Что и как читать маленькому ребенку. Как и что читать ребенку. Произведения поэтов и писателей разных стран

Мы часто жалуемся на то, что дети перестали читать книги. Но не мы ли сами в этом виноваты? Вместо того, чтобы почитать малышу, который еще не познакомился с азбукой, мы усаживаем его смотреть мультики либо играть за компьютер, оправдываясь нехваткой времени. Постепенно ребенок подрастет, учит буквы, но к чтению особого интереса не проявляет, потому что чтение в какой-то степени — труд. Телепрограммы же или компьютерные игры воспринимаются как развлечение. Привыкнув сосредотачивать внимание на зрительных образах, ребенку сложнее воспринимать новую информацию на слух, и это становится особенно заметно, когда малыш идет в школу.

Давайте постараемся, чтобы у наших деток не возникало подобных проблем, ведь чтение — это не только способ развивать фантазию и учиться внимательно слушать. Как сказал Александр Сергеевич Пушкин: «Чтение - вот лучшее учение!». Книги очень многому учат не только детей, но и нас, взрослых. Открывая даже старую знакомую детскую книжку, мы всегда открываем для себя и что-то новое. А если говорить о чтении детям, то это еще и способ скоротать скучную дорогу, и развлечься, пообщаться, обсудив прочитанное. И что очень важно — возможность привить ребенку хороший вкус и расширить его кругозор и словарный запас.

Перед вами отличный список книг с советами что, как и когда читать своим малышам. Надеемся, он будет вам полезен.

От 0 до 2 лет

Читать несмышленым младенцам вслух вовсе не так бессмысленно, как кажется на первый взгляд. Во-первых, это своего рода общение с ребенком, а во-вторых, слушая вас, малыш учится говорить. Особенно полезны стихи и песни: даже совсем кроха хорошо воспринимает ритм и умеет различать poдительские интонации.

Как читать?

Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки.
Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее - в общем, добросовестно развлекайте малыша.

Показывайте малышу картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ и предметов.

Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках.
Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.

Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение, отложите ее на денек.

Что читать?

Короткие правильно зарифмованные стихи о животных, игрушках и окружающем мире.

Стихи со звукоподражанием.

Литература:

  • Александрова З. «Одуванчик», « »
  • Аронзон Л. «Кому что снится»
  • Барто А. « »
  • Бергельсон А. «Ура для комара»
  • Берестов В. «Про машину», «Веселое лето»
  • Благинина Е. «Стихи для детей»
  • Заходер Б. «Песенки Винни-Пуха»
  • Козлов С. «Я на солнышке лежу», «Панда»
  • Лагздынь Г. «Петушок», «Зайка, зайка, попляши!»
  • Майер Н. «Лесные жители»
  • Маршак С. « »
  • Мошковская Э. «Зоопарк»
  • Пикулева Н. «Стихи для самых маленьких»
  • Русские народные . «Сорока-белобока», «Бубенчики, бубенчики», «Ладушки», «Еду-еду к бабе, к деду», «Баю-баюшки-баю», «Божья коровка»
  • «Рифмы Матушки Гусыни», детская английская поэзия в переводе С. Маршака и К. Чуковского
  • Степанов В. «Как живете? Что жуете?»
  • Серова Е. «Славная семейка», «Кто в лесу живет»
  • Токмакова И. «Летний ливень», «Времена года»
  • Чебышев А. «Ежик в гостях у жирафа»
  • Чуковский К. «Ежики смеются», «Вышел зайчик погулять»

От 2 до 4 лет

Теперь ребенок уже понимает слова, которые произносят взрослые, проявляет интерес ко всему вокруг и изо всех сил пытается подражать маме с папой. Самое время приступать к более серьезному и осмысленному чтению.

Как читать?

Не бойтесь браться за тексты с незнакомыми ребенку словами. Во-первых, скорее всего, он понимает куда больше, чем вам кажется. А во-вторых, расширение словарного запаса здорово подстегнет развитие речи.

Что читать?

Короткие сказки. Пусть в них освещается одно событие или несколько, но происходящих линейно, то есть одно за другим.

Небольшие стихотворения (4-12 строк) и стихотворные загадки.

Литература:

  • Андерсен Г. Х. «Дюймовочка»,»Огниво«, «Сказка о стойком оловянном солдатике»
  • Барто А. «Мы с Тамарой», «Младший брат»
  • Гаршин В. «Лягушка-путешественница»
  • Гримм. «Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят», «Мальчик-с-пальчик», «Белоснежка и семь гномов», «Храбрый портной»
  • Даль В. «Старик-годовик»
  • Дональдсон Д. «Груффало»
  • Ершов П. «Конек-Горбунок»
  • Заходер Б. «Мишка-Топтыжка»
  • Киплинг Р. «Книга джунглей», «На далекой Амазонке»
  • Левин В. «Глупая лошадь»
  • Мамин-Сибиряк Д. «Сказки», «Аленушкины сказки»
  • Маршак С. « », «Веселый счет»
  • Маяковский В. «Что ни страница, то слон, то львица», «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Михалков С. «Мой щенок», «Упрямый лягушонок», «Три поросенка»
  • Мориц Ю. «Крыша ехала домой»
  • Перро Ш. «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Золушка», «Спящая красавица»
  • Русские народные сказки. «Репка», «Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Три медведя»
  • Сеф Р. «Кто на кого похож»
    Сутеев В. «Под грибом», «Цыпленок и утенок», «Кто сказал „мяу“?»
  • Толстой Л. «Сказки и рассказы»
  • Тувим А. «Азбука», «Где очки»
  • Хармс Д. «Удивительная кошка», «Врун», «Кораблик»
  • Чуковский К. « », « », « », « », « »
  • Чарушин Е. «Томка», «Что за зверь»
  • Яснов М. «Собиратель сосулек», «Вышел зайчик погулять»

От 4 до 6 лет

Как читать?

Ребенок уже хорошо воспринимает текст, прочитанный нормальным родительским голосом. Но, конечно, легкое интонирование не помешает.

Дети уже не зацикливаются на одной сказке так сильно, как раньше, но для лучшего восприятия пока еще имеет смысл читать книги по нескольку раз - так проще запоминаются детали.

Читайте по главам, если они небольшие, в противном случае самостоятельно разделите текст на отдельные смысловые куски. Такой «дробный подход» поможет побудить желание ребенка научиться читать самостоятельно. Останавливайтесь буквально «на самом интересном месте», а потом смело начинайте заниматься своими делами: хочет узнать, что будет дальше, пусть берет книгу сам.

Что читать?

Приключенческие, полные увлекательных событий рассказы, романы и повести.

Истории в духе «добрым молодцам урок» - в меру морализаторские и ни в коем случае не занудные.

Энциклопедии для дошкольников и младших школьников.

Обучающие пособия для подготовки к школе.

Книги, связанные с происходящими вокруг ребенка событиями. Например, перед Новым годом можно почитать истории о Дедушке Морозе.

Литература:

  • Бажов В. «Серебряное копытце»
  • Бернетт Ф. «Маленькая принцесса»
  • Бианки В. «Рассказы о животных»
  • Волков А. «Волшебник Изумрудного города»
  • Воронкова Л. «Девочка из города»
  • Гайдар А. «Чук и Гек», «Голубая чашка»
  • Гауф В. «Карлик Нос», «Рассказ о калифе-аисте», «Рассказ о Маленьком Муке»
  • Гэллико П. «Томасина»
  • Доктор Сьюз «Сказки»
  • Зощенко М. «Леля и Минька»
  • Козлов С. «Ежик в тумане», «В родном лесу»
  • Крылов И. «Слон и моська», «Ворона и лисица»
  • Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
  • Линдгрен А. «Эмиль из Лённеберги», «Малыш и Карлсон»
  • Милн А. «Винни-Пух и все-все-все»
  • Сказки народов мира
  • Носов Н. «Незнайка и его друзья», «Приключения Коли и Миши», «Затейники», «Фантазеры»
  • Осеева В. «Синие листья», «Волшебное слово», «Что легче»
  • Остер Г. «Котенок по имени Гав и другие истории»
  • Пришвин М. «Лесной хозяин»
  • Пушкин А. « »
  • Распе Р. «Приключения барона Мюнхгаузена»
  • Родари Дж. «Путешествие Голубой Стрелы»
  • Романова Н. «Муравей Красная Точка»
  • Русские народные былины
  • Толстой А. «Приключения Буратино»
  • Уайлд О. «Звездный мальчик»
  • Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья», «Каникулы в Простоквашино»
  • Чандлер Х. Дж. «Сказки дядюшки Римуса»
  • Чаплина В. «Кинули»

7 лет

Теперь определять круг чтения вашего ребенка будете не только вы, но и его классная руководительница. Заключите с юным учеником договор: каждый месяц вы отправляетесь в книжный магазин и покупаете там две книги - одну выбираете вы, вторую - он.

Как читать?

Чтение вслух пора заканчивать, разве что минут пять-десять - на ночь, чтобы лучше спалось. Ребенку уже действительно пора начинать читать самому.

Читайте сказки и басни по ролям.

Научите малыша сочинять стихи или, например, писать истории, продолжающие его любимые книги.

Первоклассник практически ежедневно получает домашнее задание «прочитать текст с такой-то по такую-то страницу» - в результате приятное раньше занятие превращается для него в тягостную обязаловку. Не забывайте хвалить ученика, чтобы он уж совсем не лишился мотивации.

Что читать?

Детские произведения с полноценным сюжетом и сложносочиненными предложениями.

Литература:

  • Адамс Р. «Обитатели холмов»
  • Барри Дж. «Питер Пэн»
  • Гофман Э.Т.А. «Щелкунчик и Мышиный король»
  • Грэм К. «Ветер в ивах»
  • Даль Р. «Чарли и шоколадная фабрика»
  • Даррелл Дж. «Моя семья и другие звери»
  • Диккенс Д. «Истории для детей»
  • Драгунский В. «Денискины рассказы»
  • Конопницкая М. «О гномах и сиротке Марысе»
  • Крюс Дж. «Тим Талер, или Проданный смех», «Мой прадедушка, герои и я»
  • Кэрролл Л. «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье»
  • Легенды и мифы Древней Греции
  • Лондон Дж. «Белый клык»
  • Льюис К. «Хроники Нарнии»
  • Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля»
  • Одоевский В. «Городок в табакерке»
  • Олеша Ю. «Три толстяка»
  • Пройслер О. «Крабат», «Маленькая Баба Яга», «Маленький водяной»
  • Рауд Э. «Муфта, Полботинка и Моховая борода»
  • Сэтон-Томпсон Э. «Рассказы о животных»
  • Таск С.Э. Тайна рыжего кота
  • Твен М. «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий»
  • Фриш К. «Десять маленьких непрошенных гостей»
  • Экхольм Я. «Тутта Карлсон. Первая и единственная»
  • Янссон Т. «Мемуары папы Муми-тролля», «Шляпа волшебника»

Аня Егорова
Консультация для родителей «Что и как читать детям»

Возраст :5-6 лет

Цель : Содействовать воспитанию интереса и любви к чтению, книге; помочь родителям понять значимость литературного воспитания детей.

Задачи :

Показать родителям ценность домашнего чтения.

Обратить внимание родителей на возможность развития интереса ребёнка в ходе ознакомления с художественной литературой, вовлечения его в игровую деятельность, рисование.

Ход консультации:

Еще до того как научится говорить самостоятельно, малыш прекрасно понимает о чем говорят вокруг него. Ему легко воспринимать речь, которой общаются взрослые в быту, между собой. Воспринимать сказку, которую рассказывает мама, это уже гораздо сложнее дается малышу, ведь то, что было в сказке, не было наяву. Вот именно поэтому нужно знать что почитать ребенку 5 лет и учить малыша воспринимать рассказ, тогда и будет развиваться способность понимать сказки и книги прочитанные мамой . Также большую роль в восприятии играют картинки.

И вот наступил момент, когда ваше чадо выросло и стало самостоятельной личностью. В пять - шесть лет у ребенка уже формируются чувство морали, эстетики, а также интеллектуальные чувства. Со скоростью света развивается познавательная активность. Дети в таком возрасте ждут от взрослых правдивых, серьезных и вдумчивых ответов на все их вопросы. Таким образом, ребенок проявляет огромное желание делиться с окружающими тем, чем он умеет и знает. Широкий круг интересов положительно сказывается на общении и взаимоотношениях с ровесниками.

Дети в возрасте пяти лет любят семейные традиции, и с удовольствием их поддерживают. В этом возрасте как раз время прививать детям любовь к книгам . Для этого нужно чтоб ежедневные чтения книг стали традицией, которую ребенок пронесет потом через всю жизнь. Постарайтесь понаблюдать за ребенком, и найдите время тогда, когда малыш спокоен и готов принимать от вас информацию в виде прочтения книг. У детей такие моменты спокойствия припадают на вечерние или послеобеденные часы. Ребенок в таком возрасте уже умеет сосредоточить внимание на одном достаточно длительное время, и читать им можно уже на протяжении часа. Если это не так и ребенку сложно сконцентрироваться и он постоянно отвлекается, то вам не стоит читать слишком долго , а также полезно будет поделать упражнения для развития внимания.

Нужно помнить о том, что детям в возрасте 5 лет читать нужно с эмоциями , с выражением, особое внимание уделяйте конкретным вещам (природа, персонажи) . Дети в этом возрасте обладают прекрасным умением фантазировать, воспользуйтесь этим, и просите ребенка продолжить рассказ, сказку. Не забывайте о чтении в ролях, это поможет хорошо развить память, риторику.

В период развития 5 лет родители озадачиваются вопросом, что читать детям . Как и в каждом вопросе мнений, здесь очень много, и спорить тоже можно очень долго. Есть специальные программы для чтения, которые подготовили педагоги, и они тоже имеют различия. Важно то что, читать ребенку в 6 - 7 лет можно то что и 5 летнему и наоборот. Только иногда ребенок младшего возраста может не понять, или ему покажется скучным какое то из произведений.

Ребенку 6 лет что читать в этом возрасте ? В возрасте от 5 лет важно читать произведения различных жанров. Но непременно, чтоб присутствовали произведения с которыми ребенок уже знакомился ранее. Перед тем как начать чтение, расскажите в двух словах ребенку о том, что будете читать , кто автор. Это нужно для того, чтоб на будущее ребенок умел сосредоточиться в огромном количестве литературы.

Книги какого жанра читают дети ? Все дети любят веселые приключенческие рассказы и стишки, точно сказать сложно ведь дети как и взрослые бывают разные и у каждого свои вкусы.

В 5 - 6 лет у вашего ребенка уже может появиться любимый автор, или даже какой-то определенный жанр. Часто дети любят учить наизусть стихи или читать в ролях . Среди педагогов существует мнение, что к возрасту 7 лет дети должны уметь разбираться в различных жанрах художественной литературы (песня, стих, сказка, назвать любимую сказку, персонажа, знать на память 3-4 стиха (возможно напоминание первых строк) . Когда у вашего сына или дочки появится любимый рассказ или книжка, вы об этом обязательно узнаете. Дети, понравившуюся книжку будет читать изо дня в день , везде носить ее с собой, рассказывать о понравившихся героях. Часто малыши себя сравнивают с героями произведения, хотят на них быть похожими. Выбирая, что почитать ребенку 5 лет стоит помнить о песенках, скороговорках, различных видах энциклопедий.

СПИСОК ИНТЕРЕСНЫХ КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Аксаков С. «Аленький цветочек» .

Александрова Т. «Домовой Кузя» .

Андерсен Г. «Сказки» .

Бабич И. «Мои знакомые звери»

Балинт А. «Гном Гномыч и Изюмка»

Бианки В. «Лесные были и небылицы» .

Братья Гримм «Сказки» .

Волков А. «Волшебник изумрудного города» .

Гаршин В. «Лягушка-путешественница» .

Голявкин В. «Тетрадки под дождем»

Гофман Э. «Щелкунчик и мышиный король» .

Грэм К. «Ветер в ивах» .

Джоэль Ч. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»

Ершов П. «Конёк-горбунок» .

Житков Б. «Что я видел» .

Иванов А. «Приключения Хомы и Суслика» .

Катаев В. «Цветик-семицветик» .

Киплинг Р. «Сказки» .

Коваль Ю. «Приключения Васи Куролесова» .

Кротов В. «Червячок Игнатий и его друзья» , «Червячок Игнатий и его открытия»

Линдгрен Астрид «Малыш и Карлсон» , «Пеппи - Длинный чулок» .

Носов Н. «Фантазёры» , «Приключения Незнайки и его друзей» .

Остер Г. «Вредные советы» .

Пантелеев Л. «Фенька» , «Две лягушки» .

Родари Дж. «Приключения Чиполлино» .

Сказки народов мира.

Сотник Ю. «Как я был самостоятельным» .

Томин Ю. «Шел по городу волшебник» .

Хармс Д. «Стихи для детей» .

Хайт А. «Приключения кота Леопольда» .

Шварц Е. «Сказки» .

Шарль Перро «Сказки» .

Фольклор.

Публикации по теме:

Что читать детям о Великой Отечественной войне. Список литературных произведений для дошкольников Вот уже прошло 72 года с момента начала самой кровопролитной войны в истории нашего народа, войны унесшей миллионы жизней ни в чем не повинных.

Консультация логопеда для родителей «Что полезно нашим детям» Всё чаще встречаются дети с такими дефектами в произношении звуков речи, которые требуют специальной логопедической помощи. Помните, что.

Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?» «ПОЧЕМУ ВАЖНО ЧИТАТЬ ДЕТЯМ СКАЗКИ?»(Консультация для родителей) Подготовила: Ирина Сергеевна Колмакова, воспитатель ОЧУ ПМГ, 2016-2017.

Консультация для родителей «Что и как читать ребенку дома» Чтобы воспитать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение. А. П. Чехов При выборе книг и последующем ознакомлении с ними.

Живое общение с книгой, которую малыш "читает" с мамой - весомый шаг к развитию его образного мышления и интеллекта. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь. С помощью печатного слова родители могут найти самый короткий путь к пониманию малышом, что такое доброта, щедрость, благородство, настоящая дружба.

