«Развиваем пальчики — развиваем речь». Консультация для родителей. Консультация для родителей «Развиваем пальчики, улучшаем речь Консультация для воспитателей развиваем пальчики улучшаем речь

Светлана Пономарева
Консультация для родителей «Развиваем пальчики, улучшаем речь»

«Развиваем пальчики - улучшаем речь »

«Руки учат голову,

затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова способствуют развитию мозга »

И. П. Павлов

В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью . Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них : плохо развитая мелкая моторика рук . Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук .

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук , умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть пальчиков «говорит» о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита . Известный исследователь детской речи М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает , то задерживается и речевое развитие , хотя общая моторика при этом может быть нормальной.

Как же сделать пальчики ловкими и проворными?

Прежде всего, надо активизировать те точки на руках малыша, которые непосредственно влияют на развитие высших корковых функций (головной мозг) и соответственно дают толчок их дальнейшему развитию . Находятся они на кончиках пальцев . Затем развивать гибкость кисти . И еще малыш должен научиться делать какую-то работу одной рукой независимо от другой.

Развитие мелкой моторики важно для всех детей без исключения, но если у ребенка наблюдался повышенный или, наоборот, пониженный мышечный тонус, с ним надо заниматься обязательно. Ведь вам не хочется, чтобы он, через несколько лет пойдя в школу, начал отставать в учебе.

Дома самостоятельно можно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая её, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура . После 5 лет дети могут изобразить движения «ЛАДОНЬ-КУЛАК – РЕБРО» . Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте всё как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ему необходима ваша помощь. Займитесь пальчиковой гимнастикой , играми и упражнениями для развития руки .

Для развития мелкой моторики полезны :

Массируйте, разминайте кисть от мизинца к большому пальцу . Массировать нужно обе ручки – ведь каждая «отвечает» за «своё» мозговое полушарие!

различные виды мозаик

Детали, чем мельче, тем лучше. Конечно, складывать буквы или фигурки малыш будет под вашим присмотром, чтобы мозаичная деталька не оказалась ненароком у него во рту.

разнообразные конструкторы

Пластиковые, металлические, картонные. Для повышения интереса ребенка к конструированию , не забывайте обыграть постройку.

рисование и раскрашивание

готовые альбомы для раскрашивания и рисования, книжки-раскраски.

А также используйте в играх :

разнообразные шнуровки (готовые и сделанные своими руками,

пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры,

цветные клубочки ниток для перематывания, набор веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узлов и плетения «косичек» ;

палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров, картинок (предметных и сюжетных) ;

семена, мелкие орешки, крупа, камушки, разноцветные пуговицы для сортировки (по кучкам, баночкам и пр., для выкладывания узоров;

набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия «Узнай на ощупь» (можно собрать мешочек вместе с ребенком, наполнив любимыми игрушками киндер-сюрпризов);

прищепки (бельевые разных цветов) ;

пластилин;

игры с бумагой (плетение, cкладывание) ;

разнообразный природный материал;

ручки, фломастеры, карандаши.

Играйте с ребенком, и результаты вас обязательно порадуют. Успехов вам!

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности» К 5 годам у детей отмечается существенное улучшение.

Консультация для родителей «Развиваем пальчики - улучшаем речь» Консультация для родителей «Развиваем пальчики - улучшаем речь» «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова.

Консультация для родителей «Сказки читаем-речь развиваем!» Воспитатель Казьмина Алена Александровна МАДОУ детский сад № 1 "Ласточка г. Бор, Нижегородская область Уважаемые родители! Народная сказка.

Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» (домашняя игротека) Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно.

Одно из направлений развития ребёнка и гарант успешности в обучении его письму-это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев.

Мастер-класс для родителей "Проворные пальчики, бойкая речь" Цель: повысить компетентность родителей по вопросу развития мелкой моторики.

Ольга Андрияшина
Консультация для родителей «Развиваем пальчики-улучшаем речь».

Развитие мелкой моторики ,сенсорики.

Консультация для родителей второй младшей группы.

Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук , потому что речь и моторика очень тесно связаны между собой.

Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Уже в раннем возрасте нужно обращать внимание на эту проблему, так как будущее ребёнка зависит от того, как ребёнок будет разговаривать.

Почему же это так? Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, где за речь отвечает центр «Брока» и поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Ну а союзники наши в этой совместной работе кто, конечно же вы, дорогие родители . И для нас нет помощников лучше, чем старательные и добросовестные мамы и папы. Если вы сейчас читаете эти строки, значит, вы очень терпеливы, дорогие родители , так как знаете, что давать советы и воплощать их в жизнь – не совсем одно и то же. И только определённый опыт, накопленный нами в борьбе за правильную детскую речь , а также знания, полученные в стенах педагогического учреждения, и любовь к детям, без которой никак нельзя в воспитательном процессе, позволяет нам давать рекомендации и пытаться учить родителей , естественных учителей ребёнка.

*Не забывайте периодически менять игрушки, атрибуты;

*Ласково говорите с ребёнком об игрушках;

*Очень важны и музыкальные игрушки для развития фонематического восприятия;

*Разнообразные пальчиковые гимнастики : «Сорока – белобока» , «Коза рогатая…» , «Ладушки» , «Моя семья» , «Пальчики здороваются » и др.

*Артикуляционные гимнастики : «Улыбочка» , «Хоботок» , «Вкусное варенье» , «Иголочка» , «Качели» , «Лошадка» и др.

режимных моментах проговаривать потешки : «Чистая водица…» , «С полотенцем я дружу» , «Моя большая ложка…» , «Кашу вкусную сварили…» и др.

*Дыхательные гимнастики, упражнения : «Послушный ветерок» , «Сдуем жучка с листика» , «Надуем и сдуем шарик» и др.

*Игры на развитие мелкой моторики : «Волшебный мешочек» , «Мозайки» , «Пазлы» , «Пирамидки» , «Лабиринты» , «Шнуровки и пуговицы» и др.

*Тренинговые игры и упражнения;

*давайте больше ребёнку рисовать, обводить, разукрашивать, вырезать, клеить, лепить;

*Различные виды массажей и самомассажей.

*Игры на развитие логического мышления : «Что без чего не бывает?» , «Подбери по цвету и форме» , «Загадки на различную тематику» и др.

*Проговаривание чистоговорок, пословиц, четверостиший, считалочек, стихов и др.

*Играя с ребёнком, давайте ему пофантазировать, реализовать какие - то придумки;

*Постепенно учите ребёнка пересказывать и рассказывать об увиденном, даже то, что он сам сочинил;

*Пойте вместе с ребёнком песенки, читайте сказки, смотрите мультфильмы;

Мною были приведены здесь лишь некоторые, самые распространённые и широко используемые упражнения и игры, практический эффект от которых – дело доказанное. Может быть, вы придумаете что–нибудь для своего малыша сами.

Мария Мережникова
«Развиваем пальчики - улучшаем речь». Консультация для родителей

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

г. Верещагино Пермского края

Статья по теме

подготовила

учитель-логопед

Мережникова Мария

Григорьевна

г. Верещагино 2015

Советы родителям

Развиваем пальчики – улучшаем речь .

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга » И. П. Павлов

В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью . Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них : плохо развитая мелкая моторика рук .

Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук .

Мелкая моторика- это согласованные движения пальцев рук , умение ребенка «пользоваться» этими движениями - держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть пальчиков «говорит» о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита .

Известный исследователь детской речи М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает , то задерживается и речевое развитие , хотя общая моторика при этом может быть нормальной.

Как же сделать пальчики ловкими и проворными?

Прежде всего надо активизировать те точки на руках малыша, которые непосредственно влияют на развитие высших корковых функций (головной мозг) и соответственно дают толчок их дальнейшему развитию . Находятся они на кончиках пальцев . Затем развивать гибкость кисти . И еще малыш должен научиться делать какую-то работу одной рукой независимо от другой.

Развитие мелкой моторики важно для всех детей без исключения, но если у ребенка наблюдался повышенный или, наоборот, пониженный мышечный тонус, с ним надо заниматься обязательно. Ведь вам не хочется, чтобы он, через несколько лет пойдя в школу, начал отставать в учебе.

Дома самостоятельно можно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая её, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура . После 5 лет дети могут изобразить движения «ЛАДОНЬ-КУЛАК - РЕБРО» . Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте всё как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ему необходима ваша помощь. Займитесь пальчиковой гимнастикой , играми и упражнениями для развития руки .

Для развития мелкой моторики полезны :

Массируйте, разминайте кисть от мизинца к большому пальцу . Массировать нужно обе ручки - ведь каждая «отвечает» за «своё» мозговое полушарие!

различные виды мозаик;

Детали, чем мельче, тем лучше. Конечно, складывать буквы или фигурки малыш будет под вашим присмотром, чтобы мозаичная деталька не оказалась ненароком у него во рту.

разнообразные конструкторы (железные и пластмассовые) ;

пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры;

цветные клубочки ниток для перематывания;

набор веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узлов и плетения «косичек» ;

набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия («Узнай на ощупь» );

палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров;

спички с обрезанными головками;

семена, мелкие орешки, крупа, бисер, разноцветные пуговицы для укладывания узоров;

пластилин;

игры с бумагой (плетение, cкладывание) ;

разнообразный природный материал;

ручки, фломастеры, карандаши;

Занимайтесь с ребенком, и результаты вас обязательно порадуют. Успехов вам.

Комбикова Екатерина Петровна, воспитатель МБДОУ Д.С. №7, Анжеро-Судженский городской округ, Кемеровская область.
В данной консультации для родителей представлен материал о игре с пальчиками - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения.

Дата публикации: 15.08.2017

Консультация для родителей

Развиваем пальчики улучшаем речь

Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.Кольцов отмечал , что кисть руки надо рассматривать как орган речи . Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Для развития мелкой моторики полезны:

  • различные виды мозаики;
  • разнообразные конструкторы (железные и пластмассовые);
  • пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры;
  • цветные клубочки ниток для перематывания;
  • набор веревочек различной толщины для завязывания узлов и плетения «косичек»;
  • набок мелких игрушек для развития тактильного восприятия («Узнай на ощупь»);
  • палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров;
  • спички с обрезанными головками;
  • семена, мелкие орешки, крупа, бисер, разноцветные пуговицы для выкладывания узоров;
  • пластилин;
  • игры с бумагой (плетение, складывание);
  • разнообразный природный материал;
  • ручки, фломастеры, карандаши.

Внимание! С мелкими предметами дети должны играть только в присутствии взрослых.

В работе по развитию речи детей младшего возраста используются следующие формы совместной деятельности: игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения; игры на развитие мелкой моторики рук; пальчиковые игры; дидактические игры и упражнения; бытовые и игровые ситуации;

Представляем Вам небольшой перечень дидактических игр и упражнений, пальчиковых игр.

«Разложи картинки»

Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.

Детям раздают по две картинки, изображающих два последовательных действия (мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т.п.). Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия.

«Опиши игрушку»

Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их.

Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их.

Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных.

Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик.

«Угадай игрушку»

Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

Ход.

На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

«Скажи, какой?»

Цель: Учить детей выделять признаки предмета.

Ход.

Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.

Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

«Разбуди кота»

Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.

Материал. Элементы костюма животных (шапочка)

Ход.

Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).

Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

«Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

Ход. Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.

Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:

Способствуют развитию речи.

Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого

Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!

Пальчиковые игры

«Лягушка».

Лягушка-попрыгушка - Похлопывают ладонями по коленям.

Глазки на макушке.

Прячьтесь от лягушки Поднимают вверх ладони.

Комары да мушки Сжимают пальцы в кулаки.

«Дружба»

Дружат в нашей группе Растирание ладоней.

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим Пошевелить всеми пальцами.

Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять. Ладони вместе, одноименные пальцы под счет ударяются друг о друга

Пять, четыре, три, два, один.

«Ежик»

Ежик спрятался, свернулся сгибание и разгибание пальцев

Встал на ножки - потянулся

Один, два, три, четыре, пять поочередное сгибание пальцев (начиная с мизинца)

Ежик спрятался опять

«Капуста»

Мы капусту рубим-рубим, рубим (движения ребрами ладоней верх-вниз)

Мы капусту солим-солим, солим (складываем пальчики в щепотку),

Мы капусту трем-трем, трем (кулачок о кулачок)

Мы капусту жмем-жмем. жмем (сжимаем кулачки).

«Карандаш»

Карандаш в руках катаю, Прокатывать карандаш между большим

Между пальчиков верчу. пальцем и поочередно всеми остальными.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом, так как с её помощью человек выражает свои мысли, чувства и желания.

Психолог В. Штерн приводит следующие данные по каждому возрасту: в 1, 5 года - ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года - 1000-1200 слов, в 6 лет - 2500-3000 слов.

Однако у одних детей словарный запас оказывается больше, у других - меньше, это зависит от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые.

В 3-5 лет ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает языковую действительность.

К 5-ти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь. Ведущей формой общения становится познавательная. Высказывания ребенка начинают напоминать короткий рассказ.

К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения.

На протяжении всей нашей жизни - речь является основным средством общения людей. Психологи считают, что от уровня речевого развития зависит и общее интеллектуальное развитие.

Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности человека.

О том, что тонкая (пальцевая) моторика и речевое развитие взаимосвязаны известно уже давно… В давние времена еще наши прапрабабушки, воспитывая детей, использовали такие игры как «Ладушки» и «Сорока-сорока кашу варила».

Помните, что, играя с ребенком в разные игры с использованием потешек и стишков, играя с пальчиками, ладошками и ручками, развивая тонкую моторику, Вы не только будете развивать своего ребенка, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии Вашего малыша.

Поиграйте в сказку и предложите своей маленькой доченьке превратиться в Золушку… Пусть она поможет Вам и разложит в две разные чашечки фасоль и горох, которые «домовенок Кузя» нечаянно перемешал в большой чашке.

А с сынишкой и папой попробуйте провести игру-соревнование на скорость. Кто быстрее, папа или сынок, разложит маленькие и большие болтики или гайки в две разных коробочки?

Покажите Вашему ребенку, что можно складывать интересные фигурки из спичек, счетных палочек или карандашей. Пусть Ваш малыш попробует сложить лесенку, елочку, цветочек, домик, машинку, кроватку, диванчик или стульчик для куколки.

1.Попробуйте выложить с ребенком разные узоры из семян растений (желательно не очень мелких), гороха, фасоли, желудей. Для основы можно использовать картонку с тонким слоем пластилина.

2. Лепите со своим малышом из глины, теста и пластилина, играйте в мозаику и пазлы.

3. Учите ребенка шнуровать ботинки, застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, кнопки и различные замочки, плести косички из разноцветных веревочек, ленточек и шнурков…

Подарите своему малышу краски для рисования пальчиками. Вы знаете, сколько восторга и пользы от такого рисования?... Ваш малыш справится с рисованием мягкой кисточкой уже в два года. А в три его нужно научить пра­вильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры своего маленького художника. Очень полезно при обучении ребенка рисованию использовать книжки-раскраски, которых сейчас великое множество...

Купите и используйте в играх с Вашим ребенком разнообразные шарики, мячики, ежики – это своеобразные массажеры…

И наконец, пальчиковая гимнастика или игры с пальчиками.

Эти упражнения надо проводить регулярно и тогда Вы увидите, что ребенок стал намного быстрее запоминать рифмованные тексты, а речь его стала более четкой и выразительной. Старайтесь выразительно произносить тексты и показывать ребенку сопровождающие его движения. Пусть учится делать гимнастику вместе с Вами, хотя бы сначала договаривая отдельные слова или окончания, а уже потом и текст.

Дождик

Вышел дождик на прогулку. (Шагаем пальчиками обеих рук по столу)

Он бежит по переулку, (На каждую строку загибаем на обеих руках)

Барабанит по окошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу город мокрым стал. (Встряхиваем ладонями, как будто отряхивая от воды)

Дождик кончился. Устал. (Кладем ладони на стол)

Капустка

Мы капустку рубим-рубим,

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трем-трем,

Мы капустку жмём-жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

Пять пальцев

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет – поочередно загибать пальчики на обеих руках.

Мы рисовали

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.

Повстречались

Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»,

Два щенка: «Ав-ав!»,

Два жеребенка: «Иго-го!»,

Два тигренка: «Р-р-р!»

Два быка: «Му-у!».

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

Подсказка для родителей «Будем говорить правильно»

Игра “Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем”

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1. Предложить ребёнку пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар пропевая гласный: А - А - А - А - А - А.

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу, пропевая заданные гласные звуки и катая мяч. Обращая внимание ребёнка на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

Игра “Стучалочка” Звуки я сказать хочу и по мячику стуч у.

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков

Ход игры. Садимся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Взрослый произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Ребёнок повторяет. Звуки отрабатываются в произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О ОО ООО У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ

Интонационное выделение слова

Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чистоговорке.

Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать выразительность речи.

Вариант 1

Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са – идет лиса) .

Затем взрослый спрашивает ребенка: “Са-са – идет КТО? ”, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ.

Вариант 2

Взрослый задает к чистоговорке вопрос, а ребенок отвечает:

В: Са-са – ЧТО ДЕЛАЕТ лиса?

Р: Са-са – ИДЕТ лиса

Вариант 3

Игра “Будьте внимательными”

Цель. Научить ребёнка правильно произносить звук [щ] в словах.

– Сегодня мы будем искать звук [щ] в словах. Я говорю слова, а ты хлопай в ладоши, если услышишь этот звук. (Слова: “щука”, “лампа”, “веник”, “щетка”, “поезд”, “кубики”, “щенок”, “щи”, “хлеб”, “дрова”, “щепки”. др.)

Пальчиковая гимнастика.

1. Раз, два, три, четыре, пять (ладони лежат на коленях или столе)

Червячки пошли гулять. (пальцы согнуть и подтянуть к ним ладонь)

Вдруг ворона подбегает, (по поверхности идут указательным и средним пальцами)

Головой она кивает, (сложить ладонь щепоткой и качать вверх-вниз)

Каркает: «Вот и обед! » (раскрыть пальцы веером, большой отвести вниз)

Глядь - (развести руками)

А червячков уж нет! (сжать пальцы в кулачки и прижать к груди)

2. Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.

Чистоговорки – это такие рифмованные предложения на развитие чистого произношения звуков.

Примеры чистоговорок:

СА-СА-СА – под кустом сидит лиса.

ЗА-ЗА-ЗА – здесь привязана коза.

ТО-ТО-ТО – вот отличное пальто.

РО-РО-РО – под столом стоит ведро.

БЕ-БЕ-БЕ – я играю на трубе.

МА-МА-МА – я поймал в реке сома.

ЧА-ЧА-ЧА – на столе горит свеча.

ША-ША-ША – мама кормит малыша.

Также попробуйте сами придумать подобные чистоговорки, это интересное занятие. Предложите ребёнку придумать рифму к какому-нибудь слогу.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ехал Грека через реку,

видит Грека - в реке рак,

сунул Грека руку в реку,

рак за руку греку - цап.

Карл украл у Клары коралы,

Клара у Карла украла кларнет.

На дворе трава,

на траве дрова,

на дровах детвора.

Кукушка кукушонку купила капюшон,

надел кукушонок капюшон,

как в капюшоне он смешон.