Межнациональные браки - плюсы и минусы. Межконфессиональные браки становятся всё более распространенными Межрасовые браки - генетика

Салют всем читателям сайт! Почитал статьи вашего сайта на тему межрелигиозных браков.

Сам я — русский, православный. Родился и живу в Узбекистане. Есть татарские корни. Есть башкирские. Имя — русское. Фамилия — мусульманская. В повадках — английский лорд:-). Характер нордический, истинно арийский. В душе — вообще еврей. Лучший друг — мусульманин. Другой лучший друг — еврей. Третий друг — католик.

Честно сказать, в нашей стране своя религиозная специфика. Ревностным христианам тут даже проще, чем столь же ревностным мусульманам. Неревностным — пофиг:-). Главный имам Узбекистана и бывший владыка среднеазиатской и ташкентской церкви — хорошие друзья в жизни, а не только коллеги. Постоянно встречаются и играют в шахматы, друг к другу в гости ходят. В целом, так и с простыми людьми. Религия на втором месте.

Кто-то не поверит… но так и есть. Ну, уродов тоже хватает, но их среди и папуасов, и люксембуржцев имеется, правда ведь? В целом, реальная дружба народов. Знаете праздник — Новый год. На большинстве столов в Узбекистане обязательно узбекский плов, русская водка, корейские салаты. Особо продвинутые ставят ещё и татарские беляши:-). Ааа, ну да! Советское шампанское ещё!!! А по телевизору — голливудский мультик! Телевизор, кстати, родом из Китая 🙂

Ладно, теперь про браки. Честно скажу, я против . Глубоко в душе. Если религия на пятом-десятом месте в семье — то да, то кошерно. Если это на первых местах — мракобесие, ересь супостатская и вообще фигня. Но то — моё мнение, и весьма скрытое:-).

Так вот, про межрелигиозные браки. Очень-очень близкая подруга из нашей компании замужем за узбеком. Ну и нормально всё. Он тоже в нашу компанию хорошо так влился. Хороший товарищ. Вместе они года 4 уже… Друг друга по религиозной теме не достают вообще. Детей в двух культурах собираются воспитывать. Ну и нормально. Помню, пару недель назад его день рождения отмечали, жёстко его подкалывали — «Який ж мусульманин не ест сала»? На что получили клятвенное обещание усыпить нас и сделать нам
обрезание по самые уши. Кошерная ситуация, добрые смешки и подколки! Всем бы так!

В быту у них хорошо. Работают оба. Она — больше для души. Машину водят оба. Одевается она так, как считает нужным (вообще короткие юбки бывают, но редко). Платок на голове — такой я её видел её только на похоронах. Родаки его к ней нормально так относятся, насколько я знаю.

Такие узбеки таджикского происхождения советской закалки и знанием английского — в семье 4 языка пользуют! Культурные, уважаемые люди.

А есть ещё одна знакомая… вместе учились со школы, потом — в институте (тоже в нашей компании была). Русская. Встречалась с парнем-татарином. Нормальный, вообще далёкий от религии и всего такого… На 4-ом курсе выскочила за него замуж. Сразу началось…. Была русская девушка Люба, стала мусульманка Лайли (даже в паспорте так, отвечаю!). Ислам приняла. Родаки у него нормальные, вроде…. Но они и заставили, и упросили. Не работает… Троих детей нарожала. Живут небогато. Он пашет, но как-то не фартит особо. Да и семья приличная уже. 5 ртов, включая его с супругой.

Однажды прослышали мы, что она вся в синяках. Долгая история, но выяснилось — пиво попила в женской компании. Парню дали жёсткие-прежёсткие зв**ды. Ибо вообще женщину бить нельзя, ни в каких случаях. Ну, для самообороны, разве что. Да и то — ну, скрути ты ей руки, если она на тебя с кулаками. Покажи силу таким образом. Без побоев. Кулаком лучше всего по столу. Вот тут можно очень мощно и со всей силы. Зауважает только. Парень урок свой получил.

Щас ни она, ни он не общаются с нашей дружной компанией. Она вообще слышать про нас не хочет. Нельзя же так…. Ну и пусть терпит. Дура. Можно религию и взгляды поменять. Одежду сменить — вообще нет проблем. Я не одобряю, но и всяко не осуждаю такого. Унижения — с ними смириться можно, если она так чувствует, что это заслуженно и нормально. Но терпеть побои — никогда, ни в какой религии и нации нельзя. Вообще от культуры и веры насилие не зависит. Убивать за это нужно!

Хотя если женщина такое терпит и допускает — её ещё жёстче нужно побить. Чтобы образумилась и не терпела такое, вообще никогда. Чтобы не допускала даже мысли об этом. Неважно, каких кровей муж.

Межконфессиональные браки

Брачный союз проявляется во всей своей полноте только тогда, когда между супругами существует не только телесная гармония, но и духовная общность. Духовная общность приводит к особому чувству близости людей, она не стареет, а лишь укрепляется с годами. Если ее основой является приверженность обоих супругов Исламу, то, помимо всего прочего, это помогает мужу и жене быстрее преодолевать возникающие разногласия по различным вопросам повседневной жизни, ведь Ислам является таким руководством, к которому следует обращаться во всех ситуациях, а не только при исполнении религиозных обрядов.

В Коране говорится: «Не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют: конечно, верующая рабыня лучше многобожницы. И не выдавайте замуж за многобожников, пока они не уверуют: конечно, верующий раб - лучше многобожника, хотя бы он и восторгал вас» (2:221).

Таким образом, Мудрейший Аллах дает нам ясное знание о том, что вера превыше социального происхождения человека. Это проявляется и в вопросах брака. Ислам не запрещает так называемых смешанных браков, то есть браков между представителями различных социальных слоев или народов: «О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга» (49:13).

Однако в отношении браков с представителями других религий существуют четко установленные правила. Как видно из приведенного выше аята, браки между мусульманином (мусульманкой) и многобожницей (многобожником) категорически запрещены. Сегодня, по мнению улемов, к многобожникам относятся атеисты, агностики, а также представители всех религий, кроме трех религий Единобожия - Иудаизма, Христианства и Ислама.

