Эффективность правового воспитания. Эффективность условий правового воспитания в начальной школе Основным показателем эффективности правового воспитания является

Регулированию не должно подлежать всё, пускай даже правовому, пределы такого регулирования должны быть чётко обозначены. Если этого не происходит, то возможны следующие ситуации:

Существует концепция «государства - ночного сторожа», такое государство регулирует лишь наиболее важные общественные отношения, вследствие чего сфера правового регулирования оказывается сильно зауженной, отсюда хаос и произвол в нерегулируемых сферах жизни.

Если же ситуация складывается наоборот, т.е. сфера правового воспитания слишком расширена, то уже ничто иное, как тоталитарное государство (которое контролирует каждый шаг своих граждан), отсюда социальная пассивность граждан.

В научной литературе можно выделить две основных точки зрения на способ определения пределов правового воспитания:

В сферу правового воспитания должны входить лишь общественные отношения, которые обладают определёнными признаками:

  • а) это отношения, в которых заключены как индивидуальные интересы общества, так и интересы общесоциальные;
  • б) в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идёт на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого;
  • в) эти отношения строятся на основе согласия выполнять определённые правила, признания обязательности этих правил;
  • г) эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой. Практика показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам:

Отношения людей по обмену ценностями (материальными и нематериальными).

Отношения по властному управлению обществом.

Отношения по обеспечению правопорядка.

Сфера правового воспитания определяется с позиции возможного и необходимого правового регулирования.

Определяется верхняя и нижняя граница. Верхняя граница - возможный предел правового регулирования. Нижняя граница - определяется важностью общественных отношений для государства и общества 24 .

Эффективность механизма правового воспитания.

Это соотношение между результатом правового воспитания и стоящей перед ним целью. Пути повышения эффективности правового регулирования в современных условиях следующие.

Совершенствование правотворчества нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационно-психологических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового воспитания.

Под эффективностью правового регулирования подразумевается соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Целями механизма правового регулирования являются следующие: Во-первых это совершенствование правотворчества. В этом процессе в правовых нормах наиболее полно выражаются общественные интересы и закономерности, в рамках которых они будут функционировать.

Необходимо создать такое положение, с помощью юридических и информационно-психологических средств, когда соблюдение закона станет выгоднее его нарушения. Также нужно повысить уровень вероятности в достижении ценности и значительно снизить уровень вероятности в установлении препятствий этому процессу.

Следующей, не менее значительной, целью является совершенствование право применения, которая дополняет действенность механизма правового регулирования.

Функционирование нормативного регулирования и право применения вместе просто необходимо, так как взятые отдельно эти элементы начинают показывать уязвимые места: нормативное регулирование без усмотрения перевоплощается в формализм, а право применение без общих правил - в произвол. Именно поэтому механизм правового регулирования обязан взаимосвязывать различные правовые средства, представляющие разные виды правового регулирования, который дает управленческому процессу дополнительные возможности.

Наилучшее сочетание различных управленческих методов в одном механизме придает ему гибкость и универсальность, снижает сбои и остановки в его функционировании. От лучшего выбора правовых средств в конечном счете зависит достижение целей правового регулирования, а значит и эффективность права в целом. Но любой неверный выбор юридических средств, приемов, заложенных в нормативной основе правового регулирования приводит к сбоям в реализации права, торможению правового эффекта.

Такая цель как повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно влияет на качество всего механизма правового регулирования, на укрепления законности и правопорядка.

Главным ориентиром развития и совершенствования элементов механизма правового регулирования являются интересы человека. Механизм правового регулирования должен постоянно быть социально ценным по своему характеру, создавать благоприятные условия для реализации законных целей личности, упрочению его правового статуса.

Оптимальное сочетание разныхуправленческих подходов в одном механизме придает ему гибкость и универсальность, минимизирует сбои и остановки в его работе. «От правильного выбора правовых средств зависит, в конечном счете, достижение целей правового воспитания, а значит эффективность права в целом. Недооценка, неверный выбор юридических средств, приемов заложенных в нормативной основе правового воспитания, приводит к сбоям в реализации права и снижении правового эффекта».

Одним из важных элементов правового воспитания в органах внутренних дел является полное соответствие работника требованиям данного рода деятельности. Добросовестное отношение к службе, честность, неподкупность, принципиальность, гражданское мужество, справедливость - неотъемлемые качества сотрудника милиции. Вопросы дисциплины являются постоянно актуальными для деятельности органов внутренних дел. Прежде всего ставится задача не допустить нарушений служебной дисциплины. Присяга обязывает соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина, добросовестно выполнять приказы начальников (кроме явно противоречащих закону - ч. 3 ст. 25 Закона РФ «О милиции»).

Таким образом, приходим к выводу, что правовое воспитание упорядочивает общественные отношения, благодаря чему можно жить и не нарушать прав других граждан. Благодаря механизму правового воспитания, вооруженные знаниями действующих норм права, граждане принимают решение использовать предоставленные им права, вступив в конкретные правоотношения.

Наличие в обществе правонарушений, действий, противоречащих нормам права, делает необходимым и оправданным существование механизма государственного принуждения. Это тоже играет немаловажную роль в механизме правового воспитания, поскольку каждый правонарушитель должен знать, что его ожидает в случае совершения им правонарушения.

Считаем нужным, отметить то, что благодаря механизму правового воспитания мы живем в нашей стране с такой политической системой. Но и она у нас не идеальная, но благодаря механизму правового регулирования у нас в государстве защищают интересы граждан, утверждены права и свободы человека.

Изучение механизма правового воспитания занимает ученых длительное время. Значительный интерес для разработки этой проблемы имели труды С.С. Алексеева, в частности его моногрсфии «Механизм правового воспитания в социалистическом государстве» и «Теория права», где отмечалось, что категория «механизм правового воспитания» определена в теории государства и права для показа момента движения, функционирования правовой формы. Но со временем категория «механизм правового воспитания» стала употребляться и в другом назначении, как «механизм правотворчества», «юридический механизм управления» и т.д.

По мнению И.П. Слободянюк, Е.В. Макагон, в настоящее вреемя понятие «механизм правового воспитания» применяется как способ функционирования и система средств воздействия, как юридическая надстройка в системном «работающем» виде .

Понятие «механизм правового воспитания» производно от понятия правового воспитания. С.С. Алексеев определяет правовое воспитания как осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативноорганизационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями. Как видно, С.С. Алексеев определяет правовое регулирование через правовое воздействие. Однако не всякое правовое воздействие составляет механизм правового воспитания. Понятие механизма правового воспитания уже понятия механизма правового воздействия. Понятие «Воздействие» по объему более широкое, чем «регулирование», замечает М.Н. Марченко, ибо воздействие включает как регулирование с помощью определенной правовой нормы, так и другие правовые средства и формы влияния на поведение людей. С.А. Комаров включает в механизм правового воздействия наряду с механизмом правового регулирования правовое сознание, правовую культуру, правовые принципы, правотворческий процесс.

Отличие правового воздействия от правового воспитания состоит в том, что правовое воздействие является частью социального воздействия. Как культурная и информационная ценность, право опpедееляет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений.

Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений. Особенность правового регулирования заключается в осуществлении государством посредством издания общеобязательных норм поведения. Здесь проявляется искусство правотворческих органов, их умение учитывать реальные возможности и предвидеть наступающие поаледствия .

«Однако уровень механизма правового воспитания зависит не только от состояния законодательства, - считает А.И, Бобылев. - Важно и реализовать на практике принятые законы. Поэтому остро встает вопрос о механизме реализации норм права». По нашему мнению, - это одна из насущных проблем Российского права, в решении которой должен быть заинтересован каждый член общества. А.В. Малько указывает, что цель механизма правового воспитания - обеспечение беспрепятственного движения интересов субъектов к ценностям, т.е. гарантированность их справедливого удовлетворения. Исходя из этого, он определяет механизм правового воспитания как систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права .

В.Н. Хропанюк более кратко дает понятие механизма правового воспитания - это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства .

Анализируя сказанное, по нашему мнению, для механизма правового воспитания понимается совокупность правовых средств, взятая в единстве, с помощью которых государство осуществляет правовое воздействие на общественные отношения в желаемом для него направлении.

В механизме правового воспитания С.С. Алексеев выделяет структуру правового регулирования, которая характеризуется, прежде всего, методами и способами регулирования. Каждой отрасли права присущ свой метод или счетание методов правового регулирования. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия: 1) метод децентpализованного регулирования, построенный на координации целей и интересов в общественном отношении и применяемый в сфере отраслей частноправового характера; 2) метод централизованного, императивного регулирования, базирующийся на отношениях субординации между участниками общественныx отношений и используемый в публично -правовых отраслях. Способы правового воспитания - пути юридического воздействия, выраженные в юридическиx нормаx и другиx элементаx правовой системы. С.С. Алексеев выделяет следующие способы правового воспитания: а) дозволение - предоставление лицам права на свои собственные активные действия; б) запрещение - возложение на лиц обязанноети воздерживаться от совершения действий определенного рода; в) позитивное обязывание - возложение на лиц обязанности активного поведения (что-то сделать, передать, уплатить и т.д.).

B.B. Лазарев называет те же способы правового воспитания, но несколько в иной последовательности: а) позитивное обязывание; б) дозволение; в) запрещение. Притом он уточняет, что метод - это совокупность юридическиx способов правового воспитания, а способы - это своего рода «строительный материал», «юридическое вещество» составляющее метод.

Следовательно, процесс правового воспитания в каждом конкретном случае различен - в зависимости от выполнения правовых обязанностей - добровольно или под принуждением.

Существенное значение для понимания правового воспитания имеет его предмет или сфера правового воспитания. Предметом правового воспитания являются разнообразные общественные отношения, которые объективно, по своей природе, могут поддаваться нормативно-организационному воздействию. В сферу правового воспитания входят различные группы общественных отношений: 1) отношения людей по обмену ценностями; 2) отношения по властному управлению обществом; 3) отношения по обеспечению прсвопорядка, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух вышеуказанныx сфераx. Сфера правового воспитания не является неизменной и постоянной, она может расширяться за счет появления новых отношений (отношения в сфере экологии) или статься за счет отказа от использования права в теx или иныx областяx общественных отношений. От содержания и характера предмета во многом зависят особенности содержания правового воспитания, а отсюда и особенности структуры права. Ими могут быть имущественные, земельные, управленческие, оргенизационные и др. отношения. B.B. Лазарев уточняет вопрос о сфере и пределах правового воспитания. Он отмечает, что иx правильное определение необxодимо для того, чтобы исключить использование юридическиx инструментов в сфераx взаимодействия людей, требующиx иныx средств социальной регуляции .

Из сказанного можно сделать вывод, что понятие меxанизма правового воспитания позволяет:

  • - не только собрать вместе явления правовой действительности - нормы, правоотношения, юридические акты и др., участвующие в правовом воздействии,
  • - и обжаловать иx как целостность, но и представить их в работающем, системно - воздействующем виде, что характеризует результативность правового регулирования;
  • - высветить в связи с этим специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовой системе, показать иx связь между собой и взаимодействие..

Рассмотренная позиция понимания меxанизма правового воспитания как совокупности правовых средств, используемыx в процессе правового регулирования общественныx отношений, является дискуссионной, по мнению В.М. Сырых. Свои взгляды он обосновывает тем, что один из основныx принципов научного анализа сложныx систем, меxанизмов требует рассматривать исследуемый объект, явление во взаимосвязи, взаимодействии составляющиx его частей. Только при таком подxоде можно установить, насколько эффективно действуют компоненты, каковы их функции и насколько результативной является работа меxанизма в целом как единого целостного образования. Изучение же строения меxанизма на уровне составляющиx его частей является неполным. Поэтому, чтобы получить верные представления о меxанизме правового воспитания, его способности выступать в этом качестве следует рассматривать максимально полно все его компоненты, а также взять иx во взаимосвязи и взаимодействии. При такиx методологическиx требованияx меxанизм правового регулирования можно рассматривать как сложную систему, соотоящую из правовыx средств, субъектов, осуществляющиx правовое регулирование или правовую деятельность, и юридически значимых результатов иx деятельности. При этом единый механизм правового регулирования сообразно стадиям правового регулирования подразделяется на три компонента: меxанизм правотворчества, меxанизм реализации норм права и меxанизм государственного принуждения .

Таким образом, каждый меxанизм действует на своей стадии правового воспитания - правотворчестве, правореализации и применении юридической ответственности - и характеризуется специфическими, только ему присущими правовыми средствами.

Уточняя значение понятий «критерий» и показатель» представляется целесообразным исходить из следующего.

Во-первых, общим для «критерия» и «показателя» является то, что оба они являются оценочными терминами и непосредственно связаны с таким понятием как оценка. Руководствуясь ими, исследователь характеризует уровень эффективности определенного рода деятельности.

Во-вторых, если обратиться к энциклопедическим источникам, то можно обнаружить, что термин «критерий» объясняется как «признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки Ожегов С. И. Толковый словарь. 6-е, стереотип., М., Энциклопедия, 1995. С. 522.. То есть слово «критерий» имеет два близких, но все же неодинаковых значения: «критерий-признак» и «критерий-мерило». Признак - это качественное свойство, характерное для разных предметов, объединяющихся в один класс, или качественное свойство, отличающее одну степень развития предмета от другой. Мерило равнозначно понятию эталона, образца.

Применительно к оценке эффективности правового воспитания, следует отметить, что подход к такой оценке следует начинать с выявления наиболее общих, главных понятий, которые были бы пригодными для «привязки» их к разным категориям населения и опираясь на которые затем можно было бы характеризовать всю проблему как с количественной, так и с качественной стороны, т.е. найти критерии-эталоны.

Решение этой задачи связано с рядом затруднений, вытекающих, прежде всего, из самой сущности измеряемого процесса и его результатов. Известно, например, что являющееся объектом правовоспитательного воздействия правосознание граждан помимо своей качественной неоднородности, обладает множеством общих и частных (индивидуальных) признаком. Оно отражает в своей структуре все элементы правовой реальности, различные поведенческие ориентации личности и т.п.

С результатами правового воспитания непосредственно взаимосвязаны такие духовно-смысловые образования как правовые знания, правовые взгляды и представления, правовые потребности, убеждения, мотивы, привычки, навыки, представления о должном, идеальном варианте права и т.п. Разные индивиды, социальные группы и слои населения имеют различия в уровнях правосознания, неодинаково складывается их поведение в повседневной жизни и в правовых сферах.

Кроме этого, существует множество факториальных признаков, характеризующих внешнюю сторону правового воспитания - это сама правовоспитательная деятельность, проводимая органами государственной власти и общественными организациями с помощью имеющихся в их распоряжении средств. Каждое такое средство тоже имеет свои характерные особенности, обладает определенной мерой интенсивности и силой воздействия на правосознание различных социальных групп.

Наконец, наряду с повторяемыми, устойчивыми, можно наблюдать эпизодические, редко и случайно проявляющиеся признаки и реакции индивидов на то или иное воспитательное воздействие.

Представляется, что нет необходимости оценивать эффективность по каждому объективно существующему признаку. Вполне очевидно, что количество таких характеристик (признаков) должно быть ограничено определенными пределами. Для этого, с учетом конкретных обстоятельств и целей исследования, необходимо выделить наиболее типичные, часто повторяемые, устойчивые характеристики. Наибольший интерес представляют результативные характеристики (признаки), то есть такие качества и свойства правосознания, которые имеют причинно-следственную связь с правовым воспитанием, являются совокупным результатом последнего и на формирование которых правовое воспитание способно оказать преобразующее воздействие. Такой подход позволяет, в известной мере, различать качества и свойства личности, сформировавшиеся благодаря правовоспитательному воздействию от эпизодических проявлений, вызванных побочными обстоятельствами, случайными ситуациями и событиями, непосредственно связанными с правовым воспитанием.

Последнее имеет не только теоретическое, но и практическое значение, если речь идет, например, об оценке эффективности правового воспитания в трудовом коллективе.

Необходимость отбора для критериев - признаков только таких проявлений правосознания и поведения личности, которые характеризуются наиболее выраженной качественной устойчивостью, очевидна. Следовательно, будет логичным предположить, что оцениваемый по ним совокупный результат правового воспитания может быть уточнен, конкретизирован с помощью других критериев - эталонов, отражающих отдельные стороны или уровни эффективности. Чем больше будет определено дополнительных критериев - эталонов, тем объективнее и разносторонне получится оценки эффективности правового воспитания. Являясь компонентом критерия - признака, критерий-эталон в данном случае есть конкретный и типичный выразитель какой-то одной из наиболее существенных характеристик, по которой можно судить об уровне развития правосознания, о правовой культуре граждан.

Среди критериев-признаков, отражающих специфику эффективности правового воспитания, важное место принадлежит таким повторяющимся качествам и свойствам личности, которые характеризуют ее устойчивые связи с социально-правовой действительностью и отчетливо выражают результаты ее привычных действий в правовой сфере. Это могут быть: знание права, отношение к конкретным правовым нормам, социально-правовая активность и т.п.

Если критерии-признаки наполнить результатами массового изучения правосознания, сопоставить эти результаты по одноименным критериям-эталонам с результатами предыдущих следований, а затем произвести соответствующие математические операции, то можно получить суммарные показатели эффективности правового воспитания на уровне трудового коллектива, территориальной единицы, общества в целом. Такие показатели могут быть простыми и сложными в зависимости от применяемых эмпирических величин для операциональных понятий и математических методов анализа первичной социологической информации.

Следовательно, критерии-признаки более очевидны, более сравнимы, если они дополняются и раскрываются критериями-эталонами или показателями. Последние представляют собой не только суммарное выражение степени достижения целей, но и абстрактные относительные величины, сформулированные по результатам изучения правовоспитательной практики. Это могут быть различные расчетные процентные соотношения, индексы, коэффициенты, а также понятийные определения, терминологические формулировки, заключения, выводы и т.п.

Показателей эффективности может быть несколько или даже много. К их числу следует, прежде всего, отнести:

а) степень достижения цели (или целей);

б) время, затраченное на получение определенного результата;

в) объем организационных, материальных и духовных издержек;

г) тенденции к упрочению законности и правопорядка;

д) удовлетворенность населения качеством правовой информации;

е) умение граждан применять полученные знания в жизнь;

к) положительное общественное мнение о нормах права и т.п.

Важнейшим показателем эффективности правового воспитания является соответствие достигнутых результатов задачам, вытекающим из решений органов государственной власти.

На уровне общества показателями эффективности являются следующие достижения. В нашей стране за последние годы повысилась правовая грамотность населения. Широкое развитие приобретает патриотическое движение российской граждан, особенно актуально это в связи с нестабильной политической ситуацией на международной арене.

Показателями эффективности правового воспитания являются также успехи в борьбе с преступностью, рост социальной потребности граждан в правовой информации, в ознакомлении с действующим законодательством, его нормами и принципами, с деятельностью органов государственной власти, призванных обеспечить охрану их прав и законных интересов.

К показателям эффективности правового воспитания предъявляется ряд требований. Они должны обладать такими основными свойствами:

1) Репрезентативность. Количество показателей должно быть достаточным для описания результатов правовоспитательной работы. Каждый показатель должен адекватно отражать работу в данном направлении и быть доказуемым.

2) Надежность. Показатели должны служить преградой против попыток искажения результатов правовоспитательной деятельности, исключать случайность достижения результата.

3) Сопоставимость. Показатели должны обеспечить возможность объективного сопоставления результатов по каждому из критериев эффективности.

4) Объективность. Показатели должны характеризовать различные уровни эффективности. Устойчивость достигнутого результата будет показателем эффективности, и наоборот - правовое воспитание нельзя считать эффективным, если его результаты оказались непродолжительными, краткосрочными.

Установив общие требования, предъявляемые к критериям и показателя, рассмотрим критерии эффективности оценки правового воспитания.

В качестве основных критериев эффективности правового воспитания ученые выделили следующие:

а) знание права, познавательно-правовая активность;

б) правовая убежденность, чувство законности;

в) правомерность поведения;

г) социально-правовая активность Головченко В. В. Теоретические вопросы эффективности правового воспитания: Дисс.. канд. юрид. наук. Киев, Институт права 1982. С. 72..

Рассмотрим каждый из этих критериев.

Познавательная активность, будучи включенной в общую систему социальной активности, выступает в качестве условия дальнейшей практической деятельности личности.

Познавательная активность в сфере действия правовых норм - сложное явление. Основная ее черта - целенаправленность, но от того, совпадают ли цели будущей деятельности (поведения) лица с целями правовой нормы или расходятся с ними, будет, вероятно, зависеть и отношение правового познания к социально-правовой активности или же признание его антиправовой или неправовой активностью Затонский В. А. Сильное государство и активная личность: теоретико-правовой аспект. Саратов, СГУ, 2005. С. 23. . С этой точки зрения и определяется ценность правовой информации.

Следует подчеркнуть, что только позитивная цель характеризует правовую познавательную активность личности, в противном случае мы имеем дело с антиобщественным проявлением, со стремлением, изучив закон, поступить в дальнейшем вопреки его требованию.

Познавательно-правовая активность - это разновидность социальной активности, проявляющейся по отношению к процессу познания Иконникова Г. И. Философия права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., Юрайт, 2011. С. 48. . Формируется в учебной деятельности и самообразовании и обусловливает интенсивность и характер протекания учения и результат научения.

Критериями познавательно-правовой активности являются: количество и качество изучаемого правового материала, познавательный интерес в области права, сформированность приемов умственной деятельности, уровень подготовленности к обучению праву на данном уровне, количество используемых правовых источников в обучении и самообразовании, самостоятельность и инициативность в обучении, в познании.

Проявление информационно-познавательной активности в сфере права, то есть восприятие личностью содержания правовой нормы, - первый шаг на пути формирования установок на другие виды социально-правовой активности. Это внешне малоуловимый процесс Барулин В. С. Социальная философия: Учебник для вузов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2012. С. 38. .

Жизненный опыт личности, ее принципы, понятия, представления о праве, моральных ценностях могут еще задолго до получения информации о новой норме права способствовать выработке установок либо совпадающих с правовыми требованиями, либо противоречащих им.

В случае совпадения установки с требованиями нормы возрастает убежденность личности в верности, справедливости нормативного требования. Причинами несовпадения могут быть либо антиобщественная направленность иных установок личности, либо недостаточно полная осведомленность о правовой норме, действующей часто в совокупности с целой системой неизвестных данному лицу правил, либо, наконец, отставание права от быстро развивающихся общественных отношений. Чтобы право постоянно находилось на уровне требований общества, необходимо оперативное и точное отражение в праве всех изменений общественных отношений, что может быть достигнуто в немалой степени благодаря усилению правотворческой активности граждан.

Активность личности в правотворческой сфере как вид познавательно-правовой активности, наряду с активностью в сфере информационно-познавательной, есть выражение правового осознания действительности.

Правовая норма не всегда «рождается» в государственных органах: практическая необходимость изменения или создания нормы права часто возникает в сознании отдельных граждан, общественных групп, коллективов. Наличие позитивной правовой установки, базирующейся на большом жизненном опыте, знание конкретных общественных отношений порождает несогласие с устаревшей нормой права или отсутствием нормы (пробелом в законодательстве), что при определенных условиях может послужить толчком для проявления гражданином правотворческой активности.

Правотворческая активность может проявляться по-разному: это и активность в государственно-организационных формах (участие в обсуждении и принятии законопроектов), это и самостоятельная активность личности в сфере права (голосование определенным образом во время проведения референдумов).

Правовая убежденность и чувство законности имеют важное значение в процессе правового воспитания личности. Данные категории являются одними из критериев оценки эффективности правовоспитательного процесса.

Убеждение в юридической науке рассматривается как метод правового воспитания или правового воздействия на сознание субъекта права с целью вызвать его на полезную юридическую деятельность (правомерное поведение) или затормозить его нежелательные поступки (противоправное поведение) Аскерова Л. А. Правовое убеждение как категория права // Порядок общества: актуальные проблемы социально-правовой теории: межвузовский научный сборник. М., МГЮА, 2011. С. 14..

Основная цель мер убеждения - это предотвращение деструктивныхпрофилактике деликтности Аскерова Л. А. Сущность и юридическая природа правового убеждения // Порядок общества: проблемы правовой теории и юридической практики в России. М., МГУ, 2011. С. 39..

В структуру правового убеждения входят: правовые знания; субъективное признание человеком истинности правовых знаний, отсутствие сомнений в правильности правовых знаний; уяснение соответствия данного правового знания правовым интересам личности, осознание жизненной важности правовых знаний для человека и необходимость их для практической деятельности; субъективная готовность действовать в соответствии с полученными правовыми знаниями.

Следует отметить, что знание и убеждение различаются, главным образом, по функциональному признаку: если преобладающей функцией знания выступает отражение, то в убеждении основное значение приобретает оценка Аскерова Л. А. Правовые убеждения: теоретико-правовой аспект: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Краснодар, КГУ, 2012. С. 11. .

Процесс правового убеждения - это сложная система взаимодействия людей, в процессе которого у объекта общения под влиянием логически обоснованной аргументации субъекта общения происходит изменение оценочных суждений.

Процесс убеждения включает следующие элементы: субъект убеждения; объект убеждения; средства убеждения; процедура убеждения.

Под убежденностью понимается основанное на оценке доказательств чувство уверенности лица, принимающего решение, в законности своих действий. При этом понятие «убежденность» раскрывается как особое качество личности, определяющее общую направленность всей ее деятельности и ценностных ориентации и выступающее регулятором ее сознания и поведения.

Правовая убежденность имеет достаточно сложное содержание которое включает в себя: рациональный компонент, эмоциональный компонент, волевой компонент.

Правовая убежденность - это особое качество личности, определяющее правовую направленность всей ее деятельности и ценностных ориентации и выступающее регулятором ее правосознания и правомерного поведения.

Правовая убежденность выражается в субъективном отношении личности к своим поступкам и правовым убеждениям, связанным с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний права, правовых принципов и идеалов, которыми она руководствуется. Осознанные на основе правовой убежденности личные потребности, ценностные ориентации и правовые нормы органически включаются в объективное содержание форм жизнедеятельности личности и определяют ее правомерное поведение.

Правовая убежденность зависит от опыта личности и ее отношений с обществом. Правовая убежденность основывается на правовых знаниях, прежде всего законодательно закрепленных, которые тесно переплетены с волей, составляют содержание мотивов деятельности, формируют правовые установки личности.

Принятие субъектом права достаточно мотивированного волевого решения, соответствующего предоставленным ему правовым возможностям и требованиям, венчает собой формирование правовой убежденности. Это открывает путь к его социально-правовой активности.

В российском законодательстве существует законодательное определение понятия, гипонимичного понятию убеждения, а именно «внутреннее убеждение». Это понятие содержится в нормах всех процессуальных кодексов, посвященных оценке доказательств

В юридической науке внутреннее убеждение традиционно рассматривается в качестве, во-первых, познавательной мыслительной, психической деятельности субъектов по оценке доказательств и, во-вторых, результата такой оценки Байтин М. И. Сущность права. 3-е изд. перераб. и доп. М., Эксмо, 2010. С. 18..

Чувство законности - это сформировавшееся в структуре личности внутреннее побуждение при любых ситуациях поступать в соответствии с законом. Правомерный вариант поведения при этом избирается даже в том случае, если оно в каком-то смысле и не устраивает адресата нормы, не отвечает его интересам в данный момент (скажем, при условии несовершенных предписаний).

Основанное на вере в право, уважении к правам и свободам человека, чувство законности есть непреодолимое и сильное влечение лица, применяющего норму, действовать всегда и только в соответствии с ее требованиями, поступать не вопреки, а согласно закону.

Правомерное поведение - это осознанное, социально-полезное поведение индивидуальных и коллективных субъектов, соответствующее нормам права Теория государства и права: учебник / Под ред. М. Н. Марченко. М., Зерцало, 2013. С. 112. .

Право реагирует лишь на деятельность человека, выраженную вовне. Однако и здесь существует определенное ограничение. Дело в том, что поведение относительно права может быть правомерным, неправомерным (противоправным) и юридически нейтральным (индифферентным, безразличным). Последнее правом не регулируется и правовых последствий не вызывает. Ведь, как известно, право не проникает (и не должно проникать) в некоторые сферы общественной жизни. Правомерное и неправомерное поведение являются юридически значимыми разновидностями поведения и могут быть объединены в одно явление - правовое поведение Лейст О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., Проспект, 2002. С. 89. .

Правомерному поведению присущи следующие признаки.

Во-первых, правомерное поведение соответствует требованиям правовых норм. Человек действует правомерно, если он точно соблюдает правовые предписания. Это формально-юридический критерий поведения. Нередко правомерное поведение трактуется как поведение, не нарушающее норм права Нехаева У. И. Правомерное поведение как ценность правового порядка // Философия права. 2009. №4. С. 74.. Однако такая трактовка не вполне точно отражает содержание данного явления, ибо поведение, не противоречащее правовым предписаниям, может осуществляться вне сферы правового регулирования, не быть правовым.

Во-вторых, правомерное поведение обычно социально полезно. Это действия, адекватные образу жизни, полезные (желательные), а порой и необходимые для нормального функционирования общества. Положительную роль оно играет и для личности, ибо благодаря ему обеспечивается свобода, защищаются законные интересы.

В-третьих, правомерному поведению присущ признак, характеризующий его субъективную сторону, которую, как и у любого другого действия, составляют мотивы и цели, степень осознания возможных последствий поступка и внутреннее отношение к ним индивида. При этом мотивы отражают не только направленность (нарушает или нет нормы права), но и характер, степень активности, самостоятельность и интенсивность поведения в ходе реализации. Субъективная сторона свидетельствует об уровне правовой культуры личности, степени ответственности лица, о его отношении к социальным и правовым ценностям Иванников И. А. Концепция правовой культуры // Правоведение. 1998. № 3. С.44..

Социальная роль правомерного поведения чрезвычайно высока. Она представляет собой ту наиболее эффективную реализацию права, которая охраняется государством. Именно через правомерное поведение осуществляется упорядочение общественных отношений, необходимое для нормального функционирования и развития общества, обеспечивается устойчивый правопорядок. Правомерное поведение является важнейшим фактором решения стоящих перед обществом задач. Однако социальная роль правомерного поведения не сводится к удовлетворению общественных нужд. Не менее важная его функция состоит в удовлетворении интересов самих субъектов правовых действий Байниязов Р. С. Правосознание и российский правовой менталитет // Правоведение. 2000. № 2. С.113..

Поскольку общество и государство заинтересованы в таком поведении, они поддерживают его организационными мерами, поощряют, стимулируют. Деяния субъектов, препятствующие совершению правомерных действий, пресекаются государством.

Вместе с тем социальная значимость различных вариантов правомерного поведения различна. Различно и их юридическое закрепление.

Некоторые виды правомерных действий объективно необходимы для нормального развития общества. Варианты такого поведения закрепляются в императивных правовых нормах в виде обязанностей. Выполнение их обеспечивается (помимо организационной деятельности государства) угрозой государственного принуждения Глушакова С. И. Права человека в России. М., Юристъ, 2005. С. 292. .

Другие варианты поведения, не будучи столь необходимыми, являются желательными для общества (участие в выборах, вступление в брак, обжалование неправомерных действий должностных лиц и т. д.). Указанное поведение закрепляется не как обязанность, а как право, характер реализации которого во многом зависит от воли и интересов самого управомоченного Пьянов Н.А. Правовое поведение: понятие и виды // Сибирский юридический вестник. 2004. №2. С. 11.. Многие варианты подобного поведения закреплены в диспозитивных нормах.

Правомерное поведение, как и неправомерное (и как любое другое поведение), имеет две стороны - объективную и субъективную.

Субъективная сторона правомерного поведения, как и субъективная сторона противоправного поведения, характеризуется интеллектуально-волевым отношением субъекта к своему деянию и его последствиям. Однако если для субъективной стороны правонарушения характерно специфическое интеллектуально-волевое состояние правонарушителя, которое именуется виной, то для поведения законопослушного субъекта характерна иная мотивация. И в зависимости от характера последней можно проводить деление правомерного поведения на виды.

Так, в качестве первого вида можно назвать правомерное поведение, при котором субъект осознает необходимость, обоснованность, справедливость требований правовых норм, осознает полезность своего поведения и желает наступления социально полезного результата. Таким образом, для данного вида правомерного поведения характерно сознательное отношение субъекта к праву и своему поведению.

Вторым видом правомерного поведения с точки зрения его субъективной стороны является конформное (или конформистское) поведение, когда субъект подчиняет свое поведение правовым предписаниям лишь по той причине, что «так делают все». Этот вид правомерного поведения характерен для социальных групп с недостаточно развитыми правовой культурой и правосознанием (например, для несовершеннолетних).

И третий вид - это когда субъект исполняет и соблюдает правовые требования под угрозой мер государственного принуждения или уже в результате их применения. В литературе справедливо отмечается, что это «ненадежный» вид правомерного поведения Зарубаева Е. Ю. Правомерное поведение: подходы к определению дефиниции, социальная значимость и типология // Сибирский юридический вестник. 2005. №1. С. 12.. В случае ослабления контроля со стороны государства здесь вполне вероятно изменение поведения с правомерного на неправомерное.

Объективную сторону правомерного поведения можно рассматривать на основе тех же элементов (категорий), что и объективную сторону противоправного поведения. Речь идет о поведении, определенном результате и причинной связи между ними, только у правомерного поведения все идет со знаком «плюс», то есть поведение и его результат должны быть социально полезны, во всяком случае не вредны для общества Васильева Т. А. Права человека. М., Норма: Инфра-М, 2001. С.492. .

По объективной стороне правомерное поведение можно подразделить на два вида:

а) необходимое;

б) социально допустимое.

Представляется, что важную роль в обеспечении законности играет отношение к праву, его принципам и нормам, их соблюдению, так как именно негативное или безразличное отношение к праву является наиболее распространенной причиной нарушения требований законности.

Немаловажное значение имеют правовые навыки и умения, а также стереотипы правомерного поведения, отсутствие которых является довольно распространенной причиной совершения правонарушений.

Рассматривая правомерное поведение как критерий эффективности оценки правового воспитания, следует отметить, что чем выше уровень правового воспитания в обществе, тем выше будет уровень правомерного поведения.

Чтобы поведение субъекта было правомерным, нужно избегать основных проблем на пути правовоспитательного процесса, которыми являются:

Отсутствие доступа к правовой информации на разных стадиях обучения;

Укрепление в сознании «бытовых» воззрений на право;

Нежелание самих граждан к правовому самовоспитанию (отсутствие мотивации, отсутствие веры);

Переизложение правовой информации СМИ, неверное ее толкование и подача;

Отсутствие единых программ правового воспитания на разных стадиях обучения (дошкольное воспитание, школьное, вузовское) и программы воспитания взрослого населения.

Правовое воспитание осуществляется и на государственном уровне и выражается через задачи, которые необходимо реализовать в поведении субъекта права. Такими задачами являются:

Формирование высокой гражданственности человека, его общей правовой культуры и социальной активности;

Получение учащейся молодежью специальных правовых знаний в процессе подготовки к избранной трудовой деятельности;

Ранняя профилактика правонарушений.

Таким образом, выступая критерием оценки эффективности правового воспитания, правомерное поведение - это осознанное, социально-полезное поведение индивидуальных и коллективных субъектов, соответствующее нормам права.

Социально-правовая активность, т.е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений, противодействие беззаконию, поддержание правопорядка и законопослушания в обществе, преодолению правового нигилизма, является одной из характерных черт (слагаемым) правовой культуры личности Тепляшин И. В. Правовая активность российских граждан: перспективы исследования категории // Российский юридический журнал. 2010. №6. С. 45..

Социально-правовая активность как личностное качество включает совокупность следующих элементов.

1) правовое поведение - наличие инициативности в применении правовых норм, опора на требования законов, различных правовых актов в своих действиях.

2) правовые отношения - умение обобщать и передавать собственный правовой опыт другим (владение анализом собственных и других правовых ситуаций, владение навыками и умениями передачи другим своего опыта).

3) социально-правовую активность личности следует рассматривать как интенсивную деятельность личности в сфере права, включающую в себя как позитивный (одобряемый государством и обществом), так и негативный (отрицательно воспринимаемый государством и обществом) факторы.

Социально-правовая активность характеризуется рядом признаков.

Во-первых, социально-правовая активность личности всегда проявляется в действиях, так как сущность активности заключается именно в действии, в активном поведении человека.

Во-вторых, действия совершаются свободными индивидами. Свобода в данном случае рассматривается как «гарантия того, что каждый из нас может делать нечто без помех со стороны другого, воспрещающего это делать, или заставляющего делать нечто иное».

В-третьих, данные действия происходят в сфере права и могут носить как правомерный, так и противоправный характер. Противоправное поведение - это тоже поведение правовое (но не правомерное), поэтому противоправный характер, как и правомерный, является ее составляющей.

В-пятых, социально-правовая активность в процессе своего функционирования должна ориентироваться на тесное взаимодействие с общечеловеческими ценностями и исходить от надлежащих ей субъектов.

Представляется, что социально-правовая активность личности может проявляться в области познания правовых явлений, в сфере правотворчества, в деятельности, направленной против нарушений закона.

При определении значимости социально-правовой активности в информационно-познавательной сфере следует учитывать следующие обстоятельства:

Активность в познании правовых явлений - важнейшая часть социальной активности личности;

Данный вид активности является реализацией когнитивного (познавательного) компонента правовой установки;

Социальная активность в сфере права - основополагающий фактор, предопределяющий характер правовой активности личности в целом;

До момента получения правовой информации необходимо сформировать (выработать) установку личности на получение такого варианта решения правовой задачи, который находился бы в полном соответствии с нормами и принципами права и морали, т.е. установку на активность, а не псевдоактивность (или антиобщественную активность) в сфере правовой реальности;

С целью формирования установки на социально-правовую активность в информационно-познавательной сфере необходимо учитывать, к какому социальному слою относится та или иная группа - рабочие, ИТР, врачи, учителя, руководящие работники, студенты, учащиеся и т.п.

Социально-правовая активность личности может рассматриваться не только как элемент правовой жизни, но и как показатель, критерий эффективности правового воспитания. Оттого насколько активнее ведет себя личность в сфере права, в том числе и в политической жизни общества, определяется и уровень (состояние) ее правового воспитания.

Поскольку уровень правовой активности личности в настоящее время весьма низок, то и уровень правового воспитания общества России невысок. Подтверждением этому может послужить, например, низкая избирательная активность граждан. Социально-правовая активность является одной из важнейших характеристик человека в правовой сфере. В большинстве случаев такая активность направлена на достижение законной цели законным способом. Но в реальной правовой жизни имеются многочисленные случаи проявления правовой активности в направлении, пролегающим рядом с официальными способами поведения человека в обществе или не совпадающим с официально признанным и допустимым. Это так называемая «негативная правовая активность», проявляющаяся, как правило, в противоправных действиях.

Мелкоступова Наталья Леонидовна

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСЛОВИЙ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

«Если человека учат добру - …в результате будет добро».

В.А. Сухомлинский:

Настоящий этап развития современной России показывает актуальность правового воспитания человека, гражданина правового государства – человека готового к осуществлению социально полезных действий, обладающего высоким уровнем самосознания, культуры. Современная действительность определяет ряд противоречий между потребностями общества в законопослушных гражданах и правовым нигилизмом молодых людей; демократическими правами, свободами человека, их несоблюдением на различных уровнях и правовой безграмотностью населения России; между высоким уровнем осознания, реализации собственных прав и низким уровнем сформированности гражданской позиции по выполнению обязанностей у подрастающего поколения между нормативно-правовым закреплением правового воспитания в общеобразовательных учреждениях и растущим числом правонарушений в детской и подростковой среде.

В России несовершеннолетними совершаются преступления различных форм и степеней тяжести. Несовершеннолетние правонарушители являются резервом преступности будущих десятилетий. 76% взрослых преступников совершили свое первое преступление в детском возрасте.
Лица, совершавшие преступления в детском возрасте в дальнейшем, как правило, редко прекращают свою преступную деятельность. Так, 70% воспитанников и 75 % воспитанниц специальных учебно-воспитательных учреждений, первое преступление совершили в возрасте до 16 лет, лишь 10%, из числа совершивших преступление в детском возрасте, ведут себя в дальнейшем правомерно. Несмотря на то, что в настоящее время по сравнению с девяностыми годами преступность несовершеннолетних несколько снизилась, однако снижение количества преступлений совершаемых несовершеннолетними, по мнению Юсупова М. Р., свидетельствует о так называемой латентной преступности среди несовершеннолетних, доказательства этому в увеличении процента доставленных несовершеннолетних лиц за совершение ими административных правонарушений.

Причинами девиантного поведения детей являются несформированность условий правового воспитания, несовершенства системы правового образования в целом с учётом определённых проблем: наследственность, воспитание в семье, психолого-возрастные особенности младших школьников и младших подростков.

Образование должно быть направлено на необходимость и организацию формирования условий правовой защиты и актуализации задачи ответственности человека за свои поступки и поведение, осознание личности к обеспечению собственной безопасности жизнедеятельности путём совершенствования системы правового воспитания и просвещения детей, начиная с первых ступеней обучения.

Основной задачей правового образования является организационно-педагогические условия формирования правовой культуры как совокупности правовых знаний, убеждений, установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества . Правовая культура – это знание правовых норм, развитая нравственно-правовая сфера, умение использовать нормы права в интересах граждан и своих собственных; гражданская потребность в правовом просвещении и борьбе с правонарушениями . Ядром правовой культуры является правосознание личности. Она включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных, часто непредвиденных жизненных ситуациях, она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона в общем понимании слова и закона морали.

Можно отметить, что компонентами правовой культуры являются знания о праве, законодательстве РФ, существующем правопорядке, способах его охраны; установка на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка, осознанная реализации своих прав и свобод, в рамках действующего законодательства.

Оказываясь в бесконечном потоке социума, школьники зачастую неверно оценивают правовые моменты. Их отношения со сверстниками и взрослыми основаны на неточных понятиях или ошибочных взглядах, что затрудняет возможность разрешения спорных вопросов, конфликтных ситуаций, порождает непонимание между людьми (поколениями), приводит к накоплению опыта насильственного разрешения конфликтов приобретению опасных форм поведения (курение, употребление алкоголя, совершение правонарушений), несоблюдению правил личной безопасности. Можно утверждать, что правовые взгляды выпускников школы поверхностны, недостаточно осознанны.

Современный ребенок должен научиться выбирать социально - безопасные условия и форму поведения, которые напрямую зависят от эффективности формирования уровня правовой культуры на начальном этапе обучения.

Эффективность формирования правовой культуры младших школьников обеспечивается рядом условий:

1. Формирование правовой культуры младших школьников должно представлять первую ступень целостной, непрерывной, преемственной системы правового образования учащихся;

2. Интегрированный подход правового воспитания в начальной школе предполагает факультативный или элективный курс, не во всех образовательных программах предполагается изучение обществознания и формирование правовых знаний в целостную систему;

3. Содержание правового воспитания в начальной школе не должно ограничиваться только обучением прав. Анализ предложенных программ для начальной школы сводится на изучении Конвенции о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.), Женевской декларации прав ребенка (утверждена Лигой Наций в 1924 г.) и Декларация прав ребенка (принята 20 ноября 1959 г.). В основном эти документы определяют социальные права детей, которые, безусловно, важны. Однако следует понимать, что эти права все-таки вторичны. От того, что они продекламированы, на самом деле особых изменений по отношению к детям не произошло (но опять же отрицать важность принятия таких документов бессмысленно, ведь и форма воздействует на содержание). Если же мы хотим, чтобы отношение к детям изменилось в лучшую сторону, то необходимы в первую очередь изменения в духовно-нравственной сфере. При этом было бы неплохо прислушаться к самим детям. Представим, что собрались вместе дети всей планеты и приняли Декларацию своих прав. Возможно, эта Декларация выглядела бы следующим образом: "Мы, дети всей Земли, заявляем о том, что имеем право: на родительскую любовь, на любовь к родителям, на уважение, быть самими собой, на выбор своего пути, на выполнение своего (личного) предназначения, на свои собственные недостатки и достоинства, на свое видение мира, отличное от видения мира родителями, на собственное творчество, на собственные ошибки, на собственную веру".

Программы по правовому обучению для начальной школы должны разрабатываться под единый стандарт и иметь необходимую концептуальную основу. Вариативность даёт педагогу возможность выбора программы, отвечающей требованиям и возможностям эффективности формирования правовой культуры детей, интересам самого учителя.

Отметим, содержание некоторых разработок, пособий по формированию правовой культуры отражает субъективную позицию автора на проблему, не имеет концептуальной основы. Также отсутствуют содержательные связи с учебными дисциплинами начальной школы, нет преемственных связей с правовым просвещением на средней ступени обучения и старшей, отсутствуют стандарты правового образования, хотя в Федеральном образовательном стандарте начального общего образования в характеристике выпускника начальной школы представлены целевые и содержательные ориентиры:

    любить свой народ, свой край и свою Родину;

    уважать и принимать ценности семьи и общества;

    быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

    быть доброжелательным, уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

    выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни .

Предполагаем, содержание эффективности условий формирования правовой культуры в начальной школе должно строиться:

1. С учетом требований современного общества (толерантность, уважение к людям, навыки социального взаимодействия и др.);

2. На основе анализа проблем развития и воспитания учащихся младшего школьного возраста в совокупности с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, семьи, социума (безнадзорность и беспризорность, детское насилие и агрессивность, тревожность, снижение возрастного порога совершения правонарушений и др.)

3. Учитывая содержание деятельности воспитательной работы, т.к. решение основных «задач возраста» (А.В.Мудрик) строится на основе интеграции духовно-нравственного, трудового, экологического, правового, патриотического воспитания: усвоении требований, предъявляемых к ученику школы, члену семьи, другу; правил поведения в общественных местах, в семье, школе, учреждениях культуры, на природе, в транспорте и др.; осознание прав и обязанностей, ответственности ребенка в семье и школе; выполнение правил личной, общественной и экологической безопасности; норм и правил бесконфликтного взаимодействия с детьми разных национальностей, вероисповедания.

Правовое образование в начальной школе является органическим продолжением нравственного воспитания. Воспитание человечности, ответственности, способности сопоставлять свое поведение с мнением окружающих может предостеречь от совершения опасных действий, от вступления человека в конфликт с законом. Не случайно многие нравственные требования к личности являются основой юридических предписаний и охранительных правовых норм. Человек, усвоивший правовые нормы, действует более четко, уверенно и результативно. И здесь именно этическое образование и осуществляемое на его основе нравственное воспитание составляют фундамент для становления правовой культуры учащихся;

4. На основе культурологического, деятельностного, аксиологического и субъектного подходов;

5. С учетом региональной специфики: национального состава региона, традиций взаимодействия представителей разных национальностей.

Применение совокупности форм и методов, технологий обучения и воспитания младших школьников должно основываться на принципах:

    свободы, равенства, партнерства, сотрудничества, охраны и защиты прав личности на полноценное воспитание, образование и развитие как основы социализации и гражданского становления, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека (утверждена и провозглашена 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций) Конвенции о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.), Конституции РФ (12 декабря 1993 г.), Законе РФ «Об образовании» (вступивший в силу с 01.09.13 г.), Законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 2 декабря 2013 года), Национальной доктрине образования в РФ (от 4 октября 2000 г.);

    целостности педагогического процесса, интеграции воспитательных усилий, предполагающей осуществление правового просвещения младших школьников в единстве воспитания и обучения, взаимосвязи с внеклассной и внешкольной работой, семейным воспитанием ;

    социального закаливания детей (М.И.Рожков и др.), предполагающем включение воспитанников в ситуации, требующие волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, социального иммунитета в отношении националистических и шовинистических настроений.

Словесные методы обедняют процесс эффективности правового воспитания, приводят к отрыву теории от реальной жизнедеятельности, потому необходимо применять формы и методы , стимулирующие социальную активность детей:

    игровые (моделирование реальных ситуаций «Пешеходы», «В транспорте», «На библиотеке»);

    общественно значимые (выполнение общественно значимых поручений: участие в акциях «Милосердие», «Чистый двор», «Новый друг»; развитие системы самоуправления в классном коллективе с разработкой законов детской жизни проведение экологических акций)

    проектные, исследовательские «Ребёнок – права и обязанности», «Все мы разные – все мы равные» «Город, в котором я живу», «Мой микрорайон» и др.).

    творческие (выставки творческих работ «Конституция страны «Детство», «Мой друг»

    дискуссионные (обсуждение реальных проблем, обмен идеями, мнениями);

    ситуативные (рассмотрение реальных ситуаций);

    рефлексивные (самоанализ, осмысление и оценка собственных действий);

Реализации задач эффективность условий правового воспитания в начальной школе на факультативных занятиях будет способствовать соблюдение ряда условий:

    учет психолого-возрастных особенностей развития младших школьников;

    жизненный опыт детей;

    максимальное использование игровых форм, для понимания и усвоения детьми правовых и нравственных норм;

    создание за занятиях атмосферы доброжелательности, взаимоуважения и доверия, т.к. занятия по правовому просвещению – не обычные уроки, а беседы – толерантности. В них раскрывается личность ребенка, его духовный мир, его отношения в социуме, то есть включение младших школьников в различные виды деятельности, которые помогут на практике понять, как строить отношения в обществе, опираясь на нравственно-правовые нормы;

Важнейшим направлением эффективности условий правового воспитания в начальной школе является оказание социально-педагогической и правовой поддержки детям, направленной на преодоление и профилактику противоправного поведения и деятельности, самопознание, самоопределение и самореализацию младшего школьника в различных видах деятельности в поликультурной среде.

Проведение диагностики уровня правовой культуры младших школьников – необходимое звено педагогического процесса, дающее информацию о реализации образовательных целей, которая имеет существенное значение для дальнейшей работы с целью повышения эффективности условий правового воспитания в начальной школе . Диагностическая деятельность также должна быть нацелена на изучение характера межличностных отношений в многонациональной школьной среде, выявление индивидуальных проблем ребенка и их причин, исследование стиля семейного воспитания и характера его влияния на гражданское становление личности.

Информативными методами диагностики формирования правовой культуры младших школьников являются:

    наблюдение (включенное, открытое и скрытое),

    беседа с учеником (собеседование, интервьюирование),

    беседа с родителями,

    опрос,

    анкетирование,

    изучение продуктов деятельности детей (письменных и творческих работ и др.).

    экспериментальные методы (создание воспитывающих ситуаций, ситуаций на моделирование поведения и др.),

    социометрия,

    графические и рисуночные, проективные тесты, сочинения и др.

В младшем школьном возрасте материалом для диагностики может служить характер поведения ребенка в игровой и трудовой, коллективной и индивидуальной деятельности, в общении с родителями. Несмотря на сложность фиксации результатов исследования правовой культуры младшего школьника, на первой ступени образования это осуществимо, так как существует тесный контакт учителя с ребёнком и его семьей.

Эффективным условием правового воспитания в начальной школе является личностная и профессиональная готовность учителя начальных классов к данной работе, которая включает в себя: личностные качества, соответствующее нравственным нормам поведения, сформированность навыков толерантного, бесконфликтного взаимодействия с различными категориями социальной сферы, необходимый уровень правовых знаний, владение методикой и технологиями правового просвещения воспитания.

Исходя из выше изложенного, отметим, эффективность формирования правовой культуры в младшем школьном возрасте – задача весьма актуальная и сложная. Ее решение зависит от ряда условий, важнейшими из которых являются: грамотное выстраивание содержания правового просвещения и воспитания, применение совокупности форм, методов и приемов, стимулирующих социальную активность ребенка, готовность учителя к осуществлению правового образования.

Эффективность правового воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.

Опытная работа в МКОУ ШР «СОШ № 2», показала необходимость проведения занятий по нравственному воспитанию с младшими школьниками. В опытном 2 классе «Г» теоретические знания преобладают над практическими умениями, все же работу по формированию нравственности надо продолжать, чтобы теоретические знания вошли в зону «актуального развития» (по теории развития Л.С. Выготского – психолог, философов.). Программа «Нравственное воспитание школьников в учебной деятельности» может способствовать повышению уровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечивая развитие нравственных качеств личности в учебной деятельности.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем правового воспитания является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Педагогический смысл работы по формированию правовой культуры личности младшего школьника состоит в том, чтобы помочь ребёнку продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. При этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование правового сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.

Литература:

    Конституция РФ (12 декабря 1993 г.). Текст и справочные материалы. – М.: Эксмо, 2009. – 64 с.

    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В редакции, вступивший в силу с 1 сентября 2013 г. – М.: КНОРУС, 2013. – 176 с.

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - Электронный ресурс. - [Режим доступа] //http://schoolguide.ru/files/Prikaz_N373.rtf

    Права ребёнка: Нормативно правовые документы. – 2-е изд., дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с. (Правовая библиотека)

    Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т.Лихачев. – М.: Прометей, 2000. – 528 с.

    Земляченко, Л.В. Гражданско-правовое воспитание младших школьников в контексте традиционной культуры региона / Л.В.Земляченко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2009. - №2. – С.85-94.

    Шарапова О.В. Роль литературных произведений в нравственном воспитании младших школьников// .

    Этическое воспитание младших школьников: Учебно-методическое по-собие для учителей начальных классов./ Сост. А.К. Лопаткина. - Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. - 103 с

69. Основным признаком эффективности процесса воспитания являются:

R С) поведение школьника

70. Главной движущей силой воспитания является:

R А) противоречие между имеющимся уровнем развития и новыми, более высокими потребностями

71. Важным признаком результативности процесса воспитания является:

R С) знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения

72. Требование личностного подхода:

R А) учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

73. Сущность принципа единства воспитательных воздействий заключается:

R С) в координации воспитательных воздействий школы, семьи и общественности

74. Закономерность воспитания - это:

R В) адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего устойчивыми свойствами

75. Принцип гуманизации характеризует: R В) уважение права человека быть самим собой

76. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом предполагает:

R Е) обязательное участие всех детей и подростков в посильном производительном труде

77. Нравственное воспитание - это: R Е) усвоение общечеловеческих ценностей

78. Стержнем гражданского воспитания является: R Е) патриотизм

79. Цель экологического воспитания - это: R В) формирование экологической культуры

80. Цель физического воспитания - это: R В) формирование физической культуры

81. Цель эстетического воспитания - это: R Е) формирование эстетической культуры

82. Эффективность правового воспитания зависит от степени:

R Е) сформированности правового сознания, строгости

83. Методы воспитания - это: R В) способы достижения цели воспитания

84. Наказание - это:

R А) способ воздействия на воспитанника с целью прекратить его отрицательные действия

85. Организованное взаимодействие воспитанника с объектами окружающего мира с целью формирования социально-ценностных отношений к ним - это:

R А) формирующая деятельность

86. Поощрение - это:

R Д) способ педагогического воздействия на воспитанника с целью стимулирования положительного поведения



87. Формы воспитания: R В) варианты организации конкретного воспитательного акта

88. Самовоспитание - это:

R Е) сознательная, целенаправленная, самостоятельная деятельность, ведущая к совершенствованию

89. Сознательность и активность в воспитании - это: R В) принцип воспитания

100. С позиций психологии воспитания, воспитывать - значит:

R С) управлять иерархией потребностей и мотивов

101. Владение способами поведения в обществе, применять усвоенные знания на практике называется: R В) воспитанностью

102. Средством воспитания называется: R D) то, с помощью чего педагог воспитывает

103. Путь достижения цели и задачи воспитания - это: R В) его метод

104. Методы воспитания позволяют ответить на вопрос: R Е) как воспитывать

105. Двусторонний характер воспитания проявляется во взаимовлиянии:

R В) личности ученика и личности педагога

106. Исходное положение, которым педагог руководствуется в практической деятельности, - это: R D) принцип

107. Индивидуальный показатель откликаемости на воспитательное воздействие извне :

R В) воспитуемость

108. Действительно объективным показателем успешности воспитания учащихся является:

R D) овладение умениями социального поведения

109. Движущей силой воспитательного процесса является:

R С) противоречие между социально приемлемым и наличным уровнем воспитанности

110. Принципом воспитания является: R С) природосообразность

111.Понимание соответствия воспитания обычаям, традициям народности относится к принципу :R В) кульуросообразность

112. Процесс воспитания - это:

R В) совокупность последовательных действий учителя и руководимых им учащихся

113. Базовые понятия теории воспитания:

R С) воспитание, самовоспитание, перевоспитание, взаимовоспитание

114. Регулятором характера и содержания воспитания выступает принцип:

R С) общественная направленность

115. Термин "принцип воспитания" означает:

R Д) руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению воспитательного процесса

116. Если, содержание воспитания знакомит учащихся с объективными фактами, явлениями, и отражает современное состояние процессов общества, то, это соответствует принципу:

R А) научности

117. Если воспитание учитывает особенности развития учащихся и исключает интеллектуальные, моральные перегрузки, то это реализация принципа :

R В) индивидуальный подход

118. Форма воспитания, когда педагог, опираясь на знание и опыт учащихся, с помощью вопросов подводит их к усвоению новых знаний, называется: R Д) беседа

119. Целью педагогического внушения является:

R Д) получение представления о своих личностных качествах

120. К формам организации процесса воспитания относится: R Е) дискуссия

121. Многократное выполнение действий с целью отработки умений и навыков поведения - это: R А) упражнение

122. Воспитание - это:

R Е) процесс формирования личности с целью подготовки к общественной, производственной и культурной деятельности

123. Самовоспитание - это:

R Д) процесс и результат целенаправленной деятельности человека в стремлении к совершенству

124. Субъективные факторы воспитания: R А) средства массовой информации

125.Принцип научности воспитания - это:

R А) обеспечение учащихся системой знаний, основанных на современных достижениях науки

126. Наказание - это метод: R А) коррекции

127. Поощрение - это метод: R А) стимулирования поведения

128. Закономерности воспитания - это:

R В) объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными компонентами, частями процесса воспитания

129. Основные элементы гражданственности: R А) нравственная и правовая культура

130. Целенаправленная деятельность, призванная формировать систему качеств личности, взглядов и убеждений: R Воспитание

131. Наблюдаемые визуально и реализуемые на практике выработанные у школьников знания, умения и навыки поведения: R Воспитанность

132. Откликаемость личности на воспитательные воздействия извне - это: R Воспитуемость

133. Устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе - это:

R Закономерности воспитания

134. Одной из закономерностей воспитания является:

R воспитание осуществляется в коллективе и через коллектив

135. К методам стимулирования и коррекции поведения и деятельности относятся:

R поощрение, наказание, соревнование

136. Убеждение часто используется наряду с такими методами как:

R беседа, диспут, пример, дискуссия

137. Какой из перечисленных принципов не является принципом воспитания:

R принцип учета мотива и действия

138. Формирование представлений, мировоззрения личности возможно методами:

R убеждением и внушением

139. Дополните

Принципы воспитания - это к педагогическому процессу воспитания

Правильные варианты ответа: требования;

140. Под воспитанием понимается:

R процесс организации устойчивого взаимодействия между воспитанником и воспитателем

141. Закономерности воспитания- это:

R устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе

142. Выделите педагогически нецелесообразный метод воспитания: R принуждение