Проблемы правового регулирования порядка заключения брака по законодательству российской федерации. Характеристика института брака и правовое регулирование личных неимущественных отношений по семейному законодательству стран - участниц снг Проблемы правов

Семейное законодательство РФ регулирует форму заключения брака (ст. 10 СК РФ). В теории семейного права форма заключения брака (далее - форма брака) рассматривается как установленный способ его заключения. Термин «форма» произошел от латинского forma - вид, образ, устройство Российская социологическая энциклопедия/ Под общ. ред. Г.В. Осипова. - М., 1998. - С.302.; внешнее очертание, наружный вид предмета Ожегов С.И., Шведова И.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2006. - С.412.. Следовательно, форма заключения брака представляет собой внешнее его выражение. Кроме того, термин «форма» означает установление (придание) чему-либо неких границ. Поэтому фактически ст. 10 СК РФ ограничивает способы заключения брака.

При заключении брака осуществляемся выражение воли лиц, вступающих в брак (ст. 1, 12 СК РФ), в связи с чем форму брака можно рассматривать как способ выражения воли лиц, желающих его заключить. Установление формы брака (способа заключения брака) также свидетельствует об ограничении форм брака (способов выражения воли лиц, желающих заключить брак).

Ввиду того что брак представляет собой правоотношение, форму брака можно рассматривать через эту категорию. По мнению О. С. Иоффе и С. С. Алексеева, правоотношение есть та форма, которую приобретают фактические отношения, будучи урегулированы нормами права Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. - М., 1961. - С.181-186.. Р.О. Халфина усматривает взаимосвязь правоотношения и нормы в том, что правоотношение представляет собой форму выражения результата действия нормы - облечение общественных отношений в форму правоотношений Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. - М., 1974. - С.54.. Так как форма брака является способом возникновения правоотношений между супругами, соблюдение формы брака выступает одним из оснований наступления соответствующих преобразований.

Можно связать с установлением исключительной компетенции государства по вопросам заключения брака (ст. 4 ФЗ «Об актах гражданского состояния»). Сегодня функции регистрации заключения брака возложены на государственные органы. Исключительной компетенцией государства в рассматриваемом вопросе объясняется и тот факт, что семейное законодательство РФ не восприняло ранее существовавшие формы брака (например, церковную). Отказ от церковной формы брака обусловлен также конституционным положением об отделении в РФ церкви от государства.

Установление гражданской формы брака связано в том числе с проникновением публичного начала в частную сферу Покровский И.А. Указ. соч. - С.171., с заинтересованностью государства в этой форме как в источнике пополнения государственной казны, так как за государственную регистрацию заключения брака взимается госпошлина.

Заключение брака в гражданской форме осуществляется при участии государства в лице его органов - загсов. Впервые их привлекли к осуществлению государственной регистрации заключения брака в соответствии с декретами СНК Российской Республики от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» СУ РСФСР. - 1917. - № 11. - Ст. 160. (утратил силу) и от 19 декабря 1917 г. «О расторжении брака» СУ РСФСР. - 1917. - № 10. - Ст. 152 (утратил силу). 4 январи 1918 г. во исполнение указанных декретов Народный комиссариат юстиции и Народный комиссариат по местному самоуправлению утвердили инструкцию «Об организации отделов записей браков и рождений» СУ РСФСР. - 1918. - № 14. - Ст. 200.. Таким образом, загсы начали осуществлять государственную регистрацию браков в 1917 г., и впоследствии эта функция оставалась неизменной. Кстати, в разных странах государственную регистрацию выполняют различные органы. Например, во Франции этим занимаются мэрии.

Привлечение к участию в заключении брака государственных органов (загсов) свидетельствует, с одной стороны, о том, что заключение брака происходит при участии третьих лиц - уполномоченных государством органов власти, а с другой - об исключении иных органов из данного процесса.

Статус загсов как государственных органов обусловливает ряд особенностей их деятельности. Одна из них - право загсов оказывать платные услуги (осуществлять предпринимательскую деятельность) Покровский И.А. Указ. соч. - С.172-173..

Пунктом 3 ст. 15 Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3434. установлено, что государственные органы не вправе совмещать функции государственного органа с функциями субъекта предпринимательской деятельности, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Поскольку загсы являются государственными органами, для которых не предусмотрено оказание платных услуг, их осуществление не допускается. Положение п. 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» не лишает государственные органы, в частности загсы, гражданско-правовой правоспособности, а лишь ограничивает ее в части осуществления ими предпринимательской деятельности.

Некоторые действия загсов также могут считаться нарушением их правоспособности. Речь идет, например, о запрете осуществления фото- и видеосъемки лицами, приглашенными врачующимися. Тем самым загсы нарушают ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции». Указанные действия загсов неправомерны и могут квалифицироваться как действия государственных органов, ограничивающие конкуренцию. Однако их нельзя рассматривать как недобросовестную конкуренцию, так как последняя представляет собой действия хозяйствующих субъектов при осуществлении предпринимательской деятельности, субъектами которой загсы не являются.

Статус загсов как государственных органов определяет необходимость уплаты госпошлины за государственную регистрацию заключения брака (ст. 10 ФЗ «Об актах гражданского состояния»). В соответствии с п. 1 ст. 333 Налогового кодекса РФ (части второй) от 05.08.2000 № 117-ФЗ Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340. (далее - НК РФ) с лиц при их обращении в государственные органы взимается сбор (госпошлина). Однако по п. 2 ст. 333 НК РФ не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения или расторжения брака, если «не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния». Получается, что госпошлина взимается за государственную услугу, которая фактически не была оказана. В связи с этим целесообразно предусмотреть в законодательстве возврат госпошлины в данном случае.

Отметим, что привлечение загсов к государственной регистрации заключения брака обусловлено, возможно, независимостью и незаинтересованностью.

Установленные причины участия загсов в государственной регистрации заключения брака свидетельствуют об обоснованности их привлечения, а также об отсутствии, необходимости передачи функций по государственной регистрации брака другим государственным органам.

Впервые регистрация брака была введена при Петре I указом Синода от 20 февраля 1724 г., в котором говорилось о необходимости метрических записей для определенных целей: «…ведать о количестве всего Российского государства, людей рождающихся, и в брачное супружество совокупляющихся, и умирающих».

Необходимость государственной регистрации заключения брака свидетельствует о том, что форма заключения брака является регистрационной. Кроме того, она письменная: о государственной регистрации брака составляется актовая запись.

