Вечен ли конфликт отцов и детей? Конфликт отцов и детей. Отцы и дети: семейная психология Конфликт отцов и детей в семье

Детско-родительские конфликты – одна из самых распространенных категорий конфликта в современности. Данный вид конфликта присутствует даже в благополучных семьях и представляет собой противоречия в отношениях между детьми и родителями.

В основном причинами возникновения конфликтов между родителями и детьми являются личностно-психологические факторы, присутствующие во взаимоотношениях родителей и детей.

Причины конфликтов родителей и подростков

Подростки в конфликте:

§ кризис переходного возраста;

§ стремление к самостоятельности и самоопределению;

§ требование большей автономии во всем – от одежды до помещения;

§ привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;

§ бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.

Родители в конфликте:

§ нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;

§ боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;

§ проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;

§ отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;

§ неподтверждение родительских ожиданий.

Внутрисемейные взаимоотношения делятся на два основных типа:

– гармоничный тип отношений (преобладание равновесных отношений, рациональное разделение психологических ролей внутри семьи, умение разрешать возникающие противоречия);

– дисгармоничный тип отношений (негативно окрашенные отношения супругов приводят к конфликтному взаимодействию супругов, последнее способно вызвать отрицательные эмоции и чувство беспокойства у детей; теряется уважение к родителям, нарушаются психологические роли, увеличивается напряженность).

Дисгармоничный тип внутрисемейных отношений приводит к конфликтам между родителями и детьми и проецирует деструктивный способ воспитания .

Особенности деструктивного воспитания:

– чрезмерные запреты для детей в значимых для них сферах жизнедеятельности;

– использование угроз в требованиях к детям;



– осуждение неверных действий ребенка взамен поощрениям и похвале за достижения и успехи;

– непоследовательность и противоречивость действий родителей;

– несовпадение взглядов родителей в вопросах воспитания.

Причинами детско-родительских конфликтов может быть неадекватная реакция родителей на возрастные кризисы детей (кризис 1 года, кризис 6–7 лет, кризис полового созревания и т. д.).

Возрастные кризисы

– переходные периоды развития ребенка, вызывают повышенную раздражительность у ребенка. Агрессивное поведение детей, отрицательное отношение к приемлемым до этого требованиям – причины конфликтного взаимодействия. Задача родителей и детей состоит в сглаживании отношений в этот период, обоюдном стремлении идти на компромиссы.

Виды конфликтов родителей и детей подростков:

1) конфликт неустойчивости родительской оценки ребенка;

2) конфликт при снижении планки самостоятельности ребенка, чрезмерный контроль;

3) конфликт сверхзаботы;

Конфликт в отношениях и действиях родителей вызывает особую реакцию удетей, выражающуюся в разных стилях поведения ребенка :

– демонстрация негативного отношения, оппозиция по всем вопросам;

– неподчинение предъявляемым требованиям;

– избегание общения с родителями, сокрытие информации о себе и своих действиях.

Исходя из этого основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:

1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.

2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.

3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.

4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.

(Дополнение: Памятка для родителей

Уважаемые папы и мамы!

Конфликтная ситуация может коренным образом изменить Вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

§ Прежде чем Вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого Вы хотите получить.

§ Утвердитесь в том, что этот результат для Вас действительно важен.

§ В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

§ Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

§ Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

§ Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

§ Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.

§ Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

§ Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

§ Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее Вас.

§ Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.

§ Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.

§ Чтобы ребенок выполнил то, что Вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.

§ Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.

§ Не создавайте в семье “революционную ситуацию”, а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.

§ Не забывайте слова И.В. Гете: “В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках”.

За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?

§ За то, чтобы перестать быть ребенком.

§ За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.

§ За утверждение среди сверстников.

§ Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.

Советы для родителей:

§ Необходимо помочь подростку найти компромисс души и тела.

§ Все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не используя ярлыков.

§ Нужно подробно познакомить подростка с устройством и функционированием организма, подобрать соответствующую литературу по этому вопросу.

§ Необходимо помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.)

Большинство семей испытывают внутри себя постоянные конфликты между членами семьи. Часто это происходит между детьми и родителями. Причин для этого может быть много.

Дети конфликтуют все время, стараясь отстоять свою точку зрения, которую так тяжело понять и допустить взрослым. Дети способны устраивать ссоры не только с матерями, но и с отцами.

Противостояния между отцами и детьми уже давно стало проблемой многих семей. Конечно, многие скажут, что просто неблагодарны. Родители подарили им жизнь, дают образование, ставят их на ноги и помогают до старости. Но имея такие мысли при воспитании ребёнка, родители часто приходят к тому, что начинают постоянно контролировать его, навязывать свои мысли, выбирать ему друзей, интересы и т. д. На мнение взрослых они делают это все во благо своему чаду, и не совсем задумываются о том, насколько они этим наносят вред детской психики.

Часто родители хотят в своём ребёнке воспитать нереализованные свои мечты, тем самым ограничивая его свободу и возможности реализации планов.

Все эти и другие меры в воспитании приводят к тому, что дети начинают убегать из дома, спешат стать взрослыми и самостоятельными. Таким образом, они показывают родителям своё право выбора судьбы.

Тяжелей всего отношения складываются между отцами и детьми. Отцы не могут быть плохими или хорошими, просто у каждого поколения своя психология развития и с этим трудно бороться.

Ещё маленькими дети все время капризничают и плачут. Матери такие перепады настроения ребёнка переносят без эмоциональных всплесков, чего не скажешь про отцов. Весь день, отработав на работе, он приходит домой, чтобы побыть со своей семьёй, посмотреть телевизор, почитать и просто отдохнуть, а тут такое. Конечно же, у отцов нервы сдают, и они начинают кричать на ребенка, в результате чего происходит бесконечный конфликт.

Статья Избалованный ребенок - перевоспитание без последствий

С взрослением малыш будет всё больше и больше жаждать свободы, тем самым вызывая ещё большие конфликты с отцом. Отцы, как и матери, желают, чтобы их дети находились под присмотром постоянно независимо от возраста и поэтому их разговоры об отдельной жизни откладывают как можно дальше. Дети терпят, но жизнь под одной крышей с папой и мамой их постепенно нагружает и как следствие возникает конфликт. Ярче всего на этой почве он происходит в разговоре с отцом. Мамы более сговорчивы и стараются угодить своему ребёнку, найти компромисс, а вот папы испытывают страх перед такой самостоятельностью.

Выходом в такой ситуации будет построение единой команды. Отцы должны научиться доверять своему ребёнку и различать его взгляды на жизнь. Став для своего чада не только родителем, но и другом можно быть уверенным в том, что он будет работать над общей целью семьи и займёт соответствующее место в социуме.

Если же отцы будут продолжать держать свой авторитет, конфликт может разгореться с такой силой, что ребёнок просто покинет семейное гнездо. Иногда дети из-за такого поведения даже прерывают любые связи с родными, все зависит от детского темперамента. В результате чего обе стороны получат психологические травмы, которые негативно отразятся на будущей жизни ребёнка.

Отцы и дети конфликтуют на протяжении многих веком. Старших все время раздражает громкая музыка, постоянный приход друзей, поздние возвращение и т. д. Тут-то и начинается борьба за власть. Некоторые психологи считают, что это происходит из-за частых стрессов. Поэтому чтобы предотвратить вражду между отцами и детьми, взрослым нужно уделять себе внимание, расслабляться, отдыхать. Если дети маленькие можно попросить побыть с ними родственником, а самому в это время съездить с женой в ресторан, на озеро или прогуляться по парку. Во время уединений не нужно заводить разговоры о детях лучше это время посвятить только себе.

Беседа психолога на тему: «КОНФЛИКТ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ. ПОБЕДА БЕЗ ПОБЕЖДЕННЫХ.» АБДЕЕВА Г.Ф, преподаватель ГАУ СПО «Лениногорское музыкально-художественное педагогическое училище» На всем протяжении развития человечества стоит вопрос о взаимоотношениях детей и родителей. Почему одни желая счастья другим, доставляют огорчения? Почему самые близкие люди не могут понять друг друга? Известные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?» всегда стоят во взаимоотношении поколений. Порой эти взаимоотношения перерастают в конфликтные ситуации. Под конфликтом будем понимать - процесс развития и разрешение противоречивых целей, отношений и действий людей, определяющихся объективными и субъективными причинами. Он протекает в двух диалектически взаимосвязанных действиях сторон на индивидуальном и групповом уровнях . Любой конфликт имеет следующие структурные элементы: · Участники конфликта с их характеристиками; · Причины и источники конфликта, а также противоречивых целей в конфликте; · Взаимодействия, т.е. всевозможные формы конфликтного поведения и действия на разрешение конфликта; · Физическая и социальная сфера или условия, в которых протекает конфликтный процесс; · Последствия конфликта, которые зависят от того, как протекал конфликт, каковы его причины, условия, острота и длительность, а так же масштабы. Рассмотрим в нашем случае только два элемента: участников и причины. Наиболее сильно противоречия между родителями и детьми протекают тогда, когда последние достигают определенного возраста, который принято называть переходным, когда происходит становление личности. В этом возрасте из всех доминирующих мотивов на первое место выходят: самоутверждение, определение своего статуса (иногда необоснованно завышенного). В одиннадцать лет (с началом полового созревания) меняется поведение, подросток становится более импульсивным, демонстрируя частую смену настроения, он нередко ссорится со сверстниками. Поскольку именно в этом возрасте наблюдается развитие важной сферы, постольку авторитетность со стороны родителей и педагогов воспринимается иначе, чем в детстве. Подросток, воспитанный в атмосфере жесткого контроля и непрерывной опеки, оказывается беспомощным и чрезвычайно зависит от постороннего влияния. Избыточная регламентация и тоталитаризм ведет к отрицанию ценностей и авторитетов, опирающихся на любовь, доброту и уважение. Другим мотивом является понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители. Требования, идущие со стороны родителей, в этот период сохраняют свое влияние на подростка лишь при условии, что они значимы и за пределами семьи, в противном случае они вызывают протест. Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, поэтому подросток склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики. В возрасте примерно с 4 лет быстро развиваются мыслительные операции, поэтому подросток приписывает безграничные возможности своему мышлению, способному, по его мнению, преобразовывать окружающую среду. Он начинает интересоваться психологией, критически относится к родителям, становится более избирательным к дружбе. Максимализм самостоятельности - главная особенность подростков. Испанский психолог Предо провел эксперимент. Отобрал две группы подростков 8-11 и 14-17 лет (по 25 человек). Среди них были только те, которые считали своего отца самым любимым и уважаемым человеком. Все они должны были оценить показатели своего отца и своего лучшего друга в физических упражнениях. 20 подростков из одной группы и 19 из другой оценили шансы своих сверстников выше. В реальных сравнениях итог был наоборот. Оказалось, что за переоценкой результатов сверстников стоит неосознанная, но резко повышенная самооценка: подростку хочется самоутвердиться и обогнать отца . Немаловажным в юношеском возрасте является осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести. Ведущим мотивом поведения выступает желание утвердиться в коллективе ровесников, завоевать авторитет, уважение и внимание товарищей. Для него особенно важны ситуации, связанные с напряжением и риском. Предметом его постоянного внимания являются такие качества характера, как целеустремленность, решительность, выдержка. Для того чтобы обнаружить эти качества у себя, он нередко провоцирует стрессовые ситуации, конфликты, обостряет дискуссии резкими выпадами, излишней прямотой. Родители видят в своих детях продолжение себя. Стремление достичь того, что им не удалось сделать. Чаще всего это происходит на подсознательном уровне в отрыве от желания самого ребенка. Считая своих детей несовершенными и не сознательными, они думают, что только родитель дает право на определение их (детей) дальнейшей судьбы. При этом часто забывают, что мотивации родителей и детей различны. Если у подростков на первом месте стоит определение своего места в обществе и позиция окружения, то у родителей главной мотивацией служит безопасность и материальное благосостояние. Подросток живет в семье и семья для него является средством безопасности и материального достатка, как само собой разумеющееся. Поэтому данные мотивы не очень его волнуют, они ни как не могут быть преобладающими мотивами, пока человек не будет самостоятельным. С другой стороны родители прошли уже период становления и самоутверждения в жизни, но, имея в своем жизненном опыте ошибки и трудности, стараются оградить от них своих детей. Забывая при этом, что человек не может учиться только на положительном. Что бы «познать, что такое хорошо и что такое плохо» подросток должен все это пропустить через себя. Роль родителей в этом процессе заключается в том, что бы ребенок не допускал фатальных и неисправимых ошибок, смягчая и не допуская до крайности процесс жизненного познания. Другая проблема взаимоотношения детей и родителей - это смена жизненных условий и преобладающих ценностей. Меняется жизнь, меняется мода, но не изменяется жизненный уклад человека. С ростом технического прогресса процесс изменения образа жизни меняется быстрее, чем успевает к нему адаптироваться человек. Например, тридцать лет назад главной духовной пищей являлись книги, театр, кино; двадцать лет назад преобладать стало кино и телевиденье; десять лет назад телевидение и видео прочно вытеснили все остальное. Сегодня видео уже уступает интернету и компьютерным технологиям. Молодое поколение сегодня предпочитает виртуальное общение и виртуальное познание мира всему остальному. Уход от традиционного уклада жизни, заменяя его американским стилем, старшим поколением воспринимается крайне негативно. В то же время молодое поколение не имеет возможности сравнивать, воспринимает его как единственно верный стиль и подстраивается под его жизненные ценности. Кроме того, приходится сталкиваться с такой проблемой, как акселерация - это ускорение биологического созревания. Сегодняшние 16-17 летние по полову созреванию соответствуют 19-20 летним семидесятых годов. Сталкиваясь с акселератором, который на голову выше родителей взрослые порой не представляют себе, что перед ними, по существу, еще ребенок и что к нему следует предъявлять соответствующие требования. В то же время молодежь значительно позже, чем их сверстники начинают самостоятельную жизнь. Как отмечал Б.Г. Ананьев , наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость) и личность (гражданская зрелость) не совпадают во времени. Самосознание, которое 40-50 лет назад развивалось к 17-19 годам, формируется сейчас к 23-25 годам. Затягивающий интервал учебы приводит некоторых юношей к безответственному инфантилизму. Трудно вступает на стадию собственной трудовой жизни, они долго остаются иждивенцами родителей. 4 чувство обладания благами, которые не заработаны самостоятельно, а получены от родителей может притупить честолюбие и породить инфантилизм и иждивенчество. Не следует забывать, что человек становится зрелым только тогда, когда несет ответственность за себя и других. Конфликтные ситуации между детьми и родителями, это не особенность какого-либо периода. Это проблема существует на протяжении развития человечества (библейский сюжет «возвращение блудного сына» и другие примеры истории), она существует не только на субъективном, но и на объективном уровне (независящим от особенностей человека). Другой вопрос: Как решить эту проблему? Плотность проблемы в том, чтобы стремление решение исходило от обеих сторон, потому что в данной ситуации важна не правота и отстаивание своей позиции, а нахождение общих приемлемых критерий. Нынешние дети будут родителями и у них возникнет в свое время та же проблема со своими детьми, которая стоит сейчас у них со своими родителями. Важно не забывать те чувства и те эмоции, которые сейчас испытывают они в виде непонимания своих самых близких людей на свете - родителей. Литература: 1. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликт /Уч. пособие - М.: Юристы, 1997-240с. 2. Кон И.С. Социология личности - М., 1967 3. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и контактность восприятия - М., 1968

Каждый родитель, воспитывая своего ребенка, души в нем не чает. Дитя отвечает взаимностью, но до определенного времени. В какой-то момент чадо отдаляется от своего предка. Конфликт отцов и детей - вечная тема. Избежать его невозможно. Но эта проблема, как и любая другая, вполне решаема. Достаточно найти необходимую информацию, и конфликт между отцами и детьми уже не будет казаться неразрешимым.

В чем заключается конфликт

В определенный момент такой конфликт является главной проблемой в Родители хватаются за голову, не зная, что делать с взбунтовавшимся ребенком. Все слова и действия, которые раньше были результативными, на этом этапе оказываются совершенно бесполезными. Ребенок готов взорваться по любому поводу, он отрицательно реагирует на все предложения со стороны своих предков. В итоге родители и дети ссорятся. Это может привести к очень печальным последствиям (голодовка, уход из дома, самоубийство). Даже временное отчуждение может кардинально изменить отношения между родственниками. Если «холодные нотки» в поведении чада уже заметны, значит, пора принимать определенные меры.

Причины непонимания между родителями и детьми

Непонимание может возникнуть из-за целого ряда причин. И чаще всего виноват именно родитель. Ведь он намного старше и, соответственно, опытнее и мудрее. Многих конфликтов можно легко избежать. Но взрослые упираются, стараются удержать привычную позицию, поэтому повышают голос на ребенка и даже поднимают на него руку. Естественно, чадо идет в контратаку и показывает свой характер не с лучшей стороны.

Причины появления конфликта

Конфликт отцов и детей чаще всего возникает по следующим причинам:

  1. Проблемы в школе. Плохая успеваемость ребенка, жалобы учителей на плохое поведение, абсолютное нежелание выполнять домашнее задание.
  2. Порядок в доме. Его несоблюдение становится причиной для ссор между родителем ребенком практически любого возраста.
  3. Ложь. Мамы и папы крайне недовольны детским враньем. Каждый ребенок хотя бы раз солгал своим родителям. После того как правда "выплывает наружу", происходит очередной скандал.
  4. Шум. Дети по своей натуре подвижны, поэтому они создают много шума (звук телевизора, громкая музыка, крики и аудиоигрушки).
  5. Непочтительное отношение к старшему поколению. Такое поведение возмущает родителей, поэтому они ругают ребенка.
  6. Требование подарков. С этой проблемой сталкивается каждый родитель. Чадо знает только слово «хочу», поэтому неприобретенная вещь становится поводом для обид со стороны ребенка.
  7. Друзья подростка очень часто вызывают подозрение и отца и матери. Это недовольство они стараются донести до ребенка, который и слышать ничего об этом не хочет.
  8. Внешний вид. Неопрятная внешность, современная манера одежды и вкус ребенка очень часто становятся причиной конфликта.
  9. Домашние животные. Ссора возникает либо из-за недостаточного ухода ребенка за своим питомцем, либо из-за его чрезвычайного желания завладеть им.

Конфликт глазами ребенка

Конфликт родителей и детей чаще всего возникает, когда у последних начинается подростковый период. Это невероятно сложное время как для мамы с папой, так и для самого ребенка. Чадо начинает корректировать свой характер, исходя из убеждений друзей, старшеклассников, но никак не родителей. Он познает этот мир с другой стороны, активно развивается физически и начинает интересоваться противоположным полом. Но, несмотря на "взрослый" внешний вид, психоэмоциональное состояние подростка очень нестабильно. Неосторожно брошенное слово может развить целый ряд комплексов.

Ребенок становится нервным и закрытым. Он старается избегать общества родителей, вместо этого больше времени уделяет своим друзьям или предпочитает оставаться в одиночестве, закрывшись в своей комнате. Любая критика отвергается сразу же. Подросток становится грубым, начинает повышать голос на отца и мать. У него наблюдаются частые перемены настроения. Если конфликт достиг критической точки, то возможны попытки ухода ребенка из дома или осознанное нанесение себе физических увечий.

Конфликт глазами родителей

Линия поведения родителей также не отличается своей оригинальностью. Реакцию можно разделить на материнскую и отцовскую.

Мамы реагируют более мягко, но чаще именно они и являются причиной возникновения ссор. Стремясь стать для своего ребенка лучшим другом, родительница окружает чадо чрезмерным вниманием. Мнение навязывается по любому вопросу, начиная от внешнего вида и заканчивая предпочтениями в музыке и фильмах. Это раздражает ребенка и приводит к конфликту.

Отцовская реакция несколько иная. Папа - добытчик в семье. Поэтому он старается привить ребенку такие понятия, как тяжелый труд, ценность вещей и во благо семье. Подросток в силу своего возраста не понимает этого и негативно реагирует на отцовское воспитание.

Что делать, если конфликт "родитель-ребенок" все же возник?

Необходимо принимать срочные меры. Для этого есть несколько вариантов решения:

  1. Спокойная беседа в узком кругу. На семейном совете следует выслушать каждого участника конфликта. Ни в коем случае нельзя повышать голос и перебивать собеседника. Также нежелательно задавать вопросы во время высказывания оппонента. Такой диалог практически всегда имеет положительный результат.
  2. Список правил. Все члены семьи распределяют обязанности между собой и правила поведения в доме. Все пункты обсуждаются совместно, а не назначаются главой семьи (или бунтующим подростком).
  3. Признать неправоту. Родитель очень не любит это делать, но именно этот шаг помогает подростку пойти навстречу.

Отцы и дети - конфликт поколений, знакомый каждому. Но избежать его можно и нужно. Для этого достаточно следовать следующим советам:

  • принимать ребенка следует таким, какой он есть, не стоит навязывать ему свои вкусы и предпочтения;
  • категорически запрещено повышать на ребенка голос;
  • попрекать ребенка своими достижениями непозволительно;
  • наказывать подростка следует аккуратно, без принятия жестких мер;
  • интересоваться жизнью ребенка нужно аккуратно, как бы невзначай;
  • не стоит забывать про сантименты (объятия и поцелуи), но их количество должно контролироваться;
  • нужно постоянно хвалить ребенка и акцентировать внимание на его положительных чертах;
  • нельзя заставлять подростка что-то делать, его стоит попросить.

И, главное - не стоит забывать о том, что каждый человек индивидуален и у него есть свой путь и своя судьба.

Вечный конфликт отцов и детей в литературе

Как уже говорилось, данная проблема отнюдь не нова. Конфликт родителей и детей освещен многими классиками русской литературы. Наиболее ярким примером является роман И. С. Тургенева «Отцы и дети», конфликт поколений в котором описывается чрезвычайно ярко. Д. И. Фонвизин написал замечательную комедию «Недоросль», А. С. Пушкин - трагедию «Борис Годунов», А. С. Грибоедов - «Горе от ума». Эта проблема интересует не одно поколение. Литературные произведения на данную тему являются лишь подтверждением вечности существующего конфликта и его неизбежности.

Проблема поколений неприятна для обеих сторон. Не стоит закрываться в панцире и надеяться на время, которое разрешит конфликт отцов и детей. Стоит идти на уступки, быть мягче и внимательнее. И тогда у детей и родителей будут невероятно теплые и доверительные отношения.

Часто в основе конфликта лежит желание родителей настоять на своём. Дети, находясь под давлением со стороны родителей, начинают сопротивляться, а это приводит к непослушанию, упрямству. Нередко родители, требуя что-то или запрещая детям что-либо делать, не достаточно объясняют причину запрета или требований. Это приводит к непониманию, следствием чего является взаимное упрямство, а иногда и вражда. Необходимо найти время для бесед с ребёнком, аргументировать все запреты, требования, которые выдвигают родители. Многие папы и мамы возмутятся, где найти время, если надо работать в несколько смен, чтобы обеспечить материальные нужды семьи. Но если не будет нормальных отношений в семье, то кому нужно это материальное обеспечение?

Нужно обязательно вместе с ребёнком гулять, беседовать, играть, читать полезную литературу. Также причиной конфликта между отцами и детьми может быть ограничение свободы последних. Следует всегда помнить, что ребёнок это самостоятельная личность, которая имеет право на свою свободу. Психологи выделяют несколько этапов взросления ребёнка, когда обостряется непонимание между детьми и родителями. В это время конфликты с взрослыми возникают чаще. Первый этап - это ребёнок в возрасте трёх лет. Он становиться более капризным, упрямым, своевольным. Второй критический возраст - это семь лет. Опять наблюдается в поведении ребёнка несдержанность, неуравновешенность, он становиться капризным. В подростковом возрасте поведение ребёнка приобретает негативный характер, уменьшается работоспособность, на смену старым интересам приходят новые. В это время родителям важно правильно себя вести.

Когда ребёнок рождается на свет, его семья становиться для него эталоном поведения. В семье он приобретает такие качества как доверие, страх, общительность, робость, уверенность. А также он знакомиться со способами поведения в конфликтных ситуациях, которые ему демонстрируют родители, сами того не замечая. Поэтому важно, чтобы родители и окружающие ребёнка были более внимательными в своих высказываниях и в поведении. Все конфликтные ситуации стараться сводить к минимуму и решать их спокойно. Ребёнок должен видеть, что родители радуются не тому, что добились своего, а что удалось избежать конфликта. Нужно уметь просить прощения и признавать свои ошибки перед детьми. Даже если ребёнок вызвал у вас массу негативных эмоций, которым вы дали волю, следует успокоиться и объяснить ребёнку, что нельзя таким образом выражать свои чувства. К конфликту может привести вопрос дисциплины ребёнка.

Пока ребёнок маленький, родители ограничивают его свободу, устанавливают границы, в которых ребёнок чувствует себя защищённым. Маленькому ребёнку необходимо чувство безопасности, комфорта. Он должен ощущать себя центром, вокруг которого всё делают для него. Но по мере взросления ребёнка, родителям необходимо с помощью любви и дисциплины перестраивать его эгоистичную природу. Некоторые родители этого не делают, окружив ребёнка любовью и заботами без какой - либо дисциплины. Взрослые, стремясь избежать конфликтов, дают полную свободу ребёнку, из которого вырастает эгоист с неуправляемым поведением, маленький тиран, манипулирующий своими родителями.

Другая крайность - это родители, требующие беспрекословного выполнения всех своих требований. Воспитывая ребёнка, такие родители каждый раз показывают ему, что он находится в их власти. Дети принявшее это страдают от отсутствия самостоятельности, вырастают запуганными, без родителей не могут ничего сделать.

И наоборот, дети, которые сопротивлялись требованию взрослых, чаще вырастают озлобленными и неуправляемыми. Задача родителей - найти середину, сохранить чёткую родительскую позицию наряду с заботами о чувствах и потребностях ребёнка. Ребёнок - это личность, которая имеет право, на своё детство, на свою жизнь со своими ошибками и победами. В подростковом возрасте, когда ребёнку исполняется 11-15 лет, ошибка родителей заключается в том, что они не готовы увидеть в своём дитя нового человека, у которого есть свои идеи, цели, не совпадающие с представлениями родителей. Наряду с физиологическими изменениями у ребёнка - подростка наблюдаются скачки настроения, он становиться раздражительным, ранимым.

В любой критике в свой адрес видит нелюбовь к себе. Родителям подростка необходимо приспособиться к новой ситуации, изменить некоторые старые взгляды, правила. В этом возрасте есть вещи, на которые подросток вполне законно претендует. Он может пригласить на свой день рождение своих друзей, а не тех которых навязывают родители. Он может слушать музыку, которая нравится именно ему. И многие другие вещи, которые родители должны контролировать, но не так выражено как раньше. Следует понизить родительское внимание на жизнь ребёнка, позволяйте проявлять ему больше самостоятельности, особенно в интересах семьи.

Но при этом нельзя терпеть дерзость и грубость со стороны подростка, он должен чувствовать границы. Задача родителей состоит в том, чтобы подросток почувствовал родительскую любовь, знал, что его понимают, и всегда примут такого, какой он есть. Конечно, с одной стороны родители дали жизнь ребёнку, воспитали его, дали ему образование, поддерживают в трудных ситуациях.

С другой стороны родители, постоянно хотят контролировать своё чадо, влиять на его решения, на выбор друзей, интересов и т.д. Даже если родители дают детям полную свободу, как им кажется, всё равно они сковывают ребёнка в реализации каких-то планов, даже не замечая этого. Поэтому рано или поздно дети уходят от родителей, но некоторые уходят со скандалом, чувством обиды к родителям, а другие уходят с благодарностью, с пониманием со стороны родителей. Вот такой он, конфликт, отцы и дети в семье — две стороны правды.Надеемся, что в вашей семье будет царить согласие.