Упражнения на развитие голоса для детей. Игры и упражнения для развития голоса. Несколько вокальных упражнений

Оксана Хорохова
Картотека игр и упражнений на развитие голоса

Развитие голосовой функции - это необходимое направление в логопедической практике. Игры на развитие голоса активно используются на подготовительных этапах коррекции речи, но также применяются и в последующей коррекционно-логопедической работе.

1. "Телефон". Стоящий или сидящий первым в ряду ребенок произносит шепотом на ухо соседу заданное ему слово. Так слово передается до последнего ребенка. Кто передаст его не правильно, тот произносит заданный стишок.

2. "Эхо". Детей распределяют на две группы. Одна из групп - "эхо". Первая группа детей громко произносит вместе с логопедом гласные звуки (а, о, у) или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи) . Вторая группа ("эхо") тихо повторяет. Затем группы меняются ролями.

3. "Поезд". Приближаясь и удаляясь, поезд издает звуки, постепенно усиливающиеся или затихающие.

4. "Усатый кот". Один из детей - "кот", притаившись, подползая произносит вполголоса : "Я усатый жадный кот, слышу ваш мышиный ход", а остальные дети ("мышки") тихо проходят мимо него и шепчут : "Тише, мыши, кот все ближе, ближе". Кто скажет громко, того кот хватает.

5. Произнесение стишков с изменением силы голоса : в соответствии с содержанием одни слова произносятся тише, другие громче.

Мне мила моя работа (тихо,

Я доволен (громко,

Я горжусь (еще громче!

Нет ни горя, ни заботы (умеренно,

Как за дело (громче)

Я берусь (еще громче!

6. "Вьюга". По сигналу "Вьюга началась" дети тихо гудят : У-у-у. По сигналу "Сильная вьюга" дети громко произносят : У-у-у. По сигналу "Вьюга затихает" дети постепенно уменьшают силу голоса . По сигналу "Вьюга кончилась" замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки логопеда : горизонтальное движение руки - дети говорят тихо, движение руки вверх - усиление голоса , движение руки вниз - уменьшение силы голоса .

7. "Дует ветер". Дети ведут хоровод. Логопед сопровождает движения рассказом. "Утром дети идут в школу. Светит солнце. Дует тихий ветерок : в-в-в (произносится тихо) . Как дует тихий ветерок? (Дети останавливаются и повторяют тихо : в-в-в) . Окончились уроки. Дети идут домой. Подошли к дому. И вдруг подул сильный ветер : в-в-в (произносится громко) . Как дует сильный ветер?" Дети громко повторяют.

8. "В лесу". Детям предлагаются картинки "Дети в лесу", " Мальчик заблудился", "Поезд", которые логопед использует в процессе рассказывания.

Дети пошли в лес. Мальчик Петя нашел большой гриб и говорит : О-о-о! Как говорит Петя? (дети длительно повторяют) .Петя шел по лесу, искал грибы и заблудился. Петя стал кричать : ау-ау-ау! Давайте поможем Пете. (Дети повторяют) . Ребята услышали Петю и прибежали к нему. Много грибов набрали ребята. А потом они поехали на поезде домой. Поезд гудел : у-у-у! (Дети повторяют) .

9. "Лесенка". Перед детьми на доске картинка с нарисованной лесенкой или макет лесенки. По ходу игры логопед ставит на каждую перекладину фигурку определенного животного. Дети воспроизводят звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса .

"На дворе стоит лесенка. На ней пять ступенек. На нижнюю ступеньку прыгнула большая собака и залаяла. (Дети произносят низким и громким голосом : ав-ав-ав). На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала. (Дети произносят более тихим и более высоким голосом : мяу-мяу-мяу).На третью ступеньку вскочил петух и громко запел : ку-ка-ре-ку. (Дети произносят громким и высоким голосом : ку-ка-ре-ку). На четвертую ступеньку прилетел жук, сел и зажужжал : ж-ж-ж. (Дети произносят низким и тихим голосом : ж-ж-ж) . На пятую ступеньку сел комар и запел свою песенку : з-з-з. (Дети произносят тихим и высоким голосом : з-з-з) .

10. "Корова и телята". Детям предлагается сюжетная картинка "На лугу". Дети распределяются на две группы. Логопед обращается к первой группе : "На лугу пасутся коровы. Они зовут своих телят. Как они зовут их?" Дети первой группы произносят низким голосом : му-му-му. "Коровам отвечают телята. Как они отвечают?" Логопед обращается к детям второй группы. Дети отвечают высоким голосом : му-му-му. Затем группы меняются ролями.

11. "Протяни звук". В игру нужно играть, разбившись на пары. Дети становятся лицом друг к другу и по сигналу взрослого глубоко вдыхают и начинают тянуть определенный гласный звук (а, о, у, и, э) . Выигрывает тот, кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха.

12. "Повтори за мной". В игру можно играть как вдвоем, так и парами. Взрослый изображает поочередно сначала веселого, потом грустного, сердитого и удивленного человека, при этом произнося с определенной интонацией "ах-ах-ах", "ай-ай-ай", "о-го-го", "ох-ох-ох","ой-ой-ой" и выражая эмоции мимикой. Задача ребенка - догадаться, какое настроение передает взрослый, а потом попробовать повторить слова с той же интонацией.

13. "Уложи куклу". Ребенок стоит рядом с коляской и держит на руках куклу. Взрослый объясняет малышу : "Кукла устала, плачет и хочет спать. Покачай ее немного. Но сначала посмотри,как это нужно делать". После этих слов взрослый берет куклу на руки и напевает : "А-а-а!", а уже затем эти действия выполняет ребенок.

14. "Вездеход". Играть можно вдвоем и группой из 3-4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением вездехода и спрашивает, что это такое. Затем предлагает детям выучить небольшое стихотворение про вездеход :

Вы сегодня что, проспали?

И на поезд опоздали!

Вы садитесь в вездеход.

Самый лучший вездеход.

Всюду он нас довезет.

Стихотворение следует произносить немного нараспев. Взрослому необходимо следить за тем, чтобы дети правильно выговаривали все звуки.

15. "Поход в лес". Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Произносят стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения :

Мы сегодня в лес идем (поднять руки вверх)

И друзей с собой зовем : "Ау! Ау!" (сделать ладони рупором)

В этот солнечный денек (руки опустить вниз)

Я залезу на пенек : "Ух!" (прижать ладони к щекам)

Следить за тем, чтобы все слова произносились на выдохе и нараспев.

16. "Коровка". Глубоко вдохнуть, на одном выдохе протяжно произнести слоги : "Мо-о, му-у". Чтобы игра проходила веселее, можно читать различные забавные стишки, например :

"Му" - коровка по утру

Замычала на лугу.

Травку там она жует,

А дома молочко дает.

17. "Дом". Дети вместе со взрослым стоят в кругу, делая глубокий вдох, а при выдохе протяжно произносят слоги : "Дин-н, дон-н, бим-м, бом-м". Затем произносят стихотворение с движением.

Бим-бом! Бим-бом! (стоять на месте)

Дружно строим вместе дом (положить руки на пояс, наклоняться вперед) .

Бим-бом! Бим-бом! (хлопать в ладоши)

Как хорош будет наш дом! (поднять руки вверх) .

18. "Кто дольше". Дети сидят на диванчике, делают глубокий вдох. При выдохе протяжно произносят слоги, которые состоят из согласных "м" и "н" и различных гласных : "Мам-м-м, мум-м-м, мом-м-м" и т. д. Произносить слоги следует как можно дольше.

19. "Самолет". Дети вместе с взрослым становятся в круг. Затем, разводят руки в стороны и покачивают ими, представляя себя самолетами. Протяжно произносят звук "у", быстро опускают руки вниз и, присев, коротко говорят "у".

20. "Ракета". Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Логопед предлагает детям представить, что они превратились в ракеты. И вот ракета взлетает. Дети начинают протяжно произносить низким голосом звук "у", руки немного разведены в стороны . Наша ракета летит на Луну. Малыши поднимают руки вверх и протяжно произносят высоким голосом звук "у". Ракета приземляется на Луне. Нужно опустить руки и присесть, затем протяжно произнести низким голосом звук "у". А теперь ракета летит домой. Выполнить все движения еще раз в том же порядке.

Причины возникновения нарушений голоса и их проявления.Голосовая функция нередко оказывается нарушенной у детей. Голосовой аппарат – это дыхательные органы, голосовые связки, гортань, полости носа и рта. Причины расстройства голоса весьма разнообразны: заболевания гортани, носоглотки, ротоглотки, легких, бронхов и трохеи, даже сердца и сердечно – сосудистой системы. Голос характеризуется тембром, высотой и силой. От частоты колебания голосовых связок зависит высота голоса и характеризуется повышением и понижением тона, то есть сменой его от низкого к высокому и наоборот. Это основной тон голоса. Сила голоса зависит от амплитуды колебания голосовых связок и характеризуется громкостью. Это умение управлять голосовыми связками. Она зависит от уровня подсвязочного и надсвязочного давления и от степени смыкания голосовых связок. Также у голоса есть тембр, благодаря которому, мы узнаем друг друга – это индивидуальная окраска. Все компоненты голоса взаимосвязаны и реально существуют в единстве. Качество голоса может ухудшаться в результате заболеваний верхних дыхательных путей, при снижении слуха, при особенностях характера.
Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани, нарушениями их мышечного тонуса и ограничением их подвижности. У детей с речевыми диагнозами голос тихий, слабый, немодулированный, тембр глухой, с назальным оттенком, монотонный, темп замедленный. Несформированность произвольного сокращения мышц голосового аппарата может полностью исключить возможность вибрации голосовых складок, что будет резко нарушать процесс образования звонких согласных. Вибрация складок нарушается при слабости или парезах мышц голосового аппарата, сила голоса в этих условиях становится минимальной. Это проявляется при недостаточной работе коры больших полушарий, нарушении иннервации проводящих путей языкоглоточного и блуждающего нервов, нарушении мышечного тонуса. Одним из нарушений голоса, встречающихся у детей дошкольного возраста, является дисфония и афония.
Афония – это полное отсутствие голоса. Дисфония – частичное нарушение высоты, силы и тембра. При дисфонии голос бывает слабый, хриплый. Если вовремя не обратить на это внимание, то нарушение может принять затяжной характер и привести к возникновению органических изменений в голосовом аппарате. К дисфонии могут привести постоянное перенапряжение голоса в результате слишком громкого разговора, пения, крика, несоблюдение основных правил гигиены голоса. Развитию дисфонии могут также способствовать аденоидные разрастания в носу, которые затрудняют носовое дыхание и приучают ребенка дышать ртом. При ротовом дыхании вдыхается воздух, который не очищается, не согревается и не увлажняется, как это бывает при носовом дыхании, вследствие чего возникают хронические воспалительные процессы в слизистой оболочке гортани, голос становится хриплым. Недостаточное небно-глоточное смыкание – причина назальности в речи.

Коррекционная работа при нарушениях голоса.

Работа над голосом затрагивает все его качества: силу, высоту, длительность, тембр и их изменения в речевом процессе. Коррекционные воздействия следует строить на результатах обследования. Обследование голоса проводится вместе с основным, в начале года. Ребенку предлагается выполнить ряд упражнений.
1. Длительность. Произнести короткий и длинный звук У – УУУУУУ (учитывается, как долго может ребенок тянуть звук и как отличает продолжительность).
2. Сила. Нужно произнести сочетание звуков, слово или фразу тихо, громко и шепотом (учитывается различия между громкостью).
3. Высота голоса. Подражать произнесению. Мычит корова - МУ, теленок – му (учитывается различие).
4. Модуляция голоса. Самолет приближается и улетает УУУУУууууууУУУУУУ (учитывается умение повышать и понижать голос).
Коррекционная работа строится по принципам:
  • Связь с медиками – специалистами.
  • Последовательность, систематичность.
  • Работа начинается с сохранных функции голоса.
  • Каждое упражнение проводиться до тех пор, пока ребенок полностью не усвоит.
  • Все упражнения подбираются от простого к сложному.
  • Терпение и доброжелательное отношение к детям.
  • Занятия по коррекции голоса должны включать в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику и лечебную физкультуру.
Вся работа строится после консультации с ЛОР – врачом. Следует помнить, что сила голоса индивидуальна и развивается постепенно. Формируя умение произносить гласные звуки, слоги, слова и фразы голосом повышенной громкости, нужно следить, чтобы не было излишнего форсирования звука, неприятных ощущений. Усиливая голос, дети не должны его повышать, поскольку это может привести к срыву голоса. Высота голоса индивидуальна: у одних детей основной тон ниже, у других – выше. В ходе работы над тембром, силой, высотой голоса создается основа для развития интонационно – выразительной стороной речи. Для коррекционных занятий можно сформировать подгруппы детей по сходным нарушениям.

Упражнения для активизации мышц небной занавески.

При коррекции голоса большое значение имеют активизация мышц небной занавески, мягкого нёба, расслабление тонуса голосовых связок, мышц нижней челюсти. При любых нарушениях голоса необходимо провести следующую работу:
1. Активизация небной занавески:
вертикальные поглаживающие, разминающие, толчкообразные движения большим пальцем по направлению от верхних резцов до маленького язычка.
поперечные движения на границе твердого и мягкого неба, при выполнении этих движений активизируется еще и мышца задней стенки глотки.
при произношении звука [А] - растирающие движения по мягкому небу от верхних резцов до маленького язычка (рот широко открыт, раздражение идет от произношения).
быстрое, краткое произношение звука [А] с одновременными толчкообразными движениями по мягкому нёбу большим пальцем.
2. Гимнастика мягкого неба:
покашливание;
зевание;
глотание воды небольшими порциями;
имитация полоскания рта.
3. Упражнения для расслабления голосовых складок:
одновременно с поворотом головы влево – вправо произносить звуковую дорожку из гласных и-э-о-у-а-ы.
4. Гимнастика нижней челюсти:
открывание и закрывание рта, имитация жевания;
открывание рта с одновременным движением языка вперед, затем это упражнение с произношением звука [А] , вначале тихо, затем громко и с силой (чем шире рот, тем уже глотка, чем уже глотка, тем активнее мышцы задней стенки глотки). Недостаточное небно-глоточное смыкание – причина назальности в речи, поэтому упражнения по активизации мышц нижней челюсти, мягкого неба и задней стенки глотки взаимосвязаны. Дальше коррекционная работа ведется последовательно, все упражнения проводятся по порядку, отрабатываются. После усвоения можно переходить к следующему. Чаще всего нарушены все компоненты голоса, поэтому предлагаем упражнения сначала на развитие тембра голоса, затем – длительности, силы, высоты и интонационной выразительности речи также их можно чередовать.

Упражнения на развитие тембра и длительности вырабатывают звонкость, снижают напряжения мышц шеи и гортани, зажатость челюсти. Они придают речи ровность, гибкость и выносливость голоса, т. е. способность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку, не теряя качества звучания.

Упражнение 1 И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки в замке над головой. Вдохнуть через нос, слегка прогнувшись назад. Наклоняясь вперед, медленно выдохнуть. При этом произносить каждый раз новый гласный: «а», «о», «у», «ы», «э».
«А» - руки вверх.
«О» - руки кольцом перед собой.
«У» - руки рупором.
«Ы» - руки овалом впереди.
«Э» - руки овалом сзади.

Упражнение 2 И.п. стоя, положить руки на грудь. Наклоняясь вперед, на выдохе произносить несколько гласных звуков, доводя продолжительность выдоха до 7-10 секунд.

Упражнение 3. Произносить на выдохе нараспев слова, пословицы, поговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
Мы в лес пойдем (Дети поднимают руки в стороны и вверх)
Детей позовем: «Ay! Ay! ». (Делают руки рупором)
Взял я лук и крикнул:
«Эх! Удивлю сейчас я всех!».
Натянул потуже лук,
Да стрела застряла вдруг!
И вокруг сказали все:
« Э__ э__ э__ э ». Тарлапан Е

Упражнение 4. Стоя или сидя, сделать короткий вдох через нос. Выдыхая, с закрытым ртом, без напряжения произносить с вопросительной интонацией «м» или «н», добиваясь при этом ощущения легкой вибрации в области носа и верхней губы.

Упражнение 5. Глубоко вдохнуть. На одном выдохе произносить сначала коротко, а затем протяжно один из открытых слогов:
«Мо-моо, му-муу».
Рано-рано поутру
Пастушок: « Туру-ру-ру!».
А коровы вслед ему
Замычали: «Му-мууу».

Развитие длительности и устойчивости звучания основного тона голоса.

Упражнение 1. Плавно соединить руки округло перед собой (или над головой) и произнести протяжно: «О». Резко опустить соединенные руки вниз и произнести коротко: «О». То же с слогами, словами.

Упражнение 2. Плавно развести руки в стороны и произнести протяжно: «А». Затем прямые руки соединить перед грудью и произнести: «У». Резко развести руки и коротко произнести: «А», соединить - «У».

Упражнение 3. Стоя, развести руки в стороны, покачивая ими («самолет летит»), произнести протяжно: «В». Резко опустить руки вниз, присесть и произнести коротко: «В» («самолет сел»).

Умение изменять силу голоса – одно из важных его выразительных средств. Нужно научить ребенка говорить громко, но не «крикливо», четко, постепенно изменяя силу голоса - от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот.

Упражнение 1. Стоя разводить опущенные руки в стороны и тихо произносить: «А». Разводить руки в стороны от груди, чуть громче: «А». Руки над головой, громко: «А». Так же с другими гласными.

Упражнение 2. Шагать на месте (ходить по кругу) под звучание бубна или барабана: громкие удары - шагать, поднимая высоко ноги и громко произнося: «топ-топ-топ», удары потише - шагать обычно, произнося: «топ-топ-топ» голосом разговорной громкости, тихие удары - слегка поднимать ноги и произносить звукосочетания тихо. Мы хлопаем руками: «Хлоп-хлоп-хлоп». Мы топаем ногами: «Топ-топ-топ».

Упражнение 3. Сидя или стоя считать до 5 (10), с постепенным понижением силы голоса (от громкого до тихого), представляя, что спускаешься с верхнего этажа в подвал (и наоборот).

Упражнение 4. Чтение стихотворения с изменением силы голоса с каждым куплетом. Смысловое содержание каждого куплета соответствует рекомендуемому изменению силы голоса, что облегчает его правильную подачу. Была тишина, тишина, тишина...(Почти без голоса, одной артикуляцией). Вдруг грохотом грома сменилась она. (Шепотом) И вот уже дождик тихонько - ты слышишь? (Голосом разговорной громкости). Закрапал, закрапал, закрапал по крыше. Наверно, сейчас барабанить он станет. Уже барабанит. Уже барабанит! (очень громко)

Развитие диапазона высоты голоса

Развитие диапазона высоты голоса Изменение высоты голоса – одно из наиболее значительных средств его выразительности. Она создает мелодику тона, т. е. движение голоса вверх и вниз. Мелодика тона окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли. Предлагаются упражнения на изменение высотной модуляции, которые способствуют развитию интонации, гибкости и постепенно расширяют объем голоса.

Упражнение 1. Стоя разводить опущенные руки в стороны и произносить низким голосом: «О». Руки у груди, средним, нормальным голосом: «О». Руки вверху, высоким голосом: «О». Так же повторить с другими гласными и в сочетаниях с согласными типа «та-то-ту».

Упражнение 2. Стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, произнося «У…..ту…» и т.д. вначале низким голосом, который постепенно повышается, а затем снижается. Так же и с другими согласными.

Игра «Самолет». Самолет идет на взлет. (Произносят низким голосом, руки опущены: «У»). Самолет летит, в нем мотор гудит. (Высоким голосом, руки в стороны: «У»); Самолет садится. (Низким голосом, руки опущены, приседают: «У»).

Упражнение 3. Чтение стихотворного материала, связанного с изменением высоты голоса.
Летит поезд во весь дух:
-Ух! Ух! Ух! (Произносят высоким голосом, делая круговые движения согнутыми в локтях руками).
Загудел тепловоз:
«У-у-у-у». (Низким голосом, останавливаются и гудят).
Домой деток повез:
«Ду-ду-ду ». (Приседают).
«Ой! - воскликнул окунек,
- Я попался на крючок».
Произносят высоким голосом.
Сом сердито проворчал:
«Из-за шалости попал».
Низким голосом.
Маленькие ножки.
Бежали по дорожке:
Топ! Топ! Топ! (Высоким голосом с одновременным легким ритмичным постукиванием двумя пальцами).
Большие ноги -
Шли по дороге:
Топ! Топ! Топ! (Низким голосом, темп речи замедлен, пальцы тяжело стучат по столу).

Развитие интонационно – выразительной стороны речи.

Развитие интонационно – выразительной стороны речи. Развитие интонации придает речи эмоциональную окраску, организует смысловую сторону речи при помощи логических интонации, отражают смысл слов, обладают силой воздействия на слушателя. Поэтому, предлагаются инсценировки русских народных сказок, стихов с подражанием героев, диалогов с различными интонациями

Упражнение 1. Подражания различным эмоциональным состояниям, сопровождающиеся движениями тела, мимикой.
Боль: «А-а-а, у меня болит голова» - руки у головы, брови нахмурены, лицо изображает страдание.
Радость: «А-а-а! Ура! Не болит голова, мама пришла» - руки вверх, глаза широко открыты, рот в улыбке.
Вопрос: «А? Где? Кто там? Мама?» - руки в стороны, согнуты в локтях, брови подняты, рот приоткрыт.
Просьба: «А, аа-а, дай, помоги мне, иди ко мне, мама» - руки вперед, брови немного сдвинуты.
Усталость: «О, а, ох, ах, устал я» - руки опущены вниз, мышцы лица расслаблены.

Упражнение 2. Игра-упражнение для развития выразительности мимики движений, голоса «Скажи и покажи». По картинкам предлагается назвать слова-антонимы, сопровождая речь выразительными жестами и мимикой: веселый - грустный, злой - добрый, удивленный - равнодушный.

Упражнение 3. Обыгрывание повадок различных животных, характерных черт людей (изображение злой большой собаки, ласковой хитрой кошки, удивленной мамы и т.д.).

Упражнение 4. Эмоциональная окраска картин типа: «Молодец!», «Ай-яй-яй, плохо!» и т.д.

Упражнение 5. Выразительное чтение стихотворений, считалок, насыщенных интонационно-окрашенным материалом.
Те, кого охватит страх, произносят слово «Ах!»
Кто встречается с бедой, произносят слово «Ой!»
Кто отстанет от друзей, произносят слово «Эй!».
У кого захватит дух, произносят слово «Ух!».

Упражнение 6. Инсценировка доступных детям стихотворений, сказок («Колобок», «Теремок», «Три медведя» и т.д.).

Развитие голосовой функции — это необходимое направление в логопедической практике. Игры на развитие голоса активно используются на подготовительных этапах коррекции речи, но также применяются и в последующей коррекционно-логопедической работе.

Игра «Протяни звук»

Цель игры: помочь ребенку развить речевое дыхание.

Ход игры. В игру нужно играть, разбившись на пары. Дети становятся лицом друг к другу и по сигналу взрослого глубоко вдыхают и начинают тянуть опреде­ленный гласный звук (а, о, у, и, э). Выигрывает тот, кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха.

Игра «Повтори за мной»

Цель игры: научить ребенка подражать, выразительности речи и мимике.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В эту игру можно играть как вдвоем, так и разбившись на пары. Взрослый изображает поочередно сначала веселого, потом грустного, сердитого и удивленного человека, при этом произнося с определенной интонацией «ах-ах-ах», «ай-ай-ай», «о-го-го», «ох-ох-ох», «ой-ой-ой» и выражая эмоции ми­микой. Задача ребенка - догадаться какое настроение передает взрослый, а по­том попробовать повторить слова с той же интонацией.

Игра «Уложи куклу

Оборудование: коляска и кукла.

Ход игры. Ребенок стоит рядом с коляской и держит на руках куклу. Взрос­лый объясняет малышу: «Кукла устала, плачет и хочет спать. Покачай ее немно­го. Но сначала посмотри, как это нужно делать». После этих слов взрослый берет куклу на руки и напевает: « А-а-а!». а уже затем эти действия выполняет ребенок.

Игра «Эхо»

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, глав­ное, чтобы участников было с четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит сочетания глас­ных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а вторая тихо их повторяет.

Игра «Пароход»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить различать звуки, произносить их тихо и громко.

Оборудование: рисунок парохода.

Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3-4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением парохода и спрашивает, что это такое, а как он гудит, а затем изображает гудок парохода, когда он находиться далеко, и просит повторить де­тей. Затем взрослый изображает гудок приближающегося парохода. Дети повто­ряют. И, наконец, взрослый имитирует гудок парохода, который находиться со­всем близко. Дети снова повторяют. Необходимо следить за тем, чтобы дети пра­вильно произносили звук парохода, находящегося вблизи, вдали и совсем близко.

Эту игру можно провести как подвижную. В этом случае предложите детям двигаться как пароходы и сигналить, приближаясь к пристани или удаляясь от нее или друг от друга.

Игра «Вездеход»

Оборудование: рисунок вездехода.

Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3-4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением вездехода и спрашивает, что это такое. Затем предлагает детям выучить небольшое стихотворение про вездеход:

Вы сегодня что, проспали?

И на поезд опоздали!

Вы садитесь в вездеход.

Самый лучший вездеход.

Всюду он вас довезет.

Стихотворение следует произносить немного нараспев. Взрослому необходи­мо следить за тем, чтобы дети правильно выговаривали все звуки.

Игра «Поход в лес»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить гласные звуки.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:

Мы сегодня в лес идем (поднять руки вверх)

И друзей с собой зовем: «Ау! Ау!» (сделать ладони рупором)

В этот солнечный денек (руки опустить вниз)

Я залезу на пенек: «Ух!» (прижать ладони к щекам)

Следить за тем, чтобы все слова произносились на выдохе и нараспев.

Игра «Коровка»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить сонорные звуки.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Глубоко вдохнуть, на одном выдохе протяжно произнести слоги: «Моо, муу».

«Му» - коровка по утру

Замычала на лугу.

Травку там она жует,

А дома молочко дает.

Рано утром пастушок

Весело трубит в рожок,

Коровы смотрят вслед ему

И мычат протяжно: «Мууу» (сложить руки рупором).

Игра «Дом»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе со взрослым стоят в кругу, делают глубокий вдох, а при выдохе протяжно произносят слоги: «Динн, донн, бимм, бомм». Затем декла­мируют стихотворение, одновременно делая движения.

Бим - бом! Бим - бом! (стоять на месте)

Дружно строим вместе дом (положить руки на пояс, наклоняться вперед).

Бим - бом! Бим - бом! (хлопать в ладоши)

Как хорош будет наш дом! (поднять руки вверх)

Дин - дон! Дин - дон! (стоять на месте)

Просыпается наш слон (поднять руки вверх и потянуться).

Старый, добрый, серый слон (положить руки на пояс).

Дин - дон! Дин - дон! (шагать на месте)

Игра «Кто дольше»

Цель игры: развивать у детей длительность и устойчивость звучания голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диванчике, делают глубокий вдох. При выдохе про­тяжно произносят слоги, которые состоят из согласных «м» и «н» и различных гласных: «Маммм, миммм, муммм, моммм» и т. д. Произносить слоги следует как можно дольше.

Игра «Самолет»

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым становятся по кругу. Затем разводят руки в стороны и покачивают ими, представив себя самолетом, и протяжно произносят звук [у]. Потом быстро опускают руки вниз и, присев, коротко говорят [у].

Игра «Тихо - громко»

Оборудование: бубен или барабан.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Под звуки бубна или бараба­на они начинают шагать по кругу. Если взрослый ударяет в барабан громко, то шатать нужно, высоко поднимая ноги и громко говоря: «топ - топ». При тихих ударах шагать надо как обычно и говорить тихо. Также при громких ударах сле­дует громко хлопать в ладоши, а при тихих ударах - тихо. В это время произно­сить следующие слова:

Мы идем и топаем:

«Топ - топ - топ».

Мы идем и хлопаем:

«Хлоп - хлоп - хлоп».

Игра «Спуск с горы»

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диванчике и представляют, что они спускаются с горы вниз и считают до десяти, постепенно понижая голос. Начинать считать надо громко, а закончить уже шепотом. Затем расскажите детям, что вы поднимаетесь назад в гору и снова считаете. Только теперь начинать надо шепотом, по­степенно повышая голос.

Игра «Котята»

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диванчике и читают вслух стихотворение, изменяя силу голоса в зависимости от смыслового содержания:

Тише, тише

Кот на крыше, (говорить следует почти без голоса).

И котята чуть-чуть выше (произнести шепотом).

Кот пошел за молоком (произнести с обычной громкостью)

А котята кувырком.

Кот принес всем молока, (говорить следует громко)

Прилег довольный: «Ха! Ха! Ха!» (произнести очень громко)

В игре можно использовать другие стихотворения, читая которые также сле­дует менять силу голоса.

Игра «Жук»

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает им изо­бразить жука. Для этого нужно опустить руки вниз, а затем разводить ими в сто­роны и произносить «жу» низким голосом, как будто жук только расправляет крылья и собирается взлететь. Постепенно следует поднимать руки вверх и од­новременно повышать голос. Когда руки будут на уровне груди надо произнести «жу» нормальным голосом. Далее поднять руки вверх, а слог «жу» произнести высоким голосом, ведь наш жук полетел.

Можно разрешить детям немного покружиться.

Игра «Ракета»

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает детям представить, что они превратились в ракеты. И вот ракета взлетает! Дети начи­нают протяжно произносить низким голосом звук [у], руки немного разведены в стороны. Наша ракета летит на Луну. Малыши поднимают руки вверх и протяж­но произносят высоким голосом звук [у]. Ракета приземляется на Луне. Нужно опустить руки и присесть, затем протяжно произнести низким голосом звук [у]. А теперь ракета летит домой. Выполнить все движения еще раз в том же порядке.

Игра «Поезд»

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят, выстроившись по цепочке, взрос­лый впереди. Все вместе начинают читать стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно перемещаясь по кругу, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, изображая поезд.

Поезд мчится во весь дух:

«У-у-у-у! Я домой вас повезу» (произносить низким голосом).

Игра «Ножки»

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят за столами и читают стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно стуча пальчиками по столу:

Бегут по дорожке

Нашей Маши ножки.

А вот папины ноги

Идут по дороге.

Игра «Клоун»

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту и тембр голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят за столом. Предложите им поиграть в клоуна, который изображает различных животных и предметы. Каждый ребенок по очереди ста­новиться клоуном и изображает звуки, которые издает какое-нибудь животное. Остальные дети должны угадать это животное и повторить действия ведущего. Взрослому следует помочь ведущему изобразить животное или предмет. Начи­нать игру должен взрослый, для того чтобы показать детям, как правильно изо­бражать животное или предмет. Можно предложить детям изобразить вой волка, шипение гуся, жужжание комара, мухи, пчелы, свист чайника, плачь ребенка, вой ветра, паровозный гудок, лопающиеся пузыри, крик вороны, кукушки и т. д.

Игра «Сказочник»

Цель

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диванчике. Предложите малышам рассказать из­вестную им сказку. Если они затрудняются, можно подсказать им такие сказки, как «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Пых», «Машенька и медведь» и др. Нужно рассказывать сказки по ролям, изменяя интонацию и тембр голоса. Сле­дует следить за правильным произношением всех звуков. Также необходимо следить за тем, чтобы дети, рассказывая сказку, делали вдох на паузах между фразами, а не между словами.

Игра «Дождик»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым и декламируют сти­хотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:

Дождик, дождик, лей, скорей! (стоять прямо, согнуть руки в локтях, повер­нув их внутренней стороной ладоней вверх)

Хорошо меня полей!

Хочется мне вырасти! (встать на носочки и поднять руки вверх)

И не страшно сырости!

Игра «Гром»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят за столами и декламируют стихотворение, одновре­менно выполняя соответствующие движения:

Гром гремит: Бух! Бах! (ударить ладошкой по столу)

Все дрожит от страха (обнять себя за плечи).

Дождь закапал: кап, кап, кап (постучать кончиками пальцев по столу).

Нужно спрятать нам ребят (убрать руки со стола).

Игра «Божья коровка»

Цель

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят за столами и читают стишок, постепенно увеличивая темп речи:

Божья коровка,

Полети на облачко,

Принеси нам с неба,

Чтобы были летом:

В огороде бобы,

В лесу ягоды, грибы,

В роднике водица,

Во поле пшеница.

Игра «Дружные ребята»

Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым. Декламируют сти­хотворение, одновременно выполняя соответствующие движения и постепенно ускоряя темп речи:

Мы по кругу идем, (идти по кругу медленно и так же медленно читать стихо­творение)

Дружно песню поем.

Поскакали по дорожке, (бежать, высоко поднимая колени, темп речи уско­рить) поднимая ножки.

Скачем, скачем: скок да скок (говорить очень быстро).

А потом встали и молчок! (встать и замолчать)

Игра «На велосипеде»

Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса,

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диване и произносят фразы сначала медленно, затем постепенно ускоряя темп речи до очень быстрого. Затем темп речи опять посте­пенно замедляется до медленного:

Сели и поехали все быстрей,

Быстрей, быстрей,

Быстро съехали с горы.

Снова в гору едем мы,

Вот па гору поднялись,

И довольно смотрим вниз.

Одним из главных естественных богатств человека является его голос, который помогает не просто передать информацию, но и выразить эмоции, настроение. Именно поэтому ответственные родители должны знать этапы развития детского голоса и помогать своему малышу. Важно понимать анатомические и физиологические изменения, происходящие в гортани, органах дыхания и артикуляционном аппарате, от которых зависят тембр, высота, диапазон голоса.

Этапы формирования

  • легкие;
  • гортань и голосовые складки – именно здесь происходит зарождение звука;
  • совокупность резонаторов – артикуляционный аппарат.

Все эти части находятся в постоянном взаимодействии.

Принято выделять следующие стадии развития голоса у детей.

  1. – начинается до появления на свет.
  2. – от рождения до достижения 2 лет.
  3. Ранний детский возраст – 2-5 лет.
  4. Средний детский возраст – 5-9 лет.
  5. Позднее детство – с 9 лет до вступления в пубертатный период.
  6. Ранний взрослый период – 12-15 лет.
  7. Средний взрослый период – 15-18 лет.
  8. Окончательное взросление – 19-21 год.

На каждом этапе происходят свои изменения в голосовом аппарате, что необходимо обязательно учитывать при подборе упражнений на развитие голоса.

  • обычную;
  • интенсивную;
  • замедленную.

Протекают они по-разному, смена может быть как равномерной, так и скачкообразной. Кроме того, стадии могут чередоваться и сменять друг друга.

Дошкольники и младшие школьники имеют детский голос – легкий и нежный. Называют его фальцетным, или высоким резонированием. При этом сам голосовой аппарат очень хрупок, звуки, формирующиеся в гортани, образуются колебанием связок, между которыми имеется щель, в 7–8-летнем возрасте связки полностью не смыкаются. Голос ребенка пока слабый, высокий, сильно напрягать его нельзя, поскольку может образоваться хрипота.

Особенности голоса в первые месяцы жизни

Ребенок слышит звуки и пытается их воспроизвести, однако в первые месяцы жизни это получается не всегда успешно. Первые «сигналы» малыша – это крики, которые он издает в качестве реакции на внутренние или внешние раздражители. Постепенно они становятся различными по тембру, протяженности, высоте.

В три первые недели своей жизни кроха издает всего три вида крика:

  • от голода;
  • от боли;
  • при лишении (например, если у него забирают пустышку).

Потом появляется новый вид – крик одиночества, который издает малыш, оставленный без присмотра в кроватке. Это первый социальный сигнал. Ранние звуки, которые воспроизводят младенцы, довольно просты – это гласные [а], [э], а также дифтонг [əа].

Интересно, что по сигналам детей этого возраста можно выявить наличие у них проблем.

  • Крик здорового малыша громкий, отличается небольшим вдохом и более продолжительным выдохом.
  • При проблемах ЦНС он становится очень громким, визжащим или же, напротив, тихим, всхлипывающим, часто на вдохе.

Поэтому очень важно внимательно прислушиваться к первым звуковым сигналам ребенка. Отметим, что малыши слышат звуки, издаваемые родителями, и пытаются их повторить, то есть толчком к развитию речи является развитие слуха. Вот почему глухие малыши также остаются и немыми.

Стадии гуления и лепета

Важнейшей стадией доречевого периода является гуление, посредством которого малыш общается с родителями. Достигший 2 месяцев кроха начинает реагировать на голоса мамы и папы, поэтому до 6 месяцев специалисты рекомендуют активно общаться с ним – это будет способствовать развитию фонематического восприятия. Кроме того, звуки гуления являются основой для формирования речевого дыхания. На этой стадии начинается развитие интонации.

Именно сейчас малыши испытывают повышенный интерес к собственному голосу, словно проверяя его возможности. В этот период становятся наиболее заметными индивидуальные различия детских голосов.

К третьему месяцу начинается стадия лепета – количество издаваемых звуков постепенно увеличивается, а со временем появляются так называемые «лепетные псевдослова». Это очень важное время для развития дошкольников, поскольку включает в себя не только тренировку голоса, но и развитие необходимых для нормальной речи двигательных и слуховых реакций, а также способность органов артикуляции складывать звуки в слоги. В отличие от гуления, лепет включает не только гласные звуки, но и отдельные согласные. Возрастает роль слуха – дети начинают подражать и родителям, и самим себе. Вот почему в звуковой среде малыша должна обязательно присутствовать речь родителей, четкая и правильная, обращенная к детям, в противном случае неизбежны дефекты и зажимы, отсутствие интонации, даже боязнь собственного голоса.

Развитие от 1 до 5 лет

Ребенок начинает издавать осмысленные звуки к концу 12-го месяца жизни. Прислушиваясь к своим родителям, он постепенно осознает взаимосвязь предмета и его звуковой оболочки, поэтому именно в это время произносит свои первые простейшие слова. Ко второму году жизни кроха осваивает вопросительную интонацию, уже более четко выражает голосом свои эмоции, подражая речи взрослых.

До 5 лет вполне возможны проблемы с выговариванием отдельных звуков – чаще всего согласных, особенно вибрантов и шипящих. У большинства детей дефекты полностью пропадают лишь в 6-7 лет.

Развитие голоса

Родителям надо сделать все от них зависящее, чтобы развивать слух и голос малыша, но следует быть очень осторожными, поскольку чрезмерная нагрузка столь же вредна, как и полное игнорирование. Особую значимость играет постановка дыхания, которую самостоятельно, без музыкально-педагогического образования выполнить сложно. Но в домашних условиях можно внести посильный вклад, предложив малышу выполнить дыхательную гимнастику Стрельниковой, которая благоприятно скажется на звучании голоса. Полезной будет и артикуляционная гимнастика – она подготовит речевой аппарат крохи к правильному произнесению отдельных звуков, а также позволит проработать мышцы лица, челюсти, губ, языка и щек.

Родителям следует помнить, что помочь ребенку в развитии голоса они смогут только при соблюдении следующих условий.

  1. Детям нужен положительный пример, поэтому крайне важно, чтобы взрослые сами говорили правильно, эмоционально, соблюдая необходимую интонацию.
  2. Положительный эмоциональный фон. Если мама будет кричать на малыша, нервничать из-за того, что у него не получается выполнить задание, то польза от подобных занятий будет минимальна, ребенок быстро утратит к ним интерес. Поэтому нужно хвалить кроху хотя бы за приложенные старания.
  3. Многие педагоги сходятся во мнении, что самое полезное упражнение для развития голоса – это пение, поэтому можно смело петь с ребенком его любимые песенки. Музыка благотворно скажется на способности правильно строить фразы и произносить звуки.

Основные методики работы

Многие исследователи и педагоги подходили к вопросу развития голоса у детей дошкольного возраста. Например, Д. Е. Огороднов предлагает стимулировать не просто развитие голосовых связок малышей, но и его эмоциональные и речевые способности, умение воспринимать форму. Методика полностью отрицает фальцетное звучание, признавая его неполноценным. Она позволяет развить гибкость, тембр и большое количество интонаций, однако затрудняет переход в высокий регистр. При подобных занятиях голоса малышей менялись, кроме того, наблюдалась пестрота в произнесении гласных. Голос развивался вниз, поскольку Огороднов считал высокие звуки некрасивыми.

Программа Емельянова имеет противоположную направленность. Она называется «Фонопедический метод развития голоса» и направлена на формирования певческого голосообразования и на развитие голосового аппарата.

Подобные упражнения подразделены на несколько уровней.

  1. Подготовительный. Работа с различными видами голосовой активности (писк, сип, крик, хрип, стон).
  2. Развитие академического певческого голосообразования. Происходит работа над улучшением владения интонацией, эмоционального и фонематического слуха.
  3. Формирование академического певческого тона. На этом этапе устраняется неравномерность развития голосового аппарата, происходит подготовка к изменениям пубертатного периода.

Еще одна методика – написание музыки специально для детей, позволяющей развить их вокальные способности.

Упражнения на развитие голоса для детей

Рассмотрим некоторые эффективные упражнения, которые родители смогут взять на вооружение. Прежде всего, это речевые игры, их существует достаточно много.

  • Прослушивание с малышом сказок, в которых используются доречевые коммуникативные элементы (шумы, визг, скрипы, писки).
  • Чтение стихов в различных регистрах – ребенку будет проще, если попросить его рассказать стих так, как это сделал бы медведь (грудной регистр) и ежик (фальцет).
  • Когда предыдущее упражнение станет получаться без проблем, можно немного его усложнить, переходя из фальцетного регистра в грудной в одном четверостишии.
  • Научиться менять высоту голоса можно при помощи такого упражнения. Изображать голосом картину, одновременно «рисуя» рукой по воздуху. Чем выше движется рука, тем более высоким становится голос. Таким образом можно, например, изобразить высокую ель.
  • Катание на лифте. Ребенок произносит звук, одновременно перемещает руку вверх и вниз (имитируя движение кабины лифта), соответственно, меняет и тембр голоса.
  • Подвижность голоса хорошо улучшает пение с закрытым ртом.
  • Для развития умения говорить громче поможет такая игра. Родитель предлагает малышу позвать мишку пить чай. Но мишка не слышит, он далеко, надо позвать громче. Важно следить за тем, чтобы дети не кричали, а именно говорили более громко.
  • Еще одна игра противоположна, задача малыша – говорить тихо, чтобы не разбудить мишку. Но необходимо не переходить на шепот, а делать голос более тихим.
  • Далее задание усложняется. Родитель подбирает парные игрушки, например, машинки, большую и маленькую. Затем просит ребенка изобразить, какой звук издает большая машинка (он должен быть громким). А маленькая, напротив, сигналит тихо. Затем ситуация повторяется со второй парой игрушек. Малыш должен научиться быстро и правильно менять громкость голоса.
  • Развить умение говорить «тонким» и низким голосом поможет такая игра: мама просит ребенка изобразить, какие звуки издает кошка, а какие – котенок. Во втором случае «мяу» ребенок должен произносить более низко, чем в первом. Аналогичным образом обыгрывается ситуация с птицами.
  • Можно прочитать ребенку сказку «Три медведя», а после – попросить его передать особенности речи каждого из героев: Михаил Иваныч отличается грубым, низким голосом, голос Настасьи Потаповны – немного ниже, а Мишутка говорит звонким, высоким голоском.
  • Мальчикам будет интересно имитировать езду на автомобиле, который едет по дороге, потом – объезжает лужу, мчится по кочкам. Затем задание изменяется – езда на большой машине сменяется поездкой на маленькой.

Такие игры доставят малышу подлинное удовольствие, если проводить их в легкой ненавязчивой форме. Кроме того, они очень полезны для улучшения работы голосового аппарата, особенно гортани. Постепенно положительный результат будет заметен – дети научатся выражать в речи эмоции, использовать звуки различной силы и высоты, а дефекты речи, напротив, станут менее очевидными.

Голос – это не только оружие профессиональных певцов, но и обычных людей. Сильный и хорошо поставленный голос уже самим звучанием располагает к себе людей, поэтому «акулы» бизнеса умеют привлечь партнера одной речью. Работа вокалиста по уровню нагрузки может приравниваться к физическому труду грузчика.

Развитие с психологической стороны

Звучание речи передает эмоциональное состояние человека, его уверенность или страхи. Даже когда человек не замечает, голос передает окружающим его характер и редко лжет. Мало какого работодателя заинтересует сотрудничество с неуверенным работником, которого всегда плохо слышно.

Всем людям от рождения дан сильный и уникальный голос. Удивительно, но на фоне городского шума, окружающего людей, вместо того, чтобы перекричать этот шум, в обществе стало уместнее говорить в «пол тона». Однако сложно перебороть боязнь привлечь лишнее внимание, если говорить более громко и четко. Поэтому развивать голосовые связки необходимо не только для тренировки голоса для пения, но и для повседневных ситуаций.

Всем известно, что одним из ключевых факторов успешной карьеры является умение говорить. Дело не только в грамотности речи, но и в ее звучании. Чтобы получить расположение и уважение окружающих, недостаточно просто громко говорить. Уверенное звучание - это не крик, а спокойный и лаконичный тон. Для достижения такого результата проводятся, как групповые тренинги, так и индивидуальные занятия.

Развитие со стороны физического здоровья

Человек неосознанно настраивает звучание, используя диафрагму. Но наш организм не раскрывает все ее резервы. Дыхание насыщает организм кислородом, который должен все время обновляться, а не накапливаться. Постоянное блокирование звука делает наше дыхание не ровным, а прерывистым, что влияет на самочувствие. Чаще всего звук блокируется в стрессовых ситуациях, что отражается на физическом состоянии организма. Часто во время переживаний происходит надрыв голоса, что сопровождается затруднением дыхания, а, впоследствии, обмороком.

В стандартных и спокойных диалогах дыхание равномерное и спокойное. Поэтому необходимо тренировать голосовые данные, чтобы он не дрогнул в непривычной обстановке или стрессовой ситуации. Человек, особенно часто выступающий перед аудиторией, должен быть уверен в своем голосе, чтобы не заострять внимание на его звучании.

Даже после первых тренировок голосовых связок можно почувствовать жжение и напряжение, как и после физических упражнений. Данный факт указывает на то, что в повседневной жизни голосовые связки почти не напрягаются. Голос можно «натренировать», как и другие мышцы.

  1. Центральным органом, участвующим в формировании звука, является диафрагма. Она считается «источником» звуков. Для тренировки дыхания разработано множество методик гимнастики.
  2. Если правильно наладить озвученное дыхание, то впоследствии на него, как на основу, ложатся все остальные аспекты звучания. Среди многообразия видов дыхательной гимнастики работают только те, что предназначены конкретно для решения этой задачи.
  3. Основа для красивого голоса - это, в первую очередь, здоровье. Соблюдение элементарного режима, правильное питание и т. д. Ведь он тоже – часть организма, как и остальные составляющие, и он также поддается воздействию на внешние факторы. К примеру, те же заболевания могут на долгое время повредить голосовые связки, нормальную работу которых не всегда возможно восстановить.
  4. Кроме физических препятствий для развития, чаще проявляются психологические барьеры. Удивительно, но психологические зажимы голоса снимают при помощи физического воздействия.
  5. Если тело находится в напряжении, то голос также будет не устойчивым. Напряжение в мышцах передается и на голосовые связки, из-за чего повышается тон, он начинает дрожать.
  6. После длительных переговоров и дискуссий голосовые связки должны некоторое время быть в состоянии покоя.
  7. При его небольшом срыве можно проделать пару упражнений для расслабления всего тела.
  8. Исполнение песен в душе, караоке и т. п. очень благоприятно влияет на развитие голоса, особенно для пения. Связки, как и мышцы, нужно разогревать.

Внимание! Курение заметно понижает громкость голоса.

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс


Упражнения для развития голоса

Несколько вокальных упражнений

Для начинающих исполнителей представлены для развития голоса для пения, которые устраняют дрожь, добавляют ему мощности и силы.

  • Рот открыть, как можно шире и опустить нижнюю челюсть. Губы расслабить, чтобы получился звук между «О» и «А». При произношении «Р» гортань должна быть слегка приподнята. При протягивании «О» немного ее опустить. В итоге должен получиться звук «РО-О-О-О-О», который будет подниматься из груди.
  • Тот же звуковой ряд. Быстрый вдох и выдох. При выдохе должны сокращаться мышцы пресса. Подъем должен быть выше, чтобы звучание было глубже. Рот не закрыт, челюсть и шея – расслаблены.

Упражнения для тренировки дыхания

  1. Встаньте прямо. Руку опустите на живот, а другую – снизу грудной клетки. Сделайте глубокий вдох (носом), чтобы живот напрягся, а грудная клетка расширилась. После этого плавно выдохните, чтобы грудная клетка и живот вернулись в исходное положение.
  2. Плавно вдохнуть (с помощью носа) и задержать дыхание на 3-4 секунды. Выдох (через рот) должен быть неспешный и плавный.
  3. На плавном выдохе произнести ряд согласных звуков.
  4. Вести вслух счет, начиная от 1 до 6 на одном вдохе. Счет постепенно увеличивать.


Тренировки для приятного звучания

  • Занять положение стоя, расставить ноги по ширине плеч. Пару раз спокойно вдохнуть и выдохнуть, следующий вдох должен быть глубоким, а выдох резким и громким со звуком «ха»!
  • Сделайте глубокий вдох, а выдох должен быть протяжным со звуком «бом», «бон». Выходящие звуки нужно тянуть, чтобы поучилась легкая вибрация на уровне носа и верхней губы. Еще один вариант данного упражнения выполняется со звуками «мо-мо», «ми-ми», «му-му». Но эти слоги сначала произносятся быстро, а потом тянутся.
  • Высунутым языком нужно попытаться дотянуться до подбородка. В таком положении опустить голову вниз. Потом язык потянуть вверх, пытаясь достать им до кончика носа, а голову нужно поднимать.

Важно! Вышеперечисленные упражнения лучше походят для тренировок в утреннее время, достаточно и десятиминутных повторений.

Тренировки для мощности

  1. Упражнение, направленное на работу живота и грудной клетки. Сделайте вдох и выдох. На втором выдохе произносите плавно звук «м». Повторять три раза с последующим усилением.
  2. Язык поднять к небу, но не напрягать. Пробовать выговаривать звук «р». Звук будет похож на рычание тигра. Упражнение повторять три раза. После этого выговаривать около десяти слов с ярко выраженной буквой «р».

Внимание! Банальный рык на самом деле отлично тренирует энергичность голоса, а также уменьшает картавость.

Общеразвивающие тренировки

  • Приложите ладонь к уху и пойте, говорите. Таким образом появляется представление своего голоса со стороны. Достаточно максимум десяти минут ежедневно для этой тренировки.
  • Упражнение для передачи нагрузки горла на губы и диафрагму. Слог «кьюу» произносить с округленными губами, а остаток «икс» произносить с улыбкой, как можно шире. Делать тридцать повторов за одну тренировку. Это упражнение для выносливости голосовых связок, что отлично помогает при длительных выступлениях.
  • Поможет обрести интенсивное звучание и выносливость данное упражнение: чтение текста, но сначала без согласных, а потом, наоборот – без гласных.
  • Произносите слова, стараясь делать усилие в области живота. Произносить нужно, как бы выпуская гнев, открывать рот и делать упор на согласные. Такие манипуляции эмоциями в голосе позволят сделать его более красочным.

Важно! Все упражнения выполняются с ровной осанкой.

Заключение

Выражение «глаза – зеркало души» применимо и к голосу. По нашей речи можно определить место рождения, национальность, возраст и т. д. Самое главное в том, что по нему можно узнать о характере человека, его жизненную позицию.

Поэтому он является еще и оружием, как в профессиональной , так и в повседневной жизни.

Упражнения для развития голоса можно проводить как самостоятельно, так и брать уроки у специалистов. Какие тренировки будут эффективные: домашние или групповые – это индивидуальный выбор, который следует делать, исходя из конечной цели.