Психологические особенности лиц пожилого возраста. Особенности пожилых людей: психологические и физиологические Изучение психологических особенностей личности пожилых людей

Современная геронтология предполагает, что видовая продолжительность жизни человека находится в пределах 90 лет. При этом согласно регуляторно-адаптационной теории старения, жизнеспособность и продолжительность жизни человека определяются взаимодействием двух основных разнонаправленных процессов. С одной стороны, это старение. С другой стороны, - компенсаторный механизм возрастной адаптации организма, стабилизирующий его жизнеспособность, замедляющий старение и увеличивающий продолжительность жизни.

С возрастом происходят существенные функциональные и структурные изменения организма, имеющие индивидуальные различия. При этом одни индивидуумы оказываются старше своего возраста, а другие - моложе. Речь идет не столько о внешних признаках, сколько о физиологических, анатомических, психологических проявлениях старения. Процесс старения определяется соотношением между рядом внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся особенности организации хромосом и реализации заложенного генотипа, своеобразие обмена веществ, нейроэндокринной регуляции, обеспечивающей активность, прежде всего, головного мозга, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, устойчивость иммунологического статуса. Эти внутренние факторы способствуют наиболее успешной возрастной адаптации организма к меняющимся условиям жизни.

К внешним факторам относится образ жизни, физическая активность, характер питания, вредные привычки, подверженность болезням, стрессы. Период геронтогенеза, согласно международной классификации, начинается с 60 лет у мужчин и с 55 лет - у женщин. Но, например, Г.С. Абрамова предлагает следующий вариант хронологии: зрелость начинается с 36 лет и продолжается до 50 лет, пожилой возраст длится - с 51 года до 65 лет и старость начинается после 65 лет.

Данный период является итогом всего жизненного пути человека. В этот период усиливается действие онтогенетических законов гетерохронности, неравномерности, стабиальности, что, в свою очередь, означает нарастание противоречивости в развитии различных подструктур в психике человека. Э. Эриксон считал, что личность в старости является как продуктом более раннего поведения, так и текущей ситуации. Он рассматривал финальную стадию развития как процесс поисков при которой в конечной консолидации смерть теряет свою остроту.

Две тысячи лет назад римлянин Марк Туллий Цицерон в философском трактате о старости обрисовал преимущества старости. Цицерон назвал интересы ума и достоинства характера лучшим оружием против старости. Он отвергал четыре главные обвинения против старости: первое - будто бы она препятствует деятельности; второе - будто бы она ослабляет тело; третье -якобы она лишает человека, чуть ли не всех наслаждений; четвертое-что она приближает человека к смерти. Период зрелости по возрасту, по состоянию духа человека назван был древними греками временем «акмэ», что означало вершину, высокую степень чего-нибудь, момент наибольшего расцвета человеческой личности, «тождественности себе».

Представление о зрелости, как расцвете личности, важно с точки зрения собственно современных проблем психологии зрелости. С началом периода зрелости развитие как таковое прекращается; вместо него происходит простое изменение отдельных психологических характеристик. Так думают многие

психологи. Но многочисленные исследования показали, что процесс развития человека принципиально безграничен, так как развитие представляет собой основной способ существования личности.

Зрелость имеет свои специфические психологические особенности: продолжение выполнения профессиональных и социальных ролей; уход детей из родительской семьи и изменение в связи с этим образа жизни; изменения в физическом и интеллектуальном развитии др. По экспериментальным данным, средняя точка этой стадии развития находится между 45 - 50 годами. Существенной характеристикой в определении зрелости являются противоречия и гетерохронность. Чем старше человек, тем более заметна гетерохронность, а на стадии зрелости возрастает и вариативность несовпадений.

Интеллектуальное развитие человека имеет свои критерии умственной зрелости, они зависят от конкретной системы образования в конкретную историческую эпоху. Иными словами, носят исторический характер. Экспериментальные исследования возрастных изменений психических функций у людей в возрасте 41-46 лет показали, что активное обучение и самообразование сохраняют их на высоком уровне развития и создают лучшие потенциальные возможности для более продуктивной познавательной деятельности. Самый высокий уровень развития имеет функция внимания, а самый низкий - функция памяти.

Решающим признаком зрелости является осознание человеком ответственности и стремления к ней. Психологически ответственное лицо - это личность, отвечающая за содержание своей жизни, прежде всего, перед собой и другими людьми.

Центральное место в средней зрелости занимает генеративность -желание повлиять на следующее поколение посредством своих детей. Генеративность побуждает оглянуться вокруг, заинтересоваться другими людьми, стать продуктивным человеком.

В возрасте 45 - 60 лет проявляется неуспокоенность, необходимость человека в актуализации себя. Если происходит реализация всех планов и замыслов, если человек считает, что он достигает всего, чего мог достигнуть, тогда снижается страх смерти. Иначе наступает отчаянье. В этом возрастном периоде надо брать ответственность на себя. Старость становится мудростью с накопленным багажом знаний и жизненного опыта.

В этом возрасте нельзя прекратить усилия и успокоиться, иначе наступает остановка духовного развития. Появляется чувство опустошенности, вызванное застоем. Развивается эгоцентризм. К 50-ти годам взгляды и принципы костенеют, следствием чего является нетерпимость, фанатизм. Поэтому человек может проявлять некоторую агрессию, защищая свои принципы. Для того чтобы этого не случилось, необходимо постоянно сохранять контакт с жизнью, обновлять принципы.

Старческая усталость, нередко ощущаемая в этом возрасте, не что иное, как нарастание бесчувственности, безразличие. Но если приложить усилия, не пропадет радость жизни и желание поиска нового. Второй пик творческой активности отмечен в 50 - 55 лет.

Главная психологическая проблема пожилых людей - поиск смысла прожитых лет. В период 60 - 70 лет открывается перспектива взглянуть на прошлую жизнь. Склонность делиться воспоминаниями отражает поиск смысла пережитого и стремление получить от молодых подтверждение того, что жизнь прожита не зря. Главное, чтобы у пожилого человека было ощущение счастья и удовлетворение от жизни, тогда старость будет приятной порой.

Прожита значительная и полная удовлетворения жизнь, в настоящий момент она максимально активна - вот цель развития в старости. Страх смерти толкает человека не просто к бегству от реальности, он побуждает использовать резерв психической энергии. Большая активность является психической особенностью долгожителей.

Ф. Гезе выделяет три типа стариков и старости:

старик - негативист, отрицающий у себя признаки старости;

старик - экстравертированный, признающий наступление старости через внешние явления и путем наблюдения за изменениями;

интровертированный тип, для которого характерно острое переживания процесса старения.

И.С. Кон выделяет следующие социально - психологические типы старости:

Активная творческая старость, когда человек продолжает интересоватьсz общественной жизнью, воспитанием молодых, жить полноценной жизнью, не испытывая ущерба.

Пенсионеры занимаются делами, на которые у них раньше не быловремени.

Третий тип пожилых людей находит главное применение своих сил в семье.

И, наконец, последний тип - это люди, смыслом жизни которыхстановится забота о собственном здоровье.

Наряду с благополучными типами старости, И.С. Кон обращает внимание и на отрицательные типы развития.

Агрессивные старые ворчуны, недовольные всем и вся, неудовлетворенные, не раскрывшие свой потенциал;

Разочарованные в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники.

Установление связей вне семьи переживается пожилыми людьми как потенциально существующая готовность быть полезными своими знаниями и опытом другим людям. Они готовы учить, но не всегда умеют делать это. Навыки учительства и умение дать дельный жизненный совет являются естественным событием развития диалогичности сознания в Я - концепции, предполагающей возможность встать на точку зрения другого человека.

Содержание актуальных переживаний пожилых людей способствует осуществлению внутреннего диалога, который основан на осознании концепции жизни и собственной Я - концепции. Создание личного отношения к бренности существования - это одна из задач личностного развития человека в этом возрасте. При решении этой сложнейшей личной задачи пожилой человек сталкивается с необходимостью опираться на свои умственные способности, как бы заново их в себе рефлексируя.

Интересную классификацию адаптации личности к старости предлагает Д.Б. Бромлей, рассматривая пять типов приспособления.

Конструктивное отношение человека к старости, при котором пожилые и старые люди внутренне уравновешены, имеют хорошее настроение, удовлетворены эмоциональными контактами с окружающими людьми. Они в меру критичны к себе. Терпимо относятся к недостаткам других. Не проявляют агрессии и подавленности. Самооценка этой группы людей довольно высока.

Отношение зависимости. Эти люди зависимы от супружеского партнера, своих детей, внуков. Они легко расстаются с профессиональной сферой жизни и находят гармонию, безопасность, эмоциональное равновесие в семейной среде.

Оборонительное отношение, для которого характерны преувеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямолинейность в своих поступках и привычках. Стремление к «самообеспеченности» и неохотному принятию помощи от других людей. Избегают высказывать свое мнение, с трудом делятся сомнениями проблемами с другими людьми. Иногда занимают оборонительную позицию по отношению к своей семье. Активность «через силу», постоянная «подпитка» внешними действиями, вот что является защитным механизмом этой группы людей.

Отношение враждебности к окружающим. Такие люди агрессивны, взрывчаты и подозрительны. Стремятся «переложить» вину за свои неудачи на других людей, замкнуты и избегают контакта с другими. Как правило, их жизнь сопровождается стрессами и неудачами. Агрессию и страх они переносят, даже, на «новый, чужой мир». Этим людям присущ сильный страх смерти.

* Отношение враждебности человека к самому себе. Люди этой группы избегают воспоминаний, так как в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны и не бунтуют против собственной старости. Причиной их депрессии является невозможность удовлетворить потребность в любви. Они испытывают чувство одиночества и ненужности. Завершение жизни, смерть трактуется этими людьми как избавление от страданий.

Основными стрессами людей пожилого и старшего возраста можно считать отсутствие четкого жизненного ритма; сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; уход человека в себя. Наиболее сильным стрессом в старости является одиночество. Однако более существенным в старости оказываются психологические аспекты, отражающие осознание одиночества как непонимания и безразличия со стороны окружающих. Особенно одиночество становится реальным для человека, живущего долго. Неоднородность и сложность чувства одиночества выражается в том, что старый человек, с одной стороны, ощущает увеличивающий разрыв с окружающими, боится одинокого образа жизни; с другой стороны, он стремится отгородиться от окружающих, защитить свой мир и стабилизировать в нем от вторжения посторонних. Рассмотрим эти аспекты более подробно.

Прекращение трудовой деятельности обуславливает повышение тревожности, ухудшение самочувствия и определенное падение социального престижа. Если пожилой человек, выйдя на пенсию, не наладит нового поприща для применения своих сил, то происходит постепенное сужение круга интересов, сосредоточение на своем внутреннем мире, снижение способности к общению; все это приводит к эмоциональному кризису.

Именно в этом возрасте происходит потеря друзей и родных. Уходят из жизни старые друзья, дети начинают жить своей жизнью, часто отдельно от пожилых родителей. Все эти моменты могут обречь человека преклонных лет на одиночество. Он лишается возможности общения, посильной помощи, постоянного движения и действия. Равнодушие к себе и окружающему миру пагубно влияет на пожилого человека. Отсутствие социальных контактов ведет к снижению жизненного интереса.

Люди пожилого возраста особенно чувствительны к проявлению внимания и заботы. Как следствие - возрастает роль дружбы. В этом возрасте особо возрастает потребность в общении с друзьями. Часто болтливость и некоторая навязчивость говорят о нехватке общения. Старых друзей не осталось, родные живут отдельно, да и все рассказы уже знают наизусть.

Ухудшается способность личностных контактов, к установлению социальных связей. Из-за снижения эмоциональной окраски в общении, усиливается роль стереотипов и навыков общения, накопленных в жизненном опыте, что ведет к стандартизации общения в обычных условиях. К возрастным изменениям можно отнести повышенную серьезность ко всему, обидчивость. Неуверенность в своих силах рождает тревожность и мнительность.

Бездеятельность и пассивность приводят к угнетенности и скуке. В таком состоянии подчеркиваются негативные черты характера - консерватизм, переоценка прошлого, стремление поучать, ворчливость, эгоцентризм, недоверчивость. Чтобы этого не произошло, пожилому человеку необходимо делать усилия над собой, не давать воли негативным эмоциям, брать ответственность за свою жизнь и свое состояние на себя, а не перекладывать ее на родных и близких, стремиться самому искать новые интересы и проявлять себя в новом качестве. Отчетливое осознание возможных изменений - уже есть путь к их преодолению.

Еще одним проявлением невостребованности пожилых людей являются постоянные жалобы на болезни. Возрастает спрос на медицинскую помощь, особенно медикаментозную. Следствием органических заболеваний становятся ложные установки, неудовлетворенные амбиции, эмоциональные стрессы. Однако характер части заболеваний носит психологический оттенок. Некоторые пожилые люди симулируют своим состоянием, дабы привлечь внимание близких, желая быть в центре внимания. Из-за увеличивающейся зависимости от других людей проблема границ психической реальности у пожилых людей становится болезненно напряженной. Это приводит к появлению довольно распространенного явления, так называемого «синдрома мученика», - когда человек, страдающий от болезней, реальных и мнимых, включает в свои мучительные переживания всех вокруг. Э. Берн называет это явление сценарием Сизифа.

Чаще всего это бывает с одинокими стареющими матерями, пытаясь всеми силами воздействовать на жизнь своих взрослых детей. Старикам необходимо должное внимание, а главное понимание их физического, психологического состояния со стороны молодых.

Устойчивым противопоставлением процессу старения является творческая работа. Творчество предполагает выраженное в максимальной степени единство личности и субъекта деятельности. Творческая личность ориентирована на вклад, полезный не отдельным группам, а обществу в целом; и чем масштабнее личность, тем в большей степени выражена её ориентация на будущее. Творческая деятельность выступает в качестве фактора не только психологического и социального, но и биологического долголетия.

Наряду с процессами старения, в организме человека развиваются приспособительные психологические механизмы, благодаря которым полноценная деятельность может продолжаться вплоть до глубокой старости.

Для оптимального развития компенсаторных механизмов нужно, прежде всего, выработать новые установки и ориентировать себя на новые цели.

Отметим, что интеллектуальные способности в начале старости не только не ослабевают, но даже совершенствуются. Ослабление интеллекта с возрастом проявляется в некотором замедлении восприятия, уменьшении объективности мышления и косности суждений. Это связано не только с физиологическими изменениями, но и с изменением образа жизни. В старости путь сохранения интеллекта связан с поддержанием активного взаимодействия с социальной средой, общения с самыми разными людьми.

При обследовании памяти у лиц в возрасте 70 - 90 лет обнаружилось следующее: особенно страдает механическое запечатление; лучше всего сохраняется логическая память, образная память ослабевает больше, чем смысловая, но при этом запоминание сохраняется лучше, чем при механическом запечатлении. Ведущим видом становится логическая память.

Необходимо облегчать старым людям адаптацию к "жизненным переменам, так как возможность приспосабливаться к новым условиям с возрастом уменьшается. Мощным эмоциональным стимулятором для пожилого человека является осознание своей полезности и значимости в кругу семьи. Когда это не ощущается, то пожилые люди склонны считать свои личные и социальные проблемы неразрешимыми. Главной причиной чего является отсутствие положительных эмоций.

Старики могут и должны для растущего человека быть источником жизненной философии. Общение с ними незаменимо ничем, так как они осуществляют ту связь времен, без которой невозможно само знание о существенности жизни в любом возрасте, о жизни как явлении бесконечном.

Семейная жизнь у стариков продолжается, приближаясь к золотой свадьбе, они, нормальные живые люди, трогательнее, трепетнее относятся друг к другу. Знаков внимания становится больше, в них и скрытая просьба, и намек, и юмор, и нерастраченное чувство. Нормальные семьи в старости приобретают совершенно фантастическое качество - супруги становятся похожи друг на друга.

Самый мощный стрессовый фактор - это смерть близкого человека. Перенести ее удается не каждому. Умение перенести смерть близкого человека поддерживается соблюдением правил и ритуалов построения отношений с окружающими. Именно они должны помочь человеку пережить горечь потери. Если же человек замыкается в своих горестных переживаниях, внешне проявляя их в угрюмой подавленности, это приводит к тому, что он заболевает сам, поддерживая в себе состояние стресса, и ранит окружающих людей.

Не менее стрессовым фактором является мысль пожилого человека о своей смерти. Его страшит неизвестное, не желание оставлять своих близких любимых людей. Пожилые люди чаще говорят о своей смерти, чаще, чем молодые. У них появляется больше времени для раздумий, они могут оценить свою жизнь с высоты своих лет. Чем меньше у пожилого человека времени уходит на практическое приложение своих сил и энергии, тем больше он размышляет. Размышления касаются, в том числе, и страха смерти.

Страх смерти посещает тех людей, которые оценивают свою жизнь отрицательно, видят в ней в основном негативные моменты. Это угнетенные, подавленные люди, не умеющие радоваться и доставлять радость другим. В старости - это угрюмые, сварливые старики.

Во избежание этого переживания и других стрессовых ситуаций необходимо бережное сохранение и поддержание стереотипов. Прочно установившиеся привычки и их неукоснительное выполнение внушает человеку спокойствие и чувство незыблемости бытия.

Психическая старость и физическая немощность не одно и тоже. Все психическое развитие зависит от наличия у человека целей, перспектив в будущем и значимых событий, связанных с достигнутыми целями в прошлом.

Ничто так не разрушает человека, как осознание того, что он выключен из жизни, отсутствие будущего. Все, что раньше казалось главным и необходимым в старости теряет свой смысл. Старики пытаются создать из своей юности нечто вроде утраченного рая, переживая и сожалея о ней. Концентрируясь на прошлом, не замечая настоящее, можно не опасаться случайностей. Постоянно находясь в прошлом, человек теряет будущее, перестает развиваться как личность.

В этом случае, если пожилой человек связывал свои радости с будущим своих детей, учеников или своего труда, он сохраняет себе перспективу развития как личности, а вместе с тем и духовной молодости.

В этом возрасте возникает особо острое ощущение уходящего времени. Жаль впустую истраченных часов. Все труднее мириться с незавершенными делами. Главную ценность и радость старому человеку доставляет то время, которое он сам наполняет содержанием.

Духовная старость связана с неспособностью к восприятию нового. Она влечет за собой и физическую старость. Старость - это новый жизненный этап каждого человека, но у каждого она своя. Легко идущий по жизни человек, имеющий цели, планы на будущее, не желающий останавливаться на достигнутом, войдет в период старости активным и полным жизненных сил.

Урок №2

Введение в геронтологию. Анатомо-физиологические особенности лиц пожилого возраста.

Геронтология – раздел биологии и медицины, изучающий закономерности старения живых существ, в том числе и человека.

(греч. – «герон» - старец + «логос» = учение).

Геронтология включает в себя следующие разделы: биологию старения (старость), гериатрию, герогигиену, геронтопсихологию, геродиететику.

Гериатрия – учение о болезнях пожилых и старых людей.

Герогигиена – раздел геронтологии, изучающий влияние условий жизни на процесс старения человека и разрабатывающий мероприятия, направленные на предупреждение патологического старения.

Геронтопсихология – раздел геронтологии, изучающий особенности психики и поведения лиц пожилого и старческого возраста.

Начало научной геронтологии связывают обычно с именем великого английского философа Ф. Бэкона (г.) среди наук, которым не уделялось должного внимания, была, по его мнению, наука об увеличении продолжительности жизни.

В России проблемами старости занимались – в 1889 году в Санкт-Петербурге обследовал 2240 престарелых человек. Обследование позволило сделать вывод, что старость – это физиологический, естественный процесс.

– проводил экспериментальное изучение старения, выдвинул аутоинтоксикационную теорию старения, связанную с функцией кишечника.

– полагал, что ведущие механизмы старения определяются возрастными изменениями соединительной ткани.

(1985 г.) – создал адаптационно-регулярную теорию старения. В ходе старения параллельно идёт процесс витаукта (vita – жизнь, auctum – увеличивать), стабилизирующий жизнедеятельность организма, повышающий его адаптационные возможности.


Биология старения.

Старость – закономерно наступающий заключительный период возрастного развития (заключительный период онтогенеза).

Старение – биологический разрушительный процесс, неизбежно развивающийся с возрастом, приводящий к ограничению адаптационных возможностей организма.

Для развития старения характерна:

гетерохронность – различие во времени наступления старения отдельных органов и тканей (тимус атрофируется в возрасте 13-15 лет, половые железы – в 48-52 года у женщин);

гетеротопность – различная выраженность процессов старения для разных органов и систем.

Старение – многопричинный процесс, вызываемый многими факторами, действие которых повторяется и накапливается в течение всей жизни. Среди них – стресс, болезни, накопление свободных радикалов, воздействие ксенобиотиков (чужеродных веществ), температурные повреждения, недостаточное выведение продуктов распада белков, гипоксия и другие.

Старение – многоочаговый процесс, он возникает в разных структурах клеток: в ядре, мембранах; в разных типах клеток: нервных, секреторных, иммунных, почечных и других.

По теории темп возрастных изменений определяется соотношением процессов старения и витаукта.

В настоящее время существует множество теорий старения, но ведущее значение придаётся двум:

Старение – генетически запрограммированный процесс, результат закономерного развития программы, заложенной в генетическом аппарате. В этом случае действие факторов окружающей среды и внутренней среды могут повлиять на темп старения, но в незначительной степени. Старение – результат разрушения организма вследствие неизбежного повреждающего действия сдвигов, возникающих в ходе самой жизни, т. е. вероятностный процесс.

Для вероятностных теорий старения общим признаком будет – появление и накопление «ошибок» в жизнедеятельности клеток или ослабление их функций (это некоторые из них):

* теория свободных радикалов – старение возникает вследствие повреждений, вызываемых свободными радикалами;

* теория накопления липофусцина – (старческого пигмента – продукта окисления белков и жира), старение – это накопление вредных (балластных) веществ, как побочного продукта метаболизма;

* теория износа организма – предполагает, что старение является результатом обычного износа, как любое физическое тело от длительного существования;

* теория соматических мутаций – старение, это результат соматических мутаций из-за внешних и внутренних факторов.

Возрастные группы.

Биологический, паспортный возраст

В 1958 году в Киеве был создан Научно-исследовательский институт Геронтологии, где ВОЗ в 1963 году провёл конгресс, на котором была принята возрастная классификация:

45 – 59 лет – зрелый возраст

60 – 74 – пожилой

75 –89 – старческий

более 90 – долгожители

Биологическая видовая продолжительность жизни человека – 95 +- 5 лет, (кошки – 18 лет, хомяки – 3-4 года, собаки – 15 лет).

Виды возрастов

Паспортный – хронологический = календарный возраст – период от рождения до момента его исчисления. Имеет чёткие градации – день, месяц, гол.

Биологический (анатомо-физиологический) – характеризует биологическое состояние организма (его жизнеспособность, работоспособность). Биологический возраст может не соответствовать календарному (опережает или отстаёт от него).

Существует целый ряд тестов на определение биологического возраста.


Чем больше календарный возраст опережает биологический, тем медленней темп его старения, тем больше должна быть продолжительность его жизни.

Естественное старение – характеризуется определённым темпом и последовательностью возрастных изменений, соответствующих возможностям конкретного человека.

Преждевременное старение – прогерия может развиться у детей (с первых месяцев жизни) – смерть наступает примерно в 13 лет со всеми признаками старости.

Анатомо-физиологические особенности.

Система органов

Признаки старения

Механизмы старения

Общие изменения в организме - уменьшение: общего содержания жидкости в организме, мышечной массы, внутриклеточной жидкости; увеличение количества жира.

Появление морщин, пурпура от микротравм, раны на коже от давления и их медленное заживление, сухость кожи, частый зуд. Выпадение и поседение волос. Ослабление осязания.

Атрофия подкожно-жировой клетчатки: снижение эластичности кожи, функции потовых и сальных желёз, увеличение хрупкости сосудов, снижение волосяного пигмента, уменьшение способности клеток к воспроизводству.

Характерна старческая дальнозоркость, уменьшение адаптации к темноте, сужение полей зрения.

Изменение эластичности хрусталика, накоплением липидов во внешнем крае радужки.

Ухудшение слуха, особенно восприятия звуков высокой частоты, уменьшение способности различать звуки (особенно по телефону, быструю речь), потеря разборчивости чужой речи. Снижение чувства равновесия – головокружение, падения.

Возрастные изменения звукопроводящего и звуковоспринимающего аппарата: остеопороз слуховой косточки, атрофия суставов между слуховыми косточками, атрофия клеток спирального (кортиева) органа, снижение эластичности основной мембраны, атеросклероз сосудистой системы.

Нарушение прикуса, акта кусания и механической обработки пищи в полости рта. Ухудшение восприятия вкусовых ощущений, уменьшение удовольствия от приёма пищи, сухость во рту. Дисфагия – нарушение глотания. Снижение секреторной и всасывательной функции ЖКТ. Запоры.

Ослабление обоняния: потеря восприятие запахов и способность различать запахи.

Уменьшение размеров верхней челюсти, атрофия жевательных мышц, потеря зубов. Уменьшение количества вкусовых сосочков на 50%, атрофия слюнных желёз. Ослабление подвижности пищевода и нарушение функции сфинктеров. Ослабление перистальтики кишечника. Снижение антитоксической функции печени.

Ослабление функции клеток, воспринимающих запах, курение, и различные химические вещества.

Дыхательная система

Снижение ЖЕЛ, ухудшение бронхиальной проходимости, нарушение дренажной функции бронхов, снижение кашлевого рефлекса, уменьшение общей и местной иммунологической реактивности.

Ослабление эластичности лёгочной ткани, уменьшение количества альвеол, ослабление дыхательной мускулатуры, ограничение подвижности грудной клетки (формирование кифоза).

Сердечно-сосудистая система

Уменьшение сократительной способности миокарда. Уменьшение пластичности сосудов. Ухудшение коронарного кровообращения. Увеличение артериального давления и уменьшение венозного. Увеличение размеров сердца.

Уменьшение количества клеток миокарда, атрофия и склероз. Склеротическое уплотнение сосудов (аорты, артерий). Уменьшение количества функционирующих капилляров. Уменьшается величина минутного объёма сердца, т. к. урежается частота сердечных сокращений.

Мочевыделительная система

Снижение фильтрации и реабсорбции. Учащение позывов к мочеиспусканию. Стрессовое недержание мочи

Уменьшается на 1/3 – 1/2 количество нефронов из-за возрастного нефрологического склероза. Утолщается стенка мочевого пузыря, ослабление тонуса сфинктеров. Уменьшение объёма мочевого пузыря.

Эндокринная

Менопауза, атрофия влагалища. Снижение у мужчин либидо, потенции. Снижение основного обмена. Повышение уровня сахара в крови.

Снижение половых гормонов (быстро у женщин, постепенно у мужчин). Снижение количества гормонов щитовидной железы. Уменьшение выработки инсулина.

Костно-мышечная система

Уменьшение роста, мышечной силы и массы. Формирование кифозов (горб). Остеопороз – уменьшение костной массы – склонность к переломам. Окостенение суставов и их воспаление.

Снижение (атрофия) мышц. Искривление позвоночника. Уменьшение содержания минеральных веществ в костях (к 60 годам плотность у мужчин составляет 70%, а у женщин – 60% от нормальной). Обызвествление хрящей, разрушение их с потерей влаги. Повышение окостенения сухожилий.

Остеопороз

Это снижение плотности кости в результате уменьшения количества костного вещества кальция.

Снижение памяти, уменьшение способности к обучению

Атрофия мозга из-за гибели нейронов. Ухудшение мозгового кровообращения. Сужение черепно-мозговых сосудов. Снижение ортостатических рефлексов. Снижение чувствительности к изменениям температуры. Уменьшение чувства жажды и желания пить. Снижение функции спинного мозга.

Объём крови практически не изменяется. Тенденция к уменьшению эритроцитов и Нв. Уменьшение лейкоцитарной реакции при воспалительных процессах. При кровопотерях и стрессах резко снижаются адаптационные возможности системы.

Уменьшается объём костного мозга (замещается жировой и соединительной тканью) – в 70 лет – кроветворная ткань костного мозга составляет 30%.

Иммунная

Повышенная восприимчивость к инфекциям и злокачественному росту. Нарушение иммунного ответа.

Снижение клеточного иммунитета. Снижение Т-лимфоцитов (атрофия вилочковой железы). Снижение выработки первичных антител .

Вопросы для самоподготовки к занятию

Раздел темы

Литература

Установочная инструкция

Вопросы для самоконтроля

Введение в геронтологию.

Материалы для уроков.

Материалы для уроков.

Материалы для уроков.

Материалы для уроков.

Материалы для уроков.

Выучить определения «старость», «старение».

Иметь представление о основоположниках геронтологии и теориях старения организма.

Ответить на задание для самоконтроля.

Выучить возрастные критерии по классификации ВОЗ.

Ответить на вопросы для самоконтроля.

Дайте определение терминам «старость», «старение».

Перечислить ФИО основоположников геронтологии.

Какие теории старения Вы знаете? Охарактеризуйте их.

Дайте определение геронтологии, гериатрии, герогигиены, геронтопсихологии.

Назовите возрастные критерии зрелого, пожилого, старческого возрастов.

Что такое биологический и паспортный возраст?

Назовите виды старения.

АФО лиц пожилого и старческого возраста.

Этапы жизнедеятельности человека и медицинские услуги в разные возрастные периоды: Учебник для студентов мед. училищ и колледжей , и др. Изд. Академия 2002 г.

Глава 6.5 стр.

Материалы для уроков. Урок №2.

Знать АФО лиц пожилого и старческого возраста.

Опишите АФО:

Желудочно-кишечного тракта

Дыхательной системы

изменения сердечно-сосудистой системы

Моче-выделительной системы

Эндокринной системы

Костно-мышечной системы

Центральной нервной системы

Системы крови и иммунной системы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кущёвский медицинский колледж»

министерства здравоохранения Краснодарского края

Особенности лиц пожилого и старческого возраста

Методическая разработка для преподавателя

теоретического (лекционного) занятия

ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.

Раздел 1. Сестринский уход в гериатрии.

Специальность: 34.02.01 - Сестринское дело

курс – IV; семестр - VIII

ст-ца Кущёвская

Мотивация

Проблема старения и старости является объектом особой междисциплинарной отрасли знания – геронтологии. В центре внимания геронтологии находятся биологические, психологические и социологические аспекты старения.

При старении действует принцип гетерохронности. Он проявляется в том, что у человека не все органы и системы стареют одновременно и с одинаковой скоростью.

Старение – процесс закономерный и нормативный, оно имеет большой спектр индивидуальных различий. Индивидуальные особенности старения человека обусловливают существование различных вариантов старения. Клинико-физиологические показатели позволяют выделить несколько синдромов старости: гемодинамический (изменения в сердечно-сосудистой системе), нейрогенный (изменения в нервной системе), респираторный (изменения в дыхательной системе).

Внешние телесные изменения при старении хорошо известны (седина, морщины и др.). Кроме того, изменения в структуре скелета приводят к уменьшению роста, который может снизиться на 3-5 см в связи со сжатием межпозвоночных дисков. Возникает остеопороз (деминерализация костей, выражающаяся в утрате ими кальция), в результате кости становятся хрупкими. Уменьшается мышечная масса, вследствие чего снижаются сила и выносливость. Кровеносные сосуды теряют эластичность, некоторые из них закупориваются, из-за этого ухудшается кровоснабжение организма со всеми вытекающими отсюда последствиями. Эффективность работы сердечно-сосудистой системы в целом снижается, ослабевает способность легких к осуществлению газообмена. В иммунной системе снижается выработка антител, и защитные силы организма ослабевают. В то же время регулярные физические упражнения, способствующие укреплению мышц, в пожилом возрасте улучшают соматический статус организма.

Важность изучения данной темы очевидна: полученные знания вам помогут в дальнейшем обучении на других учебных дисциплинах, при прохождении преддипломной практики, написании и защите выпускной квалификационной работы, и в будущей профессиональной деятельности.

Цели занятия

Дать знания студентам об особенностях лиц пожилого и старческого возраста.

      Дидактические:

После работы на лекционном занятии студент должен иметь представление:

    о характерных специфическихе изменениях в эмоциональной сфере человека в периоде поздней взрослости;

    о характерных специфических изменениях в высших психических функциях человека в периоде поздней взрослости;

    о возрастных морфофункциональных изменениях в органах и системах человека пожилого и старческого возраста.

Знать:

    периодизацию поздней взрослости;

    характерные специфические изменения в эмоциональной сфере человека в периоде поздней взрослости;

    проявления возрастной депрессии по Н. Ф. Шахматову;

    специфические изменения высших психических функций человека в периоде поздней взрослости;

    возрастные морфофункциональные изменения в органах и системах человека пожилого и старческого возраста.

Уметь:

    пользоваться терминологией;

    ответить по теме.

1.2. Развивающие:

    развивать познавательную деятельность студентов;

    развивать умение выделять узловые вопросы в лекционном материале;

    развивать профессиональный интерес к особенностям лиц пожилого и старческого возраста;

    развивать умения устанавливать связь рассматриваемого материала с имеющимися знаниями по другим клиническим дисциплинам.

2. Воспитательные:

    воспитывать познавательный интересу студентов, стремление приме-нять полученные знания на практике;

    воспитывать чувство ответственности за здоровье пациента;

    воспитывать профессиональный долг, любовь к медицинской профес-сии.

2. Методическая:

    углубить и расширить теоретические знания по теме;

    добиться эффективного усвоения учебного материала;

    обеспечить качественное методическое оснащение учебно-воспитательного процесса.

3. Продолжительность занятия: 90 минут.

4. Место проведения: лекционная аудитория.

5. Форма и методы организации процесса по Бабанскому.

5.1. Тип занятия: изучение нового материала.

5.2. Вид занятия – лекция.

5.3. Методы организации и осуществление учебно-познавательной деятельности студентов

5.3.1. Перцептивные методы:

    словесные: доклад;

    наглядные: демонстрация.

5.3.2. Логические методы:

    аналитико-синтетический;

    дедуктивный.

5.3.3. Гностические методы:

    репродуктивный.

5.4. Методы формирования интереса к учению:

    опора на ранее полученный жизненный опыт;

    ситуация занимательности.

5.4.1. Методы развития долга и ответственности к учению:

    методы положительного примера;

    методы создания благоприятного обучения.

5.4.2. Методы контроля и самоконтроля в обучении:

Литература для преподавателя

Основная

Дополнительная

2. Крюкова Д. А. Здоровый человек и его окружение, 2015, стр. 438-441.

Литература для студентов

Основная

1. Ковтун Е. И. Сестринское дело в гериатрии. - СПб, 2014, с. 51-56, 65 – 177, 204-228.

Дополнительная

1. Бортникова С. М. Сестринское дело в неврологии и психиатрии с курсом наркологии. СПб-Издательство «Лань», 2015, с. 234-236, 238-243, 289-298.

Карта внутридисциплинарных связей

Обеспечивающие темы

Связь изученного и изучаемого

Обеспечиваемые темы

Возрастные анатомо-функциональные изменения у лиц пожилого и старческого возраста

Осложнения острых и хронических заболеваний у лиц пожилого и старческого возраста

«Особенности развития заболеваний и фармакотерапии в пожилом и старческом возрасте»

«Течение острых и хронических заболеваний у лиц пожилого и старческого возраста»

Карта наглядных пособий и ТСО

п/п

Вид

Наименование

ТСО

Мультимедийный проектор

Наглядности

Презентация

Средства наглядности

Особенности лиц пожилого и старческого возраста

Доска, мел, экран.

Карта междисциплинарных связей

п/п

Дисциплина

Тема

Обеспечивающие

Основы латинского языка с медицинской терминологией

Анатомическая терминология

Здоровый человек и его окружение

Зрелый возраст

Здоровье лиц пожилого и старческого возраста

Анатомия и физиология человека

Морфофункциональная характеристика аппарата движения

Анатомия и физиология органов дыхания

Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы

Процесс кровообращения

Морфофункциональная характеристика органов ЖКТ

Обеспечиваемые

Производственная практика

Написание дипломной работы

Будущая профессиональная деятельность

Хронокарта лекционного занятия

п/п

Этапы занятия

Время

Организационный момент. Мотивация темы. Цели занятия, внутридисциплинарные и междисциплинарные связи

Актуализация опорных знаний

Изложение нового материала

Систематизация и закрепление изложенного материала

Подведение итогов.

Задание на дом

Итого:

Актуализация опорных знаний

п/п

Вид

Эталон ответа

Перечислите высшие психические функции?

восприятие, воображение, память, мышление и речь.

Трахея н ачинается от нижней границы гортани на уровне нижнего края 6 шейного позвонка и заканчивается на уровне

верхнего края 5 грудного позвонка

Из чего состоит сердечно-сосудистая система?

сердца и кровеносных сосудов

На какие две группы органов делится пищеварительная система человека?

на органы желудочно-кишечного тракта и вспомогательные органы (слюнные железы, печень, поджелудочная железа и др.)

Из чего состоит мочевыделительная система?

из пары почек, двух мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала.

Ткань, которой богаты селезенка, миндалины, лимфатические узлы

лимфоидная

Перечислите виды костей

три вида - трубчатые, губчатые и плоские

План лекции

Введение

1. Периодизация поздней взрослости.

2. Характерные специфические изменения в эмоциональной сфере человека в периоде поздней взрослости.

3. Проявления возрастной депрессии по Н. Ф. Шахматову.

4. Специфические изменения высших психических функций человека в периоде поздней взрослости.

5. Возрастные морфофункциональные изменения в органах и системах человека пожилого и старческого возраста.

Лекция № 1

Тема: Особенности лиц пожилого и старческого возраста.

Период поздней взрослости часто называют геронтогенезом, или периодом старения. Некоторые авторы полагают, что у женщин период поздней взрослости начинается в 55, а у мужчин - в 60 лет. Люди, достигшие данного возраста, подразделяются на три подгруппы: люди пожилого возраста, старческого возраста и долгожители. Четыре подпериода: 60-69 лет - предстарческий; 70 - 79 - старческий; 80 - 89 - позднестарческий; 90 лет и старше - дряхлость. Главной особенностью поздней взрослости является старение - генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными физиологическими и психологическими изменениями.

Для периода поздней взрослости характерны специфические изменения в эмоциональной сфере человека: неконтролируемое усиление аффективных реакций, склонность к беспричинной грусти, слезливости. У большинства пожилых людей появляется тенденция к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями. Пожилые мужчины становятся более пассивными и позволяют себе проявлять черты характера, более свойственные женщинам, в то время как пожилые женщины становятся более агрессивными, практичными и властными.

Старческое беспокойство, эмоциональная отстраненность и в какой-то степени депрессия выполняют защитные функции:

1) Хроническая старческая озабоченность играет роль своеобразной готовности к фрустрации, поэтому помогает избежать пожилому человеку сильных эмоциональных всплесков в действительно критических ситуациях, придает остроту субъективной картине настоящего, помогает избежать скуки, является одним из способов структурирования времени.

2) Эмоциональное отстранение, внешне проявляемое как безразличие, помогает избежать глубоких страданий, которыми особенно насыщена старость, в том числе таких, как смерть близких людей.

3) Типичным для поздней взрослости является возрастно-ситуационная депрессия - равномерное и стойкое понижение настроения, возрастают! обидчивость и тревожная мнительность. При этом самому пожилому человеку это состояние кажется нормальным, поэтому всякая помощь отвергается.

Проявления возрастной депрессии (Н. Ф. Шахматов):

1. Ипохондрическая фиксация на болезненных ощущениях (живое обсуждение их с окружающими, сверхценное отношение к медицинским препаратам и способам лечения) - это защитный механизм, рассматривая болезнь, не видеть собственную старость.

2. Идеи о притеснении (основное чувство - обида, а мысль - «от меня все хотят избавиться»).

3. Тенденция к вымыслам, свидетельствующим о своей особой значимости (рассказывание действительных эпизодов своей жизни с преувеличением или вымыслом).

4. Чувство ненужности и чувство незащищенности - типичны для пожилых людей, но часто они не соответствуют их реальной жизненной ситуации. Источники этого чувства: первый - когда человек перестает быть нужным самому себе и проецирует это ощущение на окружающих; второй - это слабость человека, необходимо постоянное подтверждение своей нужности. Оба источника взаимосвязаны.

Уровень страхов в поздней взрослости повышается потому, что, с одной стороны, они накапливаются в течение жизни, с другой - угрозу представляет приближение конца. Страх смерти может проецироваться на окружение, которое в этом случае видится в негативном контексте.

Реакцией на непринятие собственной старости может стать суицид. Пожилые люди маскируют свои суицидальные намерения тем, что могут буквально заморить себя голодом, передозировать, перепутать или не принять вовремя лекарство.

ВПФ: мышление все более диалектичное, ослабляется способность к усвоению новых впечатлений, познавательной способности, памяти, запоминанию на текущие события, при сохранении на события прошлого, изменения интеллекта весьма индивидуальны.

Лица зрелого возраста психологически более тяжело реагируют на хронические и инвалидизирующие заболевания.

В органах дыхания в процессе старения происходят существенные изменения морфологические и функциональные. После 60 лет появляются дегенеративно-дистрофические изменения костей и мышц грудной клетки. Рёберные хрящи теряют эластичность в результате отложения в них солей кальция, нарушается подвижность реберно-позвоночных суставов. Остеохондроз грудного отдела, атрофия длинных мышц спины приводит к развитию старческого кифоза. Следствие - деформация грудной клетки (бочкообразная), а это приводит к снижению подвижности грудной клетки и ухудшению лёгочной вентиляции. Трахея в старости смещается вниз до уровня V грудного позвонка, просвет её расширяется, стенка кальцинируется. Вокруг бронхов разрастается соединительная ткань - выпячивание стенок бронхов, сужение просвета, нарушение функции, приводит к развитию патологических процессов. Лёгочная ткань теряет эластичность, стенки альвеол истончаются, возможны разрывы. Сосуды лёгких: в лёгочных артериях, артериолах и венулах развивается фиброз. Понижено количество функционирующих капилляров, проницаемость капилляров, уменьшается наполнение кровью сосудов лёгких. Жизненная ёмкость лёгких уменьшается из-за морфологических изменений дыхательного аппарата. Нервный аппарат, регулирующий дыхание, так же изменяется в процессе старения. Ослабление регуляции дыхания приводит, к снижению приспособления дыхательной функции при физических нагрузках, затрудняется выработка условных дыхательных рефлексов, учащаются дыхательные аритмии. В старости снижается кашлевой рефлекс, что приводит к нарушению дренажной функции. В процессе старения формируются приспособительные механизмы поддерживающие оптимальные для стареющего человека механизмы. Компенсаторные механизмы: повышение чувствительности к углекислоте дыхательного центра и сосудистых хеморецепторов. Приспособительные: повышение чувствительности ядер гипоталамуса к адреналину и ацетилхолину. Приспособительный механизм легко истощается и декомпенсируется после нагрузок.

В сердечнососудистой системе в пожилом возрасте происходят возрастные склеротические поражения в первую очередь, сосудов сердца, крупных и мелких сосудов, что приводит к недостаточности кровоснабжения жизненно важных органов и тканей.

Склеротические изменения в миокарде приводят к снижению его сократительной способности. С возрастом нарушается электролитный обмен в тканях, влияющий на сократительную способность миокарда. Это приводит к нарушению возбудимости миокарда и частым аритмиям. У пожилых людей артериальное давление имеет тенденцию к повышению, а венозное давление с возрастом снижается. С возрастом отмечается так же закономерное снижение физической работоспособности пожилых людей. В связи с этим изменяется резервное адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы.

Кроме того, атеросклеротическое поражение сосудов сердца приводит к нарушению коронарного кровотока. В результате наступает ишемия, дистрофия мышечных волокон сердца, их атрофия, замещение их соединительной тканью. Так развивается атеросклеротический кардиосклероз, сердечная недостаточность, различные нарушения сердечного ритма. ЧСС в старческом возрасте имеет тенденцию к замедлению. При больших нагрузках у пожилых людей быстро появляется несоответствие между кровоснабжением сердечной мышцы и её потребностью в кислороде и питательных веществах.

В процессе старения в органах пищеварения развиваются атрофические процессы, и нарушается их функция. Ротовая полость: из-за кариеса и пародонтоза количество зубов уменьшается, цвет желтоватый, стёртые зубы, в эмали трещины. Объём ротовой полости уменьшается, атрофируются кости лицевого черепа, нарушается прикус. Атрофия подвержена мимическая и жевательная мускулатура. Затруднено откусывание и жевание. Слюнные железы: атрофируются – это приводит к постоянной сухости во рту, к возникновению трещин на языке и губах. Язык: увеличивается, нарушается вкусовая чувствительность на сладкое, кислое, горькое. Ферментная активность слюны снижается, что ведёт к нарушению пищеварения в полости рта. Пищевод: удлиняется, искривляется. Во всех слоях стенки пищевода появляются атрофические изменения. В средней части пищевода может произойти затруднение прохождения пищи, с возрастом возрастает частота рефлюкса (заброс содержимого желудка в пищевод). Желудок: в процессе старения все структурные элементы его стенок изменяются. Толщина слизистой оболочки уменьшается и уменьшается количество секреторных клеток. Кровоснабжение стенок желудка уменьшено. Возрастные изменения стенки желудка приводит к нарушению секреторной и моторной функций. Кишечник: общая его длина увеличивается, часто за счёт некоторых участков толстой кишки. Изменение кишок происходит из-за возрастных ослабленный мышечного тонуса и употребления в течение жизни больших количеств, грубой пищи. Нарушение моторной функции кишечника приводит к возникновению «старческого запора». Изменение микрофлоры кишечника: повышается количество бактерий гнилостной группы, уменьшается - количество бактерий молочнокислой группы. У стариков чаще развиваются полипы толстой кишки. С возрастом уменьшается масса печени – это вызывает нарушение белкового, жирового, углеводного и пигментного обменов. Желчный пузырь: увеличен в объёме, двигательная функция его ослабляется, что приводит к застою желчи. Поджелудочная железа: её атрофические изменения происходят после 40 лет. Железистые клетки гибнут, замещаясь соединительной тканью, объём жировой ткани повышен. Эндокринные функции поджелудочной железы: содержание инсулина в крови повышено, но т.к. часть его находится в неактивном состоянии уровень глюкозы в крови у людей старшего возраста увеличивается.

Болезни почек - частая патология старости. По мнению отечественных нефрологов, они входят в 4 главные причины смерти у людей пожилого и старческого возраста. С возрастом прогрессирует гибель почечной паренхимы - к старости у человека теряется 1/3 – ½ нефронов, разрастается соединительная ткань, формируется возрастной нефросклероз. При старении снижается потребление почками кислорода, уменьшается количество митохондрий в клетках, уменьшается общая АТФ-ная активность, что приводит к сокращению энергетического обмена в органе. Падает физиологический уровень почечного кровообращения клубочковой фильтрации. Снижается экскреторная (азото - водная) функция почек и это ведёт к формированию возрастной почечной гипофункции, торпидного типа реакции органа на раздражение. Почечные чашечки, лоханки, мочеточники с возрастом утолщаются, теряют эластичность, увеличивают ёмкость. Стенки мочевого пузыря уплотняются, что приводит к снижению его ёмкость, и как следствие к учащению позывов к мочеиспусканию. Функция замыкательного аппарата мочевого пузыря снижается, что приводит к недержанию мочи. Возрастные структурные метаболические функциональные регуляторные изменения уменьшают надёжность мочевыделительной системы, повышают вероятность декомпенсации (особенно почек) в условиях стресса – это важно знать в рамках снижения дозы лекарственных препаратов.

В процессе старения щитовидная железа подвергается физиологической инволюции, протекающей в нескольких вариантах (В. JI. Быков):

Железа представлена крупными фолликулами, растянутыми плотным коллоидом с высоким содержанием нейтральных мукополисахаридов. В этом случае резорбтивные процессы страдают больше, чем синтетические;

Железа состоит из мелких фолликулов, выстланных уплощенными клетками. Объем стромы несколько увеличен;

Наряду с инволютивными процессами в тиреоидной паренхиме обнаруживаются кистозные изменения.

Любой вариант инволюции щитовидной железы сопровождается снижением относительного объема эпителия и падением в нем активности ферментных систем. Высота тиреоидного эпителия уменьшается, коллоидная субстанция уплотняется, снижается митотическая активность эпителиальных клеток, характерна структурная дезорганизация митохондрий, увеличивается интерфолликулярная соединительная ткань. В результате в процессе старения нарушаются все три периода секреторного цикла тиреоцитов: биоринтез, выделение продуктов в просвет фолликула и выведение тиреодных гормонов в циркуляторное русло. Кроме этого с возрастом снижается васкуляризация щитовидной железы, которая по интенсивности кровоснабжения занимает в организме первое место (на 10 г ткани приходится 56 мл крови). Изменения структуры кровеносных капилляров в щитовидной железе более выражены, чем в других железах внутренней секреции.

С возрастом костный мозг, органы, богатые лимфоидной тканью, (селезенка, миндалины, лимфатические узлы), подвергаются инволюции. В связи с этим к 65 - 75 годам в периферической крови снижается число Т- и В- лимфоцитов. В костном мозге постепенно происходит замещение кроветворной ткани жировой. Отмечается тенденция к увеличению скорости осидания эритроцитов. Несмотря на эти особенности, уровень гемоглобина, лейкоцитов, тромбоцитов, лейкоцитарная формула, показатели свертывания крови, транспорт кислорода у пожилых людей практически не изменяется. При заболеваниях и различных функциональных напряжениях у пожилых людей снижаются адаптационные возможности организма, в том числе со стороны крови.

Система опоры и движения закономерно изменяется в процессе старения. В формировании возрастных изменений сочетаются как биологически обусловленные процессы, так и результаты статико- динамических нагрузок на опорные ткани в течение жизни, а так же ослабленных возрастом нервно - мышечных влияний на них, Изменения в опорно - двигательном аппарате с возрастом характеризуется дистрофическими, деструктивными изменениями с преобладанием остеопороза атрофических или гиперпластических процессов. Параллельно развиваются компенсаторно - приспособленные реакции, направленные на восстановление потерянной функции и структуры (костно - хрящевые разрастания тел позвонков и дисков, изменения их формы и кривизны позвоночника).

Клинически это проявляется умеренной утомляемостью при ходьбе, периферической тупой болью в суставах и позвоночнике, нарушением осанки и походки, уменьшением роста, ограничением подвижности в суставах, нейродинамическими изменениями позвоночника, свойственными остеохондрозу и др.

Вопросы для закрепления материала

п/п

Вид

Эталон ответа

Как часто называют период поздней взрослости?

геронтогенезом, или периодом старения

Какие функции выполняют старческое беспокойство, эмоциональная отстраненность и в какой-то степени депрессия?

защитные

Что может быть реакцией на непринятие собственной старости у пожилых людей?

замаскированные суицидальные намерения

Что в первую очередь подвергается возрастным склеротическим поражениям в сердечно-сосудистой системе в пожилом возрасте?

сосуды сердца

Возраст, с которого происходят атрофические изменения в поджелудочной железе

сорок лет

Вопросы для обобщения и систематизации

п/п

Вид

Эталон ответа

Клиническая ситуация:

К вам, участковой медицинской сестре, обратился родственник пациентки, находящейся в трауре, страдающей заболеванием почек, с просьбой объяснить причину минимально назначенной врачом дозы лекарственного препарата. Ваши объяснения.

Возрастные структурные метаболические функциональные регуляторные изменения уменьшают надёжность мочевыделительной системы, повышают вероятность декомпенсации (особенно почек) в условиях стресса – это важно знать в рамках снижения дозы лекарственных препаратов.

Заключение

Пожилыми принято считать людей в возрасте 60-65 лет. В подавляющем большинстве они активны, продолжают работать после выхода на пенсию, либо помогают своим детям вести хозяйство, занимаются внуками. Даже после 70 лет многие люди остаются активными, востребованными, следят за собой, имеют свою жизненную позицию. На их самочувствие сильно влияют отношения к ним близких, атмосфера в семье, хороший уход и питание.

Пожилой и старческий возраст – время, когда одолевают психологические проблемы. Замедление важных психических функций, ослабление памяти, внимания, снижение способности мыслить, анализировать. Ослабление способности к адаптации. Стрессы, переживания, связанные с потерей друзей, близких, утратой трудоспособности.

Снижение самооценки, вследствие ощущения своего возраста. Дефицит общения, одиночество, отсутствие интереса к современной жизни. Многие люди живут прошлым, своими воспоминаниями. Депрессия, суицидальные мысли, связанные с отсутствием жизненной перспективы, болезнями, ненужностью семье, бывшим сотрудникам, страхом близкой смерти.

После 65 лет анатомо-физиологическая система каждого человека претерпевает ряд серьезных изменений на генетическом, иммунном, гормональном уровне. Изменяются все ткани, органы, системы организма. Ухудшается состояние здоровья, меняется общественное положение человека.

С наступлением старости возрастные изменения становятся все более выраженными: ухудшается состояние нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной и других систем. Многие тысячи клеток погибают ежедневно, кровеносные сосуды, мышцы, сухожилия, соединительная ткань утрачивают упругость, эластичность. Замедляется работа сердца, снижается активность кровообращения, начинается процесс дегенерации почек, печени, пищеварительной системы. Становятся слабее реакции, теряют силы мышцы, изменяются кости, суставы. Внутренние изменения отражаются на внешнем облике: становится дряблой, морщинистой кожа, возникает пигментация. Седеют, редеют волосы, выпадают зубы.

Медицинский работник должен понимать особенности, проблемы пожилых и старых людей, стараться облегчить им жизнь, помочь адаптироваться в новых реалиях, оградить от одиночества, оказывать хороший уход.

Домашнее задание

1. Ковтун Е. И. Сестринское дело в гериатрии. - СПб, 2014, с. 51-56, 65-177, 204-223.

2. Лекция № 1 Особенности лиц пожилого и старческого возраста.

3. Подготовка беседы с родственниками пациента

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА Выполнила: студентка группы: 1 леч Д Мурзина А. Г. Проверила: преподаватель Васильева Л. П.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА. У лиц старшего возраста формируется определенное своеобразие структуры психического склада за счет ухудшения образного мышления, снижения силы, уравновешенности основных нервных процессов, изменения темпа психомоторных реакций.

В пожилом и старческом возрасте проявляется «заострение» личностных черт. Указывается на их консерватизм, немотивированную обидчивость, эгоцентризм, ипохондричность, ослабление аффективной жизни, что лишает их красочности и яркости новых впечатлений и составляет основной механизм нарушений психологической адаптации в пожилом и старческом возрасте.

Типичны также характерологические изменения личности, отличающиеся своеобразной полярностью: упрямство, ригидность суждений сочетаются с повышенной внушаемостью и легковерием, сниженная эмоциональная отзывчивость - с чувствительностью и слезливым слабодушием.

В интеллектуальной сфере появляются трудности в приобретении новых представлений и приспособлении к непредвиденным обстоятельствам. Такими трудностями могут оказаться самые разные обстоятельства, и те, которые сравнительно легко преодолевались в молодые годы (переезд на новую квартиру, болезнь, собственная или кого-то из близких), а тем более прежде не встречавшиеся (смерть супруга).

В эмоциональной сфере - неконтролируемое усиление аффективных реакций, со склонностью к грусти, сожалению, к слезливости. В моральной сфере - отказ от адаптации к новым нормам, ценностям, манерам поведения.

ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАРЕНИЯ (В. В. БОЛТЕНКО): На первом этапе сохраняется связь с тем видом деятельности, который был ведущим для человека до выхода на пенсию. Как правило, этот вид деятельности был непосредственно связан с его профессией. Это чаще всего люди интеллектуального труда (ученые, артисты, учителя, врачи). Если же эта связь обрывается сразу после ухода на пенсию, то человек, минуя первый этап, попадает во второй.

втором этапе наблюдается сужение круга интересов, за счет выпадения профессиональных привязанностей. В группах таких людей уже трудно различать, кто был инженером, а кто врачом, кто счетоводом, а кто профессором. На третьем этапе главным становится забота о личном здоровье, это становится и любимой темой для разговора - о лекарствах, о способах лечения, о травах. Наиболее значимым для человека становится лечащий врач, его профессиональные и личные качества. На

четвертом этапе смыслом жизни становится сохранение самой жизни. Круг общения сужен до предела: лечащий врач, социальный работник, члены семьи, соседи-ровесники. На пятом этапе происходит обнажение потребностей чисто витального порядка (еда, покой, сон). Эмоциональность и общение практически отсутствуют. На

Психологические особенности людей в старости весьма неоднозначны и разнообразны. Многие пожилые и старые люди становятся более снисходительными, терпимыми, у них возрастает интерес к философским обобщениям. Разум стариков чаще проникает в глубь явлений, более спокойно, беспристрастно, а значит, и более объективно оценивает суть и взаимосвязь событий и явлений.

Существенные гормональные сдвиги в организме пожилого человека ведут к постепенному, затуханию активности в целом. В старости человека не терзают страсти, жажда новых впечатлений, стремление к необдуманным поступкам. Разум старых и пожилых людей, не страдающих слабоумием, может оставаться таким же светлым, каким он был в молодости.

Опыт, выражающийся в жизненной мудрости, умеренность, рассудительность, осторожность, спокойствие сочетаются с осторожным отношением ко всему новому, неизвестному. Часто стареющий человек понимает, что его интеллектуальные способности, память, внимание слабеют или приобретают специфическую окраску, но, смущаясь, пытается скрыть это.

Систематическая умственная деятельность, тренировка интеллекта, устоявшиеся профессиональные навыки способны поддерживать мозг в работоспособном состоянии до глубокой старости.

ПЯТЬ ОСНОВНЫХ «ЖИЗНЕННЫХ ПОЗИЦИЙ» СТАРЫХ И ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ (БРИТАНСКИЙ ПСИХОЛОГ Д. БРОМЛЕЙ) позиция» . Эти люди в течение всей жизни были и в старости остаются спокойными, довольными, жизнерадостными. Они не делают трагедии из приближающейся старости и недомогания, способны смириться с приближающейся смертью, не страшатся ее. Такие люди обычно благополучно проживают старость. «Конструктивная

позиция присуща пожилым, которые всю жизнь не доверяли себе, были зависимыми, избыточно уступчивыми, пассивными. Старея, они с еще большим усилием ищут поддержки, помощи, признания, но, не получая их в достаточной мере, чувствуют себя несчастными и обиженными. «Зависимая»

позиция формируется у замкнутых людей, привыкших полагаться только на себя, отгораживающихся от окружающих, скрывающих свои чувства. Они ненавидят старость, не представляют себя вне производственной деятельности. «Защитная»

Позиция «враждебности к миру» проявляется «гневными стариками» , которые обвиняют окружающих и общество за все собственные неудачи. Эти люди подозрительны, агрессивны, никому не верят, не желают ни от кого зависеть, испытывают отвращение к старости, до последнего цепляются за работу еще и потому, что боятся остаться один на один с самими собой.

Позиция «враждебности к себе и своей жизни» воспроизводится людьми пассивными, безынициативными, не имеющими собственных интересов, склонными к депрессии и фатализму. Они чувствуют себя одинокими и ненужными, к смерти относятся как к избавлению от несчастливого существования. Отдельные качества приведенных выше позиций пожилых людей могут комбинироваться, сочетаться.

Выход на пенсию многими людьми воспринимается как некоторая социальная деградация, снижение престижа среди товарищей по работе, среди знакомых и в семье. Расставание с работой, занимаемой должностью, сокращение сферы деятель ности принято называть социальным старением, а связанное с ним уменьшение доходов и финансовых возможностей - старением экономическим. Эти два вида старения могут сочетаться с биологическим старением, с общим ухудшением состояния здоровья.

Очень большую роль в этом играет самовнушение: можно и в 40 лет чувствовать себя глубоким стариком, но можно в 70 быть достаточно эффективным. Следует лишь подумать, какие из хорошо освоенных прежде навыков могут быть использованы в данной ситуации, чем ты сегодня можешь быть полезен себе, близким, знакомым, просто окружающим людям.

В ЦЕЛОМ СРЕДИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА НАБЛЮДАЕТСЯ ДВА ОСНОВНЫХ ТИПА: первому относятся люди сварливые и тяжелые в общении. Никто не хочет находиться рядом с ними, потому что они, кажется, сознательно стремятся самым невыносимым образом выставить напоказ наиболее неприглядные черты своего характера. К

Противоположный тип людей пожилого возраста достоин всяческого восхищения. С годами они словно становятся лучше и демонстрируют все более привлекательные черты своего характера.

ПОЗИТИВНОЕ СТАРЕНИЕ. «Серебряное копытце»: «Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка Муренка. Жили -поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на работу уходил. Даренка в избе прибирала, похлебку да кашу варила, а кошка Муренка на охоту ходила - мышей ловила. К вечеру соберутся, и весело им. Старик был мастер сказки сказывать, Даренка любила те сказки слушать…»

«Золотой ключик»: «Карло был уже стар и болен, и шарманка его давно сломалась. … - Куртку-то я продал. Ничего, обойдусь и так. . . Только ты живи на здоровье» . И в конце сказки: «Буратино уткнулся носом в добрые руки папы Карло. … Папа Карло в новой бархатной куртке вертел шарманку и весело подмигивал почтеннейшей публике» .

Счастливая старость - особо благоприятная форма старения. Как пишет Н. Ф. Шахматов, нередко пожилые люди говорят, что в старости они впервые переживают незнакомые им по прошлой жизни чувства и радости, они впервые испытывают довольство собой и окружающими. Счастливая старость - это удовлетворенность новой жизнью, своей ролью в этой жизни

Позитивный стереотип - в его основе лежат ценность жизненного опыта и мудрости старых людей, потребность в уважении к ним и соответствующей опеке. Негативный стереотип - на старого человека смотрят как на ненужного, лишнего, бесполезного, «нахлебника» , а его опыт расценивают как устаревший и неприменимый в настоящий момент

Л. БРЕЙТСПРААК (REYTSPRAAK L. M. , B 1991) ВЫДЕЛЯЕТ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ТРИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПА РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ: 1) не позволять пожилым людям втягиваться в негативный имидж старения, например, нужно помогать им увидеть и понять, что источник их проблем лежит в ситуации, но не в них самих;

2) требовать от пожилых брать ответственность за свою жизнь там, где это возможно; 3) стимулировать деятельность пожилых людей, которая поддерживает ощущение интеграции и целостности жизни.

Чтобы понять старого и пожилого человека, необходимо увидеть его в контексте всей жизни, включающей в себя все проблемы, успешно или неудачно решенные на более ранних этапах его жизненного пути. Старость каждого человека индивидуальна и неповторима, поэтому и подходы в работе со старыми и пожилыми людьми должны быть строго индивидуальны