Методы обучения дошкольников правилам поведения при чп. Методические рекомендации по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Безопасное поведение детей при заболевании

На чтение 10 мин. Просмотров 890

Безопасное поведение детей и правильное воспитание в детях, чувства самосохранения, одна из первостепенных задач взрослых. Главное не запугать, а научить жить полноценной жизнью и адекватно реагировать на те, или иные ситуации, научить избегать или преодолевать проблемы, делать правильный выбор в различных ситуациях.

Ни всегда рядом могут оказаться родные и близкие люди. Чрезмерная опека над ребёнком, не является гарантом безопасности, а порой только вредит развитию и становлению его личности.

Темы безопасности детей довольно обширная и разносторонняя, поэтому рассматривать различные ситуации надо поэтапно.

Одна из многих составляющих, затрагивающих эту тему, а также довольно часто встречающихся ситуаций – это как надо вести себя с незнакомыми людьми.

Пример взрослого

Дети не обладают достаточным разумом, чтобы использовать его по назначению. Если вы что-то пытаетесь рассказать, объяснить ребёнку, то демонстрируйте это и своими действиями.

Дети чаще действуют на уровне инстинктов, а так как они у детей тоже недостаточно хорошо развиты, то моделируют поведение взрослых и поступают точно также. Авторитетом для подражания всегда, или почти всегда являются родители, а также другие близкие люди.

Если вы сами распахиваете дверь перед незнакомцем, то и ребёнок никогда не спросит «Кто там?» прежде чем открыть дверь. То, что вы скажете просто на словах, у детей зачастую пролетает мимо ушей.

Если хотите научить ребёнка безопасному поведению, то подкрепляйте сказанное своими практическими действиями.

Взрослые люди довольно часто, преследуя корыстные и даже преступные цели, используют детскую доверчивость и простодушие. Безопасное поведение детей в наше время — редкость. Ребёнку надо объяснять, что есть плохие и хорошие люди, свои близкие, родные и чужие люди, пусть даже и знакомые.

Ребёнок должен понимать, что никогда нельзя верить наслово людям, не являющимся близкими родственниками, особенно если они предлагают прогуляться или проводить из учебного заведения домой, якобы по просьбе родителей.

Если уж вы, по сложившимся обстоятельствам не сможете забрать своего ребёнка из детского сада или школы, то покажите ребёнку, кто его сегодня или завтра заберёт.

Желательно, чтобы это был кто-то из близких или хотя бы тех, кому вы хорошо доверяете и ребёнок, очень хорошо знает его в лицо, ведь ребёнок это самая большая ценность, которая у вас есть. Не маловажно предупредить воспитателя о том, кто придёт забирать ребёнка.

Ребёнок с раннего возраста проявляет часть своих эмоций при помощи крика. Не подавляйте его инстинкты. Он должен уметь выплёскивать свои эмоции не только ради каприза, но и в случае, угрожающей ему опасности. Когда кто-то пытается увести ребёнка насильно, главное, чтобы он правильно отреагировал и криком привлёк к себе внимание окружающих. Случаи похищения детей довольно распространенное явление.

Учите и постоянно напоминайте ребёнку его имя и фамилию, а так же адрес, пришейте бейджики с внутренней стороны одежды. Ребёнка могут не только похитить, но и банально, ребёнок может просто заблудиться, проехать остановку или потеряться в толпе.

При помощи фотографий вы не только запечатлеваете яркие моменты жизни вашего ребёнка, но и можете использовать изображения в экстренных случаях. Поэтому важно, чтобы среди обычных фоток, были и снимки крупным планом и в полный рост. Это облегчит поиски, в случае пропажи ребёнка.

В ходе обучения безопасному поведению своего ребёнка, избегайте прямых фраз о подстерегающих его опасностях, постарайтесь провести эти занятия в форме ролевых игр по заранее обдуманному сценарию. Запугивая ребёнка, вы добьётесь прямо пропорционально обратного результата, ребёнок всё обязательно сделает наоборот. При чрезмерных регулярных запугиваниях ни сколь, ни лучше, если ребёнок вырастет трусом и паникёром.

Рано или поздно ребёнок просто обязан познать свободу и привыкнуть к самостоятельности. Мамаши не питайте иллюзий о том, что вы всегда будете рядом со своим ребёнком. Помните, что вскоре вы всё-равно займётесь, каждый своими делами и вместе будете проводить максимум, четверть времени в сутки.

Для этого и нужно приложить максимум усилий, чтобы вам было спокойнее за собственное дитя, а ему спокойнее в ваше отсутствие.

Безопасное поведение детей – это результат ваших плодотворных стараний, который позволит избежать, если не все, но большинство опасных ситуаций.

Нужно понимать, что обучение проводится не спонтанно и в основе всего заложены определённые правила. От правильного подхода к обучению зависит и то, как ваше дитя отреагирует на возникшую перед ним опасность.

Ситуации могут быть настолько неординарны, что все их предусмотреть практически невозможно и даже просто представить их сложно. Однако можно научить правильно их оценивать, быстро среагировать и действовать по обстановке. Так сказать, выработать у ребёнка защитную реакцию.

Рассмотренная ранее ситуация с незнакомцем – это одна из многих смоделированных ситуаций.

Ещё раз повторюсь, что родители являются авторитетом для своих детей и являются примером для подражания. Подумайте о том, как будет реагировать ребёнок, если вы учите его переходить дорогу на зелёный цвет светофора, через переход, а сами бежите с ним по кратчайшему пути прямо через проезжую часть.


Если можно вам, то и он обязательно поступит точно также, а ваши слова просто пролетят как пустой звук.

Не внушайте детям страх, рассказывая ужасные страшилки, и красочные подробности им вовсе знать не обязательно. Расскажите аккуратно примерные случаи с различными детьми, излишне не запугивая, чтобы при повторении ситуации, ваше дитя не остолбенело от страха и не кинулось в панику.

Используйте время прогулок, походов в образовательные учреждения и в магазины для обучения ориентированию на местности. Это сформирует безопасное поведение детей. Дети должны изучить места своего пребывания, чтобы не потеряться и всегда, чтобы в случае чего вар ребёнок смог найти дорогу домой.

Научите ребёнка следовать правилам:

  • держаться подальше от автомобильных дорог и других их проезжих участков;
  • проявлять внимательность;
  • держаться вдали от темных переулков, заброшенных зданий, кустов и других безлюдных мест;
  • не идти на поводу у старших товарищей и стараться избегать дружбы с детьми, пытающимися втянуть вас в неприятности;
  • не завязывать разговора с посторонними людьми и стараться избегать с ними физических контактов (не идти никуда с ними, не садиться в машину);
  • в случае если ребёнок уже оказался в руках у злоумышленника, то надо максимально громко привлечь к себе внимание прохожих, попытаться вырваться из рук, применив физические возможности. Даже ребёнок с небольшим усилием может ввести преступника в замешательство и временно парализовать его действия (ткнуть в глаз, ударить по переносице снизу вверх или в область кадыка, ударить в пах);
  • объясните ребёнку, что такое интимные органы и за что не давать никому прикасаться.

Всё обучение безопасному поведению детей обязательно выстраивается по возрастным рамкам. Это делается для эффективности восприятия ребёнком изучаемого материала.

Для дошкольников более доступны будут для восприятия сюжетно-ролевые игры, с использованием имеющихся дома игрушек (кукол, зверей, машинок). Это обеспечит безопасное поведение детей в реальной жизни.

С семилетнего возраста можно уже применять более взрослые методы воспитания, в виде сценок и просто непринуждённых бесед во время совместной домашней деятельности.

Различных ситуаций могут происходить от постороннего вмешательства, при стечении обстоятельств и даже исходить от самого ребёнка. Дети должны знать правила поведения в быту, что можно, чего нельзя делать и уметь правильно отреагировать.

Наиболее широко распространенная ситуация, когда дети остаются дома одни.

Объясняйте ребёнку правила постоянно, а не перед уходом из дома. Расскажите что нельзя, почему, что может произойти и если это случилось, то, как надо себя вести в такой ситуации. Ребёнок не только должен знать, но и понимать всё это.

Есть ряд общих запретов для малолетних детей, да и не только малолетних:

  • нельзя играть с огнём, пользоваться электроприборами (электроплиты, кипятильники, утюги и т.д.),
  • пользоваться газовыми плитами, открывать окна и садиться на подоконники, выходить на балкон, трогать лекарства и бытовую химию (порошки, чистящие средства и т.д.),
  • уходить без разрешения из дома,
  • открывать двери незнакомым и малознакомым людям, приглашать гостей без согласования с родителями,
  • играть с колющими и режущими предметами (ножи, иголки и.т.д.),
  • не забывать закрывать воду в кране, не дразнить собак дома, в подъезде и на улице.

Если ребёнок сидит один дома, то объясните ему, что если кто постучит или позвонит в дверь, чтобы он даже и не подходил близко к двери и не подавал голоса.

Часто дети спрашивают «кто там?», а в результате диалога подаются на уговоры и открывают дверь совершенно чужому человеку.

В случае пожара (это должен усвоить каждый)

Если ребёнок один дома и увидел огонь или дым:

  • ни в коем случае нельзя прятаться;
  • немедленно вызвать пожарную охрану (сообщив фамилию и адрес), в домашнем и мобильном телефоне должны в первых строках быть, записаны номера телефонов экстренных служб реагирования;
  • если это электроприбор, то выключить его из розетки и попытаться потушить водой;
  • если уже загорелось сильно и выделяется много дыма, то немедленно покинуть квартиру закрыв дверь, оповестить соседей, позвонить родителям и уйти на нижний этаж дома.

Безопасное поведение детей при заболевании

В случае, если ребёнок почувствовал недомогание в виде головных болей, тошноты, головокружения, болей в животе и других болевых ощущений, он должен немедленно позвонить родителям сообщить соседям или в крайнем случае вызвать скорую помощь.

Познакомьтесь сами и познакомьте своего ребёнка с соседями, их помощь возможно, когда нибудь вам понадобится.

Предупреждайте своё чадо, когда вы вернётесь домой, так, чтобы он смог примерно сориентироваться во времени.

Улица – не менее опасное место для ребёнка. Не стоит храбриться перед хулиганами, если ребёнок видит, что они явно превосходят в численности и силе.

Правильнее будет, проявить инстинкт самосохранения и избежать конфликта и это не будет считаться трусостью. В крайнем случае, надо привлечь внимание окружающих людей криками.

Избежать опасности поможет несколько правил

Не общаться и не поддерживать разговора с посторонними людьми, не принимать от них угощения и подарки, не садиться в машину и не позволять им брать вас руками за руки, одежду и так далее, избегать столпотворений и пустынные, безлюдные места.

Дорога

На дороге водитель может напросто не заметить и задавить ребёнка. Нельзя выбегать и выскакивать на проезжую часть, выкатываться на дорогу с горки или сугроба у обочины.

Переходить следует только по пешеходному переходу на зелёный цвет светофора. Обходить транспортное средство (автобусы, автомобили и так далее) только спереди.

Вода

Как правило, купание должно быть организовано в специально отведённых местах и под наблюдением взрослых, но в реальности дети купаются везде, где есть вода.
Прежде, чем отпустить ребёнка на озеро, надо научить его плавать на спине и хотябы по собачьи — на животе.

Итак: нельзя лезти в холодную воду, менее пятнадцати градусов, купаться, если организм не здоров, уплывать на глубину, плавать вблизи водных транспортных средств, подплывать к воронкам, родникам, нырять и топить друг друга, играя с детьми, нырять с высоты на водоёмах с незнакомым дном.

В период перволедия и таяния льдов нельзя подходить близко к водоёмам, а тем более бегать и кататься по некрепкому люду.

Природа

На природе тоже может подстерегать достаточное количество опасностей — это:

  • ядовитые растения (грибы, ягоды и т.д.);
  • дикие животные, змеи, насекомые (осы, клещи, комары, мошки, слепни и оводы, пауки).

Объясните ребёнку что на природе опасно разжигать костры. Плохо когда ребёнок ломает ветки, разоряет гнёзда, варварски с детства относится к миру природы и животных.

Перед тем как выехать на природу стоит подобрать подходящую одежду для ребёнка и постараться не потерять его из виду в лесу.

Безопасное поведение детей напрямую зависит от полученных навыков в результате плодотворного обучения в процессе взросления ребёнка.

Игры и упражнения по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах.

Обеспечение здоровья детей – главная задача цивилизованного общества. Рост количества машин на улицах городов нашей страны, увеличение скорости их движения является одной из причин дорожно-транспортных происшествий.

Поэтому обучать детей правилам безопасного поведения на дороге, формировать у них навыки правильного поведения на улицах является жизненной необходимостью.

Перед воспитателем стоит множество вопросов. Что такое дорожная безопасность для ребёнка? Какие правила поведения на дороге он должен знать? Как научить ребёнка избежать опасности?

Формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде – это достаточно сложный и длительный учебно-воспитательный процесс, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приёмов.

Данную работу целесообразно вести в соответствии с планом, который составляется на учебный год.

Инновационный подход к организации игр и упражнений с дошкольниками по дорожной тематике состоит в решении следующих задач:

- развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для осознанного освоения правил поведения безопасной ориентации на улице;

- обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;

- формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

При решении этих задач перед педагогами всегда возникает вопрос, какие игры необходимы детям младшего возраста, а какие игры нужны старшим дошкольникам? Ведь у каждого возрастного периода свои особенности восприятия информации и усвоения знаний. Однако осуществлять задачи обучения правилам безопасного поведения на дороге невозможно без помощи родителей, ведь дошкольники не переходят улицу без их сопровождения. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, поскольку они – заинтересованные партнёры и помощники в решении проблемы детской безопасности. Только так можно избежать случаев детского травматизма. В соответствии с ФГТ родители являются основными заказчиками образовательного процесса, и поэтому следует уделять большое внимание работе с родителями: проводить собрания и круглые столы с целью ознакомления родителей с планом работы дошкольного образовательного учреждения по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Родителе следует подключать к изготовлению атрибутов, пособий, дидактических игр по рекомендациям педагогов. Знания по правилам дорожного движения находят отражение в рисунках детей, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Изображая дома, дорогу, дети рисуют пешеходные переходы, светофор, регулировщика, дорожные знаки. Дошкольники с большим интересом занимаются продуктивной деятельностью: с удовольствием участвуют в изготовлении атрибутов, макетов улиц, домов, совместно с воспитателем, родителями делают машины, деревья, дорожные знаки, а потом используют их в своих играх. На занятиях по конструированию дети с увлечением делают «светофор», различные марки машин.

В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей , в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике. В работе с детьми большая роль должна отводиться дидактическим и подвижным играм, а так же творческим играм, развивающим ориентировку в пространстве.

Дети оживляются, когда им предлагают погулять по улице . Они внимательно следят за движением машин. Им доступны понятия: общественный и личный транспорт. Младшие учатся называть виды общественного транспорта, отмечая особенности некоторого из них. Старшие могут рассказать о назначении пожарных машин, дежурных машин милиции. Взрослый обращает внимание всех на машину скорой помощи, молоковозы, закрытые фургоны. Дети могут закреплять в памяти цвет легковых машин.

У жилого дома в ряд стоят легковые автомобили. Можно остановиться и развернуть беседу об устройстве легкового автомобиля: сколько колес, зачем нужно запасное колесо, сколько фар и зачем они, сколько дверей. Если у грузовика - кузов, то у легковой - салон с ремнями безопасности. Многие дети начинают показывать, где они сидят в своей машине, рассказывать, кто ведет машину, куда ездят всей семьей.

К детскому саду подъезжают крытые фургоны. Очень интересно обойти его и посмотреть, как выгружают разнообразные продукты.

Педагог: Одни фургоны привозят хлеб, булки - сразу вкусно пахнет! Другие - молоко, кефир. В некоторых мешки с овощами, ящики с фруктами. Фургоны так и называются: хлебный, овощной. Можно спросить у детей, почему у грузовика открытый кузов, а у фургона закрытый.

Интересно и познавательно проходят целевые прогулки к перекрестку со светофором. Взрослый объясняет, для чего светофор, что обозначают каждый его цветовой сигнал, зеленые стрелки, знаки на пешеходном переходе, белые широкие полосы поперек дороги. Идет первоначальное обучение правилам дорожного движения. Дети внимательно следят, как двигается транспорт у светофора, отмечают, что все выполняют правила, иначе случится беда. Вслед за зелеными стрелками дети разводят руками влево и вправо: Поезжай налево! Поворачивай направо!

Вечером родители могут продолжить объяснения. Дети внимательно следят, как машины сообщают друг другу, кто из них поворачивает или собирается остановиться возле тротуара. В сумерках это отчетливо видно.

А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребёнка в игре. При этом важно максимально приблизить условия игры к реальной дорожной действительности. Все это способствует развитию познавательных процессов, ориентированных на культуру поведения детей в общественных местах.

Выбор игры зависит от заинтересованности детей, но наибольший результат достигается при сочетании интеллектуальной и ролевой игры . Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребёнка в игре. При этом важно максимально приблизить условия игры к реальной дорожной действительности. Все это способствует развитию познавательных процессов, ориентированных на культуру поведения детей в общественных местах.

Театрализованные представления превращают каждое мероприятие по ПДД в сказку, игру, путешествие, поиск.

Одной из форм ознакомления детей с произведениями по ПДД может быть проведение литературных калейдоскопов , где участники читают стихи, отгадывают загадки, решают кроссворды и ребусы.

Физкультминутка. (Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют соответствующие тексту движения).

Мы по улице шагаем,

И ворон мы не считаем.

Смело мы идём вперёд,

Где пешеходный переход.

Когда дорогу перешли,

Можно прыгать: раз, два, три.

Вопросы для детей:

Как называют людей, идущих по улице (пешеходы) .

Где должны ходить пешеходы? (по тротуару) .

Где ездят машины? (по проезжей части) .

Как определить, где находится пешеходный переход? (на дороге нарисованы полоски – «зебра») .

По какому знаку можно узнать, где пешеходный переход? (демонстрация знака). Как этот знак называется? (пешеходный переход) .

Как нужно переходить улицу?

Ситуации для решения.

Обучение игрового персонажа Незнайки детьми.

Ситуация первая:

Глупый Незнайка играет в футбол,

Хочется очень забить ему гол,

Гонит по улице мяч со двора –

Разве для улицы эта игра?

Здесь ли футбольное поле с травой? –

Мчатся машины по мостовой!

Совет Незнайке:

Слушай, Незнайка, себя береги,

С улицы шумной скорее беги.

Сразу за домом, рядом со школой

Здесь у ребят уголок для футбола.

Там в безопасности будешь играть

Никого риску не подвергать.

Ситуация вторая:

Видит Незнайка, родителей нет,

Вмиг оседлал он велосипед,

Только сверкнули на солнышке спицы,

Решил к машине он прицепиться.

Ехал по улице грузовик,

Незнайка за борт ухватился тут вмиг…

Страшно прохожим смотреть на Незнайку,

Может попасть под машину, бедняжка.

Всюду машины – и слева, и справа.

Очень опасная эта забава!

Совет Незнайке:

Нельзя, Незнайка, цепляться к автомобилю.

Это опасно, ведь можно попасть под колеса автомобиля.

Ситуация третья:

Незнайка играл с мячом, а мяч выкатился на мостовую.

Ребята, скажите, как поступить Незнайке?

Совет Незнайке:

Незнайка, не спеши выбегать на мостовую за мячом, ведь по дороге движется транспорт. Водитель автомобиля не сможет резко затормозить и может произойти авария.

При этом ты, Незнайка, да и другие люди могут погибнуть.

Игра для детей «Собери светофор»

Правила игры:

Дети делятся на три команды. Каждой команде дается листок бумаги. Дети по команде раскрашивают один «Глазок» светофора в нужный цвет и передают листок другому.

В игре учитываются: Правильное чередование света на светофоре, скорость изображения, правильное раскрашивание методом штрихования, так же дисциплина во время игры.

Цель игры:

Уточнить и закрепить знания детей о необходимости наличия светофора на дорогах, знать и называть очередность света на работающем светофоре. Воспитывать умение быть внимательными, дружными во время игры.

Игра: «Красный, жёлтый, зелёный».

Вос-ль показывает три цветных круга: красный, жёлтый, зелёный.

Дети, прослушав стихотворение, выполняют определённые движения. Кто ошибся, тот садится.

Внимание! Глядит в упор

На вас трёхглазый светофор.

Зелёный, жёлтый, красный глаз-

Он каждому даёт указ!

На красный цвет- все хлопают,

На жёлтый - стоят молча,

На зелёный – бегут на месте.

Игра «Пешеходный переход»

Участники команд поочерёдно проходят дистанцию:

пролезают через обруч- это подземный переход; затем на одной ноге надо перепрыгнуть через полоски- это наземный переход; пройти по гимнастической скамейке – это надземный переход.

Игра «Перейди улицу»

Загадка:

Полосатая лошадка, ее зеброю зовут,

Но не та, что в зоопарке, по ней люди все идут. (пешеходный переход)

У каждого игрока две дощечки в руках. Ребенок кладет одну дощечку на пол и становится одной ногой, кладет другую и становится второй ногой. Дощечку, которая осталась позади, берёт и ставит перед собой и т. д.

Игра: «Это я, это я, это все мои друзья! »

Дети хором отвечают на вопросы: - Это я, это я, это все мои друзья!

Кто из вас идет вперед, только там, где переход?.

Знает кто, что красный цвет, означает – хода нет?.

Кто из вас в трамвае тесном, уступает взрослым место?.

Кто из вас идя домой, держит путь по мостовой?.

Кто из вас летит так скоро, что не видит светофора?.

Чтобы оградить ребёнка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с Правилами дорожного движения, с дорожными знаками. Следует научить его ориентироваться в пространстве, сформировать у него навыки культуры поведения на улице, в транспорте. Это позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий.

Я уверена, что знания «дорожной грамоты», освоенные посредством участия в разных видах игр и упражнений в детском саду, прочно запомнятся детям и помогут будущим школьникам стать более дисциплинированными и самостоятельными.по развитию ВПФ, чтение и рассказывание Слушание, беседа игра Беседы...

  • Приказ № от 2013г. Рабочая программа средней группы 2013-2014 учебный год Принята на заседании педсовета от

    Рабочая программа

    Времени Игровые упражнения Народные подвижные игры и забавы. Игровые упражнения : «Пружинки» ... 2012г., курсы по программе: -«Современные образовательные технологии обучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах », (г. Казань...

  • Общеобразовательная программа дошкольного образования государственного образовательного учреждения (2)

    Образовательная программа

    ... . – М.: Просвещение, 2005. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах /Региональный стандарт Мин. образования Республики... игры и упражнения для дошкольников /Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1966. Скажи по ...

  • Цели: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

    Документ

    2005. – 24 с. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах / Региональный стандарт Мин. ... обучение 3. В природе все взаимосвязано ср., ст. Дидактическая игра 4. Правила поведения на природе ср., ст. упражнения ...

  • Дети - самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды - обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно проводить уже в младшем возрасте. При этом педагог должен четко знать все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостатками в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице. Инновационный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:

    • 1. Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;
    • 2. Обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;
    • 3. Формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице .

    В большинстве дошкольных учреждений программа обучения безопасному поведению на улице является составной частью общей программы воспитания детей. Однако вопросы по тематике дорожной безопасности рекомендуется изучать как отдельные направления в общей программе воспитания. Например, при ознакомлении дошкольников с окружающим миром можно изучать дорожную среду. Воспитание навыков правильного поведения в общественных местах предусматривает и изучение правил безопасных действий дошкольников на улицах, дорогах и в транспорте. Развитие речи включает в себя вопросы изучения слов, выражений, в т.ч. по тематике дорожной безопасности и т.д. В общую программу воспитания дошкольников должны быть включены вопросы, раскрывающие содержание терминов "опасность" и "безопасность".

    Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

    • 1. Через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т.д.;
    • 2. В процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.

    Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т.е. понимание ребенком того, что является правильным или неправильным. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т.д.).

    Воспитывая дошкольников, педагог применяет такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только с взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т.д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.

    Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

    Таким образом, программа воспитания и проведения дидактических занятий имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения (их, кстати, хорошо, должен знать сам педагог), сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

    При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.

    В целом план проведения дидактических занятий с дошкольниками должен предусматривать развитие у них познавательных способностей, необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде. Основные из них: умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт; умение различать величину транспорта; умение определять расстояние до приближающегося транспорта; знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение; понимание особенностей движения транспорта, того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка); понимание потенциальной опасности транспорта; того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей; умение связно выражать свои мысли .

    Все эти вопросы должны отражаться в общей программе воспитания детей. Каждое из занятий должно иметь свои цели и задачи. Например: занятие: "Предвидение опасности на улицах" имеет следующие задачи:

    • 1. Ввести в активный словарный запас основные понятия по дорожной лексике: пешеход, водитель, пассажир, светофор, тротуар, бордюр, проезжая часть дороги, дорожные знаки, пешеходный переход, подземный пешеходный переход, надземный пешеходный переход, дорожная разметка "зебра", опасность, безопасность, авария, дорожно-транспортное происшествие;
    • 2. Познакомить с основными видами транспортных средств;
    • 3. Определить опасные места вокруг дошкольного учреждения, в микрорайоне проживания, во дворе, на улицах по дороге в детский сад; проложить совместно с детьми безопасный маршрут движения в дошкольное учреждение;
    • 4. Разъяснить детям типичные ошибки поведения на улице, приводящие к несчастным случаям и наездам на пешеходов;
    • 5. Рассказать об опасностях на улицах и дорогах, связанных с погодными условиями и освещением;
    • 6. Научить быть внимательными, уметь видеть и слышать, что происходит вокруг, осторожно вести себя во дворах, на тротуаре, при движении группой, при езде на велосипеде, роликовых коньках, скейтборде, самокате, санках;
    • 7. Обучить быстрой ориентации в дорожной обстановке: осматриваться при выходе из дома, находясь во дворе, на улице, не выходить на проезжую часть дороги из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка, на бордюре; не играть возле проезжей части дороги .

    Также воспитатель самостоятельно определяет, какие занятия по дорожной тематике можно проводить в младшей, средней, старшей, подготовительной группах и группе кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении. Учитывая, что дошкольники имеют разный уровень индивидуального развития, занятия нужно проводить с учетом их интересов.

    Нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в "группу риска". Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними воспитатель проводит занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организует работу с их родителями.

    Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.

    При переходе из одной возрастной группы в другую ребенок должен иметь определенные знания по основам безопасного поведения на улице. Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.

    В младшей группе занятия лучше всего проводить на прогулках (для лучшей наглядности). На них воспитатель показывает детям тротуар, проезжую часть дороги, объясняет их значение. Дети узнают, кого называют водителем, пешеходом, пассажиром. При изучении светофора им объясняют значение красного и желтого сигналов как запрещающих движение и значение зеленого сигнала как разрешающего движение.

    Также дошкольники наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учатся различать транспортные средства по названию и величине (большой - маленький): легковой автомобиль, трамвай, автобус, троллейбус и др. Педагогу важно объяснить детям, насколько настоящие автомобили опаснее по сравнению со знакомыми им игрушечными.

    На занятиях в группе полезно прибегать к наглядному моделированию дорожных ситуаций. Наилучший способ - подталкивать дошкольников к играм с машинками, в ходе которых они будут вслух проговаривать каждое действие (автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т.д.).

    Для развития правильной ориентации детей в пространстве нужно обучать их определять местонахождение предметов (справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу), их размеры, а также учить сравнивать предметы по этим параметрам.

    В результате таких занятий дошкольники получают знания о том, что такое светофор, транспорт, дорога. Они привыкают, находясь на улице, держать взрослого за руку.

    Дидактические занятия по дорожной тематике могут проводиться в виде рисования в альбомах или в специальных тетрадях с заданиями по штриховке, обводке, дорисовке предметов, развивающих мелкую моторику рук.

    На прогулках с детьми среднего дошкольного возраста нужно начинать обучение ориентированию на местности, а именно на территории детского сада. Также воспитатель непременно должен объяснить, что самостоятельно выходить за ее пределы нельзя.

    На прогулках за территорией ДОУ необходимо расширять знания дошкольников о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях. Воспитатель показывает детям те части улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы, по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть.

