Правила поведения в общественном транспорте. Культура пассажира. Правила поведения в автобусе. Что должен знать каждый пассажир? Правильные люди в автобусе

(Продолжить)

Общественный транспорт - это автобусы, троллейбусы, трамваи и метро. Аварийные ситуации в автобусах, троллейбусах и трамваях чаще всего возникают в результате столкновения, резкого торможения, падения с высоты и затопления салона. В троллейбу­сах и трамваях также существует опасность поражения электриче­ским током.
Правила безопасного поведения пассажиров при пользовании этими видами транспорта:
>ожидать маршрутные транспортные средства следует только на остановках;
^ садиться в транспорт можно только после его полной остановки;
>запрещается стоять на выступающих частях и подножках транспортных средств, прислоняться к дверям, отвлекать водителя разговорами во время движения;
^ при движении нельзя спать, по возможности надо следить за си­туацией на дороге;
^ если во время движения возникает опасность столкновения: другим объектом, следует принять устойчивое положение и ухватиться руками за поручни (ремни); сидящий пассажир должен упереться ногами в пол, а руками в переднее сиденье и наклонить голову вперед;
> при аварии троллейбуса и трамвая покидать их следует только прыжком, чтобы избежать поражения электрическим током.
>покидать транспорт можно только после его полной остановки
Аварийные ситуации в метрополитене случаются из-за столкновения и схода с рельсов поездов, а также в результате взрывов, пожаров, разру­шения конструкций эскалаторов, падения вещей и пассажиров на пути.
Самыми опасными зонами в метро являются турникеты, эска­латоры, перроны и вагоны.
Правила безопасного поведения в метро:
>нельзя пытаться пройти в метро бесплатно (удар створок турни­кета довольно сильный);
>нельзя бежать по эскалатору, ставить вещи на его ступени, са­диться на них, стоять спиной по ходу движения;
>нельзя задерживаться, выходя с эскалатора;
> нельзя подходить близко к краю платформы и к вагону поезда до его полной остановки;
>нельзя пытаться самостоятельно достать упавшую на пути вещь, нагло обратиться к дежурному по станции;
>в случае неожиданного разгона или разрушения ленты эскалато­ра надо перебраться на соседний эскалатор, перекатившись через ограждение.
В условиях активизации террористической деятельности при обнаружении бесхозных вещей (сумок, коробок, пакетов, свертков, кейсов и т. д.) надо немедленно сообщить об этом должностным лицам на транспорте (водителям, машинистам поездов, дежурным по станции) или сотрудникам милиции и действовать по их указаниям.

Отправляясь в дорогу на автобусе, мы, естественно, думаем о нашей безопасности. Поэтому внимательно изучаем, какие автобусы курсируют по данному маршруту, смотрим рейтинг перевозчиков, мониторим погодные условия на день поездки и так далее.

Но зачастую забываем, что наша безопасность зависит и от нас самих, от того, насколько точно мы будем соблюдать правила поведения в дороге.

А чтобы их в точности выполнять, необходимо уяснить, что запрещено пассажирам междугородних автобусов.

Что нельзя делать в междугороднем автобусе

  • Категорически запрещено отвлекать водителя. Все разговоры, вопросы, претензии - только во время остановки. Помните: секундный поворот головы водителя в вашу сторону может стоить жизни и вам, и всем остальным пассажирам
  • Явиться на посадку в нетрезвом состоянии и употреблять во время поездки спиртные напитки. Водитель имеет право отказать в перевозку нетрезвого пассажира и/или высадить его на любой промежуточной станции
  • Курить в салоне автобуса. Курильщики могут удовлетворить свою потребность в никотине на санитарных остановках, которые междугородний автобус делает по расписанию
  • Ходить по салону автобуса во время движения. Исключение составляет только момент, когда вам надо срочно подойти к водителю, чтобы сообщить о чрезвычайной ситуации, которую вы обнаружили, и устранение которой требует немедленных действий
  • Загромождать проход в автобусе вещами, тем самым мешая движению пассажиров и персонала
  • Мусорить в салоне автобуса. Весь мусор необходимо складывать в полиэтиленовый пакет, который можно будет выбросить на стоянке автобуса в мусорный бак
  • Опаздывать к отправлению автобуса при остановках на промежуточных станциях. После остановки автобуса водитель объявляет время стоянки, которое вы не должны нарушать. В противном случае автобус может отправиться дальше уже без вас
  • Мешать пассажирам автобуса: приставать к ним с разговорами, громко включать собственные гаджеты (слушая музыку, аудиокниги, просматривая фильмы и т.д.), занимать часть соседнего кресла и тому подобное
  • Портить имущество и оборудование автобуса

Четкое соблюдение этих правил всеми пассажирами автобуса гарантирует безопасную и комфортную поездку на междугородних автобусах.

Правила поведения в общественном транспорте. Правила пользования общественным транспортом

К общественному транспорту относятся автобусы, троллейбусы, трамваи и метро. Аварийные ситуации при проезде в автобусах, троллейбусах и трамваях чаще всего возникают в результате столкновения, резкого торможения, падения с высоты, затопления салона и пожаров. В троллейбусах и трамваях, кроме того, существует опасность поражения электрическим током.

Основные правила безопасного поведения пассажиров при пользовании этими видами транспорта заключаются в следующем:

Ожидать маршрутные транспортные средства следует только на остановках, обозначенных указателями;

Садиться в транспорт можно только после его полной остановки;

Не разрешается стоять на выступающих частях и подножках транспортных средств, прислоняться к дверям, отвлекать водителя разговорами во время движения;

Высаживаться из транспорта можно только после его полной остановки;

При движении не следует спать, по возможности нужно следить за ситуацией на дороге;

Если во время движения возникает опасность столкновения транспортного средства с другим объектом, надо принять устойчивое положение и крепко ухватиться руками за поручни (ремни); сидящему пассажиру следует упереться ногами в пол, а руками в переднее сиденье (панель) и наклонить голову вперед;

При аварии троллейбуса или трамвая покидать их во избежание поражения электрическим током следует только прыжком.

Аварийные ситуации в метрополитене возникают из-за столкновения и схода с рельсов поездов, взрывов, пожаров, разрушения конструкций эскалаторов, падения вещей и пассажиров на пути.

Наиболее опасными зонами в метро являются турникеты, эскалаторы, перроны и вагоны.

Безопасное поведение в метро заключается в выполнении следующих правил:

Не пытайтесь пройти в метро бесплатно (удар створок турникета довольно сильный);

Не бегите по эскалатору, не ставьте вещи на его ступеньки, не садитесь на них, не стойте спиной по ходу движения;

Не задерживайтесь, выходя с эскалатора;

Не подходите к краю платформы и к вагону поезда до его полной остановки;

Не пытайтесь достать упавшую на пути вещь, обратитесь к дежурному по станции;

В случае неожиданного разгона или разрушения ленты эскалатора следует перебраться на соседний эскалатор, перекатившись через ограждение.

При возникновении любой аварийной ситуации на городском общественном транспорте или в метро следует организованно и четко выполнять указания водителя, кондуктора и машиниста поезда.

В условиях активизации террористической деятельности при обнаружении бесхозных вещей

(сумок, коробок, пакетов, свертков и т. д.) следует немедленно сообщать об этом должностным лицам на транспорте (водителям транспортных средств, машинистам поездов, дежурным по станции) или сотрудникам милиции и действовать в соответствии с их указаниями.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 74 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Поиск Лекций

Культура поведения в транспорте

Своеобразные правила этикета существуют и для городского транспорта:

  • Ожидая свой автобус, соблюдайте порядок очереди.
  • Если вы едете вместе с другом или знакомым, или разговариваете по телефону, старайтесь делать это как можно более тихо и ненавязчиво.
  • Не кушайте ничего в транспорте.
  • Помогайте в маршрутках и автобусах передавать деньги за проезд. И оплачивайте его за себя, конечно же.
  • Помните, что вы в транспорте - не единственный пассажир, ведите себя аккуратно, не толкайтесь, не наступайте никому на ноги.
  • Не проталкивайтесь к выходу напролом, спросите, не выходит ли кто на вашей остановке. Если же об этом спрашивают вас – ответьте и пропустите человека, чтобы смог пройти мимо.
  • Не занимайте в общественном транспорте сиденья, предназначенные для инвалидов, пожилых и пассажиров с детьми, уступайте им и обычные места.

Прием пищи занимает большую и важную часть нашей жизни, поэтому еще одни правила, без которых высокая культура поведения человека невозможна - это правила поведения за столом.

Культура поведения в школе Отдельно поговорим о правилах поведения детей школьного возраста. Культура поведения и взаимоотношений в этом случае предполагает, что школьники должны с уважением относиться к учителям и ко всем работникам школы. При любых обстоятельствах должны сохраняться отношения «учитель – ученик», даже в общении с младшим преподавательским составом. В личную жизнь учителей и других учеников дети не вмешиваются.

При встрече с учителем школьники здороваются первыми. Нельзя забывать про культуру речи: в ней не должно быть жаргонизмов, нецензурной лексики, грубых и оскорбительных выражений; повышать тон на учителя тоже не стоит.

Ученики не должны создавать беспорядки на школьной территории, бегать, кричать, ввязываться в споры и драки с другими учениками, применять физическую силу.

Порча школьного имущества и высокая культура поведения тоже несовместимы, так что ребенок должен понимать, что рисовать на школьной мебели, плеваться, приклеивать жвачки – это плохо. Соответственно, дети должны соблюдать порядок, поддерживать чистоту и не мусорить в школе.

Приходить на урок ученики должны опрятно одетыми, не опаздывая, а лучше всего – минут за двадцать до начала первого по расписанию урока, особенно в зимний период, чтобы успеть переобуться в сменную обувь и приготовиться к занятиям.

К началу урока дети должны сидеть на своих местах. Когда в классную комнату заходит учитель, дети встают, чтобы его поприветствовать, и ждут, пока он им ответит, подав сигнал сесть.

Культура поведения на уроке предусматривает внимание и тишину со стороны учащихся. Дети должны понимать, что учебное время предназначено, собственно, для обучения, а отдохнуть и поболтать всегда можно на переменке. Отвечать на вопросы учителя или задать вопрос ему самому ребенок может, подняв руку и дождавшись учительской реакции.

Ученикам нельзя покидать территорию школы в учебное время без ведома учителей. На уроке, если учащемуся нужно выйти, он поднимает руку и просит разрешения у учителя.

Обучая правилам этикета учащихся, однако, не забудьте подумать и о себе, то есть о том, хорошо ли вы поработали над собственной культурой поведения на работе и достаточно ли близко вы знакомы с деловым этикетом.

А с помощью этого видео вы можете поработать над еще одной частью культуры поведения – дорожной! Начинающим и опытным автомобилистам на заметку.

2. Формирование культуры межнационального общения является сложным, многоаспектным, длительным процессом утверждения в образе мышления, чувствах и поведении людей таких гуманных норм, как благожелательность, дружелюбие, терпимость, взаимопонимание, взаимность в отношениях между людьми разных национальностей. Однако без этого невозможно существование современных полиэтнических сообществ.

Культура межнационального общения — это система характерных для личности нравственных идей и представлений, форм и способов поведения, специфических видов деятельности, которые осуществляются в целях взаимодействия, углубления взаимопонимания и взаимовлияния культур между людьми разных национальностей. Межнациональное общение является сложным, структурированным понятием. Оценить его сформированность можно по наличию следующих компонентов: национальное самосознание; ориентация на общечеловеческие ценности; интерес к истории, литературе, культуре, науке других народов; отношение к представителям иного народа и его культуре, проявляющееся в содержание культуры межнационального общения личности включает в себя следующее. Человек должен знать:

  • историю и культуру своего этноса;
  • национальную культуру этносов, с которыми осуществляется процесс общения;
  • нормы и правила поведения при взаимодействии людей разных национальностей;
  • нормы, принципы и требования общей гуманистической этики;
  • знание национальных и межнациональных отношений в стране и регионе;
  • знания о правах человека и народов, о межэтнических и межконфессиональных конфликтах и причинах их возникновения.

Человек должен воспитать в себе:

  • уважение ко всем народам;
  • способность к сопереживанию каких-либо событий с любыми людьми независимо от их национальной принадлежности;
  • способность к рефлексии;
  • способность противостоять национальной ограниченности и национальному недоверию;
  • тактичность;
  • терпимость к инакомыслию.

Человеку необходимо иметь:

  • оценочные суждения о проблемах, происходящих в мире, стане, регионе и о поступках отдельных людей, связанных с национальной сферой;
  • позитивные убеждения в вопросе межнациональных отношений; Человек должен
  • быть готовым и уметь контактировать с представителями других национальностей, с учетом национальной специфики участников контакта;
  • осуществлять совместную успешную деятельность;
  • уметь преодолевать межнациональные конфликтные ситуации;
  • быть дружелюбным, поддерживать дружеские отношения с людьми других национальностей, оказывать взаимовыручку между людьми разных национальностей;
  • содействовать расширению взаимосвязей своей нации с народами страны.

Логика развития общечеловеческой культуры не совпадает с логикой развития интернациональной культуры. Если можно допустить, что общечеловеческое – это вне- и надклассовое, то интернациональное не должно быть вне- или наднациональным, поскольку такое понимание легко превращается в антинациональное. Более точным является понятие «межнациональное», но, поскольку речь идет о культуре, еще более точным было бы понятие «вненациональное».

Национальный характер культуры каждого народа имеет глубокие корни, которые, в сущности, выступает корнями его самосознания. Даже самоназвания многих народов племен и народов означают в переводе «люди» или «настоящие люди». То есть свою культуру каждой народ считает не просто родной, а человеческой по преимуществу. И это так же по-человечески естественно, как естественно каждому из людей в глубине души считать человеком, прежде всего, себя.

этому интернационализация культуры есть развитие общечеловеческого содержания в каждой национальной культуре при сохранении традиционных для каждого народа формы и способа выражения данного содержания. Интернационализм в культуре – это признание за каждым народом права быть самим собой и терпимость в отношении его национального своеобразия. Интернационализация культуры обусловлена тем, что в самых глубинных основаниях культуры любого народа всегда содержатся сходные для всех национальных культур элементы. Их называют культурными универсалиями. Это нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Существование культурных универсалий обусловлены тем, что любые культуры суть разные воплощения «человечности», то есть того, что составляет природу человека. Ведь культура и есть то, что делает человека – человеком, а группу людей – человеческим сообществом. Никакая культура не была бы культурой, если бы она не содержала в себе нормы, определяющие подлинно человеческие способы поведения. Закрепленные в культурных универсалиях общечеловеческие ценности и идеалы обеспечивают выживание и совершенствование человечества.

ВОзникающее ныне культурное единство человечества, связанное с процессом глобализации, принципиально изменяет механизмы, определяющие до сих пор судьбу отдельных культур. Всемирная история выходит на многомерный диалог культур. Степень усвоения той или иной национальной культурой мировых достижений можно рассмотреть как критерии ее развития. В этом смысле следует говорить не только о разнообразии культур, но и о разнице между более и менее развитыми культурами. Однако чем больше втягиваются отсталые культуры в мировой культурный процесс, тем скорее поднимается ее уровень развития. Выравнивание уровней развития культур — одна из характерных черт современной эпохи.

3. современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самопознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обуславливают огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного окружения.

Образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, обучающийся осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам.

Формирование культуры межнационального общения - длительный и многогранный процесс, который связан с формирования культуры межличностных отношений. На бытовом уровне дети постоянно впитывают, осваивают традиции и обычаи своих соседей, в школе изучают историю других народов, постигают общность нашего социально-исторического развития. И дети, и взрослые накапливают опыт межнационального общения в совместной деятельности, в повседневных контактах. Это помогает преодолеть национальное самовозвеличивание, чувство национальной исключительности. Задача педагогов - сформировать у школьников уважение к чести и достоинству каждого народа и каждого человека, убедить их в том, что нет народа лучше или хуже другого. Главное - в самом человеке: каков он, а не к какой национальности принадлежит. Достоинства людей - их личные, а не национальные черты, недостатки человека принадлежат к данному человеку, а не народу.

В сегодняшних условиях возрастает важность формирования культуры межнационального общения подрастающего поколения.

Культура межнационального общения зависит от общего уровня обучающихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль. Очевидно, что в основе культуры межнационального общения лежат принципы гуманизма, доверия, равноправия и сотрудничества.

Культура межнационального общения - это многофункциональное явление, имеющее интегративную характеристику. Она имеет следующие структурные компоненты:

· когнитивный - знание и понимание норм, принципов и требований общей гуманистической этики - таких, как долг, ответственность, честь, добро, справедливость, совесть и др.; проблем теории и практики межнациональных отношений;

· мотивационный - желание освоить историю и культуру своей нации, а также других народов; интерес к общению с другими людьми, представителями других национальностей;

· эмоционально-коммуникативный - способность к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке; самокритичность, толерантность;

· поведенческо-деятельностный - владение своими эмоциями, умение объективно оценивать ситуацию, непримиримость к нарушению прав человека любой национальности и веры.Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».

Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме.

Проблема культуры общения - одна из самых острых в образовательном процессе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

Этикет в общественном транспорте: 15 правил

«Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современном образовании..

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения преподавателя и обучающегося сущность, которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии — способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

У студентов важно воспитывать такие качества, как политическая осведомленность, сознательное участие в политической жизни общества, умение идти на компромисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека независимо от его национальности. Эти качества формируются в процессе деятельности и общения, направленных на созидание, заботу о людях, вызывающих потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствующих проявлению внимания и сочувствия к людям.

На всех этапах работы с коллективом, где представлены разные национальности, независимо от возраста обучающихся педагогу необходимо продумать практические меры, чтобы студентам легче было преодолеть в себе национальную замкнутость, эгоизм, ориентироваться на повышение культуры общения всего коллектива, использовать его возможности для противодействия вредным националистическим влияниям.

Большую ценность для обучающихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, самобытности искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы педагог не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в учебной и внеклассной работе (во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т. д.).

Целесообразно привлечение к воспитательной работе ветеранов, общение с которыми можно назвать настоящей школой патриотизма и интернационализма. Это могут быть не только участники Великой Отечественной войны, но и совсем молодые люди, за плечами которых Афганистан, Чечня и другие «горячие точки». Приближенность к реальным судьбам людей позволит более гибко и всесторонне обсуждать межнациональные проблемы. Первостепенное значение здесь имеет воспитание толерантности и веротерпимости.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание многообразия форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Это качество является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека.

В рамках педагогического влияния на межнациональное общение необходимо говорить о воспитании межнациональной толерантности, потому что она проявляется в отношениях между представителями разных национальностей и предполагает способность видеть и строить межнациональные отношения с учетом соблюдения интересов и прав взаимодействующих сторон.

Национальная толерантность трактуется как специфическая черта национального характера, духа народов, неотъемлемый элемент структуры менталитета, ориентирующий на терпимость, отсутствие или ослабление реакции на какой-либо фактор в межнациональных отношениях. Таким образом, межнациональная толерантность – это свойство личности, которое проявляется в терпимости к представителям другой национальности (этнической группы) с учетом ее менталитета, культуры, своеобразия самовыражения.

Методика воспитания культуры межнационального общения базируется на знании учителем особенностей детей, отношений между ними. При организации работы по воспитанию культуры межнационального общения педагогам необходимо знать и учитывать: а) индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры; б) национальный состав коллектива учащихся; в) проблемы в отношениях между детьми, их причины; г) культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях. Изучив и проанализировав ситуацию, педагоги ведут поиск эффективных форм воспитания у школьников культуры межнационального общения, определяют конкретное содержание этой работы

Педагогу следует исходить из того, что культура межнациональных отношений является общечеловеческой ценностью и базируется на общечеловеческой нравственности. Ее основу составляют формирование гуманных отношений между людьми независимо от их национальности, воспитание уважения к культуре, искусству разных народов, к чужому языку. Эту работу можно проводить в учебное и внеурочное время, через всю систему отношений в коллективе класса, любого образовательного учреждения. Но патриотизм и интернационализм нельзя воспитывать на словах, путем призывов и лозунгов. Важно создавать организации, ведущей целью которых является гармонизация общечеловеческих и национальных ценностей. Эти организации самостоятельно разрабатывают программы возрождения родного языка, изучения истории и культуры народа.

Эффективным средством воспитания может быть этнографический музей, созданный в результате совместной поисковой работы педагогов, обучающихся и родителей с целью воспитания памяти о нашем прошлом, нравственных ценностях, формирования представлений о быте, культуре, образе жизни своего народа, воспитания бережного отношения к предметам старины. Студенты не только собирают и изучают этнографический материал, знакомятся с историей, культурой и искусством народа, но и сами изготавливают копии предметов быта, шьют и демонстрируют модели национальной одежды, организуют народные гулянья и праздники, вовлекая в них и родителей.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Выписка из устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (ред. от 08.11.2007 №259-фз), правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (ред. от 14.02.2009 №112), приказа Минавтотранса РСФСР «Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте» (ред. от 31.12.1981 №200).

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, в том числе требования к перевозчикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.

2. Регулярные перевозки пассажиров и багажа

2.1. Остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.

2.2. Водитель или кондуктор обязаны правильно и четко объявлять пассажирам названия каждого остановочного пункта и следующего за ним, мест пересадок, а при изменении маршрута объявлять об этом на каждой остановке, а так же заранее предупреждать пассажиров, находящихся в транспортном средстве, об остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.

2.3. В случае прекращения поездки в предоставленном транспортном средстве в связи с его неисправностью, аварией или другими причинами пассажиры вправе воспользоваться приобретенным билетом для проезда в другом транспортном средстве, указанном перевозчиком. Пересадка пассажиров в другое транспортное средство организуется кондуктором или водителем того транспортного средства, на проезд в котором были приобретены билеты.

2.4. Нормы провоза ручной клади и багажа, в том числе бесплатного, устанавливаются перевозчиком с учетом требований, предусмотренных статьей 22 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

2.5. В составе ручной клади разрешается провозить предметы вне зависимости от вида упаковки. Обеспечение целостности и сохранности ручной клади является обязанностью пассажира. Размещение ручной клади на местах, предназначенных для сидения, в проходе между сидениями, возле входа или выхода из транспортного средства, в том числе аварийного, запрещается.

2.6. Наличие у пассажиров билетов, багажных квитанций и квитанций на провоз ручной клади контролируется должностными лицами, уполномоченными перевозчиками, а также иными лицами, на которые такой контроль возложен в соответствии с федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации (далее — контролер).

2.7. Безбилетным является лицо:

а) обнаруженное при проверке в транспортном средстве без билета;

б) предъявившее билет без отметки о гашении, если гашение билета является обязательным;

в) предъявившее поддельный билет;

г) предъявившее билет, срок действия которого истек или в котором указана фамилия и номер документа, удостоверяющего личность, не соответствующие фамилии и номеру, которые указаны в предъявленном этим лицом документе, удостоверяющем личность;

д) предъявившее ранее использованный билет;

е) предъявившее билет, предназначенный для лица, которому предоставлено преимущество по оплате проезда, и не имеющее при себе документа, подтверждающего право на предоставление указанного преимущества.

Лицо, являющееся безбилетным, оплачивает проезд от пункта посадки до пункта назначения в порядке, установленном перевозчиком.

2.9. Билет, предназначенный для лица, которому предоставлено преимущество по оплате проезда, при непредоставлении документа, подтверждающего право на указанное преимущество, изымается. Изъятие билета оформляется актом, первый экземпляр которого вручается лицу, предъявившему указанный билет.

2.10. В случае обнаружения в транспортном средстве багажа или ручной клади, перевозка или провоз которых подлежит оплате, владелец этого багажа или этой ручной клади обязан оплатить их перевозку от пункта посадки до пункта назначения в порядке, установленном перевозчиком.

2.11. Оплата стоимости проезда, перевозки багажа и провоза ручной клади, предусмотренных пунктами 2.8 и 2.10 настоящих Правил, не освобождает от уплаты штрафов за безбилетный проезд, перевозку багажа без оплаты и провоз ручной клади сверх установленной нормы бесплатного провоза, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

2.12. Пассажир обязан

2.12.1. Производить посадку и выходить из автобуса (троллейбуса) только на установленных остановочных пунктах маршрута после полной остановки подвижного состава.

2.12.2. Оплатить, не ожидая требования водителя или кондуктора, проезд и провоз ручной клади (багажа) и получить соответствующие билеты у кондуктора (водителя).

2.12.3. Пассажир обязан хранить билет, квитанцию на провоз ручной клади в течение всей поездки и предъявлять их по первому требованию лиц, осуществляющих контроль.

Каковы правила поведения в общественном транспорте?

Разовый проездной билет и контрольный билет действительны только на одну поездку в одном направлении. По прибытии на конечную остановку маршрута пассажир обязан освободить салон автобуса.

2.13. Пассажир имеет право

2.13.1. Провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышают сто двадцать сантиметров, одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску.

2.13.2. Допускается провоз в составе ручной клади животных и птиц в клетках с глухим дном (корзинах, коробах, контейнерах и др.), если размеры указанных клеток (корзин, коробов, контейнеров и др.) отвечают требованиям, предусмотренным пунктом 2.13.1. настоящих Правил.

2.14. Пассажиру запрещается

2.14.1. Препятствовать закрытию дверей или открывать их до полной остановки автобуса. Курить в салоне автобуса, открывать окна без разрешения водителя (кондуктора), высовываться из окон, находиться в салоне в нетрезвом состоянии, ставить детей и помещать багаж на сиденья, приводить в действие сигналы тормоза и механизмы для открывания дверей, кроме необходимости предотвращения несчастных случаев, отвлекать водителя и разговаривать с ним во время движения.

2.14.2. Не допускаются к перевозке багажом и провозу в составе ручной клади зловонные и опасные (легковоспламеняющиеся, взрывчатые, токсичные, коррозионные и другие) вещества, холодное и огнестрельное оружие без чехлов и упаковки, а также вещи (предметы), загрязняющие транспортные средства или одежду пассажиров.

2.15. Перевозчик вправе

2.15.1. Устанавливать нормы перевозки багажа, провоза ручной клади, в том числе бесплатно, большего размера или в большем количестве, чем это предусмотрено п. 2.13.1.

2.15.2. Отказать пассажиру в принятии багажа для перевозки, провозе ручной клади, если свойства или упаковка вещей, входящих в состав багажа, ручной клади, не отвечают требованиям, установленным правилами перевозок пассажиров.

2.15.3. Отказать пассажиру в провозе ручной клади, если ее размещение в транспортном средстве будет препятствовать входу пассажиров в транспортное средство, выходу пассажиров из транспортного средства.

3. Продажа билетов

3.1 Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

3.2 Продажа билетов для проезда в городском и пригородном сообщении производится:

а) в транспортных средствах (кондукторами или водителями);

б) в специализированных пунктах и иных местах продажи билетов вне транспортных средств.

3.3 В продаже билета может быть отказано при превышении вместимости, предусмотренной конструкцией транспортного средства, или осуществлении перевозок только с предоставлением места для сидения в случае отсутствия свободных мест для сидения. Контроль за соблюдением норм вместимости и наличием свободных мест для сидения осуществляется кондуктором, а при отсутствии кондуктора — водителем.

3.4 Продажа билета без предоставления пассажиру места для сидения допускается в случае, если возможность проезда пассажира без предоставления места для сидения предусмотрена конструкцией транспортного средства.

Забытые и найденные вещи

4.1 Лица, обнаружившие забытые вещи в транспортном средстве или на территории автовокзала, обязаны сообщить об этом кондуктору (водителю).

Каждому жителю города стоит знать и всегда придерживаться правил этикета при поездке в общественном транспорте.

При входе в транспорт

По правилам этикета, при посадке в общественный транспорт, первыми следует пропускать пожилых людей, детей и женщин.

Если вы мужчина и желаете помочь кому-либо из пассажиров войти в транспорт, сначала нужно попросить разрешения .

При входе в транспорт, обязательно следует снимать рюкзаки, сумки чтобы не беспокоить и не задевать других пассажиров.

В транспорте

Негласные правила этикета предполагают, что места в общественном транспорте предназначены для детей, инвалидов и пожилых людей. Если люди таких категорий сидят на местах, а еще есть свободные места в транспорте, их могут занять женщины.

Также по правилам этикета, если мужчина желает занять свободное место в транспорте, он сначала должен спросить у рядом стоящих людей, не хотят ли они присесть. Если после вопроса последовал ответ «нет», мужчина может спокойно занять место. Это касается и молодых людей. Спрашивать стоит негромко, также не стоит спрашивать у всех пассажиров поголовно.

По правилам этикета, даже женщина должна уступить место мужчине. Но это лишь в том случае, если мужчина пожилой, а женщина молодая. Также это возможно, если мужчина инвалид либо плохо себя чувствует.

Когда вы уступаете место в транспорте, не забывайте произносить фразу: «Присаживайтесь, пожалуйста!». Просто встать и освободить место человеку считается некультурно. Также, человек, которому уступили место, обязательно должен поблагодарить человека за оказанную любезность.

Молодые девушки и парни не должны садиться в транспорте, если в нем находиться пожилые люди, инвалиды, дети либо беременные женщины.

Если вы находитесь в транспорте со своей спутницей и ей кто-то уступает место, вы обязаны поблагодарить этого человека.

Находясь в общественном транспорте, считается некультурно рассматривать других пассажиров .

Также, в общественном транспорте каждый платит сам за себя . Молодой человек не обязан оплачивать проезд своей спутнице.

Передвигаясь общественным транспортом, всегда наготове держите проездной документ, если таков у вас имеется. Не стоит задерживать контролера и создавать лишних замешательств.

На сидячие места позволяется ставить только чистые рюкзаки и сумки и только тогда, когда нету людей, желающих занять свободное место.

Когда вы едете в транспорте с другом или знакомым, не стоит разговаривать на весь салон. Делайте это в пол тона, чтобы не отвлекать других пассажиров.

Также нельзя общаться на личные темы в общественном транспорте.

Когда вы передвигаетесь общественным транспортом с детьми , следите за тем, чтобы они вели себя культурно, не шумели и не толкались. Заранее объясните детям, как следует вести себя в общественном транспорте.

Даже в самом забитом вагоне метро вам всегда стоит придерживаться правил этикета. Не облокачивайтесь и не держитесь за других пассажиров, не наступайте им на ноги.

При выходе из транспорта

Правила поведения в общественном транспорте гласят, что при выходе из транспорта, первым должен выйти мужчина или младший по возрасту. Так, молодой человек сможет помочь женщинам и старикам, которые нуждаются в необходимой помощи: подать руку женщине, вынести сумку или помочь с ребенком.

По правилам этикета, всегда заранее готовьтесь к выходу из транспорта, чтобы потом не толкаться в спешке к выходу. Прежде, чем обойти человека, вам следует переспросить его, не собирается ли он выходить на ближайшей остановке, если нет, попросить пропустить вас ближе к двери.

5740

Каждый день миллионы граждан пользуются маршрутками, автобусами и иным общественным транспортом. Наверное, и Вы не исключение. Поэтому Вы должны знать, что нельзя делать в таких местах.

Каждый регион (субъект РФ) может устанавливать свои правила, ограничения и запреты в общественном транспорте. Однако многие правила в разных регионах принципиально друг от друга не отличаются, поэтому за образец мы возьмем правила в городе федерального значения Москве. Такие правила в городе Москве установлены Постановлением Правительства Москвы от 02.09.2008 N 797-ПП «Об утверждении Правил пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве».

Согласно п. 6.4. вышеуказанных Правил пассажирам запрещается:

  • проезжать в трамвае, троллейбусе, автобусе без оплаты проезда;
  • проезжать в пачкающей одежде, провозить предметы и вещи, загрязняющие подвижной состав или одежду пассажиров;
  • курить в салоне;
  • находиться в салоне в состоянии опьянения, распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, употреблять наркотические средства или психотропные вещества;
  • повреждать подвижной состав и оборудование, находящееся в салоне;
  • самовольно приводить в действие механизмы для открытия дверей, средства пожаротушения, рычаги аварийных люков, кольца аварийных выходов и другое оборудование, а также препятствовать закрытию и открытию дверей, если это не требуется для предотвращения несчастных случаев, связанных с угрозой жизни и здоровью пассажиров;
  • высовываться из окон, помещать ручную кладь на сиденья и загрязнять сиденья;
  • отвлекать водителя и разговаривать с ним во время движения;
  • проезжать по недействительным проездным билетам;
  • проезжать по льготному проездному документу или билету, выданному другому лицу;
  • провозить взрывоопасные, легковоспламеняющиеся, отравляющие, едкие и зловонные вещества, огнестрельное оружие, колющие, режущие и легко бьющиеся предметы без чехлов и надлежащей упаковки, ручную кладь, размер которой (сумма измерений по длине, ширине и высоте) превышает 180 см, длинномерные предметы свыше 190 см (кроме лыж в чехле), предметы и вещи, загрязняющие подвижной состав или одежду пассажиров, животных, за исключением животных, птиц - в клетке, не превышающей размеры ручной клади и домашних животных при соблюдении условий, исключающих беспокойство пассажиров (собаки должны быть в наморднике и на коротком поводке);
  • проезжать на подножках и других элементах кузова подвижного состава наземного городского транспорта общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса), не предназначенных для проезда;
  • наклеивать в салонах наземного городского транспорта общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса) любые объявления и рекламные листки без разрешения администрации транспортных предприятий;
  • брать в руки забытые или оставленные неустановленными лицами предметы и вещи. При обнаружении в наземном городском транспорте общего пользования (трамвае, троллейбусе, автобусе) забытых (оставленных) предметов, вещей, документов или каких- либо ценностей, а также почувствовав воздействие электрического тока, запаха гари, дыма или огня, пассажир обязан незамедлительно сообщить об этом водителю;
  • производить профессиональную фото-, видеосъемку в салонах подвижного состава наземного городского транспорта общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса) без разрешения администрации транспортных предприятий;
  • нарушать порядок провоза домашних животных.

Учитывая вышесказанное, в первую очередь Вам как пассажиру запрещается пользоваться общественным транспортом, не оплатив проезд. Проезд по городу - это услуга, а за услугу надо платить. Размер платы устанавливается местными властями.

Запрещено проезжать при использовании недействительного билета. Также не пытайтесь проехать по льготному билету, принадлежащему другому лицу. Этим самым Вы совершаете мошенничество.

Также из вышеуказанного следует, что Вы должны следить за своей внешностью, так как по правилам нельзя пользоваться общественным транспортом будучи в одежде, которая может запачкать автобус и маршрутку. Также нельзя проносить с собой вещи, которые могут запачкать автобус и пассажиров.

Не вздумайте курить в салоне. За это Вы можете быть оштрафованы по статье 6.24 КоАП РФ. Штраф может быть от 500 до 1000 рублей.

О возможности распития алкогольных напитков в транспорте речи не может быть. Их к тому же нельзя даже проносить вовнутрь салона. То же самое касается наркотиков и психотропных препаратов. За такие действия Вы также можете быть оштрафованы согласно ст. 20.20 КоАП РФ.

Также нельзя проносить с собой взрывоопасные, легко воспламеняющиеся, быстро бьющиеся предметы. К той же категории относятся огнестрельное оружие, отравляющие, едкие и зловонные вещества, колющие, режущие и легко бьющиеся предметы без чехлов и надлежащей упаковки, ручная кладь, размер которой (сумма измерений по длине, ширине и высоте) превышает 180 см, длинномерные предметы свыше 190 см (кроме лыж в чехле), предметы и вещи, загрязняющие подвижной состав или одежду пассажиров, животные.

Не трогайте чужие вещи. Особенно это надо соблюдать, если вещи были оставлены без присмотра. Если оставленные вещи вызывают у Вас опасение (например, нет ли там взрывоопасных веществ), то сообщите об этом администрации маршрутки и т. д., а она уже примет соответствующие меры с полицией.

Нельзя ломать транспортное средство, трогать двери, противопожарные баллоны и т. д. В противном случае Вас запишут в дебоширы.

Не высовывайтесь из окон. Во-первых, это опасно, а во-вторых, незаконно. Не кладите сумки и другие вещи на сиденья. Это может испачкать их.

Не отвлекайте командира рейса, то есть водителя. Так Вы можете стать причиной аварии и гибели людей.

Не пытайтесь прокатиться на местах и элементах транспортного средства, не предназначенных для проезда. Например, многие люди молодого возраста любят прокатиться, держась за задние поручни трамвая или троллейбуса. Конечно, это порция хорошего драйва, но это незаконно и опасно.

Нельзя фотографировать и снимать на видеокамеру внутри общественного транспорта. Исключение составляют случаи, когда на это есть разрешение от администрации общественного транспорта.

Таковы основные ограничения поведения в общественном транспорте. Зная их, Вам легче будет себя правильно вести.

Ваша Европейская Юридическая Служба.

В течение пяти дней мы рассказываем о вежливых людях, ужасных привычках горожан и правилах поведения в разных местах. В этом материале мы выступаем со списком рекомендаций относительно того, как вести себя на улице и в общественных пространствах.

1. Не начинайте заходить в вагон метро, пока из него не вышли все пассажиры.

2. Уступайте место пожилым людям, беременным девушкам и женщинам с детьми, а по возможности вообще не садитесь в общественном транспорте.

3. Не ездите в общественном транспорте с распущенными волосами в часы пик.

4. На перронах и переходах держитесь слева и двигайтесь со скоростью потока.

5. Старайтесь не изучать содержимое книги или телефона соседа по вагону, даже если вам очень скучно.


6. Не стойте на левой половине эскалатора. Если вы оказались там вопреки своей воле - не пытайтесь втиснуться на правую сторону, лучше спуститесь/поднимитесь пешком.

7. Придерживайте дверь для следующего пассажира, выходя из вестибюля метро.

8. Зайдя в автобус, троллейбус или трамвай через переднюю дверь, проходите в конец салона, не толпитесь в его начале.

9. Не кидайте на межэскалаторное пространство фантики, бумажки и монеты, даже если вам очень хочется посмотреть, как они будут скатываться вниз.

10. По возможности старайтесь не есть и не спать в общественном транспорте.

11. Старайтесь не целоваться на эскалаторе в метро - такое поведение может задеть пассажиров с разбитым сердцем.


12. Если вы оказались в маршрутке, постарайтесь заплатить за себя самостоятельно, не привлекая к этому сидящих впереди пассажиров.

13. Не разглядывайте других пассажиров общественного транспорта, даже если они выглядят и ведут себя крайне эпатажно.

14. Если вы решили посмотреть кино или поиграть в игру во время поездки, используйте наушники.

15. Не вступайте в диалоги с городскими сумасшедшими и не вмешивайтесь в скандалы, особенно если они вас не касаются.

16. Не изучайте карту метро или направления выходов, остановившись посреди плотного потока пассажиров.

17. Перед входом в автобус, троллейбус или трамвай с валидатором приготовьте билет заранее, чтобы не задерживать всех остальных пассажиров.

18. Стоя около дверей в вагоне метро, не опирайтесь всем телом на поручень ближайшей скамейки.


19. Сидя на ближайшей к дверям вагона метро скамейке, старайтесь не высовывать плечо и руку за её границу. Так стоящим около дверей людям будет гораздо комфортнее.

20. Если вагон или автобус не переполнен, не надо вставать вплотную к другим людям.

21. Если в вагоне или автобусе не очень много свободных мест, не кладите сумки и пакеты на соседнее сиденье. Положите их на пол, освободив место для других пассажиров.

22. Не выходите из дверей с надписью «нет выхода» и не входите в те, где написано «нет входа»

иллюстрации : Маша Шишова

Согласно этикету, соблюдаемому при входе в любой из видов общественного транспорта, первыми входить должны дети, женщины и пожилые люди, а также люди с ограниченными физическими возможностями. Изъявив желание помочь при посадке, должен обязательно попросить на это . Нет нужды стоять в дверях, затрудняя таким образом проход остальным пассажирам. Также не следует лезть в середину переполненного салона, расталкивая на своем пути других людей. Если передать кондуктору плату за проезд не представляется возможным, можно вежливо попросить об этом кого-нибудь из пассажиров. Входя в общественный транспорт, следует снимать с плеч объемные сумки или рюкзаки, чтобы не задеть ими людей.

Если возникла потребность перевезти с помощью общественного транспорта крупногабаритную кладь, она не должна создавать дискомфорт окружающим.

Кому следует уступить место

Существуют негласные правила гражданского , согласно которым сидячие места в автобусах, троллейбусах или трамваях предназначены, в первую очередь, для стариков, и инвалидов. Если пассажиры данных категорий сидят, и при этом свободные места все еще остаются, их занимают женщины и девушки. Мужчина может присесть в общественном транспорте, если на это место близстоящие пассажиры не претендуют. Прежде мужчина или молодой человек обязан спросить у стоящих рядом пассажиров, не желают ли они присесть.

Мужчины обязаны уступать место абсолютно всем женщинам, а женщины, в свою очередь, должны уступить место пожилым людям или инвалидам.

Правила поведения внутри транспорта

Вот основные правила поведения в транспорте:

При поездке с маленькими детьми, следует следить за их поведением, чтобы они не беспокоили остальных пассажиров;
- в салоне можно, но при этом следует не нарушать покой остальных пассажиров, не задевать их книгой или журналом, вести себя прилично и не заглядывать в газеты сидящих по соседству людей;
- разговаривать громко внутри транспорта запрещается так же, как и включать в салоне музыкальный проигрыватель, радиоприемник или мобильный телефон;
- заходить в транспорт с едой, семечками или напитками неприемлемо;
- также в транспорте не принято причесываться, поправлять макияж или заниматься проблемами личной гигиены.

Правила этикета при выходе из общественного транспорта

Первым из трамвая, троллейбуса или автобуса должен выходить мужчина или молодой человек, при этом он должен оказать необходимую помощь при выходе всем нуждающимся в ней, например женщинам, девушкам, детям или старикам. К выходу из транспорта следует подготовиться заблаговременно. Не стоит расталкивать близстоящих пассажиров. Необходимо вежливо спросить, не выходят ли они на следующей остановке.

Совет 2: Как должен вести себя в общественном транспорте воспитанный человек

Жители городов проводят в общественном транспорте значительную часть времени, ведь каждый будний день горожанам приходится добирать на работу и возвращаться домой. Чтобы поездка в трамвае, автобусе или метро не превратилась в испытание для нервов, следует знать правила поведения в общественном транспорте и четко их придерживаться.

Инструкция

При входе в общественный транспорт вначале выпустите тех, кто выходит наружу. Потом следует пропустить вперед лиц пожилого возраста, женщин, детей и инвалидов. Только после этого воспитанный человек может войти в салон автобуса или вагон метро сам.

Когда вы находитесь в вагоне метро, не следует опираться спиной о поручень, расположенный у входа в вагон. Так вы можете задеть сидящего за вами человека, причинив ему беспокойство.

Не пытайтесь заглядывать через плечо стоящего рядом или сидящего человека, чтобы ознакомиться с содержанием газеты или книги, которую тот читает. Этим вы нарушаете личное пространство человека и вмешиваетесь в его жизнь. Такое поведение вызывает законное раздражение и может стать источником конфликта.

Если в транспорте нет свободных мест, всегда уступайте место тем, кто в этом нуждается больше вас. Речь опять же идет о лицах преклонного возраста, инвалидах, женщинах и детях. Когда вы уступаете место конкретному человеку, предложите ему сесть. В противном случае освободившееся место очень быстро займет тот, кто более снисходительно относится к правилам поведения в транспорте.

Правила поведения в общественном транспорте

Этикет в транспорте.

Входя в салон автобуса, трамвая, троллейбуса или вагон метро, вам нет необходимости приветствовать всех пассажиров, находящихся там. Поздороваться можно лишь со знакомыми или теми, кого вы уже неоднократно встречали в поездках по городу. При этом во время приветствия последних достаточно лишь слегка наклонить голову и улыбнуться. Однако, если человек не желает отвечать на приветствие, лучше всего не настаивать и при следующей встрече можно также не приветствовать попутчика.

При входе в городской транспорт первыми пропускают женщин, детей, пожилых людей и тех, кто занимает более высокое общественное положение (если уж вам посчастливилось встретить их в салоне переполненного автобуса или троллейбуса). При этом можно помочь им зайти в салон, предварительно спросив на то разрешения. При выходе из транспорта первыми должны выходить мужчины и те, кто младше. Правила хорошего тона предписывают мужчинам помогать выходить из салона автобуса или троллейбуса женщинам и тем, кто нуждается в такой помощи. Подчиненному вовсе не обязательно подавать руку и помогать выходить из транспорта своему начальнику или тому, кто занимает более высокое социальное положение, если только это не женщина.

Сидячие места в городском транспорте должны занимать пожилые люди, инвалиды, дети и женщины. Мужчины могут сесть лишь на свободные места только в том случае, если окружающие его попутчики выразили на то свое согласие. Поэтому, прежде чем занять свободное сидячее место, мужчина должен в вежливей форме спросить на то разрешения у пассажиров, находящихся рядом с ним. При этом громко кричать на весь салон, предлагая каждому попутчику занять свободное место, также не стоит. Женщины могут уступить место" мужчине в том случае, если он - инвалид или глубокий старик.

Уступающий свое место не должен вскакивать, молча намекая стоящей рядом бабушке или инвалиду на то, что он может занять его место. В таких случаях следует говорить: «Пожалуйста» или «Разрешите предложить вам сесть». В ответ Человек, которому уступили место, должен произнести слова благодарности.

Пожалуй, каждый, кому приходится часто ездить в общественном транспорте, хоть раз оказывался в ситуации, когда кто-либо из обидевшихся пассажиров, которому не уступили место, начинал распекать сидящих (особенно если это молодые люди)/»обвинять их в неуважении к старшему поколению и пр. Нужно сказать, что подобное поведение, согласно этикету, также считается грубостью. В таких случаях необходимо вежливо обратиться к сидящим с просьбой уступить место.

Нередко в городском транспорте можно увидеть людей, читающих газету или книгу. Неприличным это не считается. Ведь в наш век бешеных скоростей человек должен успевать так много сделать. Вот и совмещают некоторые приятное с полезным: чтение увлекательного детектива с поездкой на городском транспорте. Однако, если вы читаете газету и вам при этом не удалось занять свободное сидячее место, следите за тем, чтобы не мешать попутчикам. Не нужно громко переворачивать страницы или класть книгу на спину впереди стоящего или на голову перед вами сидящего.

В том случае, если по пути на работу в общественном транспорте вы встретили своего знакомого и пожелали обсудить последние новости своей насыщенной событиями жизни, нет нужды делать это слишком громко, так, чтобы ваши «секреты» стал-и достоянием окружающих вас людей. Разговаривать в транспорте следует негромко и при этом лучше всего отказаться от обсуждения вопросов, связанных с личной жизнью.

Кафе, ресторан - этикет.

Часто посещение кафе или ресторана становится для людей местом, где можно не только вкусно поесть или встретиться с друзьями, но и блеснуть знаниями этикета. Посещение и пребывание в кафе или ресторане подразумевает неукоснительное и точное соблюдение всех правил хорошего тона: приветствия, знакомства, умения одеваться и держать себя в обществе, вести беседу, пользоваться столовыми приборами и т. п.

Стоит заметить, что на сегодняшний день известно множество видов заведений подобного рода. Это и забегаловки, и благоустроенные кафе, и рестораны высшего класса. Поведение посетителей определяется уровнем того предприятия общественного питания, которое он посещает. Так, например, неуместно и нелепо выглядит дама в вечернем платье, норковом манто и серьгами с бриллиантами в ушах, появившаяся в кафе-мороженое. Так же смешно будет выглядеть в обеденном зале ресторана VIР-класса человек, одетый в спортивный костюм. Таким образом, прежде чем направиться в то или иное заведение, следует правильно подобрать костюм, который соответствовал бы уровню кафе или ресторана. Однако нужно отметить, что существуют общие правила поведения, которые должен соблюдать посетитель кафе, ресторана и т. п.

В том случае если вы намереваетесь посетить ресторан большой группой, то среди вас обязательно должен находиться мужчина, который возьмет на себя «организаторские» функции: выберет места, закажет блюда, «оплатит счет и т. д. Но это вовсе не означает, что женщинам в одиночку нельзя ходить в ресторан. К сожалению, наша действительность такова, что за столиками кафе и ресторанов сегодня можно часто увидеть женщин, сидящих в одиночестве или пришедших без мужчин. Более того, в наши дни чаще всего именно дамы приглашают мужчин посетить ресторан или кафе, и это не считается дурным тоном.

Мужчина всегда должен оставаться предупредительным и галантным. В том случае если мужчина приходит в кафе или ресторан, сопровождая даму, то правила этикета предписывают ему открывать двери перед женщиной, которая, пройдя немного вперед, должна вновь пропустить вперед себя кавалера. Мужчина должен идти впереди женщины, указывая таким образом ей путь к обеденному столику.

Во всех высококлассных кафе и ресторанах имеется вестибюль. Первым должен снять верхнюю одежду мужчина. Делать это нужно в строгом порядке: головной убор, перчатки, пальто. После этого мужчина должен помочь раздеться своей спутнице. Правила этикета не допускают появления в обеденном зале ресторана или кафе с большими сумками или в верхней одежде.

При выходе из зала мужчина также должен шествовать впереди дамы. Он открывает ей двери, пропускает ее вперед, затем выходит сам, закрывает двери и вновь идет впереди своей спутницы, словно указывая дорогу к вестибюлю. Согласно правилам этикета, мужчина надевает верхнюю одежду первым, после чего помогает одеться и своей даме. Посетители ресторана выходят на улицу, и только после этого мужчина может надеть головной убор и перчатки.

В том случае если запланировано посетить ресторан или кафе, пользующиеся большой популярностью, то лучше всего заказать столик заранее. Особенно важно это сделать накануне свидания или делового ужина. Если же столик не был заказан, то мужчина должен будет во что бы то ни стало найти свободный столик для себя и тех, кого он сопровождает. При выборе места женщина не должна вертеться и крутить головой в разные стороны. Выбор столика - привилегия мужчин. В таких случаях лучше всего обратиться за помощью к распорядителю, который предотвратит возникновение неприятных ситуаций и споров между посетителями, претендующими на свободный столик.

Мужчина, пришедший в кафе или ресторан и сопровождающий даму, должен уступить последней более удобное место за столиком, например с видом на сцену. Истинным кавалером будет признан тот, кто окажется предупредительным и внимательным к своей спутнице. Этикет не предусматривает строгих предписаний по поводу того, как должны садиться - напротив друг друга или рядом - мужчина и женщина, пришедшие вместе в кафе или ресторан. Однако считается, что более удобно сидеть по диагонали: тогда хорошо видно и собеседниками зал.

Мужчина должен помочь своей даме сесть за столик. Он выдвигает стул из-за стола и затем помогает спутнице подвинуть его. Нужно заметить, что это старое правило этикета сегодня почти никто не выполняет. Женщины обычно берут инициативу в свои руки: самостоятельно выбирают для себя место за столиком и усаживаются на стул. Забыто и другое старое правило этикета. В настоящее время редко можно увидеть в зале ресторана и уж тем более кафе мужчину, поднимающегося со своего места в момент, когда встает дама.

Правила хорошего тона гласят: мужчина должен немного привстать, если дама поднялась из-за стола. В том случае, если за столиком сидят несколько мужчин, они могут не вставать, когда встает женщина.

Согласно правилам этикета, выбором меню занимается мужчина. При этом он должен предлагать своей спутнице выбор того или иного блюда, указанного в меню. В высококлассных ресторанах предусмотрены меню для каждого посетителя, а потому и мужчина и женщина могут самостоятельно выбирать то кушанье, которое им по душе, не.рискуя при этом ограничить свободу выбора своего спутника. Выбирая блюда, женщина не должна останавливаться на чрезмерно дорогостоящих или слишком дешевых. Также неуместным и невежливым будет считаться сказанное: «То же блюдо, что и себе» или «Закажите, что хотите».

В том случае если кто-либо приглашает знакомого в ресторан в первый раз, то заказывать блюда должен приглашающий, ориентируясь на собственные вкусовые пристрастия. Если он заказал горячее, то приглашенному не стоит заказывать для себя холодную закуску. Если обед или ужин в ресторане оплачивает пригласивший, то он может отказаться от выбора того блюда, которое ему не нравится, но заказать его для всех остальных. Приглашенный, конечно, может вежливо попросить приглашающего заказать для себя любимое блюдо. Главное, чтобы оно не было чрезмерно дорогим.

В былые времена право, выбора спиртных напитков в ресторане предоставлялось только мужчинам. Именно им официанты приносили карту вин. Сегодня положение изменилось. Спиртные напитки могут заказывать как мужчины, так и женщины. Вино официант должен преподнести тому, кто его заказал. Посетитель внимательно осматривает этикетку, затем официант наливает небольшое количество вина в бокал, заказчик делает глоток, чтобы попробовать вино На вкус. Только после получения знака одобрения качества вина или другого спиртного напитка служащий зала ресторана наполняет бокалы. Стоит заметить, что пробование вина носит условный, ритуальный характер. А потому считается не вполне приличным отказываться от заказанного спиртного, исключая лишь случаи предоставления сетью общественного питания недоброкачественного товара. Поводом для отказа от заказанного вина может служить также плохо охлажденный напиток.

Согласно этикету, закуску и главное блюдо участники обеда или ужина заказывают вместе. Выбор десерта следует осуществлять только после того, как будет съедено главное блюдо. В том случае если поход в ресторан планировался заранее, и его участники предварительно обсудили блюда, которые они будут заказывать, то заказ может сделать кто-либо один. В такой ситуации заказывающий сначала перечисляет блюда, которые хотели бы получить его спутники, а уже затем называет те, которые он сам желал бы отведать.

В тех ресторанах и кафе, где кушанья подают на общем большом блюде, каждый из посетителей кладет себе столько, сколько он может съесть. Спиртные напитки, которые в подобных заведениях подают в кувшинах или графинах, каждый также наливает сам себе в свой бокал. В высококлассных ресторанах посетителей обслуживает официант. Он перекладывает кушанье с общего блюда в тарелку каждого сидящего за столиком и разливает вина. В том случае, если необходимо, чтобы принесли добавочную порцию, посетитель должен положить вилку и нож крест-накрест. Пустые тарелки следует ставить с правой стороны стола. С левой стороны принято подавать блюда. Спиртные напитки наливают также с правой стороны. Пользуясь услугой официанта, всякий раз нужно благодарить его. Сказать слова благодарности обслуживающему персоналу кафе или ресторана в наши дни может не только мужчина, как это было заведено в прежние времена, но и женщина.

Сигналом об окончании трапезы служат столовые приборы, положенные параллельно друг другу на тарелку. Официант может обратиться к посетителям с вопросом, не желают ли они получить добавочную порцию. Гости могут либо вежливо отказаться, либо принять его предложение сделать повторный заказ. -Нередко официанты спрашивают посетителей, насколько им понравились те блюда, которые им довелось отведать. Такой вопрос может быть официальным и не требующим ответа. Однако в некоторых случаях вполне искренне желают знать, нравится ли их: клиентам кухня того ресторана, где они служат. Тогда посетителю необходимо откровенно осветить на заданный вопрос. Однако даже если вам не совсем понравилось то, что вы ели в данном ресторане, постарайтесь сдержать эмоции и в вежливой форме указать на причину своего негодования и недовольства тем или иным блюдом.

Существует еще несколько общих правил поведения в ресторанах и кафе. Обслуживая посетителей, официант всегда начинает с женщин. В ресторанах высокого класса официант также контролирует своевременную смену заказанных блюд. Если же в данном ресторане не предусмотрена подобная услуга, то забота об обслуживании дамы ложится на плечи кавалера. В том случае если бутылки со спиртным поданы в ведерке со льдом, то открывать их и разливать содержимое должен официант. После того как бутылки будут опорожнены, их необходимо поставить рядом с ведерком.

Находясь в ресторане или кафе, можно встретить знакомых и друзей. Общие правила приветствия знакомых в ресторане почти не отличаются от правил приветствия на улице. Однако существуют и некоторые различия. В том случае если в ресторане или кафе встретились двое друзей, то, согласно правилам хорошего тона, им надлежит сесть за один столик. Если по каким-либо причинам этого сделать нельзя, то сидящий за столиком должен встать, подойти к знакомому, поприветствовать его и извиниться за невозможность побеседовать и провести время вместе. Кроме того в подобной ситуации старший по возрасту из встретившихся знакомых должен решить, сидеть ли им за одним столиком. Также старший по возрасту решает, самому ли ему подойти и поприветствовать знакомого, сидящего в зале, или подождать, когда его пригласят для приветствия. Подходить и садиться рядом с человеком, занимающим высокое социальное или служебное положение и уже сидящим за столиком, недопустимо. Лучше всего подождать приглашения. С людьми, сидящими за столиками в кафе или ресторане и принимающими пищу, можно поздороваться, но продолжать беседу не стоит.

У курильщиков может возникнуть вопрос: можно ли курить в ресторанах и кафе? В некоторых подобных заведениях курить запрещено, свидетельством чего может служить отсутствие пепельниц на столах. Но существуют кафе и рестораны, разрешающие своим посетителям курить. Однако, закуривая, следует вспомнить об окружающих. Вполне возможно, среди них есть люди, которые не переносят запаха табачного дыма. Поэтому прежде чем закурить, спросите разрешения у сидящих рядом. Правила этикета запрещают курить между подачами очередного блюда и в том случае, если кто-либо из соседей по столику ест.

Оплату счета в кафе или ресторане, вопреки сложившемуся в России стереотипу, может производить как мужчина, так и женщина. Кроме того, согласно правилам этикета, платить по счету в ресторане или кафе должен пригласивший. В том случае если платит женщина, то она должна делать это сама, не перепоручая оплату и не передавая бумажник мужчине. Для оплаты счета официанта подзывают каким-либо сигналом: легким движением руки или кивком. Громко подзывать служащего не нужно.

В некоторых ресторанах счет за заказанные блюда нередко приносят на маленьком подносе или тарелочке. В таком случае посетитель берет счет, быстро и внимательно изучает его, затем вкладывает в него деньги и вновь кладет на тарелочку. Скрупулезно подсчитывать стоимость каждого съеденного блюда и затем сверять полученные результаты с тем, что написано в счете не следует. Это считается дурным тоном. В некоторых ресторанах и кафе обслуживание не включено в счет. Тогда работа официанта оценивается прибавкой 10% к той сумме, которая указана в счете. Иногда обслуживание включается в счет. Но и в этом случае сдачу оставляют официанту. В том случае если у мужчины возникают какие-либо претензии или вопросы по поводу суммы счета к обслуживающему персоналу кафе или ресторана, то высказывать их при даме все же не стоит.

Старой доброй традицией в ресторанах всего мира стали чаевые. Элегантно подать на чай официанту или швейцару считается едва ли не вершиной ресторанного этикета. Говорить о существовании каких-либо тарифов чаевых не приходится. В разных странах размер чаевых может быть различным. Варьируется он и в каждой отдельно взятой стране. Это может зависеть как от степени состоятельности посетителей, так и от уровня комфортабельности ресторана и работы обслуживающего персонала. Современные мудрецы говорят о том, что нижняя планка чаевых определяется правилами этикета, а верхняя - интуицией того, от кого ждут чаевые. Как бы то ни было, но чаевые представляют собой одйу из статей дохода работников ресторана или кафе. Не дать чаевых - значит не оплатить ту работу, которая была проделана для посетителя официантами, поварами или гардеробщиками.

Стоит заметить, что в России такое явление, как чаевые, лишь недавно обрело статус полуразрешенного. Когда-то не так давно брать на чай работникам заведений общественного питания категорически запрещалось и приравнивалось к взяточничеству. Сегодня все изменилось, и чаевые воспринимаются, как благодарность посетителя ресторана или кафе за хорошую или не очень хорошую работу обслуживающего персонала. Сегодня человек, который не дал официанту или швейцару на чай, воспринимается окружающими как дурно воспитанный, с плохими манерами или как жадина и скряга. Словом, если вы решили отправиться в ресторан, то вам придется раскошелиться.

В Европе, как всегда, все явления развиваются по строго выстроенной логической цепочке. Чаевые там никогда не находились под запретом. Наверное, именно поэтому и заведения общепита отличаются от российских более высоким качеством обслуживания. Кроме того, в Европе условно существует две категории людей, работающих в сфере общественного питания и обслуживания населения: а) те, кому обязательно нужно давать чаевые (метрдотели, прислуга в отеле, водители такси, официанты, парикмахеры: им принято давать 10-12% чаевых от суммы счета; посыльные, швейцары, водители автобусов дальнего следования, экскурсоводы, гардеробщики: им принято давать чаевые, руководствуясь собственной интуицией, т. е. размер чаевых определяет клиент; б) те, кому чаевые давать не обязательно, но можно с помощью звонкой монеты выразить свою благодарность за выполнение особого поручения или услуги для клиента (горничные, портье, лифтеры, повара, прислуга того дома, куда вы были приглашены в гости, продавцы программок в театре, цирке и пр., заправщики на станциях автозаправки).

Ниже следует перечисление нескольких общих правил поведения во время посещения ресторана или кафе.

Мужчина, пригласивший в ресторан или кафе женщину, должен прийти раньше назначенного времени. В случае опоздания. нужно принести даме извинения.

Наиболее удобным в зале ресторана принято считать место у стены, а наиболее почетным для дам лицом ко входу.

Чашки нужно придерживать за ушко, не продевая в него указательного пальца и не отставляя в сто

рону мизинца.

Размешав сахар в чашке, выньте ложечку и положите ее на блюдце. В том случае, если блюдце глубокое, чайную ложку можно положить на его край. Отхлебывать горячий чай или кофе с ложечки считается признаком дурного тона.

Дуть в чашку с горячим чаем или кофе не нужно. Следует дождаться, пока напитки остынут. Их можно лишь слегка помешивать ложечкой так, чтобы не стучать ею о стенки чашки.

В руки можно брать только чашку с горячими напитками. Блюдце следует оставлять на столе.

Гущу, оставшуюся после выпитого кофе, пить не нужно.

В том случае, если чай подан с лимоном, нужно слегка нажать ложечкой на ломтик фрукта, выдавливая сок, после чего ложечку можно положить на блюдце. Чай выпивают, а оставшийся ломтик лимона оставляют в чашке.

Отжатый с помощью ложечки чайный пакетик нужно вынуть из чашки той же ложечкой и положить на блюдце. Не нужно класть использованный чайный пакетик в пепельницу.

В том случае если напиток подают в высоких бокалах и с соломинкой, то нет необходимости выпивать его до конца. Издаваемый при этом булькающий звук может лишь помешать приятной беседе с прекрасной спутницей или друзьями.

Если к чаю или кофе подают пирожные с масляным кремом, то их нужно есть так, чтобы не выпачкать края чашки или стакана. Для этого прежде чем запить съеденный кусочек пирожного чаем или кофе, вытрите губы салфеткой.

Бисквитные пирожные, согласно правилам ресторанного этикета, следует есть чайной ложечкой, а сухое песочное держа в руках.

После использования салфетку нужно положить в тарелку (но не в пепельницу).

Выкуренную сигарету нужно гасить в пепельнице, но не в тарелке.

В том случае, если на столе у разложенных столовых приборов лежит салфетка из полотна, ее следует развернуть и положить на колени. Если женщина по неосторожности уронила такую салфетку, мужчина не должен поднимать ее и концентрировать внимание на произошедшем казусе, а, напротив, постараться не замечать оплошности своей спутницы. Дама же должна будет выбрать время и незаметно поднять оброненную салфетку. После использования полотняную салфетку следует оставить на столе, не складывая вдвое или вчетверо.

Салат, приготовленный из огурцов и помидоров, нужно есть вместе с поданным на одном блюде мясом.

Кушанья, подаваемые в горшочках, не раскладывают по тарелкам.

Кинотеатр, вернисаж

Кинотеатр

В зале кинотеатра кроме таких «неприятностей», как дама в шляпе, влюбленные со склоненными друг к другу головами, резкие духи, громкий критик, существует типичный кино-бич: зритель, который громко рассказывает своей спутнице (спутнику), «что сейчас будет». Такого непрошеного комментатора должна одернуть его спутница. Посторонний также вправе сделать ему замечание.

В кино, в отличие от театра, принято есть конфеты, но, разумеется, не следует грызть громко, шелестеть бумажками и бросать их под стулья.

На стадионе ни шелест бумажек, ни хруст карамелек никому не мешают. Однако сорить тоже не следует.

На концерте особенно нежелательны всякие покашливания, замечания вслух, словом, все, что может помешать слушать музыку. Ни в коем случае не следует напевать мелодию, которая звучит с эстрады, выбивать такт рукой.

После концерта, спектакля или киносеанса мужчина провожает приглашенную им женщину домой. Отвезя ее на такси или собственной машине, мужчина ждет, пока она войдет в подъезд; еще вежливее выйти из машины и проводить спутницу к двери ее квартиры. Женщина, которую мужчина приглашал на спектакль, прощаясь, должна поблагодарить его за приятный вечер.

Вернисаж

Вернисаж, т.е. открытие выставки картин или скульптур, - это тоже своего рода спектакль. Громкие замечания допустимы только в том случае, если они выражают одобрение. Если художник знаком вам лично, принято подойти к нему и поздравить. В таких случаях необходима особая деликатность, не допускающая неловких сравнений его с современниками-художниками. Может случиться, что автор выставки творчество именно этого художника не считает для себя образцом.

В случае если художник вам лично не знаком, тоже можно к нему подойти, представиться и выразить свое одобрение - ему это будет приятно.

Многие женщины считают неудобным для себя в одиночку посещать концерты и кино. Конечно, приятнее пойти вдвоем. Но принцип «не с кем идти» не должен лишать женщину эстетического удовольствия. Правила хорошего тона вовсе не запрещают этого, наоборот, поощряют.

В музее

Согласно правилам хорошего тона, посетитель музея, прежде чем отправиться осматривать экспонаты, должен пройти в гардероб, чтобы снять верхнюю одежду и оставить большую поклажу (сумки, портфели, пакеты и т. п.). Сориентироваться в больших музеях и на выставках помогут специальные каталоги-путеводители, продающиеся при входе в выставочные залы. В таком случае нет необходимости стараться увидеть все сразу за время одного посещения. Лучше всего выбрать какой-либо один зал и внимательно ознакомиться с его экспонатами. В следующее посещение музея или выставки можно будет осмотреть другой зал и т. д.

Повалам музея или выставки следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать или кричать, подзывая знакомого или друга, недопустимо. Признаком дурного тона также считается громкое обсуждение или критические замечания, высказанные в адрес произведений или их авторов. Настоящий ценитель и знаток искусства не станет демонстрировать эрудицию и знания в таком не совсем подходящем для этого месте, как музей. Ведь давать информацию о том или ином произведении, его истории и авторе - задача экскурсовода.

Посетители лишь могут обменяться друг с другом несколькими замечаниями. Но делать это нужно вполголоса, так, чтобы не побеспокоить стояниях рядом.

Для того чтобы ознакомиться с каким-либо экспонатом, не нужно вставать перед другим посетителем. Лучше всего дождаться, когда он, закончив осмотр, освободит место. Трогать руками музейные или выставочные экспонаты строго воспрещается. Об этом каждому посетителю напоминают специальные таблички, имеющиеся в каждом выставочном зале или прикрепленные к футлярам экспонатов.

Правила поведения в театре

Посещение театра, концертного зала, музея и художественной выставки требуют от посетителя знания и соблюдения особых этикетных установлений. Прежде всего, это касается одежды. Собираясь в театр или концертный зал, лучше всего надеть костюм спокойных тонов и классического покроя. Другими словами, одеться нужно так, что не привлекать к себе особенного внимания окружающих, которые пришли в театр для того, чтобы увидеть спектакль, а не ваш супёрмодный и оригинальный наряд. Дополнить строгое по покрою платье или костюм женщины могут скромными украшениями.

Мужчине следует облачиться в темный костюм. В холодное время важно не забыть взять с собой сменную обувь. Правила этикета предписывают сидящим в ложах и в первых рядах партера мужчинам надевать фрак или смокинг, а женщинам - вечерние платья и перчатки. При этом правила хорошего тона гласят о том, что на премьерный показ спектакля можно надеть праздничный наряд, а для посещения и просмотра будничной театральной постановки подойдет и тот, в котором вы обычно ходите на работу (если такой наряд не слишком кричащий и вызывающий).

Опаздывать к началу спектакля или концерта считается недопустимым. Однако если по каким-либо причинам вам пришлось опоздать, то не нужно беспокоить других зрителей и, наступая тем на ноги, направляться к своему месту. Необходимо подождать окончания акта или части спектакля или музыкального произведения и уже в антракте пройти к своим местам. Идти вдоль ряда нужно, повернувшись лицом к другим зрителям. При этом следует извиниться перед ними за причиняемое беспокойство.

Так же как и при посещении ресторана, мужчина должен сопровождать даму, указывая путь к местам. В гардеробе мужчине следует сначала снять свой головной убор и верхнюю одежду, а затем помочь раздеться даме. Если в ресторане или кафе женщине разрешается правилами этикета оставаться, в шляпе, то в театре нужно снимать и ее, поскольку поля головного убора могут закрывать обзор сцены сидящим позади. После того как женщина сняла верхнюю одежду и шляпу, она может подойти к зеркалу, чтобы слегка поправить прическу или посмотреть, все ли в порядке с ее внешним видом. Наносить макияж, красить губы или одергивать подол платья в помещении гардеробной недопустимо. Все это нужно делать в дамской комнате. В то время пока женщина осматривает себя в зеркале, ее спутник должен терпеливо ждать в стороне. При этом ему не стоит углубляться в чтение газеты, журнала или книги, что считается дурным тоном. Единственное, что он может себе позволить,- это приобрести программку спектакля или концерта и прочесть ее.

В том случае если места находятся в ярусе, то мужчина при подъеме должен идти на полшага впереди своей спутницы, а при спуске - на полшага позади. В партере первым проходит к своему месту мужчина, за ним - женщина. Если спектакль или концерт решили посетить четверо знакомых людей, две женщины и двое мужчин, то сначала место занимает один из мужчин, затем садятся женщины, далее - второй мужчина. При этом дамам можно сесть так, чтобы не оказаться" рядом со своим супругом. Выбирая место для себя, истинный кавалер оставит лучшее и более удобное своей даме. Так, например, если одно из двух назначенных мест находится у прохода, то мужчина должен занять именно его.

В том случае если в театр "или на концерт пришла группа знакомых людей, то первой должна занять место в ряду женщина, затем - мужчина, далее - вновь женщина и т. д. Последним свое место занимает тот, кто всех пригласил (исключение составляют женщины).

Признаком дурного тона и невежеством считается подпевание, похлопывание рукой или притоптывание ногой в такт музыке, обсуждение постановки, происходящее во время продолжения спектакля. Нельзя также разговаривать с соседями. И уж тем более непозволительно в это время что-либо есть, шуршать фантиками от конфет или фольгой от шоколада и т. п. В том случае, если вас мучает кашель или насморк, не нужно кашлять или высмаркиваться прямо в зале. Следует тихо извиниться перед.соседями и покинуть зал.

Так же нужно сделать, если вы пришли на спектакль с ребенком, который, не заинтересовавшись просмотром постановки, нашел для себя другое занятие.

Перекусить во время антракта можно в буфете. Однако не стоит за короткие 15 минут или полчаса наедаться так, будто дома у вас вовсе нет продуктов и вам нечего будет поесть. В театральном буфете для утоления легкого голода достаточно приобрести напитки, пирожное или мороженое. При этом в буфет может отправиться один только мужчина, дама же (или остальные знакомые, посетившие театр) может остаться на своем месте.

Наиболее грубой ошибкой и серьезным нарушением норм театрального этикета считается уход из зрительного зала во время продолжения или за несколько минут до окончания спектакля. Вежливый человек и благодарный зритель непременно дождется той минуты, когда он сможет бурными аплодисментами поблагодарить актеров или музыкантов за игру.

Для аплодисментов также существуют свои правила. Так, аплодировать принято:

в театре: после завершения последнего акта пьесы; после завершения особенно удачно сыгранной актерами арии или сцены; во время появления на сцене популярного или обладающего выдающимися талантами актера;

на концерте: во время выхода дирижера и солистов; после завершения исполнения произведения (песни) солистом.