Родовод моей семьи. Родословная моей семьи (исследовательская работа учащегося). Родословное дерево своими руками – варианты оформления


Времена теперь другие

Как и мысли, и дела

Далеко ушла Россия, от страны какой была.

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережет,

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Дорогие мамы, сегодня у нас есть одна цель - донести до наших деток что-то очень важное и ценное. Историю. Все мы рассказываем нашим детям истории, повести, сказки о том, что было, а может, и не было, но мы пытаемся дать им представление о мире, о том, как он устроен. О том, какой он есть, и какой был. Ведь чтобы понять, почему мы живем сейчас так, а не иначе нам надо знать свою историю, свои корни.

Вы ведь рассказываете своим деткам об их , дедушках, прабабушках и прадедушках. Те в свою очередь рассказывают о еще более дальних родственниках. Хорошо, если в семье кто-то записывает историю своей жизни и передает ее по наследству. Но так ведь происходит не у всех, точнее так происходит только в редких случаях.

Как правило, мы хорошо знаем о событиях, которые произошли в жизни семьи не дальше своей бабушки, что уж говорить об истории целой страны. Но она очень увлекательна, интересна и так важна.

Я долго думала с чего начать объяснять маленькому человечку о том, чего он пока совсем не понимает, потому что его мир пока – это его семья. Мы можем начать рассказывать ему о древних людях и динозаврах и мамонтах, но для него это будут сказки, он не увидит в них реальности, а наша задача объяснить ему правду, а не сказку.

Так с чего же лучше начать? С семьи! В один из вечеров попробуйте начать рассказывать ему очередную историю, но не о вымышленных персонажах, а о тех людях, которых он знает и видит. Расскажите ему семейные истории (я уверена, что в каждой семье есть что-то такое увлекательное и завораживающее), а потом плавно поинтересуйтесь, а знает ли он, как жили наши предки давно-давно, когда еще наша страна не называлась Россией, у нас не было современных городов, машин и всего, что нас окружает. Я думаю, что ребенок заинтересуется, ведь по натуре своей они открыватели, а заглянуть в некую тайну веков всегда интересно.

А когда вы разожжете интерес, то и наши игры и занятия будут иметь наибольший эффект.

Поговорим о семье и истории семьи

Рассказать хочу вам, детки,
Кто такие наши предки,
Те, кто были перед нами.
Кто возился в детстве с вами?
Это – мама, это – папа,
Это бабушка и дед,
Это прадед. Он родился
Перед вами за сто лет,
Все, что видим мы сейчас,
Предки сделали до нас.
Лампы, туфли, телефон,
Поезд, стулья, этот дом.
Даже мяч, футбол, штаны
Предки нам изобрели.
Много-много лет назад
Предки начали писать.
От предков мы узнали,
В книгах предки рассказали,
Как возник наш род людской
И кто был до нас с тобой.
Е. Губина.

Так кто же такие предки ? (наши родные, это те, кто жил до нас.). Мы их потомки. Почему нас так называют? (мы живем потом, после них.) Дедушки и бабушки рассказывали внукам о своих родителях, дедушках и бабушках, о предках.

Этой традиции тоже нужно следовать, постараться как можно больше узнать о своих предках, сохранять о них память.

Чтобы рассказать другим людям о членах своей семьи, о своих родных, родственниках, предках, что нужно знать? (нужно знать их имена, отчества, фамилии.) Но этого тоже недостаточно. Хорошо, если со временем вы узнаете, где они родились, жили, работали, каких успехов достигли.

Задание. Поговорите о своих родственниках, о бабушках и дедушках, о прабабушках.

С давних времен существовал обычай вести свою родословную . Слово "родословная" состоит из двух слов "род" и "слово" или слово о роде. Родословная рассказывает об истории семьи. Свою родословную может составить каждый человек.

Когда человек хочет составить свою родословную, он располагает фотографии своих родственников на дереве, которое называется родословным.

Давным-давно у людей не было фамилий, а были только имена. Но одинаковые имена встречаются довольно часто. Что люди использовали для того, чтобы было понятно, о ком идет речь? (отчества, прозвища.)

Например, Иван Петрович Кузнецов: сын Петра – Петров (сын), внук кузнеца – Кузнецов (внук).

Так кого же объединяет род? (родственников с одинаковой фамилией.) Да, род объединяет родственников, имеющих одну и ту же фамилию.

Задание . Поищите старые фотографии своих родных и близких, постарайтесь узнать о них, как можно больше. Попробуйте сделать рисунок дерева вашей семьи. А может это будет вовсе и не дерево, а дом? Пофантазируйте с оформлением, поговорите с самыми старшими членами семьи. Пусть это будет небольшое дерево, главное показать суть истории семьи, тогда будет проще переходить к истории в целом.

Поговорите о семье, о помощи друг другу, ведь близкие люди всегда помогают друг другу. В народе есть поговорка: «Семьей и горох молотят». Как вы понимаете смысл этой пословицы? (в семье все помогают друг другу делать трудную работу.) Да, так говорили в старину о тяжелой работе, которую может выполнить только дружная группа людей. В то время работы по хозяйству выполняли все члены семьи от мала до велика.

Поиграйте в пальчиковую игру, в которой рассказывается о такой помощи друг другу.

Мама, папа, внук и дед
Собрались варить обед.
Тебе – мясо тушить,
Тебе – капусту рубить,
Тебе – борщ варить,
Тебе – тесто месить,
А тебе – печку топить!

Как вы думаете, трудную работу легче и быстрее выполнить, когда работает один палец или когда одновременно работают все пальчики на руках? Вот так и в жизни бывает: любую работу в семье, даже самую тяжелую, можно выполнить легко и быстро, если делать ее вместе.

Задание . Поищите стихи, рассказы, сказки, притчи о командной работе и дружбе. Проведите эксперементы: попробуйте что-то сделать одной рукой (всеми пальцами), а потом несколькими пальчиками или одним.
Посмотрите рисунок с изображением семьи в Древней Руси. Предложите ребенку подумать о том, кто они и какая у них была жизнь. А потом пригласите его отправиться в путешествие в то время, когда жила эта семья.

Притча о сыновьях

У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.
Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался - ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.
Тогда отец сказал:
- Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.

Прослеживая их, можно многое узнать о себе и скорректировать собственную судьбу. Даже тем, кто еще мало задумывается о собственном происхождении, эта информация будет полезна хотя бы на уровне определения генетических предрасположенностей к заболеваниям.

Но собрать и правильно оформить сведения о своих родных очень нелегко. В этой статье мы расскажем о том, как правильно составить генеалогическое (родословное) дерево семьи со схемами, примерами и шаблонами.

Что такое генеалогическое дерево

Родословное древо – условная схема, описывающая родственные связи в пределах одной семьи. Оно достаточно часто изображается в виде реального дерева. Рядом с корнями обычно располагается родоначальник или же последний потомок, для которого составляется схема, а на ветвях различные линии рода.

В древности сохранение знаний о своем происхождении было прямой необходимостью каждого. Уже во времена неолита люди знали, что близкородственные браки ведут к появлению нежизнеспособных детей. Поэтому мужчины брали себе жен в соседних селениях, родах и племенах. Впрочем, иногда требовалось сохранить внутри линии какие-то качества, и тогда люди выбирали невест и женихов среди ограниченного круга. Но и в первом, и во втором случае знание своих предков было обязательным.

Кровь (кровное родство) в прошлом означала не только наличие родственных связей, но и некую психо-эмоциональную общность, и в отношении представителей одной семьи спектр ожиданий от людей был довольно близким.

Такое поведение имеет под собой почву. Замечали ли вы, что есть семьи, представители разный линий и поколений которых сами по себе выбирают близкие направления развития. Есть семьи, в которой все связаны с искусством, а есть те, где на протяжении поколений каждый второй имеет склонность к инженерным наукам. И дело тут не только в воспитании, но и в особенностях функционирования организма. Генетическая предрасположенность проявляет себя не только в болезнях, но и в талантах представителей родственной линии.

Система родов поддерживалась и социальным устройством. Большинство обществ проходят этапы сначала кастовой, потом сословной, потом классовой системы. И браки в них обычно устраиваются в пределах своего социального круга.

История рода может пролить свет на многие личные ценности. Очень многое закладывается в человека в самом раннем возрасте на примере отношений его родителей и их родственников: модели поведения, структура мышления, привычки и слова. Но наследование не всегда прямое. Изучение истории рода и воссоздание родового древа способствует самоидентификации личности, позволяет осознать свои личностные основы. Это полезно как самому человеку, так и семье в целом. Сам процесс сбора сведений и их оформления будет полезен для налаживания контакта между родственниками.

Есть несколько методов составления родословного древа:

  • Восходящее. Здесь цепочка строится по направлению от потомка к предкам. В качестве начального элемента выступает составитель схемы. Способ удобен тем, кто только начал изучение своей семьи. Составитель располагает информацией в основном о своих ближайших родственниках: родителях, дедушках, бабушках и т. д. – и постепенно углубляется в прошлое.
  • Нисходящее. В этом случае цепочка имеет противоположное направление. В качестве начала выступает один предок (или супруги). Для такого построения нужно обладать достаточно обширными сведениями о своих родственниках.

Составляя родословное дерево нужно учитывать линии наследования. Они бывают двух видов:

  • Прямая ветвь. Цепочка включает, Вас, Ваших родителей, их родителей и т. д.
  • Боковая ветвь. Она учитывает Ваших братьев и племянников, братьев и сестер дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек и т. д.

Эти схемы – восходящую и нисходящую с прямыми и боковыми ветвями – можно составлять, как смешанную: одновременно для мужчин и женщин своего рода, – так и для отслеживания наследования только по роду отца или матери.

Родовое древо можно оформлять следующим образом:

Привычное нам ветвящееся взаиморасположение, которое часто дополняют рисунком дерева. Подходит для оформления генеалогических схем любой степени сложности.

  • Вы нарисуйте в этом стиле восходящее родовое дерево вашего ребенка.
  • Сделайте прекрасный подарок для дальнего родственника, изобразив на схеме в качестве начальной фигуры общего предка и от него построив нисходящую систему связей всех двоюродных и троюродных братьев и сестер.
  • Оформите чертеж в виде песочных часов. Такой вариант подойдет для старших родственников: дедов или прадедов. Возьмите их в качестве ключевых фигур и составьте генеалогическое родословное древо этих членов своей семьи, совместив на рисунке нисходящие и восходящие схемы – родителей и потомков.

Схема «бабочка» по своей сути довольно близка к варианту «часы». У неё исходной точкой являются супруги, по обеим сторонам от них располагаются восходящие родовые древа их родителей, а внизу нисходящее.

Существует еще один вариант построения структуры. Он не распространен на территории России, но позволяет создать достаточно полное описание семейных связей. Это так называемая круговая таблица. Она также способна вмещать восходящее и нисходящее направления описание рода.

  • Для простых схем можно взять в качестве основы четверть круга – схема «веер».
  • Есть вариант оформления восходящей или нисходящей структуры в виде концентрированных окружностей, в которых вписывают предков или потомков.
  • Или же круг можно разделить и составить генеалогическое древо рода, совместив оба направления семьи аналогично шаблону «часы».

Любой из описанных вариантов можно дополнить фотографиями и заметками.

Как самостоятельно можно составить генеалогическое древо семьи

Исследование лучше начинать с семейного архива. Посмотрите, остались ли у вас старые фотографии и официальные документы Ваших старших родственников. Особенно полезные будут документы: свидетельства о браке или рождении, дипломы, аттестаты, трудовые книжки, – поскольку именно с их помощью проще всего начинать поиски в архиве. Все бумаги и фотографии стоит отсканировать, сохранить где-нибудь в цифровом формате и в дальнейшем использовать именно их. А оригиналы вернуть на место, чтобы не потерять эти важные свидетельства.

Следующим важным этапом является опрос родственников. И поскольку родные невечны, затягивать с ним не стоит. Чтобы не переутомить пожилых людей и не запутаться самому, важно заранее очертить круг вопросов. К примеру, когда мы составляем генеалогическое древо семьи, стоит интересоваться информацией:

  • Когда и где родились те или иные родственники.
  • Где и когда работали.
  • Время и место учебы.
  • На ком и когда женились.
  • Сколько у них было детей, их имена и даты рождения.
  • Если родственники умерли, стоит знать, когда и где это произошло.

Как Вы видите, с точки зрения дальнейших поисков, из перечня самая важная информация – это место и время тех или иных событий. Зная их, можно обращаться в архивы за документами.

Но с точки зрения семьи намного важнее услышать рассказы о жизни своих родных. Каждая семья хранит свои предания, в каждой происходило что-то, достойное памяти поколений. Поэтому не пренебрегайте долгими разговорами о прошлом.

При сборе устных сведений стоит пользоваться диктофоном, чтобы не упустить ни одной мелочи.

Всю полученную информацию важно грамотно и быстро структурировать, иначе Вы просто запутаетесь в хитросплетениях Ваших семейных связей. Сведения Вы можете хранить на бумажных носителях в папках, относящихся к каждой линии семьи. Или же создать отдельную папку на компьютере, куда будете помещать файлы о каждом из родственников.

Некоторые люди исследуют свою родословную годами, постепенно углубляя знания о своих родных по прямой и непрямой линии.

Но можно начальные этапы процесса сделать более быстрым, предложите своим родным поучаствовать с вами в этом важном деле. Если несколько человек каждый по своей линии составит список ближайших родственников с именами, фотографиями и датами, а потом все эти сведения объединят в единую схему, Вы сможете получить родословное древо на несколько поколений глубь всего за несколько месяцев. К тому же, такое решение поможет наладить общение между отдельными ветвями семьи.

Сервисы и программы, помогающие составить родословное древо семьи

Сбор информации о родственниках достаточно трудное дело. Просто потому что с каждым поколением количество людей, о которых нужно собрать сведения, будет увеличиваться в геометрической прогрессии. Даже при использовании восходящей схемы с учетом только прямых ветвей к седьмому поколению Вы будете насчитывать 126 человек предков.

Регистрация и хранение всех этих сведений с помощью бумажных носителей неудобна. Намного проще использовать электронные базы данных. Можно самостоятельно создать необходимые файлы в Excel или Access. Или же воспользоваться специализированными программами, которые изначально настроены так, чтобы максимально легко скомпоновать информацию в Вашей семье, отобразить и вывести ее в красивом и понятном виде.

Существуют много интернет-сервисов по родословной тематике. Они правильно составят Ваше генеалогическое древо, помогут с поиском информации о родственниках, предоставят образцы оформления.

  • Некоторые из них предоставляют возможность создать схему Вашего рода онлайн. На них после бесплатной регистрации нужно ввести информацию о каждом родственнике, указать его семейные связи, предоставить фотографии, а сервис уже сам графически построит необходимую структуру.
  • Есть более профессиональные сайты с большим количеством настроек. Они автоматически проводят дополнительный анализ фамилии и даже ищут сведения в архивах.

Удобное решение, но, к несчастью, подобные сервисы существуют относительно недолго, обычно около 5 лет, после чего Вы, скорее всего, потеряете доступ к введенной информации.

  • Для более глубокой работы лучше использовать специальные программы, работающие в независимо от интернета. Они бывают платными и бесплатными. Последние имеют более ограниченный функционал.
  • Или обратиться в специальную фирму, занимающуюся генеалогией, с ее помощью найти сведения о своих родственных связях, и красиво их оформить генеалогическое древо или

Светлана Морозова

Накануне Дня семьи ежегодно проводится много различных интересных мероприятий, направленных на воспитание у подрастающего поколения ценностного отношения к семье, развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и образовательной организации, укрепление семейных связей, пропаганду традиционных семейных ценностей, формирование духовно-нравственных и гражданских качеств личности.

Впервые о праздновании Международного дня семей заговорили в 1993 г. на очередной Генеральной Ассамблее Организации Объединённых Наций. И начиная с 1994 года, 15 мая было выбрано датой проведения этого праздника во многих цивилизованных странах, включая Россию.

В мае прошлого года моя дочь Анна выполнила исследовательскую работу «Родословная моей семьи» , которая включала в себя папку-исследование, Родословную книгу, Родословную схему.

Эта работа принимала участие в региональном конкурс творческих работ обучающихся «Традиции моей семьи» , в номинации «Вместе к истокам».

Привожу работу в сокращении, опустив часть текста, схемы, таблицы, диаграммы, фото.

Введение

Семья – самое близкое окружение человека. Чтобы не запутаться в сложных родственных отношениях люди придумали вести родословную – перечень поколений одного рода.

В данной работе я хочу рассказать о родословной моей семьи.

Я не раз обращала внимание на то, что входя в дома многих стариков, можно увидеть на стене, на видном месте, многочисленные портреты родственников и семейные фотографии нескольких поколений. В больших рамках, под стеклом, с любовью оформленные. Так раньше было принято; эта галерея была частью любого деревенского, а порой и городского интерьера. Жаль, что современное поколение молодёжи плохо знает свои «корни», своих предков, пряча семейные фотографии в альбомах на дальних полках шкафов или на жёстком диске компьютера и флешках. К-сожалению, есть среди нас такие люди, которые не могут вспомнить отчество или день рождения своих бабушек и дедушек, не говоря о месте их рождения или «девичьей» фамилии женщин своей семьи.

Я выбрала эту тему, так как актуальность её очевидна. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Ещё А. С. Пушкин заметил: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности».

У меня есть большой интерес к собственным корням, к истории своей семьи. Каждому интересно узнать, кто он и откуда, что представляли собой его предки, как и где жили, кем были, чем занимались.

Цель работы – изучить родословную моей семьи.

Задачи работы:

Изучить, что такое родословное дерево и родословная книга, какие бывают типы родословий;

Выяснить фамилии, имена, отчества, годы рождения (годы жизни, национальность, место рождения и проживания, профессии своих родителей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек;

Составить генеалогическое древо семьи, оформить родословную книгу.

Предмет исследования : изучение истории семьи.

Объекты исследования :

1. Воспоминания и рассказы родственников о жизни.

2. Фотографии, документы, письма.

Методика исследования

Под руководством учителя биологии и при помощи родителей я провела исследование, используя следующие методы:

Теоретические (изучение литературных источников, справочных материалов, документов семейного архива,

Практические (анкетирование одноклассников, беседа с родственниками, опрос,

Метод наглядности (создание презентации, оформление плаката и книги по материалам исследования).

Этапы исследования:

1 этап. Свою исследовательскую работу я начала в сентябре 2015 года с изучения литературы по теме исследования.

2 этап. После этого я провела анкетирование учеников школы на тему «История моей семьи».

3 этап. Затем я провела опрос родственников с целью получения информации о своей родословной.

4 этап. Следующим этапом стало изучение семейных архивов, документов, фотографий и интересных эпизодов из жизни представителей моего рода.

5 этап. На заключительном этапе, в ноябре, проведя сравнительно-сопоставительный анализ полученной информации, оформила исследовательскую работу, а также презентацию, плакат «Моя родословная» и родословную книгу.

Основная часть

Генеалогия. Генеалогическое древо.

Из книг я узнала, что генеалогия (в переводе с греческого означает «родословная») – историческая дисциплина, изучающая родословную человека, его семьи.

Родословная – ряд поколений, происходящих от одного предка. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста.

Для того чтобы нагляднее представить себе жизнь родственников разных поколений, существуют специальные таблицы или схемы. В генеалогии разработана общая методика составления родословных таблиц и схем, которые дают возможность легко проследить родственные связи.

Ученые выделяют два главных вида родословий: восходящее и нисходящее. Нисходящее родословие – наиболее употребительное и самое удобное – начинается с родоначальника и указывает на его потомство по мужской линии. Восходящее родословие: от себя – к отцу и матери, затем дедам и бабкам и т. д.

Родословия изображаются разными способами, самые распространенные:

1. Родословная (генеалогическая) таблица.

2. Родословное (генеалогическое) древо.

3. Поколенная роспись.

Родословная в виде таблицы удобна своей наглядностью. Следует обратить внимание, что лица одного поколения составляют колено рода. Часто в таблицу включают лишь мужские имена членов рода, сохранивших фамилию, ее можно дополнить датами жизни, женскими именами, тогда родословие будет называться смешанным.

Одна из самых распространенных форм – генеалогическое древо, или древо жизни. Это та же таблица родословия, но перевернутая. Генеалогическое древо имеет действительно форму дерева. В нем соединяются в единую цепь разные поколения.

Поколенная роспись дает возможность сохранить максимум генеалогической информации и поместить достаточно биографических сведений при каждом имени. В поколенной росписи, как правило, принята определенная нумерация: с левой стороны № лица, а с правой - № отца и т. д.

Результаты анкетирования учеников на тему «История вашей семьи» я представила в виде таблиц и диаграмм.

Проанализировав результаты анкетирования, можно сделать вывод, что в большинстве случаев подростки частично знакомы с историей своей семьи, информация получена в первую очередь от своих родителей, потом уже от бабушек и дедушек. Но родословную своей семьи практически имеют единицы.

Мы плохо знаем свои корни. Это наша беда. Ведь фамильная гордость, интерес к истокам собственной родословной – это ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства!

Следующим этапом работы стало составление РОДОСЛОВНОЙ КНИГИ МОЕЙ СЕМЬИ по схеме: Ф. И. О., дата и место рождения или годы жизни, сведения о родителях, братьях и сестрах, супругах, детях.

Работая над составлением родословной моей семьи, я выяснила, что корни ее уходят к родоначальным фамилиям – это семья Морозовых и семья Корнаковых – по линии папы, семья Еремичевых и семья Филиных – по линии мамы.

