодетной семьей в доу

Из опыта работы воспитателя ДОУ. Тема: Работа с неполными семьями в условиях ДОУ


Описание: В данном материале рассматривается актуальная тема - неполная семья, а также причины их возникновения, основные направления работы детского сада с родителями неполных семей, задачи и принципы, формы и методы работы с этими семьями.

Семья для маленького ребенка – это целый мир. Мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей, первый опыт жить в социальном мире.
Неполные семьи существуют испокон века. Целое тысячелетие причиной их появления служила смерть одного из родителей. Разводы также не изобретение современности, и существуют они с давних времен. И всё же массово они распространились уже в наши дни. И соответственно процент таких семей намного выше, чем процент неполных семей связанных со смертью одного из членов семей. Последние исследования психологов и педагогов сходны в одном: положение ребенка, растущего в неполной семье, по-своему исключительное, трудное, иногда угрожающее, а иногда и опасное. Опасность может быть, но не должна стать реальной. Совершенно очевидно, что целый ряд факторов, переплетаясь, осложняют жизнь неполной семьи:
1. Причины возникновения неполной семьи. По-разному на ребенка влияют такие факторы как, кто отсутствует в семье, как долго, в каком возрасте был ребенок, когда не стало отсутствующего (смерть, незамужняя мать, развод, эмиграция и т.д.), был ли он кем-нибудь замещен, какова была личность утраченного родителя и какова личность присутствующего родителя и, главное – какова личность ребенка.
2. Влияние социального контекста и социального фона, на котором проходит жизнь неполной семьи (то есть помогают ли бабушка с дедушкой, как неполная семья материально обеспечена, каковы культурные традиции среды, какими ценностями она живёт и т.д.)
3. Неполная семья не может в полной мере обеспечить выполнение основных функций возложенных обществом на семью (обеспечение эмоционального тыла всем своим членам и подготовка ребенка для жизни в данном обществе);
4. Эмоциональные переживания ребенка. Утрата одного из родителей из тесного круга общения с ребенком, эмоционально тяжело переживается им, что в дальнейшем может отразиться на дальнейшее формирование личности.
5. Все трудности и проблемы (материальные, эмоциональные, психологические и т.д.) решает один родитель, который остался с ребенком.
6. Возникают проблемы и трудности отторжения ребенка из неполной семьи окружающим социумом: детским коллективом в детском саду, а затем и в школе и т.д.

Последствия этих факторов бывают достаточно разнообразны: вполне возможно, что развитие ребенка всё-таки проходит нормально – и вырастает личность, прекрасно приспособленная к жизни в обществе, полностью позитивно оцениваемая; но может быть всё по-другому – нарушения в развитии могут быть столь сильны, что вырастает человек мало приспособленный, конфликтный и даже с ярко выраженной патологией.
Учебный год в нашем дошкольном учреждении для воспитателя любой возрастной группы начинается с традиционного знакомства с семьями детей. При этом выясняем следующие факторы:
Полная или неполная семья. Уточняем причины неполной семьи: развод, одинокая мать (или отец, с рождения ребенка), умер один из членов семьи, временно не живёт один из членов семьи.
Состав семей и структура родственных связей: полные одно-, двух-, трехдетные, кем является воспитанник (1-й, 2-й, 3-й и т.д. ребенок).
Супружеский опыт (в 1-м, 2-м браке, разводе и пр.).
Образование родителей (высшее, среднее специальное, неполное).
Полные семьи с нарушенным кровным родством (приход отчима, мачехи).
Поколенный состав семьи (бабушки, дедушки, проживающие вместе с ребенком) и др.
Семьи группы риска (злоупотребляющие алкоголем, наркоманы, судимые и т.д.).

Чтобы выяснить, какие условия для нравственного воспитания имеются в неполных семьях, в какой помощи они нуждаются, мы всесторонне изучаем семьи: проводим анкетирование, опросы, тестирование, наблюдения, беседы с взрослыми и детьми. Обращаем внимание на эмоциональную атмосферу в семье, на интенсивность и содержание общения ребенка с взрослыми. Проанализировав и обобщив полученные результаты, мы пришли к следующим выводам:
1. Большинство неполных семей – неполные с рождения ребенка – 15%.
2. Неполные семьи в результате развода – 11% (16 семей) в результате смерти одного родителя – 0,8 % (1 семья).
3. Имеются семьи официально не зарегистрированные – 4,2 %.
4. Неполные семьи из категории группы риска.
5. Большинство родителей из неполных семей не могут назвать права ребенка – 80 %.
6. При конфликте применяют физическое наказание – 55 %.
7. Используют в общении с ребенком нецензурные выражения – 27%.
8. Присутствует авторитарный стиль общения – 87 % семей.
9. Запрещают общение со вторым родителем – 29%.
10. Второй родитель сам отказывается от участия в воспитании своего ребенка – 4 %.
11. В неполных семьях в основном воспитанием ребенка занимаются бабушка и дедушка – 0,8 %.

Всю полученную информацию после анализа педагоги учитывают при планировании работы с семьей внутри детского сада, в общении с родителями, в оказании грамотной консультативной психолого-педагогической помощи.
Основные направления работы ДОУ с родителями из неполных семей таковы:
1. Укрепление здоровья детей (совместно с медицинской и психологической службами).
2. Создание единого образовательного пространства развития и воспитания ребенка;
3. Защита прав ребёнка,
4. Повышение родительской компетентности в вопросах правовой и педагогической культуры;
5. Организация семейного досуга.

Чтобы помочь неполным семьям в воспитании детей, мы поставили такие задачи работы с этими семьями:
1. Создание атмосферы доверия и доброжелательности в общении между ДОУ и родителями.
2. Оказание комплексной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки неполной семьи.
3. Проведение специальных мероприятий, компенсирующих неблагополучный опыт социализации и неблагоприятные условия жизни детей и их семей.
4. Обеспечение диагностики, коррекции и консультирования по социально- педагогической проблематике для детей и семьей группы риска.
5. Предупреждение социальной и педагогической запущенности детей из неполных семей.

Учитывая поставленные цели и задачи по данной теме, при построении работы с неполными семьями педагогический коллектив придерживается следующих основных принципов:
Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребенок);
Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка
В методическом кабинете ДОУ педагогическим коллективом собран богатый и разнообразный материал, способствующий реализации данных принципов на практике:
Нормативно-правовые документы по семейному воспитанию;
Материалы, помогающие воспитателям получить информацию о семьях воспитанников (анкеты, тесты, листы опросы, карты «Социальные паспорта семьи» и т.д.);
Материалы о значении семьи в развитии ребенка, о воспитании детей в различных типах семей;
Материалы для подготовки общения с родителями (различные конспекты организации различных форм общения с родителями, практические материалы по различным аспектам воспитания);
Материалы методической работы с педагогами по вопросам общения с семьей (различные формы методической работы с педагогами, примерная тематика общения с родителями, педагогические ситуации и т.д.);
Наглядные материалы (иллюстративный, консультативный материал для оформления родительских уголков, литература для организации выставок).

Педагогический коллектив находится в постоянном поиске наиболее эффективных форм и методов работы с неполными семьями:
Создание банка данных о семьях воспитанников
Неформальные беседы о детях (обсуждаем достигнутые успехи ребенка);
Систематическое изучение запросов родителей, требований к работе дошкольного учреждения;
Проведение дней открытых дверей ДОУ;
Проведение и участие в внутрисадовских, городских, областных и всероссийских конкурсах, фестивалях и т.д.
Посещение педагогом семей на дому;
Организация внутригрупповых досок Почёта;
Привлечение родителей к организации и проведению внутрисадовских мероприятий;
Вклад родителей в развитие и обучение своего ребенка (индивидуальные задания на дом);
Привлечение родителей к общественной деятельности (работа Клубов для родителей, приглашение лекторов по интересующим вопросам и т.д.)
Консультативная помощь специалистов ДОУ;
Плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития их ребенка;
Целевые наблюдения за характером детско-родительского общения и особенностями поведения детей;
Проведение анкетирование, опросов родителей;
Проведение родительских собраний: устные журналы, клубы, дискуссии, родительские гостиные и т.д.
Проекты различной направленности: «Наши друзья комнатные растения»,
Совместные тематические вернисажи (книги, детские работы):
Наглядно-педагогическая пропаганда:

Из опыта работы мы видим, что родитель (а, как правило, в большинстве семей это мать), воспитывающий ребёнка один, не всегда может справиться со своими педагогическими обязанностями. Для многих одиноких матерей характерны крайности: то ласкают ребёнка, то всё разрешают, то становятся чрезмерно строгими и что разрешили ранее, начинают запрещать. Такие колебания или зависят от настроения, или вызываются отрицательной оценкой кем-то из окружающих поведения ребенка. Все это неблагоприятно сказывается на взаимоотношениях матери с ребенком, на формировании его характера. Поэтому педагоги тактично обращают внимание таких матерей на последовательность в их поведении, в требованиях к ребенку, помогают им в анализе собственных педагогических воздействий, их эффективности. Активно используем в этих случаях такие формы работы: индивидуальные беседы, анализ педагогических ситуаций, игровой метод.
Важной задачей в работе с неполной семьей является создание доверия и близости между педагогами и родителями. С уверенностью мы утверждаем, что такая близость достигается не сразу, неполная семья более «закрыта» для посторонних. Одинокая мать, как правило, болезненно относится к вмешательству из вне. Поэтому особенно при общении с такими семьями педагогов требуется большой такт, терпимость, доброжелательность. Не секрет, что в неполных семьях чаще встречается трудные дети, но замечания воспитателя, а отрицательная характеристика поступков ребенка воспринимается матерями болезненно. По этой причине индивидуальных беседах мы стараемся говорить не столько о проступке ребенка, сколько о возможных причинах, мотивах этого проступка, вовлекаем мать в анализ детского поведения. И всегда подчеркиваем всё то хорошее, что есть в ребенке.

В индивидуальных беседах с родителями обращаем внимание:
Матери (или отца) на важность создания положительного отношения ребенка ко второму родителю;
Способствуем тому, чтобы общение ребенка с обоими родителями было систематическим;
Стараемся по возможности снизить или даже нейтрализовать влияния на детей родителей, ведущих себя аморально и безответственно (обращаемся за помощью в инспекцию по делам несовершеннолетних, в отдел опеки, в приют);
Проводим дифференцированную разъяснительную работу со старшими членами семьи, резко отрицательно реагирующими на общение ребенка с отцом,
Привлекаем по возможности родителей, отдельно живущих родителей к воспитанию ребёнка, к его жизни ребенка в детском саду.

Мы с уважением относится к одиноким родителям (в основном это матери). Тех, кто имеет хороший опыт воспитания, в нашем детском саду избираем в родительский комитет группы (детского сада), выражаем благодарности за активное участие в жизни ДОУ.
Но есть родители, к нашему большому сожалению, относящиеся к своим родительским обязанностям не серьезно, достаточно легкомысленно, равнодушно. К таким родителям приходится применять другие формы и методы работы совместно с инспекцией по делам несовершеннолетних, с отделом опеки администрации города. На опыте мы убедились, что нравственное развитие ребенка в неполных семьях зависит, прежде всего, от интенсивности и содержательности его общения с взрослыми (в том числе и с отцом), а также наличия положительного эмоционального микроклимата в семье.
Активное использование разнообразных форм и методов работы ДОУ с семьей позволяет добиваться понимания и интереса у большинства родителей к обсуждаемому материалу, возникновения у них ассоциаций с собственным опытом. Большинство родители из неполных семей стали нашими активными помощниками, союзниками. Дети из неполных семей стали намного общительнее, эмоциональнее, их отношения с другими детьми и взрослыми улучшились. Постоянное совершенствование профессионального уровня педагогами позволяет вести активную работу семьями дошкольников по различным направлениям.

План работы с неполными семьями по кварталам.

Сентябрь – Октябрь - Ноябрь
1. Изучение индивидуальных особенностей семей, ее воспитательных возможностей, классификация семей по видам (степень благополучия, количество детей, консультации, родительская справка «изменение фамилии»).
2. Предложить родителям домашнее задание: составить перечень в чем нуждаются их дети, по степени значимости: движения, игра с родителями, друзьями, красивые вещи, лакомства, ласка, похвала.
3. Выявить причины неблагополучия семей. Индивидуальные беседы с родителями, относящимися к данной категории (понимают ли они, что их семья нуждается в «лечении», какие видят пути выхода из создавшейся ситуации).
Декабрь – Январь - Февраль
1. Родителям предлагается понаблюдать за игровой деятельностью ребенка в стенах детского сада. Консультация «Чем занять детей дома».
2. Приглашение и участие в новогодней сказке «В гостях у золушки». Изготовление карнавальных костюмов.
3. Анализ конфликтных ситуации. Ситуация - «Я - это он» (для представителей семей с 1-м, 2-мя детьми: представьте себе, как поведет себя ребенок, если его отозвать от любимого занятия, не купить понравившееся лакомство).

Март – Апрель - Май
Если ребенка воспитывает одна мама.
1. Тематическая встреча: «Быть матерью не так просто, как обычно думают». Выставка методической литературы.
2. «Поговорим за чашкой чая» Праздничное чаепитие. Знакомство с книгой Б. Спока «Разговор с матерью» (выбор глав).
3. Встреча родителей с учителем школы «Ребенок идет в первый класс».
Памятка для родителей «Психологическая готовность родителей к школе»

Июнь – Июль - Август
1. Размышления дедушки (бабушки) обмен опытом. Консультация «Вечный компромисс».
2. Досуг в семье. Обмен опытом.
3. Родительское собрание «Знакомство с планом работы детского сада на летний период». Задачи родителей.

Семейный детский сад - инновационная практика работы

с многодетными семьями

Стец И.М.

Старший воспитатель

дошкольного отделения №3

ГБОУ гимназия №1534

На базе ГБОУ гимназия №1534 в нашем дошкольном отделении открыто четыре семейных детских сада, воспитательный процесс в которых осуществляется мамами-воспитателями и специалистами дошкольного отделения.

Родители семейных детских садов:

1.Числятся воспитателями (младшими воспитателями) нашего учреждения, обучая и воспитывая детей дома.

2.Могут приводить детей на занятия к специалистам в дошкольное учреждение.

3.Получают информационно-методическую и психолого-педагогическую поддержку от специалистов нашего учреждения.

Основная цель нашего учреждения в работе с семейными детскими садами - методическое сопровождение и организация образовательной деятельности многодетных семей, открывших у себя дома семейный детский сад.

Педагогическим коллективом нашего дошкольного отделения осуществляется методическая, консультативная поддержка родителей-воспитателей, организуется воспитательно-образовательный процесс, посредством ориентированно-личностного подхода к воспитанникам, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, в интересах многодетной семьи.

Направления работы:

    Психолого-педагогическое сопровождение.

    Выстраивание и гармонизация детско-родительских отношений.

    Всестороннее развитие детей из многодетных семей - диагностическая, коррекционная работа с детьми, развивающие игровые занятия.

    Консультативно-методическое сопровождение мам воспитателей семейных детских садов.

    Разработка и предоставление семьям практических рекомендаций по организации семейного детского сада, методических материалов по проведению занятий в разновозрастной группе.

Семейный детский сад -одна из форм образования будущего, так как является актуальным явлением, получившем большой отклик среди многодетных семей. И задача руководителя грамотно развивать и совершенствовать данную форму образования.

Главная задача в работе с многодетными семьями - помочь семье успешно адаптироваться к особенностям нового для детей и родителей педагогического пространства, организация методического сопровождения семей, открывших у себя дома детский сад.

В своей работе с семейными детскими садами мы стремимся сделать так, чтобы образовательная среда в дошкольном отделении была доступной и комфортной для воспитанников и родителей, а работа проводилась на профессиональном уровне.

Семейные детские сады создавались как вариативная форма дошкольного образования (ст. 17федеральный закон об образовании), но одновременно это реальная поддержка многодетных семей. Ведь часто мамы, имеющие маленьких детей, при всем желании не могут устроиться на работу, а оформляясь воспитателем в свой детский сад, они сохраняют рабочий стаж, получают заработную плату.

Мама воспитатель семейного детского сада может приходить с детьми на занятия к специалистам в детский сад, участвовать в различных видах совместной деятельности, в досугах, театрализованных постановках, праздниках, занятиях. Учитывая индивидуальные особенности воспитанников, семье, в соответствии с государственной образовательной программой, выбираются и корректируются программные задачи и формы воспитания и обучения детей. Так мама воспитатель проводит самостоятельно в домашних условиях занятия: развитие речи, математику, ознакомление с окружающим, познавательно-исследовательскую деятельность, рисование, лепку, аппликацию, наблюдения и подвижные игры.

Воспитатели семейных детских садов ежемесячно предоставляют отчет о проделанной работе в виде конспектов занятий, фотоотчеты, проекты,

участвуют в выставках поделок, которые проводятся в дошкольном отделении, посещают консультации специалистов и педагогические советы ДО. Педагоги в свою очередь, также посещают семейные детские сады и проводят необходимые консультации с мамами воспитателями и занятия с детьми.

Значительно облегчает и ускоряет организационно-педагогическую деятельность (особенно с удаленными семейными детскими садами) такие интерактивные формы работы, как дистанционное обучение, консультирование, сдача отчетной документации и табелей.

посредством интернет-ресурсов. Это позволяет воспитателям семейных детских садов и педагогам дошкольного отделения действовать более активно и слаженно.

Помимо успешной социализации и адаптации детей к особенностям педагогического процесса реализовалась социализация и интеграция мам воспитателей с коллективом дошкольного отделения, закрепление их статуса в педагогическом социуме гимназии.

Татьяна Хмарина

Ведущий :

В современном мире есть мнение, что если у женщины много детей , то у нее нет времени для себя, для своих увлечений. Многие считают , что многодетные мамы проводят время только на кухне и убираясь по дому. И что нереально встретить красивую и ухоженную многодетную маму .

Неужели понятие красоты и ухоженности несовместимо со статусом многодетной мамы ? И когда начинаешь знакомиться с их жизнью, понимаешь обратное : что их жизнь радостная и полноценная, у них красивые и чистые дома, детки веселые и общительные, а у такой мамы, оказывается, есть много разных увлечений . Красивая и ухоженная многодетная мама – это реально ?

Семь мам больших семейств поделятся с нами своими секретами, позволяющими им успешно вести хозяйство , с радостью общаться с мужем и детьми и оставаться самими собой.

Представьтесь, пожалуйста, и расскажите о себе.

(мамы рассказывают о правилах в своей семье ) .

Песня «Весенние цветочки» исполняют Лиана, Даша, Вика, Маша.

Ведущий : Мамочки с первенцами часто жалуются : времени нет, я ничего не успеваю , иногда даже поесть толком или сходить в душ нет времени, а что уж там говорить о том, чтобы выйти куда-то с мужем или заняться тем, о чем так давно мечтала.

А как же те, у кого не один малыш, не два, а трое, четверо, пятеро - как же им удается найти время и на детей, и на мужа, и на себя? Так, чтобы и в семье все были сыты , довольны, обласканы, и самой было не стыдно на улице показаться? Удается ли им это?

Чтобы многодетная мама чувствовала себя счастливой женщиной, а не рабыней своей семьи , они следуют некоторым правилам. Расскажите, какие правила существуют в вашей семье .


Ведущий. Да, конечно, самый главный помощник - распорядок дня. Дети легко подлаживаются под размеренный ритм жизни семьи .


Ведущий. Большинство наших героинь с увеличением количества детей в семье стали более организованными и целеустремленными, открыли в себе новый источник сил, вдохновения и творчества. Поделитесь своими открытиями.

Ведущий :

У каждого человека есть своя семья , самые близкие тебе люди : родители, сестры, братья, дедушки и бабушки.

Я предлагаю Вам, ребята, прослушать и отгадать загадки.

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная … ответы детей : семья !

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо :

Всех милее наша … ответы детей : мама !

Он научит гвоздик вбить,

Даст машину поводить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, -

Это наш любимый … ответы детей : папа!

Кто любить не устает,

Для всей семьи пирог печет

И вкусные оладушки?

Это наша … ответы детей : бабушка!

Он - мужчина, и он сед,

Папе - папа, мне он … ответы детей : дед!

Молодцы! С загадками все справились!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Получился круг у нас,

Начинаем игропляс!

Проводится игра «Играй и танцуй» .


(Под веселую музыку мамы с детьми танцуют)

Ведущий. Большая ошибка многих мам - пытаться быть во всем «отличницей» . Помните, как в фильме «Белое солнце пустыни» ? «Готовит, убирает, за детьми смотрит - и всё одна? Тяжелоо!» Не нужно пытаться все дела взвалить на себя, стремясь стать супер-мамой. Истощение и разочарование наступят очень быстро. Для мамы и хозяйки важно уметь делегировать обязанности (мужу, детям, родителям, няне, уметь привлекать помощников и не стесняться использовать вещи, которые могут облегчить быт. А кто ваши помощники?

(Мамы рассказывают о своих помощниках) .

Ведущий. Яркой отличительной особенностью большинства семей наших героинь является то, что даже младшие члены семьи уже активно помогают старшим и имеют свои обязанности.

Какие обязанности имеют ваши дети?

Песня «Мама – солнышко мое » исполняют мальчики из многодетных семей .


Ведущий. А знаете ли вы своих детей? (Дети отрывают лепесток от цветка с заданием для мамы) .


1. Как зовут лучшего друга (подругу) вашего сына (дочери) ?

2. Любимое блюдо вашего ребёнка?

3. В какие игры больше всего любит играть ваш сын (дочь) ?

4. Любимый мультфильм вашего ребёнка?

5. Любимая сказка вашего ребёнка?

6. Чем любит заниматься ваш ребёнок в выходной день?

7. Кто читает вашему ребёнку сказки?

Ведущий :

Как вы думаете, ребята, кто опора семьи , на ком держится дом?. ответы детей

Конечно же, это мама ! Счастлив тот, кто с детства знает мамину любовь, ласку, заботу. И как счастлива мама , когда ей отвечают тем же.

Стихотворение о маме прочитает Зина.


Ведущий. Ребята, когда вы подрастёте, у каждого из Вас будет своя дружная, крепкая, любящая и любимая семья . Ведь такая семья – главное богатство в жизни каждого человека. Несомненно, у каждого человека должен быть дом, не просто крыша над головой, а место, где его понимают, любят и ждут, где человеку тепло и уютно.

Я предлагаю вам построить дом своей мечты. Сейчас мамы и дети будут строительной бригадой.

(Из кубиков строят дом) .


Ведущий : Дети у нас есть, дом построили. Осталось посадить дерево. У каждого из вас есть сердечки. Напишите на сердечке черту характера или качество, которым бы вы хотели наделить своего ребенка. Сердечки повесим на дерево. Оно волшебное. Будем надеяться, что оно исполнит ваши пожелания. (Мамы пишут на сердечках пожелания своим детям) .


Музыкальный номер от многодетной семьи .


Ведущий. На память о нашей встрече мы создадим картины «Разноцветные ладошки» .(Идея с maam) . Мама обладает многими качествами . Все эти качества напоминают радугу : красный - жизнь, оранжевый - здоровье, жёлтый - солнечный свет, зелёный - природа, голубой - магия, синий - спокойствие/гармония, фиолетовый - сила духа/духовное начало.

А детская ладошка – желтого цвета. Ведь ребенок для мамы всегда будет ее солнышком. (Мамы и дети создают картины) .






Ведущий : Один ребенок - это огромное счастье, а трое и больше - неисчерпаемый источник любви и энергии. Я хочу пожелать вам : пусть ваши лица устают только от улыбок! Пусть ваш домашний очаг всегда светится любовью и счастьем. В минуты, когда Вам особенно тяжело, вспоминайте, что Вы - обладательница огромного счастья , которое всегда рядом. Оглянитесь вокруг : даже одна искренняя детская улыбка заставляет нас сворачивать горы. Сил Вам, здоровья и поддержки всех членов семьи !

Слова благодарности от многодетных мам .


Сегодня, в связи с введением в силу федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» качественным образом изменились взаимоотношения детского сада и семьи. Это обусловлено тем, что родители (законные представители) теперь имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами . Поэтому у дошкольных организаций, в связи с этим, возникла необходимость во взаимодействии с семьей ребенка на позициях сотрудничества и доверительности. Особенно это важно учесть в работе с многодетными семьями. Данная проблема является особенно актуальной в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), подчеркивающего необходимость объединения детского сада и семьи для осуществления качественной подготовки выпускников дошкольной ступени образования.

Сфера общения при поступлении в детский сад выходит за пределы семьи. В аспекте введения ФГОС ДО, детский сад осуществляет ведущую роль в организации общественного воспитания. Для успешной координации воспитательного влияния ДОО должна перестроить свою работу, отказаться от прежних, во многом формализованных форм работы с родителями и общественностью, стать на гуманистические позиции педагогического просвещения .

Таким образом, дошкольная образовательная организация (ДОО) сегодня рассматривается как социально-образовательная система, которая может решать задачи социальной и педагогической компенсации условий для полноценного развития личности каждого ребёнка, разновозрастного сотрудничества, социально-педагогической работы с семьёй, организации семейного культурного досуга, медицинского просвещения, оказание психологической помощи, педагогического родительского всеобуча.

Правовой основой нового содержания взаимодействия ДОО и семьи послужил Закон «Об образовании в РФ», впервые за многие десятилетия признавший приоритет семейного воспитания. Все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Это значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители, общественность) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности .

Новая философия взаимодействия ДОО и семьи, по мнению К.А. Абульхановой-Славской требует новых отношений, направленных на признание приоритета семейного воспитания. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие» .

Организация взаимодействия детского сада и семьи в обновленных условиях образовательной стратегии дошкольного образования более эффективно. Результатом взаимодействия являются определённые взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Решение данной проблемы может основываться на изучении теоретических источников, освещающих с одной стороны, организацию методической работы с педагогическим коллективом, с другой стороны, взаимодействие педагогов ДОО с семьей .

Открытость детского сада предполагает вовлечение родителей многодетных семей в образовательный процесс ДОО. В условиях открытости работа с родителями - важное условие успешного воспитания дошкольника. Для эффективности привлечения многодетных семей в систему взаимодействия требуется работа по повышению воспитательного потенциала многодетной семьи.

Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Едяйская средняя общеобразовательная школа - детский сад «Чэчир» МР «Хангаласский улус».

Для проведения констатирующего и контрольного этапов были проведены собеседование с детьми, анкетирование родителей. С целью выявления стиля семейного воспитания и особенностей родительского отношения была проведена методика «Анализ семейного воспитания» (АСВ). Автор - Э. Г. Эйдемиллер .

В проведении процедуры обследования была использована помощь психолога детского сада. Опросник АСВ позволяет диагностировать стиль семейного воспитания и характер его нарушений. Качественный анализ его результатов дает достаточно достоверную информацию о явной (или недостаточной) выраженности соответствующей стороны воспитания, обобщая которую, можно сделать выводы о негативном характере родительского отношения, которые и вызывают те или иные характерологические отклонения в ребенка. Для выявления уровня сотрудничества с позиций дошкольников были использованы основные подходы по методике Т.В. Антоновой .

На констатирующем этапе исследования выявлено, что у некоторых детей из многодетных семей существует конфликтность в восприятии семейных взаимоотношений или же присутствует негативное восприятие семьи. Именно родители этих детей по результатам анкетирования показали недостаточный для благоприятного развития ребенка уровень семейного воспитания. Исходя из полученных данных на констатирующем этапе пришли к тому, что для эффективного воспитания детей надо организовать сотрудничество ДОО и многодетных семей.

Цель формирующей работы: организация сотрудничества ДОО и многодетных семей в целях воспитания детей.

Задачи формирующего этапа эксперимента:

1. Внедрить разработанную систему взаимодействия ДОО и семьи.

2. Повышение педагогического потенциала многодетных родителей средствами использования нетрадиционных форм взаимодействия с ДОО.

3. Совместная работа с родителями по успешному воспитанию личности ребенка в семье и ДОО.

Методы работы ДОО с многодетными семьями для воспитания ребенка дошкольного возраста: всестороннее развитие ребенка во всех видах деятельности в условиях психологической атмосферы добра и взаимопонимания; гармонизация отношений в сферах «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый», «детский сад - семья», «семья - ребенок - детский сад») с целью постижения детьми умения жить среди людей; взаимодействие детского сада с семьей на основе разработки программ помощи каждому ребенку; концентрация внимания детей на знакомстве с художественной литературой, фольклором и искусством народа саха; организация ролевых игр для осознания ребенком себя как частицы своей семьи и своего народа.

Совместная деятельность с многодетными семьями в МБОУ «Едяйская средняя общеобразовательная школа - детский сад «Чэчир» представляет собой естественный процесс объективной реальности, форму и метод народного воспитания. Среди них особое место занимает авторитет старших. Необходимо отметить, что здесь нашли отражение вопросы взаимодействия родителей и педагогов в деле использования методов народного воспитания и народных традиций. Здесь используются следующие наиболее важные традиции народа-саха:

Уважение к старшим;

Совместное проживание одной семьей;

Гостеприимство;

Воспитание трудолюбия;

Почтительное отношение к женщине (девочке) и других.

Исходя из выделенных теоретических положений, содержание деятельности ДОО включало в себя такие методы и формы работы с многодетными семьями.

1. Формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.

2. Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.

3. Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с представлениями о своей семье.

