Как повысить самооценку ребенка: полезные советы для родителей. Как повысить самооценку у ребенка: полезные советы Как помочь ребенку поднять самооценку

Так или иначе, заниженная самооценка зависит от восприятия ребенком самого себя, от окружающей среды, от того в какой семье он живет. Проблема зарождается в тот момент, когда родители мало времени уделяют внимания своим детям, не хвалят за хорошие поступки и не дают возможности проверить свои силы.

Что такое заниженная самооценка?

Заниженная самооценка - это психологическая проблема, не обращать внимания, на которую никак нельзя. Впоследствии она негативно влияет на формирование личности ребенка, выражается во внешних и внутренних проявлениях. Родители, которые считают, что это часть характерологических особенностей, ошибаются.

Заниженная самооценка

Признаки низкой самооценки

Низкая самооценка проявляется в унылости, замкнутости, обидах. Существуют отличительные признаки, по которым можно определить наличие проблемы:

  • ребенок обижается даже по малейшему поводу;
  • не верит в собственные силы, использует отговорки: «я не смогу», «у меня не получится»;
  • избегает общения со сверстниками;
  • не хочет браться за новое дело.

Низкая самооценка

Симптомы «Комплекса неполноценности»

Этот комплекс формируется у детей еще с дошкольного возраста, и негативно влияет на формирование целостной личности. Очень важно вовремя выявить признаки «комплекса неполноценности» и искоренить.

Обратите внимание! Нельзя говорить фразы по типу: «Из тебя ничего не выйдет», «Ты никогда это не сможешь» и подобные, все это надо перефразировать и давать ребенку положительную установку.

Отличительные черты:

  • Отсутствие собственного мнения - опирается на мнение родителей либо авторитетных окружающих (родственников, учителей, знакомых) и даже если он и решиться высказать свое мнение отказывается от слов, когда услышит противоречия.
  • Страх общения со сверстниками - наотрез отказывается гулять с ребятами на детской площадке, ему кажется, что он недостаточно хорош для них, чувствует себя уязвимым и неинтересным среди мальчиков и девочек.
  • Боится возражать взрослым - не может отстоять себя в разговорах со старшими, не дает отпор за обиды, оскорбления.
  • Задевают в школе и во дворе - другие дети не дают прохода, ребенка часто бьют и обижают.

Проявляется этот комплекс в ежедневном взаимодействии с окружающим миром и в определенных ситуациях. Родителям стоит наблюдать, способствовать дружеским семейным отношениям, поддерживать и хвалить хорошие поступки.

Как оценить уровень самооценки

Этот уровень - изменчивая величина, меняется от того, в какой среде пребывает и с кем общается ребенок. Родителям необходимо постоянно держать этот показатель на контроле. Определить этот признак не сложно в домашних условиях, под рукой всегда найдется то, что нужно.

Методы определения самооценки:

  • С помощью месторасположения рисунка на бумаге. Рисунок расскажет о многом, о страхах, переживаниях, психологическом состоянии, восприятии действительности. Определить состояние таким способом легко, нужно посмотреть на рисунок, в какой части листа он находится. Верхняя часть листа - завышенная, средняя - адекватная, внизу - заниженная, повод для тревоги есть. Цветовая гамма на рисунках говорит о психологическом состоянии. Преобладание темных цветов говорят о депрессивном, волнующем состоянии, тем более, если в сочетании с рваными, острыми линиями.

Методика «Лесенка»

  • Тест «Лесенка». Подходит для детей от трехлетнего возраста. На листе бумаги необходимо начертить лесенку из 10 ступеней. Показав ее сказать, что на самой нижней ступеньке стоят очень плохие дети, а на верхней самые хорошие, и попросить ребенка нарисовать на какой ступеньке он видит себя. Ключ к тесту: 1-3 ступенька - сильно занижена; 4-7 - адекватно оценивает себя, но переставать следить нельзя; 8-10 - свидетельствует о завышенном уровне. Впоследствии можно попросить нарисовать своих друзей, так выявляется его отношение к другим сверстникам, одноклассникам.
  • «Смешные человечки» - обычная игра, выявляющая уровень самосознания и оценки личности. Рисуется дерево, на ветках которого располагаются обычные зверьки. Далее рисуется новое дерево, и спрашивают ребенка, где он сидел бы, если попал на дерево. Где сидели бы его друзья? Недостаток теста лишь в том, что он показывает только самоощущения детей в знакомом коллективе.

Реальную картину можно узнать, когда в семье складываются доверительные отношения.

Доверие - залог успеха воспитания

Как повысить самооценку и уверенность в себе мальчику 7-8 лет

Адекватная самооценка - это успешность во всех его проявлениях: взаимоотношениях в коллективе, формировании семьи, на работе и т. д. В восемь лет формируется представление о себе и других, это обусловлено кризисом - ребенок приобретает социальный статус ученика, для него важна внешняя оценка его достоинств.

Важно! Чем больше преград и трудностей ребенок положительно преодолел, тем он увереннее в себе.

Как поднять самооценку ребенку? Дети - это будущие взрослые, которых нужно поддержать в трудную минуту, похвалить, одобрить их поведение, тогда они вырастут уверенными в себе людьми, успешными и активными членами общества.

Копия родителей - начинаем работу с себя

Дети - отражение своих родителей, часто они копируют именно своих ближайших родственников. Нотки неуверенности родителей вполне могут передаться детям в виде тревожности и низкой самооценки, самоуважения. Нельзя сказать, что развиваться нужно только детям, работу над саморазвитием нужно проводить каждому взрослому.

Как правильно похвалить, поблагодарить, наказать

Как повысить самооценку и уверенность в себе ребенку? Похвалой можно не только улучшить, но и ухудшить положение вещей. Особенно если это лже похвала или похвала, не имеющая смысла.

Хвалить можно и нужно, похвала «окрыляет» детей и дает установку становиться еще лучше, стремиться к успеху.

Хвалить нужно когда:

  • выражается собственное мнение, подкрепленное аргументами;
  • оказывает помощь друзьям, ближнему, младшим;
  • проявляет оптимистический настрой;
  • за мужество;
  • за желание преобразить мир к лучшему;
  • за доведение дел до конца.

Благодарить ребенка нужно для поднятия его достоинств и оценки происходящего. Даже взрослым необходимо иногда побыть ребенком и оказаться зависимым от младших. Интересоваться мнением детей, благодарить за оказанную помощь в пределах их сил нужно в ежедневной жизни.

Воспитывая детей, без наказаний вряд ли обойдется, но наказания никак не должны быть во вред здоровью или морально унижать.

Наказание

Наказывать нужно правильно:

  • не вредя здоровью;
  • если есть сомнения, лучше не наказывать;
  • наказание должно быть не за счет любви, нельзя лишать теплых чувств;
  • за один раз - одно наказание;
  • не отнимать личных вещей;
  • поздние наказания - лучше не наказывать вовсе, чем запоздало, иначе влечет за собой формирование комплексов;
  • наказание - прощение, чтоб не было чувства вечно виноватого;
  • отмена наказания - если инцидент исчерпан, отменяется наказание.

Как сравнение с другими влияет на самооценку

Дети - уникальные создания, и каждый отличается своими достоинствами. У всех из них разный нрав, характер, темперамент, способности. Абсолютно каждый талантлив в чем-то своем. Задача родителей определить и подкрепить талант, но уж никак не сравнивать свое чадо с другими. Это пагубно влияет на психику и осознание собственного «Я», своих сил. Если постоянно сравнивать, то формируется низкая самооценка, тревожность, замкнутость. Ребенок может даже думать, что его не любят потому, что он не такой как другие, не достойный.

Сравнение с другими

Важно! Нужно любить ребенка таким, каков он есть, и помочь раскрыть его таланты.

Упражнения для повышения самооценки

Как повысить самооценку ребенку? Простые и действенные на практике упражнения помогут воспитать решительного человека с лидерскими качествами.

  • Игра «Копилка успеха». Суть: нужно взять коробку и оформить вместе с ребенком, так как ему нравиться. В нее он будет складывать свои маленькие достижения, которые можно написать на бумаге: «красиво продекламировал стих», «выполнил контрольную по языку на пять, хотя боялся» и т. д. Повышать уверенность будет значительное прибавление веса коробки. Такая игра может использоваться впоследствии для повышения веры в свои силы.
  • Игра «Заверши предложение» - для проведения понадобится мяч. Правила этой игры гласят, что необходимо ребенку бросать мяч с началом фраз: «Я могу…», «Я умею…», «Я научусь…» и подобные, а ребенок каждый раз завершает предложение и бросает мяч обратно. Эта игра помогает осознать, кем он есть, и чего хочет добиться. Всякий раз, бросая мяч лучше повторять начало предложения несколько раз, так малыш осознает, что он когда-то этого не умел, но смог научиться.
    • Игра «Звезда квартиры». Для нее необходимо изготовить стенд (лист бумаги) в центре с нарисованным цветком с лепестками, либо солнце с лучами. Посередине наклеить фотографию ребенка. В течение обусловленного времени (1-2 недели) на лепестках взрослые и дети будут записывать положительные качества и достижения. Сами взрослые смогут увеличить авторитет ребенка. В конце плакат снимают и отдают ему самому.

    Следить и поднимать самооценку детей нужно не одноразово, а постоянно. Адекватная оценка себя - основа успешного человека, его карьеры, семейного благополучия и счастья. Доверие, взаимопонимание и дружеские отношения - залог успеха воспитания уверенного в себе деятеля.

Вам не нравится, как ведет себя ребенок, или боитесь увидеть неуверенность и несостоятельность малыша в будущем? Тогда стоит знать, какая самооценка у вашего чада и как ее повысить.

Полноценную личность, которая умеет принимать решения, учитывает мнения других людей, нормально относится к неудачам и старается перешагнуть преграды, стоит воспитывать с раннего возраста.

Именно от уверенности в себе и своих силах зависит то, как человек будет идти по жизни. Как же сформировать нормальную самооценку?

Уровни уверенности в себе

Если у ребенка завышена самооценка, ее можно распознать:

  • в уверенности в собственной правоте;
  • в желании управлять остальными детьми, указывая на слабость каждого, но при этом не замечая собственных недостатков;
  • в попытках обратить на себя внимание;
  • в агрессии.

Дети с высоким самомнением унижают других, относятся свысока, нетерпеливы при общении, могут перебивать собеседника. Часто используемые слова – «Я лучший».

При заниженной самооценке ребенку свойственны такие особенности поведения и черты характера:

  • тревожность;
  • неуверенность в себе;
  • страх быть обманутым, обиженным, недооцененным;
  • недоверчивость;
  • стремление к уединению;
  • обидчивость;
  • нерешительность;
  • настрой на неудачи;
  • боязнь не справиться с задачей;
  • недооценка своих успехов.

Фразы, которые характеризуют заниженную оценку – «Я плохой», «Я не смогу».

Если у ребенка адекватная самооценка, то это будет выражено:

  • верой в собственные силы;
  • способностью просить помощи;
  • принятием решений;
  • умением признать свою ошибку и стремлением ее исправить.

Дети с нормальной самооценкой умеют принимать окружающих такими, какие они есть.

Важность грамотной похвалы

Для формирования полноценной личности стоит заинтересовано подойти к воспитанию, одобряя, поощряя и используя похвалу.

Но следует знать, что не во всех случаях можно хвалить. Это такие ситуации:

  • если ребенок чего-то добился не самостоятельно (не утруждая себя физически или умственно);
  • не допускается хвалить за внешнюю привлекательность, способности;
  • не стоят похвалы игрушки и предметы гардероба;
  • недопустима похвала, если она вызвана жалостью;
  • не хвалите, если таким способом желаете вызвать положительное отношение к себе.

За что же можно хвалить? Поощряйте желание ребенка выражать свое «Я» и развиваться. Повысить самооценку можно:

  • если хвалить за любые мелочи: оценки, победы, а малышей 5-6 лет даже за первые художественные творения;
  • авансовой похвалой, которая позволит вызвать веру в собственные силы, используя фразы: «У тебя все выйдет!», «Я верю, что у тебя получится» и т. п.;

Правила наказания

Чтобы сформировалась полноценная личность с адекватной самооценкой, не обойтись без наказаний, которые должны быть справедливыми.

Обязательно следует проинформировать малыша о том, за что он будет наказан и каким образом.

Наказывать необходимо с учетом определенных правил:

  1. Соблюдайте сроки , на которые будет назначено наказание (запрет кататься на велосипеде на 2 дня, смотреть мультики неделю и т. д.).
  2. Не переходите на личность , то есть избегайте оскорбительных фраз, не акцентируйте внимание на личности.
  3. Не упоминайте старых огрехов , наказание – сейчас и именно за этот проступок, не ворошите прошлое. Запомните: наказали, значит простили!
  4. Должна быть последовательность .
  5. Наказывая, вы не должны навредить здоровью .
  6. При появлении сомнения (наказать ли) не нужно наказывать в профилактических целях.
  7. За один проступок – одно наказание , которое может быть более или менее строгим (в зависимости от вины).
  8. Нельзя лишать родительского внимания , даже если вы сердитесь.
  9. Не забирайте вещь , что подарена.
  10. Простите ребенка, если он сделал что-то хорошее (ухаживал за больным и т. п.).

Физический вид наказания допускается исключительно в том случае, когда есть угроза здоровью или жизни (как своему, так и другого человека):

  • игры с огнем;
  • драка со слабым;
  • еще одна ситуация – когда ребенок целенаправленно проверяет границы терпения родителя или изводит детей, которые не могут защитить себя.

Необходимо и при физическом виде наказания придерживаться правил:

  1. Никогда не запугивайте предстоящей карой , говоря «Я сейчас достану ремень» и т. п. Лучше уж сгоряча шлепать по попе, чем заранее планировать, изводя малыша терзаниями и переживаниями, что вот-вот его ударят.
  2. Никакого пристрастия ! Не кричите, следите за тем, как вы выражаете эмоции. Физическое воздействие должно быть редким методом воспитания.
  3. Не подойдет такой способ влияния на малыша , которому больше 3 лет. Для детей 7-8 лет это просто унизительно, поэтому придется подобрать более действенные варианты наказания.

Хороший метод – наказание бездействием:

поставьте сына или дочь в угол, но обозначьте время, которое ему нужно там простоять. Очень хорошо, если в этой комнате будут часы. По истечению указанного времени ребенок может покинуть угол и извиниться.

Только не перестарайтесь! Не стоит оставлять малыша в темной закрытой комнате. Такое наказание принесет вред, вызвав фобии.

Ни в коем случае не определяйте такое наказание, как чтение, уроки, спортивные упражнения!

Не допускается наказывать в следующих случаях:

  • при плохом самочувствии малыша;
  • во время еды, перед тем, как уложить спать, после сна, в игровом процессе, при выполнении поручений;
  • если недавно была нанесена душевная или физическая травма;
  • если ребенок не справляется со страхом, проступок совершен из-за невнимательности, подвижности, раздражительности, но прилагались старания;
  • если причина того, почему ребенок поступил именно так, не ясна;
  • если вы чувствуете усталость, злитесь из-за своих проблем;
  • нельзя ругать за плохие отметки в дневнике, если ребенок проявлял старания.

Как повысить самооценку ребенку

  1. Не отстраняйте малыша от домашних дел, не решайте за него любую проблему, но и следите за нагрузкой. Задача, поручение или просьба должна быть под силу ребенку.
  2. Не стоит перехваливать, но и без поощрения не обойтись, если есть заслуга.
  3. Выбирайте адекватный вид наказания и похвалы.
  4. Следует поощрять инициативу.
  5. Учите адекватно реагировать на неудачи, показывая на собственном примере (Не говорите «У меня получилась отвратительная каша! Не буду больше никогда ее варить!». Лучше выразиться так: «Каша не удалась. Но ничего страшного. В следующий раз постараемся ее не переварить»).
  6. Нельзя сравнивать малыша с другим ребенком. Сравнение допускается только с самим собой.
  7. Ругать необходимо за проступок, а не за характер.
  8. Давая отрицательную оценку, вы становитесь врагом творчества.
  9. Стоит разбирать неудачи, делая вывод (расскажите пример подобного поведения, чем все закончилось).
  10. Принимайте сына/дочь такими, как они есть.
  11. Верьте в успехи вашего подростка.
  12. Дайте выразить собственное мнение малышу.
  13. Проводите доверительные беседы вместо ругани.
  14. Давайте установки: «Мы счастливы, что ты у нас есть», «Мы любим тебя», «Мы верим в тебя».
  15. Подберите литературные произведения, которые научат выйти из трудной ситуации, помогут не падать духом.

Чтобы повысить самооценку ребенку, используйте такой прием:

Попросите у него совета и выполните так, как он вам порекомендует. Это даст положительные результаты в формировании адекватного отношения к себе.
Позвольте себе «умалиться», выразите потребность в помощи и защите.
Даже в 5 лет использование такого приема может дать отличный результат.


А вот для того, чтобы привести в норму завышенную самооценку, учите:

  • учитывать желания и мнения окружающих;
  • воспринимать критические замечания;
  • проявлять уважение к чувствам других.

Стоит помочь ребенку, если задача для него сложная. Но не стоит запрещать и пресекать проявление инициативы (помыть посуду, протереть пыль), иначе в будущем вы получите лентяя, который самостоятельно ничего не сможет сделать.

Позвольте ребенку выполнить то, что он может. В 10 лет некоторые дети уже встречаются с представителями противоположного пола, достигают олимпийских успехов, а вы переживаете, правильно ли чадо отрежет кусочек хлеба.

Игры и тесты

С помощью игровых ситуаций можно определить уровень самооценки, а также оказать влияние на формирование адекватного отношения к себе.

  • Проведите тест «Лесенка» (можно и в 3 года). Нарисуйте ступеньки, объясните, что на нижних стоят самые плохие, злые, нетерпеливые и т. д.. детки, а на верхней – умные, послушные и заботливые малыши. Спросите, куда стал бы он. Позвольте нарисовать себя на выбранной ступеньке. При выборе 1-3 ступеньки станет ясно, что у вашего чада занижена самооценка, 4-7 – адекватная, 7-10 – завышена.
  • Игра «Имя» . Предложите подобрать себе имя (то, которое нравится). Выясните, почему ребенок не выбрал свое, чем он недоволен. Такая ситуация разъяснит, какая самооценка у малыша.
  • «Жмурки» . Эта игра позволяет побыть на лидерской роли. Ребенок добивается успеха, а это вызовет положительные изменения самооценке.
  • «Зеркало» . Дети отражают мимику, жесты и движения (зеркальное отражение). «Зеркало» (ребенок) должно отгадать, что показывают именно его. Такая игра научит ребенка открытости, раскованности.
  • Соревновательные игры , в которых можно научиться проигрывать и правильно реагировать на неудачи.
  • «Связующие нити» . Ребята сидят в кругу и передают клубок, сопровождая действие рассказами о том человеке, который держит его в руках.
  • «Настроение» . Сидя в кругу, ребята предлагают варианты поднять настроение: совершить добрый поступок, поухаживать за питомцем, почитать любимую книжку. Эта игра может уменьшить тревожность, а также научит принимать решения.
  • «Проигрываем ситуацию» . Детям необходимо играть самого себя. Остальные роли распределяются между сверстниками или родителями. Пример ситуации:
  1. Ты выиграл в спортивном состязании, а друг оказался на последнем месте. Как ты поможешь ему успокоиться?
  2. У тебя есть три банана. Как ты поделишь их на двоих?
  3. Друзья начали играть в игру, а ты опоздал. Что ты скажешь, чтобы играть вместе с ними?

Самооценка ребенка зависит от воспитания. От того, насколько вы постараетесь, как научите малыша выходить из ситуаций, реагировать и поступать, и будет зависеть вся дальнейшая его жизнь.

Видео: Как поднять самооценку ребенка

Фото: Nadezhda1906/depositphotos.com

Будут ли ваши дети успешны в жизни и то, как сложится их судьба, зависит от их уверенности в себе и своих силах. Учится ли сын на одни тройки или пятерки, собирается ли поступить в училище или международный университет – все это второстепенное. Химия, физика и другие школьные предметы в будущем ему могут попросту не пригодиться. Главное – чтобы ребёнок знал себе цену и стремился к большему, а не останавливался на достигнутом.

Как понять, какая у вашего ребенка самооценка

Успеваемость в классе – вот что обычно ставят родители на первое место. В итоге получается, что соседский мальчик, учившийся на одни тройки, ездит на шикарном джипе. А Маша, прилежная ученица и гордость школы, работает в неприметной фирме рядовым сотрудником.

К сожалению, родители редко обращают внимание на самооценку своего малыша. И не важно, завышенная она или заниженная. Любое, даже очень маленькое отклонение от нормы – это плохо. Дело все в том, что уверенный в себе человек, независимо от обстоятельств и преград, сможет добиться в жизни большего.

Закомплексованный, живущий по правилам, довольствуется тем, что есть. Слишком самоуверенный убежден, что его не ценят и не любят, несмотря на то, что он – самый лучший специалист на этой планете. В итоге две последние категории людей разочаровываются в жизни, а свои неудачи перекладывают на окружающих.

Есть признаки, по которым можно понять, какая самооценка у вашего ребенка. Сначала прислушайтесь к тому, что он говорит сам о себе. Если в его наборе фраз для характеристики присутствуют «ленивый», «жадная», «неумеха», «некрасивая», «глупый», то пора бить тревогу.

Такие дети считают, что просто не имеют права на ошибку – в противном случае, ими будут недовольны. Если малыш постоянно спрашивает о правильности своих действий (даже банального умывания), то поинтересуйтесь – зачем он это делает? Наверняка он насупится и ответит: «не знаю».

Вы просто обратите внимание на то, как малыш откликается на вашу просьбу, например, помыть сапожки. Он будет это делать медленно и весьма странно: руки дрожат, много суетливых движений. Это тоже признак низкой самооценки – таким образом он старается не допустить ошибки в исполнении просьбы.

Очень часто такое состояние заходит слишком далеко, и тогда из ребенка с пониженной самооценкой вырастает неуверенный в себе неудачник.

Такие люди:

  • Всегда являются объектом насмешек, ухмылок и измывательств.
  • Обычно одиноки – ни друзей, ни подруг, ни просто хороших знакомых.
  • Не принимают собственных самостоятельных решений и готовы следовать за любым человеком.
  • Под гнетом неудач, могут совсем сникнуть и «удариться во все тяжкие» – алкоголизм, наркомания, воровство.

Страх, одиночество и сплошные неудачи – это постоянные спутники людей с пониженной самооценкой. Вряд ли кто-то из родителей мечтает видеть таким своего ребенка. Надо принимать меры сразу же, как только замечены первые признаки возникновения таких проблем. И ни в коем случае ни в чем не упрекать его - от ваших упреков самооценка уж точно не повышается.

Заниженная самооценка

Ваш сын постоянно жалуется на то, что его сосед по парте умнее, красивее, лучше одевается? Или стал часто утверждать, что вы его не любите? Постоянная плаксивость, боязнь наказания, ожидание худшего, неуверенность в собственных силах – все это первые признаки низкой самооценки.

Если не предпринять никаких шагов, в дальнейшем его начнут обижать в классе, он не сможет адаптироваться даже к маленьким изменениям в жизни.

Если попытать счастья в другом месте и забрать его из школы (или перевести в другой класс), ситуация никак не изменится. Школьник настраивает себя на неуспех, повторяя про себя «У меня не получится учиться на пятерки», «Я не решу эту задачу», «Я неудачник» и т. д.

Завышенная самооценка

Обычно дети с завышенной самооценкой считают, что они во всем всегда правы. При этом они могут утверждать, что двойка по контрольной работе – это не их невнимательность, а придирка учителя. Они не привыкли осознавать свои ошибки, для них нет авторитета. Зачастую они не уважает даже родителей или опытных наставников.

Маленький человек стремится подчинить всех себе, используя чужие слабости, желания, стремления, пытаясь выделиться на фоне чужих неудач.

Обычно такие дети являются заводилами, агрессорами и довольно жестокими руководителями в будущем. «Я лучше знаю», «У тебя не выйдет, а вот я смогу» - поначалу такая инициатива ребенка умиляет родителей. И, к сожалению, любящие папы и мамы слишком поздно осознают, что воспитали тирана.

Адекватная самооценка

Такой ребенок не боится просить помощи, так как понимает, что все знать и уметь невозможно. При первой неудаче он не опускает руки и не плывет по течению, а старается вначале решить все своими усилиями. Он знает, что его любят и ценят, поэтому не боится казаться слабым. Малыш никогда не перекладывает обязанности на остальных. Оказав кому-либо из товарищей помощь, школьник не будет просить за это вознаграждения.

Если у вашего ребенка адекватная самооценка, он не будет играть на нервах, требовать от друзей, родственников или знакомых особого отношения или везде искать выгоду. Он принимает людей такими, какие они есть. В меру уверенным в себе людям в дальнейшем гораздо проще в жизни, так как они никогда не разочаровываются в друзьях, семье работе. Они реально смотрят на вещи.

Как поднять ребенку самооценку

Есть способы поднять самооценку и воспитать самодостаточного, уверенного в себе человека. И чем раньше вы начнете действовать, тем выше вероятность получить хороший результат. В более старшем возрасте (17-18 лет) без помощи психолога кардинально изменить что-либо в характере сына или дочки вам вряд ли удастся.

Независимо от возраста, статуса и пола, человек нуждается в похвале не меньше, чем в денежном поощрении.

Сказав правильные слова, одобряющие тот или иной поступок, вы закрепите хорошие привычки своего ребенка. Если вы перестанете радоваться, к примеру, отличным отметкам, убранной вовремя комнате или вымытой посуде, в итоге школьник потеряет к этому интерес. Для вас ода вынесенному мусору – глупость, для малыша – жизненная необходимость. Не воспринимайте подобные действия как само собой разумеющееся.

Когда нельзя хвалить

Но хвалить ребенка нужно правильно и в меру. В некоторых моментах лучше сдерживаться, так как лесть может сильно навредить.

Нечестные достижения

Когда ученик получил хорошую отметку, списав контрольную у соседа по парте, он проявил находчивость. Поэтому порицать за изобретательность не имеет смысла. Но и восторгаться тем, как он поступил в этой ситуации, не стоит. Попробуйте объяснить ему, что он присвоил чужие труды себе. Если это происходит впервые, можно воздержаться от высказывания собственного мнения.

Природные данные

Выразительные глаза, изящный нос, отличные волосы – все это хорошо, но это не заслуги вашего ребенка. Безусловно, нужно говорить о том, что он красивый. Но лишь изредка, чтобы малыш знал и осознавал, что он не хуже остальных.

Вещи

Восторгаться тем, что у школьника красивый рюкзак, так же плохо, как говорить девушке, что она отлично выглядит благодаря платью. В некоторой степени это даже обидно. Одежда, игрушки и прочая мелочь, которую вы купили или подарили, взрослыми воспринимается как должное.

Жалость или желание понравиться

Некоторые считают, что лестью можно подкупить ребенка или поднять ему самооценку. И это – одна из самых больших ошибок взрослых. Но дети очень сильно чувствительны ко лжи, лицемерю и лести. Говоря явную неправду, вы можете оттолкнуть от себя малыша.

За что выражать похвалу и благодарность

Но нужно хвалить ребенка в следующих случаях.

Талант

Ребенок поет, танцует, рисует или играет на инструментах? Поощряйте его за попытки найти себя, даже если первое время у него все плохо получается. Не бросайтесь фразами, что второго Пушкина или Майкла Джексона из него не получится. Это очень плохо отразится на его самооценке, он сразу же потеряет интерес к происходящему.

Честные заслуги

Чтобы ваш ребенок не сделал, хвалите его, если он приложил свои усилия. Пусть это будет пустяк: помощь по дому, вовремя сделанные уроки, игра с младшим братом, прочитанная книжка. Любому приятно, когда его действия, приносящие пользу, оцениваются по достоинству.

За будущие успехи

Научитесь мотивировать школьника. Не получается решить задачу? Скажите, что вы уверены в его успехе. Предстоит контрольная? Но вы ведь даже не сомневаетесь, что у вашего ребенка получится написать работу на отлично. Не забывайте хвалить дочку перед выходом из дома, и тогда вечером вас обязательно порадуют своими достижениями.

Приемы для повышения самооценки

Несложные приемы помогут поднять ребенку самооценку и почувствовать уверенность в себе.

Принимая любое решение, всегда спрашивайте совета у ребенка. Это поможет ему понять свою значимость и поднимет самооценку. Однако в данном случае есть одно «но». Даже если ваше мнение расходится с пожеланиями малыша, старайтесь следовать его рекомендациям. Иначе эффект от этого приема будет полностью противоположенный – вы разовьете массу комплексов и страхов. И в следующий раз вам попросту побоятся высказать свои мысли.

Просите помощи

Сын отлично справится со сломанной табуреткой, дочка – зашьет оторвавшуюся от блузки пуговицу. Не пытайтесь сделать все сами, просите помощи у своих детей. При этом относитесь к ним как к равным и не требуйте немедленного выполнения своих прихотей. Обязанности (уборка, мытье посуды, чистка картофеля) – это совершенно другое, их младшие члены семьи должны выполнять беспрекословно.

Изображайте слабость

Взвалив все на себя, родители растят тепличных детей. В будущем, став взрослыми, многие из них даже суп приготовить не могут. И это не говоря о более серьезных задачах. Любая работа будет вызвать уныние. Ведь раньше за них все делали окружающие – бабушки, мамы, друзья. Во взрослой жизни люди должны уметь отвечать сами за себя.

Вы можете попросить поухаживать за заболевшим членом семьи, сходить в магазин и купить все необходимое. Подростки уже могут оплачивать счета, отправлять почту, гулять с собакой. Чем старше ребенок, тем больше он должен помогать родителям. Конечно же, сваливать на него все заботы по дому тоже не стоит.

Шесть правил наказания

Дочь или сын провинились, и вы в очередной раз ставите их в угол, угрюмо бормоча, что из него никогда ничего хорошего не выйдет? Не удивляйтесь, если ваша установка сработает. Ведь вы подсознательно вбиваете в голову ребенка мысли о том, что он плохой, глупый и т. д. Но мамы не должны все прощать и оставлять проступки безнаказанными. Просто нужно научиться делать это правильно.

Чтобы не навредить самооценке ребенка, наказывать его нужно правильно.

Безвредность

Не должно быть физического, психологического насилия. Моральное унижение приведет к падению самооценки или, что еще хуже, озлобит ребенка. Запомните, за издевательство над несовершеннолетними вас могут лишить родительских прав.

Сомнения

Если вы не уверенны, что именно ваш сын разбил стекло в школе, не наказывайте его. Но даже когда спустя две-три недели он сознается в проступке, не стоит лишать его компьютера в качестве профилактики. Иначе он просто перестанет с вами делиться тем, что происходит с ним в жизни.

Не наказывайте больше одного раза

Какой бы серьезный проступок ни был совершен, не стоит злиться на ребенка вечно. Не вспоминайте об этой ситуации, не наказывайте повторно. Даже через год не упрекайте за ошибки, если вам сложно о них забыть. Иначе он будет постоянно чувствовать вину, не сможет двигаться дальше.

Не забирайте личные вещи

Вашему ребенку подарили машинку на пульте управления, а вы забрали ее, пока он не исправит оценки? Говоря и показывая, что вещи ему не принадлежат, вы развиваете в нем страхи, комплекс неполноценности. Со временем он начнет думать, что не заслуживает имеющегося, будет бояться потерять даже ненужное.

Отменяйте наказание

Если малыш проштрафился, но быстро исправил свои ошибки, или вы наказали его ни за что, то не бойтесь менять свое решение. Иначе в следующий раз он не захочет предпринимать какие-либо действия для улучшения ситуации. Ведь какой смысл пытаться изменить себя, если результат один.

Выражайте свою любовь

Несмотря на то что ребенок провинился, и был наказан, вы все же должны проявлять материнские чувства. Нельзя его игнорировать, демонстративно молчать или злобно отвечать на вопросы и просьбы. Если он просит о помощи или ему нужен совет, забудьте на время об обидах и размолвках. Ведь в первую очередь вы мама.

Когда наказывать нельзя

Запомните раз и навсегда, всему должно быть свое место и время! Не всегда стоит торопиться с выводами, принимать решения, не выслушав вторую сторону. А в некоторых случаях наказывать категорически запрещено, даже если ребенок действительно виноват. Итак, спускаем все на самотек или выжидаем некоторое время, если:

  • Вы на взводе, плохо себя чувствуете, сильно устали или не переварили ситуацию.
  • Ребенок болеет, занят уроками, ест, играет или у вас гости.
  • Когда вы не в состоянии понять подоплеку поступка, при этом ребенок не может объяснить свои действия.
  • Ребенок сам перенес шок, травму, не может справиться со своими чувствами, страхами и эмоциями.

Как помочь закомплексованному ребенку адаптироваться

Что делать, если ребенок полный, у него есть врожденные дефекты или он слишком застенчивый? Убеждать школьника в том, что к нему пристают глупые одноклассники, смысла нет. Это только усугубит проблему. В данном случае есть несколько способов заставить сверстников уважать его.

Вещи

Дайте ребенку то, что поможет выделиться в толпе. Необязательно покупать дорогой мобильный телефон или планшет. В начальных классах это могут быть игрушки, в старших – хорошая сумка, обувь, украшения. Дети очень жестоки, поэтому одноклассников, которые выглядят намного хуже, носят старые вещи, часто недолюбливают. Запомните, лучше приобрести две-три хороших кофты из магазина, а не покупать целый гардероб в стоках.

Но не идите на поводу, не покупайте ему все подряд. Не дарите подарки за что-то (хорошую учебу, достижения в спорте, уборку в доме), иначе в будущем от вас будет по любому случаю требоваться подарок. Но если вы что-то пообещали, будьте добры, сдерживайте свое слово. Ребенок должен вам доверять.

Кружки

Запишите сына на футбол, девочку на танцы или в музыкальную школу. Выбирайте молодежные секции, учитывая их потенциал. Взаимодействуя с коллективом и занимаясь тем, что нравится, ребенок раскрепостится и найдет себя. Парень, играющий на гитаре, всегда будет душой компании.

Курсы ораторов

Как только ваш ребенок научится разговаривать, начните посещать логопеда. Он поможет правильно поставить речь и исправит некоторые дефекты. Детки часто не могут выговаривать сложные звуки, что в дальнейшем отражается на их самооценке. В начальных и старших классах следует ходить на занятия, где специалисты будут учить ораторскому искусству.

Вы замечали, что некоторые малыши обладают просто удивительной способностью общаться со всеми окружающими – сверстниками, подростками, взрослыми? Они счастливы, всегда находятся в хорошем настроении и притягивают к себе внимание всех без исключения окружающих. А некоторые угрюмые одиночки, с которыми поговорить-то не о чем. Это грустное зрелище. Но это означает только одно – у такого необщительного человечка пониженная самооценка, и в этом виноваты исключительно родители. Ведь семья – это основа будущего характера ребенка. Именно мама с папой формируют внутреннюю оценку ребенка своему поведению, умению и даже уму.

Как помочь ребенку стать увереннее в себе

Относитесь к своему ребенку, как к личности, сформировавшемуся человеку. Если вы что-то там себе придумываете, то это не значит, что он думает также, как вы. Например, сын говорит: «Я пойду гулять». Что он подразумевает под этим, о чем думает? Да все просто: «Я устал и хочу просто проветрить мозги, немного побегать с друзьями и пообщаться вот с той девочкой из соседнего подъезда». А что думает мать – он лентяй, не хочет мне помогать и думает только о гулянках! Отсюда идут запреты, слезы, обиды и скандалы. Взаимопонимание ухудшается, и ребенок сразу ощущает себя рабом, которого просто не выпускают погулять.

Разговаривать надо только «на равных», иначе ребенок так и не станет самостоятельной личностью. Сами убедитесь в этом – попробуйте вести себя как со взрослым родственником. Сразу же увидите ответную реакцию – он начнет осознавать свою значимость, будет более откровенным и перестанет воспринимать советы родителей, как излишнюю опеку.

Постарайтесь хвалить его за все. Даже если что-то получилось неправильно, ваш малыш заслуживает похвалы только за то, что отважился сделать полезное дело. Обязательно мягко и аккуратно покажите ребенку, как сделать все правильно – только именно ненавязчиво и не с претензиями.

Ищите подход к своему ребенку. Все дети разные – они ведь индивидуальности! Естественно, то, что хорошо для воспитания одного может совсем не подойти для другого. Можно попробовать разные варианты, но самый действенный – это диалог в форме «вопрос-ответ». Причем ответ должен дать именно ребенок.

Обязательно создайте малышу его собственный мир. В идеале это должна быть отдельная комната с низкими полочками, большим зеркалом и личными вещами. Если это физически невозможно осуществить, то хотя бы отделите уголок в комнате ширмой – пусть хоть минимум личного пространства у него все-таки будет. Это приучит его к самостоятельности: низкие полочки позволят вам привлекать ребенка к уборке, зеркало поможет следить за своей внешностью. Такие мелочи составляют основу формирования дисциплинированного и ответственного человека.

Постоянно подчеркивайте ему, что полностью доверяете. Это очень сильно подстегивает к свершению обдуманных поступков. И, между прочим, дети, к которым относятся с уважением и доверием, гораздо реже превращаются в алкоголиков, наркоманов и преступников – им просто непонятно, как можно подвести своих родных. Не надо постоянно подсказывать и контролировать его действия. Надо обязательно рассказать о возможных негативных последствиях и уточнить: «Ты взрослый человек и должен сам все понимать. Мы тебе доверяем».

Как найти подход к своему ребенку

Да, тяжело быть родителем. Таким, чтобы и спокойный был, и уравновешенный, и справедливый, и добрый, и мудрый. Никто и не обещал легких путей, вам предстоит воспитать человека, и именно от мамы с папой зависит все.

Дети, как губки, впитывают абсолютно всю информацию, и не думайте, что после вчерашнего наказания в голове у чада ничего не происходит. Совсем наоборот! Он думает, переживает, сомневается и принимает одно верное (как кажется ему) решение: как мама говорит, так и есть.

Психологи часто советуют родителям разговаривать с малышом в ласковой форме. Совсем необязательно 15-летнего подростка называть детским прозвищем, но вот в маленьком возрасте это очень полезно. Даже в этих словах он будет чувствовать добро, любовь и внимание.

Не ругайте своего ребенка в присутствии других людей и сверстников. Даже если это бабушки или дяди, соседи или племянники. Ни в коем случае нельзя унижать маленького человека! А поучения и наказания в присутствии посторонних – это самое настоящее унижение. Вы просто не представляете, сколько людей вспоминает этот свой детский «позор» всю жизнь.

Именно с этого момента могут начаться проблемы со взаимопониманием. Еще один момент: если вы нашли у подростка дневник с личными записями, то никогда и ни при каких обстоятельствах не упоминайте об этом. Он перестанет вам доверять.

Чаще гуляйте со своим ребенком и играйте с ним в игры. Не стоит заменять общение компьютерными играми – это не самое лучшее увлечение. А вот поиграть в кубики, сделать аппликацию, смастерить какую-то поделку будет очень полезно! В конце концов, разукрасьте какую-то картинку – это очень нужно и вам, и малышу.

Будьте добры к своему ребенку. Никакие неприятности и проблемы не должны отображаться на отношении к нему – помните, что как раз он совсем тут не причем. Свои обиды и злость выплескивайте на чем угодно, только не на нем. Лучше пройдитесь по улице, приведите свои мысли в порядок и успокойтесь. Или попросите ребенка выйти из комнаты на несколько минут, скажите, что у вас болит голова и хотите отдохнуть. Найдите любой вариант, но к общению со своим самым родным человеком приступайте только в хорошем расположении духа.

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.




Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.


Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: "Я самый лучший". При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.


Если самооценка ребенка занижена . скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.


Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки "Я плохой", "Я ничего не могу", "Я неудачник".


При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.


Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: "Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми. " . Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.


Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги "Нестандартный ребенок" считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:


  1. За то, что достигнуто не своим трудом — физическим, умственным или душевным.

  2. Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые . включая и добрый нрав.

  3. Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.

  4. Нельзя хвалить из жалости.

  5. Из желания понравиться.


  1. Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию . Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.

  2. Обязательно хвалите детей за любые заслуги . за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.

  3. Одним из приемов похвалы может быть аванс . или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: "Ты это сможешь!". "Ты это почти умеешь!", "Ты обязательно справишься!", "Я в тебя верю!", "У тебя все получится!" и т.д. Похвала ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день.

Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: "Ничего из тебя никогда не выйдет!", "Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)" — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение . и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.


Приемы для повышения самооценки ребенка:

  1. Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.

  2. Попросите о помощи как у равного или старшего.

  3. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным. от ребенка!

Уже в 5-7 лет этот прием, время от времени употребляемый, может дать чудодейственные результаты. И особенно с подростком, в отношениях "мать-сын" — если хотите воспитать настоящего мужчину.

Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.



  1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.

  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте . Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой "профилактики".

  3. За один раз — одно наказание . Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.

  4. Наказание — не за счет любви . Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.

  5. Никогда не отнимайте вещи . подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!

  6. Можно отменить наказание . Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.

  7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.

  8. Наказан — прощен . Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о "старых грехах". Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство "вечно виноватого".

  9. Без унижения . Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.

Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка:

  1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.

  2. Спокойно относиться к критике, без агрессии.

  3. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.


  1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.

  2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.

  3. Сразу после душевной или физической травмы.

  4. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.

  5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.

  6. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.


  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.

  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.

  • Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.

  • Поощряйте в ребенке инициативу.

  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки". Или: "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!".

  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).

  • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.

  • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.

  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.

  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми играми, которые помогут определить тип самооценки вашего ребенка, а также сформировать и поддержать у него адекватный уровень самооценки.


Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке — чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, можно его об этом переспросить.


А теперь спросите: на какой ступеньке стоял бы он сам . Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.


Внимание: у дошкольников самооценка считается завышенной, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.


Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он

хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:


  • Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.

  • Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату). Как ты поделишь их? Почему?

  • Ребята из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)

Старайтесь быть внимательнее к своим детям, поощряйте и хвалите их, проводите больше времени вместе, и вы поможете вашему малышу стать счастливее, наполните его жизнь яркими красками. Я в вас верю!



Многие женщины до конца не осознают, каким важным примером они являются для своих дочерей. Любая мама желает своей дочери самого лучшего, старается воспитать ее в любви к себе, но при этом совершенно забывает любить саму себя и, тем самым, подавать пример дочери. То, как мы воспринимаем свое тело, сильно влияет на то, как будут ощущать себя наши дети в этом плане в будущем. В новом видео Dove показал это наглядно: исследователи попросили пятерых мам написать по пунктам, что им не нравится в.


Психолог подростку Подростковый психолог – это квалифицированный специалист, который поможет справиться с переходным периодом личности подростка, что может вызывать сильную напряженность в семейном кругу. Ошибка родителей в том, что они не могут понять, что повышенный уровень гормонов, перемены в социальной роли ребенка, частые перемены психологического состояния приводят к взрыву эмоций. Подростковые психологи рекомендуют быть в такой период более сдержанными, проявить терпимость и.


Женские тренинги Хотите быть одновременно женственной и успешной? Желаете повысить женскую самооценку и полюбить себя? Мечтаете перестать быть "ломовой лошадью"и жить легко и радостно как прекрасная бабочка? Тогда Центр психологической помощи “Будь Собой” предлагает Вам пройти женские тренинги в Москве. Зачем нужны женские тренинги? "Быть хранительницей Любви и семейного очага" - вот истинная природная задача Женщины. Постижение "искусства любви", науки.


Консультация психолога - вчера, сегодня, завтра. Все знают о том, что самолечение может принести больше вреда, чем пользы. Но когда речь идет о такой тонкой материи, как душа, почему-то лишь немногие в сложной ситуации принимают верное решение - обратиться за помощью к специалисту. Вместе с тем неудачные попытки самостоятельно решить проблему очень часто усугубляют ситуацию и заводят ее в глухой угол, найти выход, из которого становится еще сложнее. Вместо того чтобы заниматься.


Путь к стабильному успеху, особенно в ситуации кризиса, как личного, так и общественного, – самооценка со знаком «плюс». Не со знаком «!», что означает неадекватность, а со спокойным «+». Я успешно завалила свои будущие достижения, недооценивая себя, в частном бизнесе и, наоборот, прорывалась в политике, когда была в себе уверена. Итак, эффективная самооценка – путь к успеху. Можете мне поверить, так как этот путь я прошла до конца, ощущая себя до 30 лет гадким утёнком и только после 40.


Как повысить самооценку ребенка? Подобным вопросом интерисуются совершенно разные родители, у которых часто есть дети совсем не схожие с ними по внутренним психическим свойствам. Для того, чтобы не ошибиться и найти как поднять самооценку именно вашему малышу, необходимо опредилить его векторальный набор с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Подробнее по ссылке: [ссылка-1]


Моя клиентка по шоппинг-сопровождению пришла на встречу с коляской и грустно сказала, как будто оправдываясь: «Вообще-то я совсем не так одеваюсь, я всегда выглядела как Шанель, вся подтянутая и модная. С иголочки… Но как в этом с ребёнком гулять, тем более в мороз? И вещи жалко, кругом грязь такая, какой смысл наряжаться? Для кого? Теперь мне все подруги говорят, что глядя на изменившуюся, когда-то стильную меня, им не очень хочется иметь детей»… На ней была детская шапочка, пуховик неясного.


Очень серьезный вопрос в воспитании ребенка – формирование здоровой самооценки малыша. Многие из нас нередко встречали очень талантливых людей, которые сдерживали свою деятельность и не развивались из-за низкой самооценки или неверия в себя. Такие люди занижают свои способности и настраивают себя на неудачу еще до того, как принимаются за работу. Чтобы избежать такого поведения у своих детей, необходимо с ранних лет развивать у ребенка положительную самооценку и чувство уверенности в себе.


Что еще можно сделать чтобы повысить ее самооценку и хоть немного ослабить ее реакцию на сверстников? 12.03.2013 20:08:15, ne Есть масса разных тренингов и психологических уловок для повышения популярности ребенка. Психологи этм неплохо владеют.


А мне кажется, что реакция на сверстников обусловлена "физико-химическими реакциями в организме конкретного индивида". И никак "снаружи" на это не повлияешь.


Мне кажется, вы немного торопите события. Пройдет время, ребенок немного «огрубеет» внутри, научится самозащищаться. Это правильно и естественно. Вспомните, как остры бывают 1-е любовные переживания. Не те, которые в 16, а те, какие в 11-13 лет происходят. Казалось бы – и нет там ничего конкретного (в смысле не с ребенком же на руках бросили), а какие мощные страдания?!


Что касается ваших примеров, то №1 вообще не катит. Абсолютное большинство 10-ти леток именно так и ведут себя, если не уверены в обновке. А уверены они могут только, если кто-то очень важный в их иерархии уже одобрил. Тогда остальные могут что угодно высказывать.


Насчет коротышки. Я думаю, вы свою собственную реакцию позиционируете на дочь. Если бы вы были внутри уверены, что маленький рост – это хорошо, то и проблемы бы не было, ИМХО. Правда, я все детство /юность переживала по поводу того, что слишком высокая (на самом деле ничего выдающегося -169см, а поди ж ты, как я страдала). Дети часто болезненно воспринимают свою особенность. И всегда могут найти повод, чтобы попереживать. Если рост средний, то может, нос слишком большой (маленький)? Или рот? Или уши? В общем, частей тела у нас много, есть простор фантазии.


Может быть это все жизненный опыт, ничего страшного? Похоже, что Вас это все задевает больше, Вы себя маленькую вспоминаете и переживаете заново свой негативный опыт, а дочка гораздо меньше переживает, а некие переживания это нормально. Все время неадекватнорадостной ходить и иметь в виду, что "я самая-самая, расступись!"?
Переключать на "свое", т.е. кто-то дразнит, но у тебя же есть подруга, круг общения, где доброжелательно относятся, это здорово. Важно иметь свои интересы, увлечения, круг общения, а везде и для всех быть "хорошей" не получится.
У нас хорошо идут такие фантазии: кто-то из взрослых и значимых тоже носит такую куртку (например, действительно носит или может надеть), и вот этот "эксперт" к нему со своим мнением подходит. Это смешно и все понятно.
Можно говорить, что мнение реальных экспертов важно, опыт людей, достигших успеха важен. Если есть своя область интересов, почему бы не учиться у знающих. Только эти достижения должны быть реально подкреплены, но опять же "на вкус и цвет. ".
Беседы в таком ключе.
С курткой (одеждой): перед покупкой обсуждать тенденции, выбирать, что хочется, но сразу говорить, что мода меняется, можно не угнаться. Базовые вещи - классика, аксессуары - по последней моде. Так проще соответствовать. Про женские секреты поговорить, как выглядеть модно, современно и уверенно. К стилисту может и не надо, но почитатать подобную литературу очень полезно, там и про свой стиль, свою цветовую гамму, что кому идет, что все разные, как подчеркнуть достоинтсва. Больше позитива и "что можешь ты", а не "они такие". В конце концов в этой школе самая красивая, а в другой? Критерии. Кто же самый-самый? Самоуверенность (Вы пишите, что хотите этого, а это же негативное качество) может вызывать отторжение, будут дразнить, дружить не будут.


По совету психолога хвалим и за те действия, которые воспринимаются нами как норма поведения ребенка и кажутся нам На самом деле какая-то прекрасная черта или поведение ребенка фактически остаются для него незамеченными, а могли бы повысить его самооценку.


Девочки,от всего сердца хочу поблагодарить вас за умные и полезные советы.
Я всё-всё прочитала.Всё приняла к сведению и уже начала действовать!
У меня вообще такое радостное чувство,как будто у меня начинается новая жизнь!))))
В который раз убеждаюсь,что конференция-это средоточие ума,опыта,доброты и сострадания!И все благодаря замечательным девочкам,мамам наших непростых детей.
Люблю вас!Всем огромное спасибо!

Психолог Анастасия Пономаренко даст несколько советов, которые помогут родителям повысить самооценку ребенка и вернут веру в собственные силы.

В настоящее время от адекватной самооценки человека напрямую зависит его успешность и самореализация. Уверенность в собственных силах, стрессоустойчивость, управление собственными страхами — все это прямое следствие самооценки. Она формируется большей частью в детском и подростковом возрасте, точнее, ее формируют у ребенка близкие люди — прежде всего родители, и окружение.

Определите, какая самооценка у ребенка

Чем больше трудностей ребенок преодолел, тем он увереннее в собственных силах

Для начала в принципе убедитесь в адекватности самооценки вашим отпрыском. Прислушайтесь, как он о себе отзывается , что говорит о своих , умениях. Вас должны насторожить такие обороты, как «у меня ничего не получится», «я ничто», «другие это сделают лучше», «даже я понял (если это сказано без иронии)».

При обнаружении тревожных симптомов проанализируйте причину. Возможно, его окружение намного умнее и успешнее (например, вы перевели вашего ребенка в математический класс, а у него и в обычном была по математике слабая четверка. В этом случае может возникнуть комплекс неполноценности). Или вы постоянно предъявляете ему завышенные требования . Или сравниваете с другими не в его пользу.

Низкая самооценка — предтеча позиции «жертва », когда человек всю жизнь ищет поддержки извне. Любимый прием человека-жертвы - переложить ответственность за свою жизнь на других. Беда в том, что со временем желающих тащить на себе несчастных жертв становится все меньше.

За хорошее - хвалите, за плохое — ругайте, но не личность, а поступки. И не бойтесь перехвалить, аргументируя тем, что «вырастет эгоистом». Если вы хвалите за дело - не вырастет.

Как действавать, если самооценка занижена

Если вы все-таки обнаружили, что самооценка хромает — начинайте действовать. Самооценка растет пропорционально преодоленным трудностям. То есть, чем больше трудностей ребенок преодолел, тем он увереннее в собственных силах. Только не берите на «слабо» (ты что, не можешь? Давай, дерзай, у тебя все получится). Действуйте аккуратно (давай еще раз попробуем, давай вместе). И поищите хорошие трениговые группы или психолога.

Для школьников очень важно мнение ровесников - одноклассников, друзей. Внимательно присмотритесь, с кем общается ваш ребенок, и не является ли его низкая самооценка результатом . Если выяснится, что это действительно так, немедленно переводите его в другую школу, пока ему окончательно не сломали психику. А уже потом будете бороться за справедливость.

Попробуйте, говоря языком бизнеса, определить, конкурентное преимущество вашего ребенка , и развивайте его. Если ваше чадо хорошо рисует - отдайте его в хорошую художественную школу, если имеет изумительные густые волосы - найдите хорошего парикмахера, который сможет подчеркнуть это. Ребенку будет легче перенести неудачи, зная, что уже есть нечто, чем он выгодно отличается от окружающих.

Формированию высокой самооценки способствует успешное преодоление трудностей. Не делайте за ребенка того, что он может сделать сам . Подсказывайте, направляйте, но не делайте. Старайтесь оказывать достаточную, но не избыточную поддержку.

Значительное повышение самооценки происходит в момент перехода из позиции «я не могу» к позиции «я сам в состоянии справиться со своими жизненными трудностями». Не загубите этот момент собственным излишним усердием.

И последнее: ребенок всегда должен знать, что есть кто-то, кто любит его просто так, безусловно . По-чаще говорите своему отпрыску, что любите его. Не прячтесь за рассуждениями, что он уже взрослый, что любовь видна в поступках, и вообще, это все телячьи нежности. Школьники ранимы и нуждаются в поддержке может, даже больше, чем маленькие дети. А что может быть более ободряющим, чем слова самых близких людей: «Я люблю тебя, ты у меня замечательный!»