Основой к пониманию природы отношений, складывающихся в процессе государственной регистрации брака, выступает концепция гражданско-правовых организационных отношений, предложенная в 60-х гг. XX в. О.А.Красавчиковым Красавчиков О.А. Гражданские организационно-правовые отношения// Антология уральской цивилистики. 1925-1989: сб. ст. - М., 2001. - С.156-165.. Ученый, выделяя и предмете гражданско-правового регулирования организационные отношения, писал, что они являются служебными по отношению к основным. О.А. Красавчиков характеризовал организационные отношения как социальные связи на стадии формирования правоотношения Красавчиков О.А Советское гражданское право. - Свердловск, 1976. Вып.1. - С.18..

Полагаем, что необходимость государственной регистрации брака объясняется важностью учета заключаемых браков: выполняя контрольную функцию, загсы предотвращают заключение одною брака при существовании другого не расторгнутого брака (запрещается ст. 14 СК РФ).

Более того, выражение воли посредством волеизъявления в письменной форме до минимума сокращает разночтения в содержании изъявляемого. Существование письменной формы регистрации брака обусловлено потребностью в выявлении воли сторон при заключении брака.

В соответствии с семейным законодательством гражданская форма брака является единственно возможной (ст. 10 СК РФ).

Сегодня в Российской Федерации в силу ст. 1 и 10 СК РФ ни церемония бракосочетания в церкви, ни заключение брака по обычаям не считаются формами заключения брака. Обвенчаться можно как до, так и после регистрации брака, это личное дело вступающих и брак.

Таким образом, отсутствует свобода выбора формы брака, воля посредством волеизъявления может быть выражена единственным способом. Это позволяет сделать вывод, что норма СК РФ, регулирующая форму брака, имеет императивный характер.

Представляется, что установление единственно возможной формы брака связано с исключительной компетенцией государства в этом вопросе, а также с существующей традицией.

По мнению некоторых ученых, ситуация отсутствия свободы выбора формы брака нуждается в изменении. С.А. Муратова предлагает наряду с зарегистрированными браками признавать церковные, предоставив жениху и невесте право выбора одной из форм заключения брака Муратова С.А. Семейное право. - М., 2013. - С.65.. О.Ю. Ильина, Ш.Д.Чиквашвили, Н.С. Шерстнева считают необходимым предусмотреть две процедуры: обычную (в органах загса) и «двойную» (с венчанием в церкви и последующей регистрацией в органах загса в упрощенном порядке с предоставлением свидетельства о венчании) Ильина О.Ю. Брак как новая социальная и правовая реальность изменяющейся России. - Тверь, 2005. - С.38.. Л.Д. Толстая отмечает одну из особенностей развития семейного права на Западе в последние 20 лет - признание юридических последствий фактических брачных отношений Толстая А.Д. Фактический брак: перспективы развития// Закон. - 2005. - №10. - С.21.. Постулируется также целесообразность законодательного признания так называемых фактических браков.

Отсутствие альтернативной формы брака и признания юридических последствий фактических брачных отношений предотвращает различного рода коллизии. Отметим, что попытки закрепить юридическую силу фактических брачных отношений уже предпринимались. Статья 11 Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. распространяла режим общности имущества не только на зарегистрированные, но и на фактические браки. В результате возникала коллизия между правами супругов-наследников (супруга фактического и супруга, с которым был зарегистрирован брак).

Установление церковной формы брака наравне с гражданской требует разделения функций по его законной регистрации между государством и церковью. По Конституции РФ Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4 - Ст. 445. церковь отделена от государства. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 39. - Ст. 4465. и конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства последнее не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления. Таким образом, поскольку полномочия по государственной регистрации заключения брака не могут быть возложены на церковь, закрепление церковной формы брака наравне с гражданской невозможно.

Статья 10 СК РФ гласит, что со дня государственной регистрации заключения брака возникают права и обязанности супругов. Это положение было и в предшествующих семейно-правовых кодификациях. Подобные нормы существуют также в законодательствах иностранных государств (Германии, Франции и др.). В связи с тем, что возникновение прав и обязанностей супругов ставится в зависимость от факта государственной регистрации заключения брака, ее можно рассматривать как основание возникновения супружеских правоотношений. В теории права основания, с которыми закон связывает определенные юридические последствия, признаются юридическими фактами Красавчиков О.А. Указ. соч. - С.20. Таким образом, государственная регистрация брака - юридический факт.

О.А. Красавчиков полагал, что «государственная регистрация заключения брака является юридическим фактом наравне с такими юридическими фактами, как взаимное согласие принять на себя нрава и обязанности супругов; несостояние в другом зарегистрированном браке; отсутствие между бракующимися определенной степени родства» 35 .

По мнению В.И. Данилина и С.И. Реутова, «государственная регистрация заключения брака образует юридический состав со следующими юридическими фактами: взаимное согласие лиц па вступление в брак и достижение ими брачного возраста. М.В. Антокольская считает акт регистрации брака частью такого юридического факта, как соглашение о заключении брака» Антокольская М.В. Семейное право: учеб. - М., 2010. - С.129-130..

Согласно ст. 12, 14 СК РФ, п. 8 ст. 27 ФЗ «Об актах гражданского состояния» заключение брака осуществляется при наличии условий для заключения брака. Считаем, что государственная регистрация заключения брака представляет собой элемент юридического состава наравне с описанными О.А. Красавчиковым юридическими фактами, а также с юридическими фактами: разнополостъ лиц, которые вступают в брак, отсутствие правоотношений усыновителей и усыновленных. Для определения природы государственной регистрации заключения брака как юридического факта необходимо обратиться к принятой в теории права классификации юридических фактов. Данный юридический факт - юридическое действие, поскольку зависит от волевого поведения лиц, его совершающих. Государственная регистрация брака - действие государственного органа, а действие любого органа всегда представляет собой юридический акт. О. А. Красавчиков обозначал этот вид юридических актов как брачные Красавчиков О.А. Указ. соч. - С.22. Волевая направленность государственной регистрации заключения брака как юридического факта позволяет охарактеризовать заключение брака как действие.

Исследование юридической сущности государственной регистрации заключения брака считаем необходимым говорить о ее правовых последствиях Там же.. Соблюдение формы брака обеспечивает законченность юридического состава, правовым последствием которого является заключение брака и появление супружеских правоотношений (личных неимущественных и имущественных). Следовательно, правовое последствие государственной регистрации заключения брака (соблюдения установленной формы брака) - возникновение завершающего элемента основания супружеских правоотношений. Отсюда необходимо сделать вывод о том, что соблюдение формы брака можно исследовать как одно из оснований его легитимизации.

В юриспруденции считается, что отсутствие одного из элементов вышеописанного юридического состава приводит к омертвлению не только юридического состава в целом, но и отдельных его частей по отношению к этому составу. Соответственно невыполнение правил о государственной регистрации брака (несоблюдение формы брака) влечет отсутствие полного юридического состава, необходимого для заключения брака и, отсюда, невозникновение прав и обязанностей супругов. В данной ситуации между лицами, которые не зарегистрировали брак в описанной законом форме, не возникает брачно-семейных правоотношений.

Эти правовые последствия как юридические превентивные последствия нельзя считать ответственностью, потому что юридическим основанием ответственности является правонарушение - противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, которое причиняет вред интересам государства, общества и граждан Теория государства и права: учеб./ под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М., 1998. - С.408.. Если даже предположить, что сожительство лиц без регистрации брака будет рассматриваться как социально вредное явление, незаключение брака в установленной законом форме не станет правонарушением ввиду отсутствия иных элементов состава правонарушения. Нерегистрация брака - это воздерживаиие от активной реализации права Там же. - С.409..

В целом установление формы брака как таковой - обоснованное традиционное явление. Представляется, что гражданская форма брака вполне приемлема, она обеспечивает государственный контроль за соблюдением условий заключении брака (ст. 12 СК РФ), единообразное заключение брака. На наш взгляд, отсутствуют предпосылки изменения установленной СК РФ формы брака, сравнимые по масштабу с теми, которые способствовали ее предшествующей трансформации.

Г.Ф. Шершеневич отмечал, что определение брака в юридическом смысле как союза мужчины и женщины с целью сожительства, основанного на взаимном соглашении и заключенного в установленной форме, в целом содержит всю совокупность условий, при наличии которых сожительство лиц разного пола приобретает законный характер, то есть влечет за собой все последствия законного брака. Однако современный СК РФ не содержит указания на сожительство как на обязательный элемент брака.

Итак, единого понятия брака нет ни в научных трудах, ни в семейном законодательстве. Государство может лишь через отрицание сказать, что не является браком, при этом законодатель и суд руководствуются такими принципами, как единобрачность союза мужчины и женщины, свобода брака, равенство супругов, совершение в порядке и форме, устанавливаемых законом.

Что касается правовой природы брака, то здесь также нет единого подхода. Итак, брак в основном понимается как гражданско-правовой договор и как институт особого рода, sui generis. Некоторые авторы выделяют еще третью теорию брака, где брак понимается как таинство. Представляется, что такое понимание утратило свою актуальность применительно к выяснению правовой природы брака с того момента, как перестало существовать каноническое право.

Следует отметить, что отсутствие в СК РФ понятия "брак" оценивается в том числе положительно, поскольку брак является сложным комплексным явлением, находящимся под воздействием не только правовых, но и этических, моральных норм, а также экономических законов, что ставило бы под сомнение полноту понятия брака только с правовых позиций.

Значение регистрации брака, его правовые последствия. Пункт 2 статьи 10 СК РФ устанавливает, что с момента государственной регистрации брака возникают права и обязанности супругов, с этого времени государство признает данный союз браком и берет его под свою защиту. Только зарегистрированный в органах ЗАГСа брак порождает правовые последствия. В этом состоит конституционное значение процедуры регистрации брака.

Днем возникновения взаимных прав и обязанностей супругов является день государственной регистрации заключения брака в органах ЗАГСа, что еще раз подчеркивает правообразующее значение брака, зарегистрированного в установленном Законом порядке. Предшествующие регистрации брака помолвка или обручение или подача заявления о регистрации брака в ЗАГС сами по себе не порождают никаких правовых последствий. Свидетельство о браке имеет доказательственное значение и подтверждает наличие у лица определенных субъективных прав, например, на получение алиментов, пенсии, жилищных и наследственных прав. Именно с момента государственной регистрации брака у супругов возникает целый комплекс взаимных прав и обязанностей, а ребенок, рожденный после государственной регистрации брака, считается рожденным в браке со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В частности, о правах и обязанностях супругов говорится в разделе III СК РФ. Статья 33 СК РФ содержит следующее положение: законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное. Ст.34 СК РФ разъясняет: имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Следует отметить, что в условиях фактического брака данный режим не действует.

Статья 12 СК РФ предусматривает два обязательных условия заключения брака: для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

Согласие того или иного лица на вступление в брак предполагает его свободное, осознанное волеизъявление заключить союз с конкретным человеком, намерение создать с ним семью, приобрести права и обязанности супруга. Требование закона о необходимости принятия осознанного решения вступить в брак с конкретным лицом реализуется на практике следующим образом. Например, брак в органах загса регистрируется на основании заявления, только лично поданного вступающими в брак, после чего такие лица должны быть ознакомлены с порядком и условиями заключения брака. Заключение брака также производится в личном присутствии вступающих в брак, поскольку заключение брака по доверенности или через представителя не разрешается.

Минимальный брачный возраст в 18 лет установлен ст. 13 СК РФ как для мужчин, так и для женщин, поскольку именно с 18 лет у гражданина возникает в полном объеме гражданская дееспособность, то есть способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские и иные права, в том числе по вступлению в брак, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК РФ). Немаловажным фактором является и то, что к 18 годам необходимого развития достигает физическое состояние будущих супругов, что имеет большое значение для рождения и воспитания здорового потомства. Предельный возраст для вступления в брак не установлен.

Как и ранее, законодатель допускает возможность снижения брачного возраста вступающих в брак. Однако новеллой СК РФ является то, что органами местного самоуправления брачный возраст будущих супругов может быть снижен до 16 лет, а при наличии особых обстоятельств и менее.

В настоящее время минимальный возраст, когда при особых обстоятельствах возможно получить разрешение на вступление в брак, в законах Ростовской, Московской, Вологодской, Владимирской, Самарской, Калужской областей установлен в 14 лет; Тверской, Мурманской и Рязанской - в 15 лет.

Статья 14 СК РФ предусматривает обстоятельства, препятствующие заключению брака. Не допускается заключение брака между: 1) лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке (под другим браком подразумевается непрекратившийся или нерасторгнутый зарегистрированный брак); 2) близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами); 3) усыновителями и усыновленными (этот запрет действует и в отношении браков между отчимом и падчерицей, мачехой и пасынком при условии их оформления надлежащим образом); 4) лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Порядок регистрации брака. Более подробно порядок регистрации брака регламентирован в Федеральном законе от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния". Он предусматривает, что основанием для государственной регистрации заключения брака является совместное заявление лиц, вступающих в брак, которое подается в письменной форме в орган загса.

При подаче совместного заявления лица, вступающие в брак, должны предъявить документы, удостоверяющие их личности: паспорт, военный билет (для военнослужащих срочной службы, военных строителей и курсантов, офицеров, прапорщиков, мичманов и т.д.), удостоверение личности, вид на жительство или национальный паспорт (для иностранных граждан).

Вступающие в брак должны быть ознакомлены с условиями и порядком регистрации брака, им должны быть разъяснены их права и обязанности как будущих супругов и родителей, они должны быть предупреждены об ответственности за сокрытие препятствий к вступлению в брак, взаимно осведомлены о состоянии здоровья и семейном положении друг друга.

В случае если одно из лиц, вступающих в брак, не имеет возможности явиться в орган ЗАГСа для подачи совместного заявления (например, в случае тяжелой болезни, прохождения военной службы и т.п.), волеизъявление лиц, вступающих в брак, может быть оформлено отдельными заявлениями. Подпись заявления лица, не имеющего возможности лично явиться в орган загса, должна быть удостоверена у нотариуса. По ранее действовавшему законодательству удостоверение такой подписи возлагалось на заведующего отделом ЗАГСа.

СК РФ предусматривает месячный срок, по истечении которого органы записи актов гражданского состояния должны зарегистрировать желающих вступить в брак.

Этот срок в соответствии с общими правилами течения сроков начинается со дня, следующего за днем подачи заявления, и истекает в соответствующий день следующего месяца (ст. 191, 192 ГК). Если это число приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В течение указанного срока лицам, желающим вступить в брак, предоставляется еще одна возможность проверить серьезность их чувств и намерений, готовность не только к приобретению прав, но и несению обязанностей как по отношению друг к другу, так и по отношению к будущим детям.

В соответствии со ст. 25 Закона об актах гражданского состояния государственная регистрация заключения брака производится любым органом загса на территории РФ по выбору лиц, вступающих в брак. Тем самым существенно изменено ранее действовавшее положение о регистрации брака по месту жительства одного из вступающих в брак либо их родителей. По желанию вступающих в брак на церемонии бракосочетания могут присутствовать свидетели, родственники и знакомые. Заключение брака по доверенности или через представителя не допускается

О регистрации брака в паспортах супругов делается соответствующая отметка, которая содержит указание на фамилию, имя, отчество и год рождения избранного супруга, место и дату регистрации брака. Документом, подтверждающим регистрацию брака, является свидетельство о браке.

Руководитель органа загса может отказать в государственной регистрации заключения брака, если он располагает доказательствами, подтверждающими наличие обстоятельств, препятствующих заключению брака (ст. 14 СК РФ).

Органы, осуществляющие регистрацию брака. Итак, правовые последствия для супругов порождает только тот брак, который заключен в государственных органах записи актов гражданского состояния. К их числу относятся специальные органы - отделы (бюро) записи актов гражданского состояния, образованные органами государственной власти субъектов Российской Федерации и действующие при органах местного самоуправления. Органы загса образуются при местной и областной администрациях, которые осуществляют руководство их деятельностью. Регистрация брака в сельской местности возложена на должностных лиц сельской (поселковой) администрации.

Органы ЗАГСа регистрируют рождение, смерть, заключение или расторжение брака, усыновление, установление отцовства, перемену фамилии, имени и отчества; изменяют, дополняют, исправляют и аннулируют записи актов гражданского состояния, восстанавливают утраченные записи, а также хранят актовые книги и выдают повторные свидетельства и соответствующие справки (ст. 47 ГК РФ). Формы бланков записи акта о заключении брака и свидетельства о заключении брака утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 июля 1998 г. N 709.

Признание брака недействительным.

Правовое регулирование института недействительности брака предусмотрено главой 5 Семейного кодекса РФ.

Недействительность брака означает отсутствие (за некоторыми исключениями) супружеских прав и обязанностей, причем имеется в виду, что таковые как бы не возникали вовсе, в отличие от расторжения брака, прекращающего супружеское правоотношение лишь на будущее (после развода) время.

Признание брака недействительным требует наличия целого ряда правовых и фактических условий.

В ст.27 СК РФ опровергается презумпция действительности брака, установленная регистрацией его заключения в органе загса, она может быть опровергнута только решением суда и только по основаниям, предусмотренным в законе. Дается исчерпывающий перечень оснований, при установлении которых судом брак признается недействительным, расширительному толкованию он не подлежит. Нарушение каких-либо иных второстепенных требований, в частности процедуры регистрации заключения брака (регистрация брака до истечения месячного срока, органом загса не по установленному законом месту регистрации брака и т.п.), не является основанием для признания брака недействительным.

Основанием для признания брака недействительным является, прежде всего, несоблюдение установленных законом в императивной форме условий вступления в брак (ст. 12 - 14 СК РФ): отсутствие взаимного добровольного согласия на заключение брака, недостижение брачного возраста и отсутствие разрешения на брак местной администрации, состояние хотя бы одним из партнеров на момент вступления в брак в другом зарегистрированном браке, близкое родство или состояние усыновления у вступающих в брак, недееспособность лица, вступающего в брак, установленная в судебном порядке. Кроме того, основаниями для признания брака недействительным являются фиктивность брака, также пороки воли вступающих в брак при его заключении (ст. 28 СК РФ), сокрытие одним из партнеров от другого наличия у него венерической болезни или ВИЧ-инфекции на момент вступления в брак, что является частным случаем обмана, имеющего существенное значение для заключения брака.

Согласно ст.27 СК РФ суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о признании брака недействительным направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака. Брак признается недействительным со дня его заключения.

Признание брака недействительным предполагает не просто констатацию определенных фактов, при наличии которых суд "признает" брак недействительным, но и установление обстоятельств, которые могут повлечь его оздоровление.

Пункт 2 ст.27 СК РФ устанавливает, что признание брака недействительным производится только судом независимо от оснований его недействительности. До вступления в законную силу решения суда никто не вправе ссылаться на недействительность брака, даже при представлении доказательств незаконности его заключения.

Законодательство не устанавливает для дел о признании брака недействительным какого-либо особенного производства. Поэтому к ним должны применяться положения, устанавливающие правила рассмотрения дел в порядке искового производства. СК РФ определяет только круг лиц, которые вправе предъявить такой иск.

Закон допускает возможность сохранения действительности брака. Недействительный брак может быть признан действительным, то есть санирован (оздоровлен). Ст.29 СК РФ формулирует общее правило: недействительный брак может быть санирован, если условие, при наличии которого брак признается недействительным, отпало. Отпадение этих условий еще не влечет санирования брака, а лишь дает суду право признать брак действительным и отказать в иске о признании его недействительным.

В соответствии со ст.30 СК РФ предусмотрены следующие последствия признания брака недействительным. Во-первых, брак, признанный судом недействительным, не порождает прав и обязанностей супругов, предусмотренных СК РФ, за исключением случаев, установленных пунктами 4 и 5 ст.30 СК РФ.

Во-вторых, к имуществу, приобретенному совместно лицами, брак которых признан недействительным, применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации о долевой собственности. Брачный договор, заключенный супругами (статьи 40–42 СК РФ), признается недействительным.

В-третьих, признание брака недействительным не влияет на права детей, родившихся в таком браке или в течение трехсот дней со дня признания брака недействительным (пункт 2 статьи 48 СК РФ).

В-четвертых, при вынесении решения о признании брака недействительным суд вправе признать за супругом, права которого нарушены заключением такого брака (добросовестным супругом), право на получение от другого супруга содержания в соответствии со статьями 90 и 91 СК РФ, а в отношении раздела имущества, приобретенного совместно до момента признания брака недействительным, вправе применить положения, установленные статьями 34, 38 и 39 СК РФ, а также признать действительным брачный договор полностью или частично.

Добросовестный супруг вправе требовать возмещения причиненного ему материального и морального вреда по правилам, предусмотренным гражданским законодательством.

И, наконец, в-пятых, добросовестный супруг вправе при признании брака недействительным сохранить фамилию, избранную им при государственной регистрации заключения брака.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 22.07.2008, с изм. от 24.07.2008) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301

2. Загоровский А.И. Курс семейного права. М.: Издательство "Зерцало", 2003

3. Невзгодина Е.Л. Признание брака недействительным по Семейному кодексу РФ //"Нотариус", 2006, N 5

4. Постановление Правительства РФ от 6 июля 1998 г. N 709 (ред. от 02.02.2006) "О мерах по реализации Федерального закона "Об актах гражданского состояния" //"Собрание законодательства РФ", N 28, 13.07.1998, ст. 3359

5. Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации /под ред. П.В. Крашенинникова. Статут, 2006

6. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М.: Издательство "Норма", 2002

7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (с изм. и доп., вст. в силу с 01.09.2008) //"Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16

8. Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 18.07.2006) "Об актах гражданского состояния" // "Собрание законодательства РФ", 24.11.1997, N 47, ст. 5340

9. Югай О.Д. К вопросу о понятии и правовой природе брака // "Семейное и жилищное право", 2006, N 3

В правовом контексте у сравнительного анализа есть особенная польза: всегда можно почерпнуть позитивный опыт регулирования тех или иных отношений. Так, например, весьма интересно сравнить правовое регулирование семейных отношений, в особенности отношений между такими субъектами семейного права, как супруги, в законодательстве стран Содружества Независимых Государств.

Нами уже обращалось внимание на тот факт, что, несмотря на существование в историческом контексте «единых корней» правового развития семейного законодательства республик, ныне - независимых государств, в данный момент можно выделить некоторые особенности собственного, исключительно национального правового регулирования таких непростых, не всегда поддающихся влиянию исключительно правовой нормы отношений, как семейные . Не составляют исключения и личные неимущественные права супругов.

Так, исходя из буквального смысла ст. 2 СК РФ, семейное законодательство «регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи. Регулирование же семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию» (п. 3 ст. 1 СК РФ). По общему правилу, «права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния» (п. 2 ст. 10 СК РФ).

Следует заметить, что к общим вопросам правового регулирования брачных отношений законодатель в России и странах ближнего зарубежья подходит одинаково.

Например, по единому пути отказа от предоставления правового значения браку, заключенному только по религиозным обрядам, идут все страны СНГ. «Религиозное бракосочетание (религиозный брак) не имеет правового значения. Данное положение не касается религиозных браков, заключенных до создания соответствующих органов исполнительной власти, и документов относительно их подтверждения, документов о рождении, заключении брака, прекращении брака и смерти» (и. 1.5 ст. 1 Семейного кодекса Азербайджанской Республики (СК Азербайджана).

«Религиозные обряды, касающиеся вопросов брака и семьи, правового значения не имеют» в Беларуси и Кыргызстане (ст. 4 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь (КоБС Беларуси); п. 2 ст. 1 Семейного кодекса Кыргызской Республики (СК Кыргызстана). «Религиозный обряд брака, равно как и другие религиозные обряды, не имеют правового значения» и в Туркменистане. Это правило не относится к религиозным обрядам брака, «совершенным до образования в Туркменистане органов ЗАГС, и полученным в их удостоверение документам о рождении, заключении и расторжении брака, а также смерти» (п. 3 ст. 7 Семейного кодекса Туркменистана (СК Туркменистана).

Статья 18 Семейного кодекса Республики Узбекистан (СК Узбекистана) определяет даже сам момент возникновения прав и обязанностей супругов. В частности, она гласит: «с момента регистрации брака в органах записи актов гражданского состояния лица, заключившие брак, становятся супругами, и с этого времени между ними возникают права и обязанности супругов».

Однако к правовому регулированию личных отношений супругов в семье на постсоветском пространстве используются в некоторой степени различные подходы.

Так, например, неимущественные отношения между супругами регламентируются Семейным кодексом Республики Молдова (СК Молдовы) весьма специфичным образом. Статья 18 СК Молдовы провозглашает правило, по которому «супруги обязаны морально поддерживать друг друга и хранить супружескую верность».

В Азербайджане «супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимопомощи и чувства взаимоуважения, осуществлять совместную деятельность для благополучия и укрепления семьи, создавать благоприятные условия для развития детей и заботиться об их здоровье» (п. 4 ст. 29 СК Азербайджана).

В Беларуси «супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе справедливого распределения семейных обязанностей, содействия в реализации каждым из них права на материнство (отцовство), физическое и духовное развитие, получение образования, проявление своих способностей, труд и отдых. Супруги вправе самостоятельно решать вопросы, касающиеся их личных интересов, если иное не оговорено в брачном договоре» (ст. 20-1 КоБС Беларуси).

Семейное законодательство Казахстана «гарантирует каждому из супругов свободу в выборе рода деятельности, профессии и вероисповедания» (п. 2 ст. 29 Кодекса Республики Казахстан о браке (супружестве) и семье (СК Казахстана).

В Кыргызстане «супруги несут равную обязанность в отношении домашнего труда» (п. 4 ст. 32 СК Кыргызстана).

К личным правам супругов в Молдове причисляются «право продолжать свое занятие, работу по специальности или выбирать их по своему усмотрению» (п. 2 ст. 16), а также «право определять место своего жительства в результате самостоятельного, свободного выбора» (п. 3 ст. 16 СК Молдовы).

Свои исключительные особенности в урегулировании личных прав супругов имеет Семейный кодекс Украины (СК Украины). Законодатель Украины пошел по пути расширенного перечисления и толкования личных прав супругов, даже тех, что вообще не особо поддаются правовому регулированию.

Так, например, ст. 49 СК Украины право на материнство трактует следующим образом: «жена имеет право на материнство» (п. 1 статьи). «Нежелание мужа иметь ребенка или его неспособность к зачатию ребенка может быть причиной расторжения брака» (п. 2 статьи). «Лишение женщины возможности родить ребенка (репродуктивной функции) в связи с выполнением им конституционных, служебных, трудовых обязанностей или в результате противоправного поведения относительно нее является основанием для возмещения причиненного ей морального вреда» (п. 3 статьи). «Беременной жене должны быть созданы в семье условия для сохранения здоровья и рождения здорового ребенка» (п. 4 статьи). «Жене-матери должны быть созданы в семье условия для объединения материнства с осуществлением ею других прав и обязанностей» (п. 5 статьи).

Данный кодекс не ограничивается перечислением личных прав супруги, далее указывая на личные права мужа в семье. Статья 50 СК Украины дает мужчине «право на отцовство» (п. 1 статьи). «Отказ жены от рождения ребенка или неспособность ее к рождению ребенка также может быть причиной расторжения брака» (п. 2 статьи).

Представляет интерес и обозначенное в статье 51 СК Украины право жены и мужа на равное право уважения к своей индивидуальности, своих привычек и предпочтений. Кроме того, «жена и муж имеют равное право на физическое и духовное развитие, на получение образования, проявление своих способностей, создание условий для труда и отдыха» (п. 1 статьи).

Следует констатировать, что законодатель Украины в правовом регулировании личных неимущественных отношений идет далее всех на постсоветском пространстве, законодательно устанавливая, например, «право жены и мужа на распределение обязанностей и совместное решение вопросов жизни семьи» (ст. 54 СК Украины).

Так, по семейному законодательству Украины, «жена и муж имеют право распределить между собой обязанности в семье. Они должны внушать уважение к любой работе, которая делается в интересах семьи. Все важнейшие вопросы жизни семьи должны решаться супругами совместно, на основе равенства. Жена, муж имеют право противиться устранению их от решения вопросов жизни семьи. Считается, что действия одного из супругов относительно жизни семьи совершаются с согласия второго супруга».

Семейным кодексом Украины супругам вменена обязанность «беспокоиться о семье» (ст. 55). «Жена и муж обязаны совместно заботиться о построении семейных отношений между собой и другими членами семьи на чувствах взаимной любви, уважения, дружбы, взаимопомощи. Мужчина обязан утверждать в семье уважение к матери, а женщина - уважение к отцу. Жена и муж ответственны друг перед другом, перед другими членами семьи за свое поведение в ней. Они обязаны совместно заботиться о материальном обеспечении семьи».

И, наконец, в СК Украины есть норма, провозглашающая «право жены и мужа на свободу и личную неприкосновенность» (ст. 56 СК Украины). В ней содержатся правила о том, что «жена и муж имеют право на свободный выбор места своего проживания. Они имеют право принимать меры, которые не запрещены законом и не противоречат моральным основам общества, относительно поддержания брачных отношений».

Пунктом 3 данной статьи каждому из супругов дается право прекратить брачные отношения. Однако далее в СК Украины сказано, что «принуждение к прекращению брачных отношений, принуждение к их сохранению, в том числе принуждение к половой связи посредством физического или психического насилия является нарушением права жены, мужа на свободу и личную неприкосновенность и может иметь последствия, установленные законом» (п. 4 ст. 56 СК Украины).

По нашему мнению, приведенный выше пример можно считать самым широким в понимании супружеских прав в семье, но далеко не всегда необходимым регулированием личных неимущественных отношений супругов в семье в правовом контексте. Вряд ли возможно урегулировать исключительно нормами права такие личные взаимоотношения, как любовь, уважение, дружба, верность.

Следует заметить, что нет единообразия в семейном законодательстве стран СНГ и в подходах к такому личному праву, как выбор фамилии супругов.

Классический подход российского законодателя к этой проблеме обусловлен, в первую очередь, федеративностью нашего государства. Так, ст. 32 СК РФ «Право выбора супругами фамилии» гласит, что супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга. Отметим, что в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. № 143-Ф3 в качестве общей фамилии супругов может быть записана фамилия, образованная посредством присоединения фамилии жены к фамилии мужа. Однако соединение фамилий не допускается, если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов является двойной. Далее российский законодатель указывает, что перемена фамилии одним из супругов не влечет за собой перемену фамилии другого супруга (п. 2 ст. 32 СК РФ).

Правила же перемены фамилии содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ). В случае расторжения брака супругам дается право сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии (п. 3 ст. 32 СК РФ).

Идентичный подход к правовому регулированию личного неимущественного права выбора фамилии супругами наблюдается в семейном законодательстве Азербайджана (ст. 30 СК Азербайджана), Армении (ст. 25 СК Армении, Казахстана (ст. 29-31 СК Казахстана), Кыргызстана (ст. 31 СК Кыргызстана), Молдовы (ст. 17 СК Молдовы), Узбекистана (ст. 20 СК Узбекистана), Туркменистана (ст. 51 СК Туркменистана).

Однако есть и исключения. Так, например, КоБС Беларуси ст. 21 «Право супругов на выбор фамилии при заключении брака» регламентирует такие правоотношения следующим образом: «при заключении брака супруги по своему желанию избирают фамилию, но при этом, если двойной фамилией желают именоваться оба супруга, по их согласию определяется, с какой добрачной фамилии она будет начинаться».

«Соединение более двух фамилий также не допускается, но если до вступления в брак супруги или один из них имели двойные фамилии, то по их согласию определяется, из каких составных частей добрачных фамилий будет состоять новая фамилия».

Далее КоБС Беларуси обозначает, что «право выбора супругами фамилии реализуется при регистрации заключения брака до совершения соответствующей записи в книге регистрации актов гражданского состояния. А изменение супругами фамилии после вступления в брак осуществляется в общем порядке. Перемена фамилии одним из супругов не влечет за собой изменения фамилии другого из них, хотя последний тоже вправе ходатайствовать об изменении своей фамилии».

Нельзя не отметить, что по разному осуществляется подход законодателя на постсоветском пространстве к регулированию блока так называемых процедурных отношений. Не во всех семейных кодексах содержатся главы об актах гражданского состояния. Во многих государствах СНГ, включая и Российскую Федерацию, данные отношения регулируются отдельными законами. Тем не менее, нормы процедурного характера довольно часто встречаются в семейном законодательстве именно при регулировании личных неимущественных отношений.

Так, например, п. 1 ст. 31 СК Казахстана содержит следующее правило: «в случае изменения фамилии при государственной регистрации заключения брака (супружества) гражданин обязан в месячный срок обменять документы, удостоверяющие личность».

Либо семейные кодексы стан СНГ содержат отсылочные нормы, как например, Семейный кодекс Республики Таджикистан (СК Таджикистана), ст. 33 которого гласит, что «супруги при заключении брака имеют одинаковое право на выбор фамилии, осуществляющийся в соответствии с порядком, установленным Законом Республики Таджикистан «О государственной регистрации актов гражданского состояния»».

Отличается особенностями в этом плане и СК Украины. Так, ст. 53 СК Украины «Право жены и мужа на смену фамилии» содержит правило, по которому, «если при регистрации брака жена, муж сохранили добрачные фамилии, они имеют право подать в орган государственной регистрации актов гражданского состояния, зарегистрировавший их брак, или соответствующий орган по месту их жительства заявление об избрании фамилии одного из них в качестве их общей фамилии или о присоединении к своей фамилии фамилию другого супруга. А в случае изменения фамилии орган государственной регистрации актов гражданского состояния выдает новое свидетельство о браке».

На основании проведенного сравнительно-правового анализа, можно прийти к следующим выводам. Во-первых, законодательное регулирование личных неимущественных отношений супругов в семейных кодексах стран - участниц СНГ полностью соответствует международным нормам. Во-вторых, у российского законодателя имеется возможность почерпнуть некоторые моменты позитивного опыта правового регулирования личных правоотношений между супругами и, соответственно, учесть некоторые нормы, показавшие свою состоятельность в практическом их применении в странах СНГ, при модернизации российского семейного законодательства, при внесении соответствующих изменений и дополнений в СК РФ. В-третьих, позитивный опыт регулирования правовыми нормами личных неимущественных отношений членов семьи следует учитывать при разработке модельного Семейного кодекса СНГ, необходимость в принятии которого назрела уже давно.

  • См.: Саенко Л. В. Размышления о правовых традициях понимания и назначенияинститутов семьи и брака // Гуманитарный научный журнал. - 2014. - № 1. - С.49-55.
  • Об актах гражданского состояния: федеральный закон РФ от 15 ноября 1997 г. №143-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 47, ст.5340.

Итак, как было указано выше, основу правового регулирования института брака в современной России составляет Семейный Кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 марта 1996 года.

Семейный кодекс Российской Федерации состоит из восьми разделов, включающих двадцать одну главу и сто семьдесят статей. Третья глава кодекса посвящена условиям и порядку заключения брака(ст.ст.10-15).

Так же к данным правоотношениям применимы и нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 4 СК РФ, гражданское законодательство применяется к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.

Действующий Семейный кодекс Российской Федерации не содержит определения брака, как уже говорилось ранее.

«Редакционное это могло бы выглядеть следующим образом: «Браком признается союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и оформленный в установленном порядке» и далее -- «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака»».

Как уже указывалось, в настоящее время признается только брак, зарегистрированный в законном порядке.

Права и обязанности супругов, в том числе в отношении имущества, порождает только зарегистрированный брак. Поэтому имущество лиц, состоящих в фактических брачных отношениях, не может признаваться принадлежащим им на праве совместной собственности только на том основании, что оно нажито ими во время совместной жизни.

Приведем такой пример из судебной практики. Граждане Тимофеева и Демидов проживали совместно и вели общее хозяйство без регистрации брака несколько лет. Затем между ними возник конфликт, и они стали проживать раздельно. Через некоторое время Тимофеева обратилась в суд с иском о разделе совместно нажитого имущества.

Комментируя данную ситуацию, можно сказать, что основной аргумент ст. 34 семейного кодекса РФ гласит: Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Закон определяет совместную собственность супругов как имущество, нажитое ими в период брака, имея в виду брак, заключенный в установленном законом порядке в органах загса.

Поэтому в рассматриваемом случае не применимы нормы семейного права.

В таких случаях может возникнуть общая долевая собственность лиц, которые общим трудом или средствами приобрели какое-либо имущество. Их имущественные отношения при этом будут регулироваться гражданским законодательством, а не семейным.

Сложности возникают так же в отношении неимущественных прав членов такой семьи, в отношении принадлежности детей.

Когда рождается ребенок в зарегистрированном браке, то муж роженицы автоматически записывается отцом ребенка. В гражданском же браке все сложнее. Отцу ребенка нужно будет прийти лично в органы Загса и заявить, это его ребенок.

Необходимо так же выделить еще один нормативный акт, регулирующий порядок государственной регистрации заключения брака -это ФЗ «Об актах гражданского состояния».

В отдельных случаях условия и порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяются по законодательству иностранного государства.

Иностранные граждане и лица без гражданства вправе вступать на территории РФ в брак по собственному усмотрению, как с гражданами своего, так и другого государства, в том числе и с гражданами РФ. Закон не предусматривает каких-либо препятствий для граждан к вступлению в брак на территории РФ по национальному или расовому признаку. Способность лица к вступлению в брак определяется законодательством государства, гражданином которого данное лицо является.

Вместе с тем при этом надо учитывать особенности национального законодательства государства, гражданином которого является лицо, вступающее в брак.

Увеличение числа браков с иностранцами влечет за собой увеличение числа случаев разного гражданства детей и родителей.

В 1928 г. появился универсальный унифицированный источник международных норм, это Конвенция по международному частному праву - Кодекс Бустаманте.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации международные договоры России являются составной частью ее правовой системы.

В соответствии со ст. 6 Семейного кодекса Российской Федерации в случае расхождения отдельных положений семейного законодательства с правилами международного договора, в котором участвует Российская Федерация, применяются правила, установленные этим договором или международными нормами.

Среди международных договоров России, содержащих нормы, предназначенные специально для регулирования семейных отношений с иностранным элементом, наиболее значимой является заключенная в Минске в 1993 г. Конвенция стран Содружества Независимых Государств о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (далее - Минская конвенция).

"Ее положения в области коллизионного семейного права, - пишет Н.И. Марышева, - без серьезных изменений были воспроизведены в подписанной 7 октября 2002 г. в Кишиневе новой Конвенции с таким же названием, призванной заменить собой Минскую конвенцию".

Положения Кишиневской конвенции похожи на положения Минской конвенции, основные изменения коснулись правовой помощи по уголовным делам, тем самым документ стал представлять собой дополненный и уточненный вариант Минской конвенции.

Относительно заключения брака ст. 26 Минской конвенции определяет, что условия заключения брака определяются для каждого из будущих супругов законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой он является, а для лиц без гражданства - законодательством Договаривающейся Стороны, являющейся их постоянным местом жительства.

В отношении препятствий к заключению брака должны быть соблюдены требования законодательства Договаривающейся Стороны, на территории которой заключается брак.

Сложнее обстоит дело касательно расторжения брака.

В настоящее время Российской Федерацией заключен ряд двусторонних договоров (продолжают действовать договоры СССР) о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам с Албанией, Болгарией, Польшей, Венгрией, Чехией, Словакией, Молдовой, Литвой, Эстонией, Латвией, Кыргызстаном, Вьетнамом, КНДР и ряд консульских конвенций с КНР, Кипром, Турцией, США, Кубой, Финляндией и другими государствами.

Статья 156 СК РФ гласит, что «.. форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяются законодательством Российской Федерации.

Условия заключения брака на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака, с соблюдением требований статьи 14 СК РФ в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака.

Если лицо, вступающее в брак, вместе с иностранным гражданством государства имеет гражданство РФ, тогда к заключению брака применяется законодательство Российской Федерации. При наличии у лица гражданства нескольких иностранных государств применяется по выбору данного лица законодательство одного из этих государств.

Условия заключения брака лицом без гражданства на территории РФ определяются законодательством государства, где оно имеет постоянное место жительства.

Таким образом, условия заключения браков с иностранными гражданами на территории России определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого они является.

Так, при заключении брака гражданки России с гражданином Франции в отношении мужчины должны быть соблюдены требования законодательства Франции, в отношении гражданки России применимы требования Семейного кодекса РФ. Сюда относятся и брачный возраст, и условия заключения брака, и препятствия к заключению брака.

На основании изложенного, можно сделать следующие выводы: брак - это форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям, регулируемая законодательством. Исторически институт брака прошел длительную эволюцию развития.

В настоящее время институт брака регулируется в основном нормами Семейного Кодекса Российской Федерации и Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Брак – юридически оформленный добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи. Условия заключения брака определены в ст.12 СК РФ. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. Обстоятельства, препятствующие заключению брака, сформулированы в ст. 14 СК РФ. Не допускается заключение брака между: лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; близкими родственниками, т.е. родственниками по прямой восходящей или нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и не полнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами; усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы одно лицо признанно судом недееспособным вследствие психического расстройства. Брачным возрастом в Российской Федерации признается 18 лет. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим 16 лет. Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов РФ (ст. 13 СК РФ).

Основания прекращения брака являются:

Смерть или объявление умершим одного из супругов;

Расторжение брака по заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным, осужден за совершение преступления к лишению свободы свыше трех лет;

Расторжение брака при взаимном согласии супругов;

Расторжение брака в судебном порядке при отсутствии согласия одного из супругов;

Расторжение брака по заявлению опекуна супруга, признанным судом недееспособным;

Признание брака недействительным.

Расторжение брака производится в судебном порядке в следующих случаях: - при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением случаев признания одного из супругов безвестно отсутствующим, недееспособным, осуждения за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет;

При отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака; если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе ЗАГСа. Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка (ст. 17 СК РФ).

Основания признания брака недействительным:

Нарушение условий заключения брака;

Наличие препятствий к заключению брака (близкое родство супругов, отношение усыновления между ними, наличие другого зарегистрированного брака, недееспособность одного или обоих супругов);

Сокрытие одним из супругов от другого наличия у него ВИЧ - инфекции или венерического заболевания;

Фиктивность брака.

3. Личные имущественные отношения супругов

Права и обязанности супругов возникают в результате регистрации брака, они неотчуждаемы и непередаваемы. К личным неимущественным правам супругов относятся:

Право на свободный выбор занятий, профессии, мест пребывания и жительства;

Право на совместное решение вопросов материнства, отцовства, воспитания, образования детей и других вопросов жизни семьи;

Право на выбор фамилии при заключении брака.

В соответствии с Семейным кодексом РФ супруги обязаны:

Строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи;

Содействовать благополучию и укреплению семьи;

Заботиться о благосостоянии и развитии своих детей;

Не препятствовать супругу в выборе рода занятий, профессии, места пребывания и жительства; - считаться с мнением супруга при решении вопросов семейной жизни; - не препятствовать супругу в выборе фамилии при заключении брака.

Согласно ст. 33 Семейного кодекса РФ, законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.

Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатом интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из них оно приобретено, на чье имя или кем из супругов внесены денежные средства. Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял введение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.

Согласно ст. 36 Семейного кодекса РФ, имущество, принадлежащее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из них во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.

Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался. Раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов, а также в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов для обращения взыскания на долю одного из супругов в их общем имуществе. Общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению. В случае спора раздел общего имущества супругов, а также определение долей супругов в этом имуществе производятся в судебном порядке. При разделе общего имущества доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между ними. Суд вправе отступить от начала равенства долей супругов в их общем имуществе исходя из интересов несовершеннолетних детей и (или) исходя из заслуживающего внимания интереса одного из супругов, в частности, в случаях, если другой супруг не получал доходов по неуважительным причинам или расходовал общее имущество супругов в ущерб интересам семьи.

Брачный договор – соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющие имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

Изменение законного режима совместной собственности; установление режима совместной, долевой или раздельной собственности на всё имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого супруга;

Права и обязанности супругов по взаимному содержанию; способы участия супругов в доходах друг друга;

Порядок несения каждым из супругов семейных расходов;

Определение имущества, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака;

Иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.

Брачный договор не может ограничивать:

Правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав;

Регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей;

Предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания;