Посещение детей в больнице сценарий. Благотворительный проект! «веселые выходные в больнице» для тяжело больных детей. «Страшный» и плюшевый

Предварительный просмотр:

Действующие лица:

Врака-Забияка

Клоун Смешинкин

(Исполняют взрослые).

Ведущий.

Здравствуйте, Здравствуйте, Здравствуйте!

Мы рады приветствовать вас!

Как много светлых улыбок

Мы видим на лицах сейчас.

Сегодня праздник нас собрал:

Не ярмарка, не карнавал!

Первый летний день в году

Не отдаст детей в беду.

Сегодня у нас с вами веселый праздник, посвященный Дню защиты детей. Мы будем петь, играть, плясать и, конечно, к нам придут замечательные гости. А начать праздник я предлагаю песенкой "От улыбки ”

(Потирая ладошки, спиной к детям, входит Врака-Забияка. Говорит ехидным голосом.)

Врака-Забияка. Ну вот, еще одну гадость я удачно совершила: насыпала в компот соли. Пусть теперь попьют солененький компотик! Ха-ха-ха!

(Поворачивается и видит полный зал детей.)

Врака-Забияка. Ага! Сюда-то мне и надо!

Ведущий. Куда это "сюда"?

Врака-Забияка. Куда, куда... Да сюда, где много детей. Я из них буду делать своих помощников.

Ведущий. Да кто же вы такая?

Врака-Забияка. Я - Вракочка-Забиякочка. Можно просто - Врака-Забияка. Я слышала, у вас тут праздник какой-то?

Ведущий. Не какой-то, а праздник всех детей, которые за время учебного года повзрослели, поумнели, стали большими. Мы пришли повеселиться.

Врака-Забияка. Это вот эти детишечки-коротышечки большие?! Ой, насмешили! (Смеется). Так и хочется им пустышку дать пососать. (Дает детям пустышку).

Ведущий. Подожди, подожди, Врака-Забияка, чтобы узнать, на самом ли деле повзрослели наши ребята, нужно их проверить в играх, в танцах, в песнях.

Врака-Забияка. Проверить, да? Пожалуйста! (Достает мяч). Вот мяч. Кто его не поймает, тот не вырос, а так и остался малышкой-коротышкой.

(Начинает беспорядочно, обманывая детей, кидать им мяч.)

Ведущий. Ну, нет! Так не пойдет! Если уж играть, то по-настоящему.

Врака-Забияка. Как это по-настоящему?

Ведущий. Это значит - по правилам. Вот посмотри, мы тебе покажем игру "Как живешь?". Хочешь, и тебя научим.

Врака-Забияка. Ну, это мы еще посмотрим, кто кого научит. Что, я такой игры не знаю, что ли.

(Проводится игра "Как живешь?"

Дети движениями показывают, то о чем говорится в тексте.

Как живешь? – Вот так! (выставляют большой палец вперед)

Как идешь? – Вот так! (идут на месте)

Как плывешь? – Вот так! (имитируют плавание)

Как бежишь? – Вот так! (бег наместе)

Как грустишь? – Вот так! (грустят)

А шалишь? – Вот так! (кривляются)

А грозишь? – Вот так! (грозят друг другу пальчиком)

Игра повторяется 3-4 раза, каждый раз темп становится быстрее.

Врака-Забияка играет неправильно, ведущий просит ее посмотреть, как нужно играть.)

Ведущий. Ребята, я знаю, с кем нужно познакомить Враку-Забияку, чтобы она перестала проказничать, а стала доброй и веселой. С клоуном Смешинкиным. Но для того, чтобы он тут появился, нужно громко, от души рассмеяться. Давайте дружно засмеемся!

(Дети смеются. Врака-Забияка прячется в сторонку, затыкает уши.

Входит под веселую музыку клоун Смешинкин (можно с мыльными пузырями).

Дети окружают его, ловят пузыри.)

Смешинкин. А вот и я! Услышал смех и понял, что меня здесь ждут. Правда, ребята?

Дети. Да!

Смешинкин. У вас праздник, веселье? Как я все это люблю!

Ведущий. Да, Смешинкин, мы все вместе сегодня встретились и решили повеселиться..

Врака-Забияка. Да, как же! Малыши-коротыши!

Смешинкин. А, Врака-Забияка, ты уже здесь и опять вредничаешь?

Ведущий. Представляешь, Смешинкин, Врака-Забияка утверждает, что наши мальчики и девочки ничему не научились и ничего не умеют.

(Врака-Забияка Ехидно хохочет).

Смешинкин. А я думаю, совсем наоборот. Ребята в учебном году зря времени не теряли. Вот, например, ты знаешь, Врака-Забияка, что нужно делать утром?

Врака-Забияка. Конечно, знаю! Они еще спрашивают. Встаешь утром и начинаешь сразу всякие гадости делать, врать и проказничать.

Смешинкин. А вот и нет! Мы тебя сейчас научим, чем нужно заниматься по утрам.

(Клоун проводит комическую зарядку под веселую музыку

Рано утром- солнце встало!

Как солнце встаёт? - Чпок

(одну руку отводим в сторону и произносим: «Чпок – чпок!»)

Открываем мы глаза.

Как открываем? Вот так.

(Поднимаем брови и делаем большие глаза, руками показываем хлопающие реснички, произнося: «Зырк – зырк»)

Умываемся

(Ладошками делаем движения как при умывании, произносим слова «фырк – фырк»)

В путь дорожку собрались и пошли.

Как пойдем? Вот так

(Топаем ножками и размахиваем руками как при ходьбе, произносим: «топ – топ»)

А дорога извилистая.

(Руками перед собой показываем волну вперед и произносим: «Виу-виу»)

Встает перед нами дремучий лес. А деревья в лесу высокие и шумят. Как шумят? Вот так

(Руки поднимаем вверх и качаем ими из стороны в сторону, при этом: «Ш-ш-ш»)

Проходим лес! А за лесом простирается море. И мы плывем по морю. Как будем плыть? Вот так

(показываем руками, что мы плывем.)

Уф, приплыли. Устали немного. Как покажем, что мы устали?

Вот так (имитируем, что вытираем пот со лба, произнося при этом: «Уф-ф»)

А перед нами встает высокая гора. Но мы трудностей не боимся. и будем подниматься по узкой тропе в гору. Как будем подниматься? Вот так (имитируем шаг, который дается нам с трудом)

Еще чуть-чуть осталось. Все забрались на гору. А с горы как теперь будем спускаться? Побежим бегом. Вот так. (Показываем ногами быстрый бег, «Топ-Топ-Топ»)

Врака-Забияка. Это вы в садике и в школе такие взрослые, а летом вам без меня не обойтись, что делать-то без меня такой хорошенькой, вредненькой будете?

Ведущий. А сколько впечатлений ждет всех летом! Многие из вас будут путешествовать, купаться, гулять по лесу, загорать на пляже, отдыхать в деревне.

Врака-Забияка. Эх, вы! Не получилось из вас моих помощников. Ну почему я такая невезучая?! Почему никто не хочет со мной дружить?! (Плачет).

Смешинкин. И ты еще спрашиваешь?! Да ты взгляни на себя: разве можно с таким вредным лицом, на котором никогда не бывает улыбки, найти друзей?

Ведущий. А ведь Смешинкин прав. Только к доброму, веселому человеку тянутся другие люди. Вот послушайте, какие добрые, хорошие песенки споют вам наши ребята. Может быть, от этих песен и у тебя, Врака-Забияка, зажжется искорка тепла и доброты.

Для вас поёт: 1.

Врака-Забияка (хлопает в ладоши). Какие песенки чудесные! Я еще такие не слышала!

Смешинкин. Друзья, произошло чудо! Врака-Забияка в первый раз сказала правду!

Врака-Забияка. Как? Не может этого быть! Что это со мной?! Кем же я теперь буду, если я врать разучусь? (Хнычет).

Ведущий. Ты у нас станешь хорошей, доброй и веселой. Мы тебе и имя новое дадим. Хочешь?

Врака-Забияка (смущаясь).Ну, я не знаю... Смогу ли я?..

Смешинкин. Сможешь, сможешь! А мы с ребятами тебе поможем.

Ведущий. Ребята, а давайте придумаем Враке-Забияке новое хорошее имя. (Советуется с детьми). Правильно! Мы с ребятами посоветовались и решили дать тебе имя Веселушка-Хохотушка. Думаем, оно тебе понравится.

Смешинкин. Но с этого момента ты должна делать только добрые дела и всегда улыбаться. Согласна?

Врака-Забияка. А как эти добрые дела делать? Я не знаю.

Смешинкин. А вот одно из них для начала. Я тут по пути насобирал разных цветов. Но они необычные. На каждом из них помещена загадка. Вот тебе цветочки, а эти - мне. Сейчас мы по очереди ребятам будем загадывать летние загадки. Договорились?

Врака-Забияка. Я попробую.

ЗАГАДКИ

Не птица, а с крыльями,

Не пчела, а над цветами летает. (Бабочка).

Поднялись ворота,

Всему миру красота.

Приказало солнце: "Стой,

Семицветный мост крутой".

Туча скрыла солнца свет,

Рухнул мост, а щепок нет. (Радуга).

С ветки - на тропинку,

С травки - на былинку

Прыгает пружинка,

Зеленая спинка. (Кузнечик).

Растет в траве Аленка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдет,

Всяк поклон отдает. (Земляника).

Шапочка да ножка -

Вот и весь Ермошка. (Гриб).

Стоят в поле сестрицы:

Платья белены, шапочки зелены. (Березы).

Смешинкин. Молодцы, ребята! А ты говорила (обращается к Враке-Забияке), что наши дети ничего не знают. Разве смогли бы малыши отгадать такие трудные загадки!

Врака-Забияка. Теперь я и вправду вижу, что ребята выросли и поумнели. А знаете почему? Потому что я потихонечку превращаюсь в Веселушку-Хохотушку. Хочу вас всех развеселить и приглашаю на танец "Маленьких Утят".

(Дети вместе исполняют танец.)

Смешинкин. Ну, Веселушка-Хохотушка, понравился тебе наш праздник?

Врака-Забияка. Еще бы! Ведь я стала совсем другой!

Ведущий. А в этом тебе помогли наши ребята.

Врака-Забияка. Я хочу их за это отблагодарить. Угощу-ка я их мухоморчиком!

Смешинкин. Вот тебе раз! Ты опять за свое? Мухоморы разве можно есть?

Врака-Забияка. Вы что, забыли? Я же перевоспиталась, я стала хорошей. А мухоморчик этот не простой, а сладкий-пресладкий!

(Врака-Забияка со Смешинкиным вносят большой мухомор, внутри которого конфеты. Раздают детям.)

Ведущий. Ребята, давайте скажем за угощение спасибо нашим веселым гостям.

Смешинкин. А нам с Веселушкой-Хохотушкой пора в нашу сказочную страну Хохотанию. И как только мы услышим ваш задорный дружный смех, всегда будем гостями в вашем детском отделении.

Смешинкин и Врака-Забияка. Пока!

(Под веселую музыку герои уходят.)

Ведущий. Вот и подошел к концу наш праздник. Но мы еще не раз встретимся.

А теперь карандашики возьмите

И на листьях нарисуйте, напишите,

Что для счастья нужно.

Пусть в рисунках ваших будут:

Счастье, солнце, дружба.

(Под веселую музыку дети идут рисовать).


Сценарий для короткометражного фильма Детская больница:

Титры на фоне больничной стены. Затем камера поворачивается влево. Мы в коридоре, через пять метров от камеры начинается лестница. На лестничной площадке дурачатся двое ребят 10-14 лет. У одного на ногах у них цветастые домашние тапочки, у другого – пляжные шлепанцы на босу ногу. Они пинают друг друга ногами и тычут пальцами. Слышен их приглушенный смех. Камера поворачивается, очень медленно, на 180 градусов и мы видим другую часть коридора. Здесь коридор заканчивается тупиков в виде стены с окном. В конце коридора сидят люди, человек пять, еще трое стоят. Нетерпеливо. Перед ними, метров на семь ближе к камере, мы видим мальчика 16-18 лет, полного. Отчетливо его лицо не показывается. Он ходит от одной стенке к другой. В его руках какие-то бумаги. Он ждет у двери кабинета. Над его головой висят большие часы. Сломанные. Стрелки показывают примерно 5:35, образуя что-то вроде циркуля. Сцена показывается достаточно долго, чтобы зритель понял, что часы сломаны. Но парень, тем не менее, три раза на них посмотрит. Мимо камеры слева неспешно проходит тучная высокая женщина в черном пальто. Идет от камеры, вперед к парню. Он приближается к нему (видны лишь силуэты, на фоне света из окна), грубо вырывает из его рук бумаги и захлопывает дверь. Звук двери слышен очень громко, даже слишком. Это первый звук после длительной тишины. Парень некрасивым шагом (переваливаясь с ноги на ногу, мешковатая походка) идет к камере и проходит слева от нее. Камера поворачивается вслед за ним. Он поворачивает налево, поднимается по лестнице. Тем временем, чуть дальше лестницы, громко и скрипуче открывается лифт. Из него выходит медсестра в белом халате, левой рукой он тащит за собой каталку. Затем мы видим врача. Он позади каталки, толкает. Медсестра: молодая, симпатичная, со светлыми крашеными волосами, невысокого роста, чуть полновата. Врач: 40-50 лет, с большой плешью в районе челки, в очках. На каталке лежит ребенок, замотанный с ног до головы белое полотенце. Он очень маленький, сначала может показаться, что это просто какая-то вещь, но когда они проезжают мимо камеры, видна маленькая худенькая правая ручонка. Врач шепчет что-то вроде «сейчас все будет хорошо». Они проносятся мимо. Камера следит за ними. Они проезжают почти до конца коридора, затем резко сворачивают направо, и мы теряем их. Из любопытства камера идет туда же. По коридору. Съемка немного смазана. Двери явно обшарпаны. Краска на стенах облупилась. Мы доходим до того места, куда повезли мальчика, но не идем туда. Там вправо идет еще один длинный голубой коридор. Мы видим, как каталку завозят в какой-то кабинет. Тогда мы поворачиваемся. Осматриваемся. Открывается одна из двух дверей и оттуда выходит толстенькая девочка 11-12 лет. Она скрестила руки на животе, немного наклонена вперед. Уходит туда, откуда мы пришли. Камера опять показывает дверь в кабинет. Туда входит маленькая напуганная девочка лет семи. Она очень худа и очень бледна. Цветовая гамма в целом очень бледная. Лишь изредка попадаются яркие цвета (тапочки). Дверь с грохотом закрывается, и мы видим кривую надпись «гастроскопия». Две маленькие девочки вслушиваются в звуки позади двери. Мы слышим детские крики, плач и рвотный кашель на грани истерики, грубый мужской голос «Ну что ты делаешь?!», опять кашель. Одна девочка (та, что полнее), говорит другой (тихо, но расслышать можно):
-««Что ты делаешь?!» Даже обезболивающее не дают! Она же еще маленькая. ****ь! Может так и задохнуться!»
Люди в очереди переглядываются. Открывается дверь и выходит девочка, вся в слезах, обхватила руками живот. Две другие девочки уводят ее, обняв с двух сторон. Камера следует за ними. Они утешают ее («все в порядке, это последний раз»). Мы проходим обратно по длинному коридору. Съемка немного смазана, почти по кадровая, неясных оттенков сине-серого. Камера доходит до лестницы. Девочки поднимаются вверх. Камера следом. Показываются ступени – обшарпанные, сбитые с боков. Поворачиваем, продолжаем подъем. Справа на лестнице стоят трое парней 15-17 лет, курящих и активно обсуждающих какую-то пошлятину на уличном диалекте. Одеты небрежно, волосы сальны и растрепаны, вид здоровый. Девочки поворачивают еще раз налево и выходят в коридор. Идут направо по коридору. Подходят к деревянной стене. В стене деревянная дверь, висящая криво и плохо открывающаяся. Они ее открывают. Камера заходит. Они закрывают за нами дверь и мы идем дальше. Перед нами коридор, заканчивающийся большим окном, треугольником занавешанным старыми занавесками темно-зеленого цвета. Камера «наезжает» на девочку, сидящую под этим окном. Догадаться что это девочка не легко. Ей лет 12. Она сидит на пятой точке, колени сведены вместе, между ступнями около сорока сантиметров. Руки на полу. В глаза бросаются ярко-розовые носки. На ней синие джинсы, толстая безрукавка с капюшоном темно-синего цвета. Лицо не имеет выражения. Пустующий взгляд. Черты аккуратны для мальчика, но для девочки грубоваты. Так как в это время камера подъезжает все ближе к девочке, увеличения медленно сводится почти на нет, и когда камера поворачивается, мы видим открытую дверь палаты. Заходим. Палата разделена на две маленькие комнатки, по три кровати в каждой. Идем в левую часть. Там на одной кровати сидят два парня по 15-17 лет, и громко разговаривают гнусавыми голосами. На второй кровати спит мальчик лет 11 (точнее пытается уснуть). Третья кровать пуста. Мы садимся на нее и усмотрим на двух парней.
Первый: Ну, ты просто говно, раз тебя сегодня выписывают.
Второй: Да я то чего…
Первый: Давай, давай, гуляй, Вась! (гортанный смех, второй подхватывает) ****ь, опять Пупс SMS прислала! Я ей уже сегодня наверно SMSок тридцать послал!
Второй: Чего пишет то?
Первый: Да *** знает! Кстати, ты просто говно! Так что гуляй, гуляй, Вась!
Второй: Я сам не пойму, чего это меня выписывают!
Первый: А ты сколько лежишь?
Второй: С прошлой среды.
Первый: Вот сука, только неделю отлежал! А я уже две, и по ходу дела, еще неделя предстоит!
Второй: Не, главно что у меня язва! Как они мне за неделю язву вылечили?!
Первый: ****ь, да *** их знает! Они все вылечат, кроме того, что нужно!
Второй: Таблетками ж нельзя язву вылечить!
Первый: А ты иди к ним. Схватись за живот, и скажи, что у тебя она опять открылась.
Второй: Ну да, типа «ой, ой! Тут болит! И тут болит! ВСЕ БОЛИТ!» (корчится в судорогах, обнимая живот).
Первый: Ну да, типа того.
Второй: Я кстати, ща слышал, что сегодня много народу выписываются. Очень много. Приколи ты тут один останешься!
Первый: ****ь, да это вообще жесть будет! Нет, ну ты просто говно! Настоящее говно!
(Крик из коридора): Васильев! (Второй оборачивается) На выход! Собирай вещи! За тобой мама приехала!
Второй: ****ство! Ладно, я попер на *** отсюда. Желаю тут повеселиться.
Первый: Нет, Вась, ты просто говно!
Второй: Пока.
Первый: Пока, ****юк! О, опять Пупс… (разглядывает мобильный телефон)
Камера выходит из палаты и идет следом за Васильевым. Он здоровается с матерью, они уходят. Мы следом. Слышны обрывки разговора.
Мама: Как живот?
Васильев: Так себе. Рановато выписали.
Мама: Пора бы и в школу заглянуть. Тебе не кажется?
Васильев: Знаю. Потерплю.
Васильев достает мобильный телефон, разговор прекращается. Они выходят. Охранник подозрительно смотрит на них и закрывает у нас перед носом дверь. Камера наблюдает через зарешеченное окно, как Васильев с мамой удаляются. Парень чуть отстает от матери, поворачивается, вытягивает руку в сторону больницы, показывает средний палец, продолжает путь, как ни в чем не бывало. Окон занавешивают. На фоне рваной серо-белой занавески – заключительные титры.

ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ

ДОСУГОВОЙ СИСТЕМЫ В БОЛЬНИЦЕ.

РОЛЬ НЕКОТОРЫХ ФОРМ ДОСУГА В БОЛЬНИЧНОЙ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ

Надежда Черноморченко, координатор

группы инициативных родителей онкобольных детей,

г. Херсон

В период общегосударственного кризиса в Украине самыми социально незащищенными являются семьи, в которых есть дети-инвалиды, больные раком. Проблемы маленьких пациентов с онкопатологией и их родителей касаются не только врачей, помогающих этой категории малышей и подростков, но и всего общества. Необходимость работы волонтёров и инициативных родителей в области детской онкогематологии доказана и зарубежным, и отечественным опытом.

Тяжёлая болезнь ребёнка, которая может иметь летальный исход, длительное пребывание в больничных стенах, а также трудности в обеспечении полноценного и качественного лечения из-за отсутствия базы доноров в нашей стране и дорогостоящих препаратов в лечебном учреждении расцениваются как травмирующие факторы для детей и их родителей.

Поэтому с первых же дней нахождения в отделении онкогематологии очень важна психологическая реабилитация, которая может существенно улучшить состояние здоровья не только ребёнка, но и его близких, в первую очередь, - матери, осуществляющей уход за своим сыном или дочкой. Сегодня выявлена тесная связь между нейропсихическим состоянием мамы и биоэнергетическим состоянием ребенка. Это еще раз подчёркивает необходимость включения в процесс реабилитации и матери болеющего.

Наиболее эффективно помочь ребёнку и его семье в условиях стационара могут профессионалы: психологи, психотерапевты, реабилитологи, воспитатели, а также священники. К сожалению, в украинских лечебных учреждениях для детей с онкопатологией таких профессионалов пока недостаточно. Поэтому и по ряду других причин, преимущественно личного и личностного характера, задачи эмоциональной поддержки детей и родителей, а также их адаптации к больничным условиям во время курса интенсивной химиотерапии берут на себя добровольцы и объединения инициативных родителей.

В условиях больницы, где по-нескольку месяцев находятся маленькие пациенты, психологическая помощь , которую могут осуществлять подготовленные волонтёры, невозможна без организации досуга. Досуг для тяжело болеющих детей – это то пространство личного времени, которое должно наполняться положительными эмоциями и радостью, служить развитию различных умений и навыков, готовить к возвращению в реальный мир после завершения лечения.

В течение пяти лет моей волонтёрской деятельности в отделении онкогематологии ДОКБ г. Херсона была предпринята попытка создания досуговой системы для детей, проходящих курс лечения в больнице. Накопленный опыт позволяет говорить о том, что совместные развлечения пациентов с онкопатологией: игры, рисование, занятия художественным творчеством, концертные программы и многое другое - действительно способствуют улучшению психофизического состояния, как детей, так и их родителей. На фоне благоприятного эмоционального микроклимата во время совместно проводимого досуга и развлечений легче переносится химиотерапия, дети меньше подвержены нервным срывам и депрессии, успешнее проходит лечение.

КЛОУН В ОТДЕЛЕНИИ

Очень важным и эффективным средством эмоциональной поддержки онкобольных детей являются встречи с клоуном. Непринужденная обстановка во время развлечения, игровая деятельность, шутки, смех помогают организму, ослабленному химиотерапией, быстрее восстанавливаться. А в здоровом теле – здорОво всё: мысли, чувства, эмоции, желания. Европейскими врачами, проводившими наблюдение в онкогематологических клиниках для детей, неоднократно подтверждались факты достаточно быстрого восстановления формулы крови у пациентов после их активного общения с клоунами, фокусниками, ряжеными.

В некоторых европейских странах есть традиция обучать врачей некоторым несложным фокусам и трюкам. Подготовленный доктор-клоун в одежде с элементами клоунского наряда, с красным носом приходит к больным детям прямо в палаты, особенно – ко вновь поступившим в отделение. Дети, впервые попавшие в больничные условия и не ожидающие от процесса лечения и времени, проведённого в стационаре, ничего, кроме неприятностей и скуки, бывают потрясены увиденным: доктор-клоун во время дневного обхода играет с ними, смешит и воодушевляет на борьбу с недугом. Ребёнок перестаёт бояться врача, учится видеть в нём своего союзника и главного помощника. Гораздо позже, во время курса интенсивной терапии, маленькие пациенты начинают осознавать важность работы врачей-клоунов, понимают, какую роль в их больничной жизни занимает врач, надевший такой необычный наряд и начинающий медицинские осмотры с фокусов.

«Дорогой доктор Гарибальди!

Я очень доволен твоей «работой», приносящей радость туда, где её нет или есть, но очень мало: к примеру – в больнице. Ты мне очень помог, когда я был в больнице, в палате: чтобы убить время, я смотрел на капельницу с водой и минеральными солями, которые мне вводили в вену через надоевшую трубку. Я радовался, когда уровень раствора опускался хотя бы на миллилитр. Но с твоим появлением палата наполнялась радостью – разноцветные шары, твой нос цвета красного помидора, время, посвящённое мне, превращали скучные дни в незабываемые моменты. И тогда время улетало в мгновение. Когда приносили обед, я не хотел, чтобы ты уходил, а я опять оставался один смотреть на капельницу, которая, казалось, была на том же уровне.

Спасибо тебе за то, что ты сделал для меня.

В 2000 году мы с моим 9-летним сыном начинали лечение острого лейкоза в детской областной больнице г. Херсона. В то время мы абсолютно ничего не знали о таком явлении, как добровольчество в области детской онкогематологии. Мамы с детишками строили свою больничную жизнь, развлекались, кто как мог. Но уже тогда я обратила внимание на то, что после чтения весёлых повестей Астрид Линдгрен, после безудержного смеха над проделками Пеппи Длинный Чулок и Карлсона самочувствие моего ребёнка улучшалось. А наша лечащий врач, приходившая наутро с обходом, говорила: «Ну, что, молодой человек, Ваши дела сегодня на полкопейки лучше, чем вчера: лейкоциты немного возросли, тромбоциты не упали, а гемоглобин – дело поправимое». Только через два месяца в далёкой Италии, куда нас взял на лечение директор Центра детской онкогематологии, я узнала, что в европейских клиниках ведётся специальная работа с детьми, имеющими злокачественные новообразования. И направлена она на то, чтобы каждый ребёнок изо дня в день получал как можно больше положительных эмоций и радости. Итальянские волонтеры объяснили мне, что «работа с чувствами» маленьких пациентов – неотъемлемая составная противораковой терапии: встречи с клоуном-фокусником, уроки рисования и труда, концерты добровольцев помогают детям достаточно эффективно бороться с болезнью.

В Херсоне нет доктора-клоуна, но два раза в месяц приходит клоун-волонтёр Артём. Он не статист-зазывала из супермаркета, а профессионал своего дела, или «настоящий», как характеризуют его малыши. Во время игровых программ, которые он предлагает детям, царит необычайная радость, активизируются даже «тяжёлые» пациенты и подростки в депрессивных состояниях.

Встречи с клоуном заряжают детей оптимизмом, положительными эмоциями, дарят надежду на выздоровление, закрепляют стремление к выздоровлению и скорейшему возвращению к обычной жизни. Зав. отделением Вера Гавриловна Редькина неоднократно подчёркивала, что организация досуга с клоуном изменяет к лучшему качество жизни пациентов и их родителей в больничных условиях.

РИСОВАНИЕ – ЛУЧШЕЕ ЛЕКАРСТВО ОТ БОЛЬНИЧНОЙ СКУКИ

Одной из самых важных форм досуга для детей с онкологией являются занятия арт-терапией, позволяющие снять стресс и уравновешивающие эмоциональное состояние. В процессе рисования даже не специалисту можно увидеть страхи, которые испытывает ребёнок, т. к. ему легче нарисовать свой страх, чем рассказать о нём. Кроме того, рисование в коллективе друзей по отделению важно и в том плане, что ребёнок на некоторое время как бы возвращается в ту обстановку, в которой он жил до болезни. Всё это вместе с разнообразием впечатлений, связанных с приездами преподавателей художественной школы, помогают детям восстановить душевные силы, истощённые болезнью.

В организации и проведении занятий рисованием нам помогает дирекция художественной школы и дизайн-лицея. Преподаватели привозят в отделение настоящие мольберты, предлагают детям «переоборудовать» холл в класс для занятий, разрешают им самостоятельно подготовить «рабочие места». Мальчики и девочки охотно и с большой радостью откликаются на предложения взрослых: деятельность, предшествующая уроку, вносит оживление в больничную жизнь, отвлекает детей от мыслей о болезни. На занятиях у нас всё, как было когда-то в жизни маленьких пациентов до болезни: настоящий урок, настоящие преподаватели, радость успеха – художники-профессионалы каждому ребёнку на уроке помогают стать успешным.

На этом, первом, этапе рисование для ребёнка является средством, которое способно отвлечь его от тяжёлых размышлений о состоянии своего здоровья, смерти друзей по отделению, неопределённости завтрашнего дня.

Второй этап арт-терапии носит реабилитационный характер и направлен в будущее. После ряда уроков мы проводим конкурс детских работ: из общего количества рисунков отбираются лучшие – на выставку. Членами жюри выступают преподаватели художественной школы и дизайн-лицея во главе с директором, профессором Академии, Заслуженным деятелем искусств Украины. Я не случайно так подробно рассказываю о составе жюри: все конкурсы для наших детей мы стараемся проводить на высоком уровне. Это очень важно для малышей и подростков, проходящих курс лечения в нашем отделении – они начинают понимать, что «всюду жизнь», жизнь даже в больничных стенах, а они сами интересны окружающему миру и людям, никак не связанными с ними узами родства. Это способно поднять боевой дух маленьких страдальцев и вернуть им утраченные с болезнью уверенность в себе и собственных силах. Уровень проводимых конкурсов очень важен и для нас, взрослых: результаты таких мероприятий бывают самыми неожиданными – в детях открываются такие таланты, о которых не подозревали ни родители, ни сам ребёнок. И такие вот результаты-открытия, кроме сиюминутных полезностей и приятностей, могут стать перспективой для будущей жизни ребёнка с онкологией: два пациента нашего отделения, Георгий С. и Екатерина С.., по итогам конкурса рисунков стали учащимися дизайн-лицея, а затем (Георгий С..) – и Академии.

Дети всегда с нетерпением ждут подведения итогов. Этим ожиданием, волнением, надеждами наполняется больничная жизнь пациентов. Однообразие сменяется полнотой бытия ; бессилие и апатия – радостью от того, что болеющие начинают чувствовать себя нужными окружающим, не забытыми в самый трудный для них период.

На выставку мы обычно приглашаем всех детей, кому по показаниям можно покинуть больницу на несколько часов. В городской галерее детского творчества «Синий кот» юных художников ожидает еще несколько приятных и радостных моментов – возможность пообщаться с тележурналистами и корреспондентами газет и награждение.

Этот последний, третий, этап арт-терапии носит элементы социальной адаптации, которая предстоит детям после возвращения из больницы в обычную жизнь. Таким образом, уже во время лечения, в самый неблагоприятный период в судьбе, они начинают постепенное освобождение от последствий психотравмы, связанной с болезнью. Дети приходят к осознанию того, что они ничуть не хуже своих здоровых сверстников; что они очень многое могут, а их творчество не только интересно, но и полезно многим людям. Кроме того, мероприятия такого рода, проводимые в несколько этапов, позволяют страдающим малышам и подросткам постоянно возвращаться к разговорам об ожидаемом событии, мысленно предвосхищать его и, в связи с этим, долгое время удерживать и переживать положительные эмоции.

В итальянской клинике, где мы с сыном проходили лечение, уроки рисования проводятся обязательно и ежедневно. В первой половине дня два штатных преподавателя-профессионала работают с детьми. Один – в игровой комнате с теми, кто может передвигаться, самостоятельно или с помощью взрослых; другой – с послеоперационными и лежачими больными (по желанию ребёнка) или с их родителями. Во время М-протокола, который мы переносили очень тяжело, мой сын постоянно находился в палате, но не переставал жить обычной детской жизнью с маленькими радостями и победами, которые стали для него возможны с учителем художественного творчества.

Позднее детские рисунки развешивались в холле дневного стационара клиники, в манипуляционных кабинетах на специальных стендах. Результаты подобной работы и отношения медперсонала и преподавателей клиники к творчеству пациентов – самые положительные. Ребёнок получает мощный позитивный заряд во время обследований после курса химиотерапии, когда его с порога встречает возглас медицинской сестры в манипуляционной: «Привет, Массимо! Вот твой рисунок висит у меня в кабинете. Очень красивый рисунок. Ты молодец!». Затем она вовлекает ребёнка в обсуждение рисунка и только потом – необходимая медицинская процедура.

У нас в больнице, к сожалению, нет штатного преподавателя художественного творчества. Художники-добровольцы из художественной школы и дизайн-лицея не могут ежедневно заниматься с нашими детьми. Но позитивные изменения в состоянии и поведении пациентов во время рисования, во время подготовки и проведения конкурса рисунков и выставки помогли воспитателям принять решение об организации ежедневных уроков художественного творчества для детей. На занятиях они вместе с мамами обучают детишек тому, что умеют сами: аппликации , поделкам из бумаги и ткани, бисероплетению.

НЕ ПЕРЕСТАЁМ УЧИТЬСЯ ДАЖЕ В БОЛЬНИЦЕ

Большинство детей за длительный период лечения очень отстаёт от школьной программы. Из-за недостатка впечатлений и невозможности получения новых знаний во время пребывания в больнице у них снижается познавательный интерес, появляются пассивность и апатия, изредка наблюдается задержка интеллектуального развития. В европейских клиниках (например, Италия) проблема предупреждения задержки интеллектуального развития онкобольных детей решатся просто: при клиниках существуют школы, в которых получают знания находящиеся на лечении подростки. Так, в Центре детской онкологии и гематологии прямо в отделении функционирует учебный класс, оборудованный компьютерами, школьной доской, географической картой мира и индивидуальными рабочими местами учащихся. В больничный школьный курс обязательно входят математика, итальянский и английский языки , география, история и основы компьютерной грамотности. Последнее очень важно, потому что дети имеют возможность обучаться современным способам получения знаний: с помощью Интернета они могут не только заниматься самообразованием, но и обрести в дальнейшем достойную профессию и работу.

У нас создание школы или постоянно действующего класса при детской областной больнице пока невозможно в силу субъективных причин. Но предупреждать задержку интеллектуального развития детей с онкопатологией необходимо и возможно даже в наших условиях с помощью некоторых форм досуга.

Совсем недавно при поддержке преподавателей и студентов музыкального училища удалось организовать музыкальные утренники для маленьких пациентов, а также их родителей. Наши познавательные утренники направлены на то, чтобы познакомить детей с различными музыкальными инструментами, их звучанием, а также дать возможность уставшим от лечения малышам и подросткам отдохнуть во время концертов и получить эстетическое удовольствие от прослушивания специально подобранной музыки.

Иногда на такие утренники мы приглашаем бывших пациентов отделения, обучающихся в музыкальных школах и училище. Частыми гостями у нас бывают Аня К. и бард Елена Т.

У обеих много лет назад была обнаружена опухоль головного мозга, обе выжили, достигли определённых успехов в жизни. Выступление Елены Т., ослепшей после перенесённого заболевания, но, несмотря на это, ставшей исполнительницей собственных песен под аккомпанемент гитары, является таким ярким примером мужества и силы духа, с которым не сравнится сотня поучительных рассказов.

С декабря 2007 года дирекция одного из районных Центров внеклассной работы нашего города проводит в отделении интеллектуальные вечеринки . Вопросы, предлагаемые пациентам, касаются многих тем из области истории, географии, культуры и современной музыки. В ходе мероприятия актуализируются имеющиеся знания больных детей, а личные успех или неудача, призы и поощрения заставляют пациентов изыскивать новые знания к следующим приездам творческой группы.

Для разнообразия впечатлений и обогащения однообразной жизни детей в больнице мы достаточно часто приглашаем в отделение областной театр кукол. Актёры-кукольники привозят в больницу весёлые и смешные поучительные спектакли. Ребёнок во время представления как бы проживает жизнь героев, радуется вместе с ними, вместе с ними грустит. Депрессивные состояния у детей, связанные с тяжёлым заболеванием и жесточайшей химиотерапией, облегчаются; одновременно облегчается и психо-эмоциональное напряжение матерей, которые страдают вместе со своими малышами. Но мы из просмотра кукольных представлений стараемся извлечь ещё один положительный момент.

После мероприятия все ненадолго остаются в холле или игровой, чтобы обсудить увиденное, проанализировать характеры и поступки героев спектакля. Так наши дети, не имеющие возможности быть активными участниками реальной жизни, оставшейся за больничными стенами, продолжают учиться различать доброе и злое, благородное и низкое в содержании тех форм искусства, которые оказываются возможными при организации досуга в лечебном учреждении.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЛЕЧЕНИЯ

Досуг детей-инвалидов, получающих лечение в больнице, не ограничивается только теми формами, где ребёнок может быть только зрителем или участником готового мероприятия. Мы стараемся в системе проводить и такие развлечения, в организации и проведении которых малыши и подростки могли бы стать активными сотрудниками взрослых. Чаще всего это мини-спектакли, поздравления друзей по отделению с днём рождения, утренники и небольшие концерты к праздничным датам.

Такие формы досуга позволяют детям самореализоваться в роли актёров, певцов, чтецов, поэтов, ведущих. Творческая деятельность, проводимая в несколько этапов: создание сценария, его утверждение, распределение ролей, репетиции и, наконец, само выступление –

делает детей счастливыми, раскрепощает их, позволяет почувствовать себя успешными. Всё это в дальнейшем может облегчить течение посттравматического периода, когда ребёнку предстоит социальная адаптация в обычной жизни после завершения лечения.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МАТЕРЕЙ

В зарубежных клиниках особое место уделяется работе социальных сотрудников лечебного учреждения и психологов с родителями онкобольных детей, а особенно с теми из них, которые осуществляют уход за ребёнком во время химиотерапии. Обычно к каждой семье прикрепляется социальный работник, который «ведёт» эту семью заболевшего с момента постановки диагноза и далее по необходимости. Уровень психологической поддержки в европейских клиниках очень высок, а сама поддержка имеет самые различные формы проявления.

Ребёнок любого возраста, болеющий раком, требует индивидуального круглосуточного ухода за ним именно родителями. У матери практически нет возможности отвлечься от проблемы, с которой она остаётся один на один в течение 24 часов в сутки, оторванная от привычных дел, образа и ритма жизни. В европейских клиниках мать онкобольного ребёнка имеет возможность оставить дитя на некоторое время в больничном отделении на попечении воспитателя или социального работника. В освободившееся личное время она может навестить знакомых, посидеть за чашечкой чая в кафе с другой мамой или просто прогуляться по городу. Это очень важно: матери, которая также, как и ее ребёнок находится в состоянии стресса, необходимо по-возможности сохранить психо-эмоциональное равновесие, чтобы поддерживать оптимизм и веру в успешный исход борьбы с раком у сына или дочки.

У нас проблема психо-эмоциональной поддержки родителей онкобольных детей пока не решена, также как и не решён вопрос о штатных психологах и социальном работнике в отделении. Поэтому иногда мы проводим праздничные мероприятия только для родителей. Чаще всего развлечения для взрослых организуются к 8 марта и Международному дню матери. Праздничная комплексная программа, направленная на поддержание душевных сил родителей, даёт очень хороший результат. Женщины вспоминают о том, что надо сохранять самообладание и мужество, привлекательный внешний вид и способность не сдаваться обстоятельствам ни при каких условиях.

Мероприятия, которые мы предлагаем мамам болеющих детей, в некотором роде носят инновационный характер, т. к. в больничных учреждениях Украины не практикуются. Три года подряд мы приглашали в отделение мастера женских причесок. Первый раз желание изменить имидж к празднику высказали сами мамы, чьи дети получали лечение в отделении. Мероприятие удалось. Матери, а особенно отцы детишек с онкопатологией, пришедшие в отделение с поздравлениями вечером, остались очень довольны. Теперь уже традиционно в День матери к нам приходит парикмахер-стилист, а в этом году компания Mаry Kаy предложила услуги визажистов и комплекты косметики для женщин в подарок матерям онкобольных детей.

Более подробную информацию о проводимых мероприятиях в онкогематологическом отделении ДОКБ г. Херсона можно посмотреть на сайте Всеукраинской открытой ассоциации волонтерских групп и лиц, работающих с онкобольными детьми, «Жить завтра»: www. donor. – в Новостях по Херсону.

В Федеральном институте развития образования (ФИРО) прошел семинар для всех желающих под названием «Праздник или действие? Немедицинская помощь детям в больницах». Эксперты обсудили, как создать настоящий праздник для больных детей. Оказывается, для этого главное – не прийти в качестве клоуна в больницу, надуть шариков, показать фокусы и рассказать серию банальных шуток около елки. Это не настоящий контакт, а лишь его имитация, не то, что действительно нужно больным детям, считают эксперты. К сожалению, многие волонтеры думают, что детям нужно именно это, а не кропотливая, в чем-то занудная работа.

В начале семинара всех пришедших попросили немного рассказать о себе и выбрать «либо действие, либо праздник». Как оказалось, многих из собравшихся думают о том, чтобы начать помогать больным детям в качестве волонтеров, другие – уже занимаются этой деятельностью и хотят больше узнать по теме. Из альтернативы «праздник-действие» кто-то из пришедших выбирал праздник, кто-то действие, а кто-то наотрез отказывался разделять эти понятия, объясняя это тем, что «праздник должен перерасти в действие». Наиболее правильный ответ давали люди с психологической подготовкой, понимая, что альтернатива эта искусственная.

Эксперты объяснили, чем было вызвано такое начало семинара. Они намеренно разделили эти понятия, чтобы ярче обозначить проблему, с которой они сталкиваются: иногда волонтеры считают, что именно праздник и только он нужен больным детям. «Праздник это ярко, это красиво. Во время его мы выводим детей на реагирование, на интерактив», – рассказал о своей деятельности в качестве больничного клоуна Константин Седов , руководитель АНО « ». Однако, по его мнению, часто праздник – это лишь первый этап для начала взаимодействия и повод познакомиться. Невозможно удовлетворить потребности ребенка, приходя всего лишь раз в месяц или раз в квартал и неизменно принося подарки и проводя конкурсы. 12 Дед Морозов со Снегурочками в год не сделают для ребенка того, что может дать регулярная деятельность, например, еженедельные уроки английскому языку, которые раз в месяц просто не имеют смысла. «Столько Дед Морозов – это на грани патологии для ребенка. Они все время могут ожидать, что сейчас Дед Мороз придет и принесет подарки, придет один, придет другой и т.д.», – рассказывает эксперт, добавляя, что после всех пришедших пиратов, космонавтов и индейцев наступают будни. И тут уже нужен регулярный уход и забота.

Как рассказала Елена Базанова , координатор психологической службы проекта «Волонтерский уход в больницах » БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам», первая заявка, с которой многие люди приходят в проект, – это желание подарить детям праздник, радость, встретиться и пообщаться с больными детьми, запустить с ними в небо шарики или фонарики. «Новички-волонтеры иногда думают, что готовы общаться с детьми. Однако ребенок без ласки часто реагирует особенным образом, он может быть очень болен и ему не до этого, а волонтеры могут быть не готовы к этому», – говорит Елена Базанова. Она считает, что праздничный настрой иногда преграждают волонтерам настоящий контакт, который и нужен детям. «Праздник помогает установить контакт. Например, вы сходили в кино, теперь есть, что обсудить, а дальше из этого может что-то развиться», – приводит она пример из жизни.

Позитивным следствием праздника является возможность установить контакт с больницами. Когда волонтеры впервые приходят к ним с предложениями о помощи, часто слышат отказ, что ничего не надо. «Праздник сделайте и отстаньте», – описывает Константин Седов отношение, с которым в больницах встречают волонтеров. Однако после знакомства, уже завязав контакты и войдя в систему, можно начинать помогать учреждению на более регулярной основе, говорит Елена Базанова. И тут уже начинается основная работа. По ее словам, больницы часто негативно на первых порах реагируют на волонтеров, потому что боятся показать огрехи в своей системе, открыто признать, что им не хватает нянечек и другого персонала..

Константин Седов в свою очередь обратил внимание на то, что и во время праздников, и в будничной деятельности волонтерам необходима в целом профессиональная подготовка. Он привел в пример случаи, когда волонтеры приходят с желанием общаться, но как делать это с годовалым ребенком не знают и вообще не соблюдают правила больницы по поводу санэпидемнорм. Они просто не задумываются об этом. Они хотят устроить праздник, а их просят помыть полы или съездить за лекарствами, однако волонтеры воспринимают это в штыки, ведь не для такой работы они пришли. «Человек соглашается, как будто одолжение делают». Или бывает, что неумелые волонтеры обещают после праздника ребенку еще раз прийти, но не держат своего слова, а у него потом начинается истерика. И успокаивать его должны будут врачи.

Именно поэтому, по мнению эксперта, и нужен в том числе закон о волонтерской деятельности, который может обязать людей проходить обучение и только потом работать с детьми. «Мы учим клоунов не обещать конкретную дату прихода», – говорит Седов, добавляя, что сравнить приход клоунов в больницу можно с прилетом Карлсона, существа с другой планеты. Поэтому и надо учиться, как взаимодействовать с больничным миром и как проводить праздники.

При этом, по его мнению, стоит учитывать, что Карлсон прилетает в данном случае в больницу, к больному ребенку. Бывает, что обычные шутки не действуют и ребенок вообще не хочет общаться. Из этой ситуации Константин Седов предлагает выпутываться нестандартными методами: например, лечь рядом на больничную койку с ребенком или каким-то иным нестандартным образом пробудить его интерес. Константин не раз сам попадал в такие ситуации.

Ближе к концу семинара эксперты попросили собравшихся участников нарисовать картинки, на одной из которых был бы изображен праздник, а на второй – самое радостное событие из детства. И если на первом рисунке часто встречались флажки, шарики, фейерверки и прочие традиционные атрибуты праздника, то на второй — глубоко личные переживания из детства, более персонифицированные картинки. И на них уже были не флажки и гирлянды, а какие-то обычные вещи из повседневной жизни. Поездка на море, совместное приготовление картошки с родителями, семейные путешествие и так далее. По мнению экспертов, этот опыт свидетельствует о том, каким на самом деле должен быть праздник, что настоящую радость могут приносить обычные, вполне будничные вещи. Поэтому не обязательно приводить профессиональных оперных певиц в больницы или оркестры, во многих случаях гораздо большую пользу принесет искренний интерес волонтера к ребенку и желание помочь ему в социализации.

Давайте вместе поддержим маленьких пациентов, подарим им немного радости и поможем справиться с болезнью!

Что чувствует ребенок, попадая в больницу?

Страх, боль, неопределенность, отчуждение. И дело тут не только в том, что ребенку требуется длительное и тяжелое лечение.

Страшный диагноз полностью меняет привычную жизнь ребенка – дети чувствуют, что в жизнь вторглось что-то враждебное, непонятное, пугающее и непреодолимое, не дающее возможности жить обычными детскими интересами. Ребенок, помимо физических страданий, испытывает колоссальный стресс от неизвестности и смены привычной домашней обстановки на больничную.

Очень важную помощь, которую в данной ситуации мы можем оказать для маленького пациента – это облегчить их страдания от резкой смены привычной жизненной обстановки и тяжелых болезненных процедур, создавая для них максимально комфортные условия в отделениях.

Фонд «ЖИВИ» организует творческие мастер-классы для тяжелобольных детей, которые помогают им отвлечься от тяжелого изнурительного лечения и снижают стресс от пребывания в больнице. Поддержите наш проект, и мы вместе поможем детям победить болезнь .

Каждые выходные мы создаём благоприятную творческую атмосферу с помощью тематических мастер-классов в отделении. По субботам дети с нетерпением ждут наши творческие мероприятия. Во время занятий маленькие пациенты отвлекаются от боли, выплескивают все накопившиеся переживания и освобождаются от стресса.

Более 300 детей в течение года проходят сложное лечение в детском отделении онкологии, гематологии и химиотерапии.

Средняя продолжительность нахождения ребенка со злокачественным заболеванием крови в стационаре - от 6 месяцев до 1,5 лет. В это время он вырван из привычной обстановки, не имеет возможности общаться с друзьями, играть и развиваться, как другие дети.

На организацию творческих занятий на постоянной основе в течение года необходима сумма в размере 192 000 рублей. И без вашей поддержки нам не справиться.

Поддержите наш проект "Веселые выходные" и подарите детям положительные эмоции, которые придадут им силы бороться с болезнью и помогут менее болезненно перенести вынужденное длительное пребывание в стационаре! Для них очень важна Ваша поддержка!

Наш фонд поддерживает детское отделение онкологии, гематологии и химиотерапии в Тульской детской областной больнице с 2016 года.

За время сотрудничества в рамках программы "Мир в красках", которая направлена на то, чтобы сделать пребывание маленьких пациентов в детских онкогематологических отделениях максимально комфортным, нам удалось реализовать в отделении многое:

  • Создать детскую комнату с библиотекой;
  • Организовать игровое и досуговое пространство для детей и родителей;
  • Модернизировать учебный класс на базе отделения и приобрести необходимую учебную литературу;
  • Сделать художественное оформление стен в отделении.

Только совместными усилиями мы можем помочь детям справиться с болезнью!

Главной миссией благотворительного фонда «ЖИВИ» является помощь детям с онкогематологическими заболеваниями.

Фонд поддерживает региональные центры и больницы и способствует созданию условий для качественного и современного лечения детей со злокачественными заболеваниями крови, закупает оборудование, реализует программу «Мир в красках», которая нацелена на создание комфортной среды для маленьких пациентов.

В частности, фонд организует еженедельные мастер-классы с арт-терапевтами для детей в Тульской больнице и в настоящее время реализует проект по сбору средств для этого.

Тяжело больные дети обычно проводят в стационаре от 6 месяцев до 1,5 лет и на это время оказываются изолированы от общества, а мастер-классы позволяют им отвлечься от изнурительного лечения, снизить стресс и испытать яркие эмоции и радость творчества.

Давайте вместе сделаем пребывание детей в больнице чуточку радостнее и комфортнее!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet