Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога. Как помочь ребенку в период адаптации Первый день адаптации в детском саду

Нужен ли ребёнку детский сад? Стоит ли переводить в другой садик своё чадо в тяжёлых случаях? Как помочь ребёнку адаптироваться? Об этом и не только мы и поговорим.

Проблема адаптации

Большая часть детей ревёт перед детским садом. Некоторым легко втянуться, но вечером дома бывают слёзы, других приходится уговаривать пойти, они перед входом в садик капризничают и плачут. Более старшие ребятишки легче и быстрее приспосабливаются к новым условиям.

Причиной детских слёз могут явиться следующие факторы:

  • Страх, связанный с новой обстановкой (дети до 3 лет нуждаются в удвоенной заботе). Ребёнок привык к дому, спокойной атмосфере, рядышком с мамой. А попадая в неизвестное место, с определёнными правилами поведения и режимом дня, ему приходится тяжело, он испытывает стресс. Детский сад прививает дисциплину, которой дома до этого ребёнок не придерживался.
  • Переизбыток эмоций. В детсаду дети получают множество новых положительных и отрицательных впечатлений, они могут утомиться и из-за этого стать нервными, плаксивыми и капризными.
  • Неспособность себя обслужить.
  • Ребёнок психологически не готов. Причины могут быть в индивидуальных особенностях развития. Часто такое бывает от недостатка близости с матерью.
  • Эффект негативного первого впечатления. Оно оказывает влияние на нахождение ребёнка в этом заведении.
  • Отторжение вашего малыша персоналом детского сада. К сожалению, и такое возможно.

Виды адаптации

Процесс адаптации неизбежен в условиях, когда появляется расхождение наших возможностей и требований среды.

Классифицируют три основных способа адаптации:

  • творческий стиль, личность, активными действиями изменяет и приспосабливает среду под себя;
  • конформный стиль, при таком стиле человеку приходиться привыкать и приспосабливаться к среде;
  • стиль избегания, при котором человек старается уйти от решения проблемы, по причине нежелания или неспособности что-то изменить.

Самым эффективным считается творческий стиль, самым неэффективным – стиль избегания.

Также выделяют три уровня тяжести процесса адаптации:

  • Легкая адаптация - поведение приходит в норму в период от 10 до 15 дней; идёт нормированная прибавка веса, ребёнок, как положено, ведёт себя в группе, посещая детский сад, не подвергается заболеваниям; не скандалит, идя с мамой в детсад. Такие детишки заболевают редко, однако адаптация не проходит бесследно, возможны срывы;
  • Адаптация средней тяжести - процесс адаптация проходит до двух месяцев, возможна кратковременная потеря веса, вероятен психический стресс. Ребёнок иногда плачет , но не долго. В большинстве случаев заболевания обходят стороной.
  • Тяжелая адаптация продолжается до полугода; дети частенько болеют, пропадают умения и навыки; организм ослабевает как физически, так и психологически. В это время у детей может ухудшиться аппетит, нарушиться сон и мочеиспускание. У ребёнка резко меняется настроение, он становится капризным. Такой ребёнок не разговаривает в садике и не играет ни с кем. Пускать самотёком данную ситуацию недопустимо, иначе ребёнок может подвергнуться нервным заболеваниям и расстройствам. Если процесс адаптации затягивается на целый год, нужно обратиться к специалистам. Возможно, смена детского сада станет решением проблемы.

Изначально нужно выяснить, что конкретно мешает адаптации вашего чада в детском саду. Очевидную проблему довольно просто разрешить. Но случается, что перед вами оказывается целый комплекс замаскированных проблем, с которыми самим не справиться. В такой ситуации будет правильно попросить помощи профессионального психолога. Нужно понять, какие переживания испытывают дети в процессе адаптации, чтобы нивелировать отрицательные и акцентировать положительные. Из отрицательных эмоций можно выделить страх, гнев и обиду. Из позитивных – радость, удовольствие от новых впечатлений и знакомств, чувство удовлетворения от самостоятельных действий.

Сразу не стоит оставлять ребёнка на целый день в саду, три часа для начала будет достаточно. Обязательным условием является то, что ребёнок должен знать точное время вашего возвращения, чтобы он не чувствовал себя оставленным. Договоритесь, чем малыш будет занят без вас. Прощаться лучше шутя, со смехом. Только не вздумайте расплакаться в порыве чувств перед уходом. Позвольте малышу принести с собой любимую игрушку, таким образом он будет не один.

Также может помочь небольшая уловка: пусть ваше чадо в детский садик отводит бабушка, тётя или другой родственник. В таком случае миг прощания будет переживаться легче.

Несомненно, этот незнакомый для вас период нужно пережить вместе. Расспрашивайте ребёнка обо всём, об интересных играх, новых знакомствах. В трудностях помогайте, за достижения хвалите. Расскажите, как вам было плохо без него. Дети должны ощущать, что их поддерживают и ни в коем случае не оставляют. Подчёркивайте, какой он стал взрослый, самостоятельный, теперь у него появились обязанности куда-то ходить, как у мамы и папы. Перед отбоем дополнительно проговорите хорошие моменты от посещения садика, договоритесь завтра их снова повторить. Чтобы было легко разбудить ребёнка в садик, лучше уложить отдыхать его пораньше.

Частые ошибки родителей

Одна из распространенных ошибок – обычное отсутствие желания осознавать проблему или неподготовленность к тому, что реакцией ребёнка может быть негатив. Родители могут подумать, что это просто капризы ребёнка, способ привлечь внимание. «Я же ходил – и всё хорошо», - так рассуждают многие, не помня, что сначала тоже подвергались стрессу. Мамы и папы оказываются неготовыми к тому, что ребёнок не слушается, не ест, не спит. От этого частыми бывают ошибки в виде наказания или брани, что только ухудшает положение.

Ещё одна распространённая ошибка - уменьшение внимания родителей, безучастность к делам ребёнка, думая, что в детском саду и так всё нормально, полагаясь на воспитателей. У ребёнка могжет появиться ощущение, что он никому не нужен и брошен. В такой ситуации ребёнок остаётся один на один со стрессом, что может вызвать неоправданную агрессию в попытке постоять за себя, а может наоборот, ребёнок замкнётся, отрешится и станет нервозным.

Как я и говорил, расставание должно проходить с юмором и весело. Иногда мамы пытаются уйти, когда малыш чем-то занят. Закончив свои дела, малыш понимает, что мама ушла, а когда она вернётся, ему неизвестно. Это обстоятельство его сильно пугает, ребёнок думает, что он может хоть когда быть брошен один, а это способно спровоцировать сильную психологическую травму.

Не стоит обещать награду за одно только посещение садика. Далее это может привести к шантажу со стороны ребёнка. Но за отличные поступки в саду или за что-то конкретное рекомендуется хвалить. Также не стоит высказывать своё недовольство о детском саде или воспитателях в присутствии ребёнка - малыш может почувствовать, что садик не такое хорошее место и что там ему может быть плохо.

Запрещается стремительная перемена среды малыша. Адаптация должна быть плавной и обдуманной. Недопустима быстрая смена режима дня и привычек малыша. Все эти обстоятельства могут вызвать те или иные психические нарушения.

Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду

Со скольки лет лучше отдавать в садик?

Мнения специалистов по поводу того, когда всё же лучше отдавать ребёнка в садик сходятся - в три или даже в четыре года. После трёх лет у ребёнка появляется желание активно взаимодействовать с другими детьми. К тому же после трёх лет дети обычно уже начинают лучше говорить, могут учиться договариваться и общаться между собой. Также они уже способны поведать вам о том, как провели свой день, что их огорчало или радовало.

Конечно, у всех людей разные возможности, и не все могут так долго находиться в декрете. Альтернативным вариантом является группа кратковременного пребывания или младшая группа. Такие группы есть почти во всех садах.

Что должен уметь ребенок при поступлении в детский сад?

В первую очередь, малыш, отправляющийся с садик, должен быть способен себя обслужить: уметь себя одеть, уметь кушать, ходить на горшок, умываться и вытираться. Само собой, взрослая воспитательница поможет застегнуть пуговицы и завязать шнурки, но не нужно думать, что она будет всегда одевать и кормить с ложечки всех пятнадцать карапузов! Такая задача просто не посильна для воспитательницы.

Нужно подчеркнуть, что 2 года - наиболее благоприятный период, чтобы обучать быть самостоятельным. Необходимо вести занятия с 2-3 лет. Психическое развитие ребёнка в этот период способствует этому. Не зря же говорят, что третий год развития у малыша называется «сам могу!». В это время ребёнка даже не надо просить что-то сделать самому - он только этого и хочет сам, упрямо и бесстрашно настаивая на своём праве сделать дело самостоятельно и получить превеликое удовлетворение от полученного результата.

Зачастую мамам и папам такого ребёнка стоит следить за тем, чтобы самим не помешать его самостоятельности. Наверное, это самое главное в данном процессе! В возрасте трёх лет ребенок становится самостоятельным: ест и пьёт, умывается и чистит зубы, одевается и раздевается, вовремя ходит на горшок. Сейчас он легко убирает игрушки, вытирает тряпкой стол, осторожно складывает одежду.

Вы с трудом верите в это? Но это факт, и более этого: чтобы достичь подобного успеха, вам не нужно прилагать каких-то неимоверных усилий, только одно - не мешайте! Не одёргивайте его за ручки, не следите за каждым его шагом, даже не пробуйте выполнить что-то за него, хотя вам и кажется, что он ещё слишком мал.

Конечно, в жизни это не так уж и легко сделать. Не сразу у него всё станет получаться идеально, будет много проб и ошибок. Самое главное - это терпение. Не каждая мама способна терпеливо наблюдать за многочисленными попытками своего дитя. Но это того стоит, ваше терпение и внимание вам вернутся сполна.

В этой статье:

У родителей нет возможности приглядывать за подрастающим ребёнком до его совершеннолетия. Ведь кроме заботы о малыше у родителей есть иные обязанности в социуме и желание самореализации, также им регулярно необходим отдых от всех проблем. Поэтому для деток, достигших определённого возраста, предусмотрены детские ясли (для малышей 1-3 лет) и детские сады (для деток 3-6 лет).

Если у малыша есть бабушки и дедушки – это решает многие проблемы родителей и ребёнка. В этом случае за ребёнком всегда есть присмотр, ему обеспечено нормальное питание, а вопрос о том, отдавать его в детский сад или нет, может вообще не рассматриваться. Бабушки обычно охотно берут на себя роль воспитателя и готовы заменить ребёнку маму, пока она находится на работе. Однако не всякая бабушка готова на такое самопожертвование, да и не всегда есть такая возможность.

Зачем нам нужен детский сад?

Не всем деткам везёт вырасти, минуя детский садик, потому что не в каждой семье есть бабушка, готовая заниматься воспитанием внуков и подготовкой их к школе. Но появление ребёнка в семье не означает, что жизнь родителей должна останавливаться и зацикливаться исключительно на его воспитании. Поэтому в определенный момент малышу подыскивают подходящий детский сад и начинают готовить его к тому, что скоро в его жизни произойдут изменения. Адаптация к новым условиям важна для здоровья малыша и спокойствия родителей.

Родители определяют малышей в детские дошкольные учреждения по двум причинам, которые крайне важны.

  1. Родителям необходимо свободное время для того, чтобы иметь возможность учиться, ходить на работу или заниматься домашним хозяйством.
  2. Ребёнку нужно приобретать личный жизненный опыт и адаптироваться к жизни в социуме. Он должен научиться понимать многие вещи. Например, ему необходимо знать, что:
  • рядом живут такие же люди, как и он, с такими же желаниями, правами и обязанностями;
  • люди должны уметь находить общий язык между собой и договариваться;
  • следует считаться с чужим мнением и уметь отстаивать свою точку зрения;
  • никто не будет ничего делать в этой жизни за него – он должен всему научиться сам;
  • родители не всегда будут рядом – свои проблемы нужно научиться решать, так как жаловаться будет некому;
  • коллектив – это большая семья, построенная на взаимном уважении и терпении, в которой определены обязанности для каждого и оговорены конкретные правила;
  • за свои поступки человек всегда отвечает сам и т.д.

