Детские страхи: чего и почему боятся дети? Как избавить ребенка от страхов: советы психолога Что делать с детскими страхами

И снова здравствуйте! Этот материал относится к целой серии статей, в которых публикуются ответы на игру Загадки Волшебная История в Одноклассниках.

В свою очередь отметим, что в этом материале опубликованы ответы на уровни с 301 по 310 игры Загадки Волшебная История в Одноклассниках. Милости просим, пользуйтесь и радуйтесь!

Игра Загадки: Волшебная история. Ответы на уровни 301, 302, 303, 304, 305, 306, 307, 308, 309, 310

Игра Загадки: Волшебная история. Ответы на уровни 301, 302, 303, 304, 305

Уровень 301 — Загадка:

Где и что не так — покажет,

Об изъянах всех расскажет.

Коль всё супер — подбодрит

И улыбкой наградит.

Правильный ответ на загадку №301: ЗЕРКАЛО

Уровень 302 — Загадка:

Он поможет Вам бесплатно мир огромный посмотреть.

Возвратитесь Вы обратно — стоит только захотеть.

Правильный ответ на загадку №302: ТЕЛЕВИЗОР

Уровень 303 — Загадка:

Его так боятся дети,

Он главнейший враг на свете.

Правильный ответ на загадку №303: ШПРИЦ

Уровень 304 — Загадка:

Она поможет отдохнуть, душою всей расслабиться,

В мир увлекательный шагнуть и в странствие отправиться.

Правильный ответ на загадку №304: КНИГА

Уровень 305 — Загадка:

Он чистоту наводить помогает,

Но часто детей и животных пугает.

Правильный ответ на загадку №305: ПЫЛЕСОС

Игра Загадки: Волшебная история. Ответы на уровни 306, 307, 308, 309, 310

Уровень 306 — Загадка:

Нет, не лает, не кусает,

Но всегда оповещает,

Что тогда, когда не нужно

Кто-то дом ваш посещает.

Правильный ответ на загадку №306: СИГНАЛИЗАЦИЯ

Уровень 307 — Загадка:

Они многое решают, в жизни очень помогают.

Как кудесники порою в миг желанья исполняют.

Правильный ответ на загадку №307: ДЕНЬГИ

Уровень 308 — Загадка:

Это «транспорт городской», но в нём ездит не любой.

Только, кто совсем недавно, посетил наш мир большой.

Правильный ответ на загадку №308: КОЛЯСКА

Уровень 309 — Загадка:

Душу окрыляет, сердце согревает.

Но, порой бывает, боль нам причиняет.

Правильный ответ на загадку №309: ЛЮБОВЬ

Уровень 310 — Загадка:

Говорят, он охраняет дом.

Бережёт жильцов и всё, что в нём.

С детками, животными играет,

Но порой кого-нибудь пугает.

Сегодня мы поговорим о детских страхах от 0 до 3 лет, а также разберём то, чего так боятся дети наших форумчан, с практикующим психологом, семейным консультантом и ведущей тренингов по детско-родительским отношениям Марией Карасёвой . Спасибо за запросы от читателей, которые мы получили.

В возрасте от 0 до 3 лет ребёнок активно познает окружающую действительность. Но при столкновении с новыми объектами, которые его окружают, он одновременно может испытывать волнение и тревогу. В большинстве случаев (при правильной поддержке со стороны родителей и их адекватной реакции) дети достаточно быстро преодолевают негативные эмоциональные переживания.

Пример 1. Страх новой окружающей среды (незнакомых объектов и людей)

Данный страх может проявляться в виде резких эмоциональных реакций детей на незнакомого человека или незнакомый объект. Часто данные страхи классифицируются родителями как иррациональные, поскольку родители, рассуждая логически, не видят в этих объектах (людях) ничего пугающего для ребенка. Например, ребенок может бояться паутины, перышек, листьев, покрытия на детской площадке, опавших лепестков и вообще чего угодно. На это бывает несколько причин - детское воображение или какая-то ситуация, которая закрепила страх в отношении данного объекта. Таким образом, страх безобидного объекта может быть связан с развитой детской фантазией, которая дополняет картину его восприятия.

Родителям со стороны может показаться, что это все фантазии. И да, так оно и есть. Но эти фантазии связаны с чувствами и эмоциями ребенка. Поэтому важно, особенно родителям чувствительных, эмоциональных и впечатлительных деток, не настаивать на знакомстве ребенка с этим объектом. Бесполезно объяснять ребенку, что объект не страшный и в нем ничего угрожающего нет, это скорее вытеснит страх на бессознательный уровень. Тогда этот страх останется с ребенком на всю жизнь.


В другом случае ребенок при знакомстве с новым объектом мог услышать громкий звук и испугаться. На самом деле он испугался звука (неожиданного для него), но страх закрепился на объект. Например, на прогулке в поле его интереса попал лепесток цветка, а мимо в это время пробежала собака и громко лаяла. Вы могли этого не заметить, но внутренний испуг на собаку перенесся и стал страхом лепестка.

Решение. Обязательно признать страх ребенка (сказать: «Я вижу ты испугался», «Я вижу, что тебе страшно»); дать поддержку ребенку: «Я смогу защитить тебя», «Я не дам тебя в обиду», «Давай я тебя спрячу»; если есть возможность и ребенок уже хорошо разговаривает, то можно попозже уже в безопасном для него месте расспросить его о том, что именно его испугало; не подталкивать ребенка к преодолению страха и унести его с места, которое заставляет соприкасаться со страшным объектом. Ни в коем случае не настаивать на преодолении страха.

Страх незнакомых людей также проявляется подобным образом. Базовой потребностью детей является потребность в безопасности и защите. И эту безопасность дают родители и в большей степени конечно мама ребенка, которая постоянно с ним контактирует. Незнакомые люди врываются в мир ребенка, приходя в дом или на улице, и нарушают ощущение безопасности. Особенно когда они начинают активно взаимодействовать с ребенком (спрашивать что-то, трогать, гладить). Здесь также незнакомый бородатый мужчина может показаться ребенку страшным великаном, который хочет его съесть. И даже если он улыбается и дружелюбен, ребенку может показаться совсем по-другому.

Часто родители сами провоцирую возникновение и усиление данного вида страха у детей. Например, активно принуждая ребенка быть дружелюбным по отношению к незнакомым людям. Или в ситуации, когда мама с ребенком идет по улице, а он плачет, мимо проходящая тетя (дядя) говорит: «Кто у нас тут такой капризный, сейчас заберу тебя с собой».


Решение. Реакция родителя в такой момент должна быть следующая: прижать к себе ребенка, а еще лучше взять его на руки и сказать ему, что вы никому его не отдадите. Взрослому, который проходя мимо создал ситуацию также стоит ответить, что вы не отдадите своего ребенка. Чтобы ребенок мог понять - вы его защитите в любой угрожающей для него ситуации. В таком случае ощущение безопасности будет восстановлено.

Не высмеивайте страх и не называйте его «застенчивостью». Когда другие люди, видя как ваш ребенок прячется за вами, будут говорить ему: «Кто тут у нас такой бука (молчун, скромник и т.п.)?», не подыгрывайте им, а ответьте, что вашему ребенку просто надо время и переключите внимание взрослого, а не ребенка. Скажите, что ваш ребенок не любит, когда его трогают незнакомые люди или что-то ему предлагают. Этим вы продемонстрируете своему ребенку желание защитить его и то, что вы на его стороне. В этих случаях страх через какое-то время (достаточно быстро) пройдет сам по себе и не останется во внутреннем мире ребенка, а значит, не будет его беспокоить во взрослой жизни.


Пример 2. Страх воды (море, озеро, купание в ванной и т.п.)

Страх воды у детей может проявляться в очень разнообразном поведении, и в разных реакциях. Например, дети могут бояться мытья головы (попадания воды в глаза, уши, нос, на лицо), в то время как прекрасно плещутся в ванне. Другие дети могут бояться душа (тут может еще добавляться страх громких звуков), но при этом также прекрасно чувствовать себя просто в ванне. Может быть страх мочалки, мыла, шампуня, пены и т.п., и это, скорее всего, связано со страхом незнакомых объектов - то, что я описывала выше. Ребенок может купаться в спокойной ванне, но бояться, например, если вы начнете брызгаться или пускать волны.

Это может быть также сопряжено со страхом воды, и данное поведение будет проявляться только в ванне, в водоемах, в бассейне, так как в воде происходит сильное смещение в восприятии собственного тела. Появляется ощущение невесомости, которое не дает нам уверенно стоять на ногах и чувствовать себя в безопасности. Помимо прочего, страх воды у детей может быть результатом того, что родители также боятся воды.


Решение. Признать страх ребенка; не пытаться его преодолеть насильственным путем, уговорами, обманными путями и манипуляциями. Например, ребенок боится попадания воды в глаза. Найдите возможность закрыть ему глаза при мытье головы. Скажите: «Я знаю, что тебе страшно, что вода попадет на лицо (глазки, ушки и т.п.), давай попробуем закрыть глаза полотенцем». Хорошо, если кто-то вам будет помогать мыть голову ребенку, тогда будет возможность одному родителю закрывать ту область лица, которая важна для ребенка. Другой родитель в это время будет мыть голову. Мыть голову в этих случая стоит очень аккуратно, не торопясь, делая перерывы и интересуясь самочувствием ребенка. Можно спрашивать: «Все нормально? Когда я так делаю тебе приятно или неприятно?».

Наберитесь терпения, не торопитесь помыть и ополоснуть голову ребенку (это только усилит страх). А наоборот, идите потихоньку. Намочили (намылили) кусочек головы и сделали перерыв. Можно предложить ребенку потрогать шампунь в ваших руках. Не сразу превращая его в пену. Налить себе его на руку и показать ребенку. Сказать, что это шампунь, и предложить ему его потрогать. Потом показать, как он мылится в руке, и предложить намылить его в вашей руке. Можно предложить ему помыть вам часть волос (прядь), затем смыть ее душем (или из ковшика). Затем постепенно перенести эти же действия на его голову. Помочь ему собственной ручкой намылить часть головы. Все это делается, только если ребенок не оказывает сопротивления. Если же вы столкнулись с сопротивлением, значит надо менять тактику, иначе есть вероятность развития страха.

Когда ребенок боится душа, можно приготовить тазик с водой и за 2-3 дня до того, как вы решитесь поменять тактику, просто выбрать время и поиграть с водой в этом тазике (вне контекста принятия душа). Показать, как льется вода из ковшика в тазик. Пусть ребенок привыкнет к этим объектам и поиграет с ними. Все действия, которые вы предпринимаете, должны быть вами озвучены: «Давай я полью тебе водичку на руки. Смотри, какая бежит струйка, потрогай ее», «Тебе приятно, когда струйка бежит по ручкам?», «А давай я теперь полью ее на плечико? На правое плечико и на левое плечико», «А теперь давай полью водичку на спину». Все это должно произноситься спокойным голосом и сопровождаться доброжелательным настроением и плавными движениями.

Если ребенку не нравится мочалка (он ее боится), можно купить другую и желательно совсем не похожую на предыдущую, которая пугала. Хорошо, если она будет другого цвета и из другого материала. Предложите ребенку взаимодействовать с ней за пределами ванной комнаты. Она может стать игрушкой или быть использована как элемент ролевых игр. Например, выступать кроваткой для пупсика (куклы) и т.п. Если ребенок не воспринял ее, не настаивайте. Тогда сделайте мочалку сами из какой-нибудь свернутой ткани и также введите ее в детскую игру.


Затем, когда ребенок привыкнет, можно взять эту мочалку, любимую игрушку в душ и помыть «лялю» (пупсика, куклу). Затем постепенно и поэтапно переходите к мытью тела ребенка и только потом головы. Есть приспособления (специальные козырьки) для мытья головы. Только при их использовании надо помнить, что прежде чем вы их возьмете с собой в душ, ребенок должен к ним привыкнуть. Иначе это может стать новым объектом страха.

При страхах водоемов можно порекомендовать родителям не торопить детей входить в воду. Говоря детям: «Смотри, как другие малыши здорово плещутся», родители вызывают в детях чувство неуверенности в себе (ощущение, что они не такие, как другие дети). И это порождает еще больший страх, потому что лучше бояться, чем стыдиться. Здесь также не стоит действовать вероломно и стремительно. Наберитесь терпения и позвольте малышу поиграть в песке. Затем предложите ему набрать водички в ведерко (тазик) и т.п. Затем можно предложить ребенку вместе сходить за водой (набрать в ведерко).

Быть может ваш ребенок согласится, но дойдя до воды передумает. Не сердитесь и не уговаривайте его. А скажите ему, что все нормально, он может постоять там, где ему комфортно, и сами зайдите в воду и наберите воды. Так может происходить несколько раз, и в какой-то момент, если вы не будете давить и настаивать, а также торопить ребенка, он захочет набрать воды сам. В это время важно быть рядом и помочь ему в этом. Можно просто подержать его за руку. Так, раз за разом, можно справиться со страхом открытых водоемов.

Пример 3. Страх боли (уколов, медицинских работников, поликлиник)

Часто дети боятся врачей и просто любых людей в белых халатах, уколов, самого здания поликлиники, машины скорой помощи и т.д. В основе этих страхов лежит страх боли. Опыт взаимодействия ребенка с поликлиникой показывает, что там может быть больно (если у ребенка хоть раз брали анализ крови). В связи с этим вполне естественной реакцией может быть страх этого учреждения и всего, что с ним связано. Родители, ведя ребенка на прием к доктору, обещают, что больно не будет, или вообще ничего не говорят. В результате ребенок перестает доверять маме и теперь уже в любых случаях, связанных с поликлиникой, испытывает страх.


Решение. Необходимо разделить в сознании ребенка понятия: поликлиника, анализы (сдача крови), осмотр у врача, скорая помощь, уколы и т.д. Хорошо бы выбрать время и показать ребенку, что в поликлинике есть разное - сходить туда на экскурсию. Показать, где делают укольчики, чтобы детки были здоровыми. Если ребенок спросит подробности, то не говорить, что это не больно. Сказать, что это как кусает комарик. Но потом это проходит. Если вы сами боитесь врачей, уколов, больницы и всего подобного, то этот метод может не помочь. Ведь, для того чтобы показать ребенку, что это не страшно, надо быть внутри себя уверенным в этом.

Если ребенок уже боится самого здания и обходит его стороной, то тут потребуется время и терпение. Для начала просто выберете день и найдите возможность предложить ребенку сходить туда, пообещав ему, что если он не захочет, то вы не пойдете. Постепенно идите в сторону поликлиники, и если ребенок попросит вернуться домой - пойти ему навстречу и не настаивать. Так, постепенно, вы будете проделывать этот путь (не за один день) и восстанавливать доверие ребенка к вам. Когда ребенок перестанет бояться самого здания и вы сможете туда ходить на прием к доктору, то хорошо будет, если вы скажите ему правду.

Например, вам надо сходить сдать анализы, скажите ребенку, что вы знаете, что ему страшно, но вы будете рядом с ним и будете его поддерживать, жалеть и целовать, дуть на пальчик. Скажите, что вы тоже боялись сдавать кровь и есть многие детки, которые боятся. Объясните, зачем сдавать кровь, что такое кровь и что она делает в нашем организме. Конечно, ребенок в этой ситуации будет плакать и сопротивляться. Но зато он будет знать, что вы поступаете с ним честно, не обманываете его, а значит, вам можно доверять.

Пример 4. Страх одиночества (боязнь быть оставленным, потерять родителя, заблудиться)

Выше я уже описывала, что для ребенка (и особенно маленького) важно ощущение безопасности. Когда ребенок был в животе мамы, это обеспечивало ему ощущение комфорта. Затем он родился и теперь физически находится отдельно от мамы, но по-прежнему очень сильно в ней нуждается. В связи с этим, когда мама отдаляется, ребенок может чувствовать тревогу, и у него развивается страх одиночества (боязнь, что мама (папа) уйдет, его потеряют, забудут и т.п.).


Решение. Для того чтобы минимизировать проявления этого страха, важно использовать те способы, которые я описала в примере 1, способствующие удовлетворению потребности ребенка в безопасности. Также нужно увеличить количество телесных контактов между матерью и ребенком - объятия, поцелуи, тисканье, качание на руках и т.п. Если вы выходите в другую комнату и знаете, что ваш ребенок этого боится, то предложите ему сходить с вами или хотя бы говорите с ним из комнаты, чтобы он слышал вас все время и понимал, что вы рядом.

Очень часто этот страх обостряется у детей, когда у них рождаются младшие брат или сестричка. Связано это с тем, что мама больше проводит времени с маленьким, а у старшего ребенка может начать развиваться страх одиночества, в основе которого лежат глубокие переживания о том, что он больше не нужен своим родителям и они его больше не любят.

Пример 5. Страх громких или незнакомых звуков (шуршание, шипение, дрель, пылесос, крики и т.д.)

Как и в самом первом примере, при столкновении с новым и неизведанным у ребенка может развиться страх. Так, маленький ребенок может не знать, что собаки громко лают, что соседи делают ремонт и может работать громко дрель, что игрушка может издавать резкие звуки. Если в одном из случаев ребенок неожиданно испугался громкого звука, есть вероятность, что он будет бояться разных звуков и относиться к любым новым звуковым объектам настороженно.


Например, ребенок может бояться громких криков и очень некомфортно чувствовать себя на детской площадке. То же касается и просто необычных звуков, которые ребенок слышит в своей жизни впервые, и они могут вызвать у него неприятные ощущения, тревогу, волнение и страх (шуршание фольги, звук молотка, звон посуды, шум пылесоса, чайника и т.п.). Для ребенка эти звуки представляют неопределенность, а если ясности нет (нет понимания откуда берется звук), то есть страх. Просто сильные громкие звуки создают ощущение беспомощности у ребенка и также приводят к возникновению страха. Подобные истории, когда дети боятся играть с другими детьми, могут свидетельствовать о такого рода страхах.

Решение. Первое, что родители могут сделать, это увести ребенка из травмирующей для него ситуации. Боится пылесоса - не пылесосьте при нем, подметайте веником или просто мойте пол мокрой тряпкой. Боится шуршания фольги, не доставайте ее при нем, замените ее на пакет для запекания. Не убеждайте ребенка, что это не страшно, ведь для него это выглядит совсем иначе. Если звук издаете не вы, а, например, сосед, делающий ремонт, то возьмите ребенка на руки, прижмите его к себе, постарайтесь отвлечь. Только объятия не должны быть очень сильными, потому что тогда они как раз будут демонстрировать ребенку, что опасность есть. Вы должны в этой ситуации спокойно (а не тревожно) взять ребенка и показать, что, когда вы рядом, он может чувствовать безопасность. Если вы в это время злитесь на соседа от собственной беспомощности, то ребенок будет чувствовать вашу беспомощность и ему станет еще страшнее.

Будьте готовы на прогулках увести ребенка с площадки, поскольку другие дети для вашего ребенка могут выглядеть как угроза. Тут надо дать ребенку время, показать своим поведением (на словах можно тоже сказать), что, пока ребенок не хочет ходить на прогулку (боится) и играть с другими детьми, вы не будете настаивать на этом. Это позволит восстановить его доверие к вам, и через какое-то время можно вернуться на площадку. Но в случае, если ребенку понадобится ваша защита или он снова захочет уйти оттуда, лучше это сделать. Тем самым вы продемонстрируете свою готовность отстаивать его интересы и уважение к его чувствам. Он будет понимать, что в любой критической ситуации вы можете дать ему ощущение защищенности от угрозы.


Пример 6. Страх темноты (теней, чудовищ и т.д.)

Многие детские страхи связаны с развитым детским воображением. Страх темноты у детей с одной стороны может быть связан со страхом одиночества (страх потерять маму), с другой стороны он может быть связан с тем, что ребенок в пространстве рисует в своей голове ужасные картинки. Под кроватью может быть спрятан монстр, а тень на стене - огнедышащий дракон, питающийся исключительно маленькими детьми. Все эти страхи очень реальны в голове детей. И наши убеждения о том, что их нет, и попытки объяснить это детям лишь усугубляют ситуацию.


Решение. Предложите ребенку включить ночник, оставьте свет в коридоре, если есть необходимость, то и верхний свет. Перед сном не торопитесь уходить из комнаты, посидите с ребенком, погладьте его и скажите ему, что вы будете защищать его от всех чудовищ (если он говорит, что боится). Скажите, что вы тоже иногда боитесь, и расскажите, что вам помогает преодолевать страх темноты.

Например, расскажите, что когда вам кто-то видится, то вы представляете еще и волшебного рыцаря, который вас защищает. Мир фантазий ребенка может творить чудеса, и там могут рождаться не только страшилки, но и волшебные герои. Но дети, как правило, об этом не думают, и хорошо, если вы им покажете, что в воображаемом мире можно еще и волшебство творить. Там даже можно представить маму, которая приходит и прогоняет всех монстров волшебной палочкой, подушкой, пылесосом и т.п.


P.S.

Родителям важно понимать, что детские страхи, если с ними не работать, не проходят сами по себе, они просто перемещаются из области сознательного восприятия (там, где вы их видите в поведении ребенка) в бессознательную область (там, где вам их больше не видно) и продолжают оказывать влияние на вашего ребенка. В будущем эти страхи дают о себе знать самым разнообразным образом - от общего уровня постоянной тревожности, беспричинного беспокойства, психосоматических заболеваний (энурез, заикание, понос и т.п.) до нарушений в сфере межличностного общения.

В профилактических целях (для минимизации возникновения страхов у ребенка) можно порекомендовать чаще обнимать ребенка, целовать, говорить о своей любви, следить за своим эмоциональным состояниям, не применять авторитарного и попустительского стиля в воспитании (наказания, угрозы, эмоциональное равнодушие, игнорирование потребностей ребенка, обесценивание его эмоциональных переживаний и т.п.). Понаблюдать за общей атмосферой в семье, за тем, каким голосом и что вы говорите. Постараться найти моменты, где вы, заботясь о безопасности ребенка, наоборот пугаете его.

Все эти меры позволят вашему ребенку чувствовать себя спокойнее, а чем спокойнее будете вы, тем спокойнее будет и ваше чадо. Потому что часто родители очень боятся, что дети не преодолеют собственный страх, и это еще более усугубляет ситуацию. Верьте, пожалуйста, в ваших детей и в их возможности. Прислушивайтесь к их чувствам и уважайте их мнение.

Вконтакте

Большинство детей чего-то боится. Страхи могут быть незначительными, а могут сильно усложнять жизнь ребенка и его родителей .

У детских страхов есть свои виды и причины по которым они возникают, а особенности их проявления невозможно не заметить.

Какие самые распространенные?

Дети, как и большинство взрослых, испытывают определенные страхи.

Начиная с двухлетнего возраста, ребенок познает чувство страха, по каким-либо причинам он испытывает боязнь тех или иных вещей.

Самыми распространенными являются:

  • страх спать ;
  • боязнь бытовых приборов;
  • и многие другие.

Топ 5 страхов , которые могут возникнуть у вашего ребенка:

Откуда они берутся?

Психология причин:


Чего боятся дети в разном возрасте?

Возрастные отрезки и появляющиеся в этот период в этот период виды страхов:

Как взрослые помогают ребенку обзаводиться новыми страхами? Психолог расскажет об ошибках родителей :

Чем опасны для ребенка фобии?

Страхи практически никогда не исчезают просто так .

Если ребенок чего-то боится, то нужно решать эту проблему.

Ведь боязнь только усугубится и от нее будет сложнее избавиться. Обычный страх может перейти в фобию .

Если ничего не делать, то ребенок может стать очень нервным, все время впадать в истерики . Он станет чересчур пугливым, сверстники могут смеяться и издеваться над ним и его страхами. Все это перерастет в неуверенность в себе.

Детские страхи, если их во время не лечить, могут перейти и во взрослую жизнь. В таком случае с ними будет намного сложнее бороться.

Рисунок и проработка страхов на занятиях с психологом:

Диагностика и психоанализ

Когда родители обратили внимания на то, что их ребенок чего-то боится и это значительно усложняет его жизнь, то в таком случае нужно обратиться за помощью к психотерапевту .

Специалист проведет ряд специальных методов диагностики, что поможет определить, чего именно боится ребенок и какие причины кроются в его страхе.

Характеристика страхов у детей и 5 способов побороть их:

Как помочь малышу преодолеть боязнь?

Как вылечить страхи? Работа по коррекции происходит в несколько этапов:


Убрать страхи поможет терапия:

  1. Игровая терапия: элемент игры очень важен в жизни детей. С помощью игры можно помочь ребенку пережить определенные события. Специальные психотерапевтические игры помогут обрести уверенность в себе и преодолеть страхи.
  2. Терапия сказками: сказки со специально подобранным сюжетом помогут ребенку стать более храбрым и сильным. Но если страх вызывает конкретный сказочный персонаж, то лучше воздержаться от чтения. Перед сном лучше читать малышу только добрые и позитивные книжки.
  3. Арттерапия : это может быть рисование или лепка. Подойдет все то, с чем ребенок сможет справиться и с чем ему комфортно будет работать. Такая терапия даст выход эмоциям, которые скопились внутри.

    Ребенок может нарисовать свой страх на листе бумаги, а затем порвать его. Так он сделает первый шаг к преодолению своей боязни.

Эффективней будет, если будут применяться все методики коррекции. Но можно работать и с одной определенной методикой.

Что делать, если:


  • ребенок боится звуков: дать понять ребенку, что опасности нет; показать источник шума, вместе с малышом изучить его; чаще включать спокойную музыку; не приучать ребенка засыпать в тишине, можно включать телевизор, тогда малыш не будет пугаться даже самых незначительных звуков; во время шума вести себя естественно, это даст понять, что опасности нет; чаще разговаривать с ребенком;
  • ребенок боится зомби: оградить ребенка от всего того, где зомби присутствуют как персонаж (книги, компьютерные игры, фильмы); рассказать, что зомби не существует; попробовать поговорить, ведь ребенок может бояться не зомби, а того, кого он рисует у себя в воображении в этом образе;
  • ребенок боится оставаться один: начать оставлять ребенка на небольшой период, например, минут 20, каждый раз прибавляя время; обязательно говорить куда идете и во сколько вернетесь; оставить телефон для связи; на этот период можно дать ребенку занятие, например, прочитать книгу, тогда время для него пройдет намного быстрее; не следует оставлять ребенка в темное время суток; дать понять, что оставаться дома безопасно; можно подарить малышу домашнего питомца, тогда ему будет не так страшно оставаться дома одному;
  • ребенок боится спать один: придумать ритуалы, которые будут происходить каждый день перед сном (например, просмотр мультфильма, умывание, сказка перед сном); дать ребенку его любимую игрушку с которой он будет спать; можно включить ночник; чтение перед сном добрых сказок;
  • ребенок боится других детей: научить ребенка решать конфликты; помочь обрести уверенность в себе; всегда поддерживать и быть рядом;

  • ребенок боится учителя: в школе часто бывает, что учителя строгие и повышают голос, это и пугает ребенка; нужно объяснить, что от школы и учителей никуда не деться, если учитель громко говорит, то это не означает, что она злая, просто так ее будет лучше слышно; если разговоры с ребенком не помогают, то можно попробовать поговорить с учителем;
  • дошкольник боится воспитателя: воспитателям, как и учителям иногда приходится повышать голос; строгий воспитатель может громко разговаривать с теми детками, которые себя плохо ведут; ребенку нужно заранее объяснить, что в садике нужно хорошо себя вести и слушать воспитателя;
  • ребенок боится отвечать на уроках: нужно репетировать ответ дома вместе с ребенком, внимательно слушайте его, подскажите, где и как лучше сказать; лучше будет, если он ответит в начале урока, чтобы не волноваться к самому концу; скажите, что если он будет хорошо знать материал, то и бояться будет нечего;
  • мой ребенок меня боится (ребенок боится маму, ребенок боится отца): узнать у ребенка причину страха, ведь было что-то, после чего малыш стал испытывать страх; узнав причину, разобраться прежде всего в себе, не делать больше то, что пугает; больше времени проводить с ребенком, разговаривать с ним, делать то, что он любит делать; максимально показывать ему свою любовь и поддержку;
  • ребенок боится глотать пищу: объяснить, что глотать пищу нужно, что это естественный процесс, который не несет в себе вреда; если ребенок боится глотать потому, что когда-то подавился, начните давать ему маленькие кусочки, которые легко проглотить; нужно повести ребенка в какое-нибудь кафе и показать, что все люди едят и глотают пищу;
  • ребенок боится описаться: стоит объяснить ребенку, что если он хочет в туалет, он должен попроситься; рассказать, что ни в коем случае нельзя терпеть, ведь это вредно для здоровья; если ребенок еще маленький, то можно использовать памперсы;
  • ребенок боится дать сдачи: помочь ребенку обрести уверенность в себе; рассказать, что если его бьют, не нужно это молча терпеть; дать понять ребенку, что вы его поддерживаете.

От любого детского страха можно избавиться . Главное, понять чего так боится ребенок, какова причина его переживаний. После этого останется только помочь преодолеть эту боязнь.

Стоит ли оберегать чадо от всех возможных страхов или заставлять преодолевать боязнь, несмотря ни на что? Рассуждает Анна Арутюнян, психолог-консультант .

Страх или каприз?

Детские страхи - не всегда однозначно зло. Справляясь с ними, ребёнок приобретает опыт, учится преодолению, взрослеет. Но объём и сила страхов должны быть посильны для психики конкретного ребёнка, иначе это выльется в психическую травму, которая испортит ему жизнь, когда он вырастет. И тогда даже специалисту нелегко будет установить, откуда возникли проблемы со здоровьем, неврозы, бессонница.

Где этот переносимый предел, могут подсказать знание закономерностей развития ребёнка и здравый смысл самих родителей, хорошо знающих своего отпрыска. Если ребёнок боится засыпать без света или оставаться один, не нужно упираться и заставлять его спать в темноте, запирать дома одного - только потому, что ему уже исполнилось 8 лет и других детей-ровесников это не пугает. Так вы превратите его в невротика. Важно понять, реально ли ребёнок боится или он так манипулирует родителями. Например, потому, что ему хочется больше внимания и почаще быть с мамой. Если это так, надо дать ему понять, что его раскусили, и объяснить, что есть время для него, а есть для других дел. Но при этом уделять ему достаточно внимания. Ни один родитель никогда не сможет удовлетворить все потребности ребёнка - ему нужно научиться самостоятельности.

Важно понять причину. Есть реальный страх чего-то конкретного, а есть тревога, ни с чем на первый взгляд не связанная. Постарайтесь вспомнить вместе, что могло её вызвать - страшный мультфильм, происшествие в школе, на улице. Страх может возникать при недостатке информации. А пробел заполняется страшилками. Таково свойство психики: думать сначала о плохом. Вспомните самих себя. Если ребёнок задержался из школы, мы сразу начинаем думать, что его сбила машина или напали хулиганы. А то, что он с друзьями хорошо проводит время, почему-то в голову не приходит.

Виноваты родители?

Часто сами родители - авторы страхов у своих детей. Например, когда мама долго не подходит к кричащему младенцу, пытаясь приучить его к режиму. Или когда, вроде заботясь о безопасности, мы говорим ребёнку: «Не делай так, я боюсь, ты упадёшь, порежешься, обожжёшься...»

Предупреждаем: «Этот мальчик хулиган». Понаблюдайте за собой: часто ли вы грозите малышу, что за непослушание его заберёт Баба-яга, чужой дядя. Если да, то потом не стоит удивляться, что ребёнок просыпается и кричит по ночам или не может оставаться один. Не проявляйте при детях неуверенности в своих силах, старайтесь как можно реже говорить: «Я боюсь...».

Многие детские страхи сами проходят со временем. Но есть дети, которые в силу характера не делятся страхами с родителями, загоняют их внутрь. Страхи накапливаются, растёт тревога, и это создаёт почву для формирования будущего невроза.

Инфографика Яны Лайковой / АиФ

Ни для кого не секрет, что в рейтинге детских страхов лидирующую позицию занимает боязнь стоматолога и темноты. Однако есть и другие фобии, не менее сильные и имеющие большой потенциал сказаться на дальнейшей жизни ребёнка. Многие мамы задаются вопросом: стоит ли относиться к ним серьёзно, недоумевают по поводу того, что послужило толчком к развитию этих страхов, и не знают, как искоренить их.

В процессе длительного изучения детских страхов было установлено, что дети, страдающие от недостатка родительского внимания, любви и ласки или же являющиеся частыми свидетелями выяснения их взаимоотношений, в значительно большей степени подвержены различным фобиям, нежели те, что растут в семьях со здоровым климатом, купаясь в родительской заботе. Тем не менее не всегда причины той или иной детской боязни так явны — порой неосмотрительный поступок или невзначай брошенная фраза может послужить началом целого нервного расстройства, одним из явных свидетельств которого как раз и является страх перед чем-либо.

Чего же чаще всего боятся дети? У каждого ребёнка, безусловно, имеется свой рейтинг страхов, однако мы решили рассмотреть те из них, которым подвержено подавляющее большинство детей дошкольного возраста.

Страх быть брошенным

Этот страх знаком любому малышу с пелёнок. В младенческом возрасте он обусловлен инстинктом самосохранения — ведь кроха ещё не способен удовлетворять свои первостепенные потребности самостоятельно, и ему неспокойно, когда мамы нет рядом. На первых порах в этой боязни нет ничьей вины, но если не уделять малышу должного внимания, отказывать ему в физическом контакте, одной из форм которого является грудное вскармливание, со временем этот страх может видоизмениться и дать знать о себе в более позднем возрасте. В отдельных случаях психологи связывают данную фобию с развитием синдрома «маменькиного сыночка» , нежеланием надолго отлучаться от папы с мамой уже в сознательном возрасте и посещать детский сад. Страх быть брошенным ещё долго может преследовать малыша — до тех пор, пока не будет восполнен недостаток любви и близости с родителями, образовавшийся в глубоком детстве.

Боязнь темноты и замкнутого пространства

Эта фобия, должно быть, была настоящим бичом воспитанников интернатов 19 века — ни о каком индивидуальном подходе к учащимся и речи не шло, а многочасовое заточение в тёмной комнате было самым распространённым наказанием для ослушавшихся.

Сам факт помещения и удерживания ребенка в ограниченном пространстве сильно травмирует психику, тем более в раннем возрасте.

К сожалению, этот жестокий метод остался в прошлом далеко не для всех — и сегодня есть родители, успешно его практикующие. Многие из них оправдывают себя тем, что запирают провинившихся детей в комнате в светлое время суток. Данное обстоятельство якобы является смягчающим и ребёнок не испытывает страха. В действительности это не так — метод особо плох в том случае, если малыш плачет и его нервная система находится в возбуждённом состоянии. Тогда для него уже не важно — темно в комнате или светло. Сам факт помещения и удерживания его в ограниченном пространстве сильно травмирует психику, тем более в раннем возрасте. Впоследствии схожие обстоятельства в совершенно безобидных ситуациях будут воскрешать в памяти негативный опыт и провоцировать чувство страха.

Не только псевдострогие родители и воспитатели могут сыграть злую шутку с детским сознанием. Известны случаи, когда невинная шалость также становилась причиной развития клаустрофобии — в процессе игры или попросту из баловства дети нередко запирают друг друга в комнатах и дачных сараях, мало реагируют на слёзы и просьбы выпустить. Всё это также может негативно сказаться на несозревшей психике ребёнка.

Вымышленные или сказочные персонажи

Придуманные герои нередко ложатся в основу детских страхов. Можно найти этому множество объяснений. Если однажды малыш сообщит, что в углу его комнаты сидит монстр, не спешите впадать в панику. Быть может, таким образом любимое чадо всего лишь пытается привлечь ваше внимание и никакого страха в помине нет. В случае когда испуг действительно присутствует, подумайте, что могло послужить поводом для его возникновения. Нередко негативные образы откладываются в сознании ребёнка после просмотра мультфильмов, персонажи которых явно не предназначены для детского возраста — фильтруйте информацию, поступающую с телеэкранов.

В большинстве случаев пугающие образы, возникающие в голове маленького ребёнка, неразрывно связаны с ситуациями, которые вызывают у малыша сильные переживания или провоцируют мощный эмоциональный отклик. Например, его присутствие при родительской ссоре может вылиться в страх перед Бабой-Ягой или Кощеем Бессмертным. Каждый из этих персонажей в отдельных случаях является прообразом мамы и папы. Несуществующие в реальности и являющиеся носителями худших качеств (злые, нелюбящие детей, совершающие нехорошие поступки), они становятся своего рода спасительным выходом для детского сознания, когда малыш не хочет верить в то, что папа и мама могут быть плохими, и переносит свой страх перед ними на вымышленных сказочных героев.

Бывает и так, что дети боятся некого «дяди», который придёт и накажет их — скорее всего, этот образ либо сформирован запугиваниями со стороны родителей, либо в результате того, что ребёнок стал свидетелем какого-то события, которое его сильно потрясло. Например, он увидел, как на улице отец жестоко наказывает сына, и образ сердитого «дяди» прочно засел в его памяти.

Боязнь неодобрения и критики

Как часто нам приходится видеть замкнутых и неуверенных в себе детей, а боязнь неодобрения и критики преследует их на протяжении всей жизни! Откуда же берётся этот страх, способный отравить существование не только ребёнку, но и любому взрослому. Конечно, большую роль в его формировании играет ближайшее окружение маленького человечка — родители, друзья, братья и сестры, воспитатели в детском саду и учителя.

Безобидные фразы способны нанести серьёзный урон детской самооценке и положить начало формированию не одного комплекса.

Дети, находящиеся в самом начале своего пути длиною в жизнь, особенно ранимы и восприимчивы к высказываниям окружающих. Им крайне важно получать одобрение из уст мамы и папы независимо от того, достигли ли они впечатляющих результатов в том или ином своём начинании. Позже они ждут того же от своих наставников в детсаду и школе. К сожалению, не все родители и педагоги предаются столь глубоким рассуждениям на этот счёт. Казалось бы, безобидные фразы «У тебя не получается!», «Ты делаешь это неправильно!», «Когда же ты сделаешь как надо, наконец!» способны нанести серьёзный урон детской самооценке и положить начало формированию не одного комплекса.

Критиковать можно и нужно, но критика должна быть здоровой — мягкой, направляющей, корректной. Обойдитесь без эмоциональных высказываний и резких фраз, ведь ребёнок — не взрослый, и то, что приемлемо для зрелого человека, может оказаться неподъёмным грузом для детского восприятия. От того, какое отношение к критике у него выработается в раннем возрасте, зависят его отношения со сверстниками, свобода слова и степень восприимчивости к мнению окружающих.

Страх быть нелюбимым

Ещё один из тех страхов, что не дают покоя детям самого разного возраста. В современном мире, где вся наша жизнь подчинена неуёмной гонке за успехом, материальным благополучием и карьерой, у нас остаётся всё меньше времени на дом, семью и собственных детей. А между тем это тот самый страх, который, как правило, берёт своё начало в глубоком детстве. Печально, но довольно большой процент новоиспечённых мам выходит на работу в первые шесть месяцев после рождения малыша, водружая заботы о крохе на плечи нянь и бабушек. Парадоксально, но, как показывают многочисленные опросы, как бы ни были близки дети с теми, кто их любит и заботится о них, пока папа с мамой зарабатывают деньги, ничто не в состоянии унять их жажды родительской любви и желания быть рядом.

Пока папа с мамой зарабатывают деньги, ничто не в состоянии унять детской жажды родительской любви и желания быть рядом.

А между тем страх быть нелюбимым зачастую становится той самой плодородной почвой для других, не менее существенных проблем: замкнутость, неумение идти на контакт, отсутствие друзей и плохая успеваемость в школе — вот лишь незначительный перечень того, что может «вырасти» из детского страха, который многие родители легкомысленно считают надуманным. Самыми лучшими превентивными мерами в данном случае являются поцелуи, объятия, слова любви, живое родительское внимание и совместное времяпрепровождение.

Страх перед зубным врачом

Напоследок несколько слов о фобии, которая наверняка сопутствовала вашему чаду на протяжении нескольких лет, по крайней мере, в глубоком детстве — боязни стоматолога. Вам крупно повезло, если в кабинет зубного врача вы наведывались только с целью профилактического осмотра, хотя и в этом случае иной раз проще заставить слона танцевать, нежели усадить ребёнка в ненавистное кресло и заставить открыть рот. Родители недоумевают, почему даже перед первым визитом к детскому стоматологу в более или менее сознательном возрасте малыш испытывает настоящий ужас.

Удивительно, но образ зубного врача — один из самых негативно культивируемых в детской литературе и кино. Вы с лёгкостью можете вспомнить, по меньшей мере, от трёх до пяти персонажей советских мультфильмов, страдающих зубной болью, которые при этом испытывают страх перед визитом к врачу, в конечном итоге он приобретает негативную окраску. Что и говорить, современные мультфильмы грешат тем же — взять хотя бы популярную сегодня Машу, съевшую слишком много конфет и нежелающую вырывать больной зуб. И хотя сценаристы преследуют куда более благие цели, нежели вызвать детский страх, внимание маленьких зрителей акцентируется на наименее приятных деталях: боли и боязни врачей.

Как правило, фундамент для этого страха начинает исправно, хоть и совершенно бессознательно, закладываться родителями и бабушками с того самого момента, как возникает необходимость чистить малышу зубы. Часто в ход пускаются всевозможные запугивания: «Зубы сгниют!», «Зубы чёрными станут!», «Червяки заведутся!». Неважно, указываете ли вы на прямую связь между болью, нечищеными зубами и прочими образами, им сопутствующими, — пройдёт совсем немного времени, и малыш сам установит эту зависимость, и вот фобия готова.

Что делать с детскими страхами

Современные дети постоянно находятся под влиянием внешних негативных факторов. Телевидение, планшеты, недружественная социальная атмосфера, гипертрофированная иерархия ценностей и завышенные требования, предъявляемые к ним обществом, — всё это делает их психологически уязвимыми и создаёт предпосылки для развития всевозможных страхов. Что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку бороться с фобиями , победить существующие и предотвратить появление новых? Несмотря на то, что правила, приведённые ниже, просты и универсальны, это не делает их неэффективными:

Современные дети постоянно находятся под влиянием внешних негативных факторов, это делает их психологически уязвимыми.

  • младенческий возраст — лучшее время для проявления родительской любви и нежности, помните об этом и заложите прочную основу для дальнейшего развития малыша;
  • избегайте физического наказания, а также агрессивных методов психологического давления и запугивания в воспитательном процессе — ищите более гуманные способы влияния на поведение ребёнка;
  • следите за тем, в какие игры он играет, что читает и смотрит по телевизору;
  • поддерживайте здоровый климат внутри семьи, даже если у вас есть разногласия с супругом, никогда не выясняйте отношений в присутствии ребёнка, думая, что он ничего не понимает;
  • будьте терпимее к ошибкам, допускаемым любимым чадом, научитесь правильно критиковать его поступки — мягко, но действенно, не скупитесь на похвалу, даже если результат, как вам кажется, не совсем её заслуживает;
  • всегда поощряйте детскую инициативу;
  • найдите в себе силы не переносить личные проблемы на взаимоотношения с ребёнком — боритесь с накопившимся раздражением и умейте держать себя в руках, даже когда сделать это крайне тяжело;

Каким человеком вырастет ребенок, во многом зависит от родителей и порядков, царящих внутри семьи.

  • запомните, любви не бывает слишком много, а дети никогда не вырастут настолько, чтобы начать отказываться от вашего внимания — задушевные беседы, поцелуи и объятия всегда будут лучшими помощниками в решении психологических проблем;
  • не забывайте, что если с возрастом страхи остаются, мешают жить вам и вашему ребёнку, необходимо своевременно проконсультироваться со специалистом.

Семья — то, с чего начинается знакомство малыша с новым для него миром. Каким человеком он вырастет: будет ли успешным, уверенным в себе и востребованным обществом или же замкнутым, боящимся осуждения окружающих и постоянно ищущим одобрения — во многом зависит от родителей и порядков, царящих внутри семьи. Мы желаем каждому родителю сделать всё от него зависящее, чтобы его ребёнок рос целостной личностью, свободной от всяческих страхов и фобий.