Особенности социальной работы с подростками из неблагополучных семей. «Отогреться душой Причины появления неблагополучных семей

социальный поддержка несовершеннолетний неблагополучный

Социальная работа с подростками из неблагополучных семей применительно к различным субъектам деятельности включает в себя различные направления. В первую очередь это профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах.

Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры:

Создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);

Создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;

Создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками;

Организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой, прежде всего, с детьми и подростками группы риска и их семьями;

Создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т.д.);

Организацию детского досуга. Как показывают исследования, дети и подростки с девиантной направленностью имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного. Поэтому организация досуга детей и подростков является важным направлением воспитательно-профилактической работы. В понятие «досуг» входит широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной деятельности Герен, К.А. История социальной работы. М. : Искра, 2014. С. 216..

Досуговая сфера жизнедеятельности детей и подростков может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил детей и подростков, развитие их способностей и интересов и свободное общение со значимыми для ребенка людьми. Большую роль в организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования. Профилактика девиаций через включение ребенка в деятельность УДО подкрепляется возможностью создания ситуаций самоемей, склонных к реализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка;

Информационно-просветительскую работу.

Социальная работа с подростками из неблагополучных семей, склонных к девиантному поведению, включает в себя также и их социальную реабилитацию. Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона - от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе.

Общеобразовательные учебные учреждения располагают определенными возможностями для этого.

Реабилитация может рассматриваться и как результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. С. 164..

В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления существующего порока, а в процессе адаптации - приспособления к нему. Следовательно, реабилитация - это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками.

Следует различать различные виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую. Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания. Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем. Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни подростка. Социальная реабилитация - это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам.

Социально-педагогическая реабилитация - это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитатние. М. : Издательский центр «Академия», 2013. С. 96..

Роль школы в этом направлении трудно переоценить.

Социальная реабилитация включает три основных этапа: диагностики; создания и реализации реабилитационной программы; постреабилитационной защиты ребенка. Все эти этапы применимы в условиях общеобраовательнынх учреждений.

Диагностика предполагает исследование, направленное на определение уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов. Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности.

Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения. Постреабилитационная защита предполагает помощь ребенку после его выхода из реабилитационного центра в восстановление гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов.

Особого внимания требует работа с неблагополучной семьёй.

В настоящее время активно используются следующие модели помощи семье Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. С. 183.:

Педагогическая;

Социальная;

Психологическая;

Диагностическая;

Медицинская.

Использование той или иной модели зависит от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских отношений, от условий, в которых осуществляется помощь.

Педагогическая модель базируется на предположении о недостаточной педагогической компетентности родителей. Эта модель актуальная для работы в общеобразовательных учебных учреждениях.

Субъектом жалобы выступает ребенок. Используя данную модель, специалист ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителей, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств. Поэтому помимо анализа жизненной ситуации необходима помощь внешних сил (пособия, разовые выплаты и т.п.).

Психологическая модель используется, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, в личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров в общении и причин его нарушений.

Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или о своей семье. Объект диагностики - семья, дети и подростки с нарушениями общения.

Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Помощь заключается в проведении психотерапии (лечение больного и адаптация здоровых членов семьи к проблемам больного).

Как правило, в социальной работе используются различные модели в работе с родителями, что важно для оказания помощи детям из неблагополучных семей.

Объектом воздействия могут быть все взрослые члены семьи, ребенок и сама семья в целом, как коллектив. Действуя в интересах ребенка, специалист по социальной работе призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей, выявление проблем и трудностей семьи, стимулирование членов семьи к участию в совместной деятельности, оказание посреднических услуг в установлении связей с другими специалистами (психологами, медицинскими работниками, представителями правоохранительных органов и органов опеки и попечительства и др.).

Специалисты (М. А. Галагузова, Е. Я. Тищенко, В. П. Дьяконов и др.) считают, что деятельность с семьей должна протекать по трем направлениям: образовательному, психологическому, посредническому. Рассмотрим названные направления работы Оборин, В. Н. Семья в XXI веке: вызовы времени. М. : Сфера, 2014. С. 313..

1. Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи. Данное направление особенно актуально для образовательных учреждений.

2. Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию и основано на психологической и диагностической моделях. Такая поддержка направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным. Коррекция отношений осуществляется в том случае, когда в семье наблюдаются факты психологического насилия над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение его интересами и потребностями). Данное направление реализуется и в деятельности образовательных учреждений.

3. Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координации и информировании. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т.д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты. Данное направление основано на использовании медицинской и социальной моделей, оно актуально в ракурсе предмета настоящего исследования Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитатние. М. : Издательский центр «Академия», 2013. С. 96..

Работая с семьей, специалист нередко прибегает к социальному патронажу или надзору. Социальный патронаж - это форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда специалист по социальной работе находится в ее распоряжении долгое время, входит в курс всего происходящего, оказывая влияние на суть событий. Срок патронажа ограничен (4-9 месяцев). Одновременно специалист по социальной работе может патронировать не более двух семей, и в то же время под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им ранее Овсейчук, А. П. Экономические основы социальной работы. М. : Глобус, 2014. С. 116..

Специалист по социальной работе использует следующие формы надзора. Официальный надзор - это надзор, осуществляемый по поручению официальных органов (органы опеки и попечительства, органы управления образованием и т.п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль деятельности соответствующих социальных объектов. Неофициальный контроль - это взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных обязательств. Социальный надзор, осуществляемый не предполагает активных коррекционно-реабилитационных мероприятий со стороны специалиста; в этом его отличие от социального патронажа.

Семейное консультирование представляет собой оказание социальным педагогом консультативной помощи при возникновении проблем, конфликтов во взаимоотношениях между взрослыми и детьми.

Предметом консультирования являются:

В сфере жизнеобеспечения - трудоустройство, получение льгот, субсидий, материальной помощи и т. д.;

В сфере организации быта - организация уголка ребенка в квартире, привитие ребенку навыков гигиены, организация свободного времени и т.д.;

В сфере семейного здоровья - диагностика и профилактика заболеваемости, организация отдыха и оздоровления детей и т.д.;

В сфере духовного и морального здоровья - традиции и устои семьи, расхождение ценностных ориентации членов семьи и т.п.;

В сфере воспитания детей - решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей, педагогическая несостоятельность и неинформированность родителей;

В сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи - восстановление новых позитивных социальных связей, разрешение конфликтов, гармонизация детско-родительских и супружеских отношений Селиванова, Н. Л. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. М. : Педагогическое общество России, 2014. С. 300..

Таким образом, формы и методы социальной работы с подростками из неблагополучных семей направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, отказ преследования подростков. Основные модели, формы и этапы социальной работы с неблагополучной семьей способствуют коррекции детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата, социальной адаптации и социальной реабилитации детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Организационные социально-педагогические технологии;

Социально-педагогические технологии индивидуальной работы.

1. Организационные социально-педагогические технологии направлены на выявление детей группы риска, диагностики их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации.

На данном этапе работы происходит:

1 Формирование банка данных детей из неблагополучных семей. В него вносятся сведения об обучающихся и не обучающихся детях из неблагополучных семей. Осуществляя сбор данных необходимо дифференцировать проблематику детей и ситуации, в которых они оказались.

2 Диагностика проблем личностного и социального развития несовершеннолетних детей из неблагополучных семей. Это необходимо для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка, сведения о котором попали в банк данных.

3 Разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком, группой, общностью. По результатам диагностики определяется суть проблемы или совокупность проблем, подбираются адекватные психолого-педагогические, социальные средства для эффективного решения проблем.

4 Обеспечение условий реализации программ. На данном этапе происходит распределение сообразно целям и задачам программ, участие и ответственность всех привлеченных сторон.

5 Консультирование. Происходит консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей данной категории.

6 Межведомственное взаимодействие. Работа осуществляется в контакте с другими задействованными в этой работе лицами Овсейчук, А. П. Экономические основы социальной работы. М. : Глобус, 2014. С. 131..

Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми из неблагополучных семей, во-первых, позволяют конкретизировать особые проблемы ребенка, при этом динамичность и изменчивость состояния последнего принимаются за основу и учитываются как на момент первичной диагностики, так и во все время работы и по окончании социально-педагогического взаимодействия специалиста и ребенка.

Во-вторых, невыполнение задач любого этапа на практике приводит к необходимости его выполнения или повторения, но уже в условиях ухудшения социально - педагогической ситуации.

В-третьих, этап может рассматриваться как инструмент стабилизации положения ребенка

Деятельность специалистов обусловлена наличием какой-либо определенной проблемы, в данном случае это дети из неблагополучных семей. Поэтому наличие определенных социально-педагогических технологий, способно оказать реальную помощь специалисту в работе с данной категорией детей.

Кроме того, в своей индивидуально-профилактической работе с ребенком из неблагополучной семьи специалист должен руководствоваться общими заповедями:

Не навреди.

Не оценивай.

Принимай человека таким, какой он есть.

Соблюдай конфиденциальность.

Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом.

Не отнимай у клиента право отвечать за свои поступки.

Минимум специальных терминов.

Соблюдай принцип добровольности Овчарова, А. Ю. Справочная книга социального педагога. М. : Сфера, 2013. С. 213..

Семья призвана обеспечивать связь личности с социальными, экономическими и демографическими институтами в обществе и в потенциале располагает уникальными возможностями для интенсивного общения детей и родителей, передачи детям социальной программы общества - целей и ценностей, средств, которыми эти цели и ценности достигаются и сохраняются. Социальные результаты жизнедеятельности большинства семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия.

В неблагополучных семьях, где нет определенных норм и правил, несовершеннолетние дети попросту не могут выстраивать свои отношения сначала с родителями, а впоследствии со сверстниками, учителями и другими людьми. Все это приводит к тому, что дети замыкаются на своих проблемах. У них нарушается процесс социализации, рвутся социальные связи.

Таким образом, мы видим, что дети из неблагополучных семей представляют проблему для общества, так как общество нуждается в полноценных членах, а неблагополучие семьи порождает людей не готовых нормально функционировать в социуме.

Проект

Неблагополучные семьи.

Аннотация

Проект разработан и выполняется социальным педагогом МОУ «Вурнарская средняя общеобразовательная школа №1» Бобиной Н. Р. при поддержке администрации ОУ.

Проект имеет большое практическое значение, т. к. многие дети современной России оказываются в асоциальной, зачастую криминальной среде. Рост подростковой преступности сегодня становится государственной проблемой и грозит перерасти в национальную трагедию. Ежегодно в стране выявляется более 300 тысяч уголовных деяний несовершеннолетних, причем 100 тысяч из них совершается детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности.

На наших глазах идет деградация целого поколения. Появляется все больше детей бездомных, брошенных родителями. Анализ ситуации показывает, что падение уровня жизни многих россиян, крушение или ослабление влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей и подростков, прежде всего, института семьи, привели, во-первых, к значительному увеличению числа семей так называемой «группы риска» и, во-вторых, количества социальных сирот и подростков с девиантным поведением.
Эти дети, как правило, являются отторгнутыми семьей, обществом, государством. Отторжение семьей обусловлено дезадаптацией родителей, потерей ими жизненных ориентиров, алкоголизмом, наркоманией, безработицей, родительской некомпетентностью .

Отторжение обществом обусловлено падением ценности семьи и семейного воспитания, равнодушием к проблемам живущих рядом неблагополучных семей, незнанием неравнодушных, что делать .

2. Цель и задачи проекта .

Цель проекта : создание смысловых, содержательных и технологических оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства и реабилитации неблагополучных семейв микрорайоне школы; укрепление института семьи, возрождение семейных ценностейи традиций, укрепление межпоколенческих связей.

Задачи проекта :
- обучение добровольцев – волонтеров из числа родителей для работы с неблагополучными семьями;
- создание в школе микрогрупп специалистов, инициирующих привлечение родителейк работес неблагополучными семьями;
- проведение на базешколы семинаров с участием специалистов, родителей, детей-волонтеров для формирования их авторской позиции и проектирования собственной деятельности;
- оказание помощи неблагополучным семьям специалистами района и школы;
- оказание консультативной помощи специалистам, родителям, детям-волонтерам в процессе их деятельности;
- вовлечение родителей во внеурочную деятельность;

На базе школы организуются семинары для обучения родительского актива работе с неблагополучными семьями, микрогруппы волонтеров окажут в ходе проекта помощь неблагополучным семьям по возвращению детей в семью и школу, преодолению нарко- и токсикозависимости, алкоголизма родителей и детей; разрешению семейных конфликтов; созданию детям безопасных условий проживания в семье; включению детей с криминальной направленностью в социально-реабилитационные программы, в зависимости от потребностей семей. В ходе реализации этой деятельности организатор проекта планирует проведение консультаций для микрогрупп волонтеров.

Продолжительность реализации проекта – 2 года.

3.Степень реализации проекта

Неблагополучным семьям необходима активнаяи продолжительная поддержка со стороны школы. В настоящее время реализация проекта находится на первой организационной стадии. В зависимости от характера проблем оказывается таким семьям образовательная, психологическая, организационная, координационная помощь. Образовательная помощь родителям во взаимодействии с детьми заключается в предотвращении возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей, а так же помощь в воспитании. Психологическая , социально-психологическая поддержка , направленная на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекция межличностных отношений.

Организационная – организация семейного досуга.

Координационная - направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

В работе с семьей используются наиболее распространенные приемы консультирования: внушение, убеждение, художественные аналоги, мини-тренинги.

Наряду с индивидуальными консультативными беседами применяются групповые методы работы с семьей – тренинги, которые дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получать поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией, развивает активность и уверенность родителей.

Известно, что решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:

Ранее выявление и постановку на учет ребенка из неблагополучной семьи;

Определение причин неблагополучия семьи;

Осуществление информационной помощи семье;

Организацию профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска».

В настоящее время проводится следующая работа с неблагополучной семьей:

Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью.

Первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи.

Знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни.

Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод.

Изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций.

Изучение личностных особенностей членов семьи.

Составление карты семьи.

Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями.

Составление программы работы с неблагополучной семьей (подростком).

Выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

4. Стратегия и механизм достижения поставленных целей.

В рамках проекта будут реализованы новые виды услуг по профилактике детской безнадзорнрости, подростковой преступности и социального сиротства: подготовка межведомственной группы партнеров, занимающихся этой проблематикой в микрорайоне школы; сопровождение деятельности субъектов, занимающихся работой с неблагополучными семьями, профилактикой детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства (информационное, методическое, практическое); взаимодействие с различными структурами, занимающимися профилактикой детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства детей из неблагополучных семей, опыта продуктивного разрешения конфликтов квалифицированными специалистами и самими детьми; возникшего в школе нового эффективного вида помощи детям и семьям группы риска – детско-родительского волонтерства.

В школе накоплен определенный опытв работе с неблагополучными семьями. Это ивыявление семьи, идиагностика,и регулярная профилактическая работа, и обращение в различные учреждения, занимающиеся профилактикой правонарушений и работающие с семьями: ПДН при РОВД Вурнарского района, Прокуратура, КДН при Вурнарской районной администрации.

Для работыпо реабилитации неблагополучных семей школа в основном укомплектована кадрами, кроме психолога. Задача администрации: в ближайшеевремясоздать психологическую службу в школе.Определена группа специалистов, состоящая из социальных педагогов, классных руководителей, родительского комитета, попечительского совета школы. Отбор неблагополучных семей для реабилитации проводится по наблюдениям во время посещения и изучения семей классными руководителями и социальными педагогами.

5. Рабочий план реализации проекта .

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

Ответственные

Диагностика, выявление неблагополучных семей

Сентябрь, по необходимости в теч. года

Составление карты неблагополучных семей.

