Как вырастить ребенка здоровым и успешным? Чтобы вырастить здорового ребенка, педиатры советуют соблюдать всего несколько простых правил В: Детские инфекционные заболевания оставляют след

Елена Воробьева
Как вырастить здорового ребенка

Вопросы воспитания детей в семье сложны и многообразны. Здесь недопустимы стандарт, универсальные рецепты, шаблон. От родителей требуются большие познания, вдумчивость, умение применять индивидуальный подход к своему ребенку .

Что же главное в воспитание ребенка ?

Конечно, хочется ответить все главное! И все же главное задача в воспитании ребенка – ребенок должен расти здоровым ! Ни полнота и упитанность, ни богатырское сложение, ни румянец на пухлых щечках ребенка сами по себе не являются критериями здоровья . Суть его в гармонии физических и духовных сил, уравновешенности нервной системы, выносливости, способности противостоять различным вредным влияниям.

Жизнь неизбежно столкнет ребенка с трудностями и испытаниями разного характера. Будь то резкая смена температуры или инфекция, физическая перегрузка или душевное волнение, крепкий здоровый организм ответит целесообразными реакциями, отстоит себя, а слабый потерпит поражение.

Здорового ребенка легче воспитывать . У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развитие инициативы, сильной воли, дарованной и природных способностей.

Так что же делать, чтоб ребенок вырос здоровым !

Здоровье ребенка , прежде всего, конечно же зависит от здоровья его родителей , от образа жизни который ведут его родители. На здоровье ребенка оказывает влияние и среда, в которой он растет и развивается. Детский организм пластичен, изменчив и податлив. В определенных условиях неблагоприятные врожденные особенности могут остаться непроявившимися, а могут и стать источником серьезных заболеваний. Точно так же благоприятные задатки либо развиваются и совершенствуются. Либо угасают.

Ребенок рождается на свет уже с известным запасом сопротивляемости, устойчивости, «готовых» приспособительных механизмов. Например, таких как терморегуляция. В ответ на охлаждение организма уменьшается теплоотдача, а в ответ на перегревание -она увеличивается. Таким образом, если эти механизмы упражнять часто, с возрастающей нагрузкой, то они становятся все более надежными, безотказными. Если же этой тренировки нет, заметно снижаются. Проще говоря, если ребенка не закалять , все время кутать, прятать от малейшего дуновения ветра, устойчивость к простудным заболевания будит велика.

Обобщая ниже сказанное можно сделать вывод : воспитание должно быть не изнеженным, а закаливающим, тренирующим, повышающим активность растущего организма.

Не ограждайте вашего ребенка от лучшего в мире учителя – жизненного опыта!

Крепкий организм!

«Крепкий организм» - так обычно характеризуют здорового человека , который способен выдержать суровые испытания и выжить в трудных условиях.

Что же обеспечивает «крепость» здоровья человека ? Прежде всего – это особенности развития его организма. Чем лучше развит человек, тем выше резервные возможности его организма, а следовательно, тем крепче у него здоровье . Уровень развития организма, в свою очередь, связан с развитием его отдельных частей - органов и систем, с тем насколько согласованно они работают.

Как проанализировать работу детского организма?

Ранее было сказано о том, что «крепость» организма напрямую зависит от уровня, степени его развития. Как определить уровень развития организма своего ребенка ? Многие родители считают, что это можно сделать, измерив рост и массу тела, оценив физическую подготовленность, но такой анализ не будет являться точным, так как каждый ребенок развивается по-разному, с разной скоростью. К тому же разные дети имеют разные способности и склонности к чему-либо.

Как же все-таки оценить развитие ребенка ? Как определить, нормально он развивается, отстает или наоборот опережает своих сверстников?

Прежде всего, надо проанализировать поведение самого ребенка , говоря научно-его физическую и умственную активность.

Если ваш ребенок много двигается и с удовольствием занимается физическими упражнениями, у него хороший аппетит, если он охотно посещает детский сад, стремится к общению со своими сверстниками, идет на контакт с взрослыми, принимает активное участие в играх, то можно смело считать, что он развивается нормально. Если же вы не наблюдаете у своего ребенка этих проявлений , если у ребенка нет интереса к активному образу жизни, он склонен проводить большую часть времени в пассивном состоянии, в саду он чаще играет один, не идет на контакт с воспитателем, плохо питается, медленно растет – это может являться замедлением развития!

Как вырастить здорового ребенка ?

Чтобы ребенок рос и развивался в соответствии со своим возрастом и возрастными особенностями, необходимо с самого детства прививать ему интерес к физической культуре и спорту! Занятие спортом позволит ребенку повысить работоспособность его организма, делает его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, то есть создают условия для того, чтобы дети развивались и росли здоровыми !

В современном мире, к сожалению, родители уделяют очень мало внимания и своего времени детям. Ошибочно полагаться только на детский сад, так как физическое развитие ребенка должно быть не прерывно и в детском саду и дома.

Физкультурно – оздоровительная работа детей в семье чрезвычайно разнообразна. Она может быть связана с подготовкой и проведением каких-либо праздников, семейных торжеств, плановых и неожиданных событий (т. к. победа в соревнованиях, проводимых в детском саду или выпуск из детского сада и др.). Кроме того потребность в общении и совместных занятиях возникают ежедневно в вечерние часы, когда вся семья собирается после работы, а также в выходные дни.

В выходные дни лучше всего организовать отдых на открытом воздухе. Например, в теплое время года можно всей семьей пойти в поход. Семейные туристические походы оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект ,получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов : солнца, воздуха, воды и разнообразной двигательной деятельности. доказано,что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений : ходьбы, бега, прыжков, передвижений на велосипеде, способствуют совершенствованию такого ценного оздоровительного качества , как выносливость. Кроме того, совместные походы способствуют укреплению семьи и компенсации того внимания, которое родители не додают своему ребенку .

За частую если на улице ненастная, дождливая или ветреная погода, родители предпочитают остаться дома с ребенком . Тогда то и возникает следующая проблема связанная, прежде всего. Со сложностью разрешения противоречия между высокой естественной потребностью ребенка в активной двигательной деятельности и площадью современных квартир. В этом случае родители часто отдают предпочтение организации спокойных занятий (лепка, рисование, просмотр мультфильмов, компьютерные игры, настольно-печатные игры). Учитывая достоинства и важность вышеупомянутых видов деятельности, следует отметить важность двигательной активности для развивающего организма ребенка . Ограничение двигательной активности ребенка в домашних условиях может привести к невосполнимым потерям в его здоровье и гармоничном физическом и общем развитии.

Для того чтобы ребенок мог рационально использовать свою двигательную деятельность в домашних условиях, можно установить в детской комнате «спортивный комплекс» конечно, если это позволяет площадь его комнаты. Тем более в наше время выбор «спортивных комплексов» в специализированных магазинах достаточно разнообразный.

Другой формой проведения домашнего физкультурного досуга является подвижные игры и игровые упражнения. С учетом ограниченной площади и возможностей квартиры рекомендуется отбирать игры и упражнения малой и средней подвижности. Участниками могут быть как дети так и все члены семьи. Это могут быть игры в «кольцеброс, дартс, боулинг» , так же это могут быть такие игры как «прятки, жмурки, море волнуется и т. д.»

Так же не надо забывать о том, что подвижные игры во дворе являются самым доступным и массовыми видом физических упражнений для ребенка . Как мы знаем игра стоит на высшей ступени интересов у детей. однако многие современные виды развивающих игр (компьютерные, электронные игры) не способствуют укреплению здоровья ребенка и формированию тех важных нравственных качественных качеств как (взаимопомощь, честность, смелость, справедливость и др., основа которых закладывается только в коллективных подвижных играх во дворе со своими сверстниками. Взрослые могут быть зачинщиками такого досуга. Помочь оборудовать площадку для игры, смастерить недостающий инвентарь. Продумать и подготовить призы. Зачастую вы гуляете во дворе семьями, можно организовать игры соревновательного характера. Например папа и сын одной семьи, мама и дочь другой семьи провести эстафеты (кто быстрей доскачет на одной ножке по дорожке, перенеси мяч и не урони, переправа «с помощью обруча» , вытолкни из круга и т. д.). сколько радости и удовольствия приносят совместные игры взрослых и детей. Очевидно, что такие мероприятия при нынешней занятости родителей не могут повторятся часто. Но достаточно, если взрослые объединяться с детьми для совместных игр в выходные дни или во время отпуска!

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ .

Просыпаясь не залеживаемся в постели.

Каждый день начинаем с зарядки.

Берем холодную воду в друзья, она дарит бодрость и закалку.

Лифт – враг нашему здоровью , спускаемся и поднимаемся по лестничной площадке пешком.

В детский сад – пешком в быстром темпе.

Будем щедрыми на улыбку, никогда не унываем!

При встрече с воспитателями и детьми в детском саду обязательно здороваемся (желаем доброго здоровья !

Режим дня – наш друг, хотим все успеть – успеем!

Питаемся правильно и с пользой для своего здоровья !

Вечером в семейном кругу обсуждаем, как провели день!

В отпуск и выходные дни – только всей семьей!

« Как вырастить здорового ребёнка?»

Цель: объединение усилий школы и семьи в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников.

Задачи:

  1. Получение родителями информации о здоровье школьников как факторе социализации личности.
  2. Выявление ключевых проблем и тенденций, влияющих на состояние здоровья учащихся.
  3. Разработка форм взаимодействия классного руководителя и семьи по сохранению и укреплению здоровья школьников.

На сегодняшний день остро стоит проблема сохранения здоровья детей. По данным многолетних наблюдений от 1 к 11 кл. в два раза увеличивается число детей с нарушением двигательного аппарата, с заболеваниями сердца и сосудов, желудочно-кишечного тракта, зрения и слуха, в 5 раз увеличивается число детей с заболеваниями эндокринной системы.

Поэтому, одной из центральных проблем правительство обозначило проблему сохранения здорового подрастающего поколения.

Для достижения этой цели учителя и родители должны так обучать и воспитывать учеников, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.

Состояние здоровья зависит от многих факторов, среди которых важное место принадлежит образу жизни. К основным компонентам образа жизни относятся: питание, быт, организация учебного труда и отдыха, отношение к вредным привычкам. Одним из важнейших слагаемых здорового образа жизни, особенно в школьный период являются систематические занятия физической культурой и спортом.

Родители должны организовать здоровый быт ребенка, позаботиться о здоровье и физической закалке, правильном режиме.

Не все дети рождаются здоровыми и ловкими. Задача родителей - укреплять здоровье детей, содействовать их физическому развитию. В тех семьях, где родители поощряют занятия своих детей подвижными играми, физкультурой и спортом, устанавливают и поддерживают строгий режим в занятиях и отдыхе ребенка, там дети растут физически крепкими, здоровыми и дисциплинированными.

Правильное физическое воспитание детей в семье предполагает, прежде всего, соблюдение ими определенного режима. Режим школьника – это рациональное, распределение в течение суток учебной и неучебной работы и отдыха. Строгое выполнение режима дисциплинирует школьников, приучает их к точному и аккуратному выполнению учебных заданий и общественных поручений. Вместе с тем режим способствует правильному физическому развитию и укреплению здоровья детей.

Учебная работа требует большого напряжения умственных и физических сил учащихся. Отсутствие достаточного отдыха может привести к серьезному расстройству здоровья школьников и к неправильному их физическому развитию.

В режиме школьника обязательно предусматривается время пребывания на воздухе и нормальная продолжительность сна. Чем моложе ребенок, тем больше продолжительность его сна. Врачи рекомендуют для школьников 7 лет - 12 часов сна, 8-10 лет-11 часов, 11-12 лет - 10 часов, 13-16 лет - 9 часов, 17-18 лет - 8 часов.

Родителям важно приучить детей ежедневно ложиться и вставать в одно и хо же время. Перед сном необходимо проветривать комнату.

Пища должна приниматься всегда в определенное время. Для правильного роста и развития детского организма очень важно обеспечить регулярное и разнообразное питание.

В режиме следует предусмотреть также свободное время для игр и развлечений школьников, для выполнения ими различных поручений родителей.

Режим, разумеется, не может быть одинаковым в каждой семье: он зависит от возраста детей, от конкретных условий жизни.

Есть еще такие родители, которые занятия своих детей физкультурой и спортом рассматривают как пустое времяпровождение. Они недооценивают роль физических упражнений и игр для формирования организма детей, для разностороннего их развития.

Правильно поступают многие родители, которые поощряют участие своих детей в физкультурно-спортивных мероприятиях и обеспечивают их необходимым спортивным инвентарем.

Большое влияние на физическое развитие детей оказывает утренняя гимнастика. Конечно, приучить школьника к утренней гимнастике не так просто. Надо терпеливо и настойчиво напоминать ему о необходимости утренней зарядки до тех пор, пока она не войдет в привычку. Важным средством физического воспитания детей является также использование солнца, воздуха и воды для закаливания еще не окрепшего детского организма. Но пользоваться солнцем и водой нужно умело. Нужно стремиться к тому, чтобы дети как можно больше находились на воздухе, при этом не следует их слишком тепло одевать, так как это приводит к простудным заболеваниям.

Очень важным средством физического воспитания детей являются прогулки и совместные с родителями походы. Они организуются обычно в выходные дни и в дни каникул. В зависимости от времени года они могут быть пешеходными, лыжными или водными. Такие прогулки не только помогают укреплению здоровья ребят, но и способствуют всестороннему их развитию.

В летнее время особенно важно, чтобы дети занимались плаванием, ездой на велосипеде.

Зимой создаются большие возможности для занятия детей лыжным спортом, катаньем на санках и т. п.

Но заниматься этим нужно в меру.

Физическое воспитание включает в себя также приучение детей к соблюдению правил санитарии и гигиены. Соблюдение чистоты одежды и обуви, мытье рук перед едой, пользование носовым платком, умывание и регулярное посещение бани - все это должно войти в привычку у детей и подростков.

Подведя итог вышесказанному, можно выделить типичные ошибки родителей и советы по их исправлению.

Наши ошибки

Полезные советы родителям

Низкая двигательная активность детей.

Ребенок должен чередовать “сидение” за уроками и телевизором с активными движениями на свежем воздухе, спортивной секции, в рамках помощи по хозяйству.

Отсутствие культуры здоровья у всех членов семьи (пассивный отдых, стрессовые ситуации, вредные привычки, злоупотребление собственным здоровьем).

Нужно контролировать режим питания и объяснять ребенку, что полезно для него, а что вредит здоровью. Кстати, сами родители тоже должны придерживаться декларируемых принципов, иначе ребенок сразу почувствует фальшь.

Злоупотребление медикаментами как “панацеей” от всех проблем, недостаточная информированность всех членов семьи (и особенно детей) о профилактике заболеваний и важнейших “факторов риска” для здоровья человека.

Каждая семья должна иметь травы для профилактики и лечения простудных и типичных для семьи хронических заболеваний и выработанные поколениями приемы “выхода” из болезненного состояния.

“Пьяные застолья” на глазах у детей. По крайней мере, их число должно быть минимальным: пример взрослых заразителен.

Главное для здоровья членов семьи – радостная, дружелюбная атмосфера в семье, сопереживание и поддержка.

Курение взрослых провоцирует повторение этой вредной привычки детьми.

Большое впечатление на детей производит то, что ценой неимоверных усилий взрослый бросает курить. Это – лучшая воспитательная мера.

Учащимся была предложена мини-анкета “Общение в лицах детей и родителей”.

1. С каким лицом родители общаются с детьми утром, днем, вечером.

Выводы. В классе взаимоотношения детей и родителей ровные, доброжелательные.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Блиц-опрос

  1. Сформулируйте хотя бы одно правило для родителей из серии “Как воспитать здорового ребенка?”.
  2. Что мешает выполнять эти правила.
  3. Что, в вашем представлении, есть здоровый образ жизни?
  4. В чем просчеты школы в решении задачи сохранения и укрепления здоровья наших детей,
  5. Дайте советы педагогам, которые на Ваш взгляд, помогут преодолеть эти просчеты.
  6. Что бы Вы делали по-другому, если Вам начать воспитание своего ребенка заново?

Анкета для родителей

  1. Ваш ребёнок регулярно чистит зубы.
  2. Он всегда моет руки перед едой.
  3. По утрам регулярно делает зарядку.
  4. Ваш ребёнок ложится спать не позже 10 часов вечера.
  5. Ежедневно гуляет на свежем воздухе.
  6. Полноценно питается.
  7. У него хорошее зрение.
  8. Летом он отдыхал в лагере.
  9. Вы считаете, что всё делаете для здоровья своего ребёнка.
  10. Вы считаете своего ребёнка здоровым.

Если на большинство вопросов вы ответили утвердительно, значит, в вашей семье уделяют внимание сохранению здоровья детей, если нет - это повод задуматься и вплотную заняться этим.

  1. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то сделать или понять, глядя на него с высоты своего авторитет а. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях он будет и уметь больше вас. А если он повторит в ваш адрес те же слова, что он сейчас говорите ему вы?
  2. Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений.
  3. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения.
  4. Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или посторонним наблюдателем.
  5. Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять его в этом. Возможно у вас разные типы функциональной организации мозга, а значит, вы по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, то есть дело не только в ребенке, но и в вас. Он не плохой, а просто другой.
  6. Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. Но если результатов не, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить, Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.
  7. Помните: для ребенка что-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.
  8. Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не вырабатывать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициатив, желание учиться да и просто радость жизни и радость познания.
  9. Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. “Леность” ребенка – сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.
  10. Старайтесь не преподносить детям истину, а научите находить ее. Всячески стимулируйте, поддержите, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
  11. Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте - “не навреди”.

1. Большинство неприятностей проходит под утро

Эта книга адресована родителям, которым нужен совет, как вырастить детей здоровыми. Моя цель — научить вас распознавать, когда ребёнок нуждается в помощи врача, а когда медицинского вмешательства следует избегать, поскольку оно способно больше навредить, чем помочь. Я также намерен предупредить вас об опасностях, таящихся в многочисленных лекарствах и всевозможных анализах, рентгеноскопии и других процедурах, которые, вполне вероятно, захочет испробовать на вашем ребёнке педиатр. Это может вредно отразиться на детском здоровье.

Педиатрам дано одно существенное преимущество перед другими врачами: они имеют замечательных помощников — родителей, беспокоящихся о здоровье своих детей больше, нежели о своём собственном. Над этим нам всем стоит задуматься.

Если среди ночи вы проснётесь из-за того, что голова раскалывается от боли, что вы будете делать? Вероятнее всего, примите аспирин, а наутро встанете в добром здравии. Представьте, что от того же глубокой ночью проснулся ваш малыш. Первой вашей мыслью будет как можно скорее дозвониться до педиатра. Если его телефон не переключен на автоответчик, я уверен, что вы услышите: «Температуру измеряли?». Затем, независимо от вашего ответа, врач скажет: «Не думаю, что вам стоит беспокоиться. Дайте аспирин, а утром приведите ребёнка ко мне на приём...». Вы вешаете трубку, уже сожалея о звонке, даёте своему Джимми аспирин, и он вскоре засыпает, как и вы сами. А поутру с облегчением обнаруживаете, что Джимми бодр, здоров и требует завтрака. Покормив ребёнка, вы начинаете размышлять, вести его к доктору или сэкономить время и деньги...

Всё происходит именно так, а между тем такого сценария следует избегать. По поводу единственного симптома (головная боль) звонить врачу нет никакой необходимости, и ещё меньше причин идти утром к нему на приём. Если у ребёнка нет симптомов серьёзной болезни, визит к педиатру не принесет никакой пользы. Напротив, он может повлечь проведение ненужных медицинских процедур, способных превратить здорового ребёнка в больного!

Если вам приходилось читать книги о детском здоровье, то вы уже заметили, что мои взгляды отличаются от общепринятых. Большая часть таких книг написана врачами, и даже те из авторов, которые честно признают, что многие детские болезни в силу своей природы проходят сами, солидаризируются с остальными в одном: о каком бы симптоме или о каком бы заболевании ни шла речь, первой рекомендацией всегда должно быть: «Обратитесь к врачу».

Главный совет автора этой книги, за спиной у которого почти три десятилетия педиатрической практики и преподавания: «Не обращайтесь к врачу». Возможно, это вас удивит, но за долгие годы размышлений я пришёл к выводу, что подавляющее большинство детских болезней не требует внимания докторов. Когда же лечение предписывается без необходимости, оно приносит больше вреда, чем пользы.

Итак, длительное наблюдение за поведением врачей и мой опыт лечения тысяч детей дают основание сказать: «Избегайте педиатров, когда только можно».

Назову и другие предпосылки, на которых основаны мои выводы и рекомендации, изложенные на последующих страницах.

— Как минимум 95 процентов заболеваний, к которым склонны дети, в случае их возникновения проходят сами.

— Слишком часто риск неосторожного или ненужного медицинского вмешательства опаснее последствий самой болезни.

— Значительную часть своего времени педиатры лечат не ребёнка, а родительское беспокойство, вызванное плохим самочувствием их чада. Они нередко назначают лечение без необходимости (со всеми вытекающими последствиями), для успокоения родителей, и делают то, что те от них ожидают или требуют. Встревоженных родителей успокаивать, конечно же, нужно, но только не лечением детей, которые не больны. Между тем, на успокоительные беседы детские врачи много времени тратить не привыкли. Им быстрее и проще выписать рецепт.

— Лучше всяких врачей — мать всего сущего Природа, родители, бабушки и дедушки, которые выступают против стремления медицины подавить способность организма к самоисцелению. (Нынешнее поколение бабушек уже само зомбировано выше всякой крыши — H.B.)

— По меньшей мере в 90 процентах всех лекарств, прописываемых педиатрами, нет никакой нужды, и принимающие их дети рискуют поплатиться своим здоровьем. Все лекарства по своей природе токсичны и опасны. Кроме того, злоупотребление ими в детстве формирует у человека заблуждение, что существует «пилюля от любой болезни», приводящее к попыткам решать эмоциональные проблемы «химическим путём».

— Не менее 90 процентов всех детских хирургических операций проводится без достаточных оснований и подвергает маленьких пациентов риску смерти от непредвиденных обстоятельств, анестезии или инфекций, которым так благоприятствует кишащая микробами больничная среда.

— Среди педиатров, увы, немало тех, кто имеет весьма поверхностные знания (или не имеет их вовсе) диететики и фармакологии: на медицинских факультетах этим жизненно важным наукам внимания почти не уделяется. Пациенты страдают от невежества врачей в вопросах диетотерапии и от побочных эффектов лекарств.

— Родители почти ничего не знают о том, когда врач необходим, а когда они сами, без медицинского вмешательства, могут поддержать способность детского организма справиться с болезнью.

Я понимаю, что если просто назову недостатки педиатрической системы и посоветую вам, родителям, избегать помощи врачей и принять на себя больше ответственности за здоровье своих детей, то взвалю на ваши плечи непосильный груз. Гораздо проще последовать такого рода совету по отношению к самому себе, чем решиться на это, когда речь заходит о здоровье любимого ребёнка.

Подобная двойственность, хотя и объяснима, превращает родителей в заложников педиатра. Большая часть обследуемых детей в лечении не нуждается. Но врачу выгодно воздействовать на родителей самим фактом лечения ребёнка. Подобный образ действий не совпадает с моими этическими принципами. Однако, я могу понять педиатра, поступающего таким образом. Он неизбежно оказывается в выигрышном положении — как в финансовом плане, так и в психологическом. «Излечив» практически здорового ребёнка, врач получает не только хорошие деньги, но и благодарность.

Подоплёка подобного поведения врачей кроется в тенденции к уменьшению числа пациентов и одновременному увеличению числа педиатров, что сказывается на прибыли педиатрических клиник. Чтобы поддержать годовой доход, врач действует всё агрессивнее, проводя сомнительные тесты и процедуры, бьющие по карману клиентов. Эта ситуация в ближайшем будущем, несомненно, будет усугубляться: избыток педиатров становится всё более заметной проблемой в сфере медицины.

Моральная выгода врача заключается в потребности человека чувствовать, что он делает нечто необходимое. Осознать, что большинство пациентов не нуждается в твоих знаниях и мастерстве, — весьма непросто.

Опросы педиатров показали, что многие из них не находят в работе удовлетворения: третья часть опрошенных ответили, что серьёзно подумывают о смене своей деятельности «с целью получить больше возможностей» или «потому, что устали». Некоторые, ради «стремления блеснуть знаниями и таким образом завоевать благодарность пациентов», готовы использовать чрезмерное и потенциально опасное лечение. Такое, не имеющее оправданий, поведение врачей представляет для детей реальную угрозу.

Родители должны знать о недостатках педиатрической системы, чтобы быть начеку и вовремя уклониться от опасного и ненужного лечения своих детей. Но осведомлённость о проблемах в педиатрии не поможет, если у ребёнка болит голова или живот или его мучает кашель с температурой в придачу. Вот почему так важно научиться отличать состояния, требующие помощи врачей, от состояний, которые проходят сами. Надо как можно больше знать не только о потенциально вредных, но и бесполезных лекарствах и процедурах.

Так как почти все детские болезни мобилизуют защитные силы организма, чему медицинское вмешательство может повредить, родительские навыки при оказании помощи более предпочтительны — они естественнее врачебных. Кроме того, именно родители играют принципиальную роль в организации правильного, здорового, помогающего не болеть, питания ребёнка.

Цель этой книги — помочь вам развить навыки ухода за детьми, укрепить уверенность в своих силах и способностях и, в конечном счёте, вырастить детей здоровыми.

Когда я говорю родителям, что опекающие ребёнка взрослые способны позаботиться о его здоровье лучше любого врача, они часто воспринимают мои слова как шутку. Тем не менее, я действительно совершенно в этом уверен по причинам весьма простым, но серьёзным.

Те, кому не перевалило за полвека и кто вырос в крупных городах нашей страны, вряд ли что-то слышали о «семейном докторе»: их в наши дни почти не осталось. Кому же посчастливилось знать такого доктора, сохраняют в душе образ дружелюбного, внимательного, заботливого, сострадательного человека.

Семейный доктор сопровождал семью на протяжении двух, трёх и даже четырёх поколений. Он знал особенности характера, настроений и чувств каждого из её членов. Он относился к своим пациентам как к людям, нуждающимся в помощи, а не как к объектам применения фармакологических средств и медицинских технологий, заменяющих сегодняшним врачам тщательное обследование и здравый смысл. Он знал истории болезни не только членов семьи, но нередко и их предков — родителей, бабушек и дедушек.

Он умел терпеливо выслушивать жалобы подопечных, обстоятельно отвечал на их вопросы, развеивал их страхи, просто и понятно объяснял, что именно происходит в их теле и душе. Его кабинет был уютным, удобным, неагрессивным, и таким же был его характер. Если те, кого он опекал, чувствовали себя плохо, он приходил к ним сам, полагая, что идти к больному пристало врачу, а не наоборот. Он никогда не позволял самомнению и медицинским догмам встать на пути здравого смысла и человеколюбия. Если нужна была пилюля, больной её получал, а страхи и волнения доктор снимал добрым словом и ласковым жестом, не мешая Природе делать своё дело.

Я признаю, что образ семейного доктора из моей памяти несколько романтизирован, но всё же: именно таким надлежит быть современному врачу. Увы, таких врачей очень мало, а значит, именно вам, родителям, предстоит взять на себя заботу о здоровье своих детей.
Почему я уверен, что родители, в большинстве своем не имеющие медицинского образования, способны позаботиться о здоровье своих детей лучше, чем педиатры? Просто потому, что они хотят и могут уделять своим детям время и внимание, а врачи — не хотят и не могут.

Самое важное в диагностике заболевания — анамнез, фиксация изменении во внешнем виде и в поведении больного. Родители очень тонко чувствуют малейшие перемены в настроении ребёнка, моментально замечают их в его внешности и поведении и наизусть знают его анамнез, равно как свой и, возможно, своих родителей. Рядовой педиатр, за дверью кабинета которого ежедневно томятся в очередях тридцать, сорок, а то и пятьдесят пациентов, ничего не знает о попавших к нему на приём детях и, более того, не имеет ни времени, ни намерений что-то узнать. Вся его технология — анализы, рентгеновские снимки, уколы и лекарства — в большинстве случаев не может заменить основанной на здравом смысле заботы информированных родителей.

Именно по этой причине педиатр не может с достоверностью заключить, болен ребёнок или здоров, а раз так, ему никогда нельзя доверять в полной мере. Родители лучше врачей сведущи в вопросах самочувствия своего ребёнка, ведь они с ним живут и с интересом и любовью ежедневно за ним наблюдают.

Краткое руководство по домашней диагностике

Если ребёнок не чувствует себя больным, не выглядит таковым и не ведёт себя как больной, вероятнее всего, он не болен, а если и болен, то не настолько, чтобы обращаться за медицинской помощью. Сколько раз многие из вас испытывали желание позвонить врачу, когда слышали от ребёнка жалобы на головную боль или боль в животе, а спустя час или два радовались, что не сделали этого, наблюдая, как он хулиганит с братьями и сестрами!

Я уже упомянул о правилах, которыми надо руководствоваться при домашней диагностике, но хочу их повторить, поскольку они очень важны.

Правило № 1. Если ребёнок не чувствует себя больным, не выглядит больным и не ведёт себя как больной, скорее всего, он здоров.

Правило № 2. Дайте матери-природе достаточно времени для её чудес, прежде чем подвергать ребёнка предложенному врачом потенциально опасному лечению. Человеческий организм имеет поразительную способность исцелять себя самостоятельно — способность, в большинстве случаев превосходящую всё, на что способна медицинская наука, и без нежелательных побочных эффектов.

Правило № 3. Здравый смысл — лучший инструмент при обращении с болезнью. Врач вряд ли будет им пользоваться с тем же успехом, ведь на медицинском факультете его учили не этому!

Конечно же, есть болезни, при которых без компетентного врачебного вмешательства не обойтись, но они случаются редко, а у детей они скорее исключение, чем правило. Напрашивается вопрос: как отличить, какие болезни серьёзные, а какие нет?

Родителям это сделать так же непросто, как и врачам, но я надеюсь, что эта книга научит вас определять степень серьёзности большинства заболеваний ребёнка, а значит, обращаться к педиатру вам придется крайне редко.

В процессе своей врачебной и преподавательской практики я обнаружил, что большая часть врачей хорошо справляется с лечением тяжелобольных и очень плохо заботится о здоровых пациентах. В этом кроется основной недостаток медицинского образования. Как студентов, так и практикантов очень мало учат тому, как поддерживать здоровье детей. Их образование начинается с предпосылки, что любой входящий в кабинет пациент нуждается в лечении.

На медицинском факультете курс педиатрии длится около трёх месяцев, и почти всё это время по написанным много лет назад учебникам студенты изучают исчезнувшие ныне детские болезни. Они получают массу предвзятой информации о прививках и мизерные знания по фармакологии, несмотря на то, что имеют перспективу в будущей врачебной практике «подсадить» на лекарства больше детей, чем самый удачливый наркоделец их города.

Четырёхгодичный курс обучения на медицинском факультете отводит фармакологии всего около шестидесяти часов, и большую часть этого времени студентам преподают основы её теории. Конкретными же знаниями о лекарственных веществах врачей вооружает, в конечном счёте, армия торговых агентов фармацевтических компаний. Сами себя они уклончиво называют «консультантами». Если провести параллель с распространением уличных наркотиков, консультанта уместно уподобить поставщику ядовитого зелья, а врача — наркодилеру.

ВРАЧИ НЕ ИМЕЮТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НЕ ТОЛЬКО О ЗНАЧИМОСТИ ПИТАНИЯ

Студентам медицинских факультетов не говорят о том, что питание — нередко самый важный элемент диагностики и лечения, и они начинают свою врачебную деятельность, не зная, что пищевые аллергии — основная причина многих детских заболеваний, а адекватное питание — основа здоровья. Это неведение побуждает их использовать лекарства там, где можно обойтись простым изменением диеты.

Если студент-медик проходит практику в клинике здорового ребёнка, представления о реальной медицине, с которой он вскоре столкнётся, он там не получает. Практически он занят только тем, что делает прививки, раздаёт витамины и образцы молочных смесей, которые исправно поставляют производители, и наблюдает, как старшие коллеги проводят рутинные «профилактические» осмотры здоровых пациентов. В такой клинике больных детей не увидишь, а потому практикант покидает её, так и не научившись их распознавать.

Врачей-новичков учат глумиться над альтернативной медициной, естественными терапиями и любыми формами врачевания, которые не требуют наличия диплома о медицинском образовании. Их учат бранить «шарлатанство», однако никто не скажет, как много его в официальной медицине. Как может врач осуждать тех, кто лечит лаетрилом*, когда сам назначал своим пациентам бендектин, орафлекс, зомакс** или талидомид*** до тех пор, пока эти препараты не убрали с рынка из-за наносимого ими вреда?

* Лаетрил — цианидсодержащее соединение, получаемое из персиковых косточек; применялось в альтернативной медицине для лечения различных видов рака. (Прим. науч. ред.)
** Бендектин — средство от симптомов раннего токсикоза беременных, предположительно вызывающее внутриутробные дефекты развития плода. Орафлекс — противовоспалительное средство, приведшее к смерти более ста пациентов. Зомакс — анальгетик, вызывающий тяжелые побочные эффекты и повышающий риск развития рака. (Прим. науч. ред.)
*** Талидомид — средство от симптомов раннего токсикоза беременных; в 1959 году около пятисот младенцев в Германии и одной тысячи — в остальном мире родились с врожденными уродствами, потому что их матери принимали этот препарат в первые недели беременности. (Прим. науч. ред.)

То немногое, что будущим врачам известно о грудном вскармливании, самом эффективном средстве долгосрочной защиты ребёнка, они, чаще всего, узнают от преподавателей-мужчин, которые не имеют ни его опыта (по очевидным причинам), ни большого к нему интереса. Несмотря на огромное влияние грудного вскармливания на развитие и общее состояние здоровья ребёнка, о чём я буду говорить позже, за четыре года учебы на медицинском факультете я прослушал о нём всего одну лекцию. Пока преподаватели бездействуют, производители молочных смесей усердно промывают мозги будущим врачам, обрушивая на них тонны своей литературы.

А вот чему студентов-медиков действительно учат, так это преуспеванию в бизнесе. К нему их готовят так же основательно, как к основной профессии. По мнению учителей от медицины, врач должен уметь производить впечатление всезнающего и чуть ли не всемогущего и вызывать у пациентов благоговение. (Просто поразительно насколько универсальны и живучи основы «научной медицины» — H.B.)

Если кто-то считает, что недостатки обучения на медицинских факультетах способна исправить ординатура, то он ошибается. Она обычно проходит в госпиталях, а в них учат стрелять по воробьям из пушки: в арсенале стажера — опасные диагностические технологии, хирургия и прочие агрессивные вмешательства, типичные для стационаров. Опыта лечения большинства детских заболеваний, с которыми вскоре предстоит столкнуться, молодой врач так и не получает.

Отсюда и стремление к сложным вмешательствам в случаях простых болезней, так часто наблюдаемое в частной врачебной практике, представляющее серьёзную угрозу для родителей и требующее от них неослабного внимания. В дальнейшем я расскажу об этом более подробно.

Молодой врач, открывающий после ординатуры свой кабинет, как правило, малообразован и совершенно неопытен. Его представления о побочных эффектах лекарств, о риске процедур и операций, которые он делает сам и на которые с лёгкостью выписывает направления, о возможных погрешностях анализов, на которые он целиком рассчитывает, и о недостатках технологий, которыми он смело пользуется, весьма ограничены. К тому же он практически ничего не знает об очень важных для педиатра вещах — о влиянии на здоровье детей питания и аллергических реакций психического и эмоционального характера.

Зачастую педиатры лечат практически здоровых детей, а тех, кто серьёзно болен или травмирован, они направляют к специалистам. Переадресация больных — неотъемлемая часть их практики. Неслучайно детских врачей в медицинской среде называют диспетчерами.

Возможно потому, что сам долго был педиатром, я отнюдь не убеждён, что для выполнения нынешних функций детского врача вообще нужен специалист. Большую часть детских болезней с успехом могли бы лечить в домашних условиях информированные и заботливые родители. Когда понадобилось бы медицинское вмешательство, его мог бы выполнить врач общей практики, или семейный врач, или специалист, к которому ребёнка могли бы направить. Даже медсестра при необходимости могла бы успешно справиться с этой задачей. Такая практика сложилась во многих странах, где педиатров относительно немного, а результаты в медицине куда лучше.

Как бы странно это ни прозвучало, результаты в области детского здравоохранения в этих странах лучше именно потому, что педиатров меньше. Дети там здоровее, поскольку меньше подвержены вмешательству медицины, а следовательно, и воздействию вредных лекарств и медицинских технологий. В США студентов-медиков, как известно, фармакологии почти не учат, но зато учат использовать всевозможные новые средства и методы.

Новые лекарства и медицинские приборы появляются чуть ли не каждый день, их в избытке поставляют лаборатории фармацевтической промышленности и производители медицинского оборудования. Чаше всего на момент выпуска все это недостаточно проверено и может оказаться опасным.

Многие родители считают, что безопасность лекарственных средств способна обеспечить Администрация по контролю за продуктами и медикаментами, которой они всецело доверяют. Большинство врачей говорят о том же, хотя кому, как не им, известно о действительном положении дел. По меньшей мере легкомысленно полагаться на Администрацию по контролю в столь важном деле, как здоровье детей.

Практически все медикаменты попадают на прилавки без необходимых или сколько-нибудь надёжных испытаний на людях. Эти средства, наверно, кому-то помогают, может быть, даже очень быстро, но как их приём скажется на дальнейшем самочувствии? Не известно и то, какими будут их вероятные отсроченные и кумулятивные эффекты. О них я подробно расскажу в одной из глав книги. Может статься, невинной жертвой новых препаратов окажется не тот, кто иx принимал. Не он получит вред здоровью, а, возможно, десятилетия спустя, его дети.

История медицины, американской и мировой, изобилует примерами того, как одобренные для широкого употребления лекарства изымались с рынка только тогда, когда бесчисленные жертвы предъявляли доказательства причинённого им вреда. Наиболее скандальную известность получили, в частности, диэтилбестрол (DES), трипаранол (MER-29)* и талидомид.

* Диэтилбестрол (DES) — синтетический эстроген, вызывавший редкие виды рака у детей принимавших этот препарат женщин. Трипаранол (MER-29) — лекарство, применяемое для снижения уровня холестерина, изъятое из употребления из-за тяжёлых побочных реакций, включая слепоту и выпадение волос. (Прим. науч. ред.)

Проблема усугубляется тем, что, хотя Администрация по контролю за продуктами и медикаментами и имеет власть не допускать на рынок непроверенные лекарственные средства, изъять из оборота уже одобренные она практически не может. Отсутствует и эффективный механизм выявления побочных эффектов у выпущенных на рынок лекарств, чтобы информировать о них Администрацию по контролю и население. Лучше это дело поставлено в европейских странах. Там практикуется наблюдение за людьми, принимающими новые препараты, и таким образом выявляется степень риска, которому они подвергают себя, употребляя то или иное лекарство.

ВРАЧИ РЕДКО ИЗУЧАЮТ ЛЕКАРСТВА, КОТОРЫЕ НАЗНАЧАЮТ

Действительно, редкий врач изучает результаты клинических испытаний лекарств и процедур до того, как начинает их назначать. Даже когда сомнению подвергаются препараты, используемые повсеместно, большинство врачей не обращает на это никакого внимания. Производителям лекарств, прописываемых детям чаще всего, было предложено представить доказательства их безопасности или изъять с рынка. Те спорили с Администрацией по контролю за продуктами и медикаментами в течение нескольких лет. а их продукция тем временем продолжала лежать на прилавке. Безопасность большинства лекарств так и не была подтверждена, что не мешает врачам прописывать их пациентам. Речь в данном случае идёт о сотнях лекарственных средств!

Трудно поверить, но американские родители тратят на лекарства для детей миллионы долларов ежегодно, хотя врачи назначают эти препараты, не имея достаточных свидетельств их эффективности и безвредности. Хуже того, достоверно зная об опасности их для здоровья. Из тридцати лекарств, чаще всего прописываемых в 1979 году и признанных Администрацией по контролю неэффективными, больше половины, включая три лидирующих, предназначены для детей. Это диметап, актифед, донатал, орнад, фенерган, фенерган чистый и фенерган Ви-си с кодеином, актифед Си, бентил, сироп бенилин, маракс и маракс Ди-эф, диметан и диметан Ди-си, амбенил, теидрин*. Когда врач в следующий раз назначит вашему ребёнку одно из этих средств, не помешает спросить, почему он рекомендует лекарство, производитель которого не смог доказать, что оно хоть сколько-то помогает.

* В основном — симптоматические средства от простуды. (Прим. науч. ред.)

В ранние годы врачебной практики, когда я был ещё настолько наивен, что верил всему, чему меня учили, я грешил тем же, в чём упрекаю сегодняшних коллег. Во время прохождения ординатуры я, как и мои наставники, лечил гланды, акне, стригущий лишай головы и увеличение лимфатических и вилочковой желез рентгеном. И ни один из старших коллег не предупредил меня об отсроченных последствиях такого лечения, а мне самому не пришло в голову задуматься, не причиняю ли я вреда своим пациентам.

В те годы я всё принимал на веру и ожидал того же от своих пациентов. Сейчас я с подозрением отношусь к каждой медицинской новинке. Меня до сих пор мучает совесть за содеянное: моё лечение рентгеном привело буквально к эпидемии рака щитовидной железы среди моих больных. Причиненный вред обнаруживается у них до сих пор. Ещё более трагично, что я и мои коллеги лечили увеличение желёз, которое болезнью не является. Размеры лимфатических и вилочковой желёз у наших пациентов со временем уменьшались без всякого лечения, естественным образом.

Кто знает, какие последствия своих профессиональных заблуждений обнаружат в будущем сегодняшние студенты-педиатры? Их учат использовать билирубиновые лампы для лечения «желтушки новорождённых» (Переводчик, судя по всему, сел в лужу. Билирубин один из промежуточных продуктов распада гемоглобина — H.B.) , тимпаностомию при ушных инфекциях, антибиотики почти от всего, гормоны для контроля роста, сильнодействующие вещества для коррекции поведения и другие лекарства, анализы, прививки и процедуры, об отсроченных эффектах которых не знает никто.

В полной мере о последствиях большинства способов лечения узнать нам только предстоит, но если вспомнить о прошлых катастрофах, проложивших путь «медицинского прогресса», можно не сомневаться, что их будет много, и они будут трагическими.

Если и есть что-либо определённое в современной медицине, так это то, что врачи не учатся на своих ошибках и в большинстве своём не помнят основного постулата клятвы Гиппократа — «не навреди». Они причиняют очень много вреда. Сама система медицинского образования формирует у будущих врачей склонность становиться с каждым годом всё более бесчувственными к своим пациентам. «Мы хотели бы, чтобы наши врачи обладали чувствительностью и сострадательностью, — заявил недавно Дэниел Боренстайн из Калифорнийского университета — но чрезмерная впечатлительность и участливость помешают им выполнять свою работу. Медицинское образование должно очерствлять».

Студент-медик может в совершенстве освоить часто применяемые в больницах манипуляции, например спинномозговую пункцию, прокол вены и артерии и даже введение трахеальных трубок. Однако, стоит перестать делать их регулярно, навыки утратятся: спустя год или два врач вряд ли воспроизведёт что-либо из того, что раньше хорошо удавалось. К счастью, большого значения это не имеет, ведь применять подобные умения педиатрам приходится редко. Они пригодились бы в педиатрических клиниках, где лечат жертв нищеты, плохой гигиены и недостаточного питания, а большинство детских врачей в них не попадают, стремясь к большим заработкам. Вообще говоря, у врачей не так уж и много возможности лечить — дети из среднего класса болеют редко, а пациенты частнопрактикующих врачей практически здоровы. Уж не потому ли педиатры лечат детей тогда, когда в этом нет никакой необходимости?

ЧТО БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ УЧАТ ДЕЛАТЬ С ВРАЧЕБНЫМИ ОШИБКАМИ

Когда я проходил ординатуру, мне объяснили, что врач частной практики должен делать, если совершит непоправимую ошибку. Прежде всего рекомендовали немедленно связаться со страховой компанией, занимающейся защитой интересов врачей в случаях преступной халатности, и строго следовать советам её агентов. Для публичного объяснения по поводу прискорбного, возможно смертельного, происшествия подсказали «волшебную» фразу: «Бедное дитя... Такое происходит в одном случае из миллиона». О том же, что родителям надо помочь справиться со своим горем, не было сказано ни единого слова. Мне не преподали никаких этических норм, уместных в подобной ситуации.

Вот почему, когда происходит что-то плохое, от врачей слышат: «Такое случается раз на миллион». Как не вспомнить нашумевшее дело в Торонто? Поступивший в детскую больницу с диагнозом «психосоматическая рвота» Стивен Юз умер от непроходимости кишечника через несколько дней. Конечно, «такое случается один раз на миллион», как, например, и смерть ребёнка от теста на астму в Чикаго.

В этой главе я попытался отговорить вас от слепой веры в педиатров и предупредил о том, что, обращаясь за медицинской помощью без необходимости, вы подвергаете ребёнка большему риску. Когда дети заболевают, обращение к врачам должно быть последним, а не первым шагом. Большинство детских болезней отступает перед естественными защитными силами организма. Всё, что требуется от опекающих ребёнка взрослых — это их любовь и здравый смысл.

Как бы банально это ни звучало, дети — самое ценное, что есть у родителей. Их здоровье, самочувствие, настроение — то, что заботит любящих родителей с момента рождения детей. С этапа планирования малыша и до его совершеннолетия родители стараются создать максимально комфортные условия для гармоничного развития будущего чада. Они мечтают вырастить его успешным и здоровым. Каким должен быть здоровый ребёнок и как вырастить ребёнка здоровым — тема нашего сегодняшнего материала.

Здоровый ребёнок: что это значит?

В понятие «здоровье» ребёнка мы вкладываем физический аспект и психологическое состояние ребёнка, а также его эмоциональный настрой. Здоровый ребёнок гармонично развивается, его организм справляется с вредными факторами окружающей среды и противостоит болезням.

Здоровый ребёнок жизнерадостен, активен, хорошо ест, с удовольствием играет, доброжелателен и не доставляет родителям никаких хлопот. Когда он не голоден и у него ничего не болит, он выглядит и ведёт себя, как абсолютно здоровый, счастливый малыш.

На здоровье ребёнка влияет генетика, социальная и экологическая среда, соблюдение правил гигиены и множество других факторов. Но в основном здоровье ребёнка зависит от его родителей и их совместных усилий.

Именно они должны взять на себя обязательства по воспитанию здорового ребёнка и успешной личности. От них будет зависеть конечный результат. Главная роль отводится матери малыша, но и отец очень важен для гармоничного роста и развития ребёнка.

Рост, вес, развитие ребёнка в соответствии с возрастом - также важные показатели здоровья, как и базовые физические качества, черты характера, навыки и привычки, которые формируются постепенно, от месяца к месяцу и от года к году.

Формированием личности ребёнка нужно заниматься с раннего детства.

Чтобы ребёнок быстро развивался и рос здоровым, нужно соблюдать немало правил, мы назовём лишь основные из них. Возможно, они вам знакомы.

Если вы хотите вырастить ребёнка здоровым, вам придётся:

  • следить за режимом дня ребёнка с самого рождения;
  • организовать ежедневные физические нагрузки, активные прогулки, занятия спортом;
  • обеспечить полноценное правильное питание;
  • закаливать малыша, одевать по погоде;
  • создать комфортные условия для сна и отдыха;
  • приучить к здоровому образу жизни и ежедневной гигиене;
  • создать благоприятную, доброжелательную семейную атмосферу;
  • развивать когнитивные и коммуникативные способности;
  • много общаться;
  • учить всему не на словах, а на собственном примере;
  • избегать физических наказаний;
  • любить ребёнка безусловно, а не за его успехи и заслуги.

Растим здорового ребёнка: спорт и физические нагрузки

Мало кто из педиатров или психологов порекомендует малышу профессиональный спорт, как эффективное средство физического развития. Но физические нагрузки, гимнастика, активные прогулки и подвижные игры должны присутствовать в распорядке дня ребёнка любого возраста в обязательном порядке. Если ребёнок ходит в детский сад, о его двигательной активности позаботятся воспитатели, но о детях до детсадовского возраста и о тех, кто по каким-либо причинам не посещает детские учреждения, должны позаботиться родители и обеспечить:

  1. Утреннюю гимнастику;
  2. Ежедневные физические нагрузки;
  3. Активные игры и прогулки на свежем воздухе;
  4. Закаливание;

Если малышу до трёх лет достаточно активных игр и прогулок на свежем воздухе в любое время года, то деткам постарше уже можно посещать различные спортивные секции:

  • плавание;
  • гимнастика;
  • футбол;
  • волейбол.


Им полезна езда на велосипеде, прыжки на батуте, утренние или вечерние пробежки.

Все эти занятия принесут ребёнку огромную пользу и море удовольствия, особенно если рядом будут находиться любящие и заботливые папа и мама.

Чтобы ребёнок рос здоровым, энергичным и подвижным, делайте вместе с малышом утреннюю зарядку, учите самым простым физическим упражнениям. Чем больше ребёнок будет двигаться, тем лучше он будет развиваться и быстрее расти. Нельзя недооценивать пользу двигательной активности для здоровья детей любого возраста. Физические упражнения положительно влияют не только на формирование иммунитета, но и на развитие памяти, мышления, умственных способностей и личностных качеств.

Детские болезни: почему их не стоит бояться?

Для любящих родителей любой чих ребёнка — серьёзный повод для беспокойства. А если температура любимого чада внезапно поднялась выше 38 градусов, то без помощи специалиста никак не обойтись.

Однако, обычно все не так страшно, как кажется на первый взгляд.

Сегодня особой популярностью (вполне заслуженно) пользуется книга Роберта Мендельсона, американского профессора, доктора медицины и педиатра «Как вырастить ребёнка здоровым вопреки врачам», где он подробно объясняет, почему не стоит бояться детских болезней.

Р. Мендельсон уверен, что большинство детских болезней не нуждается во внимании докторов, и учит родителей воспринимать болезни, как «естественный этап развития ребёнка», как своеобразную реакцию организма на «динамику жизни».

Родительский долг — заботиться о ребёнке, растить его в любви и заботе, не следовать стереотипам, не перекладывать уход за ним и ответственность за его здоровье на кого-либо.

Титанические усилия любящих родителей обязательно будут вознаграждены — ребёнок вырастет здоровым и успешным.

Соблюдая элементарные правила, можно избежать частых ОРВИ и сократить до минимума общение с врачами. Вот некоторые из них: не кутайте малыша и гуляйте с ним в любую погоду, приучайте ходить босиком в любое время года дома, а летом — ещё и на даче, закаливайте деток с раннего детства.

Старайтесь проветривать помещение, где ребёнок проводит много времени, как можно чаще, но не реже, чем два раза в день — утром и вечером. Очень положительно на развитие и самочувствие ребёнка влияет грудное вскармливание.


Ещё один совет относительно питания малышей — не спешить с прикормами и отдать предпочтение простой, незатейливой еде — кашам, пюре из овощей и фруктов, супам и бульонам.

Следует учесть, что у разных детей разный аппетит. Нельзя требовать от ребёнка, чтобы он ел больше или меньше. Полагайтесь на выбор ребёнка и его желание.

Здоровье малыша — это кропотливый, ежедневный труд его родителей, которым придётся трудиться каждый день, без праздников и выходных, чтобы вырастить ребёнка здоровым.

На собственном примере нужно приучать детей к здоровому образу жизни, здоровым привычкам, правильному режиму, полноценному питанию.


Здоровье ребёнка — не сиюминутное состояние, а результат длительной работы его родных.

Будьте уверены в том, что ваш ребёнок — здоров, и пусть эта уверенность передаётся вашему малышу. Положительный настрой, доверительные отношения, благоприятная семейная атмосфера, любовь и поддержка родителей — вот что поможет вырастить ребёнка здоровым. Любите своих детей, доверяйте своей интуиции и руководствуйтесь здравым смыслом в вопросах воспитания.

Кто из родителей не мечтает о том, чтобы их дети были здоровы и счастливы во взрослой жизни? Вопрос риторический. Конечно, мамы и папы желают своему ребенку только добра, удачи и успехов. А для успехов и достижений нужны хорошее здоровье, сильный характер и целеустремленность. Но если о здоровье своего подрастающего поколения большинство родителей заботится, то вот с выработкой волевых качеств и тренировкой мотивации все несколько сложнее. Почему-то они отходят на второй план, и вспоминают о них, лишь когда ребенок сталкивается с первыми серьезными испытаниями на прочность, которые ему устраивает судьба. Вот тогда родители спешно пытаются вложить в детскую голову те ориентиры и ценности, следуя которым, как они полагают, их чадо пробьет себе дорогу в жизни.

Психологи, писатели, философы, социологи - все сходятся во мнении, что для того, чтобы вырастить здорового и душой, и телом человека, необходимы несколько важных факторов. И все они нематериальные: внимание к ребенку и всему, что происходит с рождения в его жизни, любовь - безотчетная, искренняя, но при этом не слепая и не всепоглощающая, взаимное уважение всех членов семьи и, конечно же, личный пример родителей. Никакие слова не будут услышаны маленьким человечком, если на деле, в реальной жизни, они будут расходиться с тем, как живут, какие поступки совершают мама или папа. «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя», - гласит старинная английская пословица.

И кстати, это правило работает не только с поступками, жизненными правилами и принципами, моральными ценностями, но и со здоровьем. Сегодня уже ни для кого не секрет, что, например, все пищевые привычки закладываются и формируются в детстве, как и вкусовые. Именно поэтому, когда нам что-то очень понравилось в гостях или в ресторане, мы говорим: «Вкусно, как в детстве», «У этого блюда вкус детства».

Многочисленные исследования, проводившиеся в разных странах (США, Мексике, Испании, Великобритании и других), показали, что дети, чьи родители имеют лишний вес, также склонны к ожирению или уже в школьном, подростковом возрасте приобретают лишние килограммы. Уже во взрослой жизни у них выше риски для развития сахарного диабета и болезней обмена веществ, артериальной гипертонии, других серьезных проблем со здоровьем. Исследователи стали выяснять, почему толстеют дети, и оказалось, что подавляющее большинство семей, где есть ребенок с лишним весом или ожирением, питаются неправильно, в их рационе преобладают дешевые полуфабрикаты, соусы, жареное и острое, много сладостей, они злоупотребляют фастфудом и газированными напитками.

Еда и система питания - наиболее яркий пример того, как модель поведения (в данном случае пищевого) влияет на здоровье ребенка. Не менее показательна другая ситуация - когда у ребенка наблюдаются психосоматические проблемы: нарушения сна, беспокойство, повышенная тревожность, снижение внимания и концентрации, смена настроения, агрессия и проблемы в общении со сверстниками, плохая успеваемость в школе. Как правило, все это развивается у детей из семей, где родители очень загружены работой, живут в постоянном стрессе либо у них серьезные проблемы в отношениях, они постоянно ругаются и говорят на повышенных тонах. И в том и в другом случае им не до ребенка, который бессознательно начинает вытворять нехорошие вещи, чтобы вызвать осуждение окружающих и родителей и привлечь таким образом их внимание. Когда в ситуацию вмешивались семейный, детский психолог и родители кардинально перестраивали модель своего поведения, все менялось к лучшему, и не нужны были никакие лекарства.

Поэтому миссия родителей заключается не только в том, чтобы «кормить - поить - обувать» любимое чадо, оплачивать репетиторов, кружки и секции, поездки на каникулы. Это нечто намного большее, от чего зависят здоровье ребенка, физическое и ментальное, а также развитие его личностных качеств, то, что выстраивается на доверии: мальчик или девочка подражает во всем своим самым близким людям - маме и папе. Он берет себе за жизненные правила ориентиры родителей, и здесь очень важно, чтобы взрослые об этом помнили и стремились не на словах, а на деле быть примером во всем - от заботы о собственном здоровье до того, как общаться с людьми, кому доверять, а кому нет.

Обязанность родителей - научить распознавать «своих» и «чужих», предостеречь от чего-то и подстраховать на случай неожиданных проблем. Причем от каких-то реальных сложностей и непредвиденных ситуаций можно подстраховать буквально - оформив для ребенка страховой полис, который станет своего рода подушкой безопасности для него. Рынок страховых услуг в России уже достаточно развит, многие программы страхования стали вполне доступны, и купить может каждый.

Великий Уинстон Черчилль говорил: «Успех - это умение двигаться от одной неудачи к другой, не теряя энтузиазма». С ним трудно не согласиться, но таких энтузиастов-оптимистов, сильных личностей, прямо скажем немного. Не каждый человек бывает готов к испытаниям, особенно если речь идет о здоровье. И здесь , оформленная заботливыми и дальновидными родителями, может оказаться той спасительной соломинкой, которая поможет в нужный момент выплыть из жизненных проблем.