Знакомство с книгами от 0 до 5-6 месяцев

Знакомство с книгой возможно уже в самом нежном возрасте (от 0 до 5-6 месяцев), и начинать его лучше с детских стихов и песенок: младенцы очень хорошо чувствуют стихотворный и музыкальный ритм. Еще не понимая смысла слов, они уже способны адекватно реагировать на их ритм и интонацию маминого голоса: если мамины слова звучат игриво и весело, кроха улыбается; если мама говорит серьезным голосом, он тоже становится серьезным. Так у малыша формируются жизненно важные эмоции.

Книжки-игрушки от 6 месяцев до года

С 5-6 месяцев ребенок начинает активно пользоваться руками - ему нравится трогать различные предметы, трясти их, пробовать на вкус. Наступает время знакомства малыша с книжками-игрушками, помогающими развивать у него тактильную память и мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует развитие речи. Ребенок может ощупывать такую книжку, изучая с помощью пальчиков материал, из которого она сделана, пробовать ее на вкус и рассматривать картинки. Так у малыша появляется первый опыт общения с книгой.

Иллюстрации в таких книжках должны быть крупные, яркие, лучше с различной текстурой и по возможности "говорящие". Например, корова при прикосновении к ней начинает мычать, а собачка - гавкать. И мама должна помочь малышу научиться правильно с ними "общаться": возьмите малыша на руки, вместе перелистывайте книгу, рассматривайте ее, вместе нажимайте на звучащие приспособления и радуйтесь. Дети до года способны концентрировать внимание на книжке всего лишь в течение нескольких секунд, поэтому для ребенка этого возраста можно купить несколько ярких книг. Они должны находиться в зоне досягаемости малыша, тогда он с удовольствием будет тянуться от одной к другой. Если вы заметите, что интерес ребенка к книгам остыл, уберите их и предложите новые. Через какое-то время кроха с удовольствием будет снова рассматривать "старые" книги.

Книжки-игрушки могут быть с текстом и без него. Текст, в свою очередь, должен быть небольшим и ритмичным - например, в виде небольших певучих четверостиший. Читать их надо нараспев и с хорошо выраженной интонацией.

Сейчас на книжном рынке много таких книжек. Выбирая их, помимо всего прочего, нужно обращать внимание, соблюдаются ли предъявленные к таким изданиям гигиенические требования. В первую очередь посмотрите на материал, из которого они изготовлены, - он должен быть безопасным для ребенка, прочным и, желательно, моющимся.

Книги от 1 до 2 лет

В возрасте от года до 2-х лет в лексиконе ребенка появляются все новые и новые слова. Малышу приходится их систематизировать, сопоставляя с конкретными объектами и запоминая по-своему. Чтобы в сознании ребенка образовалась прочная связь между предметом и его "именем", требуется многократное повторение этой цепочки: "предмет - его название". И здесь снова на помощь приходит умная, добрая книжка.

В этом возрасте многие дети особенно любят книжки про животных. Изучая их, ребенок может влюбиться, например, в кошку и какое-то время совсем не будет замечать изображенных в книжке других животных. Он будет вновь и вновь с радостью перелистывать страницы своих книг, выискивая в них именно кошек. Такую "любовь" можно использовать для расширения кругозора ребенка - например, рассказать, где живет кошечка, чем она питается, какие у нее привычки. Так у ребенка формируется первый осознанный интерес к книге как к источнику положительных эмоций и новых знаний.

Годовалому ребенку уже пора осваивать и коротенькие простенькие сказки с бесконечными повторами - "Колобок" ("Я от бабушки ушел…"), "Репка" ("Тянем - потянем") и другие. Повторы помогают ребенку лучше представить картину происходящего и усвоить смысл услышанного.

В возрасте до 2-х лет продолжают играть большую роль иллюстрации - зрительные образы и слова постепенно становятся для малыша одним целым, а это уже основа развития наглядно-образного мышления. Рисунки из первых книжек помогают формировать у ребенка точное представление о мире, в который он пришел. Вот почему книжки для этого возраста должны быть хорошо иллюстрированы. А взрослым необходимо помочь ребенку соединить картинку и текст воедино. При покупке самой книги или сборника сказок и стихов обратите внимание на их художественное оформление. Книги для малышей должны содержать минимум текста и максимум иллюстраций. Самое главное требование к рисункам в книгах для маленьких детей - чтобы картинка была крупной, красочной, живописной, а главное - понятной малышу. Если кроха не поймет, что изображено на иллюстрациях, он потеряет интерес к этой книге.

Например, когда мама или папа прочтут текст, они рассматривают иллюстрации к тексту и задают ребенку примерно такие вопросы: "Кто здесь нарисован? Ты помнишь, мы о нем сейчас читали?". Можно купить кукольный театр, тогда можно будет читать текст и одновременно показывать персонажи сказки. С этой же целью следует в первую библиотечку малыша добавить книжки с объемными картинками. Пока ушки малыша с лушают сказку, его подвижные пальчики открывают и закрывают дверь избушки, катят по дорожке колобка, гладят пушистую спинку лисички. Нужно только следить за тем, чтобы действия малыша соответствовали читаемому в этот момент тексту, - тогда кроха лучше усвоит содержание и не потеряет интерес к самому процессу чтения. Следите также за выражением его глаз и мимикой. Эмоции ребенка расскажут вам о многом: что его удивило, обрадовало, испугало. Наблюдательная мама после таких занятий сможет сделать кое-какие выводы о характере подрастающего человечка (насколько он чувствительный, боязливый, восприимчивый и т. д.).

Когда вы садитесь c ребенком читать книжку, не забудьте вначале создать соответствующую этому занятию атмосферу - ничто не должно отвлекать внимание малыша от чтения. Для усиления эмоционального восприятия текста иногда можно поставить негромкую классическую музыку - подберите ее заранее, чтобы она подошла по интонации к читаемому произведению.

Ребенок в возрасте от года до двух лет может рассматривать книгу 10-20 минут, но не заставляйте его это делать насильно, иначе вызовете отвращение к книгам.