4. Формирование активной жизненной позиции на основе:

Осознания ребенком своих потребностей (физических, духовных), выработки умения удовлетворять их - не в ущерб другим;

Осознания своих возможностей, формирования умения поступать в соответствии с ними, стремления к их развитию;

Осознания своих достоинств и недостатков;

Осознания своих прав и обязанностей перед собой, семьей и другими людьми;

Формирования умения отстаивать свои права и считаться с правами других;

Проявления терпимости, уважения особенностей других людей;

Развития умения давать оценку своим поступкам и поступкам других, умения делать свой выбор и принимать решение; прислушиваться к мнению других; без конфликтов решать возникающие проблемы;

Игры и упражнения на понимание значимости и ценности жизни каждого человека, развитие интереса к жизни других людей.

При организации формирующего эксперимента учитывались традиции народного воспитания:

1) возможность каждому ребенку развивать свои задатки и способности, не принуждая его;

2) управляемость процесса формирования личности в туелбэ;

3) каждая семья имеет свое лицо - специфика образа жизни, мировосприятия;

4) развитие творческой личности осуществляется, когда интеграция всех воспитательных сил ДОО и семьи, создает управляемость воздействия организованных факторов среды.

Для выявления условий повышения педагогической компетентности с многодетных родителей поставлен вопрос о выстраивании целостной системы работы ДОО и семьи, определения круга интересов каждой семьиии учета возможностей детей.

Многие многодетные семьи выразили желание и готовность продолжать образование детей дома. В этом случае возникла необходимость разработки различных мероприятий и программ для родителей, с целью помочь им в вопросах дошкольного воспитания полноценно развивать своих детей, понять уникальность дошкольного периода детства. Для этой цели была разработана комплексная работа по повышению педагогической компетентности родителей.

В рамках повышения качества работы с многодетными семьями распространяются и действуют различные традиции взаимодействия: Дары природы; Конкурсы «Байанай ыллыга», «Туйаарыскай аа5ыылара», «Мисс «Чэчир»; Совместный концерт работников МБДОУ и родителей День почетных семей; День открытых дверей; Акция «Моя родня»; Конференция для отцов.

При проведении мероприятий сотрудничество педагогов и родителей, ДОО с многодетными семьями направлены на:

Создание положительной познавательной мотивации детей; организацию их внимания;

Активизацию речевого опыта дошкольников;

Формирование способов оценки ребенком собственной деятельности.

В процессе эксперимента также были использованы следующие формы совместной работы детей, педагогов и родителей многодетных семей: театрализация народных сказок - совместное творчество детей, воспитателей и родителей воспитанников; изучение народных игр, народных песен и традиций разных народов, знакомство с фольклором разных народов и др.

В общении взрослых с ребенком важен принцип позитивности, тогда у ребенка формируется высокий уровень патриотических качеств личности детей - доверие к взрослому, чувство собственного достоинства как духовная основа позитивного уровня развития ребенка.

Итак, работа с многодетными семьями подтвердила нашу гипотезу о значении близкого эмоционального контакта ребенка с родными в семье для формирования его положительной самооценки.

На контрольном этапе, по данным родителей экспериментальной группы общий уровень воспитанности детей - 100%, в контрольной группе - 66,7%. Это подтверждает то, что в экспериментальной группе произошло повышение уровня воспитанности на 54,5%. Тогда как в контрольной группе его показатели изменились меньше (на 11,2%).

Показатели эффективности работы ДОО с многодетными семьями в МБОУ ЕСОШ - ДС «Чэчир»

Анализ диагностических данных контрольного этапа доказывает эффективность формирующего эксперимента по организации форм работы ДОО с многодетными семьями.

Таким образом, в результате проведенной формирующей работы у детей экспериментальной группы произошли качественные изменения в показателях воспитанности и позиции в семье.

Таким образом, определяя содержание форм и методов работы ДОО с многодетными семьями важно исходить не только из общих для детского сада и семьи задач воспитания, но и учитывать особенности воспитания в каждой семье. При этом важно найти методы, позволяющие установить тесные контакты с семьей в целях обеспечения единства в воспитании. В работе с родителями более приемлемы поисковые методы обучения, познавательные ситуации, связанные с постановкой проблем и совместным поиском решений в общении с детьми.

С родителями детей «группы риска».

Одно из необходимых направлений работы педагога с детьми «группы риска» - это тесный контакт с родителями . В такой деятельности необходимо проявить максимум терпимости к образу жизни семьи ребёнка и воспитательным издержкам. Педагог должен оказывать конструктивную помощь, а не противодействовать и критиковать. Ему следует принять как данность сложившиеся в этой семье ролевые отношения и границы между поколениями. Очень продуктивным и желательным представляется вовлечение в процесс совместной деятельности и реабилитации ребёнка всей семьи в её самом расширенном составе, включая бабушек и дедушек, а также других родственников, контактирующих с ребёнком и его семьёй.

Изучение семьи может быть успешным при условии проявления педагогом высокого такта, уважительного, внимательного и чуткого отношения к родителям.

Первая стадия «Поиск контактов», на которой происходит встреча с родителями. Но этой стадии рекомендуется педагогу проявить высокий такт, искреннее уважением к родителям, деликатность и сдержанность, а главное - постараться не оттолкнуть их от себя и от проблемы.

Вторая стадия «Поиск общей темы». На этой стадии педагог выясняет условия семейного воспитания, в чём выражается забота родителей о ребёнке и т. д. Его задача на этом этапе - подготовить почву для взаимопонимания , выявить отношения родителей между собой и к ребёнку. На этом этапе зарождаются положительные эмоции от общего интереса и доброжелательного общения.

Третья стадия «Установление общих требований к воспитанию ребёнка». Педагог должен грамотно рассказать родителям о своих взглядах на воспитание, выявить взгляды родителей по этой проблеме и предложить обоснованные методы воздействия на ребёнка.

Четвёртая стадия « Упрочение сотрудничества в достижении общей цели». На этом этапе для педагога очень важно, чтобы родители поняли свои ошибки в воспитании и его недостатки. Очень важно на этой стадии уточнить воспитательные возможности друг друга, выработать единые цели и задачи воспитательного воздействия на ребёнка.

Пятая стадия «Реализация индивидуального подхода». На этой стадии, опираясь на ранее предложенное родителями, предлагает конкретные меры педагогического воздействия на ребёнка. Педагог должен акцентировать внимание родителей на положительных моментах в воспитании ребёнка и в тактичной форме сообщить о недостатках воспитательного процесса.

Шестая стадия «Совершенствование педагогического сотрудничества» . На стадии необходимо углубление и расширение педагогического сотрудничества, период распределения принятых и согласованных ролей, реализации единых педагогических воздействий на ребенка.

Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями.

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

* социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

*медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей - особенно матери, пренебрежение санитарно- гигиеническими нормами);

* социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);

* социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);

* психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители;

* криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиций и нормы преступной субкультуры).

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная.

Механизм выявления неблагополучных семей.

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, воспитателей, педагогов и педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:

  • утомленный, сонный вид;
  • санитарно-гигиеническую запущенность;
  • склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
  • неумеренный аппетит;
  • задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
  • привлечение внимания любым способом;
  • чрезмерная потребность в ласке;
  • проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;
  • проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
  • трудности в обучении.

Признаки физического насилия в семье проявляются:

  • в боязливости ребенка;
  • в выраженном страхе взрослых;
  • в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца,
  • раскачивания;
  • в боязни идти домой;
  • в жестоком обращении с животными;
  • в стремлении скрыть причину травм.

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями и педагогом-психологом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог ДОУ формирует и реализовывает систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.

П ризнаки неблагополучия в семье

  1. Ребенок не ухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.
  2. Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.

3. Ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.

  1. Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.
  1. Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.
  1. Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.
  1. При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.
  1. Характер взаимоотношений в семье наносит вред психическому здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.

При выявлении признаков неблагополучия воспитатели пишут докладную на имя заведующей с просьбой поставить семью на учет с указанием причин неблагополучия.

Алгоритм работы с неблагополучной семьёй

Первый этап : изучение семьи и осознание существующих в ней проблем,

изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).

Второй этап : первичное обследование жилищных условий неблагополучной

(проблемной) семьи.

Третий этап : знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми,

оценка условий их жизни.

Четвёртый этап: совместные педагогические консилиумы по определению

путей совместных действий.

Пятый этап : изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации.

Шестой этап: изучение личностных особенностей членов семьи.

Седьмой этап : составление карты семьи.

Восьмой этап : координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.)

Девятый этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй.

Десятый этап : текущие и контрольные посещения семьи.

Одиннадцатый этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

Педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию родителей и других членов семьи.

Педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в семью.

Социально-педагогическая работа с различными типами семей

1. Семьи, в которых находятся опекаемые дети:

  • выявление в микрорайоне детей-сирот, оставшихся без попечения
    родителей, создание банка данных;
  • участие в обследовании условий жижи и воспитания детей;
  • контроль за здоровьем и оздоровлением детей;
  • поддержка семьи опекунов (педагогическая, просветительская и др.);
  • работа с воспитателями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям;
  • защита интересов опекаемых;
  • законодательное просвещение;
  • практические мероприятия для семьи.

2. Многодетные семьи:

  • содействие родителям в повышении качества выполнения ими
    воспитательных функций;
  • организация благотворительной помощи;
  • рекомендации по организации семейного досуга;
  • профориентационная работа;
  • законодательное просвещение;
  • совместные мероприятия для детей.

3. Неполные семьи:

  • оказание необходимой помощи в получении пособий;
  • психолого-педагогическое консультирование;
  • профилактика асоциально-аморального поведения;
  • организационно-практическое содействие родителям в выполнении их
    воспитательных функций (ГПД, благотворительная помощь и др.);
  • законодательное просвещение.

Проблемные семьи:

  • изучение динамики развития проблемы семьи;
  • общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье;
  • законодательное просвещение.