Поликультурное образование актуальная проблема современной школы. Современная проблема поликультурного образования: теория и практика. Концепция поликультурного образования в России

Образования приобрела особую актуальность и сложность в 90-е годы, когда в условиях социально-экономических и политических реформ сложилась новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, рост влияния религии на формирование самосознания личности. В этих условиях поликультурное образование, с одной стороны, способствует этнической идентификации и формированию культурного самосознания обучаемых, а с другой стороны, препятствует их этнокультурной изоляции от других стран и народов.

Важной предпосылкой поликультурного образования является становление и развитие в России гражданского демократического общества, в котором усиливается борьба с шовинизмом, расизмом, этническим эгоизмом, и в то же время проявляется открытость по отношению к другим странам, народам и культурам, осуществляется воспитание в духе мира и взаимопонимания.

В условиях современных глобализационных процессов мировой цивилизации остро стоит проблема определения путей эффективного формирования нового типа сознания, характера жизненной позиции личности как субъекта поликультурного общества. Успешная интеграция личности в национальную и мировую культуру рассматривается с позиции её включения в поликультурное образовательное пространство.Поликультурность образовательного пространства обусловлена достигнутым пониманием того, что способы жизнидеятельности людей оцениваются с точки зрения сформированности опыта позитивного межкультурного взаимодействия, толерантного отношения к представителям иных культур, готовностик поиску культурных смыслов, активной культуротворческой позиции.

В России система образования - важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества.

Развитие системы поликультурного образования является неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития, которая исходит из необходимости сохранить социокультурную ситуацию плюрализма и многообразия, защитить самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства.

Важнейшие социально-политические предпосылки поликультурного образования в России - становление демократии и гражданского общества; интеграция в мировое культурное и образовательное пространство; усиление борьбы с проявлениями шовинизма, расизма, этнического эгоизма.

Концепция поликультурного образования разработана на основании:

Конституции Российской Федерации;

Очевидно, что если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут, возникнут межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации, которые у взрослого человека решить (или провести коррекцию) очень сложно, а иногда невозможно.

Процесс формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, будут эффективно развиваться, если:

Процесс воспитания детей будет проходить в окружении предметно-развивающей среды, учитывающей все культуры разных национальностей детей, посещающих детский сад

В условиях детского сада воспитательный процесс осуществлять в духе толерантности и терпимости, уважения ребенком другого ребенка, независимо от его национальности

Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития, общения и взаимоотношения. В группах и коллективах существуют отношения и взаимоотношения. Человек, так или иначе, относится к вещам, событиям, социальной жизни, людям. Что-то ему нравится, что-то нет, одни события, факты его волнуют, другие оставляют равнодушными.

Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. Оттого, как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность ребенка в общности. Отношения - это позиция личности ко всему, что ее окружает как к самой себе.

Взаимоотношения - это личностные отношения индивидов между собой. Взаимоотношения возникают в совместной деятельности. Проблема детских взаимоотношений привлекает внимание психологов, педагогов, социологов, и представителей других наук, как в нашей стране, так и за рубежом.

Отношения и общения неразрывно связаны друг с другом. В психологическом словаре дается следующее определение общению. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями), и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Общение- это процесс взаимодействия людей, направленных на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата. Общение, как и всякая другая деятельность, представляет собой «особую, самостоятельную потребность человека не сливающуюся с другими его нуждами и стремлениями .В.М.Мясищев рассматривал общение, как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу, воздействующих друг на друга Б.Д. Барыгин рассматривает общение, как взаимодействие в единстве двух его противоположных тенденций - сотрудничество, интеграции с одной стороны, и борьбы с дифференциации с другой. М.И.Лисина под общением понимает взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений для достижения общих результатов.

« Общение - есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты.… Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект.

Многонациональный характер системы образования России имеет давние исторические корни, что подразумевает под собой межнациональные отношения. Межнациональные отношения имеют свою структуру, состоящие рационального (этнического) сознания, межнационального общения и взаимодействия.

Межнациональные отношения - это совокупность специальных знаний и умений личности, а также адекватных им поступков и действий, позволяющих в межличностных контактах и взаимодействиях представителей различных национальностей, и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия совместной деятельности.

Одно из определений поликультурного воспитания встречается в «Международном словаре по образованию». Поликультурное воспитание- это воспитание, включающее в себя организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличные по языковому, этническому, национальному или расовому признаку. В «Международной энциклопедии по образованию» (1994г.). Поликультурное воспитание определяется, как «Усвоение знаний об иных культурах, осознание различий и сходств, общего и особенного между культурами, традициями, образом жизни, формирование позитивного, уважительного отношения к многообразию культур и их представителям». Главная цель поликультурного воспитания состоит в том, чтобы сформировать навыки, отношения, знания, которые нужны человеку для функционирования в своей этнической культуре, доминантной культуре страны и культуре других этносов.

Поликультурное воспитание – концепция и практика воспитания и образования в процессе культурноразнообразного взаимодействия. Оно направлено на установление благоприятных отношений взаимообмена и взаимопонимания между представителями различных культур страны. Учитывает культурную принадлежность, содействует усвоению знаний об иных культурах, осознанию различий и сходств между культурами, традициями, образом жизни, формирует положительное отношение к многообразию культур, рассматривает культурное многообразие как позитивное условие педагогической деятельности, представляет равные образовательные возможности представителям всех культурных групп.

Поликультурная среда – различающееся в культурном отношении общество, которое состоит из нескольких социальных групп, обладающих особой культурой.

Система методов и форм такого воспитания состоит в организации учебной и воспитательной деятельности, в условиях которой достигается взаимосвязь и взаимодействие, направленное на формирование опыта межнационального общения.

Межнациональное (поликультурное) воспитание первостепенная потребность любого многонационального сообщества. Концептуальное оформление поликультурного воспитания состоялось в мировой педагогической мысли на рубеже 1970-1980 годов. Ведущие роли в разработке проблем поликультурного воспитания играют американские и канадские ученные. Эти проблемы решают исследовательские центры при университетах, педагогических колледжах. Среди них выделяются Центр мультикультурного воспитания при университете штата Вашингтон (Сиэтл) – глава Дж. Бенкс, Исследовательский центр поликультурного воспитания при Университете шт. Колорадо – руководитель Л. Бака, Стэндвордский центр программ по международному и кросскультурному воспитанию, Национальный исследовательский центр культурного разнообразия в Санта-Кри. Популяризацией идей поликультурного воспитания занимается имевшая к 2001 году отделение в 22 штатах Национальная ассоциация поликультурного воспитания – президенты К. Грант и Д. Голдник.


Свой вклад в изучение проблем педагогической деятельности полиэтнической и поликультурной среде вносят российские ученые: О.В. Гукаленко, Г.Д. Дмитриев, М.Н. Кузьмин, В.С. Собкин, Л.Л. Супрунова, В. А. Тишков и другие.

Отечественные ученые также дали свое определение понятию поликультурное воспитание. Так О.В. Гукаленко делает акцент на социализации как основе поликультурного воспитания. Другой исследователь Ю.А. Корягинцев выдвигает на первый план интеллектуальную, эмоциональную и духовную идентификацию индивида, развитие личной культуры по мере вхождения в другую культуру. В.А. Тишков размышляя над феноменом «культурное многообразие» применительно к России, понимает его не как сумму культур, а как социум одной культуры, располагающей множеством форм. По мысли М.Н. Кузьмина, поликультурное воспитание означает «реализацию свободного выбора и социального преуспевания представителей разных культурных традиций в общероссийском пространстве». Таким образом что общение человека в поликультурной среде, это общение в духе миролюбия межнационального взаимопонимания и сотрудничества, уважения прав и свобод человека, процесс формирования духовных предпосылок активного участия каждой личности в жизни общества. Отношения в условиях поликультурной среды – это активный процесс самоопределения, который происходит при выработке отношения к микросоциуму, национальной и мировой культурам. Индивид в многоэтническом, многоязычном, культурно-многообразном педагогическом пространстве определяет свое «Я», непрестанно пребывая в ситуации выбора.

Старший дошкольный возраст – период формирования начальных представлений о дружбе и зарождении дружеских отношений. От того, как они будут складываться, во многом зависят и положение ребенка в детском коллективе, и успешность (не успешность) его социализации и др.

Вопросы совершенствования межнациональных отношений, в том числе формирования их культуры у подрастающего поколения, утверждение идей толерантности и дружбы народов, становится в центре внимания представителей педагогической науки во всех многонациональных государствах.Развитие детей во многом зависит от тех взаимоотношений, которые складываются между ними в группе. В этом возрасте обогащается общение детей между собой, развиваются и усложняются их игры, взаимодействия сверстников становятся более разнообразными и содержательным.

Педагогический процесс в многонациональном ДОУ, несомненно, сохраняет все свои структурные компоненты. Его содержание находится в зависимости от социально-этнической среды детской группы. При этом необходимо сконцентрировать внимание педагога на отборе методов и форм организации педагогического процесса.
Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, педагоги формируют у детей представление о себе и других, как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого. Воспитатель должен знать, как регулировать отношения дошкольников, возникающие при взаимодействии их с «другими» детьми, отличающимися от них.

В укреплении культурных традиций, в привитии детям норм и ценностей поведения, характерных для разных культур, большую роль играют педагоги дошкольных учреждений.

Правильная организация быта в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей – необходимое условие для воспитания правильных отношений и общения детей между собой.

Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на принципах гуманизма, - особая задача педагога ДОУ. Формирование отношений между детьми строится на основе взаимных симпатий детей, их привязанности к детскому саду, умении оценить поведение сверстников и свое.

При организации педагогического процесса воспитатель должен стремиться, прежде всего, создать оптимальные условия для самостоятельной деятельности детей. Это положительное эмоциональное состояние детей, их занятость полезной деятельностью, постоянное речевое общение. Кроме того, в процессе формирования правильных межнациональных взаимоотношений, предусмотреть, чтобы дети, объединяющиеся в группы, отличались разными уровнями взаимоотношений, и по возможности были разных наций. Именно это обуславливает положительное влияние их друг на друга.

Таким образом, процесс педагогического руководства формированием детских взаимоотношений можно представить как одновременное влияние педагога на личностные качества ребенка, на его деятельность, и непосредственное руководство детскими взаимоотношениями.

Различия языков, традиции и культуры в целом помогут воспитателю обогатить социальный опыт дошкольников, подготовить их к встрече с другими культурами в будущем, помогут сформировать правильные, положительные взаимоотношения между детьми в группе детей с разными национальностями. Продуманность подбора методического материала, развевающей среды, совместной игры детей, знакомство с традициями и обычаями разных народов, станут основой комфортного полноценного развития как личности в частности, так и развитие и формирования детских взаимоотношений в целом.

Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы*

В.В.Макаев, З.А.Малькова, Л.Л.Супрунова

Сближение стран и народов, усиление их взаимодействия - важнейшая закономерность развития современного сообщества. Огромный, казавшийся ранее необъятным мир, в котором около двух тысяч народов и более двухсот стран, превращается, по терминологии ЮНЕСКО, в "глобальную деревню". Сверхскоростные воздушные лайнеры сократили до минимума расстояния между странами и континентами, мощные электронно-информационные средства позволяют общаться с любой точкой планеты и несут сведения о происходящем в мире, транснациональные корпорации расширяют производство и рынки товаров до глобальных размеров, стимулируя миграцию рабочей силы.

Глобализация мира - явление неоднозначное. С одной стороны, она объединяет народы в хозяйственной деятельности, способствует ускорению научно-технического прогресса, разрушает исторические барьеры между народами, психологию провинционализма, узкого национализма, с другой - несет угрозу стирания этнического и культурного своеобразия народов, унификации жизни по чуждым им стандартам. что вызывает их сопротивление, стремление защищать и сохранять уникальность своей собственной культуры. Зачастую это приводит к конфликтам и войнам.

Глобализация с ее противоречивыми явлениями. имеющими тенденцию к усилению. выдвигает перед образованием сложную задачу подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий. Важно научить молодежь наряду с развитием собственной национальной культуры понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения всех народов, искоренять существующие в быту негативные представления о людях других национальностей. Решение этой задачи требует соответствующей подготовки педагогов, работающих в сфере образования и воспитания детей.

Проблема поликультурного образования приобретает особую актуальность и сложность в полиэтническом многонациональном российском обществе. В условиях социально-экономических и политических реформ 90-х гг. складывается новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, развитие наряду с национально-русским русско-национального двуязычия. Все большую значимость в обучении и воспитании приобретают идеи народной педагогики, растет влияние религии на формирование самосознания личности. Происходящие в образовательной сфере процессы создают опасные для формирования личности предпосылки этнокультурной изоляции.

Вместе с тем принцип открытости общества, непродуманная политика средств массовой информации усиливают воздействие на молодежь западной (в первую очередь американской) низкопробной поп-культуры. Неподготовленность детей и молодежи к ее критическому восприятию и осмыслению затрудняет процесс их этнической идентификации и культурного самоопределения.

Современные педагогические реалии требуют, с одной стороны, учитывать в образовании этнокультурный фактор, с другой - создавать условия для познания культуры других народов, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам, конфессиям, расам. Вот почему проблема поликультурного образования привлекает все большее внимание отечественных педагогов. Проведенные в последние годы конференции и семинары по указанной проблеме свидетельствуют не только о растущем к ней интересе специалистов, но и дискуссионности многих ее аспектов (см.: Поликультурное образование в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Пятигорск, 1997).

Огромный разброс в толковании учеными понятия "культура" (существует несколько сотен различных определений) вызывает трудности в раскрытии понятия "поликультурное образование". Отечественные культурологи М.С.Каган, Б.С.Ерасов и" другие выделяют три компонента в общем понятии "культура": материальный, художественный, духовный.

Международная конференция "Образование и культура", организованная ЮНЕСКО (1995), считает духовный компонент наиболее значимым для сферы образования и трактует культуру как совокупность идеалов, ценностей, верований, отношений между людьми, норм поведения, этикета, характерных для конкретной нации (этноса). Представляется возможным принять эту трактовку в качестве рабочего варианта для раскрытия сущности, целей, функций поликультурного образования в системе общего (школьного) образования.

Выполнение этой задачи неразрывно связано с анализом соответствующих идей, концепций, теорий в классической философии и педагогике. Идеи поликультурности и поликультурного образования не являются продуктом только современной жизни. Они затрагивались и разрабатывались многими выдающимися умами человечества в прошлом.

Большой интерес, например, представляет программа "Панпедия". разработанная Коменским в XVI в. Великий мыслитель, исходя из посылки об общности людей, их потребностей и устремлений, обосновывает панпедию как программу универсального воспитания всего человеческого рода (см.: Каменский Я.А. Избр. пед. соч. Т. 2. С. 383). Существенную часть "Панпедии" составляет формирование у детей умений жить в мире с другими, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей (см.: там же. С. 395).

Пониманию сущности, целей, функций поликультурного образования помогают идеи Н.К.Рериха о "благодетельном синтезе", под которым он понимает "единение культур", создающее благотворное сотрудничество людей, а также идеи выдающихся философов и историков современности (Н.А.Данилевский, Э.Мейлер, А.Тойнби, Ю.Яковец) о целостности культурно-исторического развития человечества и наличии некоторых сходных принципов функционирования культур разных народов.

Большой интерес для понимания роли поликультурного образования в становлении личности представляют идеи П.Ф.Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике. К особенностям педагогического процесса, обусловленным национальными ценностями, П.Ф.Каптерев относил язык, религию, быт. Усвоение родного языка он рассматривал как приобщение к национальным духовным ценностям и вместе с тем к общечеловеческим знаниям, формирующим научные воззрения на окружающий мир. П.Ф.Каптерев призывал развивать в детях чувство принадлежности ко всему человечеству, "сколько возможно сокращать в школах мысли о том, что родной народ - единственный носитель истинной культуры, а прочие народы должны быть служебными данному" (Каптерев П. Ф. Избр. пед. соч. М., 1982. С. 421). По Каптереву, педагогическая деятельность первоначально осуществляется на основе национального идеала, а затем трансформируется в деятельность по достижению общечеловеческого идеала. В воспитании, подчеркивал он, "нужно обратиться не к одному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами пополнить недостатки своего национального идеала; народное нужно сочетать с инородным, со всенародным и общечеловеческим" (там же. С. 56-57).

Для понимания сущности поликультурного образования особое значение имеют положения М.М.Бахтина о человеке как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими личностями-культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других. Эти положения впоследствии были использованы С.Б.Библером, В.Оконем и другими при разработке теории и практики диалогового обучения. Механизмом взаимовлияния личностей-культур в их концепциях выступает диалог, который интерпретируется учеными как форма общения отдельных людей и как способ взаимодействия их с объектами культуры и искусства в исторической перспективе. Слово (мысль, сознание), по Бахтину, обретает в диалоге бесконечное множество новых смыслов. Постижение собственного "я" происходит через общение с другими. Установка на развитие личности посредством постижения культур в исторических средах, развертывание диалога вокруг ключевых проблем их воспроизводства и взаимодействия позволяют осознать, что культура имеет многообразные проявления во времени и пространстве и помогает определить место и назначение человека в современном мире.

Важные выводы для обоснования поликультурного образования вытекают из культурно-исторической теории развития поведения и психики Л.С.Выготского, в соответствии с которой источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся культуре. Рассматривая развитие психики как опосредованный процесс, ученый полагал, что опосредованность заключается в присвоении (освоении) культурно-исторического опыта и что всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва в социальном, потом психологическом, вначале между людьми - как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка - как категория интрапсихическая. Переход извне вовнутрь трансформирует сам процесс, изменяет его структуру и функции. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей (см.: Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 3. М., 1983. С. 145).

Положение о ведущей роли социокультурного контекста в развитии человека предполагает учет в становлении личности конкретных реалий, определяет значимость в формировании сознания ученика окружающей среды, отношений с людьми, отношения к тем или иным культурным ценностям.

С учетом новых социокультурных реалий мировая педагогическая мысль разрабатывает соответствующую образовательную стратегию. Задача подготовки молодежи к жизни в многокультурном мире названа в числе приоритетных в документах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы последнего десятилетия. Доклад международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI в. подчеркивает, что одна из важнейших функций школы - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам (см.: Образование: сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. Париж, 1997. С. 52).

Международная энциклопедия образования (1994), обобщая теоретические положения и складывающуюся практику в учебно-воспитательных учреждениях, рассматривает поликультурное образование как важную часть современного общего образования, способствующую усвоению учащимися знаний о других культурах; уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию молодежи в духе уважения инокулиурных систем.

В конце XX столетия не возникает сомнения в актуальности поликультурного образования, его достойном месте в теории и практике воспитания подрастающих поколений, необходимости активной разработки и уточнении целей, задач, функций, содержания, технологий этого важного компонента общего образования отечественными специалистами.

Каковы же цели, задачи и основные направления реализации поликультурного образования в условиях современной общеобразовательной школы России? В течение многих десятилетий советская школа накопила ценный опыт интернационального воспитания учащихся. Клубы интернациональной дружбы, фестивали, спортивные состязания, путешествия, экскурсии, совместный отдых детей и подростков разных народов, населяющих Советский Союз, формировали добрые, человеческие межнациональные отношения. Однако закрытость советского общества ограничивала интернациональное воспитание молодежи рамками хотя и самой большой в мире, но все же одной страны.

Глубокие изменения в мире и российском обществе требуют новых подходов к этой проблеме, которые может обеспечить поликультурное образование при условии творческого освоения накопленного опыта.

Цель поликультурного образования состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Из этой цели вытекают конкретные задачи поликультурного образования: " глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры;

Формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;

» создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

Развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

" воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Важно, чтобы содержание поликультурного образования отвечало следующим критериям:

Отражение в учебном материале гуманистических идей;

Характеристика уникальных самобытных черт в культурах народов России и мира; " раскрытие в культурах российских народов общих элементов традиций, позволяющих жить в мире и согласии;

Приобщение учащихся к мировой культуре, раскрытие процесса глобализации, взаимозависимости стран и народов в современных условиях.

В процессе поликультурного образования осуществляется приобщение ребенка к родной культуре, а от нее - к российской и мировой.

Школа создает условия для введения учащихся в родную культуру, родной язык. Это позволяет им осознать свою уникальность, выработать представление об определенной социальной группе, об общих корнях, об особенностях культуры, языка, быта, верований, норм поведения народа, а также полнее раскрыть свои задатки и дарования как предпосылки для воспроизводства и обогащения родной культуры. Изучение родного языка должно быть направлено не только на повышение уровня речевого развития, но и на освоение культурного достояния этноса, на формирование научного мировоззрения.

Ребенку должна быть предоставлена возможность обучения на родном или родственном ему языке, а также право выбора языка обучения.

Освоение этнокльтурного опыта способствует осознанию того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия мира, частью достижений целостного взаимозависимого мира, В контексте поликультурного образования акцент смещается на заложенные в этнических культурах ценности, имеющие прогностическое значение, способствующие развитию личности, социальному и научно-техническому прогрессу, установлению добрососедского сотрудничества на межличностном, государственном, международном уровнях.

Каждая этническая общность имеет право самостоятельно определять содержание и формы включения подрастающего поколения в деятельность по освоению собственного культурного опыта. В логике поликультурного образования целесообразно знакомить школьников с историей, художественным искусством, традиционными ремеслами своего народа в контексте культурного развития России и мира. Это позволит более четко определить роль и место родной культуры в общецивилизационном процессе, не допустить самоизоляции этноса, обеспечить единое культурное и образовательное пространство и в конечном счете способствовать расширению социальной мобильности личности.

Включение в учебные планы школ интегрированных курсов культуры, истории, религии, искусства народов определенного региона поможет понять взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимообогащение культурно-исторического опыта различных этнонациональных общностей, выявить его общечеловеческий потенциал.

В содержании общего образования могут быть использованы сведения и идеи религиозного характера. Религия может способствовать формированию общечеловеческих моральных понятий и убеждений при условии, что религиозное просвещение построено на основе равной представленности в содержании образования гуманистических ценностей всех мировых вероучений и осуществляется в форме межкультурного диалога.

Другое направление поликультурного образования - приобщение учащихся к языкам и культурам народов, проживающих как в России, так и за рубежом. В многонациональном Российском государстве особую роль в становлении личности и реализации ее творческих возможностей играет русский язык как язык межнационального общения, имеющий богатые культурные традиции и литературное наследие. Владение языком межнационального общения расширяет образовательные, научные и культурные перспективы личности, включает ее в богатый контекст нравственных образов русской литературы, приобщает к культурным, научным и техническим достижениям России и мира. Очевидно, что развитие национально-русского двуязычия в школе - объективная необходимость, так как оно создает благоприятные условия для более полного развития ребенка, формирования сопричастности и ответственности за судьбу российского общества. Обучение русскому языку является важной государственной задачей, решение которой вносит вклад в обеспечение целостности государства, достижение межнационального согласия.

Русско-национальное двуязычие (когда русские изучают язык людей другой национальности, проживающих в России) содействует включению носителей русской культуры в уникальный мир проживающих в России этносов, формированию уважительного отношения к другим народам. Целостность понимания учащимися культурных процессов может быть обеспечена посредством введения в содержание общего образования интегративного курса "Российская литература", в котором представлены лучшие образцы художественных произведений народов России. Курсы по культуре, литературе, искусству отдельных народов страны должны входить в состав предметов по выбору.

Изучение иностранных языков позволяет не только развивать лингвистическую компетенцию, но и знакомить учащихся с культурой страны изучаемого языка. Важно, чтобы предмет наряду с образцами художественной культуры содержал описание ценностей, обычаев, традиций, норм поведения носителей иной культуры.

Сопоставление элементов культуры другой страны со знанием родной культуры дает возможность получить подтверждение идеи многообразия культур, уяснить особенности культурных проявлений, обусловленные спецификой экономического, политического и социального развития, принять эти особенности как данность, учитывать их во взаимоотношениях с носителями других культур, испытывать чувство уважения к культурным достижениям другого народа, сопричастность к его проблемам и трудностям, стремление к культурному сотрудничеству с зарубежными странами. Вместе с тем необходимо помочь детям выработать невосприимчивость к худшим образцам зарубежной, в первую очередь поп-культуры, которая насаждает бездуховность. цинизм, жестокость, меркантилизм.

Важно, чтобы школьники узнали, что помимо культуры, имеющей принадлежность к другой стране, существует мировая межнациональная культура, к которой относятся высокая художественная культура. наука (как сумма знаний и мировоззрение), международное право, нормы социального поведения, семейно-брачные отношения. Мировая культура служит доказательством общих универсальных принципов культурной регуляции и специфического претворения этих принципов в жизнь.

Следует научить школьников понимать то. как глобальные проблемы преломляются на локальном уровне, научить их анализировать эти проблемы в конкретном социокультурном контексте, дать им представление как об общем опыте цивилизационного развития, так и его различиях, обусловленных природно-географическими, экономическими, политическими, социальными факторами, этнокультурными контактами и др.

Учебный курс "Всеобщая история" позволяет избежать замыкания на своей собственной истории (что может привести к неприятию другой культуры), организовать диалог культур различных эпох, связать исторический опыт с деятельностью современного человека культуры, с актуальными проблемами современности, определить свое место в современном мире, ощутить восхищение, сострадание, симпатию к героическим событиям, творцам истории.

Изучение курса "Права человека" дает учащимся возможность осознать понятие свободы как ценности и как условия самореализации личности, воспитывает чувство личного достоинства, уважение прав и достоинства людей независимо от национальности, расы. вероисповедания. Курс способствует формированию учений неконфликтного межнационального общения.

Образовательная область "Искусство" обеспечивает получение учащимися представлений о многообразных связях человека и общества с миром искусства, постижение внутренних закономерностей и структур культуры в ее различных представительных вариантах - искусство, мораль, наука, содействует пониманию механизмов различных национальных культур, осознанию этнических и национальных ценностей искусства, музыки как части мировой художественной культуры.

Содержание учебных курсов "Трудовое обучение", "Техника", "Технология", обеспечивая ознакомление школьников с современными производственными технологиями, овладение ими трудовыми и профессиональными умениями, позволяет в то же время показать производственные, технологические процессы как составную часть духовно-материальной культуры общества на цивилизационном общероссийском и этническом уровнях. В частности, вполне доступно и осуществимо знакомство учащихся с традиционными видами ремесел. Это может быть связано с пониманием их значимости для развития культуры общества и этноса. В процессе учебного, производственного, общественно полезного труда создаются условия для осознания школьниками категории "труд" как права и обязанности гражданина, воспитания уважительного отношения к труду, к трудовым традициям, развития взаимопонимания, сотрудничества, солидарности. Создаются предпосылки для эффективного общения и продуктивной деятельности в многокультурной среде.

В целом содержание общеобразовательных учебных курсов дает школьнику возможность усвоить такие основные понятия и категории поликультурного образования, как самобытность, уникальность, культурная традиция, духовная культура, этническая идентификация, национальное самосознание, российская культура, мировая культура, общие корни культур, многообразие культур, различия между культурами. взаимовлияние культур, межкультурная коммуникация, культурная конвергенция. культура межнационального общения, конфликт, культура мира. взаимопонимание. согласие, солидарность, сотрудничество. ненасилие, толерантность и др.

Решение задач поликультурного образования требует широкого использования активных методов обучения и воспитания. Ведущее место в них занимают творческо-поисковая деятельность учащихся, дискуссии. симпозиумы, групповая и индивидуальная. самостоятельная работа, разработка проектов, ролевые игры, драматизация, тренинги, в ходе которых ученик приобретает опыт решения проблем, связанных с особенностями взаимодействия в поликультурной среде, и которые направлены на формирование культуры общения. В этом случае ученик становится субъектом учебного процесса, который строится при конструировании непосредственного опыта. Это активизирует его познавательную. эмоциональную и волевую сферу. Важно. чтобы заложенные в поликультурном образовании идеи воспринимались учащимися как "живое знание", наполненное значениями, близкими и понятными им. обретающими для них личностный смысл.

Формирование этнического и гражданского самосознания, планетарного сознания, культуры межнационального общения связано с осмыслением личностью своего места в мире. отношения к родной культуре, осознанием себя как субъекта этноса, гражданина Российского государства и мира. Достижение этого возможно лишь тогда, когда учащийся активно включается в познавательную деятельность, вводится в ситуацию диалога с культурой, с самим собой, со сверстниками, с учителями. Важно, чтобы содержание диалога ставило его в ситуацию выбора и включало жизненно важные вопросы, в ходе которых он изучает себя и других, определяет свои предпочтения, симпатии и антипатии. самостоятельно строит заключения. приходит к определенным выводам и обобщениям.

Диалогическое познание действительности начинается с признания того. что мир полифоничен и многогранен, что существует множество истин, среди которых следует найти те, которые помогают понять себя, осознать необходимость согласовывать свои интересы и ценности с потребностями и установками других людей на основе принципов демократии, справедливости. терпимости к различиям между людьми в обычаях, вероисповеданиях.

Учебный диалог помогает понять, что человеческая цивилизация представляет сложную систему, функционирующую на основе взаимосвязи различных культур, и эта взаимосвязь обеспечивает общий язык для всех людей. В диалоге носитель определенной культуры контактирует с другими культурами и личностями, вбирает или отвергает черты этих культур и людей на основе собственного жизненного опыта, анализа социокультурной ситуации, учебного материала.

В педагогическом процессе важно создать такие условия, в которых ученик начинает соотносить себя не только со своей этнической общностью, но и с другими культурными группами, испытывать соучастие, симпатию, стремление найти способы взаимодействия, желание сотрудничать с людьми, несмотря на имеющиеся различия. Диалог носителей различных культур в многокультурном образовательном пространстве позволяет осознать необходимость руководствоваться в своей деятельности гуманными мотивами.

Диалоговый подход целесообразно использовать также в организации досуговой деятельности. Основные формы этой деятельности: клубы интернациональной дружбы, фестивали культуры; дни дружбы. экспедиции, экскурсии и походы по местам, связанным с культурными достопримечательностями и историческими памятниками; выпуск газет, теле- и радиопередач. отражающих культурное многообразие России, мира; вечера, посвященные выдающимся представителям литературы, искусства, науки; театральные постановки пьес, сказок, былин; конкурсы на лучшего знатока народных обычаев, национальной кухни, традиционных ремесел.

УДК 372.881. Пилипенко

студент ЮРИУ РАНХиГС Науч.рук.: к.пед.н, проф. Митусова О.А.

ПРОБЛЕМЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И

ВОСПИТАНИЯ

Аннотация: В статье рассмотрены основные проблемы поликультурного образования и воспитания. Перечислены предпосылки возникновения таких проблем. Дана характеристика преподавателю, осуществляющему такую образовательную деятельность.

Ключевые слова: поликультурное образование, поликультурное воспитание, поликультурность, поликультурализм.

Непредсказуемые изменения, происходящие в социально-экономической системе страны, усложнение ситуации в межэтнических отношениях, нарастающий объем информации формируют необходимость становления личности, способной жить в условиях поликультурного пространства, личности творческой и толерантной, ответственной, готовой принимать конструктивные действия в сложных жизненных условиях. Основным социальным институтом, осуществляющим адаптацию человека к изменениям в обществе, является система образования.

В современной политической, экономической, социальной и образовательной ситуации в России всё большую важность приобретает проблема поликультурного образования.

Поликультурное образование - это то образование, которое человек

получает в полиэтническом обществе, где живут и сотрудничают люди,

говорящие на нескольких языках.

Поликультурное образование выступает в роли «ответной реакции» на такие процессы, как:

Процессы глобализации и интеграции образования;

Усиление влияния религиозных течений, имеющих негативное воздействие, на молодых людей;

Интенсивное взаимодействие между российскими и зарубежными организациями;

Рост экстремизма, агрессии;

Необходимость формирования толерантного сознания и т.д. Нередки случаи, когда современная молодёжь демонстрирует

невежество в знании особенностей национальных культур мира, их обычаев, традиций и истории. В этом есть и доля ответственности образования, ведь такое качество, как поликультурность, не закладывается на генетическом уровне, а воспитывается.

Следует отметить, что поликультурное образование имеет неразрывную связь с поликультурным воспитанием, которое, в свою очередь, предполагает учет культурных и воспитательных интересов наций, а также культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания, что способствует становлению мира и сохранению культурной идентичности различных народов.

О.А. Митусова отмечает, что для России, как для многонациональной страны, характерно наличие «внутреннего поликультурного пространства» и

108 Митусова О.А. Языковое образование в условиях межкультурных коммуникаций/Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. № 3. С. 121-124.

«внешнего поликультурного пространства», которые влияют на образовательные процессы.

Значительную роль в области поликультурного образования и воспитания играет преподаватель. По мнению Э.И. Соловцовой, специалист в данной области должен обладать следующими качествами и навыками:

Развитым критическим и рефлексивным мышлением;

Принятием поликультурности мира;

Уважением и чувством толерантности по отношению к иной культуре.

Основной задачей поликультурного образования является развитие способности и готовности к межкультурной коммуникации, под которой понимается «общение на иностранном языке с учетом культуры страны, где говорят на этом языке»109, однако не во всех вузах обеспечивается такая подготовка. Одной из причин является недостаточное нормативно-правовое обеспечение. Существует не так мало нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательный процесс, но пока ни в одном из них принцип поликультурализма, в качестве приоритетного направления развития, не вынесен, однако некоторые положения соответствуют целям и задачам поликультурного образования. Следует отметить, что и о поликультурной подготовке педагогов - ни в одном нормативно-правовом акте не упоминается.

На данном этапе развития общества большую роль также играет применение инновационных технологий в поликультурном обучении. Но сложность использования таких технологий заключается в «отсутствии

109 Митусова О.А. Архитектоника и логико-смысловое содержание языкового образовательного пространства: формальное, неформальное, информальное образование студентов // Ученые записки СКАГС. 2011. №3. С. 171-176.

единой методологии и практики комплексной текущей оценки качества и эффективности образовательного процесса»110.

В неязыковых вузах, зачастую, источником поликультурного образования является только дисциплина «Иностранный язык», которая по сравнению с другими дисциплинами «позволяет с большей эффективностью задавать студентам установки толерантности и этической идентичности»111.

Проблемой также является тот факт, что принцип поликультурализма характерен, на данном этапе развития образования, лишь для отдельных курсов, а не всех дисциплин.

Опираясь на исследования в области поликультурного образования, С.М. Мамлеевой были выдвинуты условия, обеспечивающие эффективность поликультурного образования. К ним относятся:

Создание устойчивой нравственно-психологической готовности обучающихся к выбору целей и приоритетов, которые способствуют формированию ценностных ориентаций;

Междисциплинарная интеграция;

Использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе.

Обобщая проблему поликультурности с учетом предложенной выше информации, поликультурное образование и воспитание можно определить как инновационный процесс, который направлен на качественное изменение образовательной системы и который ориентирует будущих специалистов на мобильность и самостоятельность, а главное - конкурентоспособность, в условиях поликультурного и полилингвального современного мира. Кроме

110 Пронина Е.В. Необходимые условия реализации инновационных технологий образования в Российских ВУЗах // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. 2016. Ч.2

111 Митусова О.А., Мартиросьян Ю.В. Формирование установок толерантности и национальной идентичности у бакалавров-управленцев // Ученые записки СКАГС. 2013. №1. С. 146-152.

того, поликультурное образование способствует обогащению больших и малых этносов без ущемления последних.

УДК 378.147.34 Фастащенко Т.А.

студентка ЮРИУ РАНХ и ГС Науч.рук.: д. фил.н., проф. Котова Н.С.

МОБИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация: В статье обсуждаются принципы, регулирующие личностно-ориентированное обучение, обсуждается рост внимания к информационно-коммуникационным инструментам и мобильным ресурсам. Беспроводные технологии представляются как естественный и доступный способ продвижения личностно-ориентированного обучения в сочетании с процессом взаимодействия преподавателя и студента.

Ключевые слова: мобильное образование информационно-коммуникационные технологии, образовательный процесс, личностно-ориентированное образование.

Потенциал цифровых устройств и сетей, обеспечивающих

беспроводное электронное обучения и мобильное обучение (м-обучение)

сочетают в себе «индивидуальное (или личное) обучение» , доступ к которому можно получить в любое время и в любом месте обучения. Этому

способствует «конвергенция Интернета» , беспроводных сетей, беспроводных электронных устройств и «методов электронного обучения».

112 Котов С.В., Котова Н.С. Становление инклюзивного образования в России // European Social Sciences Journal. 2015, № 6. С.263-267.

113 Котова Н.С., Котов Г.С. Высшее образование через дистанционные технологии (зарубежный опыт). // В сборнике: Теория и методика современного учебно-воспитательного процесса сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Редакторы: Н.А. Краснова, Т.Н. Плесканюк. Нижний Новгород, 2016. С. 51-54.


Суздалева Елена Юрьевна (Suzdaleva Elena Yurievna)

Магистрант , Тихоокеанского государственного университета,РФ,г.Хабаровск

Факультет начального, дошкольного и дефектологического образования

Кафедра педагогики

Master student, Pacific National University, Russian Federation, Khabarovsk

Faculty of primary, preschool and defe c tologic al education

Department of pedagogy

THE RELEVANCE OF MULTICULTURAL EDUCATION OF CHILDREN OF ELEMENTARY SCHOOL AGE.

АННОТАЦИЯ

В статье раскрыты предпосылки и развитие поликультурного воспитания, в общем, и узконаправленном смысле в аспекте педагогической науки. Дана динамичная тенденция становления и развития поликультурного воспитания в науке педагогика при воспитании детей младшего школьного возраста. Раскрыта актуальность проблемы с позиции ученых исследователей и собственной авторской к вопросу, с какой целью, и какие задачи решает поликультурное воспитание детей в начальных классах. Так

же освещены нарастающие социальные и культурные проблемы современного общества и очевидность фактов порождающих дисбаланс общественности, а также у людей, призванных и декларирующих общечеловеческие ценности.

ABSTRACT

The article describes the background and development of multicultural education, in general, and a narrowly focused sense in the aspect of educational science. Given the dynamic trend of the formation and development of multicultural education in science, pedagogy in the education of children of younger schoolchildren of age. Revealed the relevance of the problem from the position of researchers and its own author to the question, for what purpose, and what tasks the multicultural education of children in primary school solves.It also highlights the growing social and cultural problems of modern society and the evidence of the facts generating an imbalance of the public, as well as people, designed and declaring universal values.

Ключевые слова : педагогика, начальная школа, воспитание, младший школьный возраст, поликультурное воспитание, личность, поликультурные качества.

Keywords: pedagogy, elementary school, education, primary school age, multicultural education, personality, multicultural qualities, elementary school.

В современных условиях эволюции и развитии российского общества и социума, глобализация проблем роста агрессии и насилия, утраты нравственности, моральных и этических ценностей, «шагающего» террора, межнациональных конфликтов и преступности вызывает активный дискурс и резонанс ученых исследователей науки педагогики, социологии, психологии и других значимых наук. Нарастающие социальные и культурные проблемы современного общества и очевидность фактов порождает дисбаланс общественности, а также у людей, призванных и декларирующих общечеловеческие ценности.

Сегодня существование разных народов и культур становится сложным аспектом к вопросу их становления и развития в условиях современности, и российское общество не исключение, а наоборот, достаточно яркий представитель этой проблемы. В современных условиях российского образования происходит явное переосмысление целей и задач образования в рамках новой компетентностной парадигмы, которая заключается в нехватке и потребности нашего общества в воспитании поликультурной личности. Восполнение этой потребности носит актуальный характер. И как следствие, дает предпосылки для возможной нейтрализации выше обозначенных проблем при помощи воспитания поликультуной личности. И чтобы явное переосмысление дало свои «плоды» необходима эффективная реализация целей и задач компетентностной парадигмы в условиях начальной общеобразовательной школы. Дестабилизация социальных и культурных процессов, острых проблем этнического характера задает новые ориентиры и ставит в приоритет российского образования воспитания только поликультурной личности.

Анализируя российского законодательство и руководствуясь действующим Законом «Об образовании в Российской Федерации» видим, что статья 14 «Язык образования» прямо указывает на то, что получение образования в России – это гарант получения образования на государственном языке РФ при этом учитывая всевозможные особенности и возможности всей системы образования. Что вся образовательная деятельность осуществляется только на государственном языке и на основании государственных стандартов РФ. Ранее ст. 14 Закон «Об образовании» содержала «Общие требования к содержанию образования», где четко было прописано о том, что «содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру ». Следовательно, оперируя законодательством, является возможным утверждать, что произошли изменения в толковании статьи 14 и нормативно-правовое обеспечение сегодня уже не содержит данного рода законодательной формулировки.

Поликультурная педагогика сегодня – это относительно юная отрасль научного знания, которая притягивает внимание не только специалистов, но и интеллектуальное большинство общественности, так как она является достаточно естественной педагогической реакцией на такие насущные проблемы, как глобализация в нынешнем мире, межличностные, межгрупповые, межэтнические разногласия, разнохарактерные дискриминационные проявления, классовые, политические и конфликты на почве вероисповедания, которые были представлены нами ранее. Прогресс этого течения современной педагогической науки и практики вызван самой сущностью процессов демократизации и персонификации социальной жизни, устремлением образовать общество, в котором взращиваются учтивое отношение к личности, протекция достоинства и прав всякого человека.

Проблемы поликультурного воспитания в 21 веке занимают ключевое и значимое место в научном наследии знаменитых ученых деятелей: изучение и исследования научно-теоретических основ поликультурного образования и воспитания широко раскрыты в работах А. Аракелян, В. Борисов, А. Гуренко, Н. Данилевский, А. Дмитриев, В. Ершов, и др.); научное обоснование специфики поликультурного воспитания школьников на основе личностно-ориентированного подхода было рассмотрено в научном труде В. Бойченко; Дж. Бэнкса, С. Беннет, Л. Веденин, А. Джуринского и другие данный термин и его особенности рассматривали, как воспитание социальных, коммуникативных и эмпатических умений учащихся, где каждый автор попытался выделить собственную точку зрения к целями, задачам, особенностям, методике и технике поликультурного воспитания в общем аспекте. Ученые Ш. Амонашвили, Л. Божович, И. Каиров, Н. Миропольский, И. Подласый подошли конкретно к вопросам изучения и комплексного исследования поликультурного воспитания младших школьников в трудах, которые посвящены формированию и развитию полноценной поликультурной личности, которая непосредственно направлена на повышение образовательного и культурного уровня и приобретение учащимися умения общаться с представителями своей и других культур. Что в современных условиях играет важную роль, так как в нимание к поликультурному воспитанию обусловлено развитием международного сотрудничества, аугментации борьбы этнических и расовых меньшинств за их права в общинах с полиэтническим составом.

В настоящее время поликультурная педагогика может быть оценена как необходимый инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, благоприятствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур. И если такой инструмент будет применен в младшем школьном возрасте в полном объеме к вопросу изучения и повторения, возможности применения на практике в разных педагогических условиях, то существует вероятность сохранить национальную оригинальность в воспитании российских детей, обучающихся в начальной школе. Ведь по своему предназначению поликультурное воспитание призвано поддерживать множество разных наций в условиях глобализации нынешнего мира, которое служит эффективным инструментом сохранения и развития этнических культур, через принятие их ценностей в практику воспитания и обучения, и как следствие решения насущных проблем педагогики.

М ладший школьный возраст – это время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, усвоение знаний и представлений об окружающем мире. В сегодняшних школах нет, пожалуй, ни одного детского коллектива, где бы ни встретились дети разных национальностей . Проблема формирования поликультурных качеств и толерантности детей младшего школьного возраста на сегодняшний день является одной из самых актуальных как в России, так и в мире в целом.

Проблема поликультурного воспитания детей младшего дошкольного возраста обусловлена благоприятностью этого возраста к воспитательным воздействиям, возможностью заложить в этот период времени морально-культурных основ личности ввиду активного формирования характера, первичных установок морали и ценностей, стереотипов и норм поведения, мышления и мировоззрения, которые будут прививать национальные и общечеловеческие ценности, воспитывать уважительное отношение к другой культуре и этносу, способствовать становлению личности в целом.

Аналитический обзор научной и педагогической литературы, концепции и сложившейся практики воспитания поликультурной личности младшего школьника может привести по итогу к получению положительных результатов. В перспективе, развитие и совершенствование такой личности может привести к качественному изменению социальных условий жизни, формированию новой культуры, которые в совокупности будут влиять на благосостояние общества и применение общечеловеческих ценностей.

Список используемых источников:

1 . Закон «Об образовании», (в ред. Федеральных законов от 28.02.2008 N 14-ФЗ, от 24.04.2008 N 50-ФЗ), СПС, КонсультантПлюс, дата обращения: 17.02.2019.

2 . Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» СПС, КонсультантюПлюс, дата: обращения 15.02.2019.

3 . Макаев В.В. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы / В.В. Макаев, З.А. Малькова // Педагогика. - 2007. - №4.

В России проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность в 90-е годы XX в., когда после распада СССР, в условиях социально-экономических и политических реформ возникла новая образовательная ситуация, для которой характерны введение национально-регионального компонента в базовый учебный план общеобразовательной школы, возрастание роли родного языка обучения, актуализация идей традиционной народной педагогики, повышение влияния религии на педагогический процесс в школе и др.

В этих условиях поликультурное образование призвано, с одной стороны, способствовать этнической идентификации и формированию национального самосознания учащихся, а с другой стороны -формировать у них умения и навыки межнационального общения, осуществлять их социализацию и социокультурную адаптацию к условиям жизни в поликультурном и полиэтническом современном российском обществе.

В свете объявленных ЮНЕСКО 2001 — 2010 гг. Международным Десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты поликультурное образование приобретает особую воспитательную значимость. В «Конвенции о правах ребенка» (статьи 29-30) отмечается, что образование должно быть направлено на воспитание и развитие у человека таких чувств, как уважение к культуре своего народа, его достижениям, самобытности, национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает и, вместе с тем, к культурам других народов.

Развитие поликультурного образования обусловлено не только современными историческими и социокультурными предпосылками, но и опирается на ряд традиций отечественной и зарубежной философии, педагогики и психологии

Большой интерес для понимания роли поликультурного образования в становлении личности представляют идеи П.Ф. Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике. К особенностям педагогического процесса, обусловленным национальными ценностями, П.Ф. Каптерев относил язык, религию, быт. Он призывал развивать в детях чувство принадлежности ко всему человечеству: «сколько возможно сокращать в школах мысли о том, что родной народ — единственный носитель истинной культуры, а прочие народы должны быть служебными данному. Педагогическая деятельность первоначально осуществляется на основе национального идеала, а затем трансформируется в деятельности по достижению общечеловеческого идеала. В воспитании, подчеркивал он, «нужно обратиться не к бедному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами пополнить недостатки своего национального идеала; народное нужно сочетать с инородным, с всенародным и общечеловеческим» .

В ходе историко-культурного процесса диалог вели религиозные различные и идеологические системы, народная и профессиональная культура, диалогичны были взаимоотношения отдельных национальных культур и культурных эпох. Диалог шел по времени и в пространстве, он пронизывал ткань истории и культуры по вертикали и горизонтали. Диалог выступал как самостоятельный литературный жанр, как форма научного трактата, а диалогичность — как внутреннее свойство текстов, созданных различными искусствами.

Таким образом, мы можем констатировать, что отношения между культурами могут быть различными:

а) отношения одной культуры к другой как к некоему объекту, в результате
наблюдается чисто утилитарное отношение одной культуры к другой; .

б) отношения неприятия одной культуры другой,

в) отношения взаимодействия и взаимообогащения, т.е. отношения культур
друг к другу как равноценным субъектам.

Следствием культивирования первого типа отношений в обществе является укоренение в общественном сознании представителей культуры, которая выступает в функции объекта, комплекса неполноценности, вплоть до самоотречения от своей самобытности, к добровольному подчинению другой культуре — таковы явления англомании, франкомании, германофильства и др. В результате культивирования в обществе отношений второго типа возникают эгоцентрические, самовлюбленные, даже шовинистические культуры, замкнутые на себе и не желающие иметь дело с другими культурами, якобы «неполноценными», «низшими», «некультурными». Поликультурное образование базируется на третьем типе отношений.

Любая культура представляет собой совокупность неповторимых и незаменимых ценностей, поскольку именно через свои традиции и формы выражения каждый народ заявляет о себе всему миру.

«Утверждение культурной самобытности способствует освобождению народов, и, наоборот, любая форма господства является отрицанием этой самобытности или угрозой её существованию. Культурная самобытность представляет собой неоценимое богатство, которое расширяет возможности для всестороннего развития человека, мобилизуя каждый народ и каждуюгруппу, заставляя их черпать силы в своем прошлом, усваивать элементы других культур, совместимых со своим характером, и тем самым продолжать процесс самосозидания» .

Ни одна культура не может абстрактно претендовать на право быть универсальной, универсальность складывается из опыта всех народов мира, каждый из которых утверждает свою самобытность. Культурная самобытность и культурное разнообразие неразрывно связаны друг с другом.

Культурные особенности не нарушают — единство всеобщих ценностей, которые объединяют наши народы, более того, они делают их более плодотворными. Многообразие составляет саму основу культурной самобытности там, где бок о бок существуют разные традиции.

Незнание культуры той или иной группы или её уничтожение обедняет человечество целом. Необходимо признать равенство в достоинстве всех культур и права каждого народа и каждого культурного сообщества утверждать, сохранять свою культурную самобытность и обеспечивать её уважение.

Все культуры составляют единое целое в общем, наследии человека. Культурная самобытность народов обновляется и обогащается в результате контактов с традициями и ценностями других народов. Культура — это диалог, обмен мнениями и опытом, постижение ценностей и традиций других, в изоляции она увядает и погибает.

В процессе поликультурного образования мы сталкиваемся с дифференцированными единствами культуры прошлого, настоящего и будущего, которые могут быть осмыслены лишь в их исторической преемственности и взаимосвязи.

При этом взаимное отталкивание, полемическая предубежденность старого и нового в культуре, борьба сменяющих друг друга культурных систем за господство над умами и чувствами людей не могут отменить ни их преемственности, ни их взаимопритяжения, ни аккумуляции общего ценностно-смыслового содержания всех культур в качестве единой культуры, т.е. очеловеченного, освоенного человеком мира.

С другой стороны, то же представление о дифференцированном единстве культуры как об открытой системе позволяет осмыслить разноголосые культуры одного времени как содержательные пласты ценностей, значений и смыслов, укорененные в различных исторических эпохах, в разных этапах единого культурно-исторического развития, т.е. выстроить одновременность культурных явлений как исторический процесс, в котором осуществляется смена ценностных критериев.

Интерес и взаимное общение между культурами разных народов в наше время приобретает особе значение, поскольку является первостепенным условием существования современной цивилизации. Г.Шпет в труде «Введение в этническую психологию» говорил о том, что, через особенности национальной культуры можно понять не только законы искусства, но и специфику национальной души, национальных эмоций. Они, отражаясь в культуре, показывают отношение народа к тем или иным нормам, ценностям .

Целью участников диалога является достижение взаимного понимания при всей возможной разнице занимаемых в этом диалоге позиций. Особенность диалога разноязычных культур состоит в том, что многофункциональность слов одного языка гипертрофируется многообразием вариантов придания значения этому слову в другом языке. Каждый участник диалога в процессе поиска смысла и его вербализации приходит к своей истине. Она может и не совпадать с истиной, открытой другим участником. Важно решить вопрос о принципиальной возможности их единения. Для этого есть предпосылки, они — в наличии общего объекта и общей цели, в общей технологии, в общих способах мышления, средствах познания объекта, общей логике становления и изложения мыслей об объекте диалога. Формирование таких предпосылок способствует поликультурному образованию учащихся, в том числе развитию у них способности к взаимопониманию. Взаимопонимание можно определить как признание взаимной ценности в сходстве и различии, как межчеловеческое и межкультурное взаимодоверие и комплиментарность, взаимодополнимость идеалов и смыслов.

Новые образовательные программы должны предоставлять обучаемым возможность расширения границ их миропонимания, возможность осознания ими относительности мнений и суждений, учить критически подходить к господствующим в обществе представлениям. Преподаватель при этом выступает в качестве образца, демонстрируя рациональное и открытое мышление, но не отказываясь от собственной позиции.

Основной задачей поликультурного образования должно быть развитие способности к межкультурной коммуникации. Цель поликультурного образования в том, чтобы дать обучаемым представление о происходящих в мире разносторонних культурных обменных процессах и многоуровневой структуре каждой культуры. Другие народы должны рассматриваться не как объекты, а как исторические субъекты.

Обучение межкультурному взаимопониманию не должно ограничиваться информацией об экзотических аспектах другой культуры или пропагандой ценностей плюрализма. Требуется сделать серьёзную попытку понять хотя бы одну конкретную иную культуру.

Межкультурное общение — это особая форма общения, когда два участника акта общения принадлежат разным культурам. Соответственно исследования в этой области касаются в основном трёх проблем: воспитания, язык, невербальные процессы.

Наиболее серьёзным исследованием, рассматривающим поликультурное образование как социальное воспитание и обучение, являются работы Р.Шмидта. Его образовательная программа для начальной школы, имеющая девиз «Терпимость, взаимодействие, солидарность», опирается на результаты психологического исследования процессов изменения отношения к миру и мировоззрения у детей. Шмидт является одним из немногих авторов, затрагивающих психологические предпосылки поликультурного образования. Он активно выступает за использование в качестве метода поликультурного образования проблемной ролевой игры, в ходе которой проявляется несоответствие между осознанными и принятыми на когнитивном уровне знания и эмоциональными спонтанными реакциями. Шмидт формулирует два основополагающих принципа социального воспитания, которые относятся к поликультурному образованию в рамках социального обучения:

Принцип избегания нормативных различий. Необходимо очень осторожно обходиться с инаковостью и чуждостью другой культуры и её представителей.

Принцип «социальной близости». Целесообразно включать в обсуждение актуальные, реальные проблемы и ситуации, чтобы их легче было соотнести собственным опытом .

Международная энциклопедия образования (1994), обобщая теоретические положения и складывающуюся практику в образовательных учреждениях, рассматривает поликультурное образование как важную часть современного общего образования, способствующую усвоению учащимися знаний о других культурах; уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем.

Важно, чтобы содержание поликультурного образования отвечало следующим критериям:
отражение в учебном материале гуманистических идей;
характеристика уникальных самобытных черт в культурах народов России и мира;
раскрытие в культурах российских народов общих элементов традиций, позволяющих жить в мире и согласии;
приобщение учащихся к мировой культуре, раскрытие процесса глобализации взаимозависимости стран и народов в современных условиях.
В процессе поликультурного образования осуществляется приобщение ребенка родной культуре, а от нее – к российской и мировой.
Понимание важности и содержания поликультурного образования базируются, в том числе, и на «Национальной доктрине образования в Российской Федерации».

В соответствии с этим документом школа призвана обеспечить:
— Историческую преемственность поколений, сохранение, трансляцию и развитие национальной культуры;
— Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
— Формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие у них культуры межэтнических отношений.

Таким образом, феномен «поликультурное образование» — специфическое явление педагогической деятельности, направленной на формирование у учащихся социокультурной идентичности, а также представлений о поликультурном пространстве, о развитии многонационального общества и о деятельности в реалиях такого общества. Цель процесса образования в таких условиях определяется именно формированием индивида, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, уважающего и принимающего другие культурно-этнические общности, живущего в мире и согласии с представителями других национальностей.

Список использованной литературы:

  1. Балицкая И. В.Поликультурное образование.М.,2001г.
  2. Бахтин Л.М. Два способа изучать культур // Вопросы философии. 1986г. №12
  3. Библер В. С. Диалог. Сознание. Культура. М.,1989г.
  4. Воробьев И.В. диалог культур в контексте единого образовательного пространства// Начальная школа 2002г. №4.
  5. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М. Народное обраование,1999г.
  6. Дударев М.И. Воспитание этнонациональной толерантности. М.,2007г.
  7. Иванова Н.И. Социологический аспект понимания ценностей культуры //Диалог в культуре М., 1989г. №5.
  8. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М. 1982г.
  9. Леонтьев А.А. Россия: многокультурность и толерантность в книге «Век толерантности». М. 2001г.
  10. Шмидт Р. Искусство общения. М. 1992г.
  11. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. М.1992г.

    ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

    Written by: Фахрутдинова Резида Ахатовна, Хабибуллина Дарья Александровна