    На улице полезно проводить упражнения на развитие глазомера и бокового зрения. Таким образом, у ребят формируется умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде.

    На занятиях в группе педагог может дать задание составить рассказ о дорожной ситуации. К примеру, ребята могут рассказать, как ехали в машине (автобусе, трамвае и т.д.). Или как они шли пешком в детский сад. При этом воспитатель ненавязчиво закрепляет у дошкольников понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняет, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой.

    В объяснениях полезно использовать иллюстративный материал: книги и плакаты, где изображены опасные ситуации, к примеру: во дворе, а также различные указания по поведению рядом с проезжей частью.

    Таким образом, к пяти годам у детей расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, формируются навыки наблюдения за происходящим в дорожной среде.

    В старшей группе продолжается знакомство детей с особенностями дорожного движения транспорта и пешеходов. Закрепляется умение ребят свободно ориентироваться на территории вокруг детского сада в присутствии воспитателей. Дети должны уметь объяснить, каким маршрутным транспортом пользуются родители по дороге в детский сад. Также нужно продолжать знакомить детей с основными понятиями дорожного "словаря".

    На прогулках за территорией дошкольного учреждения рекомендуется обращать внимание дошкольников на правильные и неправильные действия других пешеходов. При этом педагогу необходимо проследить за тем, смогут ли дети сами рассказать, что именно некоторые пешеходы делают неправильно, почему их действия опасны, и что нужно делать, чтобы быть в безопасности.

    И на прогулках, и на занятиях в группе (с помощью иллюстративного материала) нужно обращать внимание дошкольников на особенности движения крупно- и малогабаритного транспорта. Воспитатель объясняет, что такое "закрытый обзор". На прогулке воспитатель наглядно показывает дошкольникам движение транспортных средств: больших, грузовых автомобилей, автобуса, троллейбуса и легковых автомобилей, мотоциклов, которые не видны за большим транспортом. Объясняет, что если пешеход переходит дорогу в неположенном месте, он не видит, что за большим транспортом может ехать мотоцикл, легковая машина с большой скоростью. В свою очередь, водитель автомобиля (мотоцикла) тоже не видит пешехода, если он переходит дорогу в месте закрытого обзора. В результате происходят наезды.

    Интересной и эффективной формой работы станет организация ролевых игр, в которых ребята доведут до автоматизма навыки безопасного поведения на улице.

    Если в детском саду имеется макет микрорайона с улицами, прилегающими к территории детского сада, то воспитатель, поставив детей вокруг макета, может рассказать им про город, улицы, светофоры: транспортные и пешеходные, пешеходные переходы и т.д. Используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показать, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.

    Таким образом, в старшей группе расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, проверяются осознание и понимание дошкольниками опасных и безопасных действий.

    Особенно внимательно нужно относиться к детям подготовительной группы, ведь они - будущие школьники, которым совсем скоро придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира. С ними продолжаются занятия на развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, речи.

    У дошкольников этой возрастной группы нужно развивать способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации. Они должны уметь самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира, предвидеть опасность на улице.

    Также к этому возрасту дошкольники должны уметь наблюдать, оценивать дорожную обстановку с помощью зрения, слуха (увидел сигнал светофора, услышал предупредительный звуковой сигнал, подаваемый водителем автомобиля, и т.д.), с пониманием объяснять опасные места в окружающей дорожной среде.

    Занятия по правилам дорожного поведения также проводятся и в группах кратковременного пребывания. С учетом лимита времени воспитатель может выборочно давать ребятам задания в альбомах по рисованию, развивающие их познавательные способности и активизирующие их самостоятельную работу по изучению правил безопасного поведения на улице.

    При обучении детей следует учитывать следующие данные научных исследований:

    • 1. Дошкольники младшей группы способны запомнить только два-три ярких признака предметов;
    • 2. Дети средней группы могут запомнить три¬-четыре признака предмета;
    • 3. Дети из старшей группы запоминают не больше пяти-¬шести признаков предмета.

    Имеются в виду: цвет, форма, структура, пропорции, величина, назначение предмета.

    Таки образом, при реализации программы воспитания и обучения дошкольников воспитателю рекомендуется определить цели и ориентиры для каждой возрастной группы (от 3 до 7 лет), к которым он должен стремиться, формируя и развивая у них навыки безопасного поведения на улице.

    Учащение случаев детского травматизма, случаев получения детьми психологических травм, а также гибели и исчезновении детей в последнее время актуально ставит вопрос обеспечения безопасности детей.

    Спектр областей окружающего мира, в соприкосновении с которыми ребёнок может подвергаться разного рода опасности, охватывает все стороны его жизни (рис.1). Ребёнка необходимо познакомить со всеми возможными опасностями, иначе он окажется незащищённым в той или иной области.

    На сегодняшний день общество накопило огромный социальный опыт обеспечения личной и общественной безопасности, передать который ребёнку в кротчайшие сроки можно только путём целенаправленного воспитания и обучения.

    В детских садах воспитание общей культуры поведения начинается в младших группах, на третьем году жизни ребёнка. С этого времени должно начинаться и его обучение безопасному поведению в обществе.

    Известно, что процесс обучения реализуется через:

    • содержание обучения,
    • формы его организации,
    • методы
    • и средства.

    Обзор различных программ по ОБЖ дошкольников позволил мне представить на Ваше рассмотрение следующее содержание обучения безопасному поведению дошкольников и консультирования их родителей (рис.2)

    При отборе содержания, определения форм организации, методов и средств обучения воспитатель, наряду с возрастными особенностями детей и местными условиями (тип поселения, местность, инфраструктура и т.п.), должен руководствоваться объективными закономерностями, исходными положениями, лежащими в основе любого обучения – принципами обучения (рис.3).