Сложно найти хороший детский садик, ещё сложнее – устроить туда своего ребёнка. и очень трудной задачей для родителей будет привести и оставить малыша в детском саду, особенно когда он не готов к этому шагу и протестует. Родители должны понимать, что даже подготовленному к детсаду малышу необходимо адаптироваться
к новым условиям пребывания, к людям, которые появятся в его жизни.

Большую ошибку совершают родители, которые считают, что ребенок должен самостоятельно справиться с этой проблемой. Мотивируя свою точку зрения тем, что так малыш станет только сильнее духом, решительнее и смелее, они забывают, что психика ребёнка очень ранима. Если у него не хватит силы духа, чтобы побороть свои страхи и адаптироваться к новой среде пребывания, его психике может быть нанесён серьёзный урон. Сложная адаптация и негативный опыт непременно скажутся на его взрослой жизни.

Почему малыш не любит детский сад?

Если ребёнок протестует против посещения детского сада, постарайтесь не приказывать ему, не ругать и не запугивать малыша, а разобраться в причинах его протеста. Попытайтесь поговорить с ним откровенно, как с взрослым человеком, чтобы помочь ему разобраться в его проблеме и найти выход из сложившихся обстоятельств. Дайте
ему понять, что он уже не маленький, а вы – его семья, в которой всё должно решаться сообща.

С практической стороны, детский садик – это место, где малыш быстрее научиться самостоятельности, режиму дня и дисциплине. Он овладеет новыми навыками общения, поймёт, что нужно убирать за собой и уметь быстро раздеваться/одеваться. В детском саду его ждут интересные игры, развивающие занятия и веселые праздники. У него появятся новые друзья и интересы, а значит, своя личная жизнь. Наряду с этими позитивными моментами, в первые дни посещения детсада у ребёнка могут возникать и негативные эмоции.

Что лежит в основе стресса и кризиса при адаптации?

Психологи полагают, что уровень стресса малыша, впервые посещающего детский садик, сопоставим с тем стрессом, который испытывает космонавт, отправляясь в космический полёт. Когда ребенок переступает в первый раз порог дошкольного учреждения, его организм в ближайшие дни начинает переживать многоуровневый кризис, где основу каждого уровня составляют конкретные факторы. В таблице ниже можно увидеть, какие факторы и на каком уровне отвечают за адаптацию ребёнка к новым условиям пребывания:

При всём этом у ребёнка есть ещё и главная задача – научиться оставаться на некоторое время без мамы и самостоятельно решать свои текущие проблемы. Он должен сам себя утешать, когда ему грустно или скучно, и защищаться, когда кто-либо из детей проявляет к нему агрессию.

Основная задача есть и у родителей – она включает несколько подпунктов:

  • Подготовить ребёнка (на биологическом, физическом, психологическом и эмоциональном уровне) к пребыванию в детском саду.
  • Научиться отпускать его «без слёз».
  • Понимать, что малышу ничего не грозит, чтобы иметь возможность сосредоточиться на учёбе, работе или любой другой жизненной проблеме.

Сколько времени занимает адаптация?

Малыши растут в разных семьях и условиях, обладают разными характерами, а потому и период адаптации к детсаду у каждого проходит по-разному. Специалисты выделяют средний адаптационный период для большинства малышей. Он составляет 1,5-2 месяца. В первые дни посещения детского сада даже неподготовленный ребенок, если у него отсутствует страх перед новыми событиями, с интересом воспринимает всё,
что происходит вокруг. Он присматривается, пытается понять ситуацию, лучше узнать людей, которые его окружают.

Спустя 2-3 недели малыш может начинать капризничать, отказываясь идти в садик и мотивируя свой отказ самыми нелепыми причинами. Если при этом ваш ребенок начинает болеть, значит, он пребывает в стрессовой ситуации, а его адаптация к детсаду принимает затяжную форму. Его организм, измученный переживаниями, страхами, свойственными детсадам сквозняками и вирусными заболеваниями, слишком ослаблен, он нуждается в хорошем лечении и отдыхе.

Признаки стресса у малыша

В семьях, где детям уделяют достаточно внимания, родителям несложно будет заметить, насколько малыш изменился после определения в детский сад. Но бывает, что родители вовремя не заметили перемен в ребёнке или что он скрывает свои переживания – в этом случае ориентируйтесь на следующие изменения в его поведении и характере.


Всё это свидетельствует о том, что ваш ребёнок переживает стресс. Его страхи и нежелание посещать детский сад в первые несколько недель вполне объяснимы и считаются нормой. Они являются своего рода свидетельством того, что ребенок адаптируется в новом коллективе и процесс этот протекает естественно.

Опасение может вызывать затянувшаяся адаптация, когда по истечении первого, второго и последующих месяцев малыш всё так же протестует, капризничает, болеет и не желает ходить в детсад. Вероятно, что он испытывает там некий психологический дискомфорт – чтобы выявить его причину, родителям необходимо быть внимательнее к малышу или обратиться к психологу за помощью. Что же может причинять ребёнку неудобства и вызывать такой дискомфорт, что он начинает протестовать против садика? На это существует несколько причин – ниже описаны основные из них.

Ребенка пугает отсутствие мамы

С мамой малыш всегда как за каменной стеной. Что бы ни произошло, он знает, что мама всегда рядом и поможет ему в любой ситуации. В садике же он целый день вынужден быть без мамы, –эта ситуация его пугает больше всего. А ещё ему не даёт покоя мысль, что мама может уйти и не вернуться за ним. Если с ним
поговорить и объяснить, для чего нужны садики, почему ему необходимо ходить туда и что будет делать мама в это время, малыш немного успокоится.

Безотказно действует такой трюк: напомните ему об игрушке, о которой он мечтает, и объясните, что вам необходимо ходить на работу, зарабатывать деньги, чтобы можно было купить ему эту игрушку, а также еду для семьи и т.д.

Ему не нравится окружающая обстановка

Малыш пошел в детсад, но с трудом приспосабливается к новым условиям. Отсутствие привычной домашней обстановки выбивает его из психологического и эмоционального равновесия. Раздражителем для него может стать любая мелочь, на которую он бы даже не обратил внимания, если бы был постарше. К примеру, в садике ему может не понравиться постельное бельё, одеяло, тарелки и ложки, горшок, игрушки или то, что окна в группе выходят не на улицу, а во внутренний дворик детсада.

Ему не нравится распорядок дня в детском саду

Дома малыш привык к вольному режиму – ложиться спать, просыпаться, кушать и играть, когда ему захочется. А в садике есть строгий распорядок дня, которого должны придерживаться все дети. Естественно, что раннее пробуждение будет
вызывать у него протест, как и еда, прогулка, дневной сон «по звонку». Он не понимает, почему ему нужно идти на прогулку, если он хочет играть с игрушкой или рисовать.

Психологи рекомендуют начинать подготовку малыша к детсаду за месяц до поступления, установив режим, аналогичный тому, что ожидает его в детском дошкольном учреждении. Обычно этого времени вполне достаточно, чтобы малыш полностью и безболезненно перешёл на новый режим. Это несложный шаг, но очень эффективный – он поможет малышу легче адаптироваться и уменьшит ваши проблемы.

Он считает, что его права ущемлены

Дома малыш привык делать все тогда и так, как хочется ему. Если дома ребенок может изменить для себя режим дня, то в садике этого сделать нельзя. Кроме того, здесь нужно добавить и об ущемлённом эго малыша. Если дома он является «центром вселенной», то в садике он всего лишь один из многих. Это положение не приносит ему каких-либо привилегий и бонусов, что и вызывает в нём досаду и внутренний протест. Задача родителей – объяснить малышу, что, например, мама находится в таком же положении у себя на работе. Если дома она – «мама», важнейший человек, то на работе она просто подчиненная или коллега, а в магазине и транспорте – обычная женщина.

Его пугает окружение

Привыкший к лицам близких людей, малыш тяжело переносит знакомство с новыми детками и персоналом детсада. Рядом с ним оказывается много новых лиц, но нет никого из родных и любимых людей. Эта ситуация ребёнка пугает, он теряется, не знает, кто они, кому можно доверять, а кого опасаться. Со временем ваш малыш будет знать каждого ребёнка в детском саду и каждого человека из обслуживающего персонала.

Чтобы он легче перенёс расставание, нужно найти ему человека «вместо мамы»
и лично его с ним познакомить. Обычно в этой роли выступает воспитательница группы. Подведите ребёнка к ней, познакомьте их и объясните малышу, что в садике этот человек будет заменять ему маму. Любые вопросы, которые будут его волновать, он может решить с воспитателем, а в случае необходимости воспитатель может связаться с мамой. После этого дети, как правило, успокаиваются и стараются держаться ближе к воспитателю.

Ещё быстрее эту проблему можно решить, если до поступления в детсад договориться с администрацией, чтобы приводить своего малыша во время прогулки группы. Так он заранее познакомится с детьми и привыкнет к своему будущему воспитателю.

Неизвестность и отсутствие стабильности

Нестабильность и неизвестность способна выбить из равновесия даже взрослого человека – что говорить о ребёнке с его несформированной психикой? Узнайте у воспитателя распорядок дня на каждый день в течение всей недели и ежедневно рассказывайте малышу, чем он завтра будет заниматься в садике. Опишите ему, как пройдёт его день, какие интересные игры и занятия его ждут. Заранее осведомлённый, малыш не будет бояться идти в детский сад и не будет выглядеть там растерянным. Вечером, перед ночным сном, поговорите с ним о том, как прошёл его день, и расскажите, какие события его ожидают завтра.

Причины, вызывающие страх у ребёнка

Родителям, которые внимательны к ребенку, несложно будет увидеть изменения в поведении, характере или психике малыша. Если он обделён вниманием в семье, адаптация к детсаду для него
будет проходить сложно. Ему придётся самостоятельно переживать этот трудный период со всеми вытекающими негативными последствиями.

Самый большой страх маленького ребёнка – это внезапно потерять маму и остаться одному. Поэтому, когда мама оставляет его в детском саду и уходит, страх малыша приобретает, пусть и временно, реальные черты. В момент расставания он испытывает сильнейший стресс, опасаясь, что за ним больше не придут и он останется один. Ему кажется, что его предали, променяли на «какую-то» работу или учёбу. Совсем недавно он был самым главным в жизни мамы, а теперь его как будто отодвинули на второй план. В детском саду он не чувствует себя кому-нибудь нужным, до него никому нет никакого дела.

На фоне этих страхов малыш может по-разному реагировать на расставание. Психологи выделяют три основных типа реакции у детей:

Тип Проявление Характеристика
1 Ребенок громко кричит, привлекая внимание посторонних. Он сильно плачет, крепко держится своими маленькими ручками за маму, а после её ухода не может успокоиться. В группе он не играет с другими детьми, отказывается от еды, не засыпает во время дневного сна, не идёт на диалог с воспитателем. Малыш насторожен и беспокоен, каждую минуту ожидает чуда – что мама вот-вот вернётся за ним. Это реакция на катастрофу в жизни: мир для него рухнул, когда ушла мама.
2 Малыш не испытывает огорчения в момент расставания, он не плачет, а с обречённым видом уходит в группу, не махнув маме ручкой. В группе он играет с некоторыми детьми, но чаще предпочитает сидеть одиноко в сторонке с какой-нибудь игрушкой в руках. Мало смеётся, не умеет радоваться, всё время насторожен и насуплен. Данная реакция не считается нормальной и свидетельствует о потере эмоциональной связи между ребёнком и матерью.
3 Ребенок плачет при расставании, но быстро успокаивается, кивает головкой, обещая «быть умничкой», и уходит в группу, оглядываясь и маша маме ручкой. Ему грустно расставаться с мамой, но он не боится, потому что знает: мама за ним обязательно вернётся. Он хорошо кушает, активен в играх, быстро засыпает во время дневного сна и хорошо спит. Малыш контактен, охотно общается с детками, воспитателем и остальным персоналом детсада. У малыша есть определённая база доверия к миру, есть прочная эмоциональная связь с мамой и необходимые внутренние ресурсы, чтобы самостоятельно справляться с переживаниями.

Причиной возникновения реакции 1 и 2 типа часто оказываются сами родители, непроизвольно сформировавшие у малыша негативное мнение относительно детсада. Детские психологи разделяют детей дошкольного возраста по трём группам адаптационного периода, учитывая особенности его течения для каждой группы.

Группа Особенности течения адаптационного периода Характеристика группы
I Тяжёлая адаптация.

Ребенок быстро слабеет, утомляется и с первых дней пребывания в детском саду начинает болеть. Его болезни сложно связать с сезонностью. Малыш плаксив, капризен, плохо спит и ест, с игрушками играет мало.

Часто у таких детей психологи отмечают те или иные виды нервно-психических расстройств.
II Адаптация среднего уровня.

Ребенок начинает болеть сезонными вирусными и инфекционными заболеваниями. Развитие нормальное. Если не болеет, то с аппетитом ест, спокойно спит и активно играет с игрушками.

Наличия нервно-психических расстройств не отмечается.
III Адаптация в норме.
Дети активны, контактны, спокойно приходят утром в садик, играют со сверстниками, хорошо кушают и спокойно спят.
Уравновешенная психика, позитивный эмоциональный фон, гармоничное развитие.

В череде факторов, способных спровоцировать у ребенка проблемы в адаптационный период, психологи и педиатры отмечают ранний возраст, настаивая на том, чтобы родители не отдавали детей в детсад ранее трёх лет. В противном случае им необходимо быть готовыми к тому, что малыш тяжело перенесёт адаптацию к детскому саду, его иммунная система ослабнет, он станет чаще болеть. Лёгкой и быстрой адаптация для него и для вас не будет.

Противопоказания к посещению детского сада

В этом разделе мы не будем учитывать тяжёлые заболевания, врождённую патологию или инвалидность ребёнка, которые являются прямыми противопоказаниями к посещению детского дошкольного учреждения. Мы поговорим о тех противопоказаниях, которые могут быть и у визуально здоровых, нормально развитых детей.

Если ребенок очень долго протестует против посещения детского сада, при этом с каждым днём его психоэмоциональное состояние и самочувствие ухудшаются, лучше и далее воспитывать его дома. Есть дети, нуждающиеся в индивидуальном воспитании, даже если прямых противопоказаний к детсаду у них нет.
Если родители не будут учитывать этот факт, вскоре они могут столкнуться с куда более серьёзными проблемами, такими как:

  • затянувшееся течение адаптационного периода;
  • изменения со стороны психики ребёнка в худшую сторону;
  • нервный стресс, который может сопровождаться энурезом и ночными кошмарами, страхами;
  • ослабление организма и повышенную заболеваемость;
  • плохой аппетит и апатию;
  • некоммуникабельность и отсутствие желания общаться со сверстниками;
  • боязнь чужих людей и другие фобии.

В случае, когда малыша крайне необходимо определить в детский сад, а при посещении садика процесс адаптации у него протекает тяжело, родителям рекомендуется обратиться за помощью к психологу.

Подготовка ребёнка к детсаду

В этом разделе мы поговорим о том, что должны знать родители перед тем, как определять ребёнка в детский садик, и как правильно подготовить малыша к этому событию. Вам необходимо будет решить несколько важных вопросов, касающихся:

  • места расположения и режима функционирования детского садика;
  • пригодности вашего ребёнка к детсаду по состоянию здоровья;
  • общего уровня развития и подготовки малыша к детсаду.

Как найти подходящий детский сад?

В поисках детсада ориентируйтесь на его близость к дому: чем ближе, тем лучше. Во-первых, вам не нужно будет рано вставать, ехать несколькими видами транспорта, чтобы малыш вовремя пришёл в садик и не опоздал на завтрак. Раннее пробуждение всегда вызывает недовольство ребёнка, а близость детсада к дому позволит ему немного больше поспать. Забирая его из детсада, вам также после тяжёлого рабочего дня захочется быстрее оказаться дома. Долгая дорога утомительна для него с утра, а для вас – вечером.

Важным моментом является режим работы детсада. Одни садики открываются раньше, другие на полчаса позже, но дневной график у них почти ничем не отличается.

Важно, чтобы родители точно знали режим работы детского сада, в который намерены отдать своего ребёнка, а также распорядок дня для малышей. Постарайтесь дома придерживаться такого же распорядка дня, чтобы посмотреть, насколько ваш ребёнок готов к изменениям в его жизненном графике. Когда он будет посещать детский сад, этот навык поможет ему легче пройти адаптационный период.

Пригоден ли ребёнок физически к детскому саду?

Сегодня невозможно устроить ребёнка в детсад без медицинского заключения о том, что он здоров. Обычно детей, страдающих врождённым или другим серьёзным заболеванием, родители в детский садик не отдают.

На практике также часто случается, что во время медицинской комиссии у малыша обнаруживается какое-нибудь заболевание, которое протекало скрыто и не выдавало себя симптомами. Если болезнь легко лечится, малыш получает курс лечения,
после чего повторно проходит медкомиссию – если он здоров, ему открыт путь в детсад.

Кроме особенностей физиологического характера или физических недостатков, могут обнаруживаться отклонения в психике малыша. В этом случае родителям следует обратиться к психологу. Возможно, несколько занятий с детским психологом решат проблему, и ребёнка можно будет отвести в детский сад.

Закаливание ребёнка в раннем возрасте играет важную роль в его жизни, поскольку у таких деток выработан хороший иммунитет – они здоровые и активные, легко адаптируются к условиям детского сада.

Малыш должен быть самостоятельным

Отдавая ребёнка в детский сад, убедитесь, что он готов к нему не только с точки зрения здоровья, но и на бытовом уровне. Если малыш пошел в детсад, он должен уметь самостоятельно кушать ложкой, одеваться и раздеваться после игры, и
мыть руки,складывать игрушки, умываться ходить на горшок. Он также должен уметь хорошо разговаривать – разборчиво и членораздельно.

На этапе подготовки к детсаду ребенка не следует дома кормить с ложечки. Во время семейного обеда позвольте ему кушать самостоятельно. Конечно, с непривычки он будет протестовать, раскидывать и размазывать еду по столу, пачкаться сам и измазывать кашей окружающих его людей. Поймите, что всё это временно – раз за разом его навык будет совершенствоваться, и вскоре он научиться кушать быстро и аккуратно.

Воспитательный процесс у детей лучше проходит на примерах – обратите его внимание на то, как ведёт себя за столом, например, папа, сестра или бабушка. Малыш будет смотреть на них, и стараться повторять все их движения. Дети любят похвалу и всегда стараются её получить. Если он будет плохо кушать и не успевать за другими детьми, то будет недоедать, начнёт худеть и болеть вследствие ослабления организма и понижения иммунитета.

В садике воспитательница в группе одна – докормить одного-двух малышей она ещё успеет, но кормить из ложечки каждого ребёнка она физически не в состоянии.

Крайне важно отучить малыша от памперсов и научить проситься на горшок. Ведь в садике никто не будет ему менять памперсы, и максимум, на что можно рассчитывать – это что вашего ребёнка вовремя высадят на горшок. В любом случае, смену белья для малыша – маечку, запасные трусики и
колготки – вам всё равно нужно будет принести в садик.

Научите малыша самостоятельно одеваться на прогулку, переодеваться перед сном. Пусть сначала у него это будет получаться плохо, но опыт приходит на практике – не забывайте об этом. Чтобы ребёнку было легче одеваться, не выбирайте для него сложную и узкую одежду. Старайтесь, чтобы на ней не было пряжек, змеек и прочих застёжек, с которыми ребёнку сложно справиться самостоятельно.

Запомните, что одежда, изготовленная из синтетических материалов, не согревает малыша в холодную пору года, а в тёплый и жаркий сезон не способствует нормальному теплообмену и терморегуляции. Выбирайте для своего ребёнка одежду, изготовленную из натуральных материалов: хлопка, шерсти, льна и т.д.

Уделяйте особое внимание закаливанию. Утренняя гимнастика, воздушные и водные процедуры, соблюдение режима дня, сна и питания – залог здоровья вашего ребёнка.

Утром, перед тем, как вести малыша в детсад, покормите его завтраком. Обычно дети в первые дни отказываются завтракать в саду.

В обед, проголодавшись и глядя на других малышей, которые охотно едят, ваш ребёнок тоже возьмётся за ложку.


Водить в детсад ребёнка или нет – индивидуальное дело каждой семьи. Если же вы на семейном совете решили, что ему пора идти в садик, убедитесь, что ваш малыш здоров, достаточно хорошо развит и самостоятелен.

В случае, когда у него есть противопоказания к посещению детсада, обратитесь к своему участковому педиатру или психологу.
Если проблема решаема, ваш малыш скоро будет в норме и его можно будет отвести в сад. Если же врачи решат, что ребёнку противопоказано посещение детского дошкольного учреждения, вам придётся найти возможность для его дальнейшего воспитания в домашних условиях.

Остались считаные дни до первого появления вашего ребенка в детском саду. Освоили ли вы с ним процедуру расставания, чтобы утро не омрачалось слезами? Перешли на режим дня , чтобы малышу было проще адаптироваться к новым условиям? Вот еще несколько советов о том, как облегчить ребенку адаптацию к детскому саду.

Самое трудное — расставание по утрам?

Первый день в садике — настоящее испытание и для ребенка, и для родителей. Что делать? Вселять уверенность в себе! Чем лучше ребенок окажется подготовленным к саду, чем меньше он будет переживать и беспокоиться по этому поводу, тем меньше он будет чувствовать себя потерянным и брошенным в новой для него обстановке.

Даже если вы хорошо подготовили малыша, может случиться, что он вцепится в вас, когда вы попытаетесь оставить его в группе. Вам станет его жалко, и, подобно многим родителям, вы испытаете неуверенность. Правы ли вы, решив, что ребенок должен ходить в детский сад?

Однако такое поведение ребенка не обязательно говорит, что ему будет плохо в детском саду, — для слез может быть множество причин.

«Каждый день одна и та же история, — рассказывает одна мама. — Тибо встает и начинает постепенно собираться. У него довольный вид, и он ничего не имеет против садика. Дорога тоже проходит вполне нормально.

Однако чем ближе к саду мы подходим, тем больше он напрягается. Стоит переступить порог, Тибо хватается за меня и начинает рыдать».

Это не значит, что Тибо плохо в садике, просто расставание с мамой дается ему непросто. Как справиться с подобной ситуацией?

Комментировать статью "Первые дни в детском саду: как наладить жизнь ребенка"

Первые дни в саду как раз не так страшно, ребенок еще много чего не знает и не понимает. А вот через несколько дней он начинает понимать что дома лучше чем в саду. Тогда и нужно везти активно разговоры с ребенком. Мы говорим сыну что идем на работу, и ты должен работать как и все. Твоя работа ходить в детский сад. Кстати срабатывает, ребенок с большей охотой ходит в сад, зная что он заработает деньги и мама с папой его поведут кататься на машинках, на выходные.

01.11.2015 15:03:14,

Всего 1 сообщение .

Еще по теме "Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду?":

Расскажите, пожалуйста, а как у вас происходит/происходила адаптация к детскому саду? запихиваете в группу и пусть там орет? или сидите с ребенком в раздевалке, ждете пока привыкнет и сам зайдет? Моя в группу не заходит, зато с удовольствием гуляет с детьми на площадке. Пробовали запихнуть в группу, только хуже получается.

Не хочет сын в свои 3г в садик ходить, плакать еще дома начинает когда собираемся.Пробовали и гулять вместе и в группе сидеть, одного оставляли на 1-1,5 ч. Ходим так с 20 июля и пока не каких улучшений. Что не так или не детсадовский ребенок?

Первые дни в детском саду: как наладить жизнь ребенка. Первый день в садике - настоящее испытание и для ребенка, и Раздел: Няни, детсады (первый день в саду на 2 часа). Про первые дни в саду " приводить на 2 часа ". Хочу спросить- это сейчас повсеместно...

Что делать?. Отношения с другими детьми. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. Первые дни в детском саду: как наладить жизнь ребенка.

Мы ходим в сад вторую неделю. Первая прошла на "ура", а теперь поднадоело Тимоше, по утрам ноет, плачет, хотя потом говорит, что завтра снова пойдет. Пока забираю после обеда. Воспитательница сказала, в среду оставить на сон... Не очень быстро? С учетом того, что слезы еще только начались?

подскажите, пожалуйста, кто прошел или проходит период адаптации к детскому саду. У кого-то есть похожая реакция на сад: ходим неделю, ребенку 2,5 года. Стал плакать во сне, и часто после просыпания минут по 30 невозможно успокоить, рыдает. не подпускает, слезы/сопли вытирать не дает, еще больше заводиться.

Как адаптировать ребенка к детскому саду? Всем известно, что первые дни в детском саду - тяжелое испытание для ребенка и его родителей. Хотелось бы узнать: 1.У кого как дети адаптировались (как скоро и сам процесс) ? Первые дни в детском саду: как наладить жизнь...

Первые дни в детском саду: как наладить жизнь ребенка. Раздел: Психолого-педагогические аспекты (как правельно прощаться с ребенком в детском саду). На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ...

Дочка (3,5) с удовольствием ходит в садик. Всегда с песнями и вприпрыжку. Сама говорит, что очень нравится, ни разу не плакала при расставании со мной, хотя очень домашний ребенок. Забираю после полдника в 16ч. Естественно не сразу, а постепенно к этому пришли. Так вот в саду она перевозбуждается, а последние 3 ночи вообще невыносимые были: посередине ночи она дико кричит ААААААААААААААА. Причем во сне, похоже, т.к. не плачет потом и ничего не говорит.

Слабительное для детей. Ребенку ходить по-большому: как наладить стул. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых Первые дни в детском саду: как наладить жизнь ребенка.

Первые дни в детском саду: как наладить жизнь ребенка. Еще хорошо бы, если есть такая возможность, пообщаться с кем-то из деток вне детского сада, тогда, возможно, и в саду они будут играть вместе. В такой ситуации необходимо обучить маму и ребенка правильному...

Пошли в сад в 3-й раз 1-го сентября. На сегодняшний день были в садике 2 недели. Схема все та же: 5 (уже не 4!) дней в саду - ... Сопли - ларингит/трахеит/отит. Круп чуть было не случился, но я уже опытная мамаша, предотвращаю. Раньше в садик шла со слезами, сейчас ей нравится. Уйти из сада я решу только по очень серьезным причинам, т.к. считаю садик необходимым для дочкиного развития.

Моей дочке 2 года и 4 месяца. Уже месяц дочка ходит в ясельки. Однако каждое утро как мы приходим в детский са, ее во время раздевания начинает рвать!!! По словам воспитателей потом дочка довольно быстро успокаивается, кушает, играет... Когда я ее спрашиваю, она говорит мне что в садике весело, что она еще туда пойдет. Скажите как нам справиться с этой рвотой, не повредит ли такая реакция психическому и физическому здоровью???

Попечительский совет в детском саду. Детский сад. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от Первые дни в детском саду: как наладить жизнь ребенка.

До детского сада сын болел ОРЗ 1 раз. Ему сейчас 2 года и 3мес. Первая неделя в саду закончилась зелеными соплями и кашлем. Посоветуйте Ваши методы профилактики простудных заболеваний. Спасибо.

1.У кого как дети адаптировались (как скоро и сам процесс) ? 2. Чем можно помочь ребенку в этот период? 3. Чем помочь себе, что бы не рвалась душа?

Не волнуйтесь, дети адабтируютсяпросто замечательно, и другой язык - это им совсем не барьер. Мы когда приехали в Австралию, дочке было 5 лет и через 5 месяцев надо Адаптация ребенка к детскому саду. Как помочь ребенку адаптироваться в новой социальной среде?

Первые дни в детском саду: как наладить жизнь ребенка. Первый день в садике - настоящее испытание и для ребенка, и Детсад. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых...

Первый день в яслях.. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и Первые дни в детском саду: как наладить жизнь ребенка. « Каждый день одна и та же история, - рассказывает одна мама.

Девушки, кто может посоветовать, как без серьезных последствий (в смысле психики ребенка) перевести в другой садик. Мы уже сходили в новый, посмотрели группу, познакомились с воспитательницей, на детей посмотрели. С понедельника уже туда пойдем. В прежний садик ходил без проблем.

Адаптация - это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае - это привыкание малыша к детскому саду Возраст ребенка 2 -2, 5 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит очень болезненно. Надо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.

РАЗЛИЧАЮТ ЧЕТЫРЕ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ АДАПТАЦИИ: Легкая адаптация: к 20 -му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений. Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются через 1 -2 месяца пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился. Тяжелая адаптация: характеризуется значительной длительностью (от двух до шести месяцев) и тяжестью всех проявлений. Сверхтяжелая адаптация: около полгода и более. Встает вопрос: стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок. ● ●

ТРИ ФАЗЫ АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц). Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три-пять месяцев). Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, начинают вести себя спокойнее. ● ●

АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД У ДЕТЕЙ МОЖЕТ СОПРОВОЖДАТЬСЯ РАЗЛИЧНЫМИ НЕГАТИВНЫМИ СДВИГАМИ В физиологическом и психологическом плане: повышение температуры и давления; уменьшение веса, временная остановка роста; снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний; увеличение нервозности; ухудшение сна; падение уровня речевой активности, сокращение словарного запаса; временно останавливается умственное развитие, может произойти своеобразный возврат в более ранний возраст. ● ● ● ● В поведенческом плане: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень (своеобразный протест, желание обратить на себя внимание).

ВЫДЕЛЯЮТ ДВА ОСНОВНЫХ КРИТЕРИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ: - ВНУТРЕННИЙ КОМФОРТ - ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ, - ВНЕШНЯЯ АДЕКВАТНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ - СПОСОБНОСТЬ ЛЕГКО И ТОЧНО ВЫПОЛНЯТЬ ТРЕБОВАНИЯ СРЕДЫ. Цель работы педагогов и специалистов в процессе адаптации детей к дошкольному учреждению: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи. Не стоит рассматривать адаптацию как односторонний процесс, то есть привыкание малыша к детскому саду. Целесообразнее учитывать 3 стороны: родители, -воспитатели, - дети, так как адаптируется каждая из этих сторон. ● ● ●

УСПЕШНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТАКЖЕ ПОДРАЗУМЕВАЕТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЕЕ ЭТАПОВ Первый этап - это прогноз адаптации. Второй этап - взаимодействие педагога-психолога, воспитателей групп раннего возраста и родителей детей. Третий этап - начало посещения ребенком дошкольного учреждения в соответствии с алгоритмом постепенного вхождения в детский сад. Четвертый этап - проведение занятий по адаптации с детским коллективом. Такое вхождение в детский сад дает положительный эффект: дети легче привыкают к новой обстановке, меньше болеют, возникает контакт с родителями и педагогами, уменьшается число конфликтов и взаимных претензий между ними.

ПРОГНОЗ АДАПТАЦИИ -ПОМОГАЕТ ОПРЕДЕЛИТЬ СТЕПЕНЬ ТЯЖЕСТИ АДАПТАЦИИ МАЛЫША И СОРИЕНТИРОВАТЬ ВЗРОСЛЫХ НА ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. Определяются такие параметры, определяющие успешность адаптации, как: общий эмоциональный фон малыша, ● взаимоотношения с незнакомым взрослым, ● уровень развития предметной деятельности. ● Выявляются умения и навыки ребенка, облегчающие адаптационный период, через анкетирование родителей.

АЛГОРИТМ ПОСТЕПЕННОГО ВХОЖДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Для малыша менее болезненное расставание с мамой - это постепенная разлука. Учитывая особенности этого периода: страх новизны, обостренную чувствительность к разлуке с мамой, страх перед замкнутым помещением, был составлен алгоритм, по которому дети шаг за шагом привыкают оставаться на весь день без родителей. 1 -й шаг - приход ребенка вместе с родителями только на прогулку; 2 -й шаг - ребенок остается на 2 -3 часа во время прогулки либо во время свободной игровой деятельности; 3 -й шаг - ребенок остается с завтрака до обеда; 4 -й шаг - ребенок остается и на сон, но сразу после сна его забирают родители; 5 -й шаг - ребенок остается на целый день. ● ● ●

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Основной вид деятельности малыша в этом возрасте предметная игра. Основываясь на это знание, нужно выстраивать воспитательную стратегию и находить формы взаимодействия с ребенком. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют разнообразно и сосредоточенно действовать с предметами. Попадая в детский сад, они быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них это - привычное дело.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АДАПТАЦИИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ, ЧТО: Воспитывающие взрослые, психолог, воспитатели, родители, должны являться непосредственными активными участниками - заряжать детей своими положительными эмоциями, вызывать желание принять участие в игре, задавать образцы выполнения действий. Наполняемость адаптационной группы не должна превышать 10 -12 детей. Нежелательно прерывать и пропускать без уважительных причин ни одного из этапов модели организации адаптационного периода при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

Согласно законодательству России, возраст детей, в котором уже возможно перестать полностью зависеть от матери и стать воспитанниками детского сада, - 1,5 года. Именно до этого момента родители получают пособие по уходу за своим малышом. Многие психологи старой закалки тоже утверждают, что это самое оптимальное время для привыкания детей к детскому саду, мотивируя отсутствием у ребенка такого возраста осознания, где ему лучше, благодаря чему первые дни в детском саду проходят менее болезненно. Но часто малыш с трудом может адаптироваться в новой обстановке.

Почему возникают трудности в период привыкания к садику

Однако часто происходит так, что впервые ребенок приходит в детский сад в 4 года, а то и в 5 лет. Длинная очередь на получение места в муниципальном детском учреждении, возможность мамы находиться в отпуске по уходу до исполнения малышу 3 лет, бабушки-помощницы - все это играет свою роль. А к этому времени у малыша уже формируются основы он задается вопросами: «Почему меня туда ведут? Почему я должен расставаться с мамой? Почему я должен слушаться чужую тётю?» Это усложняет его адаптацию в Однако всегда можно найти способ максимально бережно подготовить почву для того, чтобы дети безболезненно привыкли к новой жизни. Когда решение отдать малыша в детский сад уже принято, поначалу переживает не он сам, а родители. Ведь они прекрасно понимают: если раньше ребенок проводил все свое время вместе с мамой, в режиме, удобном им обоим, то теперь он должен будет привыкнуть к совершенно новому окружению, новой еде, новым требованиям, что вносит огромные перемены в его жизнь. Как бы ни готовились родители к этому моменту, приучая малыша к режиму, приближенному к садиковскому, изменяя меню и проводя обучающие занятия, воссоздать условия дошкольного учреждения в своем доме невозможно. Как же поступить, чтобы эти перемены не стали сильнейшим стрессом для крошки? Ведь ненависть, возникшая в первые дни в детском саду, определит отношение малыша к пребыванию в учреждениях для детей на месяцы, если не на годы вперед.

Психологические установки для ребёнка

Как свидетельствуют отзывы о детских садах от родителей, очень многое зависит от воспитателя, который станет их заменой на целый день пять дней в неделю. Поэтому, если есть возможность, лучше заранее познакомиться с педагогами той группы, в которую записали малыша. Не следует оставлять ребенка в садике, как вещь, спеша поскорее уйти - это вызовет у него шок и дальнейший протест, преодолеть который будет уже сложно. Малышу важно чувствовать себя в безопасности и быть уверенным, что его там не бросили. Его необходимо морально подготовить рассказами о том, куда он пойдет, что его там ждет. Обычно дети стремятся к общению со сверстниками, поэтому такой разговор может стать стимулом для желания попасть туда.

В первые дни в детском саду лучше оставлять ребенка только до обеда: он сможет пообщаться с другими детьми, поиграть новыми для него игрушками, но не успеет соскучиться по маме и папе. В некоторых садиках разрешено, чтобы родители несколько дней посидели в поле зрения малыша. Так он воспримет такой поход в садик как обычную прогулку с мамой - это тоже альтернативный вариант для более успешной адаптации крохи.

В детском саду ребенок еще захвачен новыми возможностями, новыми друзьями, и если родители правильно и спокойно помогут ему освоиться, то каждое утро не будет начинаться с испорченного настроения и для него, и для взрослых.