Чтение от 2-х до 3-х лет

Двухлетний ребенок продолжает осваивать мир c помощью подражания, поэтому чтение в этом возрасте должно сопровождаться изображением действия, происходящего на страницах книги. Например, мама широко раскрывает ладони и шевелит пальцами, показывая, как прилетает бабочка, потом надувает важно щеки и растопыривает руки - неуклюжий Топтыгин ковыляет по лесу. Таким образом в сознании малыша выстраивается трехмерная картинка: он слышит, что читает ему мама о Мишке Косолапом, видит его изображение на рисунке и вдобавок с помощью маминых движений узнает, что такое неуклюжесть. После кроха сам попробует изобразить косолапого Мишку - в этом возрасте ему очень нравится быть "повторюшкой": попрыгать, как зайчик, махнуть хвостиком, как мышка, и разбить яичко, а потом поплакать над ним, как дед с бабой…

К трем годам малыш уже неплохо говорит и превращается в настоящего почемучку - вопросы сыплются из него, как из рога изобилия, в том числе и во время чтения. Читая книжку, объясняйте ребенку все непонятные слова и выражения, только не переусердствуйте. Есть веселый пример: мама, объяснявшая, ребенку, что такое "цокотуха", ушла в такие дебри, что ребенок уснул, не дождавшись любимой сказки. Читайте текст несколько раз - дети любят это. Когда вопросов будет меньше, появляется возможность поработать над содержанием прочитанного.

Книжки-раскраски и книжки, в которых изображение предметов вставляется прямо в текст, повышают у ребенка мотивацию к чтению: идя от картинки к слову, малыш будет делать попытки "читать" самостоятельно.

В этом же возрасте уместно объяснить ребенку, как устроена книга, - для чего нужны обложка, переплет, титульный лист. Можно рассказать, что у книги, как и у человека, есть свой паспорт - титульный лист, свой фасон одежды - формат, "говорящая обложка", которая рассказывает нам об авторе этой книги, о заглавии. Попросите ребенка описать словами, о чем рассказывает рисунок на обложке, и по нему предположить, о чем эта книга.

Дети этого возраста любят по несколько раз перечитывать любимые сказки. Каждый раз перед тем как малыш начнет читать, предлагайте другую сказку, даже если уверены в его отказе. В этом возрасте ребенка обуревает кризис противоречий, поэтому своей цели можно добиться методом от противного: не хочешь - не нужно, тогда я почитаю кукле или мишке. Через секунду ребенок скажет: "И мне тоже почитай!". Дети в возрасте до трех, а то и до четырех лет слушают в основном мелодику текста, стиха, они плохо воспроизводят сюжетную линию. А реагировать на текст учатся, глядя на вас. Поэтому проявляйте свои эмоции правильно и не бойтесь читать крохе "Тараканище" К. Чуковского: это вам, с высоты своего жизненного опыта, страшно. А для ребенка это стихотворение - не более чем веселое представление с бодрым ритмическим рисунком. Дети в этом возрасте не достраивают логическую цепочку и не задумываются, например, о том, что же будет с волками, если они друг друга съедят.

Детские книги с 3-х до 6 лет

В период с 3-х до 6-ти лет ребенок быстро взрослеет, а вместе с ним взрослеют и его книжки. Для этого возраста подойдут сказки Пушкина, Андерсена, Ершова, Волкова, Бажова, русские народные сказки. Чтобы малыш не заблудился в литературных событиях и образах, просите его пересказывать прочитанное - все по порядку, с самого начала. Это разовьет его память и логику.

Детская книга - это гармония текста и графики, текста и внетекстовой информации. Не следует забывать об иллюстрации. На этом этапе она будет служить практическим руководством в общении с книгой. Рисунок должен быть рассчитан на длительное рассматривание, к нему ребенок возвращается не один раз. Текст, находящийся рядом с рисунком, делает последний "читаемым". Параллельное с чтением рассматривание иллюстраций помогает глубже воспринимать прочитанное.

В этом возрасте ребенок уже может воспринимать художественное произведение только на слух. Для его лучшего восприятия читать малышу следует. А для того, чтобы дети накапливали не только сведения о героях и событиях, но и учились связывать содержание книги с ее оформлением и наоборот, непременно следует сразу же после чтения рассматривать с детьми каждую прочитанную книгу по всем правилам:

  • сначала мама "глаза в глаза" читает ребенку текст и не показывает картинок;
  • дальше вместе рассматриваем обложку, затем медленно перелистываем страницы;
  • обдумываем, что изображено на обложке, разграничиваем иллюстрации и надписи;
  • демонстрируем порядок чтения надписей сверху вниз, выделяем среди надписей на обложке фамилию автора и заглавие книги;
  • соотносим фамилию автора с личным читательским опытом ребенка, а заглавие книги - с рисунком на обложке
  • следует выразительно, правильно расставляя акценты-ударения. Если сходу делать это вам трудно, предварительно потренируйтесь.

Годам к 5-ти некоторые дети начинают читать сами, но форсировать это не стоит - в результате научных исследований доказано, что до 6-летнего возраста у ребенка в основном развивается правое полушарие, которое отвечает за эстетическое развитие, и только потом подключается левое (математическое), отвечающее, в том числе и за чтение.

Родителям, которые хотят, чтобы чтение осталось одним из любимых занятий ребенка на всю жизнь, следует принять во внимание следующие важные моменты.

Во-первых, следует учитывать психофизические особенности, присущие детям каждой возрастной группы.

В-третьих, прививайте ребенку бережное отношение к книге. Хорошо, если в семье изначально трепетно относятся к книгам. По крайней мере книги должны храниться в определенном месте. Малышу следует с самого раннего возраста внушать, что книгу нельзя рвать, ее нужно читать или рассматривать аккуратно, - она "живая", она рассказывает нам много увлекательных историй. Можно ввести дома традицию: каждую новую книгу "приглашайте" в дом как самого дорогого гостя, "усаживайте" на почетное место на книжной полке среди других книг-друзей. Посмотрите иллюстрации к новой книге, предположите, о ком или о чем в ней пойдет рассказ. Читать же новую книгу следует только тогда, когда ребенок эмоционально готов к В-четвертых, не читайте вместе с ребенком наспех, превратите чтение в некий ритуал. Ребенок может занять удобную для него позу - чаще всего малыши забираются к маме на колени. Посадите его так, чтобы видеть реакцию крохи. Первый раз читайте "глаза в глаза", не отвлекаясь на иллюстрации. Объясните малышу, что книга не любит, когда ее прерывают. Затем рассмотрите картинки и задайте малышу вопросы к ним, попытайтесь выяснить, понял ли он, о чем идет речь, или что-то ему не ясно. Обязательно объясните то, что ребенок не понял, и прочтите текст еще раз.

В-пятых, чтобы не отбить у ребенка желание читать, никогда не принуждайте его к чтению, И не смотрите на часы - руководствуйтесь только тем, заинтересован малыш или уже нет. Никогда не стыдите малыша (особенно в присутствии посторонних) за то, что он уже целую неделю не брал в руки книгу, - это может нанести ему психическую травму. Беспроигрышным вариантом, как и во многих других ситуациях, остается воспитание любовью: листая любимые книжки в обнимку с ребенком, читая, распределив роли вместе с папой, можно добиться гораздо большего эффекта, нежели чрезмерной строгостью и понуканиями.

Список литературы для детей от 0 до 2 лет:

  1. Любые книги с "правильными" иллюстрациями, моющиеся либо из плотного картона.
  2. Серия "Моя первая книжка": "Это я"; "Животные"; "Машина"; "Счет"; "Слова"; "Ферма"
  3. Серия "Мишутка": "Приятного аппетита"; "Что надеть"; "Любимые игрушки"; "Веселый денек"; С. Козлов. "Я на солнышке лежу".
  4. Серия "Уроки малышам": "Твои игрушки"; "Считалочка"; "Все поет"; "Давай поиграем"
  5. Серия "Топотушки": Р. Сеф. "Кто на кого похож"
  6. Серия "Для самых маленьких": "Сказки в стихах" (А. Барто, Б. Заходер, В. Берестов, К. Чуковский, Э. Успенский, И. Токмакова;
  7. "Репка". Русская народная сказка в обработке А. Толстого, "Снегурочка и лиса" Русская народная сказка из сборника А.Н. Афонасьева.
  8. "Теремок".
  9. В.А. Степанов. "Как живете? Что жуете?"
  10. Б.Заходер. "Песенки Винни-Пуха".

Список литературы для детей от 2-х до 4-х лет

  • "Золотая книга для детей" "Репка". Русская народная сказка в обработке К. Ушинского, рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
  • "Колобок". Русская народная сказка в обработке К. Ушинского, рис. А Савченко;
  • "Петушек и бобовое зернышко". Русская народная сказка в обр. О.Капицы. рис. М. Рудаченко;
  • С. Маршак. "Детки в клетке", рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
  • В. Сутеев. "Цыпленок и утенок "; "Под грибом";
  • Л.Толстой "Три Медведя", рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
  • С. Михалков."Упрямый лягушонок", рис. В. Сутеева;
  • С. Михалков. "Мой щенок", рис. В. Сутеева;
  • С. Маршак. "Сказка о глупом мышонке";
  • С. Маршак. "Сказка об умном мышонке", рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
  • К. Чуковский. "Телефон", рис. В.Канашевича;
  • "Гуси-Лебеди". Русская народная сказка в обр. Л. Елисеевой;
  • К. Чуковский. "Муха-цокотуха", рис. В. Конашевича;
  • К. Чуковский. "Тараканище", рис. В. Конашевича;
  • К. Чуковский. "Крокодил", рис. В. Сутеев;
  • В. Сутеев. "Дядя Миша", рис. В. Сутеев;
  • Б. Заходер. "Мишка-Топтыжка", рис. Г. Бедарева;
  • А.С. Пушкин. "Лукоморье";
  • И.А. Ищук. Читаем по картинкам,
  • В.Н. Косыгина. "Тру-ля-ля", Артикуляционная гимнастика,
  • С. Маршак. "Веселый счет";

Список литературы для детей от 3-х до 6 лет

К вышеперечисленным произведениям прибавляются:

  1. "Красная Шапочка", пересказ Л. Кузнецова, рис. Т. Вульфа..
  2. "Три поросенка", пер. М. Тарловского, рис. Т. Вульфа.
  3. "Кот в сапогах" пер. Л. Яхнина, рис. Т. Вульфа.
  4. "Золушка", перевод А. Ганзен, рис. Т. Вульфа.
  5. "Спящая Красавица", пересказ Л. Яхнина, рис. Т. Вульфа.
  6. "Оловянный солдатик", пересказ С. Летовой, рис. Т. Вульфа.
  7. "Русалочка", перевод А. Ганзен, рис. Т. Вульфа.
  8. "Огниво", пересказ Л. Кузнецова, рис. Т. Вульфа.
  9. "Новогодняя сказка", изд-во "Самовар",1996 год.

Александра Морозова - дошкольный педагог,
Ирина Александрова - филолог, преподаватель высшей категории

все, конечно, замечательно, но что делать если мы в 5,5 уже Золушку и сказку о спящей красавице практически наизусть помним, меня лично уже от них тошнит. Для разнообразия перечитали по 2 раза Незнайку (и пр. приключения), Фантазеров, Алису в стране чудес, Алису в зазеркалье, Пеппи Длинныйчулок, Сказки дядюшки Римуса, Волшебника изумрудного города, Урфина Джюса, Семь подземных королей, 80 дней вокруг света, Приключения Нильса, Щелкунчик. У меня открытый вопрос ЧТО читать ребенку??? осталась 2 главы Огненного бога маранов (это продолжение из серии Волшебника изумрудного города). Следующий на очереди у меня Том Сойер. помогите советом. Спасибо

29.04.2009 17:25:38, MP 22.04.2006 13:33:45,

Сначала было всё более-менее правильно, лет до двух. Потом некоторые моменты у меня вызвали недоумение. Например, я представила себе, как своей трёхлетней дочке (умненькой и смышлёной) буду рассказывать про титульный лист, переплёт, паспорт, формат... Ей будет жутко интересно! :))))
А дальше как-то всё намешано в кучу. Как можно объединять детей от 3 до 6 лет? Ведь это же целая эпоха в развитии! И трёхлеткам, к примеру, "Оловянный солдатик" или "Огниво" будут ещё совсем непонятны, равно как и Бажов с Ершовым.

22.04.2006 00:33:05,

Всего 5 сообщений .

Еще по теме "Детские книги от 0 до 6 лет - список книг по возрастам":

Мои близнецы 10 лет даже слушать книги с детства не любят, очень редко летом днем в жару, хотя вся наша семья книголюбы, все читаем, в библиотеки ходили и ходим и водили детей. Старший много читает, но только летом, находит на него каждый год и любит именно книги...

Итак, список книг, которые имеют больше шансов стать интересными для человека 10-12 лет, чем те, что советует родитель или (к сожалению) районный библиотекарь. Андерс Якобссон, Серен Ульссон «Дневник Берта» В книге смешно рассказывается об одиннадцатилетнем Берте...

Расскажите, про те книги, которые интересны вашему ребенку, что б покупала основываясь на отзывах, а то вот Тоби Лолнес у нас как то не В ближайшей библиотеке пускают в разные залы по возрастам. И в зале для начальной школы стоят книжки для дошкольников, по большей...

А верно ли это в отношении детских книг? Сейчас в продаже можно найти большое количество прекрасных детских книг, не то что в наше детство. Лучшие детские книги: для малышей и дошкольников. В возрасте до 4 лет родители делают упор на развитие ребенка...

Как читают дети в 9 лет?. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье...

Список детских книг. Книги в списке рассчитаны на младший и средний школьный возраст, то есть приблизительно 7-12 лет. Раздел: Книги (гулливер книга для какого возраста). в каком возрасте читать (если ребенок читает самостоятельно).

Техника чтения. Школа. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия...

Часто эти книги оформляют в расчете на малышей, но книга универсальна и подходит даже для вот тут есть 9 книга, у нас тоже только до 8 куплено.. кстати, я видела эту книжку в нашей детской Внеклассное чтение: список литературы. Что почитать интересного мальчику 8 лет...

Как контролировать прочитанное, просить пересказать? А зачем контролировать прочитанное? У меня ребенок читал вслух ровно до того момента, как научился читать про...

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. Конференции Список конференций. Закрыть. Предлагаю обменяться опытом: что читают Ваши детки в 7-8 лет.

Как правильно пишется термин "нечитающий ребёнок " или "не читающий ребёнок ". по законам - вроде второй вариант, но рука тянется убрать пробел. (речь идёт о ребёнке, который не...

Сегодня ребенка пришла расстроенная из школы, читали на уроке вслух и учительница несколько раз просила читать "еще громче", а девица моя стесняется:(Хотя она девочка без...

Что читать ребенку. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. А книги Левшина на какой возраст расчитаны?

Ребенок знает все буквы - выучил по своей инициативе, вообще неравнодушен к знакам - буквы, цифры, дорожные знаки, марки машин. Но говорит очень плохо и мало. В 3 года 4 мес - на уровне двухлетки и даже хуже. И то прогресс - зимой было всего слов 25, сейчас уже хорошо за сотню и прибавляются чуть ли не каждый день. Предложения из 3-5 слов, "рассказы" из 2-3 предложений. Отвечает на вопросы - чаще всего односложно.

Почти во всех книгах по возрасту он мелкий:-(А если крупный, книга совсем детская и Польке неинтересно... Список литературы для детей от 0 до 6 лет. Комиксы про медвежонка Бамси и книжку Мафин ищет клад - шрифт огромный, картинок полно Что подарить ребенку?

Уровень развития читающего ребенка гораздо выше, чем у того, который читать не умеет. Кроме чисто технического умения читать, с помощью чтения ребенок делает большой шаг к...

Малыши изучают книги по-разному, используя все доступные для них способы. Пока они не умеют читать сами или пока читают плохо, им важно всё: тембр вашего голоса, то, как вы произносите слова, с какой интонацией и скоростью, картинки, сюжет. От вас требуется найти те способы, что больше всего побуждают интерес малыша к чтению.

Чтение вслух – почему оно так полезно?

Ваша выразительная речь помогает ребëнку узнавать и заучивать новые слова, что ускоряет развитие речи и обогащает словарный запас. У малыша расширяется кругозор, активизируется воображение, и идëт развитие образного мышления. А ежедневно читая ребëнку короткие стихотворения, вы стимулируете развитие его памяти, так как со временем он начинает повторять их за вами и постепенно заучивает их наизусть.

Ждать, пока ваш малыш возьмëт сам книгу в руки, не стоит — лучше начните ему читать как можно раньше. Читать книги можно даже новорождëнным. Конечно, они вряд ли поймут, о чëм идëт речь, зато начнут понимать, как проходит процесс чтения и научатся слушать. Ребëнок будет различать мимику и интонацию, осознавать, как они связаны с текстом. К тому же, услышав ваш голос, малыш будет ассоциировать чтение с положительными эмоциями.

Выбираем нужный момент

Пока ребëнок сам не просит вас почитать ему, подходящий момент вы будете выбирать на интуитивном уровне. Не заставляйте малыша слушать книгу насильно, иначе это будет восприниматься ребёнком как пытка. Даже когда вы просто возьмëте в руки книгу, ребëнок может начать капризничать, проявлять негативные эмоции и даже агрессию.
Если вы заметили, что во время чтения ребëнок начал отвлекаться, на время отложите книгу в сторону и займитесь чем-то ещë. Не стоит переживать, если периодически у ребëнка пропадает интерес к книге — пока ему сложно долго концентрироваться на одном занятии.

Домашние обычаи

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Придумайте собственные домашние традиции и обычаи, связанные с чтением и отделите их от других занятий. Например, приучите ребëнка, что книжки хранятся на отдельной полке, не являются игрушками, и к ним необходимо бережное отношение.
Перед началом чтения используйте одну и ту же «волшебную фразу», которая означает, что сейчас — время чтения книг. Возможно, ребëнку будет комфортнее сидеть рядом с вами или, возможно, стоит посадить его на колени. Таким образом вы эмоционально сближаетесь с ребёнком.

Пользуйтесь возможностями

Существуют интерактивные книжки с объëмными изображениями: в них вырастают замки, герои оживают и двигаются, нарисованные люди и животные могут разговаривать, смеяться, мяукать, хрюкать, лаять, если на них нажать. Это прекрасный способ увлечь малыша — расскажите ему, кто изображëн на страничке. Но чересчур сильно интерактивными картинками не стоит увлекаться — процесс не должен заменять чтение.

Чтение как игра

Сделайте из процесса чтения небольшое представление. Можете представить себя и ребёнка героями книги. Читайте как можно выразительнее, меняя интонацию, тембр голоса, читаем быстрее/медленнее для каждого персонажа. На монотонном одноголосом чтении малышу сосредоточиться сложно, поэтому подключайте эмоции, меняйте выражение лица.
Пусть малыш почувствует себя вовлечëнным в сюжет книги. Читая, обращайтесь непосредственно к ребëнку, чтобы привлекать его внимание и сохранять интерес к чтению. Если текст вам кажется сложным — упростите его, пересказав более простым языком для ребëнка.

Выявляем предпочтения ребëнка

Со временем вы увидите к каким книгам ребëнок проявляет больший интерес. Одни он слушает с удовольствием, к другим равнодушен. Это означает, что ребëнок начал относиться к чтению более осознанно. Внимательно наблюдайте, как он реагирует на ту или иную книгу и пока читайте то, что ему больше нравится. Покажите ему, что чтение вызывает у вас не меньший интерес, чем у него.

«Чтение» книг с мамой – это важный шаг к развитию образного мышления и интеллекта малыша. Хорошая книга дает не только новую информацию, но и дарит новые впечатления

Чтение с рождения до полугода

Знакомство с книгой в таком нежном возрасте лучше начинать с детских стихов и песенок. Этому есть простое объяснение – младенцы очень хорошо чувствуют стихотворный и музыкальный ритм. Еще не понимая смысла слов, они уже реагируют на ритм и интонацию маминого голоса.

Чтение с полугода до года

Примерно с 6 месяцев ребенок начинает активно пользоваться руками. Ему нравится трогать различные предметы, трясти их, пробовать на вкус. Этот период идеально подходит для знакомства с книжками-игрушками. Ребенок изучает книжку с помощью пальчиков, знакомится с материалом, из которого она сделана, пробует ее на вкус и рассматривает картинки. Все это помогает развивать тактильную память и мелкую моторику малыша, что в свою очередь стимулирует развитие речи.

Так у малыша появляется первый опыт общения с книгой.

Иллюстрации в таких книжках должны быть крупные, яркие, и максимально естественные. Если белки в книжке синего цвета – стоит задуматься о разумности приобретения такой книги.

Важно помнить, что дети до года могут концентрировать внимание на книжке всего лишь в течение нескольких секунд, поэтому покупать десятки книг совсем нет необходимости. Желательно, чтоб книги находились в зоне досягаемости малыша.

Чтение от года до двух

В этот период в лексиконе ребенка появляются новые слова. Малышу приходится их систематизировать, сопоставляя с образами и запоминая по-своему. Лучший помощник в этом – умная и добрая книжка.

Уже можно пробовать осваивать короткие простые сказки с бесконечными повторами – «Колобок», «Репка» и другие. Повторы помогают ребенку лучше представить картину происходящего и усвоить смысл услышанного.

Иллюстрации в возрасте до 2-х лет по прежнему важны, помогая малышу развивать наглядно-образное мышление. Поэтому книжки для этого возраста должны быть хорошо иллюстрированы, и на это надо обращать пристальное внимание при покупке. Желательно, чтобы в книге было минимум текста и максимум понятных для ребенка иллюстраций. Если иллюстрация будет не понятна – интерес к такой книге быстро угаснет.

Чтение с двух до трех лет

В этот период ребенок осваивает мир c помощью подражания, поэтому чтение лучше сопровождать изображением действия, происходящего в книге.

Ближе к трем годам многие малыши превращаются в настоящих «почемучек», засыпая вопросами родителей. В то числе и во время чтения. Поэтому читая книжку, объясняйте ребенку все непонятные слова и выражения.

Книжки, в которых изображение предметов вставляется прямо в текст, повышают у ребенка мотивацию к чтению: идя от картинки к слову, малыш будет делать попытки «читать» самостоятельно.

Дети этого возраста любят по несколько раз перечитывать любимые сказки. Каждый раз перед тем как малыш начнет читать, предлагайте другую сказку, даже если уверены в его отказе.

Дети в возрасте до трех, а то и до четырех лет слушают в основном мелодику текста, стиха, они плохо воспроизводят сюжетную линию. А реагировать на текст учатся, глядя на вас. Поэтому не бойтесь проявлять свои эмоции!

Чтение с трех до шести лет

В этом возрастном периоде дети быстро взрослеют, а вместе с ним взрослеют и его книжки. И по количеству книг становится больше. Поэтому, чтобы малыш не заблудился в событиях и образах, полезно бывает пересказывать прочитанное. Это развивает память и логику.

На этом этапе также нельзя недооценивать важность иллюстраций. Рисунок должен быть рассчитан на длительное рассматривание, к нему ребенок возвращается не один раз. Параллельное с чтением рассматривание иллюстраций помогает лучше воспринимать книгу.

В этом возрасте ребенок уже может воспринимать книги только на слух.

Годам к пяти некоторые дети начинают читать сами, но форсировать это не стоит. Ряд научных исследований доказывает, что до 6 лет у ребенка в основном развивается правое полушарие, которое отвечает за эстетическое развитие, и только потом подключается левое (математическое), отвечающее, в том числе и за чтение.

Если вы хотите привить ребенку любовь к чтению на всю жизнь:

  • Учитывайте психофизические особенности каждого возраста
  • Всегда читайте выразительно
  • Учите ребенка бережно относится к книгам
  • Не читайте наспех, превратите чтение в некий ритуал
  • Никогда не принуждайте ребенка к чтению
Автор: