Организация родительского просвещения. Совершенствование воспитательных возможностей семьи. Вопросы для самопроверки и размышления

Изменить ситуацию педагогической безграмотности позволяет планомерная и содержательная работа учебных учреждений, направленная на педагогическое просвещение родителей. Это одна из главных составляющих работы классного руководителя.

Родители должны понимать (и учреждение, и классный руководитель должны эту мысль до них донести), что именно они являются наиболее заинтересованной стороной в вопросах педагогического взаимодействия, поскольку на них лежит ответственность за воспитание и качество образования их детей, а школа является профессиональным посредником и помощником для них.

Принципы организации

Задача школы — наладить тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учеников на основе таких принципов:

  • взаимоуважения;
  • терпимости;
  • толерантности;
  • доверия друг другу;
  • взаимной поддержки;
  • терпения;
  • помощи;
  • готовности воспринять позиции друг друга.

Психолого-педагогическое просвещение родителей должно быть направлено на:

  • передачу родителям знаний о закономерностях и особенностях воспитательного процесса;
  • развитие их педагогического мышления;
  • формирование у них навыков и практических умений в воспитательной области.

Подбирая темы и материал для занятий с родителями нужно помнить о таких особенностях предлагаемой информации:

  • актуальность и полезность;
  • превентивность;
  • практическая целесообразность;
  • основывалась на конкретных фактах и жизненном опыте.

Классный руководитель должен наладить максимально продуктивный диалог с родителями, добиться от них позитивного отклика на свою деятельность. Для этого рекомендуется предельно расширить круг вовлеченности родителей в различные сферы школьной жизни и применять различные способы образовательного воздействия на родителей.

Формы педагогического просвещения родителей

Психолого-педагогические знания о принципах развития и воспитания детей родители могут получать через такие .

Лекции

Эта форма предполагает передачу лектором (учитель, психолог, педагогический работник, научный сотрудник) родительской аудитории научной информации. Его доклад должен включать:

  • научный анализ педагогических явлений и воспитательных ситуаций;
  • разъяснение их причин и условий протекания;
  • описание закономерностей развития детской психики;
  • объяснение механизмов поведения ребенка.

В нем должны называться термины, указываться факты и статистические данные, приводиться примеры из опыта семейного воспитания.

Родительские собрания

Одна из наиболее популярных форм взаимодействия школы и семьи, направленная на повышение педагогической образованности родителей. За учебный год должно пройти 3-5 заседаний. Такие собрания должны быть посвящены:

  • рассмотрению актуальных педагогических проблем;
  • обсуждению задач учебно-воспитательной работы;
  • планированию воспитательной деятельности;
  • установлению проблем, появляющихся в классе или влияющих на успеваемость детей, и нахождению путей их разрешения;
  • подведению итогов;
  • определению на будущее наиболее продуктивных форм взаимодействия между школой и семьей.

Цель родительских собраний — осуществляя анализ и осмысление педагогической теории, способствовать решению любых проблем, возникающих в конкретном классном или школьном коллективе.

Конференции

Данная форма педагогического просвещения предусматривает расширение и углубление имеющихся знаний о воспитании и развитии детей, обсуждение накопленного опыта в этой сфере. Такое мероприятие проводится один раз в год. Оно имеет четкую структуру и требует длительной и тщательной подготовки с активным подключением к этому процессу родителей. Родители должны быть не только слушателями, но и выступающими, и активными участниками обсуждения.

Индивидуальные консультации

Форма психологической помощи, необходимая для решения конкретных проблем. Такие консультации проводятся путем прямого личного общения педагога и родителей. Необходимость данных встреч возникает при наличии , попадании в затруднительное положение или развитии неблагополучного психологического состояния.

Эти встречи полезны и для учителя, и для родителей. Они узнают достоверную информацию о поведении и уровне знаний ученика, а педагог лучше поймет причины, влияющие на успеваемость и поступки ребенка.

Главная задача индивидуальных консультаций — обсудить проблему и найти общее понимание того, как лучше ее разрешить. Основные требования к проведению такой формы работы — компетентность, взаимоуважение, толерантность, доверительные отношения.

Может проводиться тематическая консультация, при которой общение происходит не с какой-то отдельной семьей, а с группой родителей, у которых имеются схожие проблемы в воспитании детей.

Практикумы

Направлены на выработку у родителей навыков и педагогических умений, необходимых для организации правильного воспитательного взаимодействия с детьми. В ходе практикума родителей знакомят с конкретной педагогической ситуацией и предлагают найти эффективный выход из нее.

Родители должны вносить предложения, отстаивать свое мнение, вести конструктивный спор. В итоге такого общения родители учатся самостоятельно создавать модель своего поведения при появлении схожей ситуации в своей семье.

Тренинги

Одна из форм тренировки педагогического мышления родителей. Особенность тренингов в том, что в ходе их проведения родителей информируют о правильных способах поведения с детьми и отрабатывают их, доводя до автоматизма.

Семинары

Одна из наиболее распространенных форм проведения педагогического просвещения родителей. Структура семинара состоит из теоретической и практической части. При этом теоретические положения усваиваются на основе практических действий с ними.

Диспуты и дискуссии

Относятся к . Основным условием проведения диспута является организация всеобщего обсуждения заявленной проблемы и формирования единой точки зрения на возможности ее решения.

Это своеобразный спор с необходимостью аргументации и отстаивания своей позиции. Никто не должен оставаться пассивным слушателем. Необходимо создать такие условия, при которых каждый должен высказать свое мнение, предложить свой способ действия в предложенной ситуации. В итоговом решении, должны быть учтены все предложения. Нужно, чтобы оно положительно воспринималось всеми участниками мероприятия.

Родительские чтения

Предполагают изучение литературы, которая касается конкретных проблем в воспитании ребенка. После этого проводится обсуждение услышанного и определение возможных вариантов применения полученной информации на практике.

Ролевые игры

Эффективная форма взаимодействия с родителями. Педагогическая ценность ролевых игр состоит в том, что родителям предлагается не только предложить некоторое решение воспитательной проблемы, но и, испытав на практике, определить уровень его эффективности.

Родителям предлагается побывать в роли ребенка и ощутить, что он чувствует в момент воспитательного воздействия взрослых.

Читайте подробнее :

Уголок для родителей

В каждом классе должен находиться родительский уголок, где размещаются тематические бюллетени или газеты, посвященные определенным темам воспитания детей. Здесь же может располагаться выставка детских работ, объявления, памятки, вопросы анкет или других документов, которые используются в работе с родителями.

Интерактивное общение

Сейчас очень популярно создание родительских групп в таких программах для общения и обмена сообщениями, как WhatsApp или Viber. Они облегчают и ускоряют обмен информацией между учителем и родителями.

Обычно в таких группах передаются извещения об общих мероприятиях, срочных встречах, совместной деятельности. Таким способом можно , советы или памятки относительно воспитания ребенка.

Цели программы:

1) повышение психолого – педагогического уровня родителей в вопросах воспитания, образования, развития детей и подростков;

2) предупреждение жестокого обращения с детьми и подростками;

3) обучение навыкам бесконфликтного поведения родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание деятельности «Родительского университета»

Начать описание деятельности нашей школы по родительскому просвещению, хотелось бы со слов В.А. Сухомлинского: «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей».

Сегодня как никогда прежде сопряжены государственные и семейные стороны воспитания. Социальное партнёрство школы с семьей - есть стратегическая связь, обусловленная равностью миссии и равностью ответственности перед государством за воспитание будущего поколения. В Федеральном государственном образовательном стандарте СЕМЬЯ обозначена как базовая национальная ценность.

Законодательство РФ значительно расширило функции семейного воспитания, предоставив родителям право выбирать место и форму дошкольного, школьного, дополнительного образования, оказав поддержку альтернативной системе обучения.

В обществе произошла переориентация ценностных установок и отношений, существенно дезориентировавшая и рассогласовавшая процессы воспитания в семье, школе, обществе.

Новое содержание образования и новые технологии обучения, недостаточно знакомые родителям учащихся, а главное, не пропущенные ими в своё время через собственный учебный опыт, вызывают дополнительную напряжённость в отношениях семьи со школой. Суть этих напряжений – в тревоге родителей за успешность ребенка в учебе и росте недоверия к школе.

Изменившиеся социальные условия, расслоение родительской массы на различные социальные группы с собственными образовательными запросами заметно обострили напряжённость взаимоотношений семьи и школы, родителей и детей, родителей и педагогов образовательных учреждений.

Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.

В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.

Актуальность родительского образования в современных условиях подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека.

Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе.

Дети – опора и наше утешение на склоне пути, в них источник семейного счастья, смысл жизни.

Руководствуясь вышесказанным, три года назад, в нашей школе стартовала программа родительского просвещения «Родительский Университет».

Цели программы:

  1. повышение психолого – педагогического уровня родителей в вопросах воспитания, образования, развития детей и подростков;
  2. предупреждение жестокого обращения с детьми и подростками;
  3. обучение навыкам бесконфликтного поведения родителей.

Задачи:

1. Предоставить родителям объективную научную информацию об особенностях развития детей и подростков в разные периоды жизни;

2. Способствовать формированию положительного образов: «семьи», «родителей», «детей»;

3. Развивать навыки самоуважения и уважения к детям;

4. Способствовать развитию навыков анализа чувств и преодоления стресса;

5. Способствовать развитию навыков эффективного общения;

6. Способствовать осознанию родителей своих ценностей;

7. Способствовать формированию навыков принятия обоснованных решений;

Принципы:

  • первоочередного права родителей на воспитание детей;
  • достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические факты);
  • практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни);
  • взаимного сотрудничества и взаимоуважения;
  • развития личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности;
  • гуманизации отношений и общения;
  • системности воспитательных воздействий на ребёнка;
  • преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта ребёнка.

Критерии отслеживания эффективности предложенной программы:

1. Уровень и степень добровольной вовлеченности родителей в мероприятия «Родительского университета».

2. Изменение отношения к воспитательному процессу родителей: снижение или отсутствие случаев жестокого обращения с детьми.

3. Оптимизация внутрисемейных отношений: снижение частоты конфликтных ситуаций в системе «родитель – подросток (ребенок)».

Целевая группа :

Родители (законные представители) учащихся МКОУ Новотроицкая СОШ № 12.

Ожидаемые результаты:

Повышение психолого – педагогического уровня родителей в вопросах воспитания, образования, развития детей и подростков.

Предупреждение жестокого обращения с детьми и подростками.

Основные мероприятия по реализации программы

п/п

Наименование мероприятие

Форма проведения

Участники

Сроки проведения

Ответственный

Диагностические мероприятия

Анкетирование родителей учащихся, для определения тематики «Родительского Университета» на учебный год

Родители учащихся школы

Август

Педагог-психолог

«Информированность родителей о занятиях детей». Анкетирование.

Родители учащихся 8-10 классов

Ноябрь

Декабрь

Классные руководители, социальный педагог

«Насколько вы ответственный родитель?» Анкетирование.

Родители учащихся 1- 4 классов

Январь

Февраль

Педагог-психолог

«Подростки о родителях» Анкетирование.

Родители учащихся 5 - 7 классов

Март

Апрель

Педагог-психолог

Уровень потребности родителей в психолого-педагогических знаниях (методика Р.В. Овчаровой) Анкетирование.

Май

Педагог-психолог, классные руководители

Уровень педагогической компетентности и удовлетворенности родителей (методика И.А. Хоменко).

Родители учащихся 1-10 классов

Май

Педагог-психолог

Просветительские мероприятия

«Уровень готовности учащихся 1 класса к обучению в школе. Адаптация 1-классников. Особенности психологического развития детей 6-7 лет». Родительский лекторий.

Родители учащихся 1 класса

Август

Педагог-психолог

«Подростковый возраст – переживаем вместе». Родительский лекторий.

Родители учащихся 6 класса

Сентябрь

Педагог-психолог

«Старший подростковый возраст. Становление личности». Родительский лекторий.

Родители учащихся 7 класса

Октябрь

Педагог-психолог

«Усиление мер безопасности за жизнью и здоровьем детей». Родительский лекторий.

Родители учащихся 1 – 4 классов

Октябрь

Социальный педагог

«Организация режима дня ребенка». Родительский лекторий.

Родители учащихся 2 класса

Ноябрь

Классный руководитель

«Результаты адаптации пятиклассников к среднему звену школы». Родительский лекторий.

Родители учащихся 5 класса

Декабрь

Педагог-психолог

«Профессиональная направленность учащихся». Родительский лекторий.

Родители учащихся 9 класса

Январь

Педагог-психолог, учителя-предметники

«Психологические особенности учащихся начальной школы». Родительский лекторий.

Родители учащихся 4 класса

Февраль

Педагог-психолог

«Родительская ответственность за воспитание и развитие детей». Родительский лекторий.

Родители 5-10 классов

Март

Социальный педагог

«Наркомания. Как противостоять проблеме современного общества?» Беседа-диспут.

Родители учащихся 7 – 10 классов

Апрель

Педагог-психолог

«Справляемся со своими эмоциями». Занятие с элементами тренинга.

Родители учащихся 3 класса

Май

Педагог-психолог

«Уровень социально – психологической готовности детей к обучению в школе». Родительский лекторий.

Родители дошкольников

Июнь

Педагог-психолог

Профилактические мероприятия

«Как помочь детям сказать: «Нет!» употреблению ПАВ?» Консультация.

Родители учащихся 9 – 10 классов

Октябрь

Социальный педагог

«Воспитываем в детях ответственность за свое поведение». Консультация.

Родители учащихся, состоящих на учете в ОДН

Ноябрь

Классные руководители

«Ограниченные возможности здоровья – жизнь без ограничений». Консультация.

Родители учащихся с ОВЗ

Декабрь

Педагог - психолог

«Одаренный ребенок, что делать?» Консультация.

Родители учащихся, с признаками одаренности

Январь

Педагог - психолог

Родители учащихся 7-8 классов

Февраль

Педагог - психолог

«Умения и навыки, приобретенные учащимися к концу 1 класса». Консультация.

Родители учащихся 1 класса

Март

Классный руководитель

В первый год реализации программы психолого-педагогического просвещения родителей основными реализаторами являлись узкие специалисты школы: педагог-психолог, социальный педагог, старший вожатый. Во второй и третий год в данную работу включились классные руководители и учителя – предметники, а также значительно расширилась тематика просветительских мероприятий. Тематика для проведения просветительских мероприятий с самого начала реализации программы формировалась на основании запроса родителей: родителям предлагалась анкета с примерными темами и по большинству выбранных тем, составлялся план работы на учебный год.

Просветительская работа проводилась строго по плану, но иногда приходилось вносить корректировку в план мероприятий, в связи с возникающими проблемами, например в 2016-2017 учебном году в течение марта и апреля было проведено несколько мероприятий по противодействию вовлечения несовершеннолетних в суицидальные игры в социальных сетях.

За годы реализации программы удалось добиться значительных результатов: снизилось количество семей, находящихся в социально-опасном положении; снизилось количество детей и подростков, состоящих на разных видах учета (внутришкольный учет, в ОДН МВД, районный банк несовершеннолетних, совершивших общественно-опасные деяния); снизилось число семей, находящихся в «группе риска» и допускающих жестокое обращение с детьми; повысилась посещаемость родителями родительских собраний, мероприятий и т.д.; повысилось число обращений родителей к узким специалистам (социальному педагогу, педагогу-психологу) для своевременного оказания помощи.

Делая выводы по реализации программы родительского просвещения «Родительский Университет», можно сказать, что нам удалось добиться основных целей и сделать нашу школу – центром родительского просвещения.

Также следует отметить, что мы планируем продолжать работу «Родительского Университета» в новом учебном году, несколько уменьшив число лекториев и увеличив число практических мероприятий, в которых родители будут не просто слушателями, а активными участниками.


Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому про­свещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышле­ния, практических умений и навыков в области воспитания. Необхо­димо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Университет педагогических знаний - это форма психолого-пе­дагогического просвещения родителей. Он вооружает их необхо­димыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запро­сов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию ро­дителей и учителей в воспитательной работе. Программа универ­ситета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университе­те педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, бе­седы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам учитель-воспитатель, знающий интересы, проблемы и заботы родителей.

Главное в лекции – научный анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, пра­вила семейного воспитания.

При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логи­ку, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции -непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтере­сованных единомышленников.

Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое само­воспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных осо­бенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и при­рода», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.

Конференция - форма педагогического просвещения, предусмат­ривающая расширение, углубление и закрепление знаний о вос­питании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конферен­циями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное уча­стие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.

Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание роди­телей, на занятиях университета педагогических знаний, пред­шествующих конференции, иногда предлагается заполнение крат­кой анкеты.

Конференция обычно открывается вступительным словом ди­ректора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспи­тания выступают родители. Таких сообщений может быть три-че­тыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подво­дит ведущий конференции.

Практикум - это форма выработки у родителей педагогичес­ких умений по воспитанию детей, эффективному решению возни­кающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педа­гогического мышления родителей-воспитателей.

В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сло­житься во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т.д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой препо­давания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, выз­ванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

Во многих школах родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я -спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и кон­церты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.

Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интерес­ных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, спо­собствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. При­мерно за месяц участники должны познакомиться с темой буду­щего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответ­ственная часть диспута - ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из роди­телей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута - уважение к позиции и мнению любого участника.

Темой диспута может служить любая спорная проблема семей­ного и школьного воспитания, например: «Частная школа - за и против», «Выбор профессии - чье это дело?».

Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из шко­лы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусмат­ривает определение темы, состава участников, распределение ро­лей между ними, предварительное обсуждение возможных пози­ций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицатель­ных) поведения участников игры и путем совместного обсужде­ния выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пре­небрегать. Консультации с родителями полезны как для них са­мих, так и для учителя. Родители получают реальное представле­ние о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необ­ходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительс­кого содействия. В общении с родителями педагог должен прояв­лять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, на­мекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами сто­ит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые увере­ны, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и от­казом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного кон­сультирования-доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной рабо­ты педагога с родителями. При посещении семьи происходит зна­комство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родите­лями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ре­бенка, дает советы по организации выполнения домашних зада­ний и т.д.

Переписка с родителями - письменная форма информирова­ния родителей об успехах их детей. Допускается извещение роди­телей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздрав­ление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость об­щения.

Родительское собрание - форма анализа, осмысления на осно­ве данных педагогической науки опыта воспитания.

Школьные родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.

Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намеча­ются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы.

Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы.

На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мос­тик к той или иной педагогической проблеме.

Виды родительских собраний многообразны: организацион­ные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика роди­тельских собраний составляется классным руководителем, обсуж­дается на родительском комитете. Очередная тема собрания выби­рается всеми родителями.

При подготовке и проведении родительского собрания нужно учитывать ряд следующих важных положений:

    атмосферу сотрудничества школы и семьи по реализации программы усиления плюсов и ликвидации минусов в характере и поведении ребенка;

    профессиональный задел педагога - знания, компетентность (знание жизни каждого ребенка не только в школе, но и за ее пределами, представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношений в детском коллективе);

    добрые, доверительные отношения (доброжелательность, сер­дечность, взаимопонимание, взаимопомощь);

    главные показатели эффективности родительского собрания (активное участие родителей, атмосферу активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, со­веты и рекомендации).

Скулябина Л.В. – учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Просвещение родителей, как один из важных факторов развития и воспитания школьников.

Первый год обучения в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс – серьёзное испытание, как для ребёнка, так и для родителей. Многие родители считают, что подготовить ребёнка к школе – значит научить его читать, считать, писать. Однако, не зная современный школьных требований, родители рискуют научить ребёнка так, что учитель будет вынужден не учить его, а переучивать и прилагать большие усилия, чтобы ликвидировать результаты неправильной подготовки ребёнка к школе.

Главное, чтобы дети пришли в школу с желанием и умением учиться, чтобы ребёнок был психологически готов к обучению в школе. Поэтому важно не только подготовить ребёнка к обучению в школе, но и их родителей, то есть педагог должен заниматься деятельностью просвещения.

Педагогическое просвещение – одна из традиционных форм взаимодействия педагогов школы и родителей. Мы применяем разнообразные формы работы с родителями, они взаимосвязаны и представляют единую стройную систему. Это и лекции, и практикумы, и семинары, беседы, консультации. Проводим на них ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии.

Родителей нужно научить задавать себе вопросы: как полюбить своего ребёнка таким, какой он есть?; нужно ли ограждать ребёнка от трудностей?; как помочь ребёнку поверить в свои силы? Как развить способности ребёнка? Немаловажную роль в готовности ребёнка к обучению играет запас знаний, которые он с помощью взрослых и самостоятельно приобрёл за первые шесть лет своей жизни.

Младенец, едва появившийся на свет, полностью открыт для окружающего мира. Любящим и внимательным родителям его поведение кажется простым и понятным. Но проходит время, и внутренняя жизнь ребёнка становится более скрытой. Зачастую поведение его родители не могут объяснить. Интуиция часто становится бессильной, воспитание – полным противоречием. Вот тут – то и появляется необходимость в научных знаниях о жизни маленького человека. В сельской школе такие знания родители могут получить от педагога. Поэтому учителя начальной школы начинают заниматься просвещением родителей с дошкольного возраста детей, и на протяжении, по определению психологии, всего среднего детства (от 5 до 11 лет). В это время у ребенка формируется чувство долга, понятие нравственности и стремление к достижениям. Развиваются навыки общения. Ребёнок учится ставить перед собой и решать реальные задачи, у него появляется стремление получать похвалу, положительную оценку своих поступков.

Педагоги нашей школы используют в работе такие формы педагогического просвещения как родительские собрания, педагогический всеобуч. Оно является важнейшей формой работы классного руководителя с семьёй ученика, средством повышения эффективности учебно–воспитательного процесса. На родительских собраниях проводим ознакомление родителей с содержанием и методикой образовательного и воспитательного процесса. Даём характеристику используемых программ, методов обучения, рассказываем о проводимых внеурочных мероприятиях, кружках. На педагогическом всеобуче информируем родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми. Предлагаем родителям проводить с детьми совместные игры: игры для развития мышления при подготовке детей к школе; игры для подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе; обучение чтению детей – звуковые игры.

Например игра на развитие мышления «Чьё число больше» В коробке разложите две группы предметов, в каждой из которых их не больше пяти. Нужно сказать ребёнку название предметов, которые спрятаны в коробке не называя их количества. Допустим это пуговицы и камешки. Ребёнок выбирает одну из групп. Например: «Мои пуговицы, твои камешки». После этого он вынимает из коробки и подсчитывает, сколько предметов в обеих группах и каких больше. Если ребёнок загадал предметы, которых окажется больше, то он получает столько очков, на сколько предметов этой группы больше. Если ребёнок выбрал те предметы, которых меньше, разницу получаете вы. Игра повторяется несколько раз. Выигрывает тот, кто наберёт большее количество очков. Если угадывающий допускает ошибку в подсчётах и её замечает партнёр, фишка ему не засчитывается. Повторяя игру, поменяйтесь с ребёнком ролями.

Также приведём пример игры по обучению чтению, так как один из многих вопросов, встающих перед родителями в этот период: учить ли ребёнка читать до того, как он пойдёт в школу, если да, то когда лучше всего начать это делать? Если у родителей дошкольников есть желание и возможность заниматься с ребёнком чтением, тогда пусть он придет в школу, умея читать. В пять лет учиться читать легче, чем в семь – восемь лет. Мы просвещаем родителей о том, как легко, безопасно и весело ввести ребёнка в письменность, как сделать для ребёнка увлекательной тренировку в технике чтения и привить вкус к самостоятельному чтению, как при этом избежать стандартных ошибок домашнего обучения грамоте.

Если же ребёнок заговорил поздно или имеет серьёзные дефекты произношения, бедный словарь, строит короткие фразы, в этом случае с обучением письменной речи спешить не стоит. Знакомство с буквенными знаками окажется безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком.

Путь к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Для того чтобы научиться читать и писать, ребёнку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношение звука и буквы. Способы акцентрирования, интонационного выделение звуков в слове ребёнку лучше всего передать в игре: игры – звукоподражания; звуковое лото; запретные звуки; дом звуков; дом в лесу. Все эти игры помогают проводить анализ звуков в речевом высказывании, различать мягкие и твёрдые согласные, ориентируют на ударные гласные, учат определению полного звукового состава слова.

После предложенной информации и совместной работы родителей и детей дома, собираем родительское собрание, где родители говорят о том, что же они смогли узнать о своём ребёнке. Насколько предложенные игры пригодились им в общении с детьми. Как изменился ребёнок в результате совместной работы и т.д.

На занятиях педагогического всеобуча не могут быть удовлетворены педагогические потребности всех родителей. Поэтому возникает необходимость проведения индивидуальной работы, которая позволяет в частном порядке обсудить проблемы волнующие родителей, дать квалифицированный совет. Педагоги отмечают значение индивидуальной работы с родителями в процессе их педагогического просвещения. Индивидуальная работа с родителями необходима и потому, что семья – глубоко интимный коллектив и обсуждение отдельных педагогических ситуаций и вопросов, возникающих у родителей, возможно в ряде случаев только в ходе индивидуальной работы. Основной формой индивидуальной работы является педагогическая консультация. Ценность её в том, что родители идут на консультацию по собственной инициативе, настроены на обсуждение волнующих их проблем, стремятся получить знания необходимые для целенаправленного воздействия на личность ребёнка. Обычно в школе составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. Целями консультаций являются усвоение родителями определённых знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов.

По мере своего роста и развития ребёнок меняется, иногда постепенно, иногда стремительно и неузнаваемо. И ход этого процесса зависит не только от воли случая, но и от направленных усилий любящих и понимающих взрослых.

Когда ребёнок начинает посещать школу, приглашаем родителей на открытые уроки, для того чтобы они могли лучше понять возможности детей, требования к ним, следить за их интеллектуальным ростом. На открытых уроках родителям представляется возможность убедиться, что игра, игровая ситуация очень помогают в учёбе. Наблюдения за детьми на уроках позволяют родителям понять, на что следует обратить особое внимание, как и какую помощь, оказать детям. Постепенно родители убеждаются, что заинтересованный труд ребёнка приносит более ощутимые результаты, нежели понукание, окрик и начинают использовать приёмы и методы, которые демонстрируют педагоги на открытых уроках. В конце учебного года такие уроки показывают, чему дети научились за учебный год. Они видят, что дети учатся здесь не только писать, читать, считать, но и быть пытливыми, любознательными, добрыми, отзывчивыми. А достигается это благодаря совместному труду учителя, учеников и родителей.

Вовлекаем родителей в совместную с детьми деятельность. Это внеурочные мероприятия, конкурсы, экскурсии, праздники. Внеклассные мероприятия проводим с участием родителей. На всеобщих праздниках родители – и участники, и организаторы. Детские праздники превращаются в тесное сотрудничество трёх сторон – дети, родители, педагоги. Они подводят итог определённому отрезку учебной деятельности. Кроме того, на праздниках и во время подготовки к ним много возможностей для общения детей и родителей. В это время выявляются способности ребят, их привязанности. Подготовительная работа способствует расширению знаний учеников, создаёт атмосферу для творчества, проявления активности, самостоятельности, фантазии. Такого рода деятельность даёт возможность просвещать родителей о том, как ребёнок воспитывается, какие этапы развития ребёнка существуют, его индивидуальных особенностях. Родитель должен ориентироваться в этих знаниях и умениях, т.е. знать общие этапы развития ребёнка (физиологические и психические), понимать их связь, осознавать основные принципы развития – что, чем и как развивать.

Один раз в год проводим родительские чтения. Они дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении.

Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей. В ходе педагогического просвещения родители получают знания об особенностях развития ребёнка, задачах воспитания, методах организации игровой среды, подготовке детей к школе. Работа с родителями сложная и важная часть деятельности педагога. Одна из главных целей педагогического просвещения – вовлечение родителей в педагогический процесс. Какие бы формы работы с родителями ни выбирал педагог, главное – его личная заинтересованность в работе, доброжелательное отношение к детям, их родителям, а также систематический характер работы.

Список литературы

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование: Социальное здоровье России. — М.: Класс, 1994. — С.25-37.

2. Бельская Е.Г. Основы психологического консультирования и психотерапии. Учебное пособие. — Обнинск: ИАТЭ, 1998. — 80 с.

3. Под ред. А.А. Бодалева. Популярная психология для родителей [Текст]: книга для родителей М.: «Педагогика», 1989. -256 с.- 300 000 экз.

4. Давыдов, В.В. Виды общения в обучении [Текст]: книга для учителя / В.В. Давыдов. — М.: «Педагогическое общество России», 2000. -480 с.

5. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. — М., 2004. С. 112 — 121

6. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001

7.Матвеева А. Практическая психология для родителей или что я могу узнать о своём ребёнке. – М «АСТ-ПРЕСС» Южно – Уральское книжное издательство, 1997.

8. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996.

9. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. — М.: Институт Психотерапии, 2003. С. 222

ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

О ЦЕЛЯХ И ЗАДАЧАХ ВВЕДЕНИЯ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

МОУ Атамановская СОШ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

С 2011 года в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в нашей школе начнется эксперимент в 1-ом классе по переходу начальной школы на стандарты второго поколения. Одной из отличительных черт проекта является расширение общественного участия в жизни школы, и в первую очередь это касается родительского сообщества. Родители получат возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и будут более активно вовлечены в управление школой. Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без координации усилий участников образовательного процесса: от того, насколько родители «включатся» в образовательный процесс, насколько им будут понятны суть и предполагаемые результаты нововведений, зависит и достижение этих результатов, и качество образования в целом. Для своевременного и полноценного информирования родителей об изменениях в содержании образования и сущности стандартов нового поколения, а также в целях их психолого-педагогического просвещения проводится «Родительский лекторий». Он организуется на базе школы как специализированная система лекционных и практических занятий, где родители не только получат информацию, но постепенно сами становятся полноправными участниками образовательного процесса. Задача лектория для родителей как формы повышения их педагогической культуры – дать возможность всем, кто заинтересован в усилении эффективности и качества семейного воспитания, овладеть такими знаниями, которые помогут выстроить наиболее эффективную систему взаимодействия всех участников образовательного процесса. Важным условием успеха родительских собраний-лекториев является их непрерывный характер и постоянный контингент участников. В связи с тем, что по причине болезни, командировки не все родители смогут посещать лекторий регулярно, для этих родителей изложенная информация будет продублирована в тезисном изложении и размещена на школьном сайте. Ведь сама школа и учителя заинтересованы в том, чтобы родители усвоили тот минимум педагогических знаний, который необходим для эффективного взаимодействия в период внедрения стандартов второго поколения. Программа рассчитана на 9 занятий, раскрывающих основные направления внедрения стандартов нового поколения. Каждая тема лектория сопровождается примерным планом, методическими материалами, литературой и Интернет-ресурсами. Кроме того, предлагается перечень коллекции электронных образовательных ресурсов и образовательных порталов, материалы которых могут быть использованы на любом занятии. Для того чтобы взаимодействие с родителями было максимально эффективным - оптимальное время проведения лектория не более 1 часа. Занятия будут начинаться с небольшой разминки (интерактивных упражнений, теста, игры и т.п.) и заканчиваться рефлексией (обсуждением новой информации и обменом впечатлениями). Предполагается предоставление участникам раздаточного материала (буклеты, памятки, схемы и т.п.), которые подкрепляют или дополняют знания, полученные родителями на занятии. В заключение необходимо отметить, что заинтересованность родителей во внедрении ФГОС напрямую зависит от понимания актуальности и их значимости для организации образовательного процесса ребенка, что, в свою очередь, связано с доступным уровнем подачи материала, оптимальным соотношением времени и видов деятельности, комфортным психологическим климатом, наличием обратной связи.

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: Педагогическая культура: шпаргалка для родителей.

Цель: вооружить родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка в начальной школе и сформировать понимание роли родителя в образовании ребенка, осваивающего программу на основе стандартов нового поколения.

План проведения:

1. Проведение опроса (анкетирование родителей для выявления их педагогической культуры, определения типа воспитания в семье).

2. Стили семейного воспитания. Типичные ошибки родителей и пути их преодоления.

3. Организация взаимодействия семьи и школы: от родительского собрания до Интернет-форума (обратная связь педагогов и родителей: собрание, консультирование, лекторий, школьный сайт, сайт Федеральных Государственных стандартов).

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Секреты успешной учёбы в начальной школе

Цель: познакомить родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени школьного образования в ходе реализации ФГОС второго поколения, предложить рекомендации по созданию оптимальных условий для безболезненного включения детей в школьную жизнь.

План проведения:

1. Презентация памяток и буклетов – «Построение образовательного процесса на первой ступени школьного образования в ходе реализации ФГОС второго поколения», «Особенности первой ступени общего образования», «Планируемые результаты начального общего образования».

2. Почему учиться трудно, или Что такое адаптация к школе? 3. Секреты успешной учёбы: советы родителям.

ЗАНЯТИЕ 3

Тема: Образовательные потребности государства и общества и их значение при формировании образовательных программ ступеней общего образования образовательного учреждения

Цель: рассмотреть понятие образовательных потребностей социума как заказа государства и общества на образовательные услуги системе образования на уровне школы, изучить способы их выявления, а также учет запроса на образовательные услуги при формировании образовательных программ ступеней общего образования.

План проведения:

1. Понятие образовательных потребностей. Образовательные потребности государства, обучающихся и их родителей.

2. Способы выявления образовательных потребностей местного социума. Диагностика спроса на образовательные услуги.

3. Принципы формирования образовательной программы. Учет образовательных потребностей в образовательной программе.

4. Понятие учебного (образовательного) плана. Примерные программы по предметам.

ЗАНЯТИЕ 4

Тема: «Дело было вечером, делать было нечего…» или Как нам организовать досуг ребенка?

Цель: определить воспитательную функцию школы согласно новым образовательным стандартам, сформировать у родителей понимание важности и значимости организации интересного и содержательного досуга ребенка как одного из средств профилактики асоциального поведения детей и их успешной социализации.

План проведения:

1. Экспресс-опрос «Мой досуг 20 лет назад».

2. Обсуждение результатов изучения межличностных отношений в детском коллективе.

3. Виды и направления внеурочной деятельности. Досугово-развлекательная деятельность. Социальное творчество.

4. Моделирование «Идеальная модель досуга ребенка».

ЗАНЯТИЕ 5

Тема: Общественное участие в управлении образовательным учреждением. Права и обязанности участников образовательного процесса. Общественный договор как отражение взаимной ответственности за качество образования.

Цель: рассмотреть перспективу активизации участия родителей в управлении образовательным учреждением; обсудить обязанности и права участников образовательного процесса и степень реализации предоставляемых прав; дать оценку реальности существования общественного договора на образование.

План проведения:

1. Основные формы участия родителей в управлении образованием.

2. Права и обязанности участников образовательного процесса.

3. Общественный договор как итог согласования интересов участников образовательного процесса в результатах образования.

ЗАНЯТИЕ 6

Тема: Как оценивают Вашего ребёнка в школе?

Цель: познакомить родителей с современными принципами и особенностями оценивания учебных и внеучебных достижений младших школьников в соответствии с ФГОС НОО; с особенностями и правилами проведения итоговой контрольной работы; с особенностями и правилами проведения комплексной проверочной работы; способствовать формированию у родителей желания подробнее узнать о ФГОС НОО.

План проведения:

1. Требования по оцениванию планируемых результатов начального общего образования. 2. Оценивание личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

3. Итоговая оценка выпускника и ее использование в системе образования.

4. Итоговая проверочная работа, правила проведения и оценивания.

ЗАНЯТИЕ 7

Тема: Федеральный государственный стандарт и новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.

Цель: рассмотреть факторы, влияющие на формирование здоровья школьников, представить систему гигиенических требований к условиям реализации основных образовательных программ общего образования, принципы формирования новых гигиенических требований к организации и условиям образовательного процесса, осветить основные направления деятельности образовательного учреждения по здоровьесбережению школьников.

План проведения:

1. Факторы, формирующие здоровье школьников.

2. Система гигиенических требований к условиям реализации основных образовательных программ общего образования.

3. Принципы формирования новых гигиенических требований к организации и условиям образовательного процесса.

4. Основные направления оздоровительной работы в образовательном учреждении.

ЗАНЯТИЕ 8

Тема: Как помочь ребенку стать исследователем? Или Проектная деятельность в начальной школе.

Цель: формирование у родителей системы теоретических и практических знаний, умений, навыков, необходимых для организации и проведения проектной деятельности; привлечение родителей к внедрению проектов в образовательное пространство школы. План проведения:

1. Результаты анкетирования детей и родителей. Посещение выставки «Участвуя в проектах…».

2. Особенности проектной деятельности в начальной школе.

3. Практическая работа: «Ярмарка проектных идей».

ЗАНЯТИЕ 9

Тема: Как подготовить ребенка к самостоятельной жизни?

Цель: показать пути позитивной социализации ребенка в семье и образовательном учреждении как основного направления реализации стандартов второго поколения, помочь родителям грамотно оценивать проблемные, критические ситуации во взаимоотношениях с детьми с учетом специфических проблем возраста

План проведения:

1. Анализ жизненных ситуаций.

2. Социализация и воспитание: кто кого «победит»?

3. Создание памятки «Как воспитать успешную личность?»