Как избежать наказания от родителей за плохую оценку. Опять двойка! Ругать ли ребенка за плохие оценки? Можно ли попрекать в плохих отметках

Ребенок может избежать наказания от родителей за плохую отметку, если будет знать, как себя вести. На самом деле, грамотные родители никогда не проявят агрессию по отношению к своему чаду, пусть даже и неуспевающему в школе. Потому что внимательные взрослые знают: столкнувшись с агрессией, ребенок, а тем более подросток, тут же закроется от внешнего мира, и никакое воспитание на него уже не подействует.

Прискорбно, но не все родители отличаются глубокой мудростью. Многие мамы идут путем чтения нотаций, осуждения и угроз. Некоторые папы могут высмеять своего ребенка за плохую отметку, наговорить неприятных слов и наказать. Конечно, это неверный подход. В данной ситуации ребенок или подросток своим примером должен показать родителям выход из ситуации.

Объяснение причин неуспеваемости

Первое, что нужно сделать, когда плохая оценка уже красуется в дневнике, это постараться объяснить родителям причину неуспеваемости. Возможно, тема была слишком сложной для восприятия. Поясните, что с радостью исправили бы положение дел, если бы кто-то помог понять предмет.

Искренность творит чудеса, даже не с самыми мудрыми родителями.

Если имеет место конфликт с преподавателем, об этом тоже нужно сообщить родителям. Любой взрослый знает, как сложно доказывать свою состоятельность, если к тебе придираются или вовсе игнорируют. Следует рассказать все, как есть. Вероятно, учитель действительно ведет себя некорректно, и это влияет на успеваемость. Пусть родители разбираются с преподавателем.

Плохое самочувствие снижает внимание и концентрацию. Если плохая оценка появилась в результате болезни, родителям следует об этом знать. Ежегодно школьная программа ужесточается, а здоровье современных детей ухудшается. Ни в коем случае ребенок не должен ждать наказания за плохую оценку, если он был болен или плохо себя чувствовал.

Контакт с родителями

Чтобы хорошо учиться и получать от процесса удовольствие, нужно перестать бояться осуждения и наказания в случае провала. Для этого нужно наладить контакт со своими родителями. Нужно вводить их в курс дела, рассказывать о своих проблемах в школе, делиться впечатлениями от уроков.

Страх – не лучший помощник в повышении успеваемости.

Иногда достаточно один раз рассказать о своих переживаниях по поводу плохой отметки, чтобы родители встали на сторону своего ребенка, перестали его наказывать и помогли достойно окончить обучение в школе. Только взаимный контакт с мамой и папой рождает доверие. А доверие исключает страх наказания за плохую оценку.

Пубертат. Им всегда пугают родителей хороших мальчиков и девочек – а чтоб не расслаблялись. В понимании общества подростковый возраст – это период, когда ангелочки превращаются в злобных эгоистичных монстров, а у родителей на нервной почве сокращаются годы жизни.

Но мы же с вами взрослые люди. Сейчас включим свет в этой страшной темной комнате и увидим, почему дети ведут себя плохо, что они при этом чувствуют, как завоевать доверие подростка и какое наказание послужит исправлению.

Нужно ли наказывать подростков?

Светлана Месникович

Кандидат психологических наук, доцент Института психологии БГПУ

Используя неправильные наказания, родители рискуют подавить индивидуальность подростка, принизить в нем чувство собственного достоинства. Страх научит его приспосабливаться. Получается замкнутый круг: наказывая из лучших побуждений, в праведном гневе, но бездумно, вы сами подтолкнете сына или дочь к совершению новых, еще худших проступков.

Может, не рисковать и вообще не наказывать? Или найти баланс между наказанием и поощрением, научиться понимать, за что можно хвалить, а за что порицать, и как именно?

Исследование, проведенное в старших классах одной из школ Первомайского района Минска, подтвердило: наказания действительно необходимы. По поводу соотношения кнута и пряника как дети, так и взрослые в большинстве сошлись во мнении: 50:50. Но некоторые подростки считают, что поощрений должно быть больше, а в группе родителей прозвучало мнение, что превалировать должны наказания.

