Воспитание как социальное явление. Принципы воспитания. Воспитание как социальное явление в древнейшем человеческом обществе Воспитание как социальный и психологический феномен

Системный (системно-структурный) подход утвердился как важнейшее направление методологии научного познания и социаль- ной практики. В его основе лежит рассмотрение объектов как систем. Он ориентирует исследователей на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в еди- ную систему.

Не составляют исключения и педагогические процессы, в том числе воспитание. Оно осуществляется главным образом через спе- циальные педагогические системы, которые и являются главным и

очень сложным объектом исследования науки педагогики. В совре- менных условиях поставлен вопрос о необходимости разработки вос- питательных систем различного уровня1. В «Российской педагогиче- ской энциклопедии» опубликована статья о воспитательной системе". Наглядным примером системного подхода к воспитанию является го- сударственная программа «Патриотическое воспитание граждан Рос- сийской Федерации на 2006-2010 годы». Программой предусмотрена разработка аналогичных воспитательных систем в органах федераль- ной и муниципальной власти, в том числе в Министерстве обороны

См.: Концепция воспитания учащейся молодежи//Педагогика. - 1992. - №3-4

См: Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993 - Т. I

РФ. В Вооруженных Силах РФ такая система представлена в

«Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил

Российской

Федерации»

Принципиально важным является вопрос о понимании сущности воспитания. Как известно, воспитание является объектом исследова- ния многих наук: философии, социологии, психологии, истории и других. У каждой науки свой взгляд на это сложное явление, или как говорят, свой предмет изучения.

Специфика педагогики и ее важной составной части - теории воспитания заключается в том, что она, с учетом данных других наук, рассматривает воспитание как педагогическое явление, как педагоги- ческий процесс и педагогическую систему. Традиционно воспитание определялось как процесс целенаправленного, преднамеренного и длительного воздействия воспитателей на воспитуемых в интересах

развития у них желаемых качеств. В учебниках по общей и военной педагогике, в специальных работах можно встретить немало других определений, которые отличаются от приведенного отдельными сло- вами, но не сутью. В них находят отражение наиболее существенные связи и отношения данного сложного явления. Вместе с тем совре- менные исследования, воспитательная практика показывают, что та- кое толкование воспитания представляется узким, ограниченным и не отвечает требованиям жизни в следствие ряда причин.

Во-первых, в условиях гуманизации и демократизации общест- венной жизни страны и в известной степени Вооруженных Сил в свя- зи со спецификой воинской службы, когда на первое место выдвига- ется человек, неправомерно сводить воспитание к воздействию. Че- ловек воспитывается, формируется и развивается не только под воз- действием, но и в ходе самовоспитания. Он является активной сторо- ной процесса воспитания. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что вос- питание, которое переходит в самовоспитание, является настоящим. Практика показывает, что под воздействием, как правило, понимают- ся различного рода формы и средства принуждения или запрещения: администрирование, наказание, предупреждение, понукание и др.

Требование Дисциплинарного устава о том, что ни один факт нару- шения воинской дисциплины не должен остаться без воздействия, чаще всего сводится к дисциплинарному воздействию, которое хотя и является средством воспитания, но крайне ограниченным по времени и вспомогательным по форме.

м Приказ Министра обороны Российской Федерации. 2004 г № 70.

Во-вторых, исторически сложилось так, что педагогику рас- сматривают как науку о воспитании детей. В 20-х - начале 30-х гг. в стране проходила острая дискуссия по ее предмету. Одни утверждали, что педагогика должна изучать всю совокупность воздействий, которые оказывают на человека производство, быт, искусство, окру- жающая обстановка, общественная среда в целом, в том числе воспи- тательная работа партии, Советов и профсоюзов. Другие полагали, что педагогика должна ограничить свои задачи решением проблем воспитания подрастающего поколения в дошкольных учреждениях и школе.

Не вдаваясь в детали дискуссии, можно констатировать, что по- бедила вторая точка зрения. В соответствии с таким пониманием за- дач педагогики воспитание и образование сводились к деятельности учебно-воспитательных учреждений и специально подготовленных педагогов. Такое сужение границ педагогики имело основания в ус- ловиях, когда требовалось сосредоточить усилия на исследовании проблем воспитания и образования в школе. Жизнь, повседневная практика убедительно подтверждают, что осуществлять воспитание сегодня преимущественно в учебно-воспитательных учреждениях и сводить его к воздействию профессионально подготовленных лиц оз- начает сужение задач педагогики, а более того, это практически неце- лесообразно. Сложная и противоречивая действительность - значи- тельный фактор влияния на формирование и развитие человека, сво- его рода учитель и воспитатель. Средства массовой информации, культура, искусство, спорт, досуг, неформальные объединения, осо- бенно молодежные, семья, церковь, религиозные конфессии настолько стали мощными социально-педагогическими институтами, что во многом опередили по воспитательному воздействию традиционные. Кроме того, следует иметь в виду то обстоятельство, что человек обучается и развивается всю жизнь, как подчеркивал К.Д. Ушинский,

От рождения до смертного одра. Меняется социальная действитель- ность, вместе с ней, обретая опыт, изменяется и сам человек. Но об- разование и воспитание детей и взрослых, хотя и имеют много обще- го, существенно различаются. Вместе с тем, как воспитывать взрос- лого человека, в том числе военного, в различных видах профессио- нальной деятельности, по мере служебного роста, в общении и т.п., педагогическая наука всестороннего ответа не дает.

В-третьих, узость существующего понимания воспитания состо- ит также в том. что его субъектом выступает, как правило, конкрет-

ное должностное лицо, имеющее профессиональную педагогическую подготовку. Давно признано и подтверждено жизнью, что совокуп- ным воспитателем, субъектом воспитания выступают государство, общество, их организации и учреждения. В этом процессе у них есть свои функциональные педагогические обязанности, которые не в со- стоянии продуктивно компенсировать в традиционном понимании воспитатели.

С учетом новых научных данных, практики и опыта последних лет, а также имевших место в прошлом других подходов воспитание можно определить как целенаправленную деятельность общества, го- сударства, их учреждений и организаций, должностных лиц по фор- мированию и развитию личности военнослужащего, побуждению ее к самосовершенствованию в соответствии с требованиями современной войны. Принципиальное отличие такого понимания воспитания от существующих определений состоит в том, что в нем, во-первых, уточнен субъект. Во-вторых, вместо воздействия вводится самое ши- рокое понятие активности человека - «деятельность». При этом дея- тельность не исключает воздействие и активность объекта воспитания

самого человека. Это обстоятельство специально усиливается указанием на побуждение личности к самосовершенствованию как обязательному и существенному элементу процесса воспитания. В- третьих, подчеркивается объективная направленность данного про- цесса - требования жизни, современной войны и боя. При таком по- нимании воспитания оно представляется не педагогическим, а соци- ально-педагогическим явлением.

Системный (системно-структурный) подход утвердился как важнейшее направление методологии научного познания и социальной практики. В его основе лежит рассмотрение объектов как систем. Он ориентирует исследователей на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

Не составляют исключения и педагогические явления, в том числе воспитание. Оно осуществляется главным образом через специальные педагогические системы, которые и являются главным и очень сложным объектом исследования науки педагогики. В современных условиях поставлен вопрос о необходимости разработки воспитательных систем различного уровня. В «Российской педагогической энциклопедии» опубликована статья о воспитательной системе. Наглядным примером воспитательной системы является государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Программой предусмотрена разработка аналогичных воспитательных систем в органах федеральной и муниципальной власти, в том числе в Министерстве обороны РФ.

Принципиально важным является вопрос о понимании сущности воспитания. Как известно, воспитание является объектом исследования многих наук: философии, социологии, психологии, истории и других. У каждой науки свой взгляд на это сложное явление.

Специфика педагогики и ее важной составной части – теории воспитания заключается в том, что она с учетом данных других наук рассматривает воспитание как педагогическое явление, как педагогический процесс и педагогическую систему. Традиционно воспитание определялось как процесс целенаправленного, преднамеренного и длительного воздействия воспитателей на воспитуемых в интересах развития у них желаемых качеств. В учебниках по общей и военной педагогике, в специальных работах можно встретить немало других определений, которые отличаются от приведенного отдельными словами, но не сутью. В них находят отражение наиболее существенные связи и отношения данного сложного явления. Вместе с тем современные исследования, воспитательная практика показывают, что такие толкования воспитания представляются ограничительными и не отвечают требованиям жизни вследствие ряда причин.

Во-первых, в условиях гуманизации и демократизации общественной жизни страны и в известной степени Вооруженных Сил в связи со спецификой воинской службы, когда на первое место выдвигается человек, неправомерно сводить воспитание к воздействию. Человек воспитывается, формируется и развивается не только под воздействием, но и в ходе самовоспитания. Он является активной стороной процесса воспитания. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что воспитание, которое переходит в самовоспитание, является настоящим. Практика показывает, что под воздействием, как правило, понимаются различного рода формы и средства принуждения или запрещения: администрирование, наказание, предупреждение, понукание и др. Требование Дисциплинарного устава о том, что ни один факт нарушения воинской дисциплины не должен остаться без воздействия, чаще всего сводится к дисциплинарному воздействию, которое хотя и является средством воспитания, но крайне ограниченным по времени и вспомогательным по форме.

Во-вторых, исторически сложилось так, что педагогику рассматривают как науку о воспитании детей. В 20-х - начале 30-х гг. в стране проходила острая дискуссия по ее предмету. Одни утверждали, что педагогика должна изучать всю совокупность воздействий, которые оказывают на человека производство, быт, искусство, окружающая обстановка, общественная среда в целом, в том числе воспитательная работа партии, Советов и профсоюзов. Другие полагали, что педагогика должна ограничить свои задачи решением проблем воспитания подрастающего поколения в дошкольных учреждениях и школе.

Не вдаваясь в детали дискуссии, можно констатировать, что победила вторая точка зрения. В соответствии с таким пониманием задач педагогики воспитание и образование сводились к деятельности учебно-воспитательных учреждений и специально подготовленных педагогов. Такое сужение границ педагогики имело основания в условиях, когда требовалось сосредоточить усилия на исследовании проблем воспитания и образования в школе. Жизнь, повседневная практика убедительно подтверждают, что осуществлять воспитание сегодня преимущественно в учебно-воспитательных учреждениях и сводить его к воздействию профессионально подготовленных лиц означает сужение задач педагогики, более того, это практически нецелесообразно. Сложная и противоречивая действительность – значительный фактор влияния на формирование и развитие человека, своего рода учитель и воспитатель. Средства массовой информации, культура, искусство, спорт, досуг, неформальные объединения, особенно молодежные, семья, церковь, религиозные конфессии настолько стали мощными социально-педагогическими институтами, что во многом опередили по воспитательному воздействию традиционные. Кроме того, следует иметь в виду то обстоятельство, что человек обучается и развивается всю жизнь, как подчеркивал К.Д. Ушинский, - от рождения до смертного одра. Меняется социальная действительность, вместе с ней, обретая опыт, изменяется и сам человек. Но образование и воспитание детей и взрослых, хотя и имеют много общего, существенно различаются. Вместе с тем, как воспитывать взрослого человека, в том числе военного, педагогическая наука всестороннего ответа не дает.

В-третьих, узость существующего понимания воспитания состоит также в том, что его субъектом выступает, как правило, конкретное должностное лицо, имеющее профессиональную педагогическую подготовку. Давно признано и подтверждено жизнью, что совокупным воспитателем, субъектом воспитания выступают государство, общество, их организации и учреждения. В этом процессе у них есть свои функциональные педагогические обязанности, которые не в состоянии продуктивно компенсировать в традиционном понимании воспитатели.

С учетом новых научных данных, практики и опыта последних лет, а также имевших место в прошлом других подходов воспитание можно определить как целенаправленную деятельность общества, государства, их учреждений и организаций, должностных лиц по формированию и развитию личности военнослужащего, побуждению ее к самосовершенствованию в соответствии с требованиями современной войны. Принципиальное отличие такого понимания воспитания от существующих определений состоит в том, что в нем, во-первых, уточнен субъект. Во-вторых, вместо воздействия вводится самое широкое понятие активности человека - «деятельность». При этом деятельность не исключает воздействие и активность объекта воспитания - самого человека. Это обстоятельство специально усиливается указанием на побуждение личности к самосовершенствованию как обязательному и существенному элементу процесса воспитания. В-третьих, подчеркивается объективная направленность данного процесса - требования жизни, современной войны и боя. При таком понимании воспитания оно представляется не педагогическим, а социально-педагогическим явлением.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Выделяют воспитание в широком и узком смыслах.

Воспитание в широком смысле - это социальное явление, понимаемое как воздействие на личность и общество в целом.

Воспитание как социальное явление - это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду.

Воспитание в узком смысле рассматривают как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, её взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в ещё более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи ((например, воспитание определённых черт характера, познавательной активности и т.д.)

Таким образом воспитание - это целенаправленное формирование личности на основе развития у неё:

1. Определённых отношений;

2. Мировоззрения;

3. Форм поведения (как проявление отношений и мировоззрения).

Процесс воспитания - целенаправленный и сознательно организованный педагогический процесс социального становления личности по овладению общественным опытом. Его определяют два фактора: целенаправленность и сознательная организованность.

Цель воспитания - способствовать разностороннему развитию личности школьника, то есть создать все условия для самореализации личности в обществе. По Программе воспитания детей и учащейся молодёжи в РБ цель воспитания определяется как развитие и саморазвитие личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельности. Цель воспитания конкретизирована в задачах воспитания:

v Способствовать развитию личности, её талантов, умственных способностей и физических сил в полном объёме;

v Воспитывать уважение к правам человека и его свободе;

v Воспитывать уважение к родителем ребёнка, его культурной самобытности, языку, ценностям странны, в которой ребёнок проживает;

v Подготовить ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости, дружбы и взаимопонимания между народами;

v Воспитывать уважение к окружающей природе.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы- способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать её творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребёнка с учётом его возрастных особенностей.

1. Виды и стили воспитания

В процессе теоретического обоснования и объяснения природы воспитания выделяют три основные парадигмы, представляющие определенное отношение к социальным и биологическим детерминантам.

Парадигма социального воспитания (П. Бурдье, Ж. Капель, Л. Кро, Ж. Фура-стье) ориентируется на приоритет социума в воспитании человека. Ее сторонники предлагают корректировать наследственность с помощью формирования соответствующего социокультурного мира воспитуемого,

«То, что мы знаем, ограничено, а что не знаем бесконечно». Лаплас

Сторонники второй, биопсихологической парадигмы (Р. Галь, А. Медичи, Г. Миаларе, К. Роджерс, А. Фабр) признают важность взаимодействия человека с социокультурным миром и одновременно отстаивают независимость индивида от влияний последнего.

Третья парадигма акцентирует внимание на диалектической взаимозависимости социальной и биологической, психологической и наследственной составляющих в процессе воспитания (3. И. Васильева, Л. И. Новикова, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский).

Виды воспитания классифицируются по принципу содержательного многообразия воспитательных целей и способов их достижения.

По институциональному признаку выделяют:

Ш семейное;

Ш школьное;

Ш внешкольное;

Ш конфессиональное (религиозное);

Ш воспитание по месту жительства (общинное);

Ш воспитание в детских, юношеских организациях;

Ш специали­зированных образовательных учреждениях (детских домах, школах-интернатах).

Семейное воспитание -- это организация жизнедеятельности ребенка в условиях семьи. Именно семья в течение первых шести-семи лет жизни ребенка формирует основы будущей личности. Семейное воспитание продуктивно, если оно осуществляется в атмосфере любви, взаимного понимания и уважения. Значительную роль здесь также играет профессиональная самореализация и материальное благополучие родителей, создающие условия для нормального развития ребенка. Например, «силовые отношения» распространяются там, где имеют место разногласия и ссоры между сослуживцами, соседями, женами и мужьями, родителями и детьми; где употребляют алкоголь и наркотики (Делез Ж. Фуко. М. 1998).

Воспитание ребенка предполагает включение его в ряд обычных домашних обязанностей (уборка своей постели, комнаты), постепенное усложнение заданий и видов деятельности (спорт, музыка, чтение, работа в саду). Поскольку у ребенка в этом возрасте имитация (непосредственное воспроизведение действий, слов и поступков окружающих людей) выступает в качестве одного из основных способов познания мира, постольку желательно ограничить внешние отрицательные влияния.

Школьное воспитание -- это организация учебной деятельности и жизни детей в условиях школы. В данных условиях важное значение имеет личность учителя и позитивный характер общения с учениками, образовательно-воспитательная и психологическая атмосфера занятий и отдыха. А также внеучебная воспитательная работа, включающая в себя поддержание школьных традиций и праздников, организацию самоуправления.

Внешкольное воспитание предполагает, что решение вышеозначенных задач осуществляется внешкольными образовательно-воспитательными учреждениями, организациями и обществами. К ним относятся центры развития, дома творчества детей, комнаты школьника при отделениях милиции (куда помещают подростков, нарушивших общественный порядок или преступивших закон), общества «зеленых» (юных натуралистов и экологов).

Конфессиональное воспитание реализуется посредством религиозных традиций и обрядов, приобщения к системе религиозных ценностей и конфессиональной культуре, обращенных к «сердцу», к вере в божественное происхождение человека. Поскольку верующие люди составляют около 90 % человечества, постольку роль религиозного или церковного воспитания очень велика.

Воспитание по месту жительства -- это организация общественно полезной деятельности детей и молодежи в микрорайоне проживания. Данная, совместная со взрослыми деятельность заключается в посадке деревьев, уборке территории, сборе макулатуры, оказании шефской помощи одиноким старикам и инвалидам. А также кружковая работа, спортивные соревнования и праздники, организованные родителями и педагогами.

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками (по признаку управления процессом воспитательного воздействия на воспитанника со стороны воспитателя) различают:

§ демократическое;

§ либеральное;

§ попустительское воспитание.

Авторитарное воспитание -- тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми. Чем выше социальная роль воспитателя как транслятора этой идеологии (учителя, священника, родителей, идеологических работников и т. п.), тем сильнее выражено принуждение воспитанника вести себя согласно данной идеологии. В этом случае воспитание осуществляется как оперирование природой человека и манипулирование его действиями. При этом доминируют такие воспитательные методы, как требование (прямое предъявление нормы должного поведения в конкретных условиях и к конкретным воспитанникам), упражнение в должном поведении с целью формирования привычного поведения и др. Принуждение является основным путем передачи социального опыта новому поколению. Степень принуждения определяется тем, насколько воспитуемый имеет право сам определять или выбирать содержание прошлого опыта и ценностной системы -- семейных ценностей, норм поведения, правил общения, ценностей религии, этнической группы, партии и т. п. В деятельности воспитателя доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности, всезнайства.

Авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. В этом случае педагог единолично принимает и меняет решения, большинство вопросов в отношении проблем обучения и воспитания решает сам. Преобладающими методами управления деятельностью своих воспитанников являются приказы, которые могут отдаваться в жесткой или мягкой форме (в виде просьбы, которую нельзя не выполнить). Авторитарный педагог всегда очень строго контролирует деятельность и поведение воспитанников, требователен к четкости выполнения его указаний. Инициатива воспитанников нe поощряется или поощряется в строго определенных пределах.

«Я -- командующий» или «Я -- отец».

При позиции «Я -- командующий» властная дистанция очень велика, и в процессе взаимодействия с воспитанником усиливается роль процедур и правил. При позиции «Я -- отец» сильная концентрация власти и влияния на действия воспитанника в руках педагога сохраняется, но при этом большую роль в его действиях забота о воспитаннике и ощущение ответственности за его настоящее и будущее.

Демократический стиль воспитания характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов и пр. Педагог старается принимать решения, советуясь с воспитанником, и предоставляет ему возможность высказывать свое мнение, отношение, делать самостоятельно выбор. Часто такой педагог обращается к воспитаннику с просьбами, рекомендациями, советом, реже -- приказывает. Систематически контролируя работу, всегда отмечает положительные результаты и достижения, личностный рост воспитанника и его просчеты, обращая внимание на те моменты, которые требуют дополнительных усилий, работы над собой или специальных занятий. Педагог требователен, но одновременно справедлив, во всяком случае старается таковым быть, особенно в оценке действий, суждений поступков своего воспитанника. В общении с людьми, в том числе и с детьми, всегда вежлив и доброжелателен.

Демократический стиль может на практике реализоваться в системе следующих метафор: «Равный среди равных» и «Первый среди равных».

Первый вариант -- «Равный среди равных» -- это стиль отношений между воспитателем и воспитанником, в рамках которого педагог в основном выполняет необходимые обязанности по координации действий воспитанника в организации его учебной деятельности, самообразования, досуга и пр., учитывая его интересы и собственное мнение, согласовывая с ним на правах «взрослого» человека все вопросы и проблемы.

Вторая позиция -- «Первый среди равных» -- реализуется в отношениях между педагогом и воспитанником, в которых доминирует высокая культура деятельности и отношений, большое доверие педагога к воспитаннику и уверенностью правильности всех его суждений, действий и поступков. В этом случае педагог признает право на автономию и в основном видит задачу в координации самостоятельных действий ученика и оказании помощи при обращении к нему самого воспитанника.

Уточним понимание демократического взаимодействия - это такой тип взаимодействия людей, если ни у одной из двух договаривающихся сторон нет возможности заставить другую что-либо делать. Например, директора двух соседних школ договариваются о сотрудничестве. У них одинаковый социально-административный статус, они в равной степени экономически и социально защищены. В этом случае, чтобы достичь результата, им приходится договариваться. Второй пример: два учителя школы договариваются о разработке интегрированного курса. Путь через принуждение в этой ситуации в принципе неприемлем.

Однако ситуация меняется, если взаимодействуют люди, находящиеся на разных уровнях, например, иерархической служебной лестницы как в рамках одной организации, так и в условиях социума.

Для некоторых педагогов убеждение своих воспитанников (или сотрудников в процессе профессиональной деятельности) есть единственно возможный способ общения и взаимодействия, несмотря на то, что данный стиль обладает не только плюсами, но и минусами. Это может быть следствием воспитания, жизненного опыта, результатом развития личности и становления характера или следствием обстоятельств, конкретной ситуации. Например, в ситуации, когда педагог имеет дело с воспитанником, обладающим сильным характером (или руководитель приходит в организацию с сильным, сложившимся творческим коллективом профессионалов), то стиль руководства один, если же педагог выполняет роль воспитателя подростка-правонарушителя -- стиль другой.

Либеральный стиль (невмешательство) воспитания характеризуется отсутствием активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важные дела и проблемы фактически могут решаться без его активного участия и руководства с его стороны. Такой педагог постоянно ожидает указаний «сверху», являясь фактически передаточным звеном между взрослыми и детьми, руководителем и подчиненными. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих воспитанников. Он решает в основном те вопросы, которые назревают сами, контролируя работу воспитанника, его поведение от случая к случаю. В целом такой педагог отличается низкой требовательностью и слабой ответственностью за результаты воспитания.

Попустительский стиль воспитания характеризуется своего рода «равнодушием» (чаще всего, неосознанным) со стороны педагога в отношении развития, динамики учебных достижений или уровня воспитанности своих воспитанников. Это возможно либо от очень большой любви воспитателя к ребенку, либо от идеи полной свободы ребенка везде и во всем, либо от бездушия и равнодушия к судьбе ребенка и т. п. Но в любом случае такой педагог ориентируется на удовлетворение любых интересов детей, не задумываясь над возможными последствиями их по­ступков, не ставя перспектив личностного развития. Главный принцип в деятельности и поведении такого педагога -- не препятствовать любым действиям ребенка как и удовлетворять его любые желания и потребности, возможно, даже в ущерб не только себе, но и ребенку, например, его здоровью и развитию духовности, интеллекта.

На практике ни один из приведенных стилей у педагога не может проявляться в «чистом виде». Также очевидно, что применение только демократического стиля не всегда бывает эффективным. Поэтому для анализа практики воспитателя чаще применяют так называемые смешанные стили: авторитарно-демократический, либерально-демократический и пр. Каждый педагог может применять разные стили в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль воспитания, который относительно стабилен, обладает незначительной динамикой и может совершенствоваться в различных направлениях. Смена же стиля, например переход от авторитарного к демократическому, является радикальным событием, ибо каждый стиль основывается на особенностях характера и личности педагога, и его смена может сопровождаться серьезной психологической «ломкой» человека.

2. Модели воспитания

воспитание социальный становление самореализация

В зависимости от философской концепции, определяющей принципы и особенности системы воспитания, выделяют модели:

· Прагматического;

· антропологического;

· социетарного;

· свободного;

· и других видов воспитания.

Философское осмысление воспитания (Б. П. Битинас, Г. Б. Корнетов и др.) раскрывает то общее, что характерно для практики воспитания разных стран, народов, эпох, цивилизаций. Поэтому модели воспитания, разработанные на основе философских концепций и идей, отвечают в большей мере не столько на вопрос «что» воспитывают, сколько на вопрос «почему» так осуществляется процесс воспитания, раскрывая его идеи и особенности как целостного процесса.

Обратимся лишь к некоторым идеям, лежащим в основе наиболее известных в мире моделей воспитания.

Идеализм в воспитании восходит к идеям Платона. Его последователи рассматривали воспитание как создание для воспитуемых такой среды, благодаря которой заложенные в душе вечные и неизменные идеи достигли бы расцвета, что и предопределило бы развитие полноценной личности. Основное назначение воспитания в рамках данной доктрины -- помощь воспитуемому в открытии высшего мира идей и превращение последнего в содержание личности воспитываемого. Важно научить и приучить воспитываемого пользоваться разумом, побуждаемым внутренними, врожденными императивами. Средствами воспитания и в процессе воспитания осуществляется восхождение от природного начала к высшему в человеке -- духовности. Однако представители данного направления по-разному видели соотношение целей воспитания и способов их достижения. Так, например, И. Г. Песталоцци главной целью воспитания видел осознание воспитанником себя как самоценности. Его последователь Ф. Фребель считал, что содержание и форма воспитания определяются духовной реальностью, а развитие ребенка есть материальное проявление его внутреннего мира и одухотворение физического существования, И. Гербарт определял главную цель воспитания как гармонию воли с этическими идеями и выработку интереса к самым разным явлениям. В. Дильтей так формулировал задачу воспитания -- научить воспитуемого пониманию чужого мира, то есть жизни, объективированной в предметах культуры путем вживания, сопереживания и т. п., что объединяется понятием герменевтического метода.

Современные представители данного направления в понимании и организации процесса воспитания исходят из следующих положений: в основе процесса воспитания должен лежать высокий интеллектуально-содержательный уровень взаимодействия воспитателя и воспитанника, описываемый как присвоение воспитуемым достижений человеческой культуры; основой воспитания должна быть самореализация личности воспитуемого, и мастерство воспитателя заключается в раскрытии глубинного потенциала души воспитуемого.

Реализм как философия воспитания явился детерминантом концепций воспитания. Реализм в воспитании человека исходит из положений о передаче воспитуемому бесспорных знаний и опыта в препарированном виде, истины и ценно­стей культуры через разделение целостной реальности на предметное отображение с учетом возрастных возможностей их присвоения. Воспитание должно строиться как помощь воспитаннику в осознании того, что естественным образом побуждает его поведение и деятельность. В результате приоритет отдается методам воспитательного воздействия на сознание воспитанника и практическую деятельность, при этом недостаточное внимание уделяется развитию эмоционально-образной сферы личности.

Слабое место моделей воспитания, разработанных на так называемом материалистическом реализме, состоит в том, что принижается роль знаний о самом человеке в процессе его воспитания, не признается его право на иррациональность в поступках, в жизнедеятельности.

Прагматизм как философия воспитания. Его представители рассматривают воспитание не как подготовку воспитанника к будущей взрослой жизни, а как жизнь воспитуемого в настоящем. Поэтому задача воспитания в рамках данного направления -- научить воспитуемого решать реальные жизненные проблемы и с накоплением такого опыта добиться максимального благополучия, успеха в рамках тех норм, которые определены социальной средой его жизнедеятельности. Отсюда в основу содержания воспитания предлагается положить сам процесс решения жизненных проблем. Воспитуемые должны научиться общим принципам и методам решения типичных проблем, с которыми сталкивается человек в течение жизни, и накапливать опыт решения таких проблем в реальных условиях своей жизнедеятельности с тем, чтобы не только успешно включиться в жизнь современного общества, но и стать проводником социальных преобразований. То есть в процессе воспитания воспитатель должен приучить воспитанника не к пассивному приспособлению к реальным условиям, а к активному поиску путей улучшения своего благополучия, вплоть до преобразования условий в желаемом для себя направлении. Воспитание -- это постоянное побуждение воспитуемого к экспериментированию с целью подготовить его к встрече с жизненными реалиями, которые полны случайностей, опасностей, риска. Воспитание должно быть нацелено на подготовку воспитанника к встрече с будущим, приучить его к разработке планов своего будущего и к выбору подходящего стиля жизни, стандартов поведения по критерию полезности. Значит, в рамках данного направления воспитание рассматривается и как проблемное, в котором изменчивы воспитательные ситуации, постоянно меняются среда и само взаимодействие индивида с воспитателем и средой, меняются передаваемый и приобретаемый опыт и сами субъекты воспитательного процесса. Основой воспитания считается воспитательное взаимодействие воспитанника с реальной средой, как природной, так и социальной, как на познавательном, так и практическом уровнях. Содержание воспитания должно исходить из логики самой жизни воспитанника и из его потребностей. То есть явно видна направленность воспитания на индивидуальное саморазвитие воспитанника. В связи с этим цели воспитания никак не связываются с нормами и разрабатываются каждым педагогом с учетом как общих целей, так и конкретной ситуацией.

Слабым местом данной модели воспитания является крайнее выражение философская прагматизма, что на практике проявляется в воспитании жестких прагматиков и индивидуалистов.

Антропоцентрическая модель воспитания опирается на понимание сущности человека как открытой системы, постоянно изменяющейся и обновляющейся одновременно с обновляющимся в процессе его активной деятельности окружающим миром, а также на положение о сущности воспитания как создании среды, максимально благоприятной для саморазвития индивида. То есть процесс воспитания человека не может быть ограничен нормами или ориентирован на идеал, а следовательно, не может иметь завершения. Достаточно лишь программировать процесс развития личности -- что надо сделать воспитателю, чтобы сохранить человеческое в ученике и помочь воспитаннику в процессе саморазвития, проявлениях творчества, обретении духовного богатства, проявлениях индивидуальности. Процесс воспитания должен строиться так, чтобы воспитанник мог совершенствоваться во всем многообразии проявлений человека. В рамках данного направления возможны различные системы организации воспитания--с позиций доминирования биологии, этики, психологии, социологии, религиозной и культурной антропологии в их взаимосвязи.

Социетарная модель воспитания ориентирована на выполнение социального заказа как высшей ценности для группы людей, который предполагает тенденциозный подбор содержания и средств воспитания в рамках малых (семья, референтная группа, школьный коллектив и др.) и больших социальных групп (общественные, политические, религиозные сообщества, нация, народ и др.). Коммунистическая система ценностей, например, на иерархическую вершину выдвигала класс трудящихся и воспитание рассматривала как воспитание труженика и борца за освобождение человечества от эксплуатации труда человека, игнорируя интересы других классов и социальных групп. Националистическая система в качестве высшей ценности принимает свою нацию и через интересы своей нации рас­сматривает интересы всех других наций. В этом случае воспитание сводится к воспитанию члена самой главной и великой нации на земле, готового служить своей нации вне зависимости от того, насколько этим игнорируются или ущемляются интересы других наций. Возможны и другие примеры. Общим для них является тот факт, что все ценности, кроме принятой в обществе или социальной группе, признаются ложными.

Гуманистическое воспитание опирается прежде всего на учет личностных и индивидуальных особенностей воспитанника. Задачей воспитания, базирующегося на идеях гуманизма, является помощь становлению и совершенствованию личности воспитанника, осознанию им своих потребностей и интересов. В процессе воспитательного взаимодействия педагог должен быть нацелен на то, чтобы узнать и принять воспитанника таким, каков он есть, помочь осознать цели развития (процесс самоактуализации человека) и способствовать их достижению (личностный рост), не снимая при этом меру ответственности за результаты (оказывая помощь в развитии). При этом воспитатель, даже если это как-то ущемляет его интересы, организует процесс воспитания с максимальным удобством для воспитанника, создает атмосферу доверия, стимулирует деятельность последнего по выбору поведения и решению проблем.

Свободное воспитание -- это вариант демократического стиля воспитания, направленное на формирование интересов у воспитуемых и создание условий для свободного выбора способов их удовлетворения, а также ценностей жизни. Ведущей целью такого воспитания является научение и приучение воспитанника быть свободным и нести ответственность за свою жизнь, за выбор духовных ценностей. Сторонники данного направления опираются на идею, что человеческую сущность индивида составляет совершаемый им выбор, а свободный выбор неотделим от развития критического мышления и от оценивания роли социально-экономических структур как факторов жизнедеятельности, от ответственной активности в определении способов управления собой, своими эмоциями, поведением, характером человеческих отношений в обществе. Поэтому воспитатель призван помочь воспитуемому понять себя, осознать свои потребности и потребности окружающих людей и уметь их согласовывать в конкретных жизненных обстоятельствах. Воспитание при этом следует и помогает природе ребенка или взрослеющего молодого человека, устраняя вредные влияния и обеспечивая естественное развитие. Задача такого воспитания -- привести в гармонию действие этих сил.

Технократическая модель воспитания основана на положении, согласно которому процесс воспитания должен быть строго направленным, управляемым и контролируемым, технологично организованным, а значит, воспроизводимым и приводящим к проектируемым результатам. То есть представители данного направления в процессе воспитания видят реализацию формулы «стимул--реакция--подкрепление» или «технологию поведения» (Б. Скиннер). Воспитание в этом случае рассматривают как формирование системы поведения воспитуемого с помощью подкреплений, видя возможность конструировать «управляемого индивида», вырабатывать желаемое поведение в различных социальных ситуациях как социально одобряемые нормы, поведенческие стандарты.

В этом подходе таится угроза манипулирования человеком, воспитания человека-функционер.

3. Заключение

Написав контрольную работу на тему « Модели и стили воспитания» можно сделать вывод, что существуют разные модели и стили воспитания, но именно благодаря ему формируется личность человека, его статус.

А так же именно через понимание сущности воспитания можно определить специфику определенной модели или концепции, их достоинства и недостатки. Человек постоянно обогащает теорию и практику воспитания. В связи с этим предполагается постоянная «открытость» педагогического знания о человеке и процессе его воспитания, что способствует становлению новых научных школ и направлений, возможности их разнообразия.

Список литературы

Бордовская, Н.В. Педагогика. Учебник нового века/Н.В.Бордовская, А. А.Реан. - СПб: Питер,2000. - 304с.

Годфруа, Ж. Что такое психология/Ж Годфруа. - М.: Мир, 1992. - 376с.

Подласый, И. П. Педагогика. - М., 2000.

Харламов, И.Ф.Педагогика/ И.Ф. Харламов. - 7 -е изд. - Минск: Университетское, 2002. - 506с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Факторы и средства социализации личности: философия семейного воспитания и функции семьи. Влияние семейных традиций на становление и воспитание личности. Процесс воспитания детей как формирование и социализация личности: выявление потребностей и целей.

    курсовая работа , добавлен 25.08.2011

    Личность – граница и безграничность социального. Сущность личности. Этапы воспитания: социализация, образование, самовоспитание. Теория ролей. Самореализация личности. Основные участники процесса социализации личности. Разновидности ролевых конфликтов.

    реферат , добавлен 02.08.2013

    Процесс формирования личности человека. Сущность понятия "личность" в социологии. Иерархическая структура личности. Понятие "формирование личности человека", природные и социальные факторы формирования личности, особенности процесса социализации.

    контрольная работа , добавлен 13.11.2010

    Концепции личности. Структура и характеристики личности. Типология личности и ее реализация в современной социологии. Взаимосвязь, взаимозависимость личности и общества. Социальные условия, которые общество может предоставить личности для самореализации.

    курсовая работа , добавлен 25.08.2012

    Понятие личности в социологии. Соотношение биологического и социального в формировании личности. Процесс вхождения человека в общество, его социализация и социальная адаптация, приспособление индивида к социальной среде. Социальный статус личности.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2009

    Понятие социологии личности, изучение типичных черт социального поведения. Проблема личности в социологии. Механизм регулирования поведения и социализации личности. Интраиндивидуальный и межличностный подходы изучения личности по И.С. Кону.

    реферат , добавлен 27.07.2010

    Понятие, структура и функции семьи. Авторитарный, демократический, либеральный, попустительский типы отношений между воспитателями и воспитанниками. Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка-дошкольника с нарушением зрения.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2014

    Проблема формирования личности. Понятия "человек", "личность", "индивид", "индивидуальность". Биологическое и социальное в человеке. Теории развития личности. Основные факторы и стадии формирования личности человека. Социологическое понятие личности.

    контрольная работа , добавлен 02.06.2012

    Путь развития человека от индивида до личности посредством усвоения социального опыта. Характеристика первичной и вторичной социализации, этапы и способы ее осуществления. Классификация социального статуса, влияние социальной роли на развитие личности.

    реферат , добавлен 11.07.2011

    Понимание личности как социального явления. Философия личности с точки зрения социологии и ее социальные роли. Социальное положение (позиция) индивида - его место в определенной конкретной социальной структуре. Сущность процесса социализации личности.

Воспитание - главный компонент педагогического процесса, чрезвычайно сложное социальное явление, направленное на формирование у воспитанников научного мировоззрения, личностных гражданских рис, интеллектуального, профессионального, нравственного, правового, физического, экологического развития.

Воспитание как целостный процесс имеет две стороны: внешнюю (собственное воспитание, воспитывающая деятельность как передача социального опыта) и внутреннюю (самовоспитание, целенаправленный процесс самосовершенствования путем усвоения социального опыта деятельности, поведения, духовного обогащения). Поэтому оно является одним из основных видов деятельности человечества.

Философская категория «сущность» отображает, во-первых, глубинные связи и внутренние отношения, которые определяют основные черты и тенденции развития данного явления; во-вторых, переход внешнего (объективного) во внутреннюю (субъективное), то есть в сознание человека. Таким образом, сущность означает смысл данной вещи или явления, то, чем оно является в отличие от всех других вещей.

В основе воспитательного процесса лежит система воспитательных отношений , обеспечивающая взаимодействие воспитателей и воспитанников по общественное нанесенными целями формирования личности. Сущность процесса воспитания состоит в умелой организации и стимулировании воспитателем психологически и педагогически обоснованной деятельности воспитанника, в формировании и поддержании в него мотивации постоянного творческого самосовершенствования, формирования у него устойчивых форм поведения в обществе через навыки и привычки, постоянная помощь, поддержка, сочувствие и сопереживание.

Традиционно в педагогике категорию "воспитание" рассматривали в разных аспектах, а именно:

1) в широком смысле (как социальное явление: как общественное явление: как процесс и результат развития личности; как процесс формирования личности в целом);

2) в узком смысле (влияние или систему воздействий воспитателей на воспитанников; специфический процесс формирования социальных и духовных ценностей, систему ценностных ориентаций и соответствующего поведения).

3) в специальном педагогическом смысле как процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности;

4) в широком педагогическом смысле , когда понятие "воспитание" охватывает и процесс обучения и собственно воспитания, то есть педагогический процесс в целом.

Разница в подходах вызывает определенные затруднения в научном толковании этого понятия, поэтому выделим его основные категорийные признаки.

Воспитание является социально-историческое явление - это процесс передачи и усвоения социального опыта, духовной культуры, направленный на развитие личности. Национальное воспитание является конкретно-историческим проявлением общечеловеческого гуманистического и демократического воспитания (Л.Кузь, М.Стельмахович, М.Касьяненко).

Воспитание есть процесс формирования и развития личности, ведет к определенным изменениям в ее структуре (Ю.Бабанський, Н.Кузьмина, Костюк, М.Болдирев) многогранный процесс духовного обогащения личности (В. Сухомлинский); процесс взаимодействия двух участников воспитания (С.Шабанов, Г.Легенький, М.Таланчук).

Воспитание влияние на развитие личности , которой понимается не как механическая проекция педагогического воздействия на воспитанника, а как внутренняя глубинная работа субъектов педагогического взаимодействия, которая пробуждает их активность (Б. Ананьев, Н.Кузьмина, Г.Щукина, И.Бех) .

Воспитание является взаимодействие совокупности субъектов и объектов воспитательного процесса, следствием чего являются взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок (Н.Кузьмина, В.Генецинський, Л.Таланчук).

Воспитание есть деятельность - целенаправленная, разнообразная И.Моносзон, Б.Т.Лихачов) взаимосвязана (А..Китов, М.Болдирев) коллективная творческая деятельность (И.Иванов, Ш.Амонашвили, Ю.Азаров).

Воспитание является управление процессом формирования, развития личности в соответствии с потребностями общества (Б. Ананьев, С.Батищев, Костюк, В.Журавльов, В.Якунин).

Воспитание является руководство развитием личности воспитанников, их задатков, способностей в соответствии с потребностями общества (М.Данилов, Ф.Корольов, Костюк, Г.Щукина).

Итак, можно сделать вывод, что воспитание - это:

социальное явление, которое детерминировано природными задатками;

процесс, ведущий к определенным изменениям;

управление и руководство развитием личности;

действие всех и объектов педагогического процесса;

развивающая деятельность.

Выделенные признаки не являются универсальными, однако они позволяют представить специфические особенности процесса воспитания и подтвердить его сложность, полиаспектнисть.

Проведенный категорийный анализ понятия "воспитание" дает возможность сформулировать его определение в таком виде: воспитание - это процесс сознательного развития личности, осуществляется под воздействием педагога-воспитателя во время совместной деятельности, направленной на овладение воспитанниками способами морального саморазвития и опытом общественных отношений.

Структурными элементами процесса воспитания цель воспитания; его задачи; содержание; формы, методы и средства воспитания; результаты; корректировки результатов воспитания.

Согласно структурных элементов выделяют основные компоненты воспитательного процесса, а именно:

мотивационный компонент - который заключается в определении цели воспитания и организации воздействия на мотивационную сферу воспитанников;

участники прогресса воспитания - субъекты воспитательного взаимодействия (субъект 1 - учитель, воспитатель, родители; субъект 2 - ребенок, ученик, воспитанник)

способы совместной деятельности участников воспитательного процесса - формы, методы, средства, приемы этой работы;

результат - сформировавшаяся личность (определенный уровень воспитанности личности).

Ученик взаимодействует с педагогом сознательно. Итак, воспитательные отношения всегда носят субъект-субъектный характер. Воспитательный процесс - активная, целеустремленная и содержательная взаимодействие воспитателей и воспитанников, при осуществлении которого последние усваивают определенную совокупность знаний, приобретают практические навыки и умения соответствующего поведения, всесторонне развивают свои эмоциональные, чувственные, волевые, мотивационные сферы и другие ведущие свойства личности, формируют свой внутренний духовный мир.

Воспитание является многофакторным процессом. Процесс воспитания зависит от объективных и субъективных факторов.

Объективными факторами являются: особенности развития Украины вообще и системы учреждений образования в частности; перестройка экономики на рыночных принципах; особенности развития социальной сферы; возрождение национальных традиций, народной педагогики; влияние среды.

К субъективным факторам относятся: социально-педагогическую деятельность семьи и общественных организаций; учебно-воспитательную деятельность учебных заведений; целенаправленную деятельность средств массовой информации и культуры; воспитательную деятельность внешкольных учреждений и деятельность церкви.

Цель воспитания

Цель воспитания - это совокупность качеств личности, к воспитанию которых стремится общество. Она масс объективный характер и отражает в обобщенной форме идеал человека. Идеал - это представление об образце человеческого поведения и отношений между людьми, формируется под влиянием понимания цели жизни. Любое воспитание - от самых маленьких мероприятий с государственными программами - всегда имеет целенаправленный характер. Воспитание без цели не существует . Цели подчиняются все компоненты: содержание, организация, формы, методы воспитания. Цели воспитания определяются потребностями развития общества, зависят от способа производства, темпов прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества. Итак, цель воспитания носит конкретно-исторический характер и изменяется в соответствии с социального, духовного и материального уровней развития общества. Именно поэтому идеал и цель воспитания менялись на протяжении исторического развития человечества.

Так, в древней Греция цели воспитания концентрировались вокруг развития таких черт, как храбрость, патриотизм, покорность, ловкость, физическая сила. Резким контрастом со Спартой были Афины. Образовательная программа уделяла большое внимание интеллектуальным и эстетическим целям: научить читать, писать, считать и др., Занятия спортом, музыкой, изучение истории, драмы, поэзии, риторики. Прогрессивные деятели эпохи Возрождения выдвинули идею гармоничного развития личности как общей цели воспитания. Макаренко считал, что цель воспитания - это программа человеческой личности, программа человеческого характера. При этом в понятие характера он вкладывал все содержание личности, т.е. и характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания - всю картину человеческой личности.

Общая цель воспитания на современном этапе - формирование всесторонне и гармонично развитой, социально активной личности, которая в своей жизнедеятельности руководствуется общечеловеческими (честь, совесть, человеческое достоинство, справедливость) и культурно-национальными (трудолюбие, свободолюбие, суверенность, соборность и т.п.) ценностями.

Итак, согласно Концепции воспитания в национальной системе образования наряду с общей целью воспитания главной целью национального воспитания в Украине признается приобретение молодежью социального опыта, наследования духовных ценностей украинского народа, достижение высокой культуры межнациональных отношений, формирование у молодежи, независимо от национальной принадлежности, черт гражданина украинском государства, моральной, художественно-эстетической, правовой, трудовой, экологической культуры.

Реализация идеи всестороннего развития личности с учетом индивидуальности и имеющихся социально-экономических условий предполагает единство нравственного, гражданского, умственного, нравственно-эстетического, трудового и физкультурно-оздоровительного воспитания. Процесс воспитания направлен на формирование научного мировоззрения и общечеловеческих ценностей, народной и национальной культуры, высоконравственных человеческих отношений, высоких гражданских качеств, глубокую профессиональную подготовку к полноценному, социально активной жизни. Поэтому содержание воспитания вмещает общие стороны и характеристики этого процесса, привлечения к основным видам человеческой деятельности в условиях гуманных отношений, а также индивидуальную программу самовоспитания и развития (формирование целостного научного мировоззрения и ценностных ориентаций, культуры деятельности, культуры гуманных отношений, способностей, опыта эмоционально ценностного отношения к окружающей действительности и себя). Таким образом, содержание воспитания - система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к выполнению пяти ролей в жизни - гражданина, работника, семьянина, владельца, потребителя. Каждая из этих ролей требует от человека определенных знаний, умений, приобретенных качеств.

Гражданин: выполнение гражданских обязанностей; чувство национальной гордости и патриотизма; уважение к Конституции, органов государственной власти, символам государственности; ответственность за судьбу страны; бережное отношение к национальным богатствам страны, языка, культуры, общественная активность; соблюдение демократических принципов; активная жизненная позиция.

Рабочий: дисциплинированность и ответственность; работоспособность и организованность; общие, специальные и экономические знания; творческое отношение к труду; профессиональная гордость, уважение к мастерству; уважение к людям труда.

Семьянин: трудолюбие, ответственность; тактичность, культура общения; разносторонняя образованность; знание правовых норм, законов; знания практической педагогики; психосексуальная подготовленность; готовность жениться и выполнять брачные обязанности; уважение к своим родителям, к старикам.

Владелец: ответственность; знание правовых норм и законов; правосознание; трудолюбие; экономические знания; уважение к государственным органам власти, общая культура.

Потребитель: предусмотрительность, внимательность, экономические знания, знание прав и обязанностей потребителей, культура общения, тактичность, общая культура и культура потребления, общественная активность, ответственность.