Сентябрь, октябрь

Классные руководители Социальные педагоги

Индивидуальная работа: посещение, составление акта

Постоянно

Классные руководители Социальные педагоги

Индивидуальное консультирование родителей и детей из неблагополучных семей

Постоянно

Классные руководители Социальные педагоги

Родительский всеобуч. Беседы на педагогические темы:

Вредные привычкидетей и родителей;

Совместное проведение свободного времени;

Личный пример родителей;

Профилактика правонарушений;

1 раз в четверть

Классные руководители Социальные педагоги

Совместная работа по реабилитации неблагополучных семей с Социальной службой района, ПДН, КДН при администрации Вурнарского района.

Рейды по неблагополучным семьям;

Вызов на КДН;

Обращение в Прокуратуру;

Помощь социальной службы;

Помощь в трудоустройстве безработных родителей, обеспечение детей из неблагополучных семей путевками в оздоровительный лагерь.

Постоянно

Классные руководители Социальные педагоги

Интерактивные формы работы с неблагополучными семьями:

Анкетирование родителей и детей из неблагополучных семей с целью выявления степени неблагополучия;

Тренинги для родителей, направленные на преодоление асоциальныхявлений в семье;

Тренинги для детей из неблагополучных семей, направленные на преодоление дезадаптации.

Постоянно

Социальные педагоги, психолог

Подготовка волонтеров из числа учащихся для работы с детьми из неблагополучных семей

Постоянно

Психолог

Подготовка волонтеров из числа родителей для работы снеблагополучнымисемьями.

Постоянно

Психолог

Привлечение родителей для организации мероприятий «родители и дети» с вовлечением детей из неблагополучных семей.

Постоянно

Классные руководители

Участие в процедурелишение родительских прав

По необходимости

Социальные педагоги

6. Конкретные результаты.

Проект находится на начальной стадии реализации. Сделано еще не все, но то, что сделано уже приносит результаты. В 2007 году началась подготовка волонтеров из числа учащихся 8 – 9 классов. В мае 2007 года эта команда и программа подготовки волонтеров заняла 3 место в Республиканском конкурсе волонтерских команд «Выбор за тобой». В 2007 году действовал родительский всеобуч, который охватил 60 % родителей. Занятия проводили различные специалисты: сотрудники ПДН, ЦРБ, социальный педагог. Планируется создание команды волонтеров из числа родителей для воздействия на неблагополучные семьи. Все неблагополучные семьи выявляются и ставятся на учет, изучаются. Налажена совместная работа с КДН и ПДН. Выстраивается единая система работы с неблагополучными семьями: выявление, изучение, посещение, беседы, вызов на Совет профилактики, КДН.

7. Механизм оценки результатов.

Проект оценивается прежде всего по результатам уменьшения количества неблагополучных семей. Еще один показатель успешности – улучшениеотношений в асоциальных семьях, увеличение числа родителей, отказавшихся от вредных привычек. Вовлечение детей из неблагополучных семей в работу ШПД, учреждений дополнительного образования. Мероприятия, запланированные в проекте, будут способствовать улучшению ситуации. Результаты проекта оценивает администрация ОУ.

8. Перспективы дальнейшего развития.

К сожалению, ежегодно списки неблагополучных семей пополняются новыми именами. Поэтому проект будет актуален и после его завершения. Естественно, он будет дополнен и модернизирован, будут включены новые приемы работы, но основа проекта остается. Финансирование за счет собственных средств.

9. Бюджет проекта.

Финансирование проекта осуществляется за счет собственных средств МОУ «Вурнарская средняя общеобразовательная школа №1» испонсорских средств.

1. Для проведения тренингов:

Бумага – 220 рублей;

Карандаши, ватман, краска для принтера – 500 рублей;

2. Для проведения мероприятий (премирование участников) – 500 рублей.

3. Для поддержки детей из неблагополучных семей – 1000 рублей.

Итого: 2250 рублей.

Социальная работа с подростками из неблагополучных семей включает в себя различные направления. В первую очередь это профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах. Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры:

  • - создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);
  • - создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;
  • - создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками;
  • - организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой, прежде всего, с детьми и подростками группы риска и их семьями;
  • - создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т.д.);
  • - организацию детского досуга. Как показывают исследования, дети и подростки с девиантной направленностью имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного. Поэтому организация досуга детей и подростков является важным направлением воспитательно-профилактической работы. В понятие «досуг» входит широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной деятельности. Досуговая сфера жизнедеятельности детей и подростков может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил детей и подростков, развитие их способностей и интересов и свободное общение со значимыми для ребенка людьми. Большую роль в организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования.

Социальная работа с подростками из неблагополучных семей, склонных к девиантному поведению, включает в себя также и их социальную реабилитацию. Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона - от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе. Реабилитация может рассматриваться и как результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции.

В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления существующего порока, а в процессе адаптации - приспособления к нему. Следовательно, реабилитация - это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками. Следует различать различные виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую. Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания. Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем. Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни подростка. Социальная реабилитация - это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам. Социально-педагогическая реабилитация - это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.

Социальная реабилитация включает три основных этапа: диагностики; создания и реализации реабилитационной программы; постреабилитационной защиты ребенка.

Диагностика предполагает исследование, направленное на определение уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов. Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения. Постреабилитационная защита предполагает помощь ребенку после его выхода из реабилитационного центра в восстановление гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов.

В современном обществе особенно остро встала проблема социальной адаптации и успешной интеграции в общество детей.

Педагогически направленная социализация детей из неблагополучных семей должна осуществляться во всех сферах воспитательной и образовательной работы, в том числе и в сфере досуговой деятельности.

Стержнем адаптации и интеграции детей из неблагополучных семей в общество является воспитание у них чувства дружбы, готовности к взаимопомощи. Очевидно, что критическим фактором, определяющим особенности развития детей из неблагополучных семей, трудности их обучения и воспитания, выступает отсутствие положительного влияние семьи.

А.Д. Жарков утверждает что каникулярное время относится к сфере наибольшего благоприятствования для развития личности, когда можно практически для каждого ребёнка создать ситуацию успеха. Именно успех придаёт силы, веру в возможность преодоления любых препятствий, создаёт основу для формирования высокой самооценки, проявления неординарности и индивидуальности ребёнка, без которых невозможно становление здоровой психики .

Досуговая деятельность детей в связи с этим должна быть многообразной, включать различные формы образовательной, творческой, спортивной деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы детей. Особое внимание должно уделяться созданию условий для свободного выбора ребёнком видов деятельности.

Л. Н. Галигузова говорит поскольку ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность, во время отдыха необходимо развивать у детей качества, от которых зависят их успехи в учёбе: интеллект, образное мышление, креативность. Для этого важно расширять конкретно – чувственный опыт: увеличивать “пространство обитания”, в каникулярное время чаще совершать с детьми прогулки за территорию школы, всевозможные экскурсии, менять обстановку, в которой дети занимаются досуговой деятельностью .

Необходимо увеличение числа и разнообразия тех предметов, которые предназначены для развития различных сторон психики младшего школьника. Огромное значение для развития детей данного возраста имеет манипулирование с песком, водой, пластилином, камешками, деревяшками. Именно в процессе такого манипулирования (переливание, пересыпание, изменение формы предметов при лепке, многократное соотнесение между собой различных объёмов, плоскостей, весов и т. п.) закладываются важнейшие наглядно – образные представления ребёнка о величине, форме, строении предметов.

Целесообразно разработать особый курс занятий по изобразительной деятельности и словесному творчеству, направленных на развитие воображения. Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны строиться не просто на копировании образца и отработке отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.

Для развития вербального интеллекта важно, чтобы дети рассказывали какие – ни будь истории, сочиняли сказки, рассказы, стихи.

Взрослый во время занятий с детьми должен быть предельно доброжелателен, поощрять малейший успех каждого ребёнка.

Л. Н. Галигузова утверждает что пассивность и неверие детей в то, что время после занятий можно провести интересно и с пользой для себя, обычно помогают преодолеть такие формы организации отдыха, как театрализация, анимация. С их помощью дети проигрывают различные жизненные ситуации, учатся ориентироваться в них, проявлять находчивость, сопереживать товарищу. Они полезны для развития общения со взрослыми и сверстниками, позволяют отработать навыки поведения в разнообразных конкретных ситуациях, в том числе трудных, конфликтных. Полезно учить детей не только правильно вести себя в различных ситуациях, но и как бы выходить за пределы актуальной жизненной ситуации (что и даёт, по существу, возможность овладеть этой ситуацией). Для этого можно проводить с детьми различные игры, в которых они должны вообразить, представить себе, что будет делать их сверстник (а ребёнок обычно идентифицирует себя со сверстником), чем может закончиться тот или иной его поступок. Можно разыгрывать подобные сюжеты по типу театральных сюжетов.

Выводы по 1 главе

1. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимы для того, чтобы в дальнейшем ребёнок успешно развивался и адаптировался к жизни в социуме, нашёл своё место в жизни. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка, учётом его интересов.

2. Результаты психологических исследований показывают, что большинство детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей имеют значительные проблемы личностного развития. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально - волевой сфере, в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к серьёзным проблемам адаптации этих детей.

3. Понятия “отдых” и “свободное время” взаимозаменяемы. Однако они не идентичны по смыслу. Когда говорят о свободном времени, имеют ввиду потенциальную возможность использовать его на что угодно. Некоторые люди проводят его неэффективно. Понятие «отдых» подразумевает использование человеком свободного времени для своего личностного развития.

4. Отдых может стать средством развития личности ребёнка, в чём заключены его воспитательные возможности. Но свободное время, не организованное должным образом, может привести к деформации личности, ограничению духовного мира человека, к различным проявлениям девиантного поведения. Организация детского отдыха должна вылиться в крупномасштабную социальную акцию, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка, профилактика девиантного поведения.

5.Сущностью отдыха детей младшего школьного возраста является их творческое поведение в свободной для выбора рода занятий и степени активности среде, обусловленное потребностями и интересами, направляемое (но не навязываемое) педагогами совместно с другими взрослыми.

6. При организации досуговой деятельности необходимо учитывать следующие факторы: быструю утомляемость детей, их неспособность сосредоточиться на длительное время, нарушения сна, недостаточное развитие навыков общения и совместной деятельности.


Похожая информация.


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Муниципальная средняя общеобразовательная школа №10

г. Тейково Ивановской области

«Рассмотрено» «Принято» «Утверждаю»

на заседании на педагогическом Директор МСОШ №10

Протокол №____ от совете протокол №__ от Приказ №___ от

«__»________ 20__г. «__»________ 20__г. «__»________ 20__г.

Кузьмина С. Е.

ПРОГРАММА РАБОТЫ

С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ

Разработана

Осиповой Инной Александровной,

Социальным педагогом

Оглавление

    Введение

«Это невозможно!» - сказала Причина.
«Это безрассудство!» - заметил Опыт.
«Это бесполезно!» - отрезала Гордость.
«Попробуй…» - шепнула Мечта.

Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы.

Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри – семейные. Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться «частным делом». Число детей, живущих в неблагополучных семьях неизвестно, однако есть основания полагать, что оно велико. Вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет число исков о лишении родительских прав. На учете в милиции сегодня состоит приблизительно 15000 родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих детей. Результаты выборочных исследований показывают, что в последнее время большое распространение получило внутрисемейное насилие.

Особенно часто страдают дети в возрасте 6 – 7 лет. Из них 70% отстают в умственном и физическом развитии, страдают разными психоэмоциональными расстройствами.
Ежегодно в стране от травм, отравлений погибают десять тысяч детей в возрасте до 14 лет. Многие дети уходят из дома и становятся беспризорниками. Одно дело, когда беспризорнику 16 – 18 лет, т.е. он в состоянии сам принимать решения и оценивать свои поступки. И совсем иное, когда родители пьют беспробудно, сами бродяжничают и ребенок предоставлен сам себе. Хочет ли он жить на улице, ночевать, где придется, воровать, или попрошайничать, чтобы не умереть с голоду? По–моему, ответ ясен. Очевидно, часть проблем может объясняться системой воспитания в семье. И мне кажется, что сегодня нужна государственная программа, которая позволила бы спасать ребятишек.

Данная программа имеет большое практическое значение, т. к. многие дети оказываются в асоциальной, зачастую криминальной среде. Рост подростковой преступности сегодня становится государственной проблемой и грозит перерасти в национальную трагедию. Ежегодно в стране выявляется уголовные деяния несовершеннолетних, многие из них совершается детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности.

На наших глазах идет деградация целого поколения. Появляется все больше детей безнадзорных, брошенных родителями. Анализ ситуации показывает, что падение уровня жизни многих граждан, крушение или ослабление влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей и подростков, прежде всего, института семьи, привели, во-первых, к значительному увеличению числа семей так называемой «группы риска» и, во-вторых, количества социальных сирот и подростков с девиантным поведением. Эти дети, как правило, являются отторгнутыми семьей, обществом, государством. Отторжение семьей обусловлено дезадаптацией родителей, потерей ими жизненных ориентиров, алкоголизмом, наркоманией, безработицей, родительской некомпетентностью .

Отторжение обществом обусловлено падением ценности семьи и семейного воспитания, равнодушием к проблемам живущих рядом неблагополучных семей, незнанием неравнодушных, что делать

    Цели и задачи программы

Цель программы : создание смысловых, содержательных и технологических оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, преступности и социального сиротства и реабилитации неблагополучных семей; укрепление института семьи, возрождение семейных ценностей и традиций, укрепление межпоколенческих связей.

Задачи:

    диагностирование и определение социально-педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребенка в семье;

    выявление и анализ факторов, обусловливающих социальную дезадаптацию;

    информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребенка;

    изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики;

    организация просветительской работы по овладению родителями психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания.

    проведение на базе школы семинаров с участием специалистов, родителей, детей;

    оказание помощи неблагополучным семьям специалистами района и школы;

    вовлечение родителей во внеурочную деятельность.

На базе школы организуются семинары:

    для обучения родительского актива работе с неблагополучными семьями, по возвращению детей в семью и школу, преодолению нарко- и токсикозависимости, алкоголизма родителей и детей;

    разрешению семейных конфликтов;

    созданию детям безопасных условий проживания в семье;

В ходе реализации программы планируется проведение консультаций для классных руководителей и родителей.

    Неблагополучная семья – что это?

Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает направленно идти к полному краху. Безверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны увеличивают уверенность в невозможности жить по-другому, формируют соответствующий образ жизни, который усваивают и дети. Мы говорим о детях из неблагополучных семей, т.е. о детях, семьях, о том, что случается с ребенком, если он окажется в неблагополучной семье. А что такое неблагополучная семья? Односложно ответить невозможно. Ведь все в мире относительно - и благополучие и неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие нет, одни ранимые, но все реагирующие, а другим все трын- трава, ничем их не проймёшь.

К сожалению, в настоящее время все большее число детей оказывается в положении острого социального неблагополучия. Плохая экология, рост социальной агрессии, экономические проблемы, распространение наркотиков, нестабильность семьи, родительская и педагогическая некомпетентность – эти и многие другие факторы становятся внешними ограничителями процесса развития ребенка.

Можно условно разделить неблагополучные семьи на три группы:

1. Превентивные - семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии неблагополучия.

2. Семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня.

3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе своих детей.

Возможна и следующая классификация неблагополучных семей:

    по количеству родителей - полная, неполная, опекунская, приемная, семья усыновителей;

    по количеству детей - малодетная, многодетная, бездетная;

    по материальному благополучию - малообеспеченная, среднеобеспеченная, хорошо обеспеченная;

    по проблемам родителей - семья алкоголиков, наркоманов, безработная, криминогенная, лишенная родительских прав, социально дезадаптивная.

Особо выделяются семьи педагогически несостоятельные; чаще всего они обнаруживаются тогда, когда в них имеются дети подросткового возраста.

Выявление семьи, нуждающейся в помощи и реабилитации, должно происходить как можно раньше. За 10 лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, психологически сломаться, утвердиться в таком варианте жизненного самоопределения, которое противоречит нормам общества.

Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции. Возраст ребенка может быть разным, но проблемы таких детей примерно одинаковы.

Основные направления работы с семьей:

1.​ Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку.

2.​ Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.

3.​ Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.

Работа с семьей проводится поэтапно. Ее эффективность зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с родителями. Разделение семей по причинам неблагополучия относительно, так как одна причина неразрывно связана с другой. Например, в семье, где злоупотребляют алкоголем, почти всегда наблюдаются конфликтные отношения между родителями и детьми, кроме того, такие семьи, как правило, имеют нестабильное финансовое положение, являются малообеспеченными. Логично сделать вывод: причин семейного неблагополучия может быть несколько, и они взаимосвязаны между собой. Однако одна из них играет ведущую роль, другая - второстепенную. А выбор форм и методов воздействия на семью зависит от ведущей причины семейного неблагополучия.

Работа с неблагополучной семьей проводиться по следующим этапам:

1-й этап. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества.

Средства:

1) беседа, установление сроков следующей встречи (приглашаются родители в школу);

2) посещение на дому, знакомство с родителями, родственниками, ближайшим

социальным окружением семьи.

3) заполнение социального паспорта, карты психологической помощи, карты психолого-медико-социальной помощи ребёнку

4) в начале каждого учебного года осуществляется точная диагностика личности и среды.

Целями диагностики являются:

    раннее выявление неблагополучных семей с целью реализации комплекса мер оказания социально-психологической помощи детям, подросткам и семьям;

    координация усилий всех органов, работающих с семьями социального риска;

    ознакомление семей с правовыми нормами.

С целью укрепления контактов внутри семьи привлекаются три поколения (бабушка, дедушка – мама, папа – ребёнок, подросток). Если родители идут на контакт с психологом и социальным педагогом, можно переходить ко 2-му этапу взаимодействия с семьей. Если контакт не установлен, то воздействие семье могут оказывать органы милиции, отдел по охране прав детства управления образованием и др.

2-й этап .

1)Изучение семьи.

Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия.

2) Диагностика причин семейного неблагополучия.

Средства:

Посещения на дому, акты обследования жилищно-бытовых условий, консультации, беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос;

Использование методов психологической диагностики (тесты, проективные методики и т.д.).

3-й этап. Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия

4-й этап. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации.

​ Семья, где родители злоупотребляют алкоголем

​ Конфликтная семья, требующая коррекции внутрисемейных отношений

​ Семья, где родители часто болеют, страдают хроническими заболеваниями. В такой семье ребенок испытывает недостаток в общении с родителями, которые нуждаются в помощи и поддержке со стороны педагогов, общественности, социума.

​ Малообеспеченная семья: индивидуальные беседы, консультации, посещения на дому.

​ Воспитание детей ближайшими родственниками (бабушка, дедушка, дядя, тётя). Приемлемы следующие формы и методы работы: индивидуальные беседы, консультации, как с психологом, так и с другими специалистами, посещения на дому, тренинги, психологические игры, планирование совместной деятельности.

5-й этап. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье.

6-й этап. Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьёй.

Методическая работа:

1. Изучение новинок методической литературы по вопросам коррекционной работы с неблагополучной семьёй.

2. Выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта работы по взаимодействию с семьёй.

3. Подготовка программно-методического обеспечения для осуществления работы по сопровождению семьи: памятки, рекомендации, выработка алгоритмов деятельности.

Также в работе с неблагополучными семьями можно использовать такие психолого-педагогические методы как: метод «поиска ресурсов», метод «выстраивания будущего», «прошлых воспоминаний», семейное консультирование. Основные вопросы, на которые надо ориентировать родителей следующие: «Что будет с Вашей семьёй через год?.. А через пять лет?», «Что в Вас самих может помочь Вам изменить жизнь к лучшему?», «Кто из Вашего ближайшего окружения может изменить Вашу жизнь к лучшему?», «Как наладить быт детей и поддерживать положительный микроклимат в семье?».

Практический опыт психолого-педагогического сопровождения позволяет утверждать, что наиболее эффективными являются следующие мероприятия:

    диспуты, беседы, ролевые и правовые, интерактивные игры, конкурсы нравственно-правовой тематики, как для детей, подростков так и для членов их семей, открытые уроки для родителей, совместные мастерские;

    занятия в тренинговом режиме для детей, направленные на формирование позитивных установок на ЗОЖ, отработку навыков уверенного поведения и умения противостоять давлению в обществе;

    родительские лектории по проблемам воспитания детей и подростков;

    занятия по психологическому просвещению педагогов;

    формирование семейных ценностей;

    творческие семейные выставки;

    работа совместных объединений детей и родителей;

    выполнение праздничных семейных творческих заданий;

    возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своего края;

    традиционные фольклорные игровые программы для родителей, детей, подростков («Рождественские посиделки», «Масленица», «Пасха»);

    проведение семейных праздников («Наша родословная», «Наши семейные традиции»), интеллектуальных игр «Как бы мы жили без книг», «Кораблекрушение»), праздников: «День матери», «Весну встречаем», «Горжусь своим отцом» и др.

    семейный досуг и творчество детей и взрослых;

    совместные праздники для детей, подростков и родителей;

    проведение конкурса «Моя семья»;

    конкурсы на лучший семейный альбом «Загляни в семейный альбом…»;

    посещение районных мероприятий, совместное участие и обсуждение с приглашением педагогов и психологов.

    Функции классного руководителя в работе с неблагополучной семьей

Основные функции классного руководителя в работе с неблагополучной семьёй и детьми из неблагополучных семей.

1. Создать благоприятную обстановку в классе вокруг учащегося из неблагополучной семьи.

2. Установить отношения партнерства и сотрудничества с неблагополучной семьей.

3. Планировать работу с неблагополучными семьями.

4. Создать банк данных о неблагополучных семьях и детях из неблагополучных семей, обучающихся в классе.

5. Создавать и реализовывать индивидуальные программы воспитания детей из неблагополучных семей.

6. Работать с учащимися группы по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.

7. Быть инициатором создания индивидуальных программ обучения детей из неблагополучных семей.

8. Вовлекать ребенка из неблагополучной семьи в кружки и клубы по интересам, в том числе в занятость выходного дня.

9. В случае необходимости быть инициатором активных действий по защите прав ребенка.

Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями.

1. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.

2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели - это, прежде всего их цели.

3. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.

4. Классный руководитель обязан поощрять успехи, замечать даже самые незначительные успехи.

5. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.

6. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.

При работе с неблагополучными семьями классному руководителю необходимо:

1. Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).

2. Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:

    Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание - это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.

    Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).

3. Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.

4. Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).

5. Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.

6. Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с проблемными группами родителей).

    Заключение

Я считаю, что магистральным направлением решения данной проблемы является система профилактических мероприятий. При таком подходе центр тяжести всей системы должен быть перемещён на работу с семьёй. Причём эта работа должна быть комплексной и включать в себя меры помощи социального (в том числе и материального), психологического, педагогического и юридического характера. Педагоги и психологи, берущие на себя миссию работы с этой проблемой, должны в полной мере обладать качествами зрелой личности. И качества эти – любовь, ответственность, забота и профессионализм. Жизнью доказано, что отсутствие любви, сострадания и поддержки – главные ошибки человечества. Хорошо, когда родители понимают, что, несмотря на все семейные проблемы, нельзя отнимать детство и радость у своих детей. Когда же этого понимания нет, на помощь детям приходим мы – педагоги, и в этом главный смысл нашей деятельности. Педагог подобен священнику – так говорят старцы.

А в заключении мне хотелось бы рассказать вам психологическую притчу.

Пять простых правил, чтобы быть счастливым.

Однажды осел фермера провалился в колодец. Он страшно закричал, призывая на помощь. Прибежал фермер и всплеснул руками:

Как же его оттуда вытащить?

Тогда хозяин ослика рассудил так: “Осел мой - старый. Ему уже недолго осталось. Я все равно собирался приобрести нового молодого осла. А колодец, все равно почти высохший. Я давно собирался его закопать и вырыть новый колодец в другом месте. Так почему бы не сделать это сейчас? Заодно и ослика закопаю, чтобы не чувствовать запаха разложения”.
Он пригласил всех своих соседей помочь ему закопать колодец. Все дружно взялись за лопаты и принялись забрасывать землю в колодец. Осел сразу же понял к чему идет дело и начал издавать страшный визг. И вдруг, ко всеобщему удивлению, он притих. После нескольких бросков земли фермер решил посмотреть, что там внизу.

Он был изумлен от того, что он увидел там. Каждый кусок земли, падавший на его спину, ослик стряхивал и приминал ногами. Очень скоро, всеобщему изумлению, ослик показался наверху - и выпрыгнул из колодца!

В жизни вам будет встречаться много всякой грязи и каждый раз жизнь будет посылать вам все новую и новую порцию. Всякий раз, когда упадет ком земли, стряхни его и поднимайся наверх и только так ты сможешь выбраться из колодца.

Каждая из возникающих проблем - это как камень для перехода через реку. Если не останавливаться и не сдаваться, то можно выбраться из любого самого глубокого дна.

Встряхнись и поднимайся наверх. Чтобы быть счастливым запомни пять простых правил:
1. Освободи свое сердце от ненависти - прости.
2. Освободи свое сердце от волнений - большинство из них не сбываются.
3. Веди простую жизнь и цени то, что имеешь.
4.Отдавай больше.
5. Ожидай меньше.

    Библиографический список

1.​ Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психолога».

2.​ Журнал «Социальный педагог», 2009г., № 4

3.​ Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос-Пресс, 2001

4.​ Понятие и типы неблагополучных семей// Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. -С.3-99

5.​ Беличева С.А. «Основы превентивной психологии».

    Приложения

Акт от _____________________________

(число, месяц, год)

обследования жилищно-бытовых условий обучающегося ______ класса

(Ф.И.О., дата рождения)

проживающего по адресу _______________________________________________________

Я, нижеподписавшаяся классный руководитель класса ______________________________

и нижеподписавшаяся социальный педагог школы _________________________________,

составили акт о том, что _______________ посетили семью обучающегося

(число, месяц, год)

_____________________________________________________________________________

(Ф.И. ребенка)

В результате чего выяснили:

    Семья проживает _______________________________________________________

(квартира, частный дом, барак, комната на общей кухне и т.п.)

    Наличие благоустройств ________________________________________________

(вода, свет, газ, отопление, туалет, ванна и т.п.)

    Санитарное состояние в помещении проживания __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(беспорядок, тараканы, относительный порядок, удовлетворительное состояние, чистота и порядок)

    Наличие у ребенка отдельной комнаты или уголка занятий. (нужное подчеркнуть)

    Во время посещения ребенок был занят _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(чем занимался ребенок)

    Материальное положение в семье, источник доходов __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(постоянная работа, случайные заработки, на содержании, пособия, алименты и т.д.)

    Взаимоотношения между членами семьи____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Классный руководитель_____________________

Социальный педагог _______________________