Песочная терапия как сделать. Особенности песочной терапии для детей дошкольного возраста: методики, занятия и упражнения в детском саду и дома. Немаловажную роль при этом играет эмоционально- личностное благополучие ребенка. Недостаток тепла, ласки, разл

Наталия Часовская

Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно", - писал К. Г. Юнг.

На сегодняшний день песочная терапия очень распространенная и доступная форма работы с детьми. Я впервые познакомилась с ней, будучи на семинаре у одного очень известного психолога-арттерапевта . Меня очень заинтересовала песочная терапия , и я закончила курсы и получила сертификат по этой современной форме работы с детьми. Далее я начала использовать полученные знания на практике и видела результаты своих трудов, получая в благодарность счастливые лица детей, стремящихся задержаться подольше на каждом занятии, и прийти вновь.

Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок ? Часто ребенок не может выразить словами свои переживания, тревоги и страхи, а игры с песком помогают ему справиться с имеющимися проблемами. На песке ребенок проигрывает взволновавшие его ситуации, создавая картину мира, тем самым он освобождается от эмоционального напряжения, и дает выход своим эмоциям, превращая все в игру. Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью, является игровая деятельность. Поэтому игры с песком , я считаю, наиболее любимы и близки для детей. А если они еще и помогают справиться с проблемами, так это вообще бесценно! Главное, чтобы рядом с ребенком в момент игры был специально обученный педагог-психолог, который сможет понять проблему ребенка и помочь ему решить ее. Поэтому песочная терапия и игры с песком - это разные вещи . Желательно, предварительно ознакомиться с массой литературы , пройти курс обучения, чтобы начинать заниматься терапией , дабы не навредить. Игры с песком может проводить воспитатель . Такие игры с песком , помогают детям легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения , поэтому советую воспитателям раннего возраста приобрести песочницу , чтобы облегчить пребывание ребенка в детском саду.

Как известно, песок обладает многочисленными свойствами :

Развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность, что ведет развитию интеллекта в целом (память, внимание, мышление, речь) .

Усиливается желание ребенка экспериментировать, узнавать что-то новое и работать самостоятельно.

Совершенствуются коммуникативные навыки, сюжетно-ролевая игра, предметно-практическая деятельность.

А главное, песок способен «заземлять» негативную энергию, что ведет к положительному результату в работе с «особыми» детьми.

Темы для своих занятий я выбираю сама, отталкиваясь от желаний и потребностей детей, вот некоторые из них : «Моя страна» , «Мое настроение» , «Моя семья» , «Мои друзья» , «Место, где я счастлив» , «То, что я люблю» , «Мой страх» , «Мой сон» , «Место, где я отдыхаю» и т. д. Эти темы относятся к терапии . Также я провожу и тематические развивающие

занятия : «Дикие и домашние животные» , «Овощи» , «Фрукты» , «Морские обитатели» , «Семья» , «Птицы» , «Насекомые» и т. д.

Занятия проходят в специально организованной зоне в кабинете. Моя песочница - это водонепроницаемый ящик прямоугольной формы, выкрашенный внутри в голубой цвет, где борта символизируют небо, а дно - воду. Чистый, кварцевый, просеянный мелкий песок , который лепиться при намокании. А также огромная коллекция миниатюрных фигурок, деревьев, животных, насекомых, ракушек, камней, рыб, млекопитающих, динозавров, военных, всех видов транспорта и т. д. Занятия проходят как с сухим, так и с мокрым песком . Особенностью является моя структура занятия, что подразумевает под собой ритуал вхождения в песочную страну и ритуал выхода из песочной страны . Дети погружают руки в песок на некоторое время и наполняются силой и энергией, положительные эмоциями, которые условно дает им песок .

Делая вывод, хочу сказать, что игры с песком и песочная терапия имеет большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, оказывает большое влияние на развитие всех сторон личности ребенка, формирует гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому!















Публикации по теме:

Консультация «Игры с песком, или Песочная терапия» Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Он включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически,.

Конспект занятия психолога «Путешествие в Казахстан» (песочная терапия) «День толерантности" Путешествие в Казахстан. Знакомство с другими национальностями и их традициями. Цель: - Воспитание толерантного отношения.

Консультация для родителей «Чудеса на песке» Кто из нас в детстве не играл в песочнице? Все! Формочки, совочки, ведерки – первое, что родители приобретают ребенку. Первые контакты детей.

Слайд № 1: Мастер класс для педагогов «Песочные сказки» Арт-терапия: рисование на песке. Выполнила работу Моисеева Л. М. МБДОУ г. Иркутска.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Г. Ивантеевка Московской области

Коррекционно-развивающая программа

с использованием песочной терапии

для младших школьников

«Волшебство в песочнице»

Составитель: Медведева Наталья Александровна

2015 – 2016 г.

Общая характеристика программы

По данным исследователей в области психологии в последние 10-летие увеличилось количество детей, у которых отмечается повышенное беспокойство, эмоциональная лабильность, вследствие чего проблема эмоциональных нарушений и своевременная ее коррекция, становится актуальной.

Проблема детской тревожности является актуальной задачей психологии и таким образом, перед исследователями встает необходимость ранней диагностики тревожности. В развитии тревожности не последнюю роль играет правильное развитие личности ребенка, окружающая среда, которая способствует образованию системы отношений, где важное место занимает самооценка и развитие системы ценностей.

Г.М. Бреслав в своей книге описывает, что при исследовании связи самооценки и уровня тревожности было выявлено, что тревожные дети часто обнаруживают низкую самооценку, из-за чего у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Также тревожные дети очень чувствительны к неудачам, остро реагируют на них и могут отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения.

Страх и тревога - похожие понятия, но тем не менее, они отличаются друг от друга.
Страх - это ответ на тревогу, которая является сигналом опасности. Страх делится на ужас, беспокойство, испуг, волнение, опасения и собственно сам страх.
Если страх - чувство опасности, то тревога - предчувствие опасности.
Страх тормозит нервно-психические процессы у ребенка, а тревога напротив, возбуждает.

Страх - негативные воспоминания, тревога же - ожидание опасности.
Если страх имеет конкретный характер, то тревога более неопределенный.
Страх обусловлен инстинктом самосохранения, тревога носит социальный характер.
Страх имеет более четкие границы, например, страх темноты, одиночества, высоты.

Я в своей работе часто использую метод песочной терапии в работе с тревожностью и страхами у детей - это психокоррекционный,
развивающий метод, направленный на разрешение личностных проблем, снятие внутреннего напряжения с помощью песка и психологи-
ческой песочницы. Подобная терапия отражает мысли и настроение детей, позволяет диагностировать неврозы, стресс. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку ребенок ощущает покой и одновременно огромные возможности.

Песочная терапия используется как терапевтическим, так и диагностическим методом. Для детей - это способ рассказать о своих тревогах, страхах и переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличии от взрослого, ребенок не всегда может выразить свое внутреннее беспокойство. Вследствие чего и возникают трудности в жизни ребенка. Песочная терапия дает ему не только возможность перенести свои переживания и взглянуть на них
со стороны, но и научиться успешно с ними взаимодействовать и т.д.

Песочная терапия является ценным инструментом психолога образовательного учреждения. Используемые формы и методы психоаналитической работы с детьми разнообразны. Разные виды творческой активности оказывают важные психопрофилактические, развивающие эффекты, снижают эмоциональное напряжение, детскую тревожность.

Взаимодействие ребенка с песком позволяет уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять эмоциональное напряжение, снизить страхи. Игра на песке служит тревожному ребенку очень важной поддержкой, средством выражения себя на доступном уровне.

В связи с этим была разработана коррекционно-развивающая программа, включающая в себя 8 занятий по 35-45 минут 2 раза в неделю.

Эффективность данной программы подтверждена исследованиями, проводимыми на базе МБОУ «СОШ№2» г.Ивантеевка на учениках 1-4 классов, возрастная группа 7-10 лет.

Программа направлена на сохранение и укрепление психического здоровья младших школьников, проявление у детей позитивного образа «Я», повышение уровня уверенности в себе, снижение эмоционального напряжения, умение выражать свои эмоции и чувства, решает такие проблемы у детей, как страхи, агрессию, трудности привыкания ребенка к новым условиям.

Противопоказания для песочной терапии:

Уровень тревожности очень высок;

Аллергия и астма на мелкие частицы и пыль;

Кожные заболевания и порезы на руках.

Цель программы:

    Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.

    Снижение психофизического напряжения.

    Актуализация эмоций.

    Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии.

    Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции.

    Развитие самооценки.

Основные задачи:

Коррекция тревожного состояния;

Снятие страхов;

Повышение самооценки;

Повышение уверенности в себе.

Форма занятий:

Групповая, индивидуальная.

Методы проведения занятий:

Игры, упражнения, арттерапия, сказкотерапия.

Критерии отбора в группу:

    Наличие конфликтных тенденций в поведении учащихся в течение нескольких месяцев, которые отмечаются педагогами, родителями, одноклассниками.

    Данные диагностических мероприятий.

    Жалобы родителей на повышенную тревожность ребенка.

Структура программы

Программа включает в себя 8-10 занятий, продолжительн6остью 35-45 минут. Частота проведения занятий 1-2 раза в неделю по фиксированным дня. План занятий представлен в таблице 1.

Таблица 1. Учебно-тематический план занятий.

Занятия

Тема занятий

Кол-во

мин

Занятие 1

Знакомство с песком

Занятие 2

Мир, в котором я живу

Занятие 3

Школа, в которой я учусь

Занятие 4

Моя сказка

Занятие 5

Моя семья

Занятие 6

Мои страхи

Занятие 7

Идеальный мир

Занятие 8

Острова

Итого:

360 мин

6 часов

Пять шагов организации игрового процесса:

Первый шаг - демонстрация песочницы

Второй шаг – демонстрация коллекции фигурок

Третий шаг – знакомство с правилами игр на песке

Четвертый шаг – формулирование темы занятия, инструкции

Пятый шаг – завершение занятия, ритуал выхода.

Ожидаемые результаты

Положительное влияние на эмоциональное самочувствие детей. Снижение тревожности, агрессивности, возможность выражения позитивных эмоций у детей в играх на песке. Улучшение в развитии тактильно-кинестетической чувствительности. Получение ребенком опыта рефлексии, умение понимать себя и других. Закладка базы для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Важным показателем эффективности коррекционного воздействия является субъективная оценка участников взаимодействия. Положительные отзывы, чувство удовлетворенности от посещенных занятий являются положительным критерием в оценке эффективности проделанной работы.

Для администрации и педагогов образовательного учреждения критерием эффективности является соответствие полученных результатов предъявленному запросу.

Для родителей младших школьников критерием эффективности будет изменившееся в положительную сторону поведение детей, уменьшение тревожности, агрессии в поведении детей.

Для специалиста, реализовывавшего данную программу в образовательном учреждении, критерием эффективности будет являться достижение поставленной цели.

Приложение

Общие условия организации работы с «психологической песочницей»:

Для организации песочной терапии потребуется:

Психологическая песочница;

Песок;

Вода;

Коллекция миниатюрных фигурок.

Психологическая песочница:

деревянный ящик размером 50х70х8 см, считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Также для групповой работы подойдет песочница размером 100х140х10 см. Внутри песочница выкрашена в голубой цвет. Стены и дно песочницы символизируют воздух, дно песочницы символизирует воду. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель человеческого восприятия нашей планеты.

В классической песочной терапии существует классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин. Я приведу структуру, описанную у Ленор Штейнхард и добавлю некоторые собственные соображения.

Тип
предмета

Требования
к предметам

Комментарии

Люди

Разнообразие по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессии, времени жизни. Фигурки должны быть как динамическими, так и статическими.

Смотрим, с кем себя идентифицирует автор картины, какое время и культурное пространство ему ближе в данный момент.

Наземные животные и насекомые

Домашние, дикие, доисторические, образы наземных животных, насекомых

Дети часто ассоциируют себя с животными. Взрослые же символизируют свое инстинктивное начало человека.

Летающие животные и насекомые

Птицы: дикие, домашние, доисторические. Крылатые насекомые

Обладание крыльями – дополнительная возможность передвижения. Проявление воздушной стихии, связанной с коммуникацией, информацией, образованием связей.

Обитатели водного мира

Рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы, звезды из пластмассы и натуральные, ракушки.

Подводный мир – частый сюжет песочных картин. Символизирует чувственную сферу человека. Сюжет картины и взаимоотношения между обитателями иногда отражают психосоматическое состояние клиента.

Жилища и дома с мебелью

Разнообразные дома, дворцы, замки, постройки, мебель

Дома, постройки ассоциируются с социальной жизнью человека. Обращаем внимание, какой дом выбирает человек, как обустраивает пространство вокруг него.

Домашняя утварь и продукты.

Посуда, предметы обихода, убранство стола, продукты питания.

Деревья и другие растения

Цветы, трава, деревья, зелень искусственная и натуральная

Использование многочисленной растительности связано с желанием оживить, благоустроить мир в песочнице.

Транспортные средства

Наземный, воздушный, гражданский и военный, исторический.

Дает возможность быстро перемещаться, ассоциируются с потенциалами к активности. Часто используется как символ материального благополучия.

Объекты среды обитания человека

Заборы, изгороди, мосты, ворота, порталы, дорожные знаки

Подчеркивают территориальные границы, образовывают связь (мосты), вводят ограничения. Рассказывают об особенностях коммуникации клиента.

Оружие

Оружие разных эпох, фантастическое оружие

Помогают определить агрессию, построить конфликтный сюжет или защитить что-то важное

Злодеи

Злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок

Являются носителями внутренних и внешних конфликтов.

Символизм пространственного расположение предметов в песочнице.

Анализ расположения предметов в песочнице строится на основании опыта юнгианских песочных психотерапевтов.

Даже беглый взгляд на пространственное расположение фигурок в песочнице может дать важную информацию об особенностях ребенка.

Для этого нужно определить, какие части песочницы оказались пустыми, а какие наиболее заполнены. Если наблюдается определенная дисгармония в заполнении песочницы фигурками, психолог может обозначить для себя наиболее общие задачи терапии.

Например, все фигурки смещены в верхнюю часть. Нижняя часть оказалась совсем пуста. Перед нами мечтатель, испытывающий трудности в реальной социальной адаптации. Ему сложно воплощать свои идеи в реальность, он слишком когнитивен и рассуждать любит больше, чем действовать. Такого клиента мы будем «заземлять», выберем специально игру в нижней части песочницы, это на бессознательно-символическом уровне способствует «заземлению».

Или, например, в картине заполнена левая и частично центральная часть, в правой части – пустота. Ребенок говорит, что там – страшно. На границе с правой частью построены укрепления для защиты. От кого – неизвестно. Это говорит о том, что ребенок страшится будущего. Страшится движения, развития. И в процессе терапии мы должны отследить, чтобы правая часть постепенно заполнилась.

Необходимо помнить о том, что мы имеем дело с внутренними процессами человека, которые не всегда могут быть объяснены и проинтерпретированы.

Символизм ландшафта песочной картины

Символизм ландшафта отражает рельеф внутреннего мира человека. Каков он? Плоский, холмистый, горный, лесной, водный? Многоплановый или однообразный? Ландшафт отражает динамику внутренних процессов.

Иногда у детей, подростков и некоторых взрослых можно увидеть отсутствие ландшафта или его условное обозначение. Например, озеро или река выглядят как небольшое углубление в песке. До голубого дна песочницы еще очень далеко, но автор картины определяет эту ямку как полноценный водоем.
Так может проявляться недостаточная осознанность внутренних процессов. Для детей это естественно, они находятся только в самом начале пути самопознания. Часто плоскую песочную картину можно встретить у совсем маленьких детей.

Занятие 1.

Тема: «Знакомство с песком»

Цель: установление контакта, ритуал входа, снятие психоэмоционального напряжения, ритуал выхода.

Ритуал входа:
Чтобы попасть в песочную страну, нужно подойти к песочнице, вытянуть ручки над песочницей ладошками вниз, закрыть глаза и произнести заклинание:

В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди,
Чтобы злодеев побеждать,
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым сильным.
А еще желательно
Делать все внимательно!

Игра «Ладошки»

На ровной поверхности песка взрослый и ребенок делают по очереди отпечатки кистей рук, внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.

Психолог: Мне приятно, я чувствую прохладу (или тепло) песка. А ты?
Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?
Я перевернула руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую песок. А ты?
Давай «поскользим» ладонями по поверхности песка. Рисуя круги и зигзаги, представь, что это проехала машина или проползла змея.
-поставь ладонь ребром и выполни те же движения,
-пройдись ладошками по проложенным трассам, представив, что это мы путешествуем,
-сейчас мы будем рисовать на поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочередно правой и левой рукой, а потом одновременно.
-а теперь нарисуем солнышко из отпечатков наших рук.
-а теперь нарисуй на песке свое настроение.

Рефлексия:
Мы узнали с тобой много нового, начали знакомство в волшебной страной, узнали какой песок на ощупь. У меня сейчас очень хорошее настроение, я узнала много нового. А что нового узнал ты?

Ритуал выхода:

Занятие 2

Тема: «Мир, в котором я живу»

Цель: диагностика страха, переживание безопасности за счет создания условности ситуации, снятие психоэмоционального напряжения.

Используем ритуал входа, как в первом занятии.
Психолог: Сегодня мы познакомимся с фигурками, которые живут в нашей волшебной песочнице и расскажем и покажем нашей волшебной песочнице свой мир, тот, в котором мы живем. Какой он твой мир? Кто в нем есть?

Демонстрируем игрушечные фигурки ребенку, даем возможность ему перебирать, рассмотреть каждую.
Далее даем задание построить в песочнице свой мир, таким, каким он чувствуется ребенку, брать и использовать любые фигурки для этого, камушки, материал, растения. Расставить все так, как ему захочется.
По окончании попросить ребенка сказать вслух: «готово».

Психолог: ты построил в песочнице целую картину! Как же ты ее назовешь? Что здесь изображено? Кто эти фигурки? Что они делают? Где ты в этой картине? (если ребенок смог обозначить себя, спрашиваем, что ты делаешь?). Пытаемся установить взаимосвязь между героями картины. Обращаем внимание на расположение фигурок. Особенно на расположение фигурки самого ребенка. Кто находится рядом, где находится фигурка. Спрашиваем обязательно, какое настроение создает вся картина в целом. Что чувствует ребенок, глядя на свою картину. Если ребенку не очень комфортно, предлагаем изменить картину так, чтобы ему стало комфортно в ней. Обращаем внимание на сделанные изменения.
Если в картине ребенка происходит конфликтная ситуация, какие-то бои или напряженная атмосфера и нет ресурсного участка в картине, предлагаем ребенку привнести ресурсный элемент: «Что же может помочь нашей картине? Может быть найдется добрый помощник?»
В контексте сказкотерапии находить ресурсное содержание легче, так как сам образ сказочной страны является ресурсным. В сказке можно все.

Рефлексия:
Сегодня мы с тобой узнали много нового о твоем мире, почувствовали твой мир, нашли доброго помощника. Мне очень понравилось наше занятие и у меня хорошее настроение. А что чувствуешь ты?


Ритуал выхода:
Теперь протянем ручки над песочницей и сделаем движение, как будто скатываем шарик. А теперь повторяем:
«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

Занятие 3

Тема: «Школа, в которой я учусь»

Цель: диагностика тревожности, переживание безопасности за счет создания условности ситуации, снятие психоэмоционального напряжения.

Используем ритуал входа.

Психолог: Сегодня мы будем в нашей песочнице создавать картину школы, в которой ты учишься. Используй любые фигурки, которые тебе нравятся.

По окончании работы анализируем картину также, как мы это делали в занятии 2 на примере картины мира ребенка. Не забываем найти доброго помощника и исправить картину, если там присутствуют напряженные элементы.

Рефлексия:
Сегодня мы снова тобой узнали много нового о твоем школьном мире, почувствовали его, нашли доброго помощника. Мне очень понравилось наше занятие и у меня хорошее настроение. А что чувствуешь ты?


Ритуал выхода:
Теперь протянем ручки над песочницей и сделаем движение, как будто скатываем шарик. А теперь повторяем:
«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

Занятие 4

Тема: «Моя сказка»

Цель: переживание безопасности за счет создания условности ситуации, снятие психоэмоционального напряжения, сформировать ощущение силы и превосходства над предметом страха.

Ритуал входа.

Психолог: Сегодня мы отправимся в гости в сказку. Где-то далеко-далеко за морем океаном, в тридевятом царстве, в тридевятом государстве живет себе, поживает Песочная фея. И эта фея – не простая, она добрая волшебница, которая любит детей и очень хочет с нами познакомиться. Но чтобы попасть в сказку, надо очень сильно верить в чудеса и еще произнести волшебное заклинание:

Песочная фея нам помоги,
В страну песочную перенеси,
В ладоши мы хлопнем
Раз, два, три,
Сердце свое для добра распахни!

Вот мы и очутились в сказочной стране. Психолог берет куклу – Песочную фею и говорит: посмотри, фея очень грустная…Давай я спрошу у феи, что случилось? Психолог делает вид, будто фея ему что-то говорит на ухо…

Психолог: фея рассказала мне, что во Вселенной была песочная страна с зелеными лесами, красивыми цветами, голубыми озерами и солнечными городами. Жители этой страны были очень счастливы, потому-то им никто ничего не запрещал. Они могли есть конфеты, кататься на каруселях, бегать по лужам, разговаривать с необычными животными, птицами, цветами, дружить с гномами, петь и танцевать. Но однажды злой волшебник уничтожил все в песочной стране. И стала песочная страна темной и безжизненной.
А мы с тобой готовы помочь фее вернуть красоту в ее страну? Давай потрогаем песок, почувствуем, как ему грустно, как здесь одиноко. А давай попробуем развеселить песок? Пощекочем его, побегаем по нему пальчиками. Ты чувствуешь, что песок улыбается? Что ему стало веселее? Мы молодцы. Мы смогли развеселить песок.

Злой волшебник заточил всех жителей песочной страны в темницу. Там им темно, холодно и одиноко. Давай поможем им выбраться. (Дети берут крупные кисти для рисования от №7 и выше и начинают раскапывать фигурки, спрятанные в песке, смахивать кисточкой с них песчинки.
Мы спасли жителей песочной страны. Но посмотри, все вокруг разрушено, нас предстоит все создать сначала. Но посмотри на песок. Какой он?

Сухой…
А из такого песка можно что-нибудь построить?
-нет…
Значит нам нужно оживить песок. А что нужно всему живому? Правильно, вода!
Берем лейку или пульверизатор и смачиваем песок. Вот теперь мы добавили волшебные капли воды в песок.
Но злого волшебника мы пока так и не победили. Давай сделаем из влажного песка шар и нарисуем на нем злого волшебника. А какой он волшебник? (злой, не любит детей, не любит людей, не любит смех, радость).
Шар, который мы слепили – шар-злюка. Мы сейчас его разрушим и прогоним злого волшебника, не забывая сказать волшебные слова «прогоняем злость, приглашаем радость». Кулачками, ладонями разрушаем песочный шар.
Теперь выравниваем песок. Кладем руки на песок и прислушиваемся к своим ощущениям. Больше нет никакого злого волшебника. Больше нет зла. Все мирно, радостно. Просим ребенка построить добрый мир, где всем хорошо. Обязательно сажаем растения.
Песочная страна ожила! А нам пора возвращаться.

Рефлексия

Сегодня мы познакомились с волшебной страной, спасли жителей Песочной страны, оживили саму страну. Узнали какой бывает песок. Мы совершили сегодня много хороших поступков. У меня радостное настроение. Я рада помочь жителям песочной страны. А ты? Что чувствуешь ты?

Ритуал выхода:
Теперь протянем ручки над песочницей и сделаем движение, как будто скатываем шарик. А теперь повторяем:
«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

Занятие 5

Тема: «Моя семья»

Ритуал входа.

Психолог: сегодня в нашей волшебной песочнице мы построим мир для твоей семьи. Рассели всех, кого тебе захочется. Используй различные фигурки и постройки. Как бы ты хотел, чтобы располагались фигурки. Подумай, почувствуй и начинай!

Анализируем песочную картину также, как и на предыдущих занятиях, узнаем название картины, обращаем внимание на расположение всех фигур, уделяя особое внимание фигуре ребенка. Обнаружив напряженные элементы в картине, предлагаем ребенку изменить сюжет, часть картины или добавить ресурсный персонаж. Добиваемся позитивного изменения картины и получения положительных эмоций ребенком.

Рефлексия

Сегодня мы с тобой узнали много нового о мире твоей семьи, почувствовали этот мир, нашли доброго помощника. Мне очень понравилось наше занятие и у меня хорошее настроение. А что чувствуешь ты?

Ритуал выхода:
Теперь протянем ручки над песочницей и сделаем движение, как будто скатываем шарик. А теперь повторяем:
«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

Занятие 6

Тема: «Мои страхи»

Цель: переживание безопасности за счет создания условности ситуации, снятие психоэмоционального напряжения.

Ритуал входа.

Психолог: Сегодня в нашей волшебной песочнице мы будем заниматься волшебным превращением. Сначала построй страшную картину, покажи то, от чего тебе было бы страшно, то, что тебя пугает. Все-все неприятное, что ты чувствуешь, мы сейчас достанем и выложим в нашей песочнице. Выкладываем…
А так как наша песочница волшебная, то все страшное сейчас растворится и превратится в нестрашное. Все злое превратится в доброе. Но для этого песочнице нужна твоя помощь. Найди и поставь в песочницу фигурку волшебного помощника (ресурсный персонаж). А теперь изменяй все вместе с волшебником.

Расспрашиваем о названии картины в первоначальном варианте и после произошедших изменений. Обращаем внимание, чтобы все отрицательные элементы изменились. Просим ребенка проговорить, что он чувствует. Насколько хорошо ему после изменений.

Рефлексия

Сегодня мы с тобой узнали, что все злое, страшное можно изменить на хорошее и доброе. Мы научились менять зло на добро и нам помогал добрый волшебник. Он все время был рядом. Мне понравилось наше занятие и у меня радостно внутри. А что чувствуешь ты?

Ритуал выхода:
Теперь протянем ручки над песочницей и сделаем движение, как будто скатываем шарик. А теперь повторяем:
«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

Занятие 7

Тема: «Идеальный мир»

Используем ритуал входа.

Психолог: Сегодня мы в нашей волшебной песочнице будем строить идеальный мир. Мир, в котором все хорошо, легко, там только добро. Какой этот идеальный мир? Покажи его песочнице.

Также узнаем название картины. Обращаем внимание на расположение фигур. На присвоенное значение элементам. Скорее всего в этой картине ребенок отразит желаемое, то, чего бы хотелось достичь. То, чего сейчас ему не хватает. По окончании обязательно интересуемся, все так, как он хотел или, добавим еще что-нибудь.

Рефлексия

Сегодня мы строили идеальный, добрый мир. Мы радовались за нашу картину, за персонажей, живущих там. Мы видели добро и красоту. Мне очень понравилось наше занятие и у меня хорошее настроение. А у тебя?

Ритуал выхода:
Теперь протянем ручки над песочницей и сделаем движение, как будто скатываем шарик. А теперь повторяем:
«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

Занятие 8

Тема: «Острова» (групповое занятие)

Цель: умение взаимодействовать в группе, самовыражение, умение налаживать контакт.

В маленькой песочнице 50х70 см вполне могут разместиться 5-6 участников занятия. Дается задание построить свой мир. Но не просто построить, а выполнить при этом несколько условий. Участники не должны общаться между собой вербально. Только жесты и взгляды. Каждый должен молча выбрать свою территорию в песочнице. Например, поставить ладошку на песок и подождать пока все участники увидят это. И только после этого отходить за игрушками. Когда все условно договорились о разметке территории, приступать к строительству. При этом, обязательно проговорить ребятам, что во время строительства и после окончания они могут ходить друг к другу в гости. Все. Более эту фразу не обсуждать и не повторять.

По окончании строительства интересуемся названиями миров. Ребята рассказывают, кто живет в их мире, почему он изобразил их именно таким образом. Разговариваем с каждым участником по очереди. Интересуемся, ходил ли он в гости к соседям, к кому именно. Если не ходил, то почему. И одновременно обращаем внимание, насколько ребенок загородил свой мир от посторонних забором или чем-то подобным. Или его мир открыт и доступен. Это отражает возможность самого ребенка быть открытым, контактным. Обращаем внимание, кто из ребят пошел в гости первым. Кто ходил в гости, а кто принимал гостей.

Такое занятие можно проводить несколько раз и отсматривать изменения в динамике.

Рефлексия

Сегодня мы с вами научились общаться без слов, научились чувствовать собеседника и понимать его. Мы построили дружный мир, в котором всем комфортно.

Ритуал выхода:
Теперь протянем ручки над песочницей и сделаем движение, как будто скатываем шарик. А теперь повторяем:
«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

Использованная литература:

    Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии» СПб.: «Речь», 2000 – 310 с.

    Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Игра с песком» - Практикум по песочной терапии. СПб.: «Речь», 2000 – 256 с.

    Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005

    Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.

    Штейнхардт Ленор «Юнгианская песочная психотерапия» Изд-во «Питер» 2001 – 154 с.

Психотерапевты заметили свойства песка, позволяющие нейтрализовать отрицательную энергию человека, как бы вбирая её в себя. Этот сыпучий материал помогает психике высвободить внутренние конфликты, расслабиться. Песочная терапия для детей и взрослых применяется довольно успешно, позволяя решить многие проблемы.Для эмоциональной сферы детей такой метод имеет наибольшую актуальность, ведь можно одновременно лечить, развивать и развлекать ребёнка.

Кому подходит песочная терапия?

Песочная терапия для детей полезна в любом случае, даже при отсутствии каких-либо показаний. Но особенно необходима она в следующих случаях:

  • у ребёнка имеются страхи и часто возникает тревожное состояние;
  • присутствует задержка психического развития;
  • вы замечали нервные тики или диагностирован невроз;
  • неадекватное поведение (в виде агрессии или гиперактивности);
  • низкая самооценка;
  • напряжённое отношение со взрослыми (родителями, учителем, воспитателем или одноклассниками);
  • депрессивные состояния, замкнутость, мысли о суициде;
  • ребёнок перенёс насилие или другую психологическую травму

Малыши не всегда могут сформулировать чувства и эмоции, которые они переживают. Поэтому песочная терапия и игры для детей младшего возраста имеют большое значение.

Цели

Цель песочной терапии – ненавязчиво помочь освободиться от всего, что беспокоит и волнует ребёнка. Его самооценка повышается на подсознательном уровне, что в некоторых случаях делает данный метод коррекции психического состояния незаменимым.

Для детей до третьего года жизни песок может использоваться на развивающих занятиях. Нужно изучить цвет, состав, форму, что будет, если налить воды. Впрочем, более взрослый ребёнок может использовать этот материал в творчестве, развивая свою фантазию.

Что нужно для терапии

Вам понадобится непосредственно сам материал (не менее 3 килограмм) и песочница.
Приобрести песочек для занятий и творческой деятельности можно в большинстве магазинов с игрушками, зоотоварами, а также товарами для рукоделия.

Там же можно поискать и песочницу. Выглядит она как небольшой короб (примерно 70*50 см и 10 см высотой) из хвойных пород дерева. Нередко можно встретить и песочницу из пластмассы. Если по каким-то причинам купить её не удалось, то не нужно расстраиваться или тем более отказываться от занятий данной терапией. Сделайте короб самостоятельно, либо возьмите самую большую посуду (тазик), которая имеется у вас в доме. Летом песочная терапия для детей дошкольного возраста может проводиться на улице (в песочнице на детской площадке).

Для более старшего (школьного) возраста будет интересен специальный песочный стол с подсветкой. На нём можно рисовать разнообразные картины, делать надписи при помощи пальцев рук. Такая терапия – это не только огромная польза для психического и эмоционального здоровья ребёнка, но ещё и развитие фантазии, творческих способностей.

Если такой стол вам не по карману, то можно приобрести обыкновенный ватман. Закрепите его края, чтобы не скатывался в рулон и высыпьте около килограмма сухого песка. Импровизированная песочная анимация готова, можете приступать к рисованию.

Какой песок нужен для терапии

Строгих правил для того, каким должен быть материал для песочной арт терапии для детей нет (сгодится даже манная крупа). Главное – отсутствие различных примесей. Поэтому если вы решили заготовить самостоятельно речной песок, то обязательно нужно его просеять. Также не забудьте тщательным образом просушить. Чем мельче материал для занятий, тем лучше (особенно если дети младше 2 лет).

В идеале для работы с детьми раннего возраста используется кварцевый песок с наименьшей фракцией до 0,3 (рыжий, светло-жёлтый или белый). Материал может быть влажный или сухой.

Занятия, упражнения

В работе с детьми можно придерживаться какой-то определённой программы, либо импровизировать. В любом случае, следует сначала познакомить ребёнка с песком.

Предложите сделать небольшие упражнения:

  1. Нужно провести по песку ладошками, сначала внутренней, а затем тыльной стороной. Попросите рассказать о своих ощущениях. Если малышу 1-2 года, то вряд ли он сможет правильно подобрать слова для описания, помогите ему в этом.
  2. Теперь выполните с ребёнком задание «змейка», рисуя пальчиками плавные волнистые линии.
    Предложить малышу взять по горсти песка в каждую руку и сжать кулачки. Затем пусть медленно высыплет обратно в песочницу.
  3. Закопайте ладошки малыша в песочек. Он должен их отыскать.
  4. В довершении знакомства каждый пальчик может «поздороваться» с песком, стараясь оставить отпечаток (углубление). Опять же, если ребёнку мало лет, то ему может потребоваться помощь взрослых.

Работа может проводиться как с группой детей, так и индивидуально. Песочная терапия подходит для любого возраста, даже если малышу нет ещё и года. Различные упражнения позволяют тактильно почувствовать сыпучий материал и оценить его свойства.

Лучше, если программа подбирается индивидуально. Ведь на первых занятиях педагог-психолог изучает проблемы, имеющиеся у маленького пациента, а они могут быть разными внутри одной группы. Впрочем, терапия песком полезна для всех: детей с зпр, инвалидов, гиперактивных малышей и депрессивных подростков.

Ниже приведён пример упражнения, который вы можете использовать для работы с агрессивными детьми.

«Сказка»

  • Предложите ребёнку несколько небольших фигурок. В выборе должны участвовать и злые, и добрые персонажи.
  • Далее его задачей будет придумывание и проигрывание в песочнице сюжета сказки (для более старших детей это может быть фильм или просто сценка).
  • Скорее всего, маленький человечек с проблемами агрессии выберет отрицательных героев. Возможно, вы увидите сцены насилия, войны, жестокости. Не удивляйтесь и не пугайтесь.
  • Дело в том, что во время игры он освобождается от негативной энергии, оставляя её в песке.
  • Через несколько занятий вы заметите, что ужасных сцен стало меньше, тогда как в реальной жизни поведение стало более спокойным и стабильным.

Заключение

Результат в развитии способностей и коррекции психического и эмоционального состояния бывает, как правило, заметен уже после 6-10 занятия.
Конечно, вы можете отдать своё чадо в какую-либо студию, где имеется песочная терапия. Это направление в последние несколько лет достаточно прогрессивно развивается. Но совместное с родителями творчество и общение приносит гораздо большие плоды, ведь в данном случае царит атмосфера взаимопонимания и любви – лучшее лекарство для восприимчивой и нестабильной психики ребёнка.

Сейчас лето и многие из нас ходят на пляж всей семьей. Это счастливое время отдыха можно провести очень интересно и с огромной пользой, как для себя, так и для ребенка. Игры с песком очень эффективный способ развития детей в целом и их творческих способностей в частности. Многолетняя практика свидетельствует, что такие игры позитивно влияют на эмоциональное благополучие ребенка. Учитывая же то, что это одни из самых любимых игр в летнее время, то просто глупо не использовать их с развивающей, обучающей и психокоррекционной целью.

Сегодня очень популярен метод sunplay, что в переводе с английского означает "песочная игра". Это тот самый метод благодаря которому ребенок из песка и небольших фигурок (можно использовать так же ракушки, камешки, лепить такие фигурки из пластилина, использовать любые подручные предметы и прочее) строит свой индивидуальный и неповторимый мир в миниатюре. Играя он выражает на песке то, что спонтанно возникает в его сознании.

Игры с песком дают ребенку возможность ощутить себя уверенным и умелым: он творит новое, не боится сломать старое и что-то менять. В песочнице созданы оптимальные условия для развития творческого потенциала ребенка, активизации его пространственного воображения, образно-логического мышления, тренировки мелкой моторики рук. Так же игры с песком являются эффективным методом психологической помощи детям:

  • в формировании уверенности в себе и стойкой самооценки;
  • в гармонизации внутреннего эмоционального состояния. В частности при негативизме, обидчивости, конфликтности;
  • при переживании любых травматических ситуаций, таких как развод родителей, потеря близкого человека;
  • в адаптации к любым изменениям в жизни;

Взрослые могут быть уверенны: если в детском песочном королевстве все спокойно, то и в душе у ребенка спокойствие и гармония.

Видеоуроки по математике.

Игры на песке.

Организовывая игры с песком следует придерживаться некоторых правил:

  • Максимально задействовать творческий подход и фантазию.
  • Полностью исключить негативную оценку как действий ребенка, так и результата его деятельности.

На песке можно еще и писать - писать буквы, цифры...Детям не страшно допустить ошибку: это не бумага, и легко можно исправить допущенные ошибки, поэтому на песке дети пишут с удовольствием. После изучения знаковой системы кроме самих знаков можно использовать такой прием как "дорисовывание".

Например. Попросите ребенка нарисовать какую-либо фигуру (квадрат, треугольник, круг и т.д.) и попросите затем, чтобы он дорисовал ее так, чтобы вышел предмет (стул, стол, лопата. лампочка и прочее)

Дети очень любят необычные истории и сказки, которые не только переносят их из реального мира в волшебный, но и развивают их кругозор. Через сказку в бессознательное ребенка закладываются яркие образы и своеобразный «банк» жизненных ситуаций. То есть набор знаний о тех процессах, которые происходят способов взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации, устройстве этого мира и прочее. Если Вы читаете ребенку сказки, то можете разыграть любую из них на песке. Нарисовать или изготовить ее героев из песка. Сказку можно разыграть переставляя ее персонажей в различных направлениях. При этом дети могут начать самостоятельно творить изменяя сюжет, добавляя новых героев.

Сказки на песке - это не только интересное проведение времени и занятие для Вас с ребенком, но и инструмент развития в ребенке тонкого ощущения внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и напряжения, воспитания уверенности в будущем, в том что в любом случае все будет хорошо. При помощи сказок на песке можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его личности, если такие начинают формироваться.

Упражнения на песке.

Упражнение первое. Необычные следы.

Цель: Развитие тактильных ощущений, воображения.

Ход упражнения: Взрослый предлагает ребенку упражнение имитационного характера, которые оставляют след на песке. Например:

  • "идут ведмеди" - ребенок кулачком и ладошками с силой давит на песок;
  • "прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок бьет по поверхности песка, перемещаясь в разных направлениях.
  • "ползут змеи" - ребенок пальцами рук оставляет на песке волнистый след в разных направлениях:
  • "бегут жучки, паучки" - ребенок двигает всеми пальчиками, имитируя движения жуков (можно полностью погрузить руки в песок, руки встречаются - "жучки здороваются")
  • "крокозябла" - ребенок делает на песке разнообразные отпечатки, выдумывая названия для фантастических животных, которые оставили эти следы.

После окончания игры вымышленное животное можно нарисовать и сделать ее обитателем песчаного королевства.

Упражнение второе. Песочный круг.

Ребенок и взрослый рисуют на песке произвольный круг и украшают его разнообразными предметами: ракушками, камешками, пуговицами, семенами, монетами, бусинами и прочее. Они придумывают название своему «песочному кругу».

Упражнение третье. Узоры на песке.

Цель: закрепить знания про сенсорные эталоны и закономерности.

Взрослый пальцем, ребром ладони или щеточкой рисует разнообразные знакомые ребенку геометрические фигуры, простые или более сложные узоры - прямые и волнистые дорожки, заборчики, ступеньки и т.д.. После чего предлагает ребенку нарисовать такой же рисунок чуть ниже или продолжить уже имеющийся рисунок взрослого. Так же узоры на песке дети могут выкладывать в определенной последовательности из разнообразных предметов - камешков, ракушек, монеток и прочее.

Упражнение четвертое. Волшебное исчезновение.

Цель: развитие памяти и внимательности.

Взрослый выставляет на песке фигурки (этот процесс также можно обыграть каким-либо образом в зависимости от того, какие предметы у вас имеются. Например:"А сейчас на сказочной полянке появляется волшебная принцесса Жасмин со своим другом Алладином. У принцессы Жасмин есть много сокровищ - красивых морских ракушек и камешков. К ним в гости часто приходят друзья - зайка, котенок, тигренок и так далее). Достаточно 5-6 предметов. Ребенок рассматривает предметы, а затем его просят закрыть глаза и произнести волшебные слова. Пока ребенок это делает взрослый прячет несколько фигурок в песок. Ребенок открывает глаза и отгадывает каких фигурок нет. После чего ищет их в песке и сверяет свои ответы с найденными фигурками. Со временем задание можно усложнять увеличивая количество фигурок.

Упражнение пятое. Следы на песке.

Цель: развитие левого и правого полушарий мозга и мелкой моторики рук.

Взрослый просит ребенка поставить ладошки на песок. Затем провести 2-мя ладошками по песку вверх, затем - вниз, затем - одной ладошкой вверх, а одной вниз, затем наоборот. То же самое делаем влево и вправо. То есть. Обеими ладошками влево, затем вправо, затем одной влево, а другой - вправо, затем наоборот. Далее можно усложнять задание. Одной ладошкой вверх, а другой вправо или одной влево, а другой вниз и так перебрать все возможные комбинации. Сначала не спеша, затем темп можно ускорить.

Когда упражнение с ладошками выполняется легко, то можно перейти к рисованию кругов на песке. Попросить ребенка нарисовать круги обеими руками начиная движение слева на право, затем справа налево, после чего попросить нарисовать одной рукой круг слева направо, а другой справа налево одновременно.

Упражнение шестое. Разговор с руками

Родитель и ребенок обводят на песке силуэт ладоней. Затем Вы оживляете песочные ладошки - дорисовываете им глазки, ротик, выкладываете различными камешками и ракушками пальчики. После этого необходимо затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?», «Что вас огорчает?», «Чего вам хотелось бы» и т. д. . При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Упражнение седьмое. Кто в домике живет.

Цель: закрепить знания про пространственные фигуры и формы, развить слуховую и зрительную память;

Это упражнение делается на мокром песке. Взрослый просит ребенка помочь ему построить домик для разных животных. Например бегемотик хочет жить только в квадратном домике, а жираф - в прямоугольном, зайчанок - в круглом и так далее. Теперь взрослый говорит:"Помоги мне расселить жителей по их домам. Пусть вот здесь живет бегемотик (ребенок в этот момент выбирает пасочку нужной формы и строит домик из песка), а вот тут живет зайчик (ребенок строит следующий домик), ну а здесь мы поселим жирафа"

Задание можно усложнять вводя все большее количество предметов.

Видео про погрузчик (или экскаватор, или грейдер) и хрюшку на пляже. Игра для детей "горячо-холодно"

Если статья понравилась и была полезна - подписывайтесь на обновления.

Подобные материалы:

Сказкотерапия. Возвращаем ключи судьбы.

Смехотерапия. Как и почему это работает.

Как вырастить счастливого ребенка.

При использовании материала индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Один из методов аналитической психотерапии – песочная терапия — позволяет развить фантазию ребёнка, нормализовать психоэмоциональное состояние, активировать адаптационные функции в любом возрасте. Арт-терапевты, бизнес–тренеры, коррекционные педагоги используют песочную терапию в ДОУ — детских дошкольных учреждениях. Для решения каждой конкретной задачи используются различные методики песочной терапии.

Лечение песком представляет собой одно из направлений арт -терапии.

«Отцом» игр с песком или sandplay традиционно считается К.Юнг и его последователи. К.Юнгом была разработана техника активного воображения, считаемая теоретической базой. Возникновение sandplay началось в 20-х г. с разработки Шарлотты Бюлер под названием «мировой тест», который успешно находил свое применение в качестве инструментария для диагностики в детской психиатрии.

В 1930 году появилась новая методика, которую реализовала Маргарет Ловенфельд, основавшая Лондонский институт, именно она впервые поместила игрушечные фигурки в вещество. Эта методика была заимствована из «мирового теста» Подопечные Маргарет создавали в песочнице целые масштабные композиции и называли их «Мой мир ». Благодаря этому появился новый метод, названный «мировой техникой». Продолжателем этого метода в 50-е годы стала последовательница К. Юнга Дора Кальфф, соединив «мировую технику» и юнгианское направление, и тем самым создав песочную терапию.

Открытием Доры Кальфф стало то, что песочные картинки , созданные детьми, могут стать отображением их мыслей, переживаний. Применение этой полезной техники опробовано не только на маленьких пациентах, но и на зрелых людях.

В sandplay применяются как невербальные средства (при создании сюжета) и вербальные (история о готовой картине либо придумывание сказки, раскрывающая суть творения). Этим методом активно пользуются арт- терапевты, специалисты гельштат-терапии, семейные и детские психотерапевты, воспитатели и логопед в доу .

Особенности метода

Метод подходит для всех возрастных категорий. Как только человек опускает ладони в материал, его воображение начинает рисовать красочные картины золотого пляжа, яркую синеву моря и белые хлопья облаков, неспешно плывущих по небу. Аналогично тому, как песок пропускает воду, он поглощает и негативную энергию. Мельчайшие песчинки, только соединённые вместе определенным образом, позволяют создать своё произведение. Они символизируют жизнь, в которой человек, расставляя определённым образом события и мысли, получает желаемые результаты.

Комплексное воздействие на психику человека обеспечивается благодаря тактильному раздражению очень чувствительных нервных окончаний ладоней, кистей рук. Возникает состояние медитации, снимается нервное напряжение. По изображениям и символам, получившимся в результате рисования можно делать выводы о специфике личностных проблем, выявлять потребности человека. Изучая запечатлённое, мы видим трёхмерное изображение внутреннего мира, неосознанные проблемы и конфликты.

Цель терапии – развить в ребёнке принятие собственного «я», научить доверять и любить себя.

Задачи терапии:

  • воспитание позитивного отношения к жизни, к себе;
  • воспитание ответственности за свои действия;
  • тренировка способности доверять себе и осуществлять самоконтроль над своими действиями;
  • лечение избыточной тревожности при планировании поступков и преодолении препятствий;
  • развитие веры в себя.

Принципы метода

Песочная терапия основывается на создании фигур или изображений на плоскости. Первоначально необходимо провести тестирование, попросив создать свой образ и описать его словами. Детская аудитория рассматривает это как игру, которая на самом деле является мощным диагностическим инструментом и коррекционной методикой. Заниматься можно под музыку или слушая сказку, в зависимости от задачи конкретной процедуры.

Метод используется в качестве самостоятельного или как составная часть следующих направлений лечения:

  • песочная арт–терапия;
  • психология;
  • логопедия;
  • развитие речи, письма, счёта, памяти и внимания;
  • терапия, направленная на развитие самоосознания, уважения к себе;
  • выявление негативных мыслей, обучение справляться с ними;
  • воздействие на нескольких членов семьи с целью коррекции поведенческих расстройств;
  • детский психоанализ.

Возможности метода

Песочная терапия в детском саду позволит приготовить самый первый обед, построить свой первый дом. Будучи отражением внутреннего мира, терапия песком обеспечивает следующие моменты:

  1. Создаёт естественную комфортную среду для творчества ребёнка, которая стимулирует его созидательную деятельность.
  2. Оживляет абстрактные образы, упрощает возможность понять сложение букв — в слова, цифр — в математические действия.
  3. Даёт возможность детям «проживать» ситуацию вместе с героями сказок.
  4. Обеспечивает переход от реальности в сказку, даёт возможность проверить правильность выбора решения в той или иной ситуации.

У детей с речевыми расстройствами имеются сложные нарушения эмоций, что выражается в несоответствии эмоциональных реакций конкретной ситуации. Это осложняет контакт со сверстниками, ведёт к гиперактивности или зажатости. Это порождает необходимость включения самых разнообразных методов в работу с детьми. Доказано, что песочная терапия позволяет развить способности общения, учит выражать и понимать себя, свои чувства.

Показания к терапии

Имеются следующие показания к проведению песочной терапии:

  • переживание возрастного кризиса;
  • неспособность изложить словами свои переживания;
  • наличие психологической травмы;
  • неспособность самостоятельно принять решение;
  • задержка психоречевого развития;
  • эмоциональная заторможенность, «скудодушие»;
  • психотерапия различных зависимостей;
  • уменьшение напряженности;
  • развитие всех видов чувствительности;
  • нормализация мышечного тонуса;
  • расширение кругозора;
  • повышенная тревожность, эмоциональная лабильность.

Актуальность sandplay очень высока в нынешнее время. Через тактильные ощущения не только развивается речь, познание, но и дети избавляются от немотивированной агрессии, педагог начинает понимать лучше своих воспитанников.

Психотерапия с помощью песка распространена в детсадах и школах не повсеместно, но в скором времени эта методика будет обязательна для всех образовательных учреждений с обеспечением специальным оборудованием. Немаловажным является применение этого метода в работе с детьми с особенностями , имеющими онр, зпр, нарушения зрения , дцп , инвалидами. Достаточно только таким детям дать установку строить, как они уже начнут создавать целые вселенные.

Противопоказания

  • дефицит внимания, гиперактивность;
  • эпилептические припадки;
  • психиатрические болезни;
  • повышенная тревожность;
  • невроз навязчивых состояний;
  • пылевые аллергические реакции;
  • болезни лёгких;
  • заболевания кожи и травмы кистей рук.

Психотерапевты применяют метод с детьми, страдающими дефицитом внимания и гиперактивностью.

Оборудование для занятий

Для лечебной игры используются следующие приспособления:

  • водонепроницаемый ящик, стенки которого окрашены в голубой цвет, а дно – в синий;
  • специальная песочница, меняющая цвет – планшет;
  • чистый песок, который во время определённых игр надо увлажнить;
  • набор фигурок, символизирующих здания, людей, животных, машины;
  • символические предметы, которые будут обозначать загаданные желания, сундуки с сокровищами, кладами;
  • сказочные герои – добрые и злые;
  • религиозные предметы и сувениры;
  • естественные предметы – ракушки, веточки, шишки;
  • домашняя утварь;
  • болты, шурупы;
  • пластиковые буквы и цифры, геометрические фигуры.

После тестирования начинаются обучающие игры для дошкольников соответственно потребностям, возрасту, выявленным нарушениям, когнитивным расстройствам.

В дальнейшем можно подключать интерактивные, развивающие занятия и только потом — проективные игры, упражнения.

Требования к педагогу

Начиная игру, маленькие ручки соприкасаются с уникальным мирозданием. Необходимо создать доброжелательную, доверительную обстановку, учесть все нюансы голоса, его тембра, соблюсти следующие важные параметры:


Песочная терапия для детей дошкольного возраста развивает мелкую моторику кисти, стимулирует кровообращение в головном мозге, ускоряет умственные процессы, нормализует психологические реакции. Необходимо к этому процессу подключать методики цветотерапии, поскольку они являются мощными сигналами к развитию личности.

Методики игр

Что необходимо для песочной терапии дома

Если родители хотят организовать sandplay дома , то для этого им потребуется:

  • поддон;
  • песок;
  • Миниатюрные фигурки;
  • Камешки, растения и т. п. для создания определенного ландшафта.

В зависимости от поставленных задач песочная терапия может проходить в виде игр, направленных на:

  • развитие фонематики;
  • коррекцию произнесения звуков;
  • обучение грамотности;
  • познавательные игры;
  • семейная песочная терапия;
  • проекционные игры.

Занятие включает следующий план:

  1. Знакомим малыша с песочницей, объясняем, что голубой бортик символизирует небо, что можно создать любой вид местности: горы, пустыни, а раздвинув песок – синее море.
  2. Даём возможность подержать в руках коллекцию геометрических фигур, животных, предметов быта.
  3. Фигуры, которые выбирает кроха, символизируют его состояние на сегодняшний день. Самое главное — попросить его рассказать, о чём он думает по поводу выбранных фигурок.
  4. Внимательно наблюдаем за малышом: как он входит в ситуацию, с кем он себя идентифицирует.
  5. Учим ребёнка бережному отношению к материалу.
  6. Формулируем тему в начале песочной терапии, занятия проводим, согласно плану, а после его окончания важно сделать вывод о проделанной работе, разложить все использованные предметы и игрушки по местам, убрать за собой.

Игры на развитие слухового внимания и памяти

  • Игры, направленные на увеличение словарного запаса, построения развёрнутых фраз.

К трём годам человек правильно произносит основные слова. Некоторые дети говорят нечётко, меняют местами слоги и буквы в словах, неправильно ставят ударения. В случае невнимательного отношения к проблемам с речью к 5 годам он понимает, что говорит неправильно и начинает этого стесняться, замыкается в себе. Можно устраивать речевые игры в песке. Для этого детки рисуют буквы, учат строить слоги и произносить их громко или тихо, нараспев, шёпотом.

Поставив в емкость разные фигурки, учим ребёнка называть животных, писать — на какую букву начинается его название, и какие звуки издают эти животные. Можно играть в крестики-нолики.

  • Познавательные географические игры на песке.

После простых игр с построением домиков, рек, морей и корабликов на них начинаем развивать пространственное мышление. Для занятий подойдёт сделанная самостоятельно в виде пазла карта мира или материков. Для этого надо приобрести две одинаковые географические карты в магазине и разделить одну на 4-6 фрагментов. Даём малышу карту-образец и предлагаем сложить пазл. Постепенно начинаем складывать материки, океаны. Затем усложняем игру, делая «море» на дне песочницы, раздвинув песок. Во время игры проговариваем названия стран, их столицы, узнаем, кто там живёт. Например, во Франции столица — Париж, а живут там французы.

Для каждой страны подбираем характерную растительность и животных, размещая в песочнице пальмы, слонов, крокодилов. Объясняем, что такое тропический климат, почему там не растут берёзы. Можно совершить путешествие на Северный полюс, предварительно сделав запас соли, пенопласта или ваты для снега.

  • Фантастические игры с трансформерами на песке.

Имитируем жизнь других планет, лунный ландшафт, звёздные войны, которые особенно будут интересны мальчикам, помогут реализовать им желание быть супергероем, научат их сражаться и побеждать.

В зависимости от возраста детей, кроме географических и фантастических, существуют следующие разновидности обучающих игр:

  • исторические;
  • найти логические пары;
  • научиться исключать лишнее;
  • провести экскурсию по городу;
  • считать предметы, строить логические ряды;
  • учиться ориентироваться: что такое — сверху, снизу, справа, слева.

Проективные игры

Выявленная З. Фрейдом особенность приписывать свои чувства и желания внешним объектам очень помогает в работе с детьми. Ребёнку предлагают сделать следующее:

  • описать имеющиеся изображения на песке и наделить их какими-либо качествами;
  • создать из разрозненных деталей, спрятанных в песке, единое целое;
  • придумать рассказ или сказку с персонажами и предметами из имеющихся фигурок на песке;
  • нарисовать несуществующее животное, и другие.

Необходимо помнить, что проективные методики невозможно однозначно интерпретировать, они социально и ситуационно обусловлены, направлены на изучение детской личности в целом. Учитывая, что эти методики недостаточно стандартизированы, они используются для диагностики и лечения психотерапевтами.

Песочная терапия включает большое разнообразие индивидуальных и коллективных игр, занятий. Активно используются доски с подсветкой или песок различного цвета. Это поможет ребенку выразить имеющееся эмоциональное состояние.

Серия игр и упражнений с песком из книги Т. Зинкевич – Евстигнеевой «Чудеса на песке» способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики, творческой фантазии, помогают в познании своего внешнего и внутреннего мира.

Вот несколько игр:

  • Оттиски рук. С помощью этого упражнения малыш учится оценке ощущений. Педагог либо родитель показывает подопечному оттиск своей ладошки
  • на песке, то же повторяет пациент. Рука вдавливается и погружается в поддон.

Сначала свои ощущения описывает ведущий. Он ведет свой рассказ про песок, какой это материал мягкий или шероховатый, как он чувствует своей кожей маленькие частички. Затем следует рассказ малыша о песке.

  • Дождик или водопад. Данная игра – хорошее средство для снятия напряжения в мышцах и агрессии. Педагог либо ведущий говорит, что начался водопад. Маленький человек пересыпает песок на тыльную сторону руки взрослому, а затем он выполняет упражнение малышу.
  • Создание узоров. Нарисовать на песке с помощью пальцев, кулачков, кистей разнообразные узоры, а затем рассказать, что представляется ребенку, когда он смотрит на них. Это могут как цветы, так и животные, ветки и др. Такое упражнение положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии детей.
  • Прятки. Игра помогает в выяснении психологических проблем подопечного и помощи в избавлении от них. Дошкольнику на выбор предлагается несколько предметов, которые он должен закопать в песок, а затем выкопать и рассказать о всех спрятанных предметах.
  • Проигрывание сюжета. Психолог предлагает пациенту создать собственный мир, использовав на выбор миниатюрные фигурки. Если цель песочной терапии — избавление от агрессии, то маленький человек выберет отрицательных персонажей и устроит войну и разрушение тем самым, сняв напряжение и успокоив свой гнев.

Совет психолога родителям: как расшифровать знаки

От специалиста по sandplay Ульяны Наумовой можно услышать следующее:

  • Малышом могут быть выполнены любые постройки и такими способами, какими он хочет, придерживаясь трех главных правил: не высыпать песок за пределы поддона, не разрушать постройки других детей, если он играет в компании.
  • Родителям необходимо вести наблюдение за тем, что строит ребенок. К примеру, если он занимается строительством домика, стены которого очень толстые, значит, у него есть стремление к защищенности, которой ему может не доставать, желает упрочить свои внутренние границы, чтобы все заметили их и не переступали.
  • Мощность – символ того, что у него не выстроены границы, из-за чего нет комфорта.
  • О нехватке у малыша тепла и заботы свидетельствует появление свечей или очага. Наличие хаоса в игровом пространстве ребенка показывает, какой беспорядок во внутри пациента или предвещает незамедлительное начало перемен.
  • Немаловажным является ведение наблюдения за игрой маленького человека, задавание ему вопросов: почему получилась именно эта композиция, какое значение имеют для него все эти сооружения. При каждодневном строительстве мира у малыша становится лучше поведение, сон становится крепче, уходят тревожность и напряжение».

Заключение

Рисование песком поможет ребенку расслабиться, оно завораживающе действует на зрителей и художников. Песочная терапия может проводиться под музыку и позволяет решить многие задачи диагностики, лечения и развития когнитивных способностей. При этом задействуются в процесс практически все виды органов-анализаторов:

  • зрение;
  • слух;
  • тактильная чувствительность;
  • сенсорное восприятие.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста позволяет развить речь, моторику, слух, общительность, креативность, творческие способности. Кроме того, она снимает стресс, избавляет от страхов, помогает выразить внутренние конфликты и переживания, повысить самооценку. Песочная терапия способствует формированию у маленькой личности самоуважения, научит понимать себя.