Экологическое воспитание дошкольников. История становления и развития методики экологического образования дошкольников Экологическое образование дошкольников истоки факторы этапы становления

Теория и методика экологического образования дошкольников

Тема: «История экологического образования дошкольников»

Если обратиться к современным концепциям и программам работы с детьми дошкольного возраста, то можно отметить, что экологической работе с дошкольниками уделяется в них особое значение. Обусловлено это потребностью в формировании основ экологической культуры уже на этапе дошкольного детства, так как именно ребенок-дошкольник, в силу своей возрастной специфики, оптимально восприимчив ко всей информации, поступающей извне.

Методика экологического образования дошкольников – это наука, изучающая особенности и закономерности организации педагогической работы с детьми дошкольного возраста, ориентированной на формирование у них основ экологической культуры и навыков рационального взаимодействия с природным окружением. Предметом данной науки является изучение закономерностей воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста средствами природы, формирования у них основ экологического миропонимания, воспитания ценностного отношения к природному окружению.

Теоретической основой методики экологического образования дошкольников являются базовые положения общей и дошкольной педагогики о закономерностях и средствах развития детей дошкольного возраста.

Методологической основой являются науки о закономерностях природных процессов и явлений и специфике их познания и преобразования.

Основные задачи, решаемые в процессе организации экологической работы с детьми:

1. Познакомить детей с основами гармоничного взаимодействия с миром природы.

2. Научить детей экологически грамотному взаимодействию, общению с миром природы.

3. Воспитать потребность в общении с природными объектами.

4. Сформировать навыки познания природы через организацию разных видов деятельности.

5. Сформировать осмысленное отношение к природным объектам, что исключит нанесение им вреда и ущерба.

6. Воспитывать устойчивую потребность не только в активной природоохранной деятельности, но и потребность в деятельности, направленной на созидание природного окружения.

Если обратиться к истории становления и развития науки «Методики экологического образования дошкольников», то можно выделить несколько этапов этого развития.

1 этап – оформление идей о влиянии природы на всестороннее развитие ребенка в трудах классиков зарубежной и русской педагогики (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребель, К.Д.Ушинский, Е.Н.Водовозова, Е.Н.Тихеева). Обратимся к некоторым из их идей.

Я.А.Каменский , известный чешский педагог ХУ11 столетия считает, что дошкольное детство ребенка должно проходить в семье, а основным воспитателем малыша является на этом возрастном этапе его мать. Не случайно одна из широко известных работ великого педагога носит название «Материнская школа». В данной книге автор предлагает специфическую программу воспитания ребенка. Из обширного спектра наук, доступных детям дошкольного возраста, особое внимание он предлагает уделять наукам, знакомящим детей с теми объектами, которые доступны непосредственному восприятию дошкольников. Я.А.Коменский считает, и с этим нельзя не согласиться, что в окружающий мир дети «входят» при помощи «разведчиков» (именно так он называет органы чувств). Лишь после чувственного, сенсорного восприятия, по мнению автора, возможно восприятие осмысленное, с помощью разума.

Исходя из требования обеспечения чувственных основ познания, большое место в воспитании детей он отводит природе. Большое внимание Я.А.Коменский уделяет и отбору содержания знаний о природе для дошкольников. В первую очередь он говорит о необходимости научить ребенка понимать природные явления и процессы. Все содержание и методику работы по ознакомлению дошкольников с миром природы Я.А.Коменский раскрывает в своих работах «материнская школа» и «Мир чувственных вещей в картинках». В ознакомлении детей с миром природы автор выделяет

11 Дополнител. парциальные программы. Программа «Наш дом - природа» Н. А. Рыжова. для 5-7 лет Основ. цель-воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творч. личности, способной понимать и любить окруж. мир, природу и бережно относиться к ним. содерж. базовый компонент, кот. конкретизиру-ется с учетом местных условий: эколого-геогра-фическ, национально-культурных. состоит из 10 блоков. Кажд. включает обучающий и воспиты-вающ. компоненты-знания о природе и развитие детей с разных аспектов отношения к ней (забо-ты, умения видеть красоту и др.) 5 блоков расс-матривает область нежив.природы (вода, воздух, почва и др.), 3 блока посвящены жив. природе – раст., живот. и экосистеме леса, 2 – взаимодей-ствию человека с природой. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место челов. в ней. У детей формиру-ются первые представления о существ. в приро-де взаимосвязях и на этой основе – начала эколог. мировоззрения и культуры, ответствен. отношения к окруж среде, к своему здоровью. Больш. значение придается нравствен аспекту: развитию представлений о самоценности при-роды, эмоцион. положительн. отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамо-тного и безопасн. поведения в природе и быту. Дети приобретают первоначал. умения, позво-ляющие им участвовать в посильн практич. дея-тельности по охране природы родного края. име-ет методич обеспечение по созданию развив среды в ДОУ, рекомендации по ознакомлен. дет. с водой, воздухом. автор обращает внимание на отходы, которые в > кол-ве производит чел. и, кот. составляют реальную опасность для приро-ды. «Юный эколог» С. Николаева, создана на основе собственной Концепции экол.воспитания дошк. направлена на формирование начал экологич. культуры у детей 2-7 лет в условиях ДОУ.состоит из 2-х подпрограмм: «Эколог. восп дошк.»;«Повышение квалиф-ции дошк. работн. по экологич. воспит. детей».Содержание 1-ой подпрограммы основывается на чувственном восприятии детьми природы (триада «вижу-слы-шу-осязаю»), эмоциональном взаимдействии с ней (любой контакт с природой обязательно вызывает какие-либо эмоции), элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ. Осн. целиподпрограммы: ознакомлен. детей с окруж.миром: разнообразием раст,живот, сезонных явлений, деятельности чел. в природе; формирование у реб. осознанного и гуманного отношения к природным явлениям, объектам и живым существам; формирование навыков ухода за обитателями уголков природы.Эколог. подход в ознакомлении детей с природой строится на главной закономерности природы - приспособлении живых организмов к среде обитания.Основные компоненты программы:

передача ЗНАНИЙ об окружающем мире формирование ОТНОШЕНИЯ к природе

Программа включает в себя:концептуальный научно обоснованный психолого-педагогическ. взгляд на проблему экологич. воспитания дошк.;

экологически обоснованный подход к построению содержания и методов обучения, отбор форм работы, как в ДОУ, так и в семье;

подготовку персонала, особенно воспитателей и экологов (повышение уровня экол.культуры, эколог. грамотности и эколого-педагогической готовности работе с детьми);технологию формирования начал эколог. культуры во всех возрастных группах. Началом работы по эколог. воспитанию детей в доу яв-ся правильная организация природной зоны, той части помещения и участка доу, на которой растут растения, содержатся какие-либо животные.

ПРОГРАММА «ЭКО-ШКОЛЫ/ЗЕЛЁНЫЙ ФЛАГ» направленная на эколог.образование, менеджмент и сертификацию школ.появилась в 1994 г. в ответ на задачи, поставленные Международ. конференцией по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро (1992).На начал. этапе программа проводилась только в Европе и при финансовой поддержке Европейской Комис-сии. Решение о присуждении Зелёного флага принимается на национ. уровне, на основании сданного школой отчёта о проделан работе, и утверждается международ координатором. Флаг вручается на один год. Он вручается всем образ. учреж. которые успешно работают по программ-ме, за выдающийся вклад в улучшение качества окружающей среды и пропаганду устойчивого развития. К флагу выдаётся сертификат установленного образца. 7 ШАГОВ ПРОГРАММЫ.Создание Экологич. совета школы. Исследование экологич. ситуации в школе и её ближайшем окружении. Разработка плана действий. Мониторинг и оценка выполнения плана. Включение эколог. тематики в школьные курсы.Предоставление информации и сотрудничество.Формулировка и принятие Экол. кодекса. Программа имеет 4 обязат.темы: «Вода», «Энергия», «Мусор», «Изменение климата».способствует воспитанию подраст. поколения, осознающего свою ответственность за сохранение окруж. среды и приумножение её богатств, умеющего работать в команде и участвовать в принятии решений

Чувственное восприятие окружающего мира лежит в основе развития у детей представлений не только об объектах и явлениях, но и о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между ними и факторами окружающей среды, то есть экологических представлений. Представления об особенностях и условиях жизнедеятельности живых организмов (растений, животных, человека), о взаимосвязи организмов с окружающей средой, о взаимовлиянии организмов друг на друга, о взаимодействии человека и природы, составляют основу науки экологии. В дошкольном возрасте дети в процессе целенаправленной организации жизнедеятельности могут освоить начальные основы представлений и элементарных понятий классической экологии, экологии человека, социальной экологии, доступные способы экологического взаимодействия с природой и людьми, получить ценностные ориентиры.

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностной культуры - базисные качества человечества начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - природе, «рукотворном мире», окружающих людях себя собой - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

Природа планеты - уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.

Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются:

1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному и социокультурному окружению.

3. Осознание собственного «А» как части природы, развития «А-концепции» у каждого ребенка.

4. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным и социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Для реализации данных задач необходимо выделить ведущие принципы дошкольного экологического воспитания: научность, гуманизация, интеграция, системность, регионализация.

Принцип научности определяет содержание экологического воспитания и реализуется через знакомство с экосистемным строением среды обитания живых существ и человека, с разнообразием взаимосвязей между организмами, организмами и средой обитания в природе.

Принцип гуманизации помогает, на основе возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей детей, определить содержание экологического образования по объему сложности. Личность каждого ребенка представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантов развития. Принцип гуманизации дает возможность строить «вектор развития» от ребенка к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его воспитанию и развитию на основе накопления субъективного опыта.

Принцип интеграции заключается в синтезе содержания дошкольного компонента экологического воспитания содержанием из разных областей естествознания, прикладных и гуманитарных наук, а также в интеграции содержания, форм и методов экологического воспитания детей.

Принцип регионализации, в связи с возрастными особенностями детей и необходимостью использования ближайшего природного и социокультурного окружения как ресурса воспитания и развития детей, является фундаментальной основой организации процесса экологического воспитания. Он лежит в основе отбора содержания и планирования работы по экологическому воспитанию. Характерные особенности народонаселения, времен года, внебазового состава животных и растений Забайкалья и социоприродного окружения детского сада должны лежать в основе отбора содержания. На основе полученных чувственных представлений о растениях, животных Забайкальского края и средах их обитания, дошкольники могут знакомиться с обитателями других регионов при помощи наглядных пособий.

При планировании работы с детьми, содержание экологического воспитания последовательно выстраивается в соответствии с региональными особенностями сезонных явлений в Забайкалье и срокам их протекания. Повторяемость форм реализации содержания и взаимосвязь форм непосредственного обобщения с природой (прогулок, целевых прогулок, экскурсий) с другими формами организации жизнедеятельности детей (занятиями, повседневной деятельностью, праздниками) в разные сезоны года, на разных возрастных этапах позволяет систематизировать педагогический процесс.

Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на различных стадиях роста и развития.

Условиями реализации цели и принципов дошкольного экологического воспитания, необходимо считать следующие:

2. Подготовка педагогов и родителей к реализации цели экологического воспитания детей, включающую социальный, специальный, психолого-педагогический и методический аспекты.

3. Использование окружающей дошкольное учреждение природной и социокультурной среды как ресурса воспитания и развития детей.

4. Организация развивающих сред для обеспечения педагогического процесса экологического воспитания в дошкольном учреждении.

5. Организация систематизированного педагогического процесса экологического воспитания детей.

6. Осуществление постоянного мониторинга результатов экологического образования.

Познавательный компонент - включает знания и умения:

О многообразии живых организмов, взаимосвязях растительных и животных организмов в процессе роста и развития со средой обитания, морфофункциональной приспособленности к ней;

О взаимосвязях и взаимозависимостях их с неживой природой в экосистеме;

О человека как живом существе, как части природы, среде его жизни, обеспечивающей здоровье и нормальную жизнедеятельность;

Об использовании природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, недопустимости загрязнения окружающей среды, охране и восстановлении природных богатств.

Ценностный компонент включает знания и ценностные ориентации:

О самоценности жизни во всех ее проявлениях, природы и человека как части природы;

Об универсальной ценности природы для жизни и деятельности человека (познавательный, эстетической, практической и т.д.);

Об основных нравственных ценностях человеческого общества;

О созидательной, культурной ценности человеческой деятельности.

Нормативный компонент включает знания и умения:

О законах, декларирующих права и обязанности детей и взрослых, их исполнения и соблюдения;

О нормах и правилах поведения в общественных местах и природе;

О необходимости и способах проявления личного участия отношений к окружающим людям и природе.

Деятельностный компонент - включает знания и умения:

О многообразии возможностей, видов и форм проявления созидательной деятельности в общественных местах, детском саду, семье, природным окружении;

О способах осуществления созидательной и творческой деятельности;

О необходимости проявления личной инициативы и участия созидательной деятельности и т.д.

Таким образом, экологические представления лежат в основе развития экологического сознания, отношения детей к окружающему миру, самим себе - способствуют развитию ценностных ориентаций, определяющих и поведение.

Нестерова И.А. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста // Энциклопедия Нестеровых

В 2016 году в России взят новый вектор развития экологической грамотности населения. Экологическое воспитание детей является ключевым фактором развития Российской Федерации, как страны с развитым экологическим сознанием у населения.

Экологическое воспитание: понятие и функции

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является важным аспектом будущего здоровья россиян. Уже не секрет, что человечество плохо справляется с миссией по защите природы.

Из-за плохой экологии ухудшается здоровье взрослых и детей. В магазинах нам продают некачественную еду, мы пьем загрязненную воду и дышим выхлопами и продуктами переработки промышленных предприятий. Нельзя сказать, что плохая экология только в России. Весь мир задыхается от перенаселения и промышленности.

2017 год в России объявлен годом экологии. Президент России В.В. Путин в своем указе в качестве цели проведения экологических мероприятий поставил следующее: "привлечение внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности постановляю" .

В Год экологии в России пройдут более 600 мероприятий. Отдельное внимание будет уделено экологическому образованию.Совершенствование экологической ситуации в России зависит от того насколько грамотно будут воспитаны грядущие поколения. Какой опыт мы им передадим.

Экологическое воспитание являет собой важный элемент современного образовательного процесса. Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области "Познавательное развитие" и предусматривает решение таких задач как:

  1. формирование первичных представлений о живой и неживой природе
  2. воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Экологическое воспитание зародилось очень давно, но как педагогическое явление оформилось сравнительно недавно. До появления термина экологическое воспитание", широко был распространен термин как "экологическое просвещение". Он насчитывает несколько веков. Еще Я.А. Коменский рассматривал человека как органическую часть природы, живущую по ее законам . В то время "экологическое просвещение" приравнивалось к природосообразности и получило в тот период свое признание в педагогике.

Ж.-Ж. Руссо и Песталоции считали, что человек – это существо совершенное, развитие которого должно протекать в условиях, максимально приближенных к природе .

Что касается русских мыслителей, то без сомнения, интерес представляет точка зрения Л.Н. Толстого.

Л.Н. Толстой в природной среде видел идеальные условия для решения проблемы естественного воспитания ребенка, а естественный трудовой цикл взаимодействия человека с природой рассматривал как идеал образа жизни.

Значительный вклад в становление современной системы экологического просвещения внесли советские и российские педагоги. Период 1975 – 2005 годов характеризуется целым рядом важных исследований в области экологического воспитания и образования студентов и школьников в курсах различных учебных предметов и на разных этапах непрерывного экологического образования .

В настоящее время общенаучным определением термина "экологическое воспитание" можно считать следующее.

Экологическое воспитание – это система регулярного педагогического воздействия, которое направлено на формирование экологической воспитанности и образованности у учащихся, а также на развитие знаний, умений и навыков относительно деятельности в природе.

Немаловажную роль играют функции экологического воспитания детей. Функции экологического воспитания заложены в современных образовательных стандартах РФ. К ним относится следующее:

  1. Развитие кругозора у детей;
  2. Формирования экологического сознания;
  3. Стимулирование развития интуиции и наблюдательности;
  4. Развитие навыков общения.

Экологическое воспитание, включающее в себя формирование экологического сознания и поведения, необходимо начинать с дошкольного возраста.

Цели и задачи экологического воспитания

Экологическое воспитания, будучи полноценным элементом образовательного процесса, наделено определенными целями и задачами. В качестве целей экологического образования современные педагоги чаще всего понимают формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе.

К задачам экологического воспитания относят:

  1. формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;
  2. развитие познавательного интереса к миру природы;
  3. формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
  4. воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
  5. развитие чувства эмпатии к объектам природы;
  6. формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
  7. формирование первоначальной системы ценностных ориентаций;
  8. освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
  9. формирование умения и желания сохранять природу, а также навыков элементарной природоохранной деятельности;
  10. формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде .

Итак, проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни.

Работа по экологическому воспитанию детей в условиях ДОУ

Период дошкольного детства крайне важен для развития ребенка. Именно в этот период у детей начинает развиваться чувство прекрасного и появляется собственное мнение на многое из того, что его окружает. Исходя из этого, работа по экологическому воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного заведения приобретает особую ценность.

В современных дошкольных учреждениях работа по экологическому воспитанию осуществляется по следующим направлениям:

  1. работа с детьми, которая осуществляется в процессе различных видов деятельности, в том числе, познавательной, продуктивной, игровой и других как на специально организованных занятиях, так и в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности;
  2. работа с педагогами;
  3. работа с родителями;
  4. работа в социуме.
Праздники и развлечения экологического содержания – одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.

В условиях современных ДОУ существует широкий спектр всевозможных методов и методик по работе с детьми, направленной на повышение уровня экологического сознания. Самые распространенные методы представлены на рисунке ниже.

Различные экологические акции и проекты помогут сформировать экологическую культуру дошкольников. Например, акции по озеленению территории ДОУ, уборке мусора, охране деревьев на участке. Проекты могут быть направлены на благоустройство участка, помощь зимующим птицам, создание игрушек из шишек, сухих листьев, сухих коряг и т.д.

В дошкольных учреждениях могут быть организованы мероприятия со следующими названиями:

  1. "Зеленый город"
  2. "Животные – наши друзья"
  3. "Столовая для бездомных кошек"
  4. "Чистый берег, чистая река-здоровье на века"

Проведение серьезной развивающей работы в условиях ДОУ являет собой залог воспитания будущего поколения, способного не только защитить свою природу, но и прочувствовать её проблемы и стать не просто "человеком потребляющим", но и "человеком дающим".

Литература

  1. Захлебный А. Н., Суравегина И. Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование // Советская педагогика №12. – С.10-12.
  2. Лисиченко В.В. Формирование основ экорациональной модели поведения старшеклассника в системе непрерывного экологического образования и воспитания. Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01: Архангельск, 2000
  3. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов – М.: ВЛАДОС, 2014.
  4. Шадрина Татьяна В России будут прививать поколениям бережное отношение к экологии // URL:

Во все времена процесс воспитания рассматривался и как отдельный, самостоятельный вид деятельности педагогов и воспитателей.

Характеристика истории формирования непрерывного экологического образования и воспитания обусловлена развитием идей, суждений, концепций об экологии как науке и о сущности экологических знаний как продукта образования.

Процесс формирования системы непрерывного экологического образования отражает опыт, накопленный в мировой и российской педагогике, с другой - специфику эколого-географических, демографических условий жизни и деятельности населения.

Уже в V веке до новой эры возникло учение о зависимости развития человеческого общества от окружающих природных условий. Родоначальник этого учения - Гиппократ (480-377 гг. до н. э.) в своей книге «О воздухах, водах и местностях» писал о прямой связи состояния здоровья населения и успеха в лечении многих болезней от климата .

Наиболее глубокие суждения о взаимодействии природы и общества характерны для Страбона, который в своей знаменитой книге «География» показал важность учета географических особенностей страны в управлении и военном деле.

Уже в Древней Греции сформировалось научное направление о взаимосвязях и взаимозависимости природы в целом (ландшафты), отдельных ее компонентов (климат, почвы, животный мир) и общества. И не только общества, но и отдельно взятой личности.

Идеи влияния природы на человека и общество прослеживаются и в трудах философов, географов Древнего Востока. В средневековом Китае сформировались убеждения о влиянии природного фактора на различные аспекты общественной жизни .

Таким образом, в древнем мире появились условия для приобщения людей к знаниям о взаимосвязях природы и человека, общества, жизни и деятельности населения, различных его социальных групп.

Новая волна идей о взаимосвязях природы, человека и общества, природы и хозяйственной деятельности народов связана с французскими учеными. Шарль Луи Монтескье, Жорж Бюффон, Жан Ламарк явились авторами книг о влиянии климата на человека и общество, об эволюции взаимодействия животного и растительного мира, человека и среды обитания.

Конец XVIII и начало XIX века сыграли важную роль в новых подходах к пониманию окружающей среды и месте в ней человека.

Развитие генетики в XX веке привело к пониманию организмов как запрограммированных систем, поддающихся перепрограммированию (видоизменениям) при наличии соответствующих научных знаний и технических методов.

Новое понимание проблемы устойчивого развития окружающей среды привело к определению комплекса целей экологического образования и воспитания.

В России учение о взаимодействии природы и человека развивалось со значительным отставанием. Впервые система взглядов о влиянии человека на общество была опубликована Ю. Ю. Крижаничем в его книге «Политика» (1663-1666 гг.).

Важную роль в осмыслении особенностей воздействия природы на общество оказали реформы Петра I.

В русской науке XVII-XIX вв., как и в западноевропейской, параллельно преодолению религиозно-мистических концепций развивается идея географического детерминизма .

К концу XVIII века в России сформировалась идея о том, что человек не только подвержен воздействию природы, но и сам влияет на нее.

В первой половине XIX века К. Вэр в работе «О влиянии внешней природы на социальные отношения отдельных народов и историю человечества» писал о значении знаний об особенностях местности и ее природы в изучении социальных условий населения.

Важную роль в развитии научного понимания взаимосвязей и взаимовлияния природы и человека сыграли труды К. И. Арсеньева.

Основоположник научной педагогики России К. Д. Ушинский дал наиболее полный и глубокий анализ взаимодействия природы и общества.

Таким образом, с XVII до первой половины XIX века в русской науке сформировалась совершенно самостоятельная точка зрения о влиянии природного фактора на исторический процесс в России, о взаимодействии компонентов природы и живых организмов, о взаимоотношениях природы и общества.

Эпохальное значение имеет научная деятельность В. И. Вернадского (1863-1945 гг.). Академик В. И. Вернадский - ученый с мировым именем, основоположник геохимии и биогеохимии - провел массу исследований, имеющих прямое отношение к проблемам экологии.

XX век стал главной вехой на пути формирования современной концепции экологического образования.

Конец XX и начало XXI века являются новым, чрезвычайно плодотворным периодом развития концепций экологического образования.

В условиях перехода России на модель устойчивого развития экологическое образование и воспитание населения приобретает приоритетное значение.

На сегодняшний день Россия располагает необходимым потенциалом для перехода к устойчивому, экологически безопасному развитию.

Вопросы экологического образования и воспитания стали одной из главных задач органов управления.

Начало XXI века - это новый этап развития экологического образования, воспитания и просвещения.

Приоритетными направлениями экологического образования в ряде стран стали: социальная направленность экологических знаний, их экономическое содержание, политика переработки отходов и личное поведение каждого в окружающей среде с целью воспитания экологического сознания, ориентированного на действие.

Началом создания системы экологического образования в России было широкое просвещение населения в начале XX века.

В результате, продекларированная в 90-х годах XX века идея создания системы непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения не реализована и в начале XXI века.

Мировое экологическое движение - одна из эффективных форм деятельности всех социальных групп населения и учащихся всех категорий в области охраны окружающей среды. Ведущими факторами реализации непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения являются научно обоснованные цели и адекватные им задачи, решение которых может гарантировать достижение качества экологиче­ской образованности и воспитанности населения.

Список литературы:

  1. Карпенко С.Х. Экология и современное образование. Машиностроитель. 2011. № 7. С. 49-56.
  2. Семенова Е.В. Из истории экологического образования. Актуальные направления научных исследований XXI века. 2015. Т. 3. С. 108-112.
  3. Чуйков Ю.С. История экологии и экологического образования. Астраханский вестник экологического образования. 2001. № 2. С. 79.