Особенности организации досуга. Особенности организации детского досуга в праздничном агентстве. Общая характеристика Креативного центра «Созвездие», как субъекта организации детского досуга

смены, и будут иметь возможность проявить полученные знания и умения на практике. Кроме того, на этом этапе смены функционируют мастер-классы. В ходе их работы комсорги получают информацию об особенностях организации конкретных форм деятельности (маршрутная игра, конкурсная программа, ток-шоу, комплексное дело, ярмарка и т.д.), а также овладевают способами и приемами (инструментарием) организации каждой их этих форм. Далее на общем сборе отряда выбираются комсорги, которые войдут в совет дела по подготовке общелагерного дела по этой форме. Совет дела работает в течение двух дней и на следующий день проводит общелагерное дело. Состав совета дела постоянно меняется. Комсорги, принявшие участие в работе совета дела, далее участвуют в подготовке творческих выступлений отряда. Состав каждого последующего совета постоянно обновляется. Это позволяет старшим подросткам максимально выразить себя, взаимодействовать со сверстниками и накапливать коммуникативный опыт.

Формирующий этап подразумевает включение старших подростков в социально-ориентированную деятельность, способствующую эффективному формированию опыта конструктивного взаимодействия. Каждый отряд разрабатывает собственную программу деятельности, которую впоследствии защищает в экспертном совете и затем реализует. Программа отряда органично вписывается в общую программу лагеря, а цель не противоречит главной цели лагеря, таким образом, программа отряда и дела, с помощью которых она реализуется. Таким образом, создаются условия, для того чтобы сформировать у данной личности умение вступать в продуктивное взаимодействие, выработать такой стиль общения, который позволяет вступать в контакт с лицами, занимающими различные социальные позиции.

Опыт показывает, что у ребят, побывавших в «Комсорге» четко прослеживается динамика формирования опыта конструктивного взаимодействия.

Грушецкая Ирина Николаевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА

Статья посвящена особенностям проведения свободного времени молодежью, описаны формы досуга, требования, особенности и учреждения, занимающиеся организацией досуга.

Ключевые слова: досуг, интернет, молодежь, студенчество.

Период ученичества, студенчества, в котором находится большая часть моло-. дёжи - время, когда с одной стороны ослабевает контролирующая и регламентирующая функция семьи, а с другой - ещё отсутствуют обременённость заботами о собственной семье и профессиональные обязанности. Молодёжный досуг - это своеобразная форма реализации подобной свободы и поле для самореализации молодых людей.

Понятие «досуг» как самостоятельная или организованная форма отдыха в свободное от учебы время не имеет четкого определения. Социолог Ж. Дюмазедье определяет «досуг» как «определенное занятие, которое индивид осуществляет по собственной воле, будучи свободным от выполнения профессиональных, семейных и гражданских обязанностей». Большинством

отечественных исследователей «досуг» определяется как часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей.

Современная молодежь часто не знает чем занять свободное время, одна из причин этого -недостаточное умение и желание самостоятельно организовать свою жизнь так, чтобы досуг, как и учебное время, был в дальнейшем источником жизненного опыта. К особенностям молодежного досуга относится своеобразие среды его протекания. Значимую роль в досуге молодые люди отводят общению.

Отличной особенностью молодежного досуга является эмоциональная окрашенность, возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, быть участником важных событий.

© Грушецкая И.Н., 2012

Выделяют две основные формы досуга молодежи: организованный и неорганизованный. К сфере организованного досуга относятся молодежные организации, дома культуры, художественные и спортивные студии, клубы, секции, в которых осуществляется включение в новые социальные отношения, творческая самореализация молодых людей.

Неорганизованный досуг представляет собой стихийные образования групп молодежи, объединенных по какому-либо признаку, сходным интересам. В современных российских условиях организация досуга молодежи со стороны государства развита на недостаточном уровне, растёт количество молодежных неформальных объединений, формирующихся по «дворовой», мик-рорайонной принадлежности, в таких компаниях возможно негативное влияние - употребление спиртных напитков, приобщение к табаку и наркотикам, участие в асоциальных проявлениях.

В связи с чем, актуальным является создание более широких возможностей для реализации различных вкусовых пристрастий в сфере досуга, «легализация» увлечений молодежи, предоставление возможности свободного выбора досуговых занятий. Необходимо расширение сети досуговых учреждений для молодежи, и усиление контроля за теми учреждениями, деятельность которых связана с наличием различных форм социальной девиации (алкоголизация, наркомания).

Учреждения, организующие досуговую деятельность молодёжи условно можно объединить в пять групп:

Учреждения, предполагающие пассивное потребление: учреждения общественного питания, ночные клубы, дискотеки, бильярдные клубы, игровые клубы, казино, торгово-развлекательные комплексы и центры;

Учреждения, организующие интеллектуальный досуг молодёжи: театры, кинотеатры, культурные центры, музеи, библиотеки, галереи;

Учреждения, ориентированные на активное деятельное спортивное времяпрепровождение: стадионы, бассейны, тренажерные залы, парки активного отдыха, фитнесс-центры;

Учреждения, создающие условия для самостоятельного времяпрепровождения: пункты проката спортивного инвентаря и оборудования, бюро туризма и путешествий;

Клубные учреждения различной ведомственной принадлежности: органов по делам молоде-

жи, отделов культуры, осуществляющие функцию социального воспитания молодежи в сфере досуга.

Большие возможности для реализации досуговых интересов молодёжи на современном этапе создаёт Интернет, посредством которого осуществляется их приобщение к культурным, нравственным ценностям, включение в мир искусства и культуры. Интернет является одним из самостоятельных неорганизованных видов досуговых предпочтений молодёжи и служит средством развития разнообразных жизненных навыков, возможностей творческого самовыражения. Многие молодые люди использует Интернет для общения. Интернет - это наиболее емкая международная телекоммуникационная сеть сетей. Исследователи выделяют три основных вида потребностей, которые молодые люди удовлетворяют с помощью Интернета: коммуникативная, познавательная и игровая. Коммуникативная потребность удовлетворяется через переписку по электронной почте, общение в чатах, форумах. Познавательная потребность удовлетворяется посредством чтения сетевой прессы, поиска конкретной информации или знакомства с текущими новостями, а также дистанционных форм образования. Примерами удовлетворения игровой потребности могут быть индивидуальные и групповые игры с компьютером или с реальными партнерами посредством Интернета.

К недостаткам сетевой коммуникации можно отнести: вероятность потери или несанкционированного уничтожения электронного сообщения; отсутствие доступа пользователя к форуму или другим средствам сетевой коммуникации по вине провайдеров; вероятность несоблюдения конфиденциальности со стороны провайдеров или администрации Интернет-ресурсов.

В настоящее время сформировались определённые требования к организации и проведению досуга молодежи. Прежде всего, необходимо подходить к нему как к средству воспитания и самовоспитания молодого человека, формирования всесторонне, гармонически развитой личности. При выборе и организации тех или иных занятий, форм досуговой деятельности необходимо учитывать их воспитательное значение, четко представлять, какие качества личности они помогут сформировать или закрепить в человеке.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

ческие виды досуговых занятий, на обеспечение прямого участия в них каждого молодого человека - это путь формирования у юношей и девушек личностных качеств, способствующих содержательному и активному проведению досугового времени. Следующее требование к организации молодежного досуга состоит в том, что он должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Важны как содержание, так и форма предлагаемых занятий, развлечений, которые должны отвечать потребностям и интересам молодежи, органически восприниматься юношами и девушками.

Таким образом, молодежный досуг выступает средством выработки навыков социального взаимодействия, является временем личной свободы молодого человека, способом самовыражения и самореализации. При его организации ведущая роль отводится широкой сети различных досуговых учреждений, осуществляющих свою деятельность на государственном, общественном уровнях, коммерческой основе, а также неформальным объединениям молодых людей, деятельность которых должна быть ориентирована на удовлетворение потребностей личности в активном досуге, формирование личностного роста юношей и девушек.

Сазонова Ирина Борисовна

кандидат педагогических наук Средняя общеобразовательная школа № 9 им. Героя Российской Федерации А.В. Крестьянинова, г. Балашиха

klimovaib@mail. ш

ВОСПИТАНИЕ НА ВОИНСКИХ ТРАДИЦИЯХ КАК ОДНО ИЗ ВЕДУЩИХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КАДЕТСКИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье рассмотрены направления военно-патриотического воспитания кадетов, значимость воинских традиций для воспитания подростков.

Ключевые слова: воинские традиции, направления военно-патриотического воспитания, кадетское образование.

Система военно-патриотического воспитания молодежи включает различные звенья, структуры, органы, все многообразие путей, форм, методов и средств осуществления этой деятельности . Образовательная технология «кадетский компонент», в частности, дает больше возможностей для формирования активной гражданской позиции подростков в процессе их интеллектуального, духовнонравственного и физического развития. Приоритетами кадетского образование являются воспитание личности, создание среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, религии, традициями. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему... взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Оте-

чества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы .

В концепции военно-патриотического воспитания молодежи закреплены его основные направления: духовно-нравственное, историческое, патриотическое, профессионально-деятельностное, психологическое, а также воспитание на воинских традициях. Все эти направления имеют место быть в кадетской школе. Однако, в общеобразовательной школе с кадетским компонентом содержания образования осуществление по этим направлениям практической деятельности имеет ряд особенностей.

Осуществление духовно-нравственного направления, включающего осознание личностью высших ценностей, развитие высокой культуры и образованности, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, не может быть обособлено от института семьи. В любой семье человек проходит стихий-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Сазонова И.Б., 2012

дошкольный досуг дети педагогический

Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности. К средствам, обеспечивающим детское развитие, традиционно относят игру, общение детей со взрослыми и сверстниками, детскую литературу, разнообразные виды художественной деятельности ребенка, обучение. Развивающий потенциал детского досуга значительно менее исследован в теории дошкольной педагогики. Вместе с тем, содержательный досуг - мощное средство развития личности человека, показатель общего уровня его культуры. Именно с культурой досуга теснейшим образом связана духовность человека, о чем в свое время писал великий русский педагог К.Д. Ушинский. Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда у него «портится голова, сердце, и нравственность». Сказанное выше предопределяет интерес к исследованиям различных аспектов досуга, как инструмента развития ребенка.

С позиции современных исследователей (А.Б. Антонова и Т.С. Комарова, А.В. Даринский, М.Б. Зацепина, М.В. Созинова и др) досуг - сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество, важнейшее средство социализации и индивидуализации личности человека, позволяющее по собственному усмотрению использовать свое свободное время для самообогащения, развития имеющихся способностей и склонностей. Культура досуга начинает складываться под влиянием семейных традиций и воспитания уже в период дошкольного детства. Данное обстоятельство стало решающим при определении приоритетов в исследовании детского досуга в дошкольной педагогике последних лет.

Досуг дошкольника организуется взрослыми не только в дошкольных учреждениях, но и в семье. Семья и дошкольное учреждение - важнейшие институты социализации в период дошкольного детства. Это определяет необходимость поиска оптимальной модели их взаимодействия с учетом социокультурных традиций досуга, ведь для каждой страны характерны свои традиции проведения свободного времени, досуга.

Детский досуг целенаправленно организуется педагогами для игры, развлечения, отдыха, свободного времяпрепровождения детей. В качестве сущностной характеристики досуга выделяется возможность выбора ребенком предпочитаемого вида деятельности: игры, рисования, конструирования и пр. В досуге преобладают непродуктивные виды деятельности, хотя досуг дошкольника может включать и разнообразные продуктивные виды детской деятельности (рисование, конструирование, ручной труд и др.).

В дошкольных учреждениях воспитатели пытаются использовать досуг в целях разностороннего образования ребенка. В детских дошкольных учреждениях предоставляется достаточно широкий спектр дополнительных образовательных услуг, ориентированных на развитие художественно-творческих способностей и одаренности детей, ознакомление с культурой страны, народным искусством. Особое внимание уделяется развитию интеллектуальных способностей, обучению детей иностранному языку, танцам, развивающим играм, обеспечивающим эффективную подготовку к обучению в школе. Большинство родителей (66%), как указывает, Шамсутдинова Д. охотно принимают предлагаемые образовательные услуги, рассматривая их как важное средство эстетического развития, подготовки к школе и развития творческого потенциала своего ребенка. Однако родители осуществляют выбор кружков за детей, ориентируясь на свое желание.

Задача педагогов детского дошкольного учреждения - привлечь внимание родителей к проблеме организации досуга детей, разъяснить его своеобразие, многообразие видов, развивающий потенциал, важность выбора вида досуга самим ребенком.

Для решения поставленных задач целесообразны: тематические беседы и «открытые дни для родителей», выставки детских фотографий («Это мы в часы досуга», «Экскурсия в «Книжный дом» - детскую библиотеку и др.), рисунков и коллективных творческих работ («Семейные увлечения», «Как я провел выходные дни», «Как я провел вчерашний вечер», «Праздник в детском саду» и т.д.).

В ходе данного этапа родители имеют возможность под руководством педагогов и психолога просмотреть видеоматериалы по разным видам детского досуга в условиях семьи и детского сада. Проведенная работа позволит не только познакомить родителей с многообразием содержательного досуга дошкольника, но и показать им сам образовательный процесс, педагогическую технологию руководства.

Третий этап обеспечивает реализацию взаимодействия по линии индивидуального подхода к конкретному ребенку, определение единой тактики развивающего взаимодействия взрослых в детском саду и семье.

На основе анализа педагогической литературы можно выделить следующие основные характеристики досуга детей:

  • - досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;
  • - досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности; досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
  • - досуг формирует и развивает личность; способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия; формирует потребность детей в свободе и независимости;
  • - досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков; стимулирует творческую инициативу детей; способствует формированию ценностных ориентаций;
  • - досуг детерминирован внутренне и внешне; выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;
  • - досуг способствует объективной самооценке детей; формирует позитивную «Я - концепцию»; способствует самовоспитанию личности; формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;
  • - досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие.

Таким образом, можно констатировать, что сущностью детского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).

Характерологические особенности детского досуга являются основополагающими для определения его функций.

Досуг для детей - это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна самореализационная функция.

Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, в присвоении детьми самых разнообразных социальных амплуа. Причем преимущественно эти процессы осуществляются в досуговое время. Через механизм эмоционального восприятия и переживания дети максимально активно усваивают элементы творческой деятельности, которые, закрепляются в их сознании и поведении и откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Значит, детскому досугу свойственна творческая функция.

Досуг - это зона активного общения, удовлетворяющая потребности детей в контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, ибо самосознание социально по своему содержанию, по своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Таким образом, можно обозначить еще одну функцию детского досуга - коммуникативную.

Досуговое время оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей. В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец, осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция.

Одна из важных задач детского досуга - помочь в выборе профессии. От первого периода детства до юношеского возраста все актуальней становится вопрос об избрании профессии. От тривиального: «Кем быть?» в детстве, до мучительного поиска своего места в жизни в юношеские годы, вопрос выбора профессии волнует все возрастные группы подрастающего поколения.

Большинство детей находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга. Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи, где открывают для себя мир профессий. А, наметив для себя профессиональный путь, преимущественно на досуге, приобретают знания и развивают способности, навыки специфические для того или иного вида деятельности.

Жизнедеятельность современных детей предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне детский досуг, осуществляющийся преимущественно на основе игровой деятельности, помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция.

Заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга. Дети получают наслаждение от самых разнообразных досуговых занятий: игры и победы в ней; узнавание нового и возможность творить на этой основе модель самолета. Иными словами, детскому досугу свойственна гедонистическая функция.

Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей вызывают широкий резонанс в их душах, в кругу друзей и знакомых, в семье, порождая, таким образом, заданное досуговым мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного, совершенного. Как результат, осуществляются виды деятельности, которые сам ребенок не совершил бы, не будь побуждения извне. То есть детский досуг предполагает прокреативную функцию.

Дети не являются однородной недифференцированной группой. Наиболее упрощённо они подразделяются на младших школьников, подростков и старшеклассников.

В КДД применяется принцип дифференцированного подхода к детским досуговым группам с различными социально-демографическими характеристиками (пол, возраст, место проживания, уровень знаний, интересов, состояние здоровья и т.д.).

Характерными психологическими особенностями детей младшего школьного возраста являются стремление к массовым действиям, склонность к подражанию. Этими особенностями определяется основной метод КДД – метод массового воздействия . Наиболее характерными формами работы являются детские утренники и массовые игры. Принцип игры занимает ведущее место во всех занятиях с младшими школьниками.

Младшие школьники отличаются эмоциональностью восприятия. Наибольший эффект на малышей оказывают наглядно-образные формы. Демонстрация разнообразных игровых кинофильмов, театрализация отдельных частей праздника, красочность в оформлении помещений, костюмирование артистов и самих участников (бумажная шапочка, эмблема и т.д.) – всё это делает праздник эмоционально действенным, привлекательным и запоминающимся.

Ребят младшего школьного возраста отличает ситуативность в восприятии и выполнении требований, неумение обобщать, невозможность длительное время сосредотачивать внимание на одной теме, одном предмете. Им необходима перемена видов деятельности, черодование форм, введение нового, небычно материала.

Младшим школьникам свойственно желание демонстрировать свои таланты. На это опирается принцип соревновательности, конкурсности, присущий многим детским мероприятиям.

Основные направления СКД для детской аудитории

Направления КДД с детской аудиторией обуславливаются педагогическими задачами, стоящими перед воспитателями и организаторами досуга.

Направления КДД

· Художественно-эстетическая (кружки, коллективы, выставки, концерты и т.д. по жанрам)

· Природно-экологическая (экскурсии, «зелёные патрули», экологические программы, праздники птиц, оранжереи,)

· Научно-техническая (кружки, выставки технического творчества, экскурсии на предприятия)

· Спортивно-оздоровительная (спорт. игры по видам спорта, соревнования, посещение спорт.-зрелищных мероприятий, прогулки)

· Трудовая деятельность (уроки труда, работа в мастерских, на пришкольном участке, кружки ДПИ, социальная помощь престарелым на дому)

· Военно-патриотическая (клубы исторической рекострукции, «юный пожарник», экскурсии, общественные организации)

В детских КДУ активно развиваются игровые формы досуговой деятельности:

1. Массовые мероприятия (КВН, познавательные конкурсы, - музыкальные, исторические, литературные, концерты с участием детских и юношеских коллективов, фестивали)

2. Вечера общения (диспуты, пресс-конференции, брифинги, ток-шоу, конференции-споры)

3. Встречи с интересными людьми (профессионально-ориентированные, валеологические, творческие, встречи с ветеранами)

4. Праздничные музыкально-танцевальные или театрализованные мероприятия (балы, карнавалы, вечера, утренники для детей)

Для ознакомления детей и подростков с лучшими отечественными художественными традициями в КДУ проводятся детские недели (музыки, книги, театра).

Молодёжь

Характерной чертой этого возраста является эмоционально-чувственное отношение к культуре в целом и художественной в частности. Это проявляется в глубоко личном восприятии культурной информации, в сопереживании, отождествлении себя с героями произведений, подражании своим придуманным кумирам.

Психология возраста определяет предпочтение молодёжью событийности, динамизма сюжетов, действий, а не рассуждений. Ей недоступны глубоко иннтеллектуальные праоизведения.

Кроме того, молодые люди тянутся к зрелищным формам культурной деятельности как к наиболее эмоционально насыщенным и воздействующим на чувственную сферу.

Молодёжь ищет в культуре не только эмоционально-нравственное, но и развлекательное содержание.

На формирование вкусов и досуговые предпочтения молодёжи значительное влияние оказывают СМИ .

Сегодня молодёжь тяготеет к зрелищности, шоу, внешней выразительности, красоте.

Молодёжь привлекает красочность, экспрессивность. Она следует моде. Однако она не всегда доверяет модным течениям, а пытается найти свой неповторимый стиль.

Молодёжь – самая активная социальная группа в нашем обществе. Молодые люди социально мобильны, не обременены семейно-бытовыми проблемами, им не свойственен консерватизм взглядов. Молодые люди всегда находятся в поиске чего-то, что помогло бы выразить свою индивидуальность, использовать свои возможности. Перед молодёжью наиболее остро стоит проблема самоопределения, выбора жизненного пути, а также самореализации.

Молодёжь уходит в досуг, как в защитный панцирь, где она по-настоящему свободна. Основными элементами досуга являются: отдых, активная физическая деятельность, развлечение, просвещение, самообразование, творчество, созерцание, размышление, праздник. Для молодёжного возраста ведущими из них стали общение, развлечение и самообразование. В досуговой деятельности наиболее полно реализуются коммуникативная, эстетическая, эмоциональная, познавательная, развлекательная функции культуры.

Важной особенностью молодёжной культуры является преобладание потребления над творчеством.

В молодёжной среде вырабатываются и превалируют групповые стереотипы поведения. В их основе лежит стремление к идентификации со сверсниками, со своей группой и противопоставление себя взрослых, своих чужим.

Молодёжную культуру можно рассматривать как явление субкультуры . Она отличается от официальной культуры и множества других субкультур знаниями, целями и ценностями, суждениями и оценками, нравами и вкусами, жаргоном и манерой поведения . Молодёжь как социальная общность достаточно однородна, имеет сходные позиции и настроения, общие символы, вкусы, ценности, которые, как правило, проявляются в сфере досуга и не затрагивают трудовых и семейных отношений.

Среди социальных факторов, способствующих приходу молодёжи в неформальные группы, основными оказались: невозможность самореализации в семье, школе, общественных организациях, конфликты с преподавателями и родителями.

В сфере досуга молодёжь более открыта для влияния и воздействия на неё самых социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, обучение нормам поведения в обществе. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми.

Жизнедеятельность молодёжи предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне досуг помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция.

Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга.

Примечательной особенностью досуговой деятельности молодежи стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности:

в эмоциональном контакте, сопереживании;

в информации;

в объединении усилий для совместных действий.

Потребность в сопереживании удовлетворяется, как правило, в малых, первичных группах (семья, группа друзей, молодежное неформальное объединение). Потребность в информации образует второй тип молодежного общения.

Общение в информационной группе организуется, как правило, вокруг «эрудитов», лиц, обладающих определенной информацией, которой нет у других, и которая имеет ценность для этих других.

Общение ради совместных согласованных действий молодежи возникает не только в производственно - экономической, но и в досуговой сфере деятельности. Все многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:

по времени (кратковременные, периодические, систематические);

по характеру (пассивные, активные);

по направленности контактов (непосредственные и опосредованные).

В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей - в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.

Молодежный досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Он является необходимой и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. В этом заключается социальная роль досуга.

Несомненно, досуг должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Такой досуг можно обеспечить предоставлением возможности каждому активно проявить себя свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений.

В современных культурно-досуговых учреждениях нужно добиваться преодоления потребительского отношения к досугу, которое присуще многим людям, считающим, что содержательное проведение свободного времени им должны обеспечить кто-то, но только не они сами. Следовательно, эффективность использования молодежного досуга во многом зависит от самого человека, от его личной культуры, интересов и т.д. Деятельность человека в свободное время определяется его объективными условиями, окружающей средой, материальной обеспеченностью сетью культурно-досугового учреждения и т.д.

Молодежный досуг, как бы перехватывая эстафету подросткового досуга, закрепляет, а во многом и закладывает в молодом человеке такие привычки и умения, которые затем будут всецело определять его отношение к свободному времени. Именно на этом этапе жизни человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, накапливается первый опыт организации свободного времени, возникает привязанность к тем или иным занятиям. В молодые годы определяется и сам принцип организации и проведения свободного времени - творческий или нетворческий. Одного поманят странствия, другого - рыбалка, третьего - изобретательство, четвертого - легкие развлечения…

Исходя из этого, сформулируем требования к организации и проведению досуга молодежи. Прежде всего необходимо подходить к нему как к средству воспитания и самовоспитания человека, формирования всесторонне, гармонически развитой личности. При выборе и организации тех или иных занятий, форм досуговой деятельности необходимо учитывать их воспитательное значение, четко представлять, какие качества личности они помогут сформировать или закрепить в человеке.

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.

Предпочтения молодежи по проведению досуга

Виды досуга

Доля опрошенных

Чтение книг, журналов

Просмотр телепередач, видеофильмов; прослушивание радиопередач, аудиокассет

Народные промыслы (вязание, шитье, плетение, вышивание)

Художественные промыслы (рисование, лепка, фитодизайн, роспись по различным материалам и др.)

Сочинение (стихи, проза)

Компьютер (игры)

Компьютер (программирование, отладка)

Спорт, здоровый образ жизни

Уход за домашними животными

Общение с друзьями

Затруднились ответить

Клубы по интересам (кинологи, любители бардовой песни, экологи, любители бега, футбола)

Спортивные секции

Посещение катка, бассейна, спортплощадок самостоятельно

Курсы иностранных языков

Секции и кружки технического творчества

Секции и кружки народных промыслов

Обучение музыки, танцам, рисованию и т.п.

Факультативы при учебных заведениях

Посещение библиотеки, читальных залов

Посещение кинотеатров

Посещение театров

Дискотеки

Посещение кафе-баров

Дача, приусадебное хозяйство

Массовые праздники, гулянья

Профессиональная ассоциация

Политические объединения

Общение со сверстниками в клубах свободного посещения

Затруднились ответить

1.2. Детский досуг: сущность, характеристика и принципы детского досуга

Итак, рассмотрев различные подходы к определению досуга, остановимся на сущности детского досуга.

Детский досуг часто отождествляется со свободным временем (Ф. С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов и д.р.), с внешкольной и внеклассной работой (Б. Э. Вульфов, Л. Н. Николаева, М. М. Поташник и д. р.), и даже с внеучебным временем (Л. К. Балясная, Т. В. Сорокина и д. р.) . Но можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума. Множество подходов осложняет попытки понять, что значит досуг.

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и д.р.

Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и

реабилитации умственно больных детей. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.

Характерологические особенности детского досуга являются основополагающими для определения его функций.

Творческое самоосуществление личности подростка – актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность. Детский досуг это своеобразная «зона невмешательства» так необходимая для самопроверки, оценке собственного «Я». Досуг для подростков – это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна самореализационная функция.

Творческая деятельность есть «родовая сущность человека», реализуя которую «он преобразует мир» (К. Маркс). Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, в присвоении детьми самых разнообразных социальных амплуа. Причем преимущественно эти процессы осуществляются в досуговое время. Через механизм эмоционального восприятия и переживания подростки максимально активно усваивают элементы творческой деятельности. Которые, закрепляются в их сознании и поведении и откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Стало быть, детскому досугу свойственна творческая функция.

Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми.

Такие формы досуга как самостоятельные объединения по интересам, игровые программы, массовые праздники и другие – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми.

Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, ибо самосознание социально по своему содержанию, по своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Таким образом, можно обозначить еще одну функцию детского досуга – коммуникативную.

В сфере досуга дети, подростки, юноши (девушки) более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.

Отличительной особенностью детского досуга является его театрализация. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать и радоваться, их воздействие часто намного острее жизненных коллизий. Иначе говоря, детский досуг благоприятен для формирования возвышенных идеалов и выработки системы ценностных предпочтений.

Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей, подростков и юношества. В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец, осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция.

Одна из важных задач детского досуга – помочь в выборе профессии. От первого периода детства до юношеского возраста все актуальней становится вопрос о поиске своего места в жизни в юношеские годы, вопрос выбора профессии волнует все возрастные группы подрастающего поколения.

Большинство детей находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга. Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи, где открывают для себя мир профессий. А наметив для себя профессиональный путь, преимущественно на досуге, приобретают знания и развивают способности, навыки специфические для того или иного вида деятельности. И, наконец, досуговые учреждения целенаправленно осуществляют профориентационную деятельность, то есть, детский досуг предполагает осуществление профориентационной функции.

Жизнедеятельность современных детей, подростков и юношества предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому

требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне детский досуг, осуществляющийся преимущественно на основе игровой деятельности, помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция.

Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга. Дети, подростки и юноши получают наслаждение от самых разнообразных досуговых занятий: игры и победы в ней; узнавание нового и возможность творить на этой основе модель самолета. Иными словами, детскому досугу свойственна гедонистическая функция.

Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей, подростков и юношества вызывают широкий резонанс в их душах, в кругу друзей и знакомых, в классе и семье, порождая, таким образом, заданное досуговым мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного, совершенного. Как результат, осуществляются виды деятельности, которые сам ребенок не совершил бы не будь побуждения извне. То есть детский досуг предполагает прокреативную функцию.

Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг детей, подростков и юношества развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.

К ним относятся:

    Принцип всеобщности и доступности, т.е. возможность

приобщения, вовлеченности всех без исключения детей, подростков и

юношества в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов.

2. Принцип самодеятельности – реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности зиждется на творческой активности, увлеченности и инициативе детей.

3. Принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей, подростков и юношества при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.

4.Принцип систематичности и целенаправленности – предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей, подростков и юношества.

Важно направлять детей, подростков и юношество на дела общественно значимые, поскольку богатство творческих сил индивида зависит от всестороннего и полного проявления этих сил в жизни общества. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую

полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.

5. Принцип преемственности – в первую очередь предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность родителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта на проведение разумного досуга, его философии. Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при перемещении детей из одной возрастной общности в другую, из одного социально-воспитательного учреждения в другое.

6. Принцип занимательности – заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, ибо сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой. Все это превращает досуг детей, подростков и юношества в праздник.

Реализация принципов организации детского досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка, подростка, юноши (девушки).

Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков и юношества:

Досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;

Досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

Досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

Досуг формирует и развивает личность;

Досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

Досуг формирует потребность детей в свободе и независимости;

Досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;

Досуг стимулирует творческую инициативу детей;

Досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

Досуг способствует формированию ценностных ориентаций;

Досуг детерминирован внутренне и внешне;

Досуг выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;

Досуг способствует объективной самооценке детей;

Досуг формирует позитивную «Я- концепцию»;

Досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;

Досуг способствует самовоспитанию личности;

Досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;

Досуг - активность, контрастирующая с полным отдыхом;

Природе детского досуга чужда оппозиция «учебное время» - досуг (как часть внеучебного времени);

Детский досуг подразделяется на собственно досуг и полудосуг;

Детский досуг широк в своем понимании .

Таким образом, можно констатировать, что сущностью детско-юношеского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей, подростков и юношества в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).