Учителя согласились в том, что соотношение зависит от , при этом поощрений должно быть больше.

Какие поступки достойны одобрения, а какие порицания?

(по мнению респондентов)

Респонденты За что нужно наказывать За что нужно поощрять
Ученики За плохое поведение (алкоголь, безнравственные поступки, оскорбление кого-либо) За успехи в учебе, нравственные поступки, отличное выполнение домашних обязанностей, за правильное поведение
Родители За невыполнение обязанностей, плохое поведение, плохую учебу За добрые дела и поступки, самостоятельность, хорошую учебу
Педагоги За отклоняющееся от нормы поведение (курение, алкоголь, грубость, безнравственные поступки) За нравственные поступки, стремление к знаниям, активность в достижении целей и формировании личностной позиции

За что советуют наказывать ученые-психологи:

  • в случае угрозы физическому (психологическому) благополучию самого подростка или других людей
  • при покушении на сохранность материальных, культурных и духовных ценностей
  • при нарушении социальных норм поведения

Светлана Месникович

Чтобы система наказаний и поощрений приносила пользу (в крайнем случае – не причиняла вреда), нельзя делать ее главной в воспитании подростка. Поощрения должны преобладать над наказаниями. И самое главное: ребенок должен чувствовать себя любимым. Всегда стремитесь понять растущего человека, выказывайте готовность поддержать его морально.

Несправедливое наказание – это…

Самыми несправедливыми участники исследования считают следующие наказания подростков.

Основные причины, по которым наказывают подростков

В семье не оговорены постоянные правила поведения

Некоторые родители и учителя уверены, что подростки должны сами понимать, как можно и как нельзя поступать в той или иной ситуации. В этом, конечно, есть доля правды, но читать мысли дети не умеют, да и не должны.

Заявления вроде «Это же элементарно» и «Подразумевалось, что нужно было сделать так-то» как минимум смешны. Это ДЛЯ ВАС элементарно и ВАМИ подразумевалось.

Лишь четко определив правила и границы взаимодействия, убедившись, что все друг друга поняли, вы будете иметь моральное право наказать ребенка за нарушение этих правил.

К примеру, вы собирались испечь пиццу по возвращению с работы, но оказалось, что ребенок съел сыр. Направьте свое негодование по поводу нарушенных планов на себя: откуда ему было знать, что сыр брать нельзя? Откуда ему было знать, что нужно вынести мусор? Что сегодня сдачу после покупки молока нужно вернуть родителям? ОГОВАРИВАЙТЕ заранее свои планы и намерения, вместе определите постоянные правила поведения, и конфликтов в семье будет меньше.

Подросток пытается испытать любовь родителей на прочность, проверить границы их власти

Делает он это, чувствуя себя уже взрослым, в силу своих возрастных особенностей. Взрослые в таких случаях начинают сомневаться, достаточно ли жесткие границы установлены, или, может, нужно быть помягче?

В любом случае дети подросткового возраста время от времени стараются преступить черту дозволенного, а если получится, то и снести ее совсем. Нарушать будет и суровые, и достаточно лояльные запреты. Как на это реагировать?

Светлана Месникович

Кандидат психологических наук, доцент Института психологии БГПУ.

Разумно будет сначала установить строгие правила, а со временем, когда убедитесь, что сыну (или дочери) можно доверять на данном этапе, постепенно давайте все больше привилегий, ослабляя контроль. Границы дозволенного для подростка зависят от того, насколько ему можно доверять.

Психологические проблемы взрослых – родителей и педагогов, их внутреннее состояние

К примеру, у вас выдался тяжелый день. Утром выписали штраф за нарушение ПДД, начальник заставил переделывать работу, придравшись к мелочам, без зонта попали под дождь, а в забытом дома телефоне вечером оказалось 37 сообщений о пропущенных звонках, в том числе от важного клиента… Ну, или просто настроение плохое.

И вот приходите такой весь на взводе, а дома отпрыск, допустим, музыку громко слушает. Или кровать не застлана. Или посуда не вымыта... Не важно, что он сделал или не сделал. Он поступал так всегда. Но сегодня эта последняя капля переполнила чашу вашего терпения, и несчастного тинейджера постигает суровая кара.

Знаете, что он чувствует? Что вы несправедливы. Дабы не озлобить ребенка и не увеличивать пропасть между вами, будьте последовательны: если раньше не наказывали за это, то и сейчас сдержитесь.

Еще одна частая причина плохого поведения – семейные неурядицы. Когда между родителями конфликты (а особенно, если семья на грани распада), то дети могут намеренно вести себя плохо, чтобы мать и отец отвлеклись от своих ссор и вместе стали решать проблему ребенка.

Или подростку мало уделяют внимания: родители вечно заняты работой, домашними делами, учителям тоже нет до него дела – лишь бы выполнял задания и не вертелся. Да он на голове готов стоять, чтобы с ним проводили больше времени, разговаривали по душам! Даже если эти разговоры будут носить негативный оттенок…

Светлана Месникович

Кандидат психологических наук, доцент Института психологии БГПУ.

Перечисленных ситуаций и подобных им можно избежать, если взрослые признают свои внутренние проблемы и будут стараться их решить, а также начнут стараться контролировать свое плохое настроение, не срываться на ребенке. Проанализируйте свои взаимоотношения с подростком – возможно, многое получится изменить к лучшему.

Наказание всегда должно быть соразмерно проступку, логическая связь должна четко прослеживаться.

Чем яснее видна логика между проступком и наказанием, тем ценнее этот опыт для юного нарушителя.

К примеру, школьник исписал шариковой ручкой парту. Логичное наказание: приказать отмыть парту дочиста. Нелогичное: заставить мыть все парты в классе, а также пол и двери.

Логично лишить ребенка компьютера на один день, если он, несмотря на запрет, просидел за ним допоздна. Нелогично – лишить его компьютера, телевизора и разговоров по телефону.

Взрослые должны понять, какие наказания приводят к желаемому результату, а какие, наоборот, усугубляют непослушание. Соразмерное с проступком санкции послужат уроком, не унижая достоинство подростка и не озлобляя его.

Как поощрить подростка и не оказать медвежью услугу

На вопрос анкеты, какое поощрение вы считаете лучшим, старшеклассники ответили так (в порядке убывания):

  • похвала
  • деньги
  • подарки
  • доверие
  • сладости

Родители и учителя указали:

  • признание заслуг
  • похвала
  • поддержка близких
  • достижение цели

Потребность в признании – одна из важных для человека в любом возрасте. Если эта потребность постоянно не удовлетворена, то падает самооценка, уверенность в себе и своем потенциале. Поэтому взрослым следует оценивать не только результат действий подростка, но и усилия, приложенные в процессе. Похвалите его за старания, и он будет больше вам доверять. Будете уважать, видеть в нем личность (даже если он не соответствует вашим ожиданиям), поддерживать в начинаниях – он будет расти с чувством собственного достоинства, не боясь ответственности и самостоятельности.

Формируйте в нем веру в успех, и он не побоится взяться за сложное дело.

Но: «Молодец, ты поступил именно так, как я и ожидала»; «Ты послушалась меня, и за это я разрешу тебе сегодня погулять дольше обычного» – подобные фразы свидетельствуют о манипуляциях ребенком, и это ущемляет его чувство собственного достоинства.

Поощрять нужно за конкретные действия, а не за качества характера или свойства.

При этом не дарите ненужных ребенку вещей, не покупайте путевки туда, куда он не хочет ехать. Формализм, как и публичная похвала, при которой ребенка выделяют на фоне остальных, отчего он чувствует себя неловко перед друзьями, станет медвежьей услугой.

Вдумайтесь также в истинный смысл фраз: «Ну вот, можешь ведь, если захочешь!», «Наконец ты выполнил задание отлично, а не так, как прошлый раз». В словах взрослых – истинное отношение к подростку, и он это тонко улавливает.