    Для того чтобы обеспечить должное усвоение содержания обучения детей безопасному поведению и выходу из опасных ситуаций с минимальными последствиями необходимо использовать весь арсенал известных в педагогике типов и методов обучения (рис.4,5)

    Воспитатель выбирает формы обучения, соответствующие возрасту детей, их индивидуальным особенностям, наилучшим образом позволяющие усвоить изучаемую тему. Обучение правилам безопасности даст желаемый результат, если оно будет прочно связано со всеми разделами программы, если на занятиях по развитию речи, ФЭМП, изодеятельности, физической культуре, музыкальных занятиях и в повседневной жизни у детей сформируются культура поведения, выдержка и дисциплина.

    При обучении детей ОБЖ возможно использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы обучения (рис.6) как на занятиях, так и вне их (рис.7).

    Следует отметить важность как теоретической, так и практической стороны обучения детей вопросам ОБЖ. Однако практическим методам обучения всё же должно быть отдано предпочтение.

    Для того чтобы процесс обучения был наиболее эффективным важно решить последовательно следующие задачи:

    • заинтересовать детей вопросами безопасности,
    • познакомить их с правилами безопасности,
    • постепенно вводить эти правила в жизнь детей,
    • показать разнообразие их применения в жизненных ситуациях,
    • упражнять дошкольников в умении применять эти правила.

    Согласно существующей в дошкольной педагогике и психологии точке зрения, нормы и правила поведения становятся «достоянием» ребенка только при условии, если они преломляются через внутренний мир самого дошкольника, через его собственную активную деятельность. Свою же активность, как известно, ребенок проявляет прежде всего в игровой деятельности. Следовательно, освоение опыта безопасного поведения, овладение соответствующими умениями и введение их в повседневную жизнь должно осуществляться на основе игры.

    Тренинги по обучению детей безопасному поведению могут проходить в виде игровых упражнений, дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, в которых обыгрывается воображаемая опасная ситуации в развёрнутом виде с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

    Долгих Т.В. предлагает разделить обучение на три этапа:

    1. обогащающий,
    2. имитационный,
    3. практический.


    Целью первого (обогащающего) этапа является накопление и систематизация знаний детей о правилах безопасного поведения.

    Необходимо отметить, что большое внимание должно уделяться мотивации деятельности. Особая роль, по её мнению, должна отводится игровому персонажу – например Стобеду (герой произведений Д. Орловой), который рассказывает истории, происходившие с ним (из-за нарушения правил безопасности), и «открывает» вместе с детьми правила поведения, а также загадывает загадки, приносит картинки и разные задания и т. п. На примерах из жизни выбранного игрового персонажа педагог показывает, что может случиться, если не соблюдать правила безопасности.

    В процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла .

    После того, как дети начнут выделять источники опасности, способы обращения с потенциально опасными предметами и поведения в опасных ситуациях, понимать необходимость соблюдения мер предосторожности, Долгих предлагает организовать второй (имитационный) этап обучения , цель которого состоит в формировании у детей умений безопасного поведения.

    Учитывая сложность предлагаемого детям содержания и трудность при демонстрации источников опасности, автором предлагается использовать ситуативно-имитационное моделирование (СИМ) как возможность имитировать действия с потенциально опасными предметами и моделировать угрожающие ситуации с учетом активной позиции ребенка.

    Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами и ситуациями, дошкольники намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни.

    На данном этапе обучения важную роль играет создание игровой среды.

    Условиями реализации метода СИМ в работе с детьми являются:

    • использование макета обстановки, содержащей опасность, или специально сконструированной предметно-игровой среды;
    • введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;
    • предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем с постепенным вовлечением детей;
    • «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;
    • поддержание адекватного эмоционального фона.

    Третий этап (практический) посвящен формированию умений безопасного обращения с доступными потенциально опасными предметами домашнего обихода и приобретению навыков действия в потенциально опасных ситуациях (например, переход улицы, взаимодействие с уличной собакой и т.п.).

    Так детей можно учить пользоваться молотком и гвоздями, ножом, теркой, маленьким утюгом. Такая деятельность в основном осуществляется дома родителями. Выходя на летнюю прогулку, ребёнок должен сам осознанно надевать головной убор, знать, как безопасно качаться на качелях. Переходя улицу с родителями, ребёнок может озвучить и выполнить правила перехода.

    В дошкольном учреждении полученные умения закрепляются и развиваются на занятиях по экологическому и трудовому воспитанию, ознакомлению с окружающим, в практических видах деятельности. Для закрепления приемов оказания первой помощи при порезах, ожогах, ушибах проводятся специальные занятия с участием медицинской сестры. Для освоения и закрепления навыка эвакуации из горящего помещения в детском саду ежегодно проводятся тренинги для детей среднего и старшего возраста.

    В детском саду у детей имеется не только возможность попрактиковаться в освоенных умениях пользования потенциально опасными предметами быта, но и оценить умения других детей.

    Но сколько бы усилий ни прилагали воспитатели на I и II этапе обучения, без III – практического этапа, реализуемого родителями в семье, невозможно сформировать устойчивые навыки безопасного поведения ребёнка в социуме.

    Поэтому одной из главных задач обучения детей основам безопасности жизнедеятельности и здоровому образу жизни должно стать привлечение родителей к этому процессу, оказание им помощи в организации практического этапа обучения в условиях семьи.

    С этой целью целесообразно ознакомить родителей с задачами и программой обучения как в целом, так и на текущий учебный год в частности. Донести до них актуальность проблемы и невозможность её решения без их участия.

    • Родительские собрания,
    • папки-передвижки и другие виды печатной информации,
    • знакомство родителей с предметно-развивающей средой и дидактическими играми по теме,
    • фотоотчёты родителей по способам обращения детей с опасными предметами дома и на улице, экскурсиям по улицам города, прогулкам в лесу и совместное оформление альбома «С этим я знаком и умею обходить опасность стороной»
    • приглашение родителей на занятия по темам ОБЖ -

    вот тот далеко не полный список возможных форм работы с родителями по формированию у их детей устойчивых навыков безопасного поведения.

    Планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на формирование опыта безопасного поведения является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит пропедевтический, профилактический характер.

    В заключении хочется привести некоторые методические рекомендации, на которые следует обратить особое внимание:

    • Учитывая, что дошкольники имеют разный уровень индивидуального развития, занятия нужно проводить с учетом их интересов.
    • Поддерживать в детях заинтересованность в процессе обучения легче, совмещая его с шутками и забавами .
    • Регулирование поведения дошкольников путем прямых запретов должно быть минимальным и их отбор должен быть тщательно продуман. Для введения правил по нежелательным действиям, требующих регулирования, необходимо найти позитивные способы воздействия на детей. Важно использовать каждую возможность, чтобы похвалить детей за хороший поступок, за соблюдение запретов.
    • Для того чтобы дошкольники увидели реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, поняли необходимость их соблюдения, знали, к чему может привести нарушение мер предосторожности, целесообразно анализировать поступки героев в опасных ситуациях.
    • «Что если...?» Вопросы такого типа позволяют, во-первых, выявить, как ребенок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей.
    • Ясно, что для дошкольников нужно много раз повторять устную информацию и также многократно проводить с ними практические занятия по безопасности, поэтому необходимо использовать всё возможное разнообразие методов и приемов.
    • Каламбуры, песни, стихи помогут научить детей разнообразным сведениям о безопасности. Дошкольникам проще запомнить жизненно важные правила безопасности, если они зарифмованы.
    • В освоении детьми правил безопасности важную роль играет четкая речь воспитателя и стиль его взаимодействия с детьми (авторитарный, демократический или либеральный).
    • Нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в "группу риска". Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними воспитатель проводит занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организует работу с их родителями.
    • Проводя занятия, не следует говорить о тяжелых последствиях несчастных случаев. Дети, например, должны понимать опасности, связанные с дорожным движением, но не бояться улицы, так как чувство страха парализует способность сосредоточиться, снижает находчивость в момент фактической опасности.

    Надежда Ферд
    Методы и приемы обучения дошкольников навыкам личной безопасности

    1. Дети – наиболее незащищенная часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста .

    Очевидно, что весь объем знаний, рекомендованный Программой, невозможно передать детям только во время НОД. Закрепление, расширение и углубление знаний осуществляются в беседах с детьми, играх, чтении художественной литературы, театрализованной деятельности, художественном творчестве и. т. д, которые могут быть организованны преимущественно во второй половине дня или на прогулке, а также в утренние часы.

    Говорить и играть на темы безопасности с дошкольниками можно не более 10-15 мин. – младший дошкольный возраст и 20-25 мин . – старший дошкольный возраст .

    Первый и очень распространенный прием – это использование разнообразного дидактического материала, как и метода наглядного обучения , который эффективен для закрепления у детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения. Подробно рассказывать о них я думаю, нет смысла. Напомню лишь то, что игра как основной вид деятельности в дошкольном детстве используется в разных аспектах. Например, опытно – исследовательская деятельность дошкольников позволяет детям активно включаться в процесс познания, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого делать небольшие открытия, выводы, умозаключения : это может быть проектная деятельность, организация которой помогает углубить представления детей, позволяет им выразить свое отношение к проблеме, что в конечном счете развивает познавательные способности, творческое мышление детей, их коммуникативные навыки . В исследовательском проекте дети экспериментируют и оформляют результаты в виде газеты, плаката, книги, выставки, так же результатом творческих проектов могут стать оформление группы, показ спектакля и. т. д. В проекте могут сочетаться разные его направленности, поэтому и содержание их могут быть различным . Все зависит от отношения педагога к этой деятельности, его инициативы, творческого подхода. Интересны и такие формы работы, как игровые тренинги : «Мы вызываем службу спасения» , «Оказание первой помощи» , «Составление семейного альбома» , портфолио или паспорта «Жителя страны безопасности » (слайд) .

    2. Ежедневные «минутки безопасности » , включаемые в различные виды деятельности и другие режимные процессы, помогают закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников , такая как «Не открывай дверь чужим людям»

    Коль дверной звонит звонок

    Посмотри сперва в глазок

    Кто пришел к тебе, узнай,

    Но чужим не открывай!

    Если нет глазка, тогда

    «Кто там?» спрашивай всегда,

    А не станут отвечать

    Дверь не вздумай открывать!

    Если в дверь начнут ломиться

    То звони скорей в полицию! Спасибо!

    3. Моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов поведения – необходимый метод освоения детьми правил безопасности . Так наши воспитанники подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ОНР под руководством музыкальных руководителей обыграли сказку Гноевой «Большое и маленькое «нет» ». Идея оживших предметов , необыкновенно притягательна для детей. Они с удовольствием экспериментируют с листами бумаги, скручивая, комкая и манипулируя, заставляют её ожить и выполнить роль героя произведения. Я, предлагаю посмотреть Вам эту игру-спектакль.

    4. Физическая подготовка – один из факторов, влияющих на поведение человека в опасной ситуации. Этому мы уделяем большое внимание в своей работе. Поэтому одна из задач обучения безопасному поведению дошкольников – развивать у них силу, ловкость, выносливость, активную жизненную позицию. Воспитанники подготовительной группы исполнят для Вас танец «Моя Россия» - именно такие музыкально-ритмические комплексы вызывают у дошкольников интерес и позволяют нам сформировать эти качества. Встречайте наших ребят.

    И в заключении хочу сказать, что жизнь дается человеку только раз. Чтобы ее прожить достойно и счастливо, надо ее сохранить.

    Наша задача - подготовить ребенка к будущей жизни, к встрече с различными ситуациями .