Научная электронная библиотека. Диагностика уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников Констатирующий эксперимент выявление уровня духовно нравственного развития по методике

МБОУ СОШ
№ 73

Входная диагностика 1 классы, 2012-2013 гг.

Анкета «Нравственные понятия»

Для выявления уровня развития духовно - нравственных качеств у младших школьников необходимо своевременно заложить нравственный фундамент развития личности, а именно уровень сформированности нравственных понятий.

Ответы 1 А класса «Нравственные понятия»

Ответы 1 Б класса «Нравственные понятия»


Итак, первоклассникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «счастье», «любовь» и труднее, «милосердие», «мудрость», «вина», «душа».

Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».

В толковании зла можно выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с действием - «это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся». Вторая группа ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»). Третья группа вновь представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо».

Добро в представлении отвечающих - «когда делают добрые дела», «всем по-могаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». Несмотря на то, что категории «свобода» и «долг» объяснило преобладающее большинство учащихся, их понимание далеко от действительного.

Диагностика нравственной мотивации

Уровень нравственной самооценки в 1 А и в 1 Б классах находится на высоком уровне. Количество положительных ответов в каждом классе: 1 А класс - 39 баллов, 1 Б класс - 34 балла, что говорит об устойчивой нравственной мотивации учащихся.

Результаты методики показали, что у ребят сформировалась устойчивая нравственная мотивация, из чего можно сделать вывод, что в дальнейшем они будут самосовершенствоваться в данном направлении. Дети научились анализировать, объективно оценивать своё поведение и поведение других. Наблюдения и анализ поступков показали, что у учащихся сформировались такие качества, как доброта, отзывчивость, искренность. Дети умеют сопереживать и охотно приходят друг другу на помощь.

Диагностика уровня духовно-нравственного воспитания подростков

Входная диагностика (5 классы, 2012-2013 гг.)

Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой

В 5 А классе - уровень нравственной воспитанности составляет 28 баллов, что говорит о среднем уровне воспитанности учащихся.

В 5 Б классе - средний уровень воспитанности, 25 баллов. В обоих классах характеризуется средний уровень воспитанности, что говорит об их самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.


По итогам применения данной методики можно сделать вывод о том, что в 5 А классе - 15% учащихся имеют низкий уровень воспитанности; в 5 Б классе - 19% учащихся имеют низкий уровень воспитанности.

Анкета - опросник «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова)

В 5 А и в 5 Б классах самые популярные результаты определились следующим образом:

1. Оказывает эмоциональную поддержку

1. Хранит доверенные ему тайны

2. Искренен в общении

2. Искренен в общении

3. Не предает в трудную минуту

4. Хранит доверенные ему тайны

4. Радуется успехам и достижениям друга

5. Радуется успехам и достижениям друга

5. Уважает внутренний мир друга

Среди основных понятий в обоих классах учащиеся выбирают искренность в общении, преданность в трудную минуту. Понятия настоящего друга для подростка - это, прежде всего, верность, преданность, надежность и доверие.

Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)

В 5 А и в 5 Б классах отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое, отношение к поступкам и эмоциональные реакции адекватны. Большинство учащихся выбирают правильное решение на определенные поступки, но сомневаются в своих ответах. Это связано с тем, что идет период адаптации к основной школе, учащиеся нуждаются в эмоциональной помощи со стороны взрослых (родителей). Отношение к себе у большинства пятиклассников отрицательное: усталость, эмоциональные переживания. В обоих классах - представления о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное.

Входная диагностика (6 классы, 2012-2013гг.)

Методика «Мое отношение к людям»

Среди показателей в 6 А и в 6 Б классах большинство учащихся выбирают на первый план отношения к друзьям и отношение к семье. На втором месте - отношение к себе. Это связано с тем, что в подростковом возрасте основным новообразованием является межличностное общение в классе; чувство взрослости. Наблюдается критичность по отношению к себе: недовольство собой, упрямство, негативизм.
Диагностика нравственной самооценки

В 6 А и в 6 Б классах большинство учащихся имеют высокий уровень нравственной самооценки. Формирование нравственных качеств находится на высоком уровне. Для учащихся с низким уровнем необходимо сделать определенные выводы, исправиться в лучшую сторону и научиться повышать свой уровень духовно-нравственного развития.

Входная диагностика (7 классы, 2012-2013гг.)

Диагностика нравственной самооценки

Духовно-нравственное воспитание среди подростков строится на формировании позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы, учить восприятию и пониманию ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор», а также соблюдение традиций школы.

Изучение уровня воспитанности (нравственные знания, нравственные убеждения, нравственное поведение) учащихся 7 А класса показывает, что высоким уровнем сформированности нравственных качеств обладает 44% учащихся, хорошим уровнем - 35%, средним - 20%, низким - 1%. В 7 Б классе - 33% - высокий уровень; 33% - хороший уровень; 29% - средний уровень и 5% - низкий уровень сформированности нравственных качеств. Результаты показывают, что нравственное самосознание подростка характеризуется сложным, неоднозначным характером взаимосвязи с различными вариантами средовой адаптации, своеобразным в зависимости от гендерной специфики. В этом возрасте особенно велика опасность стать жертвой неправильного воспитания в семье.

Методика «Мое отношение к людям»

Для подростков более значимо в данном возрасте как взаимоотношения в кругу сверстников и одноклассников, так и более требовательное отношение к себе. Учащиеся отстаивают свое мнение, основываясь на своем личном опыте. Стараются себя оправдать, даже если неправильно поступают или совершают какие-либо неправильные действия или поступки. При этом очень бережно и искренно относятся к близкому другу (подруге). Для них важно мнение окружающих (родители, сверстники), их поддержка и взаимопонимание.

Диагностика уровня духовно-нравственного воспитания старшеклассников

Входная диагностика (10 А класс, 2013г.)

Наряду с духовными ценностями большое место в представлениях многих ребят имеют как материальные, так и духовные ценности (иметь много денег, важно здоровье родителей, уметь сочувствовать и помогать другим людям). Немаловажную роль играет антидуховная пропаганда средств массовой информации и, всё таки, не всегда нравственная социальная среда, в которой пребывает ребёнок, положительно влияет на его духовную культуру. В 10 А классе уровень духовно-нравственных ценностей имеет средний уровень.

Учащиеся убеждены в значимости духовно-нравственных ценностей в окружающей действительности, но не всегда проявляют соответствующей активности. Некоторые ребята не испытывают потребности и интереса заниматься духовно-нравственной деятельностью.

Входная диагностика (11 А класс, 2012-2013гг.)

Диагностика отношения к жизненным ценностям

Для старшеклассников 11 А класса уровень духовно-нравственных ценностей находится на высоком уровне. Учащиеся уверены в значимости духовно-нравственных ценностей. Имеют сформированные ценностные ориентации, проявляют духовно-нрав-ственную самостоятельность. Среди основных ценностей выделяют: здоровье родителей, сочувствие и помощь другим людям, быть человеком и иметь доброе сердце.
Большинство учащихся проявляют последовательность, непоколебимость в реализации задач духовно-нравственного воспитания. Имеет место независимость суждений, само-стоятельность при решении задач духовно-нравственного характера.

Развитие нравственных мотивов общения и взаимодействия со сверстниками;
- Развитие опыта нравственного поведения;
- Корректировка нравственных качеств личности школьников;
- Формировать в школьниках такие качества как: толерантность, взаимопонимание, патриотизм, гуманистическое мировоззрение, культуру общения;
- Периодически проводить часы нравственности.

Развивать командные чувства у ребёнка
- Учить уважать чужое мнение
- Развивать у подростка чувство эмпатии по отношению к другим людям
- Воспитывать как социально активного, здорового человека.

Таким образом, в заключении можно сделать следующие выводы.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников и подростков определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

У старшеклассников появляется возможность сознательно управлять своим поведением, стремиться к воспитанию у себя качеств, которые соответствуют их моральным взглядам и убеждениям. Стремление старшеклассников к моральным знаниям обусловлено интересом к собственной личности.

Форма измерений и методика сбора и обработки исходных и конечных данных, характеризующих продвижение учащихся в духовно-нравственном воспитании и развития в условиях многонационального коллектива, пока весьма несовершенны. Это связано с рядом причин. Во-первых, многие исследователи пытаются механически перенести систему измерений из области точных наук, где можно устанавливать определенную системность и повторяемость явлений, на педагогические, постоянно изменяющиеся и не всегда поддающиеся воспроизведению и повторению в одних и тех же условиях жизнедеятельности. Поэтому полученные данные о духовно-нравственном воспитании и развитии обычно школьника можно считать в какой-то степени условными. Во-вторых, при измерении в результат духовно-нравственного воспитания и развития обычно включается лишь конечный результат. В связи с этим результативность воспитания оценивается только по внешним показателям, без учета сложных внутренних изменений. Например, изменения этнопсихологической установки под влиянием жизнедеятельности и общения в многонациональном коллективе.

В-третьих, при выявлении взаимосвязи между условиями и развитием личности не выделяются педагогические влияния, а берутся суммарно все влияния. Например, влияние этнического склада характера на сознание школьника. Кроме того не учитываются количественные показатели, касающихся закономерно повторяющихся факторов и явлений, влияющих на сознание воспитанника. В-четвертых, следует иметь в виду, что некоторые исследователи рассчитывают получить проявление определенного уровня духовно-нравственной воспитанности в более короткие сроки. В действительности эту результативность можно получить в ощутимом виде только после развития личности. В-пятых, неразработанность показателей для измерения духовно-нравственной воспитанности личности, а также методов ее изучения и обработка диагностического материала, характеризующего развитие этой личности, а также методов ее изучения и обработки диагностического материала, не позволяют до конца объективно устанавливать достигнутый уровень воспитанности.

Таким образом, оптимальные условия духовно-нравственного развития учащихся многонационального коллектива и его показатели следует рассматривать с этнопсихологических и педагогических позиций, предполагающих использование системы разнообразных средств учета.

Уровень духовно-нравственной воспитанности как обобщенное понятие представляет собой степень соотнесения идеального с действительным и имеет качественно-структурную и вероятностно статистическую характеристики.

В настоящее время нельзя говорить о прямых измерениях качеств личности, так как реальны использование косвенные измерители, для которых мерой или критерием можно избрать количественные и качественные характеристики, несущие в себе содержательное описании отдельных сторон или качеств.

Общий критерий духовно-нравственной воспитанности - это признак, на основе которых устанавливается продвижение личности в своем духовно-нравственном развитии на относительно завершенном этапе школьного образования и воспитания. Наряду с критерием общей воспитанности существуют критерии развития отдельных духовно-нравственных качеств, проявления личностью притязаний, обоснования требований и т.л. Однако при всех условиях объективным критерием оценки поведения является соответствие этого поведения общественным требованиям, установленным нормам. Духовно-нравственный опыт многонационального общества РК отражен в принципах «Стратеги «Казахстан-2050», которые следует рассматривать и в качестве общих принципов и в качестве общих критериев духовно-нравственного воспитания людей многонационального общества. Как содержание духовно-нравственных принципов носит исторический характер, так и критерии являются переходными и изменчивыми. Поэтому основанием критериев является объективно-историческая необходимость в духовно-нравственных требованиях и в оценочных суждениях о добре и зле.

В основу принципов определения духовно-нравственной ценности положен смысл общечеловеческих моральных требований многонационального общества, т.е. критериями могут выступать не указания, а полиморальные идеалы, принципы и нормы. Сама моральная оценка в конкретном случае является специфической формой выявления моральной практики, выясняющая роль отдельных элементов поступка и соотношение мотива и результата в этом поступке. А также определяет ответственное и безответственное отношение личности к решению возникающих духовно-нравственных задач.

В конечном итоге мерилом истинности духовно-нравственного развития школьника многонационального коллектива является его поведение, его практические действия и поступки в сфере жизнедеятельности многонационального коллектива. Поэтому, и практика поведения учащихся должна мыслиться в широком плане, как практика общественная и полиэтническая. Здесь недопустим прагматизм, который рассматривает духовно-нравственную практику лишь как субъективный опыт, как индивидуальное поведение. Развитость духовно-нравственной личности определяется не на элементарной сумме правил и норм поведения, а на высоком стремлении и к научному пониманию личностью связи деятельности и отношений с людьми другой национальности и многонациональным обществом в соответствии с идеальными целями и потребностями, со средствами, достижения которых они должны создать монолитное единство.

Необходимость и достаточность условий и факторов духовно-нравственного развития необходимо также прослеживать не через структуру их элементов, а через количественные и качественные показатели, характеризующие объем нравственного опыта (объективные отношения) и отношения к нему школьника (субъективные отношения). Но если количественные показатели и социально обусловлены положением личности в системе школьных и внешкольных отношений и связаны с ее социальными функциями, то качественные показатели указывают на уровень духовно-нравственного развития этнической личности в соответствии с установленными в многонациональном обществе нормами и доступными притязаниями. Измеряться уровень этого развития может социально - ценным значением побуждений личности и соответствием личного и полиэтнически общественного в ее поведении. При этом критерии не могут быть раз и навсегда установленными, так как подвижность многонациональной общественной жизни требует и подвижности показателей для их измерения.

В качестве исходных положений для определения духовно-нравственного развития школьника полиэтнического коллектива можно использовать методические рекомендации «Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников», в одном из подразделов которого сосредоточены требования, предъявляемые к нравственному облику личности ученика.

Сопоставляя реальное поведение с идеальным поведением можно проследить продвижение ученика в духовно-нравственном развитии. Такое предметное овладение итогов работы по духовно-нравственному воспитанию содействует целенаправленности и конкретности в этой работе.

Практические работники, хотя и имеют перед собой идеальный образец личности или особенное представление о духовно-нравственной зрелости воспитанника, не могут еще уловить всех оттенков поступательного движения в развитии этого воспитанника. Здесь воспитатель имеет дело лишь с общими данными и параметрам характеризующими духовно-нравственное становление личности. В них не отражена внутренняя сущность изменения самой личности, поэтому набор идеальных духовно-нравственных качеств необходим для сравнения с формирующимися качествами личности каждого школьника. Эта внешняя сторона показателей духовно-нравственной воспитанности использует воспитатель в своей практике.

Существующая система учета результатов духовно-нравственной воспитанности учащихся многонационального коллектива (состояние дисциплинированности, общего порядка в школе и в классах, количество проведенных воспитательных мероприятий) является менее объективной, чем определение духовно-нравственной воспитанности на основе сопоставления образца и фактически достигнутого уровня развития.

Однако при всех этих условиях в практике работы многонациональных школ за критерии духовно - нравственности берутся пока лишь внешние показатели, а поэтому установить истинное положение в развитие личности такими способом бывает сложно. То, что на первый взгляд может показаться объективным критерием, в действительности отражает какую-то одну сторону в развитии или дает самое общее представление о нем. Критерий духовно-нравственного развития личности школьника должен охватывать не только результат этого развития, но побуждения, цели и способы его достижения. Как показывает опыт изучения учащихся многонациональных школ, за наиболее объективный критерий духовно-нравственной воспитанности следует принимать отношение личности к окружающей действительности, к людям другой национальности. Как показал анализ результатов нашего исследования требовательность к людям другой национальностей гораздо выше, чем требовательность к людям своей национальности. На это указали 73 % опрошенных школьников 5-19 классов гор. Тараза)

Анализ полученных данных показывает, что работа по формированию духовно-нравственного воспитания учащихся полностью удовлетворить педагогов пока не может. Можно предположить, что современная школа еще не сумела организовать воспитательную деятельность так, чтобы обеспечить ученикам высокий уровень духовно-нравственной воспитанности. Но одно является бесспорным: разнообразным отношениям учащихся (к многонациональному обществу, полезному труду,
людям другой национальности и т.д.) можно увидеть характерную для них черту - все их отношения зависит от духовно-нравственной направленности и активности, от того, какую роль выполняют они в многонациональном ученическом коллективе.

Таким образом, за объективные критерий духовно-нравственной воспитанности личности школьника многонационального коллектива следует брать отношения, которые проявляются в различных формах деятельности и поведения. Однако здесь может быть некоторая натяжка, так как в отношениях мы не улавливаем всех объективированных нюансов, по которым можно было бы с исчерпывающей полнотой говорить о реальной духовно-нравственной зрелости школьника.

Духовно-нравственные отношения исследуются также философами и психологами. Если первые обращают внимание на оценочный характер отношений, то вторые - на качества личности и их проявление, на то, какую позицию занимает эта личность во взаимоотношениях с другими людьми. Фактически получается, что философы оценивают отдельные поступки, а психологи - отдельные качества.

В педагогике оценивается общее духовно-нравственное развитие школьника, так как личность формируется целостно, хотя оценку развития отдельных сторон личности также нельзя игнорировать. Поэтому было бы правильно оценивать отношение как интегральную позицию личности в целом.

Таким фиксированным критериям, принятым в учебной работе, практические работники хотят оценки и для воспитательной деятельности, ибо рассматривавшиеся до этого критерии не экономны во времени. В современной школе применяется трехбалльная система (примерное, удовлетворительное, неудовлетворительное). Но за последние годы в практические работники поддерживают идеи унификации критериев оценки знания и поведения учащихся. В связи с этим предлагалось ввести пятибалльную цифровую систему оценки дисциплинированности и культуры поведения в сфере межнациональных отношений.

Действительно, для удобства пользования в практической работе целесообразность пятибалльной системы учета духовно-нравственной воспитанности очевидна. Но объективности в оценке подлинного поведения и достигнутого уровня духовно-нравственного развития не будет, даже при наличии всестороннего описания того, за что будет выставляться тот или иной балл. Во всяком случае, разработка критериев духовно-нравственной воспитанности и развития школьников должна быть не самоцелью, а одним из важных направлений в работе каждого педагога.

Наша многолетняя опытно-педагогическая работа показала, что наиболее объективные данные об уровне духовно-нравственной воспитанности учащихся удается получить лишь при детальном изучении механизма возникновения нравственной окраски во все виды деятельности школьника многонационального коллектива. Она происходит при определении соответствия задач духовно-нравственной деятельности основам формирующегося полиэтническое мировоззрения; при выяснении идеалов, потребностей и интересов, в которых всесторонне раскрываются существенные признаки личных и полиэтнических устремлений. Особое внимание при этом необходимо уделить анализу мотивов поведения, раскрывающих нравственную сторону поступка и в целом поведения школьника, систематически фиксируя устойчивость его поведения в соответствии со сложившимися нравственными отношениями.

Сравнивая поведение ученика, которые осуществляется им при контроле воспитателей и товарищей многонационального коллектива, а также с тем, которое присуще ему, когда он ощущает контроль со стороны только представителей своей этнической группы, с очевидностью можно убедиться в том, насколько поведение такого ученика стало или становится устойчивым. Духовно-нравственная устойчивость школьника делает его поведение и отношение независимыми в различных ситуациях и не приспособленными окружающей действительности. Духовно-нравственная устойчивость личности достигается в условиях социальных и полиэтнических духовно нравственных мотивов: усвоение объективно существующих форм и способов поведения; усвоение образцов поведения должно осуществляться в условиях определенного соотношения между тем, что усваивается школьником и теми побудителями, которые присущи ему или уже сформировались в его предшествующем опыте.

Сопоставление педагогических воздействий с результатами совершенствования своей личности и своих отношений к моральным поступкам позволяет убедиться в наличии у школьника потребности бороться за утверждение принципов полиэтнической духовно-нравственным

нормам и служит показателем правильности избранного направления в духовно-нравственном воспитании учащихся многонационального коллектива. Изучение связи духовно-нравственных чувств действиями и поступками ученика содействует установлению связи между возникающими у него чувствами и реальным поведением.

Провести глубокое и всестороннее изучение уровня духовно-нравственной воспитанности с помощью какого-либо одного изолированного способа практически невозможно. Поэтому наиболее эффективной системой изучения оказывается та, которая состояла из совокупности применения различных вариантов педагогического наблюдения, бесед с учителями, воспитателями, самими учащимися, родителями и представителями национальных ассоциаций, специальными анкетными опросами, анализом школьных документов и различных письменных работ, выполняемых в ходе учебных и внеклассных занятий.

Наряду с этим изучается специальная документация, необходимая в организации духовно-нравственного воспитания учащихся, планы, дневниковые записи, отчеты. Затем вносятся коррективы в общую работу по определению уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся, характеризующие их поведение вне школы, а также создаются специальные условия, в которых проявляются духовно-нравственные качества личности. Много полезного материала дает изучение работ школьников по разведке полезных дел и в процессе самостоятельного их выполнения. Умение замечать полезные дела, устанавливать мотивы, которые побудили школьника предположить эти дела, содержание и целенаправленность таких предложений ярко характеризуют уровень духовно-нравственной воспитанности, как многонационального коллектива, так и отдельных его членов.

В целях обеспечения единства действий многонационального педагогического коллектива процесс выявления уровня духовно-нравственной воспитанности необходимо выработать рекомендации по изучению учащихся, уровень воспитанности которых характеризовался сходными показателями. Наиболее приемлемым документом, с помощью которого осуществляется интегральное изучение духовно-нравственной воспитанности ученика, является комплексная программа. Она помогает преодолеть односторонность в подходе к изучению личности и ориентирует воспитателя на использование многочисленных источников получения информации о продвижении школьников в духовно-нравственном развитии. Программа, составленная на основе опытно-педагогической работы, предлагается из пяти разделов, которые касаются изучения социально-бытовых условий, влияния национальных традиций на формирование морального облика школьника. Показателей уровня духовно-нравственной воспитанности и нравственных идеалов школьника.

Выявление духовно-нравственной воспитанности ведется не изолированно от изучения условий и факторов, влияющих на духовно-нравственное развитие личности ученика, на формирование его идеалов. Для сопоставления противоположных отношений берутся положительное и отрицательное качества, характеризующие обоснованные показатели уровня духовно-нравственной воспитанности. Контрастность отношений наглядно отражает продвижение учащегося в духовно-нравственном развитии и удобна для учета данных о достигнутом уровне их духовно-нравственной воспитанности.

Однако лаконичность характеристик уровня воспитанности всегда таит в себе и недостатки: Взятые только основные положительные и отрицательные стороны в поведении личности не отражают множества промежуточных показателей, которые помогают глубже понять степень ее духовно-нравственной зрелости. Компенсация этого недостатка достигается введением дополнительных показателей. Так, выясняя отношение ученика к учению, труду, к самому себе на различных возрастных этапах, одновременно устанавливается то, как она он работает в коллективе представителями другой национальности, какую заботу проявляет к ним в труде и учении, какие мотивы побуждают его трудиться инициативно и творчески в многонациональном коллективе. Одновременно выясняется равнодушие, пассивность, работа и учение только из-за поощрения, которые проявлялись у него вообще или только по отношению к какому - либо виду деятельности или отдельным нормам поведения. Положительное отношение к многонациональному коллективу характеризует активное участие школьника в жизни многонационального коллектива, выполнение его требований, переживание общественных или узко этнического интереса, умение защищать честь многонационального коллектива. Об отрицательном отношении ученика к многонациональному коллективу следует судить по его активности, обособленности, игнорированию требований коллектива, превалированию у него личных интересов над общественными интересами, равнодушию к успехам и неудачам многонационального коллектива.

«Среднеарифметические показатели о благополучии состояния воспитательной деятельности в многонациональной школе всегда ниже тех данных, которые характеризуют эту деятельность с позиции духовно-нравственных отношений, в которых выражается духовно-нравственная направленность личности, определяющаяся целью и содержанием деятельности и поведения этой личности.

Наша опытно-педагогическая работа, в течение длительного времени показывает, что наиболее приемлемой мерой духовно-нравственной зрелости учащихся многонациональных школ является знание многообразных межнациональных отношений, возникающих в различных видах деятельности и общения. В связи с этим межнациональные отношения следует считать за исходную единицу измерения уровня духовно-нравственной воспитанности. Эта мера духовно-нравственной зрелости школьника многонационального коллектива дает наиболее полное выражение связей существенных количественных и качественных показателей, характеризующих развитие духовно-нравственных качеств личности. Само же измерение духовно-нравственной зрелости представляет собой процесс сравнения достигнутого уровня с тем уровнем, который предшествовал ему. В качестве единиц, отражающих градирование показателей духовно-нравственного развития учащихся многонационального коллектива, можно использовать такие понятия, которые отражают положительные и нейтральные, индифферентные и отрицательные отношения, что должно соответствовать понятиям, выражающим высокий, средний и низкий уровень духовно-нравственной воспитанности.

Выявление уровня воспитанности позволяет не только устанавливать результат воспитательной деятельности и их взаимосвязь с системой влияний, но и своевременно обнаружить отклонения в духовно-нравственном развитии учащихся и недостатки в работе воспитателя.

Необходимо отметить, что до настоящего времени не уточнено содержание самого понятия «уровень духовно-нравственной воспитанности. Так Н.И. Монахов предлагает рассматривать уровень нравственной воспитанности как совокупность определенных нравственных качеств и намечает три уровня воспитания таких качеств. Е.В. Бондаревская предлагает, чтобы на уровень нравственной воспитанности принять отношения между главными сторонами личности, которые характеризуют развитие отношений личного и общественного у школьников. Они по ее мнению, и должны считаться показателями нравственной воспитанности. И.С. Марьенко считает уровень нравственной воспитанности необходимо выявлять по поведению и отношению учащихся к различным видам деятельности и общения.

Предлагаемые авторами уровни и способы выявления уровня нравственной воспитанности учащихся нельзя считать удачными. Поэтому необходима дальнейшая работа по выработке показателей результатов духовно-нравственного воспитания, а также всех средств и приемов их выявления. Духовно-нравственное развитие, входящие в общее развитие личности должно изучаться не как добавочное свойство к общему, как часть целого, ибо сдвиги в этом развитии характеризуются в зависимости от способов их выявления и измерения. Наиболее ощутимыми показателями духовно-нравственного развития являются действия и поступки школьников многонационального коллектива, проявляющиеся в различных видах деятельности и общения, поведения и отношений. Глубинные процессы или качественные изменения этих сдвигов (потребности, мотивы, интересы, направленность и т.д.) пока мало поддаются боле тонкому и объективному изучению и измерению. О них мы судим чаще всего по косвенным показателям, на основе субъективных оценок и т.д. Поэтому возникает необходимость разработки программы «Духовно-нравственного воспитания учащихся многонациональных школ».

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В ходе исследования мы выделили критерии духовно-нравственной воспитанности младших школьников. В научной литературе под критерием оценки воспитанности понимают признак, мерило, на основании которого производится оценка чего-либо. Критерий оценки воспитанности − признак, по которому можно судить об уровне воспитанности человека, оценить результаты воспитательной деятельности. Мы выделяем в качестве критериев духовно-нравственной воспитанности младших школьников: когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий. Каждый из выделенных критериев включает ряд показателей, отражающих их наиболее существенные стороны, качественные и количественные характеристики. Показатели конкретизируют содержание критерия.

Показателями духовно-нравственной воспитанности младших школьников по когнитивному критерию выступают: полнота и объем нравственных знаний и знаний о духовно- нравственных ценностях; степень интереса к этим знаниям. Показателем духовно-нравственной воспитанности младших школьников по эмоционально-ценностному критерию является: степень развития эмоционального отношение к нравственно значимым ценностям, их личностного принятия.

Поведенческий критерий можно оценить по следующему показателю: наличие практического опыта готовности следовать принятым духовно-нравственным ценностям в поведении; степень способности оценить поведение свое и окружающих с позиции следования духовно-нравственным ценностям.

В процессе планирования экспериментальной работы определены уровни сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников. Под уровнем понимается отношение каких-либо высших и низших ступеней развития структур определенных объектов или процессов. Как отмечает Ю.А. Конаржевский, переход с одного уровня на другой характеризуется следующим:

1) усложнением развития элементов, приводящим к усложнению структуры;

2) созданием более совершенной структуры с последующим развитием элементов до уровня развития структуры;



3) одновременным совершенствованием элементов и структуры .

Мы выделили три уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников (см. приложение А): низкий, средний и высокий. Охарактеризуем их.

Высокий уровень. На этом уровне младшие школьники проявляют сравнительно глубокие и разносторонние нравственные знания и знания о нравственных ценностях, применяют их на практике. Имеют устойчивый интерес к этим знаниям и их изучению. Проявляют понимание значимости нравственных ценностей, убеждены в необходимости следовать в жизни личностно принятым нравственным ценностям. Проявляют устойчивое эмоциональное отношение к нравственно значимым ценностям. Имеют практический опыт готовности следовать принятым нравственным ценностям в реальном поведении. Дают правильную оценку поведения своего и окружающих, могут ее мотивировать во всех ситуациях, типичных для воспитанников.

Средний уровень. Учащиеся на этом уровне проявляют недостаточно разносторонние нравственные знания и знания о нравственных ценностях, не всегда применяют их на практике. Интерес к изучению и пополнению этих знаний не устойчив, часто проявляется под педагогическим воздействием. В большинстве случаев проявляют понимание значимости нравственных ценностей, необходимости следовать в жизни личностно принятым нравственным ценностям. Не устойчивое эмоциональное отношение к нравственно значимым ценностям. В большинстве случаев следуют принятым нравственным ценностям в реальном поведении. Дают правильную оценку поступков своих и окружающих, могут ее мотивировать во всех ситуациях, типичных для воспитанников. Способны к правильной оценке поведения, но в отдельных случаях при непосредственном руководстве взрослых.

Низкий уровень. У учащихся на этом уровне нравственные знания и знания о нравственных ценностях отрывочны и бессистемны. Не проявляют интерес к этим знаниям и их изучению, отсутствует понимание значимости нравственных ценностей. Имеют не сложившиеся убеждения в необходимости следовать в жизни нравственным ценностям. Присутствует нейтральное отношение к нравственно значимым ценностям. Имеют незначительный практический опыт готовности следовать нравственным ценностям в реальном поведении. Не умеют мотивировать и правильно оценить поведение, от самооценки поступков уклоняются.

В исследовании уровни сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников планируется определять с помощью диагностики. Диагностика духовно-нравственной воспитанности младших школьников – это оценочная процедура, направленная на обнаружение изменений в существенных показателях духовно-нравственной воспитанности младших школьников и причин, вызывающих эти изменения. Полученные данные в ходе диагностики сопоставляются с исходными (начальными) характеристиками показателей духовно-нравственной воспитанности младших школьников, разница между ними определяет результативность процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников. На основании изучения делаются предварительные прогнозы, планируется система работы духовно-нравственному воспитанию младших школьников (см. приложение Б).

Сущность диагностики духовно-нравственной воспитанности младших школьников состоит в том, чтобы:

1) обнаружить и изучить изменения состояния духовно-нравственной воспитанности младших школьников;

2) определить уровень сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников;

3) увидеть норму или отклонения в духовно-нравственной воспитанности младших школьников (ориентируясь на эталон);

4) установить причины, определяющие выявленное отклонение в состоянии духовно-нравственной воспитанности младших школьников;

5) установить эффективность педагогического взаимодействия в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников.

При проведении диагностики необходимо придерживаться следующей логики действий:

1) постановка целей диагностики;

2) определение критериев, показателей, уровней духовно-нравственной воспитанности, младших школьников;

3) отбор методов диагностики (построение диагностической программы изучения духовно-нравственной воспитанности младших школьников);

4) осуществление методов диагностики в непосредственном педагогическом взаимодействии (реализация диагностической программы изучения духовно-нравственной воспитанности младших школьников);

5) фиксирование результатов диагностики для статистико-математической обработки и определение уровня духовно-нравственной воспитанности у каждого ученика и в целом по классу;

6) анализ и обобщение результатов диагностики.

Основываясь, на алгоритм логики действий, определена диагностическая программа сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников (см. табл. 2.1).

Таблица 2.1.

Диагностическая программа изучения уровней сформированности

духовно-нравственной воспитанности младших школьников

Критерий Показатель Признак проявления Уровень Балл
1. Когнитив- ный 1. Полнота и объем знаний и знаний о духовно- нравственных ценностях Знания полные, разносторонние, всегда применяются на практике Высокий
Знания достаточные, сравнительно разносторонние, не всегда применяются на практике Средний
Знания отрывочные, бессистемные, редко применяются на практике Низкий
2. Степень интереса к этим знаниям Интерес устойчив и разносторонен Высокий
Интерес не устойчив, часто проявляется под педагогическим воздействием Средний
Интерес не проявляется Низкий
II. Эмоцио нально-ценностный 3. Степень развития эмоционального отношение к нравственно значимым ценностям, их личностного принятия Устойчивое эмоциональное отношение к нравственно значимым ценностям. Убежденность в необходимости им следовать в жизни Высокий
Неустойчивое эмоциональное отношение к нравственно значимым ценностям. В большинстве случаев убежденность в необходимости им следовать в жизни Средний
Нейтральное отношение к нравственно ценностям. Имеет не сложившиеся убеждения им следовать Низкий
III. Поведе нческий 4. Наличие практического опыта готовности следовать принятым духовно -нравственным ценностям в поведении Имеется практический опыт готовности следовать принятым нравственным ценностям в реальном поведении Высокий
В большинстве случаев присутствует готовность следовать принятым нравственным ценностям в реальном поведении Средний
Имеет незначительный Низкий
практический опыт готовности
следовать нравственным
ценностям в реальном
поведении
Продолж. табл. 2.1
5. Степень способности ценить поведение свое и окружающих с позиции следования духовно-нравственным ценностям Дает правильную оценку поведения своего и окружающих, может ее мотивировать во всех ситуациях Высокий
В большинстве случаев дает правильную оценку поступков своих и окружающих, может ее мотивировать Средний
Не умеет мотивировать и Низкий
правильно оценить поведение,
от самооценки поступков
уклоняется

Для обеспечения объективности и сравнимости информации, в экспериментальной работе проводилось исследование духовно-нравственной воспитанности младших школьников (2-3 классы) с использованием неизменяемых критериев, показателей духовно-нравственной воспитанности младших школьников.

Мы разработали «Диагностическую программу изучения уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников». Она в краткой и доступной форме определяла критерии, показатели, признаки для распознания и выявления уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников. В процессе изучения духовно-нравственной воспитанности младших школьников планируется использовать общие методы педагогической диагностики: наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, экспертная оценка, изучение творчества воспитанников, изучение круга общения, интересов учащихся, содержания их досуга, ранжирование, социометрические методы.

Последовательное применение диагностических методов, их взаимное дополнение на всех этапах процесса изучения духовно-нравственной воспитанности младших школьников служила гарантией обеспечения достоверности результатов духовно-нравственного воспитания учащихся.

В дальнейшем на констатирующем этапе экспериментальной работы будет определен исходный уровень сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников, поскольку достоверность полученных результатов работы в значительной степени зависит от начальных исходных параметров. Уровень сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников будем определять методом срезового обследования. Как известно, под срезом в педагогической литературе обычно понимается совокупность нулевых и контрольных ответов, характеризующих условия и состояние, в котором находится исследуемый объект. Средствами среза будет служить «Диагностическая программа изучения уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников».

13. Бюттнер Т. Лео Фробениус - исследователь Африки: достижения и заблуждения // Изучение истории Африки. Проблемы и достижения. М., 1985.

14. См.: Семенов Ю. Философия истории. М.: Современные тетради, 2003. 776 с.

1. Hippocrates. O vozdukhakh, vodakh i mestnostyakh // Izbrannye knigi - Selected books. Moscow. 1994. P. 304.

2. Aristotle. Politika // Works: in 4 vols. Vol. 4. Moscow. 1983. P. 601.

3. Polybius. Vseobshchaya istoriya . Vol. I. SPb. 1994. P. 363.

4. See: Boden G. Metod lyogkogo poznaniya istorii , transl. M. S. Bobkov. Moscow. 2000. 416 p.; G. Boden SHest" knig o gosudarstve // Antologiya mirovoy politicheskoy mysli - Anthology of world political thought: in 5 vols. Vol. 2. Moscow. 1999. Pp. 689-695.

5. See: Semenov Yu. Filosofiya istorii . Moscow. Sovremennye tetradi, 2003. 776 p.

6. See: Dubo J.-B. Kriticheskie razmyshleniya o poehzii i zhivopisi . Moscow. 1976. P. 391.

7. See: Montesquieu Ch. Montesk"e SH. O dukhe zakonov // Selected works. Moscow. 1955. P. 366.

8. Ibid. P. 391.

9. Ibid. P. 392.

10. Cit. on: Yu. Semenov Filosofiya istorii .

12. See: Ratzel F. CHelovek kak zhiznennoeyavlenie na zemle . 2nd ed. Moscow. Librokom. 2011. 58 p. (Academy of fundamental research: Ethnology).

13. Buettner T. Leo Frobenius - issledovatel" Afriki: dostizheniya i zabluzhdeniya // // Izuchenie istorii Afriki. Problemy i dostizheniya - The study of the history of Africa. Problems and achievements. Moscow. 1985.

14. See: Yu. Semenov Filosofiya istorii . Moscow: Sovremennye tetradi, 2003.

О. В. Устинова, С. В. Дейнеко Оценка уровня духовно-нравственного развития общества

Средства массовой информации являются чрезвычайно значимым институтом социализации, способным трансформировать общественные ценностные. В статье представлены результаты социологического исследования роли средств массовой информации в духовно-нравственном развитии современного общества.

Mass media are the most significant means of socialization capable to transform social values. The paper gives the results of social study on the role of mass media in spiritual-moral development of contemporary society.

Ключевые слова: общество, духовно-нравственное развитие общества, ценности, социализация, средства массовой информации.

Keywords: society, spiritual-moral development of society, values, socialization, mass media.

Духовно-нравственное развитие общества в условиях социальных изменений может протекать вполне успешно, если рассматривать человека как высшую ценность, а идеи антропоцентризма и гуманизма - основой общественных процессов. Переход к прогрессивному информационному обществу не исключает, что средства массовой информации могут стать доминирующим агентом социализации личности, тем более что важным атрибутом информационного общества выступает так называемое «информационное сознание», которое является продуктом нарастающей информатизации и лежит в основе глобального информаци-

© Устинова О. В., Дейнеко С. В., 2014

онного пространства. Нельзя не согласиться на этот счет с Л. Г. Исаевой, что средства массовой информации «являются наиболее доступным и влиятельным механизмом формирования личности» .

С целью выявления роли средств массовой информации в духовно-нравственном развитии современного общества авторами был проведен социологический опрос жителей городов Тюменской области (без автономных округов). Выборка включала 264 мужчины и 272 женщины (49,3 и 50,7% соответственно). Относительное большинство респондентов (59,0%) представлено молодежью (лицами в возрасте до 35 лет).

Формирование выборки осуществлялось случайным образом на основании списков с шагом, величина которого определялась для каждого населенного пункта пропорционально общей численности жителей в возрасте 18 лет и старше.

На первом этапе исследования респондентам были заданы вопросы, позволяющие установить иерархию их ценностей. Результаты опроса показали, что в числе безусловных ценностных приоритетов жителей Тюменской области находятся образованность (63%) и здоровье (63%). Однако лидирующая позиция «достаток» (68,3%) заставляет более детально рассмотреть полученные результаты. Так, 40,8% респондентов постулируют высшей ценностью «обретение достатка» (табл. 1).

Таблица 1

Распределение жизненных ценностей (приоритетов) респондентов_

Ценность (приоритеты) Позитивные Нейтральные Негативные

Ранг Очень важно Важно Не очень важно Неважно Неприемлемо Ранг

Иметь достаток 1 40,8 2 7,5 17,4 14,2 0,0 15

Быть образованным 2 38,6 24,4 27,5 9,5 0,0 17

Быть здоровым 3 34,2 28,8 23,7 13,3 0,0 16

Иметь детей 4 15,5 36,4 31,3 3,8 13,0 14

Иметь друзей 5 13,9 37,7 15,2 33,2 0,0 8

Иметь личную свободу 6 20,3 29,4 25,6 24,7 0,0 11

Быть уважаемым 7 20,6 28,5 20,3 30,7 0,0 9

Иметь семью 8 18,7 27,8 36,7 10,8 6,0 13

Жить верой 9 11,7 25,9 21,2 41,1 0,0 6

Обрести признание 10 13,0 19,0 47,8 20,3 0,0 12

Помогать другим 11 6,6 22,2 31,0 32,3 7,9 7

Получать помощь от других при необходимости 12 2,8 20,3 27,8 44,0 5,1 5

Жить трудом 13 8,9 12,3 14,9 35,8 28,2 1

Быть любимым 14 5,1 15,5 50,3 28,2 0,9 10

Быть терпимым к людям другой веры 15 7,9 10,8 29,7 28,5 23,1 3

Нести ответственность 16 1,6 14,2 29,4 27,5 27,2 2

Состоять в браке 17 5,4 6,0 38,9 19,9 29,7 4

Можно предположить, что многие из перечисленных приоритетов рассматриваются респондентами как производные от достатка, что в некоторой степени отводит на второй план выводы о меркантильности современного российского общества. Так, возможно, образование, здоровье, наличие семьи и детей, уважение, социальный статус индивида и т. д. ставятся ими в зависимость от собственного благосостояния.

Полученные результаты соотносятся с мнением Архиепископа Тобольского и Тюменского Дмитрия, по мнению которого, «молодое поколение разделяет совершенно иные ценностные ориентиры: для одних - это отдых и развлечения; для других - красивая и комфортная жизнь, для третьих - собственное благополучие и карьера, для четвертых - главными остаются ценности благополучия своей семьи, здоровья, хорошей оплачиваемой работы» .

Анализируя результаты опроса, нельзя не обратить внимание на девальвацию целого ряда общечеловеческих ценностей, таких как семья, труд, взаимопомощь, ответственность. В наибольшей степени обесценившимся предстает институт брака, поставленный респондентами на последнее место в рейтинге: лишь 11,4% респондентов считают брак важным и очень важным, а 29,7% - неприемлемым. Это отчасти объясняет такое распространенное яв-

ление, как гражданский брак. Все больше семей образуется самопроизвольно, без регистрации государством, и так же спонтанно распадается. Так, например, в 2010 г. в России на 1000 женщин в незарегистрированном браке состояли 87 (16,5%).

В списке ценностей, получивших «негативные» оценки, лидирует «труд» - 63,9% респондентов считают трудовую деятельность неважным или неприемлемым элементом их жизни.

Авторы рассматривают крайние варианты оценок («очень важно» и «неприемлемо») как радикальные. Так, высказывания некоторых респондентов в духе «уважение любой ценой», «дружба любой ценой» скорее свидетельствуют об определенных внутриличностных проблемах индивида, а не об отклонениях в духовно-нравственном развитии. То же самое можно сказать о негативных оценках относительно взаимопомощи (в сумме 13%).

Полученные результаты интересны также с позиции степени однородности или разобщенности регионального социума относительно оценки ценностей (рис. 1).

Иметь достаток

Быть образованным

Быть здоровым

Иметь детей

Иметь друзей

Иметь личную свободу

Быть уважаемым

Иметь семью

Жить верой

Обрести признание

Помогать другим Получать помощь от других при необходимости

Жить трудом

Быть любимым

Быть терпимым к людям другой веры

Нести ответственность

Состоять в браке

Рис. 1. Степень консолидации регионального социума по поводу оценки ценностей

На рис. 1 черным цветом представлена доля нейтральных оценок, слева от которой размещены положительные, а справа - отрицательные оценки респондентов. Представленные данные могут быть интерпретированы следующим образом: чем больше размер строки по сравнению с нейтральной оценкой, тем выше степень консолидации общества в оценке соответствующей ценности. Относительно одинаковые по размеру строки указывают на относительное равенство позиций, постулируя отсутствие в обществе консенсуса по обсуждаемому вопросу.

Авторы делают вывод, что в наибольшей степени респонденты единодушны в положительной оценке благосостояния, здоровья, образования и деторождения. Консолидация вокруг негативных оценок наблюдается в отношении института брака, труда, веротерпимости и

ответственности. Также обращает на себя внимание нарастающая тенденция индивидуализации, проявляющаяся в неготовности оказывать помощь и нежелании ее принимать. Настораживает тот факт, что почти половина населения не рассчитывает на помощь со стороны.

На втором этапе исследования оценивалось восприятие респондентами негативных социальных явлений (ложь, насилие, супружеская неверность и т. д.). В частности, интерес представляла их позиция по вопросу допустимости или недопустимости этих явлений и, как следствие, готовность поступиться моральными принципами при определенных обстоятельствах.

Респонденты проявили единогласие в негативной оценке такого «социального недуга», как оставление детей: не было зафиксировано ни одного варианта ответа «приемлемо» или «скорее приемлемо». В то же время аборты являются приемлемыми по мнению почти половины опрошенных женщин и мужчин (46,3 и 46,9% соответственно) (рис. 2.).

Оставление детей Предательство Преступление Промискуитет Физическое насилие Оскорбление других Нездоровый образ жизни Ложь Аборт Курение Сквернословие Супружеская неверность Двойные стандарты Стяжательство Мелкое правонарушение Шантаж или угрозы Эгоизм Внебрачные связи

80 -60 -40 -20 0 20 40 60 80

I I Скорее приемлемы ЦЦ Однозначно приемлемы

1,913,8 9,2 |5Т

Рис. 2. Доля респондентов мужчин (слева) и женщин (справа), считающих приемлемыми негативные социальные явления

Среди женщин не особо значимыми с точки зрения общественно порицаемых явлений выделены внебрачные связи (70,2%), эгоизм (67,0%) и шантаж с угрозами (62,1%). Более половины мужчин считают приемлемыми внебрачные связи, курение, шантаж и угрозы, эгоизм и стяжательство, а женщин - мелкое правонарушение, стяжательство, двойные стандарты, супружескую неверность, сквернословие и курение.

Результаты опроса согласуются с результатами других исследований. Так, в 2008 г. председатель Комиссии Общественной палаты РФ по социальной и демографической политике А. В. Очирова на Парламентских слушаниях со ссылкой на Институт социологии РАН привела статистику, согласно которой «среди молодёжи 55% готовы переступить через моральные нормы для достижения успеха. От 30 до 50% молодёжи не считают неприемлемым проституцию, обогащение за счёт других, хамство, пьянство, взяточничество, аборт, супружескую измену, публичное проявление неприязни к другим национальностям» .

Таким образом, несмотря на то что ценность «жить верой» отнесена респондентами на девятое место «позитивных ценностей», примерно четверть опрошенных допускают внебрачные связи, возможность применения угроз для достижения собственных целей, приемлют эгоизм, стяжательство и сквернословие.

На третьем этапе исследования авторы выявляли факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на систему ценностей респондентов. Для этого респонденты были разделены на людей с позитивной духовно-нравственной установкой (те, кто «не приемлют негативные социальные практики») и «людей с негативной духовно-нравственной установкой» (все остальные) (рис. 3).

■ приемлемо □ скорее приемлемо

□ скорее неприемлемо □неприемлемо

Рис. 3. Распределение респондентов относительно приемлемости негативных социальных практик

Респонденты с негативной духовно-нравственной установкой отметили как наиболее значимые следующие факторы (табл. 2).

Таблица 2

Распределение ответов респондентов на вопрос о факторах, оказавших наиболее существенное влияние на их систему ценностей

Факторы воздействия Мужчины Женщины Всего

чел. % к итогу чел. % к итогу чел. % к итогу

% к муж. Ранг % к жен. Ранг Ранг

Респонденты с позитивной духовно-нравственной установкой

Так принято в семье 59 11,0 50 9,3 109 20,3

Влияние образования (школы) 48 9,0 53 9,9 101 18,8

Живу по канонам религии 34 6,3 42 7,8 76 14,2

Другие варианты 12 2,2 9 1,7 21 3,9

Респонденты с негативной духовно-нравственной установкой

Общественное мнение: «так все поступают» 25 4,7 21 3,9 46 8,6

Так принято в семье 15 2,8 16 3,0 31 5,8

Так поступают мои друзья 16 3,0 14 2,6 30 5,6

Навязывают СМИ 51 9,5 63 11,8 114 21,3

Другие варианты 4 0,7 6 1,1 10 1,9

Итого 264 274 536 -

Представленные данные свидетельствуют, что наиболее значимыми с точки зрения воздействия на духовно-нравственное развитие общества факторами являются семья (26,1% от общего числа респондентов), средства массовой информации (21,3%) и школа (18,8%).

Среди респондентов с негативной духовно-нравственной установкой наиболее существенными являются такие факторы, как влияние средств массовой информации (21,3%) и влияние общественного мнения (8,6%). Автор полагает, что фактор «общественное мнение» отчасти целесообразно рассматривать как элемент воздействия средств массовой информации, в связи с тем что последние выступают средством транслирования и распространения ценностных установок среди социальных групп.

В заключение авторы делают следующие выводы. Среди ценностных ориентаций респондентов приоритеты отводятся благосостоянию и производным от него образованию и здоровью. Традиционные ценности, такие как семья, вера, труд, взаимопомощь и уважение, относятся большинством респондентов на второй план, что свидетельствует об «обнищании» духовных начал в развитии современного социума.

В структуре ценностей, разделяемых индивидами, в большей степени негативно воспринимаются труд, веротерпимость, брак и ответственность. Также выявлена девальвация института брака и некоторых общекультурных компонентов духовности и нравственности, таких, например, как вера.

Более половины опрошенных считают приемлемыми такие проявления бездуховности, как внебрачные связи, мелкие правонарушения, шантаж, эгоизм, супружеская неверность, сквернословие и т. д. При этом налицо ассимиляция двойных стандартов, характерных для общества с деградирующей нравственностью, проявление которой заключается в неприятии обществом предательства на фоне допустимости супружеской неверности. Общество сознательно или под воздействием сторонних сил претерпевает девальвацию и подмену общечеловеческих ценностей в угоду навязываемым извне стереотипам.

Выявленное нежелание помогать другим и получать помощь говорит о дискретизации общества. Нельзя не согласиться с тем, что духовно развитому обществу свойственны синергия и единство, тогда как отсутствие последнего является признаком его духовной деградации.