  • У ребенка не должно быть ощущения несправедливости. Вместе обсудите последствия его действий, объясните, за что он наказан. Дайте понять, что любите его несмотря ни на что.
  • Правила одинаковы для всех. Нельзя наказывать за то, чего не выполняете сами.
  • При любом наказании нельзя запрещать удовлетворять биологические потребности (не пускать в туалет, не давать еды).
  • Не припоминайте прежние грехи – здесь и сейчас речь идет о конкретном проступке. Не читайте моралей и не опускайтесь до оскорблений. Наказан – значит прощен. Форму наказания и его причину формулируйте четко, доступно, спокойно.
  • Как взыскание, так и поощрение не должны быть отложены в долгий ящик.
  • Помните: похвала из жалости оскорбительна, а наказание, когда ты и так потерпел неудачу, озлобляет.
  • Обсуждая конкретные факты в его (ее) поведении, не сравнивайте сына или дочь с другими.
  • Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группы в

    Ваш ребенок самый сообразительный, умный, талантливый, одаренный? Из всего перечисленного адекватным является только утверждение, что это «ваш ребенок». Остальное – мечты, фантазии родителей, которые они почему-то принимают за данность, реальность, а любимое чадо обязан соответствовать ожиданиям любящих мам и пап. Так ли уж и любящих? И кого они любят? Этого ли реального ребенка, который вовсе не так и гениален? Или все-таки свои мечты и ожидания?

    Между прочим, ребенок тоже может уподобиться своим родителям и по их примеру сравнивать их с более успешными, эрудированными, креативными родителями других сверстников. Как себя почувствуют в таком случае амбициозные родители? Ну-ка попробуйте, станьте такими, какими являются родители какого-то другого ребенка, в доме которых ваш отпрыск любит бывать. Почему ваш ребенок не может сравнивать? Мамы и папы, не задумываясь, позволяют же себе такую вольность. А вернее – жестокость.

    Итак, получил опять «два»? Что делать? Как отреагировать?

    Сказать: «Ты совсем не учишься?» Или вообще не обращать внимания – вдруг у него из-за упреков чувство вины появится, из которого затем разовьется целый букет комплексов? А может быть все-таки сравнивать с успехами других ребят?

    Вообще не замечать двойки нельзя – получается, что вы воспринимаете такое отношение к учебе (то есть его работе) как норму, тем самым дезориентируете его в том, что такое хорошо и что такое плохо.

    Отругаете? Такое унижение воспримется им как плата за двойку, а потому он спокойно и дальше может ничего не делать.

    Добиваться от ребенка хороших оценок надо постепенно. За неделю двоечник никак не превратится в хорошиста. Будете ставить такую планку – может вообще отказаться ходить в школу.

    Успех в какой-то деятельности поможет начать более ответственно относиться к учебе. Любит рисовать? Пусть дополнительно учится в художественной школе. Никак не дождется зимы, чтобы встать на лыжи? Подберите лыжную секцию. Победы в какой-либо деле окрыляют, вдохновляют на новые подвиги, делают человека более ответственным во всем, а со временем это положительно отразится и на успеваемости.

    Старайтесь больше общаться с ребенком. Говорите с ним, говорите и говорите. Обо всем, не только б учебе.

    Нужно признаться себе, что страх перед не сложившимся из-за плохой учебы будущим вашего ребенка довел нервы уже до предела. Повышенная нервозность всегда мешает налаживать нормальные отношения, находить верное решение проблем. А потому нужно принять действительность такой, какая она есть: ребенок – двоечник. И что теперь? Жить дальше нельзя ни вам, ни ему? Жить можно и нужно!

    Пытайтесь примирить себя с тем, что ребенок не особо желает учиться и радовать своими достижениями мам и пап. Вспомните своих одноклассников. Наверняка, были отличники и почти отличники – исполнительные, предупредительные, всегда такие правильные. Для своего успокоения узнайте, как сложилась их судьба. А также успешны ли ваши одноклассники – троечники, у которых в голове вечно крутилось множество идей и они воплощали их в жизнь, а потому на учебу времени не хватало. Возможно, в результате именно слабые ученики оказались более успешными и счастливыми.

    Нужно спокойно поговорить с любимым чадом о школе. Почему он не успевает по предметам? Выслушайте его версию. Далее обсудите каждый предмет в отдельности. Не может же он не понимать, допустим, не только математику, но и литературу, историю.

    Причина все ж таки в непонимании предмета? Запустил материал? Помогите, найдите вместе курсы, где опытные педагоги помогут ему ликвидировать пробелы в знаниях.

    Говорит, что не хватает времени? Сядьте за стол, распишите каждый день недели по минутам. Вот увидите, выяснится, что еще и свободного времени часа по два ежедневно выкраивается.

    Так много задают, что после шести-семи уроков в школе ему просто не заставить себя взяться за выполнение домашних заданий? Поверьте, детям действительно тяжело. Особенно если они не трудоголики и не слишком амбициозны. Но поищите приемлемый выход. Количество уроков меньше не сделаешь, домашнее задание не сократишь. Значит, ищем другие варианты. Может быть, попробовать выполнять часть заданий, потом разрешить заняться любимыми делами (пусть это даже просто поваляться на диване), затем следующую порцию выполнить. Может быть ребенок настолько выматывается эмоционально и физически в школе, что ему после уроков требуется отдых, а потом уже можно взяться за подготовку по завтрашним предметам.

    Сами понимаете: если выяснились причины получения двоек, то появляется реальная возможность помочь выйти из замкнутого круга низких оценок, нервозности, неприятия, озлобленности.

    Может быть ребенок считает, что сила вашей любви к нему полностью зависит от успеваемости в школе. А потому он проверяет, что будет, если он начнет приносить плохие оценки. Если же он решит, что действительно его любят за успехи, то может нарочно перестать учиться – своеобразная месть вам за такое отношение к нему, вымещение боли за нелюбовь.

    Нужно различать, что ребенок может плохо учиться, потому что у него много дел, он постоянно находится в поиске, что-то экспериментирует, исследует. А может демонстративно, назло, причем еще и бравирует этим, например: «А я не буду готовиться к контрольной (а еще хуже — к экзамену и т.д.). И что вы сделаете? Не заставите меня все равно». И действительно не подготовится, будет бездельничать. Это уже очень сложная ситуация, в которой поможет разобраться только хороший психолог.

    Обсудите с ребенком важность и необходимость успешного освоения школьной программы. Замечайте любые положительные сдвиги в этом направлении. Получил за контрольную три с минусом, а до этого были две двойки? Молодец! Самостоятельно справился с заданием по математике, даже не списал? Отлично!

    Любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его, цените успехи, поддерживайте позитивные начинания.

    Сталкиваясь с тем, что любимое чадо начинает исправно таскать «двойки» и «тройки», мало кто из взрослых по-настоящему задумывается, как можно исправить ситуацию. Единственно верное решение, как считает большинство родителей, лежит на поверхности: отругать, да и все тут! Глядишь, в другой раз будет старательнее. К сожалению, такой подход зачастую приводит к прямо противоположному результату: ребенок, которого обругали на чем свет стоит за случайную «двойку», не начинает учиться лучше, а напротив, окончательно запускает учебу, а порой может даже стать агрессивным. Родители, искренне недоумевая, часто начинают еще сильнее давить на отпрыска — стоит ли говорить, что это лишь усугубляет ситуацию?

    С другой стороны, совсем не обращать внимания на плохие оценки ребенка тоже нельзя — расслабившееся чадо в мгновение ока смекнет, что родители дали слабину. Впоследствии «переучить» такого ребенка очень сложно: если вы несколько лет не обращали внимания на дневник вашего школьника, но через какое-то время начали требовать с него хороших отметок, заставить учиться привыкшего «забивать» на учебу ребенка не получится. Мы провели небольшое исследование и выяснили, почему ругать ребенка за плохие оценки нельзя ни в коем случае. Узнать о причинах вы можете, прочитав нашу статью.

    Причина первая: оценки не характеризуют человека

    Оценки, которые получает ваш ребенок, могут рассказать о многом, но только не о том, каким человеком он на самом деле является. Характеризовать человека, обращая внимание лишь на его оценки, очень глупо, но, к сожалению, именно этим «страдает» большинство родителей: в попытках вразумить собственное чадо они начинают сравнивать его успехи с достижениями какого-нибудь отличника. Такое сравнение заставляет ребенка почувствовать себя плохим (раз у него не получается достичь того же, чего добился гипотетический Вася Иванов), обесценивает его собственные успехи. Ругать своего ребенка только потому, что он получил неподобающую, на ваш взгляд, оценку, ни в коем случае нельзя еще и по той причине, что оценка может не отражать реальных знаний: нередки случаи, к примеру, когда учитель намеренно занижает оценки ребят, чьи родители не вовремя сдали (или не сдали вовсе, хоть это и не обязательно) деньги для классных нужд. К сожалению, до объективного оценивания способностей каждого ребенка большинству школ еще очень и очень далеко, и потому на оценках зацикливаться не стоит: в большинстве случаев они все равно не отражают действительности.

    Причина вторая: ребенок может подумать, что вас интересуют только оценки

    Если вы ругаете ребенка за то, что он принес не очень хорошую оценку, или же, наоборот, хвалите свое чадо за высокий результат, отмеченный в дневнике, есть риск, что ребенок подумает, будто вас интересуют только школьные успехи. Любому ребенку хочется быть любимым вне зависимости от того, какие успехи он делает в школе. Ругая собственное чадо за плохие оценки, вы, конечно, можете добиться того, что он станет лучше учиться. Тем не менее, вы рискуете спровоцировать у ребенка развитие так называемого детского перфекционизма, или же синдрома отличника : избавиться от него впоследствии будет достаточно сложно.

    Причина третья: ругая ребенка за плохие оценки, вы убиваете мотивацию учиться лучше

    Почему-то многие родители думают, что страх, который испытывает ребенок, боясь получить плохую оценку, является отличной мотивацией, которая заставляет учиться лучше. Может быть, в некоторых случаях такая «мотивация» и сработает, и вы какое-то время даже сможете наблюдать череду пятерок и четверок в дневнике своего школьника. К счастью или к сожалению, в большинстве случаев угрозы родителей ни к чему хорошему не приводят: заставить ребенка лучше учиться, лишь ругая его за плохие отметки, не получится. Увы, вероятнее всего, вам придется наблюдать исход, совершенно отличный от того, что вы ожидали: ребенок попросту растеряет остатки мотивации, которая могла бы сподвигнуть его учиться лучше. Наказание в этом случае становится бессмысленным, бесполезным и даже вредным: вы не только не добились того, чего хотели, но еще и ухудшили и без того плачевную ситуацию.

    Нам так хочется, чтобы ребенок вырос успешным, что иногда мы перегибаем палку. Например, требуем приносить высокие оценки и ругаем за низкие, веря, что хорошая оценка равна крепким знаниям. Но ведь это далеко не всегда так. Так стоит ли наказывать детей за плохие оценки?

    Источник фото: pixabay.com

    В круговороте дней находим время только на то, чтобы властным голосом спросить: а что ты сегодня получил в школе? Или же, наоборот, считаем, что успешность неважна, и советуем: да не волнуйся ты за оценки, мол, все гении плохо учились.

    Как правильно реагировать на низкие оценки, чтобы мотивировать, а не отпугнуть ребенка от обучения?

    Система оценок в школе создана для того, чтобы побуждать детей учиться

    На практике часто получается так, что одноклассники конкурируют между собой за лучшие оценки, и эта конкуренция не всегда здорова.

    Некоторым из отличников завидуют, некоторых презирают, обзывая «ботанами», поэтому высокие оценки - еще не признак успеха. Зато низкие баллы часто наоборот демотивируют, совершенно отворачивают от учебы - мол, если я получаю плохие оценки, зачем вообще учиться? Оценки также и не являются мерилом знаний. Все мы знаем (в том числе и вспоминая собственные школьные годы), что оценку можно повысить благодаря рефератам, стенгазетам или даже старательной уборке в ​​классе.

    Имеет ли это какое-либо отношение к знаниям? Конечно, нет.

    А в наше «интернетное» время даже для реферата или сочинения не надо ходить в читальный зал или составлять план повествования - достаточно нажать кнопку «Скачать» - и готово!

    Оценки воспринимаются как валюта, которой можно расплатиться

    Например, от родителей можно получить желаемые игрушки, развлечения или карманные деньги. От одноклассников - признание. От учителей - хорошее отношение. Высокие баллы в аттестате не гарантируют, но повышают шансы попасть в престижный вуз.

    Так стоит ли родителям слишком беспокоиться об оценках? И да, и нет.

    • С одной стороны, ругать за оценки не следует.

    Во-первых, ребенку действительно может «не идти» материал или вообще весь предмет. Поэтому, ругая за оценки, вы унижаете ребенка. По этой же причине нельзя ни смеяться, ни угрожать.

    Ребенок и без вас может находиться в стрессе, а вы еще и способствуете его низкой самооценке. А для того, чтобы начать хорошо учиться, надо быть спокойным и уверенным в своих силах.

    • Во-вторых, ребенок может подумать, что вы любите его только за хорошие оценки, а не просто так.

    Такое отношение может глубоко оскорбить ребенка, сделать его закрытым или даже нечестным. Иногда и одного скандала хватит, чтобы ребенок начал скрывать от вас свою школьную успеваемость, прятать дневник, подтирать плохие оценки, и главное - не доверять вам.

    Исследования показывают, что сочетание низких баллов со строгим родительским контролем повышает риск развития или усиления у детей комплекса неполноценности, энуреза, расстройств сна, тиков, заикания, истерик и даже может спровоцировать склонность к самоубийству.

    Однако как действовать, если ваш школьник, который раньше учился хорошо, вдруг стал приносить плохие оценки?


    Источник фото: pixabay.com

    Попробуйте разобраться, что именно стало причиной школьной неуспеваемости

    Ведь плохая оценка - не всегда признак низкого уровня знаний.

    Возможно, ребенок плохо себя чувствовал, переживает конфликт с учительницей или одноклассниками, растерялся и забыл выученное, перепутал и ответил не на тот вопрос... Причин много.

    Но и если ребенок действительно не выучил, не разобрался - для этого тоже есть какая-то причина. Может, она лежит на поверхности (сложная или скучная тема) или спрятана глубже. Помогите ребенку преодолеть ее, даже если это банальная лень.

    Не стоит также торговаться с ребенком за оценки: мол, закончишь семестр по английскому на «отлично», поедем на каникулах кататься на лыжах. Такая практика вообще не является хорошим воспитательным методом, хотя она, возможно, иногда эффективна. Таким образом вы только провоцируете ребенка гнаться за оценками.

    Вместо этого попробуйте заинтересовать именно получением знаний, расскажите, какие преимущества это даст.


    Источник фото: pixabay.com

    Так, может, пусть учится, как хочет?

    В такие крайности вдаваться тоже не стоит. Ребенок может чувствовать себя брошенным; кроме того, оценки действительно могут быть симптомом проблем, которые вы могли бы помочь решить.

    Сводить на нет любую мотивацию ребенка фразами типа «оно тебе не понадобится», «еще никто без этого не умер», «я тоже этого не знаю, и прекрасно живу» также не надо.

    А нужно ли, в таком случае, хвалить за хорошие оценки?

    Конечно, но непрямо - не говорите ребенку:

    Ты молодец, потому что получил "отлично".

    Говорите:

    Ты молодец - так хорошо выучил, что на ‘отлично’ ответил!.

    И вообще - старайтесь как можно меньше обращать внимание на полученные баллы, обращайте внимание на полученные знания и на чувства ребенка.

    Может, это и не станет залогом добросовестной учебы, но сохранит нервы и вам, и вашему школьнику.

    Источник: sittersglobal.com

    А для вашего школьника важны оценки? А для вас?

    Когда сделать ЭКО будет так же просто, как сходить в магазин? Интервью с репродуктологом