Что касается браков с иудейками и христианками, то они разрешены при определенных условиях: «Сегодня разрешены вам блага… И целомудренные из верующих и целомудренные из тех, кому даровано Писание до вас, если вы им дали их вознаграждение, будучи целомудренными, не распутничая и не беря наложниц…» (5:5).

Итак, мусульманам разрешено жениться на целомудренных иудейках и христианках. Мусульманкам же запрещено вступать в брак со всеми мужчинами, кроме тех, которые исповедуют Ислам. Об этом ясно сказано в аяте Корана: «Ведь для неверного она (мусульманка) законною женой не может стать, как равно и неверный не может быть законным мужем ей» (60:10).

Однако при вступлении в брак с немусульманками надо помнить, с какими трудностями можно столкнуться. Мусульманские ученые, например Ариф Хан, предупреждают нас о них:

Совместное воспитание детей.

Вступая с вами в брак, ваша супруга должна знать об обязанности мусульманина вырастить детей в соответствии с требованиями своей веры и не должна препятствовать вам в исполнении этой обязанности. Добиться этого может оказаться нелегко, так как, возможно, в вопросах веры дети захотят следовать примеру матери, а не примеру отца.

Приемлемая одежда.

Ваша супруга должна знать, какие требования к одежде предъявляет Ислам. Она должна уважать их и, по крайней мере, одеваться скромно. Здесь опять-таки возникает проблема с детьми: вполне естественно, что девочка захочет в одежде подражать своей матери, и об этом нельзя забывать.

Приемлемая пища.

Сегодняшние христиане употребляют в пищу свинину и другие запрещенные для мусульман продукты. Если, как это обычно бывает, в доме готовит жена, она должна знать требования Ислама в данной области и придерживаться их в том, что касается вашей еды и еды ваших детей.

Общение с родственниками.

Общение с родственниками жены может стать серьезной проблемой, поскольку они будут приглашать вашу семью принимать участие в застольях, где подается запретная еда, а нередко и выпивка. Если при этом мать, например, ест свинину, и дети также захотят ее попробовать, то будет довольно трудно отговорить их от этого, не подрывая авторитета матери. Кроме того, вы рискуете оказаться «чужим среди своих», если ваше новое окружение не отнесется к Исламу с должным пониманием или, по крайней мере, с терпимостью.

Религиозные праздники.

Очень вероятно, что вас будут также приглашать принять участие в различных религиозных праздниках, например в праздновании Рождества. Вы можете поздравить с этим праздником ваших родственников, но не должны участвовать в нем. Однако ваша супруга может изъявить вполне понятное желание пойти на праздник, и это может создать проблему в том случае, если в семье есть дети, которые окажутся перед дилеммой: пойти ли в гости с матерью или остаться дома с отцом (строго говоря, мусульманское воспитание требует последнего, однако упущенная возможность сходить в гости по не до конца понятным им причинам может вызвать у детей неприязнь по отношению к отцу).

Выполнение женой своих религиозных обязанностей.

Вполне вероятно, что ваша жена будет посещать церковь или синагогу, давать милостыню и участвовать в миссионерской деятельности. Нельзя запретить ей исполнять предписания ее религии, но в то же время и она не должна слишком «усердствовать», чтобы не нанести ущерба семье (например, она не должна расходовать ваши средства на пожертвования на нужды церкви).

Немаловажен и демографический фактор: браки мусульман с женщинами-немусульманками в определенной степени уменьшают шансы мусульманок найти супруга-единоверца, вынуждая их выйти замуж за немусульман, что канонически запрещено.

Следует помнить и о тех особенностях, которые еще больше осложняют межконфессиональные браки в западном обществе (исходя из этого, некоторые мусульманские ученые считают подобные браки макрух тахрими, то есть настолько нежелательными, что это почти ставит их под запрет). Так, согласно судебной практике большинства западных стран ребенок при разводе остается с матерью. Вам следует заранее договориться с будущей супругой, что в вопросах семейного и наследственного права вы будете соблюдать предписания Шариата. На практике это сделать, как правило, вполне возможно, пользуясь достаточной гибкостью западного гражданского и семейного законодательства.

Есть и еще одно обстоятельство, которое вы не можете не учитывать. В условиях растущей исламофобии мусульманину на Западе становится все труднее найти ту нишу, в которой бы он встречал понимание и чувствовал себя в безопасности. Если ваша жена будет постоянно предпринимать попытки обратить вас в свою веру или, что хуже того, допускать разного рода неодобрительные замечания в адрес Ислама, Ваша семейная жизнь превратится в серьезное испытание. Однако если вы уже взяли на себя решение задачи подобного рода, то помните, что ваше поведение - это вклад в те усилия наладить межрелигиозный диалог, которые предпринимаются сегодня по всему миру. Поэтому вы должны вести себя так, чтобы своим примером продемонстрировать исламские ценности, в том числе и веротерпимость, но в то же время твердо стоять на своих религиозных принципах. Помните то, что велел мусульманам Всевышний Аллах: «И не препирайтесь с обладателями книги, иначе как чем-нибудь лучшим, кроме тех из них, которые несправедливы, и говорите: „Мы уверовали в то, что ниспослано нам и ниспослано вам. И наш Бог, и ваш Бог един, и мы Ему предаемся“» (29:46).

В то же время некоторые улемы относят брак мусульманина с христианке или с иудейкой к запретному поступку (харам ), мотивируя это различными причинами. Например, некоторые ученые-ханафиты заявляют о запретности такого рода браков в условиях неисламских государств.

Ариф Хан

Из книги автора

Однополые браки Еще не так давно однополые браки в Германии были запрещены. Первой страной, которая в 2001 г. дала на них разрешение, стала Голландия. С каждым годом все больше стран принимают законы, признающие данную форму семьи, – в их числе Бельгия, Испания, Канада,

Из книги автора

Неравные браки Итак, рабовладение – невеселое занятие, не имеющее ничего общего с пасторалями. И по мере вхождения в документы фантазии тех из «летописцев», что не знают, как должно выглядеть рабовладение на практике, хотя и пытаются об этом повествовать, начинают

Из книги автора

Чужие Межсословные браки - семейные баталии I.Девушка печалится, спрашивает совета: за кого ей выходить замуж.«Есть у меня бой-френд, и я его очень люблю, - рассказывает она старшим своим подругам, - но со временем мне с ним стало тяжеловато. Пожалуй, скучно. Он другой. Он

Из книги автора

Русско-испанские браки: мифы и легенды, истории из жизни Когда я готовилась к написанию этой главы, первым делом я, разумеется, постаралась припомнить все русско-испанские браки, которые мне известны. Потом задала вопрос, который родился сам собой, всем своим знакомым,

Из книги автора

Из книги автора

Браки Радищев в главе «Черная Грязь» говорит о браках поневоле и горько порицает самовластие господ и потворство градодержателей (городничих?). Вообще несчастие жизни семейственной есть отличительная черта во нравах русского народа. Шлюсь на русские песни: обыкновенное

Из книги автора

Глава 8. Прозелитизм и смешанные браки среди евреев Еврейская раса - Смешивание в течение периода консолидации евреев - Смешанные браки патриархов и царей Израиля с другими расами - Смешанные браки в течение вавилонского плена - Замечание Эзры о чистоте расы -

Из книги автора

Смешанные браки между евреями и христианами в Новое Время. Юридический статус смешанных браков между евреями и христианами - Что является «смешанным» браком? - Количество смешанных браков в Скандинавии, Германии, Франции, Италии, Англии, Австралии и Соединенных Штатах

Из книги автора

Каким же образом решают гендерный конфликт наши соотечественницы и соотечественники, которые вступают в браки с иностранцами? На вопрос, можно ли стать счастливой в браке с иностранцем, большинство женщин, которые вышли замуж за испанцев, сказали, что да. (Бывшие) жены

Из книги автора

Русско-французские браки: много ли их, на чем они держатся и отчего рушатся? Российские женщины чересчур зациклены на мужчинах. Они о них слишком много думают. Даже оголтелые феминистки (тем более) в глубине души мечтают о принце, который, как известно, существует только в

Из книги автора

СВОДНЫЕ БРАКИ В РОССИИ “КАК ЗАКЛЮЧАЮТСЯ СВОДНЫЕ БРАКИ?” Практическая заметка П. Муллова. “Архив исторических и практических сведений, относящихся до России” “Архив исторических и практических сведений” принадлежит к числу таких изданий, о которых никто не может

Из книги автора

Межконфессиональные отношения Конфессиональный спектр Дагестана представлен в основном исламом, христианством и иудаизмом. По данным Минюста РД, к 15.05.2000 г. государственную регистрацию прошли 234 исламских, 6 христианских и 4 иудейских религиозных организаций (на

Из книги автора

Браки заключаются на небесах Фото: РИА «Новости» О какой свадьбе на Кипре, казалось бы, можно вести речь? Ведь в последнее время этот прекрасный средиземноморский остров упоминался российскими СМИ исключительно в сочетаниях со словами "кризис", «офшор», «банки».

- Вы, кажется, не одобряете межрелигиозных браков?
- Бывало, что неверующий муж освящался верующей женой. Бывало, что через жену-христианку обращался и муж и их дети. Но это было, когда наша вера была сильна.
Сегодня в таких браках русская женщина – слабая сторона. Она и сама не знает своей веры.

Но сначала давайте посмотрим на межрелигиозные браки по светски, т.е. как на браки межнациональные. Посмотрим на них без религиозных мотивов. Просто по светски. По «дарвинистки».


В биологическом аспекте русские – обладатели рецессивного набора генов. Белые волосы и голубые глаза подавляются «темными» с доминантными генами в случае слияния. Северная Европа стремительно чернеет во второй половине 20 века. Защищать популяцию белых медведей считается дозволенным. А почему же надо радоваться исчезновению антропологического разнообразия? Генетики высчитали, что последний блондин на нашей планете родится через полтора века где-то в Финляндии.
Еще в начале 70-х годов ХХ века на советской эстраде звучала песня «Дождь на Неве» в исполнении Эдуарда Хиля. Там были такие слова: «Дождь по асфальту рекою струится. Дождь на Фонтанке и дождь на Неве. Вижу родные и мокрые лица: Голубоглазые в большинстве!». И тогда это воспринималось естественно. Сегодня и по факту это не так, и спеть-то такое уже опасно…
Я не говорю, что блондины чем-то лучше брюнетов (я и сам посередине между ними и вообще носитель не то татарской, не то чеченской фамилии). Но мне бы хотелось, чтобы эта краска из человеческой палитры не исчезла. В 16 году в «землю казаков» приехал арабский путешественник – Павел Алеппский. Увидел он такую картину: «Ничто так не удивляло нас как красота маленьких мальчиков и их пение. Умы наши поражались изумлением при виде огромного множества детей всех возрастов. В доме каждого человека по 10 и более детей с белыми волосами на голове, за большую белизну мы называли их старцами. Они погодки и идут лесенкой один за другим» (архидиакон Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в первой половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. М., 2005, СС. 124-126 и 144).
Надеюсь, за то, что я хочу, чтобы и впредь Русь радовала иностранцев такими же картинами меня не будут обвинять фашизме…
Кавказцы сегодня «пассионарнее» русских. А я привык защищать слабых. Если сотрудник Института общей генетики им. Вавилова прогнозирует, что «генный поток по линии отцов приводит к тому, что будет меняться антропологический вид населения Московского региона» (Комсомольская правда. 31 августа 2007), почему я должен этому радоваться?
Я не предлагаю никаких законодательных или полицейских мер. Но заметить существование проблемы можно же себе разрешить! Я не президент и не депутат. Выразить свое личное отношение можно или нет?
Вот в Израиле есть министерство по делам религий. И это министерство ведет учет смешанных браков: «По оценкам министерства по делам религий, ежегодно в Израиле переходят в другую веру в среднем 50 молодых евреек. Таким образом, за 52 года существования государства еврейство лишилось примерно 2600 своих дочерей. Учитывая, что женщина в арабской семье производит в среднем 8 детей, делаем вывод: в арабской среде живут примерно 20 000 галахических евреев! Страшно подумать: некоторые из них, возможно, принадлежат к террористическим организациям, являются отъявленными врагами еврейского народа, и знать не знают о своих еврейских корнях! Опрос показывает, что замуж за арабов выходят главным образом девушки, неполучившие в свое время достаточно родительского тепла, исконно присущего еврейским семьям. Эти женщины не обладают четко выраженной национальной самоидентификацией и поэтому оказываются легкой добычей умелых кавалеров-инородцев. Неудивительно, что переход в иную веру является уделом девушек из чисто светских семей: в ультраортодоксальной и национально-религиозной среде о таких случаях не слыхивали» (Бартзон Б. Как израильтянки переходят в другую веру // Вести, 1.5.2000. Тель-Авив).
Я бы очень не хотел, чтобы подобное министерство с подобным кругом интересов появилось в России. Единственное, что я предлагаю – перестать воспевать такие браки. Мол, это источник гениев.
Если бы это было так, то Латинская Америка была бы сплошь заселена не просто метисами, а гениями. Если бы это была так, то Кубань (вот где казаки издавна соединяются с черкешенками) хоть раз в пятилетку, да рожала бы нобелевского лауреата. И почему тогда суперперемешанные США импортируют мозги со всего мира в уже готовом виде?
На самом деле именно сторонники этого странного тезиса переносят скотоводческие принципы в мир человеческой мысли. Мера талантливости ребенка, наверно, все же в гораздо большей степени зависит от уровня культуры его родителей и от посещаемой им школы, а не от того, что его мама и папа принадлежат к разным нациям.
О России есть пропагандистский миф, что, мол, все этносы, которые она в себя приняла, все их она и сохранила. Это не так. Где пермь и вятка (не как города, а как народы со своими языками)?
Поэтому во фразе «межнациональные браки русских и кавказцев грозят существованию русского народа» давайте заменим слово «русский» на «вепс» или «манси», а слово « кавказец» на «русский». Вот если бы я был поэтом из сибирского народа манси, и просил бы свою молодежь задуматься о сохранении своего народа, веры, обычаев и языка, просил бы ее не прельщаться огнями больших городов и браками с русскими геологами и газовиками… Тоже обозвали бы фашистом и сволочью? А ведь уже каждый четвертый брак в Москве – межнациональный (причем все больше не с украинцами, а с кавказцами). Нет проблемы?
Я же не говорю, что русскую девушку надо останавливать на пороге ЗАГСа, если у нее жених не той нации. Как они друг друга полюбили и встретили – их личное дело. Но есть личная жизнь, а есть социально и культурно значимые последствия этой вроде бы совсем личной жизни. И о них можно говорить. И вряд ли нужно заранее определять, что оценка перспектив обязана быть только одобряюще-оптимистической.
Далее с биологического уровня обсуждения темы переходим на психологическую. В той самой подборке в «Комсомольской правде», где были и мои несколько строк, вполне светские психологи говорили об этом:
«Ольга Маховская старший научный сотрудник Института психологии РАН: - Другое дело, что после свадьбы все резко меняется. Мусульманский мужчина не терпит возражений, может запретить жене даже выходить из дома! Наши женщины в таких браках очень часто страдают… Если вам предлагают уехать на родину жениха, например, в Азербайджан, не соглашайтесь! Это совсем другая культура и традиции. Наши женщины, как показывает практика, такого испытания просто не выдерживают» (Мигрант для москвички - лучший жених? // Комсомольская правда. 31 августа).
В пору влюбленности и ухаживаний девушка, наверно, не очень склонна смотреть далеко в будущее. Тем более, что жених убежденно заверяет: «Мы на дискотеке познакомились, а не в мечети! Я светский человек, законов шариата не знаю и тебе и детям ничего навязывать не буду!».
Но годы идут, меняется и сам супруг, и его окружение. С годами человек становится более консервативен. Да и вопроса о самоидентификации никак не избежать. И вот его друзья начинают недоумевать: а почему твоя супруга… а почему твои дети… И если поначалу русская жена повышала его статус в глазах знакомых, то теперь «неверная» жена стала для него проблемой. Так что к обычным семейным проблемам в смешанных семьях добавятся проблемы, порождаемые именно смешанным, «многокультурным» их составом. И что – предупредить об этом девушку является претспулением и фашизмом? Впрочем, если семья «многокультурная» то эти проблемы не будут значительны. А вот если каждая из сторон обогатить свою жизнь своей малокультурностью – вот тогда мало не покажется. То есть – брак азербайджанца-студента МГУ и русской девочки из тех же стен скорее всего не будет обременен национальными проблемами (общее поле европейской культуры поможет им понимать друг друга). А вот если знакомство состоялось на рынке…
Есть тут и культурологический аспект. Да и всякий ли организм переживет вливание донорской крови? Ведь есть такие болезни и состояния, когда возможен лишь гемодиализ: переливание собственной крови пациента… Желудок солдата может переварить даже гвозди. А с годами лучше все-таки перейти на диетическую пищу… Ну, не молода уже Россия! Пора избавиться от подростковых самоощущений. Не надо считать себя крутым перцем. Мы уже не таковы. Тут не до новых приобретений. Выжить бы, сохраниться…
Да, Россия могла вбирать в себя другие народы. Но из того обстоятельства, что нечто удалось в былые годы, не следует, что рекорд повторим тем же человеком спустя полвека...
Кроме того, в былые века ответ на вопрос «что значит быть русским» был прост: верить по православному и класть жизнь за русского Царя… Надеюсь, военной консолидации у нас не будет, и «За Медведева-Путина» в бой стране идти не придется.
А мирного, внятного и единого «символа веры» у «старожилов» России сейчас нет.
И что же тогда сможет объединить «аборигенов» и «гастарбайтеров»? Совместно болеть за Диму Билана, «Зенит» и сборную по хоккею? Не слишком ли мелка и кощунственна такая «спортивно-попсовая» самоидентификация на руинах «Третьего Рима»?
И, наконец, есть религиозный аспект. Православная Церковь НИКОГДА не одобряла межрелигиозных браков. И это никогда не было секретом. Нынешние русские девушки и сами не знают православной веры, и уж тем более в чужой культурно-религиозной среде не смогут передать отсутствующую у них веру своим детям. Церковь не может повлиять на выбор жизненного пути неверующими людьми. Но к своим-то, к церковным, людям можно сказать и о религиозных последствиях того или иного их выбора.
Когда-то Церковь и рекомендовала и навязывала межнациональные браки как средство миссии («из оных же новокрещеных (татар) вдовствующим брачиться со старорусскими, и второго и третьяго сыновей их брачить с старусскими ж, для общей христианской пользы из ближних сел перевесть к ним старорусских крестьян по нескольку семей в деревню, а вместо их из той же новокрещенской деревни толикое же число в домы тех выведенных крестьян») (Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания. Т. 10, Спб., 1911, № 3539 (от 27 марта 1740 г.), с. 363). «Сие потребно, чтобы новокрещеные с русскими дружбу меж собою возобновляли, а наипаче для того, что имея в доме своем зятя или невестку русских, дел, которые христианскому закону противны, в домех своих чинить опасаться станут» (Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания. Т. 10, Спб., 1911, № 3590 (от 6 октября 1740 г.), с. 434).
Но сегодня слишком слабы представления русских девушек о своей национальной культуре и о православии, чтобы видеть в них фактор возможного миссионерского влияния…

- А этический аспект межнациональных браков есть?
- Я не вижу. Влюбленность в человека другой нации не есть грех. Люди, вступающие в такие браки отнюдь не грешники и не преступники. Дети, рожденные в таких браках, тем более никем не могут быть за это осуждены. Просто слова «грех» и «преступление не тождественны. И слова «грех» и «угроза» тоже не равны. Греха в межнациональном и межконфессиональном браке нет. А угрозы есть - и я их отчасти перечислил.

- Но ведь нет ни эллина ни иудея?!
- Спасибо за напоминание. Неверное понимание этой фразы способно вообще убить внешнюю миссию. Во Христе – да, именно и только «во Христе» нет ни эллина ни иудея. Для Христа нет различия между уверовавшими в Него эллинами и иудеями. Христос готов дать равно безмерные дары и тому и другому. Но при чем тут мусульманин, который и не думает просить именно у Христа и именно дар благодати, например, «дар слезный»?
С точки зрения благодатного напоения национальность христианина не важна, но мы же не Христос, а люди. И мы не только христиане. А даже греческое православие имеет своеобразные черты, отличающее его от православия русского или молдавского. Что касается межконфессиональных браков, то отношение к ним однозначно негативное как в православии, так и в католицизме и исламе и иудаизме. Эти браки не-незаконны, но не-желательны.

- Даже в храмы в России уже строят мусульманские гастарбайтеры!
- В этом есть добрая сторона: мусульманин, строивший христианский храм, не будет потом его считать чем-то совсем чужим и враждебным для себя. Если он и его дети останутся тут – этот храм они будут считать «почти своим». Если он вернется на свою родину – и там на местные христианские храмы он будет смотреть добрым глазом, а энтузиазм косоваров, взрывающих сербские церкви, будет ему чужд.

Глобализация резко обострила проблему сохранения этнической и конфессиональной самобытности. Однако проблема не является новой: на протяжении многих веков она волновала умы мусульманских мыслителей. Одним из аспектов этой проблемы является аспект межнациональных и межконфессиональных браков.

Институт семьи является одним из величайших феноменов человеческой цивилизации, на котором строился и строится социум. Семья подобна небольшим кирпичикам, из которых выстраивается здание. Не случайно в советское время существовал лозунг: «Семья - ячейка общества», а Цицерон в свое время утверждал: «Брачный союз - первая ступень человеческого общества». Все великие умы человечества понимали важность этого института, его сохранности, прочности, целостности. Чем крепче семья, тем здоровее человеческое общество, и, наоборот, чем слабее семья, чем ниже ее статус в обществе, тем ближе это общество к своему краху.

Однако, как известно, наше человеческое общество не однородно, оно представлено различными этническими и социальными группами, которые постоянно взаимодействуют между собой. Данное взаимодействие не всегда имеет однообразный и постоянный характер: за периодами добрососедских, взаимовыгодных экономических отношений следовала конкуренция за природные ресурсы, которая сменялась войнами, за которыми вновь наступали периоды стабилизации. В основе этих взаимоотношений находятся личные амбиции, экономические, политические интересы, а также этно-конфессиональные различия.

Этнические и конфессиональные группы всегда стремились сохранить свою самобытность, старались обеспечить гарантию своего сохранения посредством владения большим количеством территорий и природных ресурсов. Соответственно, все эти процессы сопровождались усилением и ослаблением замкнутости этих социальных групп. Если малочисленные этносы и конфессии, имеющие небольшие территории или вообще лишенные государственности, зачастую стремились быть обособленными, замыкались в себе, что позволяло им сохранить свою этно-конфессиональную самобытность, то многочисленные этно-конфессональные группы обычно были открыты, поскольку угроза их исчезновения отсутствовала.

Также на межэтнические и межконфессиональные взаимоотношения влияла политическая ситуация в мире, которая приводила к значительным миграциям целых народов. Как известно, население Евразии в значительной степени сформировалось под влиянием миграций, происходивших в течение последних двух тысяч лет. Примерами таких миграций служат великое переселение народов в Европе (IV — VII вв.), миграции, произошедшие под влиянием арабских завоеваний (VII — VIII вв.), экспансий монголов (XI — XVI вв.).

Так, эпоха Великих географических открытий (середина XV — середина XVII вв.) дала толчок широкому распространению миграций между континентами, главным образом, из Европы в другие части света, прежде всего, в Америку и Австралию. В XX в. темпы миграции не замедляются. В первую очередь, следует отметить огромные перемещения населения, связанные с двумя мировыми войнами. Затем переселение более 16 млн. чел, вызванное разделом Индии на два независимыхгосударства — Индию и Пакистан. Также к этой категории относятся миграции, связанные с переселением в Израиль евреев и бегством и выселением оттуда арабов и т. д.

В то же время всё ещё актуальны переселения по причинам экономического характера, например, большое влияние на ускорение миграционных процессов оказало стремительное развитие транспортного сектора экономики. Кроме того, нельзя умалять роль Интернета, оказывающего мощное влияние на усиление и активизацию процессов межконфессионального и межнационального взаимодействия и глобализацию.

Все это еще более обострило проблему сохранения этно-конфессиональной самобытности современных народов и обнажило целый ряд смежных проблем. В частности, одним из актуальных вопросов современности является проблема межнационального и межконфессионального брака, в целях исследования которой интересен исторический опыт ее разрешения, существующий у всех мировых этносов и конфессий. Однако в рамках одной статьи сложно отразить все богатейшее наследие человеческой цивилизации, поэтому хотелось бы подробнее рассмотреть ее богословский аспект на примере трудов мусульманских мыслителей.

Целесообразно данную проблему разделить на две составляющие: межэтнические браки и межконфессиональные браки .

Что касается первого вопроса, то мусульманские богословы его обходят стороной. Данный вопрос не был для них актуальным в связи с тем, что коранический текст провозгласил:

«О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, ибо самый уважаемый Аллахом среди вас — наиболее благочестивый» 49:13.

Таким образом, высшей ценностью человеческой личности было объявлено благочестие, а проблема принадлежности супругов к различным этническим группам решалась цитатой Корана - «чтобы вы узнавали друг друга». В некоторых ханафитских источниках встречается положение о том, что отец имеет право подать иск о признании самовольного брака дочери недействительным в том случае, если между супругами отсутствует равенство «куфʼ», однако это условие может трактоваться по-разному. Но зачастую под равенством подразумевалась принадлежность обоих супругов к одному и тому же социальному слою.

В целом, мусульманские мыслители данную проблему в богословском аспекте вообще не рассматривали, однако некоторые из них указывали на эту проблему, оценивая ее как угрозу этнической самобытности. В частности, известный татарский мыслитель Муса Бигиев в одном из своих трудовсокрушается о том, что женщины татарки стали часто выходить замуж за европейцев, русских, турков, азербайджанцев, персов, и по этой причине покидать свою Родину, что в итоге приводит к уменьшению численности татар и их ассимиляции с другими народами.

Второй вопрос для мусульманских богословов был весьма актуальным, поскольку хадис Пророк Мухаммада провозглашает:

«Кому Аллах даровал праведную супругу, тому Он помог в сохранении половины веры…».

Следовательно, если один из супругов иной веры, то есть опасность влияния, в результате которого он может отказаться от своей веры. Также шариат требует, чтобы ребенок-мусульманин изначально получал религиозное воспитание. Несмотря на то, что обязанность его воспитывать непосредственно возлагалась на родителей, это также считалось и заботой общества, гражданином которого он становился впоследствии.

Анализ основных источников ислама позволяет сделать вывод о том, что айаты Корана однозначно запрещают браки между мусульманами и язычниками :

«Не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют. Несомненно, верующая невольница лучше [свободной] многобожницы, если даже та и нравится вам. Не выдавайте [дочерей] замуж за многобожников, пока они не обратятся в веру. И, конечно, верующий раб лучше [свободного] многобожника, хотя бы он и нравился вам. Многобожники зовут к адскому огню, а Аллах зовет вас в рай и к прощению со Своего соизволения и разъясняет Свои аяты людям, - может быть, они поразмыслят» 2:221.

В связи с этим в трудах исламских мыслителей мы также видим однозначную оценку подобного брака, который с точки зрения шариата считается нелегитимным. В известном труде по ханафитскому праву «Мухтасар ал-кудури» сказано: «…запрещается женитьба на зороастрийках и язычницах…» [ал-Кудури 1997: 145].

Точно так же священные тексты категоричны в отношении брака между мусульманкой и любым не мусульманином, вне зависимости от конфессиональной принадлежности. В Коране по поводу такой ситуации ясно сказано:

«И ни за что Аллах не дарует неверным власть над верующими» 4:141.

Семья в исламе имеет преимущественно патриархальный уклад, женщина в семье отца живет под его покровительством, властью и заботой, а после заключения брака она переходит под покровительство мужа. И если муж является иноверцем, то мусульманка оказывается под властью неверующего, что, согласно вышеприведенному айату, недопустимо. Кроме того, айат Корана провозглашает:

«О вы, которые уверовали! Остерегайтесь вместе с вашими семьями огня, топливом для которого служат люди и камни»,

из чего следует, что на мужа в семье налагается обязанность контролировать соблюдение требований шариата, обеспечение жене и детям религиозного образования. Муж иной веры, по мнению мусульманских мыслителей, в этом не заинтересован. Также, согласно хадисам, он несет ответственность за свою семью перед Аллахом в Судный день. Иноверец же, с точки зрения шариата, не может нести такую ответственность, поскольку не обладает верой, соответствующей исламскому вероучению.

Что касается случаев, когда мусульманин женится на иудейке и христианке, то такой брак, согласно Корану, легитимен. Один из айатов провозглашает:

«Сегодня дозволены вам прекрасные яства. Пища людей Писания дозволена вам, а ваша пища дозволена им. Целомудренные женщины из уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому было даровано Писание до вас, [дозволены вам для женитьбы], если вы уплатите выкуп за них» 5:5.

Однако не все исламские мыслители трактовали данный айат однозначно и буквально. В частности, одним из первых задумался о проблеме подобного брака второй праведный халиф ‘Умар ибн ал-Хаттаб. Узнав, что большое число сподвижников Пророка Мухаммада женилось на иудейках и христианках, он велел им развестись с ними. На вопрос Хузайфы ибн ал-Йамана о причине подобного указа ‘Умар ответил: «Я опасаюсь, что вы начнете жениться на распутных». Вторым аргументом халифа было беспокойство о том, что большое число мусульманок останется незамужними [ат-Табари 2001: 714-716]. Традицию запрета подобного брака продолжил ‘Абдалла ибн ‘Умар , сын халифа, однако его аргументация была совершенно иной, свои правовые выводы он строил на своем понимании понятия «многобожник». Ибн ‘Умар ссылался на коранический айат, приведенный выше, в котором, сказано:

«Не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют» 2:221

и пояснял его: «Я не знаю большего язычества, чем слова женщины о том, что ее господом является Иисус». Его вторым аргументом был айат:

«О вы, которые уверовали! Не вступайте в дружбу с Моим врагом и вашим врагом» 60:1.

По мнению Ибн ‘Умара , брак с иноверкой был одним из проявлений дружбы с врагами Аллаха [ас-Сабуни 1980: 536]. Имам ат-Табари в своем тафсире, касаясь проблемы терминологических разногласий между мусульманскими мыслителями, указывает, что мусульманские мыслители термину «многобожник» дали различное определение: часть мыслителей относила к этой категории только арабских язычников, другие считали, что подразумеваются все, кроме иудеев и христиан, а третьи, наоборот, включили их в эту категорию [ат-Табари 2001: 711].

Таким образом, при обращении к классическим источникам по исламскому праву мы обнаруживаем различия в позициях богословов по этому поводу. Поясняя фразу «Допускается женитьба на обладательницах писания», автор ал-Фатх ал-Кадир пишет: «Однако предпочтительнее, чтобы он не женился на ней и не употреблял мясо животного, забитого обладателем писания, кроме как в вынужденной ситуации». Нежелательной (макрух) считается женитьба на обладательнице писания, страна которой находится в состоянии войны с мусульманами. Ведь у него появляется соблазн остаться в ее стране, доверив своих детей на воспитание неверующим, а также опасность их пленения и продажи в рабство. Обладателем писания считается тот, кто верит в пророка и признает писание. По этой причине самаритяне относятся к иудеям, а те, кто признает Давида и Псалтырь, Ибрахима и его свитки - к обладательницам писания, и брак с ними разрешен. Однако в «ал-Мустасфа» сказано: «Такой брак дозволен только в том случае, если они не признают божественную сущность Иисуса, в противном случае, этот брак запрещен» [Ибн Хумам 2003: 218 - 219].

Данная проблема волновала и известного татарского богослова Шигабутдина Марджани , который посвятил ей отдельный трактат «Тазкират ал-муниб би ‘адам тазкиййат ахл ас-салиб».

Марджани анализирует христианское вероучение и приходит к выводу о том, что православие является одним из видов многобожия . В частности, он пишет: «Христианская религия зиждется на пяти основах, которые они вывели из четырех известных Евангелий. В своем большинстве они единогласно придерживаются этих основ, и лишь небольшая часть христиан не признает их. Они веруют в троицу, во вселение ипостаси сына в чрево Марии, самопожертвование Иисуса, распятие и умерщвление и исповедь перед священником, где они каются во всех совершенных грехах. Все это является многобожием и неверием» [Марджани: рук. 18б.].

Еще одну причину многобожия христиан Марджани видит в бездумном следовании авторитету христианского духовенства. В качестве аргумента он приводит предание о беседе Пророка Мухаммада с вождем христианского племени ‘Ади ибн Хатимом . На возражение ‘Ади: «Они же не поклоняются своим священникам», Пророк Мухаммад ответил: «Они объявили запретным разрешенное и разрешили запретное, их народ последовал их мнению, в этом и заключается их поклонение» [Марджани: рук. 13б.].

Однако Марджани не считает, что запрещены браки со всеми христианками абсолютно, он пишет: «Нет сомнения в том, что пища обладателей писания и женитьба на их женщинах является дозволенной в том случае, если отрицают троицу и божественную сущность Марии и Иисуса» [Марджани: рук. 13а - 13б.].

Подводя итог, мы можем сделать вывод, что Марджани не был абсолютным противником межконфессиональных браков: его позиция заключалась в том, что, если убеждения христианки совпадают с учением о единобожии в исламе, то брак с ней допустим. В некоторых классических исламских трудах по праву авторы подобного разделения не делали, например в «Мухтасар ал-кудури» сказано: «…допускается женитьба на обладательницах писания…» [ал-Кудури 1997: 145].

И, наконец, последняя проблема, связанная с межконфессиональным браком, затрагивает те случаи, когда в изначально иноверческой семье один из супругов принимает ислам. В Коране данная проблема поднимается в связи с мусульманками, бежавшими из Мекки в Медину. Айат провозглашает:

«О вы, которые уверовали! Когда к вам прибывают на жительство верующие женщины из [Мекки], то подвергайте их испытанию, [хотя] Аллах лучше знает, какова их вера. Если вы убедитесь, что они верующие, то не возвращайте их к неверным, ибо неверным не дозволено [жениться] на них, а верующим женщинам не дозволено выходить замуж за неверных. Возвращайте им то, что они потратили [на калым]. На вас нет греха, если вы женитесь на них после уплаты того, что им полагается» 60:10.

Как видим, айат повелевает вернуть язычникам ту сумму махра, которую они выплатили при вступлении в брак, после чего объявляет разрешенным брак с этими женщинами. Однако в данном айате не оговариваются сроки расторжения брака, в связи с чем в хадисах приводятся различные примеры решения данного вопроса. Например, Зайнаб , дочь пророка Мухаммада , приняла ислам и также бежала из Мекки, а ее муж остался язычником. Они в течение шести лет продолжали жить порознь, до тех пор, пока муж не переехал в Медину, где принял ислам. Есть также и другие примеры, когда женщины после взятия Мекки принимали ислам, а их мужья еще два-три месяца оставались язычниками.

Мусульманские мыслители относительно данной проблемы высказали различные точки зрения. Наиболее полное и обширное исследование этих вопросов принадлежит известному богослову Ибн ал-Каййиму ал-Джавзи . В своем исследовании он раскрывает девять различных точек зрения на данный вопрос. Каждая точка зрения имеет свои особенности, но, в целом, их можно объединить в три большие группы.

По словам Ибн ал-Каййима , часть богословов, к которым отнесены ʻУмар ибн ал-Хаттаб , Джабир ибн ʻАбдалла , ʻАбдалла бин ʻАббас , Саʻид ибн Джубайр , ʻУмар ибн ʻАбд ал-ʻАзиз , Хасан ал-Басри , высказалась в пользу того, что в данном случае брак расторгается мгновенно. Однако, часть богословов этой группы считала, что есть разница между супругами, живущими в исламском государстве и живущими на чужой территории (дар ал-харб - «территория войны»). В первом случае, супругу-иноверцу предлагается принять ислам, и в случае его отказа, брак расторгается мгновенно, а в случае принятия ислама - семья сохраняется. Во втором случае, по мнению богословов, если жена, приняв ислам, переехала в исламское государство, брак считается расторгнутым. Если осталась, то брак расторгается после завершения ее ʻидды [ал-Джавзи 1997: 642 - 643.], если муж не принял ислам в этот промежуток времени. Данное мнение Ибн ал-Каййим приписывает Абу Ханифе и его ученику Мухаммаду .

Другая группа богословов сделала различие между ситуацией, когда первой ислам принимает женщина и когда первым это делает мужчина. Согласно их мнению, в первом случае брак расторгается мгновенно, во втором случае он расторгается после завершения срока ʻидды, если жена не примет ислам. Третья группа мыслителей считала, что брак расторгается только по решению представителя государственной администрации (султана). Часть богословов этой группы высказывала мнение, что султан выносит решение в зависимости от желания самой женщины. Сам Ибн ал-Каййим считает, что брак остается действительным, срок его расторжения не устанавливается, на муже сохраняется обязанность содержать жену, но до принятия ислама мужем интимная близость между супругами не допускается.

Данный вопрос в наше время приобрел еще большую значимость. Это связано с проблемой миграции мусульман в Россию , европейские страны, США, Канаду и др., а также с процессами глобализации и развития СМИ. Во многих регионах мира ислам принимают представители этносов, которые раньше были далеки от исламской традиции. Подобная ситуация активизирует изыскания современных богословов и мыслителей и является одной из ключевых тем, обсуждаемых на богословских конференциях.

Большое внимание данной проблеме уделил известный богослов Юсуф ал-Кардави . В своей книге «Фи фикх ал-акллиййат ал-муслима» он говорит о том, что одним из первых современных мыслителей, высказавших идею о допустимости сохранения брака в случае, если женщина приняла ислам, является известный суданский богослов Хасан ат-Тураби [ал-Кардави 2001: 105]. Сам ал-Кардави довольно подробно останавливается на проблеме межконфессионального брака, рассматривает допустимость браков между мусульманами и атеистами, язычниками, вероотступниками, бахаитами, христианами и иудеями. Как и все богословы, ал-Кардави считает, что брак между мусульманкой и представителями вышеперечисленных идейных течений и конфессий изначально недопустим. В то же время, он допускает брак между мусульманином и иудейкой или христианкой, причем не упоминает каких-либо ограничений, относящихся к вопросам вероучения. Рассматривая проблему, когда в немусульманской семье женщина принимает ислам, ал-Кардави , ссылаясь на Ибн ал-Каййима , перечисляет все известные мнения мусульманских правоведов, после чего подробно анализирует точку зрения и доводы каждой группы богословов. Таким образом, ал-Кардави пришел к выводу, что, хотя расторжение брака в этом случае является допустимым, оно не обязательно, и супруги имеют право сохранить свой брак без каких-либо ограничений [ал-Кардави 2001: 125]. Также следует отметить, что данный вопрос рассматривал и известный российский проповедник Шамиль Аляутдинов . В своем ответе он, ссылаясь на упомянутую фетву ал-Кардави, заявляет, что его фетва является наиболее подходящей для современной России.

Итак, подводя итог данного небольшого исследования, следует отметить, что, во-первых, проблема межэтнических браков для мусульманских мыслителей вплоть до начала XX в. не была актуальной, и первым, кто ее упомянул, был Муса Бигиев .

Во-вторых, проблема межконфессиональных браков сохраняла и сохраняет свою актуальность с момента появления ислама вплоть до наших дней. Мусульманские мыслители единогласны относительно запрета брака между мусульманкой и не мусульманином, независимо от вероисповедания последнего. В то же время богословы разошлись во мнениях относительно легитимности брака между мусульманином и последовательницей библейской традиции: одна группа богословов считала, что такие браки разрешены, другая - объявила их запретными. Именно такой позиции придерживался известный татарский мыслитель и богослов Шигабутдин Марджани .

Однако его точка зрения становится понятной при рассмотрении обозначенной проблемы в рамках исторического контекста. Татарский народ, потерявший в XVI в. свою государственность, стремился любыми средствами сохранить свою этно-конфессиональную самобытность, и постановления шариата были одним из инструментов, которые давали возможность достичь этой цели. Как видим, данная проблема в настоящее время становится все более актуальной, чем обусловлена вероятность появления новых исследований на эту тему.

Абдулла АДЫГАМОВ,

к. ист. н., председатель Совета улемов РТ,

зав. кафедрой исламского вероучения РИ У , Казань

Исламский портал

«Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16. 5; Флм. 1. 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7. 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения.
Упомянутое выше определение Священного Синода также говорит об уважении Церкви «к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере, в соответствии со словами святого апостола Павла: «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7. 14)». На этот текст Священного Писания ссылались и отцы Трулльского собора, признавшие действительным союз между лицами, которые, «будучи еще в неверии и не быв причтены к стаду православных, сочетались между собою законным браком», если впоследствии один из супругов обратился к вере (правило 72). Однако в том же правиле и других канонических определениях (IV Вс. Соб. 14, Лаод. 10, 31), равно как и в творениях древних христианских писателей и отцов Церкви (Тертуллиан, святитель Киприан Карфагенский, блаженный Феодорит и блаженный Августин), возбраняется заключение браков между православными и последователями иных религиозных традиций.
В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей…
…Примером смешанных браков являлись многие династические бракосочетания, при совершении которых переход неправославной стороны в Православие не был обязательным (за исключением брака наследника Российского престола). Так, преподобномученица великая княгиня Елисавета вступила в брак с великим князем Сергием Александровичем, оставаясь членом Евангелическо-Лютеранской Церкви, и лишь позднее, по собственному волеизъявлению, приняла Православие».