Современные проблемы науки и образования. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе развития ребёнка Проблемы организации взаимодействия образовательной организации и семьи

1

В статье представлено описание существующей системы межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей группы риска и результатов реализации в образовательной организации проекта, основанного на превентивном подходе в межведомственном взаимодействии при работе с семьями группы риска. Рассмотрено понятие «семья группы риска» и система межведомственного взаимодействия при работе с проблемными семьями. Основное внимание уделено изучению существующей системы межведомственного взаимодействия и изучению ее эффективности. Представлена модель организации социального сопровождения семей с детьми и результаты анкетирования специалистов, работающих в системе профилактики, позволившие выявить специфику межведомственного взаимодействия. В статье обосновывается необходимость организации и координации работы на базе образовательного учреждения. Представляется паспорт проекта «Дружная семья», направленного на работы с семьями группы риска на базе образовательного учреждения. Описываются результаты анкетирования участников проекта. Называются наиболее востребованные участниками проекта мероприятия. Приводятся сведения о динамике состоящих на учете семей.

семья группы риска

семья социально опасном положении (соп)

межведомственное взаимодействие

превентивный подход

образовательная организация

1. Алексеева Л.С. Российская семья в условиях социальных рисков // Отечественный журнал социальной работы. – 2011. – № 1. – С. 42-51.

2. Бутаева М.А. Причины и угрозы кризиса семьи в современной России (философские аспекты) // Социальная политика и социология. – 2010. – № 2. – С. 63-67.

3. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход (пособие для социальных работников и педагогов): монография. – М.: Изд-во Ред.-изд. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2009. – 111 с.

4. Широкалова Г.С. Семья из группы риска в повседневности бытия // Семья: феноменология повседневности: коллективная монография. – Н. Новгород, 2016. – С. 61-77.

5. Маметьева О.С., Кузьменко Н.И. Семья «группы риска» как объект социальной работы // Наука сегодня: сборник научных трудов по материалам международ. науч.-практ. конф.: в 4-х частях. – Научный центр «Диспут», 2015. – С. 106-108.

6. Барсукова Т.М. Профилактика семейного неблагополучия на новом рубеже социальной работы // Социальное обслуживание. – 2011. – № 9. – С. 37-39.

7. Мустаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи // Социс. – 2009. – № 7. – С. 109-113.

8. Ахлюстина Е.В., Петушкова О.Г Алгоритм реализации кейс-менеджмента в деятельности специалистов по сопровождению семей «группы риска» // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования: электронный сборник статей по материалам XIX студенческой междунар. науч.-практ. конф. – 2017. – С. 216-224.

Актуальность исследования обоснована тем, что в России в настоящее время происходят серьезные социально-экономические изменения, влияющие на формирование семьи. Согласно исследованиям российских социологов (Алексеева Л.С. , Карцева Л.В. и др.) для начала XXI века характерной тенденцией социального развития является значительный рост семейного неблагополучия. Нравственные проблемы общества усложняют систему ценностных отношений в семье, а педагогическая несостоятельность родителей снижает воспитательный потенциал семьи. Специалисты все чаще говорят о семьях «группы риска». Изучением данной проблемы занимались отечественные учёные: Беличева С.А. , Широкалова Г.С. , Маметьева О.С. и Кузьменко Н.И. и др.

«Группа риска» - это категория семей, которая в силу определенных условий своей жизни более других подвержена отрицательным влияниям со стороны общества. Основной причиной отнесения семей к категории «группы риска» являются сложные жизненные обстоятельства, семейное неблагополучие. Ситуацию семейного неблагополучия ученые (Барсукова Т.М. , Беличева С.А. , Мустаева Ф.А. и др.) рассматривают как ситуацию затруднения либо невыполнимости семьёй в полной мере её главных функций и удовлетворения необходимых потребностей членов семьи. В зависимости от глубины нарушений в исполнении внутрисемейных функций можно говорить о риске перехода семьи в социально опасное положение (СОП). Особенностью таких семей является отрицательное, разрушительное влияние на формирование личности ребёнка.

Методы исследования. В статье представлен анализ педагогической и специальной литературы, результаты анкетирования (специалистов в области социального сопровождения семей) и участников проекта.

Цель статьи - описание существующей системы работы межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей группы риска и результатов реализации в образовательной организации проекта, основанного на превентивном подходе в межведомственном взаимодействии при работе с семьями группы риска.

При всех усилиях государства и различных ведомств, направленных на сохранение семейного благополучия, из года в год растет количество семей, отличающихся неблагополучием. В таблице представлена статистика семейного неблагополучия и её динамика по г. Магнитогорску с 2013 по 2016 г., подтверждающая теоретические выводы ученых (табл.1).

Таблица 1

Статистические данные о семьях, состоящих на учете в г. Магнитогорске

Всего, состоящих на учёте

Семья «группы риска»

Семья, находящаяся в социально опасном положении

По статистике, за 2013-2015 годы произошло увеличение семей, находящихся в социально опасном положении, но прослеживается динамика значительного уменьшения семей и детей категории «группа риска» в период 2014-2016 годы. В 2016 году, наоборот, впервые произошло значительное снижение СОП, но наблюдается увеличение количества детей, проживающих в них. Данная статистика говорит о том, что к категории семей, находящихся в социально опасном положении, чаще стали относиться многодетные семьи, так как количество семей уменьшилось, а численность детей возросла.

Исследователи единогласны во мнении, что эффективными мерами в деятельности субъектов при работе с семьями «группы риска» являются меры ранней профилактики. Чем раньше будет определено семейное неблагополучие, тем успешнее будет организовано социальное сопровождение семей группы риска и минимизирован риск перехода в группу семей СОП. В случае выявления причин семейного неблагополучия решение проблемы возможно в тесном сотрудничестве всех специалистов, в том числе специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений. В этом случае первоочередной задачей является организация результативного межведомственного взаимодействия.

Ориентируясь на задачу - повышение эффективности социального сопровождения семей группы риска, разработана в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и принята для исполнения во всех субъектах Российской Федерации модельная программа по внедрению социального сопровождения семей с детьми. На её основе разработана модель организации социального сопровождения семей (рисунок).

Модель организации социального сопровождения семей с детьми

Из модели следует, что работа, осуществляемая с семьями, многоаспектна. Основой ее является составление индивидуальной программы социального сопровождения семьи (ИП ССС). При этом модель работы ориентирована на формальные показатели, и из нее «выпадает» несовершеннолетний, зачастую являющийся страдающим при неблагоприятных внутрисемейных отношениях. Для изучения мнения специалистов органов и учреждений системы профилактики и безнадзорности правонарушений, работающих с несовершеннолетними и их семьями, была разработана анкета. В данной анкете уделялось внимание вопросам по проблеме социального неблагополучия детей, проживающих в семье; сущности и специфике межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей «группы риска», нормативно-правовой базе, используемой специалистами, а также вопросам, затрагивающим государственную семейную политику.

Опрос проводился среди специалистов органов и учреждений системы профилактики города Магнитогорска. В опросе приняли участие 100 человек: из них 46% - социальные педагоги, работающие в средних общеобразовательных школах, 30% - специалисты социальной защиты населения, 14% - специалисты подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Ленинского и Правобережного районов, 6% - специалисты районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского и Правобережного районов, 4% - специалисты учреждения здравоохранения.

Результаты исследования показали, что основными проблемами современных семей с детьми являются материальные трудности, отсутствие отдельного жилья, проблема воспитании детей, ухудшение детско-родительских отношений, безработица и другие.

Главными факторами, формирующими семейное неблагополучие, являются: отсутствие контроля со стороны родителей их алкоголизм, разрушение семейных ценностей, жестокое обращение с детьми, ущемление прав детей, правовая некомпетентность семей и недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей, низкая эффективность нормативно-правовой базы. Как показали результаты исследования, межведомственное взаимодействие при социальном сопровождении семей «группы риска» является недостаточно эффективным и требует совершенствования. Центром такой работы, по нашему замыслу, является образовательное учреждение, а ключевой фигурой - социальный педагог.

Исходя из этого, был разработан и реализован в 2016-2017 г. проект «Дружная семья», направленный на совершенствование социального сопровождения семей группы риска (табл.2). Целью проекта являлось уменьшение числа семей «группы риска», переход их в категорию условно-адаптированных и, возможно, благополучных семей. Основная идея проекта заключалась в организации работы с семьей на базе образовательного учреждения и привлечения специалистов разных ведомств в соответствии с индивидуальным запросом семей - участников проекта на основе технологии кейс-менеджмента .

Таблица 2

Паспорт проекта «Дружная семья»

Наименование

Школа по гармонизации детско-родительских отношений

«Дружная семья»

Основание для

разработки проекта

Уменьшение количества семей «группы риска», состоящих на учёте в МОУ «СОШ № 34». Своевременно оказанная социально-педагогическая и психологическая помощь семье позволит ей перейти в статус условно-адаптированной и возможно благополучной

Цель проекта

Содействовать межведомственному взаимодействию при оказании психолого-педагогической поддержки семьи «группы риска»

Основные

мероприятия

Оперативное совещание при директоре школы.

Совещания при зам. директора по воспитательной работе.

Мероприятия для родителей.

Мероприятия для детей

реализации проекта

Краткосрочный - 8 мес. С 30.09.2016 по 31.05.2017 г. (затем дети семей ГР в летний период будут находиться с 5 по 22 июня 2017 г. в школьном летнем лагере)

Исполнители

Администрация и педагогический коллектив МОУ «СОШ № 34», субъекты системы профилактики Ленинского района

Ожидаемые

результаты

Повышение воспитательного потенциала семьи.

Гармонизация детско-родительских отношений.

Вовлечение родителей и детей в совместную досуговую деятельность (совместное времяпрепровождение).

Осознание важности сохранения семейных ценностей и традиций.

Повышение психолого-педагогической грамотности родителей, правовых знаний, ответственности за воспитание детей.

Улучшение психоэмоционального состояния детей и родителей

Система контроля за исполнением проекта

Текущий и заключительный контроль за реализацией проекта осуществляется зам. директора по ВР МОУ «СОШ № 34»

В проекте участвовали семьи «группы риска», состоящие на учёте в МУ «ЦСПСД» г. Магнитогорска, обучающиеся в МОУ «СОШ № 34», а также семьи полные и неполные, многодетные, семьи с неродными родителями, с опекаемыми детьми, которые находятся в трудной жизненной ситуации.

В ходе реализации проекта ожидаемым результатом является повышение ответственности родителей за воспитание детей, осознание родителями важности сохранения семейных ценностей, традиций; приобщение родителей проводить совместный досуг с детьми, улучшение жилищно-бытовых условий проживания детей в семье; нормализация психологического климата в семье, гармонизация детско-родительских отношений и пр.

Межведомственное взаимодействие при социальном сопровождении семей с детьми в ходе реализации проекта было направлено на раннее выявление и решение проблем семьи, предотвращение семейного неблагополучия, помощь в преодолении трудной жизненной ситуации. В проекте приняли участие субъекты системы профилактики Ленинского района г. Магнитогорска: ПДН ОП «Ленинский», МУ «Центр социальной помощи семье и детям» г. Магнитогорска», МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения», Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского района, отдел опеки и попечительства. Данные учреждения оказали социальное сопровождение семьям «группы риска» в виде социальной, психологической, педагогической, юридической видов помощи, помощь в трудоустройстве подростков и родителей, а также оказание срочных социальных услуг.

После реализации проекта по социальному сопровождению семей группы риска в МОУ «СОШ № 34» г. Магнитогорска был проведён опрос родителей, принявших участие в проекте. Опрос проводился среди родителей семей «группы риска», состоящих на учёте в МУ «ЦСПСД» и состоящих на внутришкольном учете в МОУ «СОШ № 34» г. Магнитогорска. В опросе приняли участие 30 человек, из них: 80% - женщины, и 20% - мужчины. Возрастная структура опрашиваемых респондентов выглядит следующим образом: 27-30 лет - 20%; 31-40 лет - 50%; 41 и старше - 30%.

Подавляющее большинство (50%) опрошенных семей относятся к неполным семьям. По типу семьи распределились следующим образом: по 20% - полные семьи и семьи с неродным родителем; 10% - опекунская. Также в проекте приняли участие многодетные и малообеспеченные семьи, которым в процессе реализации проекта была оказана превентивная помощь.

Ответ на вопрос «Какие мероприятия, реализуемые в ходе проекта, Вам больше всего понравились?» выявил, что психолого-педагогические практикумы, а именно тренинги для родителей и приёмы релаксации, понравились 40% респондентов; совместная деятельность родителей и детей, особенно новогодняя елка и поездка в ДООУ «Уральские Зори» - 25%; психолого-педагогические консультации - 20%; педагогические поручения - 10%. Это говорит о том, что родителей заинтересовали мероприятия, повышающие их психолого-педагогическую грамотность, направленную на гармонизацию детско-родительских отношений.

При ответе на вопрос «По Вашему мнению, все ли мероприятия проекта были полезными, интересными и содержательными для Вас» 80% родителей ответили положительно; 15% затруднились ответить, и только 5% ответили отрицательно. Это показывает, что большее число участников проекта положительно оценивают свое участие в нем и готовность решать накопившиеся проблемы.

На вопрос «Намерены ли вы в дальнейшем обращаться в социально-педагогическую службу школы для решения проблем семьи?» 100% родителей ответили положительно.

В результате реализации проекта по социальному сопровождению число семей группы риска, принявших участие в проекте и состоящих на учёте в МОУ «СОШ № 34», уменьшилось с 21 до 5. Численность неблагополучных семей, состоящих на учёте в МУ «ЦСПСД» и участвовавших в проекте, также уменьшилась с 10 до 6.

На основании изученного отечественного опыта межведомственного взаимодействия и на основании результатов исследования нами было разработано усовершенствованное «Положение межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей "группы риска"», направленное на совершенствование работы по выявлению нуждаемости семей с детьми в оказании им помощи посредством социального сопровождения. Данное положение одобрено ГКДНиЗП Администрации г. Магнитогорска (подписан акт о внедрении).

1. Исследование позволило установить, что межведомственному взаимодействию при сопровождении семей группы риска уделяется достаточно много внимания как со стороны ученых-теоретиков, так и со стороны государства, что находит проявление во множестве научных статей и специальных публикаций по теме, с одной стороны, и в совершенствовании нормативно-правовой базы, с другой. Однако при этом количество семей «группы риска» не уменьшается, и существует опасность их перехода в категорию семей социально опасного положения.

2. В статье представлена модель, отражающая специфику межведомственного взаимодействия при комплексном решении проблем семьи. При этом из общей стройной системы межведомственного взаимодействия исключено звено «образовательное учреждение». Этот факт сказывается на эффективности работы с семьями группы риска, что подтверждает мнение специалистов, работающих в системе профилактики.

3. Для совершенствования системы межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей «группы риска» требуется организация работы в образовательных учреждениях, позволяющая реализовать основные идеи превентивного подхода.

4. В статье показано, что создание целевых проектов, реализуемых на базе образовательного учреждения, интегрирующих усилия различных ведомств, является эффективным средством совершенствования межведомственного взаимодействия при работе с семьей группы риска в образовательном учреждении.

Библиографическая ссылка

Петушкова О.Г., Ахлюстина Е.В. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ СОЦИАЛЬНОМ СОПРОВОЖДЕНИИ СЕМЕЙ ГРУППЫ РИСКА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27232 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Общие задачи (раскрытие сущностных сил человека, развитие задатков, интересов, активности ребенка, его инициативы и творчества) должны объединить два образовательно-воспитательных института – семью и школу, которые создают воспитывающую среду.

Семья должна рассматриваться школой как один из наиболее значимых факторов, активно влияющих на становление личности с первых дней жизни человека.

Такая позиция школы тесно связана с определением и точным знанием воспитательного потенциала семьи, с изучением истории жизни ученика как субъекта семейных воспитательных отношений. От этого зависит также понимание ученика как индивидуальности и личности, что позволяет выбрать адекватно его особенностям пути и средства воспитания.

В семье ребенок приобретает первый опыт общения, сотрудничества, взаимодействия с другими людьми, учится оценивать себя и других.

В семье начинается и происходит приобщение человека к нравственным ценностям, осваиваются нормы практической нравственности формируется нравственная мотивация деятельности и поведения.

Во многом благодаря родителям у ребенка формируется начальное эстетическое отношение к миру, понимание красоты в многообразных явлениях жизни, природы, человеческих отношений.

Отсюда следует необходимость изучения семьи как педагогического фундамента, поскольку ее воспитательная функция идет вслед за репродуктивной.

Семью следует оценивать как активный субъект педагогического процесса, и сотрудничество семьи и школы нужно строить на основе идеи созидательной, гуманистической педагогики, на отношении к детству как особой эпохи в жизни человека, на общих задачах человека, способного реализовать себя в последующей жизни.

Результатом взаимодействия семьи и школы должно стать наиболее полное осуществление воспитательного потенциала семьи, расширение ее возможностей как воспитывающей среды, предупреждение возможных ошибок в «родительской педагогике», помощь родителям, согласие и сотрудничество в образовательно – воспитательном процессе в интересах детей.

Взаимодействие семьи и школы должно строиться на следующих идеях:

1.Следует отказаться от традиционного подхода в работе с родителями.

2.Семья должна стать активным участником педагогического процесса, преобразований, происходящих в школе.

3. Ведущим принципом в отношениях между школой и родителями должно стать согласие, взаимоотношение, сотрудничество в интересах развития и становления личности.

4.Основой сотрудничества является педагогическое мировоззрение, доминанта которого гуманистический взгляд на ребенка, оптимизм в оценке возможностей его развития.

5.Главное направление в сотрудничестве – развитие сущностных сил ребенка, его задатков, способностей, интересов, отношений.

6.Учитель должен владеть диагностической воспитательных отношений в семье, «родительской педагогики», используя полученные результаты в осуществлении индивидуально - личностного подхода к детям, в определении помощи родителям, предупреждении их ошибок.

Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с учеником, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности воспитательные возможности. Изучение семьи -–это деликатное дело, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь. Изучение может проводиться с помощью комплексных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества.

В практике школы используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителей обогащения психолого-педагогическим знаниям. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы.

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ Губарева О.Б. Email: [email protected]

Губарева Ольга Борисовна - студент магистратуры, кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой, Московский педагогический государственный университет, музыкальный руководитель, Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа № 1582, г. Москва

Аннотация: в данной статье рассмотрены проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Проанализированы характерные особенности воспитательной системы в ДОО, приведены для успешного использования на практике формы и методы работы родителей и педагогического коллектива. Выявлена и обоснована необходимость изучения социального статуса семей воспитанников и педагогическое просвещение родителей специалистами ДОО. На основе проведенного исследования формулируются основные принципы построения воспитательной работы в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: дошкольное образование, воспитательная система, семья.

TO THE QUESTION OF THE ORGANIZATION OF INTERACTION OF THE OED WITH THE FAMILIES OF THE PUPILS Gubareva O-В.

Gubareva Olga Borisovna - Graduate Student, DEPARTMENT OF MANAGEMENT OF EDUCATIONAL SYSTEMS T.I. SHAMOVA, MOSCOW STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, Music Director,

STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION SCHOOL №1582, MOSCOW

Abstract: in this article the problems of interaction of preschool educational organization with families ofpupils are considered. The characteristic features of the educational system in the OED are analyzed, the forms and methods of work of parents and the teaching staff are successfully used in practice. The necessity of studying the social status offamilies ofpupils and pedagogical education of parents by specialists of the DOE has been revealed and substantiated. On the basis of the study, the main principles for the construction of educational work in a pre-school educational organization are formulated.

Keywords: the pre-school education, the educational, the family.

Воспитывая детей, так же нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит - и историю мира.

А. С. Макаренко

Ребенок - это маленький мир, который развивается и растёт по определенным законам. Пока ребёнок мал, взрослые порой не задумываются, что станет в его жизни главным, каким он будет: добрым, общительным, целеустремленным, терпимым к людям. Но сложный процесс формирования личности нельзя предоставлять воле случая. Надо помочь ребенку усвоить нормы нравственного поведения: научить не только отстаивать свою точку зрения, обрести уверенность в себе, адекватно оценивать собственные возможности, достойно выходить из конфликтных ситуаций. За всю многовековую историю своего развития воспитание детей претерпевает существенные изменения от бытового процесса сохранения «рода человеческого» до научно-обоснованного комплекса взаимодействия всех участников воспитательного процесса. В современном мире начальной ступенью образования становится детский сад, где ребенок получает уроки нравственности, опыт общения со взрослыми и ровесниками, раскрывает свой творческий потенциал в игре, коллективном труде, получает элементарные навыки учебной деятельности. В дошкольной системе воспитания важно установить взаимопонимание между родителями и детьми, воспитателями и воспитуемыми, ведь нравственное воспитание - процесс двусторонний, предполагающий активность всех

участников воспитательного процесса. По нашему мнению, как таковая система воспитательной работы дошкольной образовательной организации (далее, ДОО) должна основываться на взаимодействии родителей и педагогов. Особенностью этой работы является личностно-ориентированная направленность, т.е. анализ и планирование работы ДОО с учётом индивидуальных особенностей и интересов всех участников воспитательно-образовательного процесса, мониторинг социальной подготовленности воспитанников ДОО.

Из этого следуют основные принципы построения воспитательной работы:

Принцип практической применимости (соответствие содержание дошкольной педагогики и физиологии);

Принцип системности (единство развивающих, воспитательных и образовательных целей, задач, целостность построения всего воспитательного процесса);

Принцип гуманизации и индивидуальности (уникальность и неповторимость каждого ребёнка, его интересы и возможности);

Принцип деятельностного подхода (развитие и воспитание ребенка в общении, игре, совместной деятельности);

Принцип тематический (распределение программного содержания ДОО с учетом сезонного времени года, календарных праздников);

Принцип непрерывности (связь дошкольной и начальной школьной ступеней образования, взаимодействие с семьей).

Воспитательно-образовательный процесс в ДОО отличается развивающимся характером в создании условий для реализации воспитанника, его индивидуальных особенностей, интересов, характера. Контакт с семьей, участие родителей в воспитании, доступность информации, взаимодействие с социумом дает положительный результат в организации воспитательной работы.

«История взаимодействия семейного и общественного воспитания в России только за последние три десятилетия проделала довольно тернистый путь от декларирования «органического сочетания», а на деле приоритетности интересов и норм государства до реальных попыток строить открытые отношения свободного диалога равноправных партнеров» .

В настоящее время политика государства в сфере воспитания подрастающего поколения направлена на улучшение семьи как института социализации, «ячейки общества». Организация взаимодействия ДОО с семьями своих воспитанников требует поиска новых современных подходов, форм и методов. Поэтому, в основе этого взаимодействия выступает постулат, что за воспитание детей несут ответственность родители, как их «законные представители», а все другие социальные институты должны дополнять их воспитательную деятельность. Это отражено в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», п. 2 ст. 22 .

Семейное воспитание - это сложная система, включающая в себя множество факторов:

наследственность, здоровье членов семьи;

материально-экономическая обеспеченность;

социальное положение, уклад и образ семьи;

количество членов семьи, место или места проживания;

отношение к ребенку и т.д.

В семье закладываются основы воспитания, и от неё зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его личность. В семье близкие и родители дают детям знания о природе, обществе, профессиях, технике, воспитывают отношение к миру, к людям, формируют опыт творческой деятельности, интеллектуальные навыки. Нравственное воспитание развивает в ребенке доброту, внимание, милосердие к людям, честность, трудолюбие, доброжелательность и др. Так же во многие семьи пришло религиозное воспитание с уважением к общечеловеческим ценностям, обрядам и ритуалам. Но главное в семейном воспитании - это личный пример родителей, их любовь, сопереживание, юмор, похвала, сочувствие. Следовательно, важность семейного воспитания в процессе формирования личности ребенка определяется важностью взаимодействия семьи и ДОО.

Объединение родителей и ДОО является главным шагом к развитию в детском саду неповторимой саморазвивающейся воспитательной системы, в которой все и воспитатели, и дети, и родители становятся полноправными субъектами воспитательной системы. Это позволяет каждому ребёнку реализовать себя, свои индивидуальные возможности, интересы и желания. Объединяя усилия взрослых по установлению взаимопонимания и гармоничных отношений с детьми, вырабатывается единство требований родителей и педагогов к вопросам воспитания. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий

развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. Многие родители осознают недостатки воспитания своих детей, но зачастую им не хватает элементарных знаний по педагогике, психологии, физиологии, чтобы решить возникающие проблемы. Как воспитать здорового ребенка? Как наладить контакт с ним? В какие игры с ним играть? Анализируя эти вопросы, педагогический коллектив должен направить свою деятельность на формирование социальной грамотности семьи в различных направлениях.

Уважаемые коллеги!

Не забывайте: ребёнок в детский садик приходит не один, он приходит с семьей!!!

«Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача - привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять позицию родителей как потребителей образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо понимать, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательного образовательного процесса» .

Работа с родителями - это процесс общения с разными людьми, который не всегда проходит гладко, а порой даже тяжело. И закономерно, что конфликтов не избежать. Сегодня родители, отдающие своих детей в детский сад - это сложная категория. В итоге получается следующая ситуация: с одной стороны, конфликты между родителями из-за детей, их претензии к воспитателям и специалистам по различным вопросам, с другой, жалобы педагогов на родительскую инфантильность, отсутствие авторитета педагогов у родителей. Современные родители порой невнимательно относятся к консультациям специалистов дошкольной организации: психолога, логопеда, врача и др. что же тогда говорить о воспитании детей? Большинство из них себя считают себя грамотными в вопросах воспитания и развития своих детей, имеют своё видение, чаще всего подчеркнутое из сети Интернет, не принимают во внимание опыт и образовательную деятельность педагогов. Поэтому с самых первых дней пребывания ребенка в дошкольной организации руководитель детского сада должен поддерживать авторитет своих сотрудников, подчеркивать их умения, знания, имеющийся опыт, творческие способности и т.д.

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному, с применением разных форм и методик. Например, участие и совместное проведение музыкальных праздников, создание различных продуктов совместной проектной деятельности группы, выступления на педагогических советах, консультациях специалистов. Очень важно избегать при этом формализма, который не даст результата в общем воспитательном процессе.

Детский сад становится открытым не только для детей, но и для их родителей, что дает положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на воспитательную работу, что детский сад не навредит их ребенку. Поддерживая контакт с семьей, педагоги узнают индивидуальные особенности ребёнка и учитывают их при своей работе. Происходит укрепление семейных связей посредством реализации единой программы воспитания и развития ребенка в семье и ДОО. В организации по повышению педагогической компетентности родителей желательно использовать ролевое проигрывание проблемных ситуаций воспитания в семье, взаимодействие детей и родителей совместным участием в игровой деятельности, обмен передовым педагогическим опытом семейного воспитания. Это дает возможность родителям стать активными исследователями собственного родительского поведения, проанализировать способы воздействия на ребенка. Важно не забывать, что формы и содержания педагогического просвещения родителей определяются кругом их проблем, уровнем сознания и культуры, компетенцией специалистов по воспитательной проблеме. Чтобы грамотно спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье воспитанников. Поэтому сначала необходимо провести анализ социального состава семьи, родителей, их настроя к детскому саду, ожиданий от пребывания ребенка в ДОО. «Ученые рекомендую традиционные методы: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование, интервью, изучение продуктов детской деятельности и др.)» . Проведение анкетирования, индивидуальных бесед поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать её более эффективной. При этом, педагогический коллектив не должен забывать о принципе конфиденциальности, требующий обязательного сохранения в тайне всей информации о семье и её членах.

Важность взаимодействия семьи и ДОО определяет важность семейного воспитания и развития детей. Все формы работы с родителями создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребёнка. Малыш не должен оказаться

в центре конфликтной ситуации взрослых, наоборот, должен получать поддержку и понимание, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями и положительными эмоциями.

Вопрос работы с семьей всегда был и остается важным в работе дошкольной организации. Ведь именно тесное сотрудничество с родителями, интересное взаимодействие с ними, работа в тандеме с педагогами дают самые положительные результаты в плане воспитания и развития наших детей - нашего будущего.

Список литературы / References

1. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. № 6. С. 66-70.

2. Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е.П. Арнаутова // Дошкольное воспитание, 2004. № 9. С. 52-58.

3. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. С. 25-26.

4. Козилова Л.В. Практические советы педагогам - воспитателям для плодотворного сотрудничества с родителями дошкольников. Актуальные проблемы педагогики и психологии: сб. мат. межвуз. науч.- практ. конф. препод., педагогов - практиков, аспир., магистр., студ. пед. спец., 12 апреля 2012 г. / под. ред. Козиловой Л.В. М., 2012. 128 с. С. 67.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 27.06.2018) «Об образовании в Российской Федерации».

6. Фрезе И.И., Малахова Л.Н., Суетина Л.Р. Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании дошкольника // Молодой ученый, 2016. № 21. С. 944-949.

Алиева Наида Дагировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Елочка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Новый Уренгой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей
Дата публикации: 29.01.2016
Раздел: дошкольное образование

Современные проблемы взаимодействия дошкольного

учреждения с семьей
В качестве двух наиболее важных институтов социализации ребенка выступает семья и дошкольные образовательные учреждения. Воспипательные функции данных институтов значительно различаются между собой, но не обходимо, чтобы эти функции дополняли друг друга, поскольку только в этом случае можно добиться всестороннего развития ребенка. В настоящее время достаточно трудно вырастить ребенка достойным членом общества, поскольку каждя семья подвергается давлению проблем социального, экономического, политического характера и т.д. В попытке противостоять этим проблемам крайне сложно поддерживать благоприятный социально-психологический климат в семье, которыя является необходимым условием для того, чтобы вырастить ребенка полноценной личностью. Особенно это касается периода дошкольного детства, поскольку дошкольный возраст – один из наиболее важных в жизни человека, а то, каким он будет, зависит, в первую очередь, от тех взрослых, которые окружают ребенка – его родителей и воспитателей в дошкольном образовательном учреждении. Последние десятилетия характеризуются целым рядом крайне негативных тенденций, основными из котороых можно назвать следующие: - родители нередко живут в незарегистрированном браке, который через достаточно короткое время прекращается и детям приходится жить в неполной семье; 1
- крайне низкий образовательный уровень родителей (особенно это касается молодых родителей в возрасте 18-23 лет). У таких родителей отсутствуют необходимые знания об особенностях развития детей дошкольного возраста, что приводит к все большему распространению случаев педагогической запущенности детей; - крайняя занятость родителей (с условиях экономического кризиса, как правило, обоим родителям приходится работать, и часто не на одной работе), что приводит к недостатку времени на общение с ребенком; - качество времени, проводимого родителями с ребенком, падает катастрофически. Вместо того, чтобы играть с ребенком, участвовать в совместных развивающих занятиях и т.д., родители зачастую отделываются от ребенка покупкой дорогих игрушек и разрешением бесконтрольно смотреть телевизор, что негативным образом сказывается на развитии детей дошкольного возраста. Перед любым воспитателем детского сада всегда встает вопрос: что же именно нужно сделать для того, чтобы укрепить связь семьи и детского сада с целью всестороннего и качественного развития личности ребенка дошкольного возраста. Воспитатель детского сада должен строить свою работу с семьей таким образом, чтобы: - попытаться предотвратить авторитарное поведение родителей во взаимоотношениях с ребенком; - донести до родителей мысль о том, что все дети уникальны и нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми с каких бы то ни было позиций; - определить слабые и сильные стороны своего ребенка и учитывать их в процессе воспитания; - оказывать своему ребенку максимальную эмоциональную поддержку. 2
Система работы с семьями детей должна выстраиваться с опорой на те цели и задачи, которые ставятся перед работниками ДОУ для того, чтобы максимально эффективно взаимодействовать с семьей. В работе с родителями мы используем различные формы, помогающие сближению воспитателя и родителей, приближающие семью к ДОУ и помогающие определить максимально эффективные направления воспитательного влияния на ребенка дошкольного возраста. Среди таких форм можно назвать следующие: - проведение собраний с родителями (как групповых, так и индивидуальных); - проведение педагогических бесед с родителями детей; - проведение круглых столов с родителями детей группы; - организация «родительских уголков» с актуальной информацией о том, что просиходит в детском саду; - работа с родительским комитетом.
-
п р и в л е ч е н и е р о д и т е л е й в о ф о р м л е н и и г р у п п ы. -участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов, утренние приветствия, участие в различных конкурсах. В том случае, если родители отказываются идти на личный контакт с воспитателем, можно использовать следующее: 1. Доска объявлений, на которых можно вывешивать информацию о: родительских собраниях, запланированных в детском саду мероприятиях, расписании образовательной деятельности. Информация, представленная на досках объявлений, может дублироваться в устной форме либо дополнять то, что уже было в беседах с родителями. 2. Брошюры и буклеты, которые помогут родителям глубже ознакомиться с информацией о деятельности ДОУ. 3. Информационные бюллетени, которые могут быть представлены как в бумажной, так и в электронной форме (последнее предпочительнее в крупных 3
городах, где семьи могут жить достаточно далеко от детского сада). Такие бюллетени могут рассылаться родителями 1-2 раза в месяц с целью: - информирования родителей о различных мероприятиях, проходящих в детском саду (праздники, спектакли, экскурсии и т.д.); - описания наиболее значимых событий, происходящих в детском саду; - более детального описания видов занятий, которые проводятся в детском саду, а также возможных направлений поддержки таких занятий в домашних условиях; - изложения идей, которые помогут в более понятном виде преподнести ту тему, которая в данный момент идет в группе (например: «Моя Семья», «Правила дорожного движения» и т.д.); - вынесения благодарностей родителям, активно участвующим в жизни детского сада; - просьба родителям о чем-либо (например: о подготовке карнавальных костюмов детям на Новый год и т.д.). 4. Индивидуальные «кармашки». Такие кармаршки можно повесить на внутреннюю сторону шкафчиков и складывать в них записки воспитателя о достижениях и неудачах ребенка, рекомендации родителям и т.д. 5. Дневники детей, которые передаются от воспитателя к родителям и обратно и которых может содежаться информация об: особых событиях в жизни ребенка, его здоровье, личностном росте и т.д. 6. Ящики для предложений, в которые родители могут складывать записки, где в анонимной форме могут выразить свое отношение к тому, что происходит в группе, дать какие-либо советы воспитателю, изложить свои соображения на процесс воспитания и т.д. Данный способ особенно подходит для тех родителей, которые по каким-либо причинам не могут или не хотят озвучить свои мысли вслух. Еще одной весьма эффективной формой являются совместные творческие занятия родителей с детьми, направленные на выполнение заданий в домашних 4
условиях с тем, чтобы потом принести результаты в детский сад. Из таких работ потом можно устроить выставку в группе. Подобная совместная творческая деятельность всегда объединяет родителей, детей и педагогов ДОУ и служит еще одним средством выстраивания партнерских отношений воспитателей детского сада с родителями. Современные стандарты дошкольного образования предполагают использование инновационных технологий, но ни одна из них, даже наиболее адаптированная к потребностям ребенка не сможет быть эффективной, если семья оказывается выключенной из процесса взаимодействия с ребенком. Ребенок не может существовать в отрыве от семьи. Если нет взаимодействия между ДОУ и семьей, то ребенок оказывается между двух систем, которые не сообщаются между собой, что самым пагубным образом сказывается на его развитии и личностном благополучии. Дошкольное образовательное учреждение и семья должны стать для ребенка открытыми. Это вовсе не означает, что условия дома должны повторять условия детского сада, а детский сад будет заниматься решением проблем в семье. Самое главное – это атмосфера доверия, взаимопонимания и добра между родителями ребенка и педагогами ДОУ. Только в таком случае можно бужет создать условия, которые помогут ребенку максимально раскрыть его способности и возможности. Формы работы с семьей, перечисленные выше, не являются чем-то устоявшимся и единственно правильным, они могут быть адаптированы под конкретный детский сад и конкретную семью. Если родителей удастся привлечь больше участвовать в диалоге с педагогами ДОУ, то это самым положительным образом скажется на развитии детей. 5

Наталья Леонова
Современные проблемы взаимодействия педагога с родителями, пути их решения (из опыта работы)

«Современные проблемы взаимодействия педагога с родителями , пути их решения »

Одной из тенденций современного дошкольного образования выступает организация взаимодействия педагогических работников и семьи .

К сожалению, социально-экономическая ситуация обострила позицию отстраненности и отчуждения родителей от образовательной организации. Чаще встречаются две крайности. Ситуация первая, когда к детскому саду родителями предъявляются завышенные требования по воспитанию и образованию ребенка, родители в такой ситуации выступают в роли критиков, оценивающих работу воспитателя . Ситуация вторая, когда со стороны семьи идет полное безразличие к вопросам развития дошкольника. И получается, что родители выступают чаще в роли наблюдателей. Полный день в садике, кружки, дополнительное образование, а затем телевизор или компьютер, прогулка "по пути " - вот такой день, к сожалению, чаще всего у ребенка до поступления в школу. Важнейшие проблемы взаимодействия педагога и родителей можно объединить в три основные группы. К первой группе следует отнести проблемы , связанные с осмыслением целей и содержания образовательно-воспитательной работы педагога и семьи . Необходимо, чтобы родители осознавали , что современное воспитание имеет целью всестороннее и гармоничное развитие личности. Ко второй группе проблем совместной работы относим умелое стимулирование активности ребенка, направленное на его личностное развитие и формирование. К третьей группе проблем - принадлежит учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Дети тяготятся излишней опекой со стороны родителей , желающих посещать различные не учебные заведения, и именно воспитатель часто становится инициатором развития тех творческих наклонностей и способностей, на которые родители не обращают внимания. Кроме того, налаживание взаимодействия между педагогами и родителями затрудняет понимание процесса воспитания ребенка по-разному. Воспитатель действует в соответствии с задачами учреждения дошкольного образования, содержания годового, перспективного, календарного планов и тому подобное. Родители в воспитании детей руководствуются собственным опытом и представлениями о будущем развитии своего ребенка. Соответствующие требования они выдвигают и педагогу . Не каждый из родителей готов критически оценить свой педагогический потенциал и уровень осведомленности в вопросах воспитания детей.

Каковы основные проблемы , тормозящие взаимодействие педагогов и родителей . Я могу выделить следующие :

Невысокая компетентность педагога в вопросах взаимодействия с родителями и законными представителями;

Иногда нежелание педагога на установление контакта с семьей;

Недооценка потенциала семьи;

Отстраненность от пожеланий родителей ; - отсутствие понимания у родителей ценности дошкольного периода детства;

Низкий социально-культурный уровень семьи;

Низкий уровень психолого-педагогической компетентности у родителей . Для того чтобы решить эти проблемы , я постаралась организовать правильное взаимодействие с родителями , основанное на принципах партнерства. Основной целью моего взаимодействия с родителями воспитанников является их психолого-педагогическая поддержка , установление тесных контактов семьями, раскрытие родителям возрастных психологических, физиологических особенностей детей дошкольного возраста, обозначить значение их роли в жизни дошкольника. Работу с родителями я осуществляю преимущественно в двух направлениях : педагогическое просвещение родителей и привлечение их к воспитательной работе с детьми .

С чего же я начала работу по взаимодействию . В первую очередь я постоянно занимаюсь повышением собственной компетентности. Педагог для родителя должен всегда быть готов оказать консультативную помощь. С моей стороны всегда чуткое и внимательное отношение ко всему, что происходит с ребенком не только в стенах садика, но и к тому, что происходит в его семье. Очень важно живое общение. Родители видят мою заинтересованность в вопросах развития дошкольника, чувствуют, что к ребенку проявляется индивидуальный подход. Обычно, я начинаю разговор с фразы ". я переживаю за вашего ребенка", "хорошо бы, если бы вы сделали то-то и то-то. ". Ни в коем случае я не выступаю в роли обвинителя или "поучателя", постоянно оценивающего поступки родителей . Роль воспитателя - помочь, подсказать, направить. Любое взаимодействие должно иметь целью создание "ситуации успеха". Если я говорю о проблемах ребенка , то не забуду и отметить его даже самое небольшое достижение и расскажу об этом родителям . Хвалите и родителей , если они прислушались к вашим советам и вы увидели их старания в вопросах развития собственного ребенка. Иногда "ситуация успеха" творит просто чудеса.

Еще одна проблема - это отсутствие единых требований к ребенку. В группе - одни требования, дома - другие. И в этом случае очень важна общая установка на совместное решение задач по воспитанию и образованию дошкольника.

Я провожу мероприятия, совместные с родителями , организовываю совместную деятельность ребенка с родителями ; провожу мероприятия по повышению психолого-педагогических знаний семьи .

Совместные мероприятия с родителями . Чаще всего бывает так, что на всех праздниках родители выступают в роли зрителей. Да, торжественные мероприятия, четко организованные, должны иметь место в детском образовательном учреждении, но нельзя недооценивать и роли "свободного" общения, создание приближенной к "домашней" обстановки. Различные развлечения и досуги, в которых активное участие принимают родители . Организация совместной деятельности ребенка с родителями . В нашей группе проводятся сезонные выставки совместного семейного творчества «Подарки осени» , «Вместо елки букет» ; выставки, приуроченные к знаменательным датам «У моей мамы ручки золотые» , «Вместе с папой» ; тематические выставки на темы комплексно-тематического планирования «Птичья столовая» . Родители готовят совместные доклады к занятиям, беседам, фоторепортажи (старшие дошкольники) . Мероприятия по повышению психолого-педагогической компетентности родителей . Педагогическое просвещение я реализую через : организацию общих родительских собраний , конференций; представление опыта семейного воспитания на родительских собраниях (где родители заранее готовятся по тематике собрания и имеют возможность представить свой опыт воспитания другим родителям ); оформляю папки опыта воспитания в семье . Я провожу родительские собрания в нетрадиционной форме : круглые столы, тренинги, обсуждение педагогических ситуаций и проблем , характерных для разных возрастных периодов развития дошкольника. Также я постоянно провожу анкетирование для родителей , для выяснения проблем и определения пожеланий родителей . Для успешного взаимодействия важным является использование наглядной информации. Я планирую организацию интернет-сайта группы. Это поможет родителям обмениваться интересной информацией, делиться опытом воспитания и развития детей. Родители будут иметь возможность самостоятельно готовить материалы и размещать их на сайте в родительском уголке . Это будет способствовать улучшению отношений между родителями . Начало информационно-справочных рубрик в уголке для родителей привлечет их внимание и будет побуждать к сотрудничеству. Что может предложить педагог в такой форме работы ? Все родители смогут посещать личную страницу педагога , в новостях следить за объявлениями как группы, так и детского сада; в частном порядке будут иметь возможность задавать вопросы и получать ответы в виде педагогической консультации или личных рекомендаций. Такое сотрудничество помогает : сплотить родительский коллектив , снять психологическое напряжение, приводить к диалогу и взаимодействию друг с другом , производить общее мнение, формировать педагогические умения и навыки , побуждать обмениваться опытом по воспитанию детей .

Также я привлекаю родителей к созданию развивающей среды группы (изготовлению дидактических игр, постройке мебели, обновлении театральных уголков, кукол и т. д.).

Важное значение имеет посещение родителями отчетных собраний с концертом воспитанников, участие родителей в подготовке и выступления на городских фестивалях детского дошкольного творчества. Я отслеживаю работу совета родителей , он должен работать системно . Результативность работы с родителями должна отслеживаться в двух направлениях : посещаемость и включенность. Я считаю, что модель взаимодействия педагога и семьи , должна в первую очередь, реализовывать интересы ребенка. Ребенок и его интересы должны находиться в центре внимания. Эти формы работы получили высокую оценку родителей , которые согласно опросу, находят их информативными, интересными и инновационными. Я думаю, что если строить работу с родителями таким образом , то можно повысить их педагогические знания , а также включать родителей в развивающее педагогическое пространство , как равноправных субъектов (на ряду с воспитателем) .