Наиболее значимую роль в навязывании негативных стереотипов поведения и в установлении новой «шкалы дозволенного» играют средства массовой информации, сила влияния которых соизмерима с институтом семьи и педагогическим воздействием.

Примечания

1. Исаева Л. Г. СМИ как фактор формирования духовной культуры российского общества: дис. ... канд. филос. наун. Уфа, 2005. С. 112.

2. Дмитрий, Архиепископ Тобольский и Тюменский. Нравственность как основа образования // Сибирская православная газета. 2008. 12 сент. URL: http://ihtus.ru/112008/ st03.shtml.

3. Стенограмма парламентских слушаний Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей на тему «О концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ и защите их нравственности». 2008. 01 июняю URL: http://www.detirossii.ru/13124.php.

1. Isaeva L.G. SMI kak faktor formirovaniya dukhovnoy kul"tury rossiyskogo obshchestva: dis.... kand. filos. nauk Ufa. 2005. P. 112.

2. Dmitri, Archbishop of Tobolsk and Tyumen. Nravstvennost" kak osnova obrazovaniya // Sibirskaya pravoslavnaya gazeta - Siberian Orthodox newspaper. 2008, 12 Sep. Available at: http://ihtus.ru/112008/ st03.shtml (in Russ.).

3. Transcript of parliamentary hearings of the State Duma Committee on family, women and children on the theme «On the concept of state policy in the field of spiritual and moral education of children in the Russian Federation and the protection of their morals». 2008. 01 June. Available at: http://www.detirossii.ru/ 13124.php (in Russ.).


Критерии эффективности функционирования программы духовно-нравственного развития, воспитания младших школьников

Важнейшим показателем эффективности функционирования Программы духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников является нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Развитие проявляется в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в умении предвидеть последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, а самого себя как носителя нравственности.

Объективная оценка воспитательной работы возможна при использовании социологических и психолого-педагогических исследований (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и педагогов).

Формальные критерии:

Проектирование образовательной, внеурочной и внешкольной среды общеобразовательного учреждения;

Создание условий для самореализации личности во внеурочное время.

Неформальные критерии:

Ориентация обучающихся на конкретные нравственные и социальные нормы поведения, овладение навыками социально-нормативного поведения;

Оценка обучающимися и родителями возможности ребенка реализовать свои способности в лицее;

Уровень психологической защищенности обучающихся и в целом нравственно-психологический климат учреждения;

Наличие стабильных доброжелательных отношений между обучающимися и педагогами.

В ходе развития воспитательной системы используется ряд методик: методики для изучения процесса и результата развития личности, методики диагностики сформированности коллектива, методики исследования удовлетворенности педагогов и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельности в лицее.

Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, социометрия, ранжирование, недописанный тезис, рисуночный тест, ситуация выбора.

Для диагностики процесса и результата духовно – нравственного развития личности используется методика «Проявление личностных качеств в поведении ребенка», разработанная Н.Александровой и Н.Курносовой. Она позволяет судить об уровне сформированности нравственных качеств личности.

Из имеющихся диагностических методик наиболее эффективными являются методики, разработанные О.В.Соловьевым.

Методика «Магазин»

Цель-изучение уровня духовно- нравственного развития личности и коллектива, побуждение детей к рефлексии.

Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»

Цель - изучение психологического климата в коллективе и взаимоотношения учащихся.

Методика «Диагностика развития духовно-нравственных качеств обучающихся»

Цель - диагностика уровня духовно-нравственных качеств личности обучающихся.

Для исследования уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся 1-4 классов возможно использование методик, разработанные сотрудниками лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО.

Методика №1: Диагностика нравственной самооценки.

Методика №2: Диагностика этики поведения.

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации .

Эти методики позволяют видеть динамику духовно-нравственного развития личности каждого ребенка и коллектива в целом, анализировать состояние воспитательного процесса, осуществлять анализ динамики изменений в развитии отдельных качеств личности.

Таким образом, систематическая работа по воспитанию духовно-нравственных качеств позволяет создать условия для осмысления детьми значимости для себя норм и правил поведения, развития ценностного отношения к себе, людям, окружающему миру.

Приложение

Диагностика и исследование нравственной сферы школьника

(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я . Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, стр. 326-341)

Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.

Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет (1 класс)

Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Вопросы для беседы:

▪ Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

▪ Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

▪ Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

▪ Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?

▪ Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

▪ Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление.

Методика «Закончи историю»

Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?».

Диагностика эмоционального компонента нравственного

развития

Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1-2 классов)

Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Ребенок должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.

Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).

Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация : во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Втораяситуация : одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)

Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.

1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …

2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …

3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …

4. Когда в моем присутствии обижают человека, я …

5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …

6. Если бы я был на месте учителя, я …

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.

Отношение к друзьям

Думаю, что настоящий друг …

Не люблю людей, которые …

Больше всего люблю тех людей, которые …

Когда меня нет, мои друзья …

Я хотел бы, чтобы мои друзья …

Отношение к семье

Моя семья обращается со мной как …

когда я был маленьким, моя семья …

Чувство вины

Сделал бы все, чтобы забыть …

Моей самой большой ошибкой было …

Если ты совершаешь дурной поступок, то …

Отношение к себе

Если все против меня …

Думаю, что я достаточно способен …

Я хотел бы быть похожим на тех, кто …

Наибольших успехов я достигаю, когда …

Больше всего я ценю …

(Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, стр 37)

Методика оценки уровня морально-нравственного развития

Основываясь на работах Ж.Пиаже по выявлению стадий интеллектуального развития, Л. Кольберг предположил возможность существования стадий развития нравственного сознания.

Кольберг выделяет три основных уровня развития моральных суждений: преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный.

Преконвенциональный уровень отличается эгоцентричностью моральных суждений. Поступки оцениваются главным образом по принципу выгоды и по их физическим последствиям. Хорошо то, что доставляет удовольствие (например, одобрение); плохо то, что причиняет неудовольствие (например, наказание).

Конвенциональный уровень развития моральных суждений достигается тогда, когда ребенок принимает оценки своей референтной группы: семьи, класса… Моральные нормы этой группы усваиваются и соблюдаются некритично, как истина в последней инстанции. Действуя в соответствии с принятыми группой правилами, становишься «хорошим». Эти правила могут быть и всеобщими, но они не выработаны самим человеком в результате его свободного выбора, а принимаются как внешние ограничители или как норма той общности, с которой человек себя идентифицирует.

Постконвенциональный уровень развития моральных суждений редко встречается даже у взрослых людей. Это уровень развития личных нравственных принципов, которые могут отличаться от норм референтной группы, но при этом имеют общечеловеческую широту и универсальность.

Стадии развития моральных суждений по Л. Кольбергу


Уровень

Возраст

Основания морального выбора

Отношение к идее самоценности человеческого существования

Преконвен-циональный

4-7

Наивный потребительский гедонизм. Делаю то, за что меня хвалят; совершаю добрые поступки по принципу: «Ты – мне, я – тебе»

Ценность человеческой жизни измеряется удовольствием, которое ребенку доставляет этот человек

Конвенцио-

нальный


7-10

Мораль «пай-мальчика». Поступаю так, чтобы избежать неодобрения, неприязни ближних, стремлюсь быть хорошим.

Ценность человеческой жизни измеряется тем, насколько этот человек симпатизирует ребенку.

Жизнь оценивается как сакральная, неприкосновенная категория моральных норм и обязанностей.