Я изучала родословную моей семьи с начала двадцатого века – как по отцовской, так и по материнской линии.

Затем я выполнила Родословную схему в нескольких вариантах. Один из них (восходящая родословная) – в виде коллажа (формат – ватман, материалы: акварель, гуашь, цветная бумага).

Описание Родословной схемы:

1. В левом верхнем углу – герб белёвской земли, так как мои родные – уроженцы Белёвского района. Наш район – один из самых древних в Тульской области. Здесь много храмов и монастырей. Церковь символизирует то, что все мои предки и я – православные христиане. Радуга и белый голубь – мир, благополучие.

2. В левом нижнем углу – летний пейзаж. Наш край – живописный уголок России, он богат лесами, лугами, садами, полями. И, безусловно, гордость нашего района – река Ока с её многочисленными притоками.

3. В правом верхнем углу – уже не мирное небо. Война. Горящий военный самолёт символизирует события 1941-1945 годов. Не обошла стороной Великая Отечественная война и нашу семью.

4. В правом нижнем углу – фрагмент сельского кладбища (крест, памятник, обелиск). Это – символ памяти о предках, которых уже нет в живых. Все умершие были русскими, православными, крещёными. Моя семья свято чтит память умерших родных, поминает усопших в храме и ухаживает за могилками на кладбищах. Ведь для того чтобы мы сейчас жили и были такими, какие мы есть, многие поколения людей, не жалея своих сил, делали жизнь такой, какой увидели ее мы. Да и в нас самих - прямое продолжение ценностей дедов и прадедов. Память об ушедших родственниках священна. Без памяти нет совести. Без памяти нет прошлого, а без прошлого нет настоящего и будущего. Могилы умерших близких нам людей являются отражением нашей души. Аккуратная и ухоженная могилка передает нашу любовь, память. Она символизирует продолжение жизни человека в наших сердцах. Так же как забытые могилы - наше равнодушие.

Светлая память всем погибшим и умершим! Никто не забыт, ничто не забыто!

5. В центре композиции – могучее дерево, на листьях которого слева – фото родных по отцовской линии, справа – фото родных по материнской линии. В центре – фото брата и моё фото.

В нашей семье очень важны добрые отношения, взаимная помощь, семейные традиции. Самой главной традицией я считаю любовь, уважение, заботу друг о друге. Это то, что перешло к нам от наших предков: бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Благодаря традициям, существующим в нашей семье, мы учимся любить, уважать, доверять, мы учимся ценить минуты общения с родными людьми, помогать друг другу. А это - самое главное в жизни.

Я очень люблю свою семью, ценю семейные традиции, хочу их сохранить и передать детям и внукам. Уверена, что семейные традиции – великая ценность, наше духовное богатство. Их нужно беречь!

Заключение

Когда-то свою генеалогию знали только аристократические семьи. На Руси до середины двадцатого века считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал биографию не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. До недавнего времени приходилось видеть упадок знаний по этому вопросу, желание знать свою родословную имели всего лишь 2-3 % людей. Однако в настоящее время общественный интерес к истории семьи растет и набирает силу. В основном энтузиастами в этом деле являются школьники, и мы, наш класс, – не исключение.

Работа по изучению родословной заинтересовала не только меня, моих близких, но и моих одноклассников. Я объяснила им, как составить генеалогическое древо семьи и родословную книгу.

Данная работа не оставила равнодушными моих родителей, бабушек и дедушек, брата, тётю и дядю. Они оказали мне большую помощь. Постепенно, в ходе работы, у меня начал формироваться семейный архив: появились старые фотографии, нашлись личные вещи предков. Я сожалею, что не смогла побеседовать с прабабушками и прадедушками, так как их уже нет в живых.

Закончив в данный момент оформление родословной книги и древа, я не считаю пока работу по изучению истории своей семьи выполненной до конца. Надеюсь, что в скором времени древо нашего рода обретёт новые ветви, а я узнаю новую интересную информацию о своих родственниках. В будущем, со временем, думаю, что смогу продолжить изучение истории своих предков глубже. Данная работа может иметь продолжение. Мне хотелось бы глубже исследовать своё генеалогическое древо. Сделать его ветви более разветвлёнными (указать дальних родственников). Поработать с архивными документами, установить историю возникновения фамилий.

Я планирую в ближайшее время:

Продолжить составление Родословной книги семьи, регулярно обновлять её;

Оригинально оформить генеалогическое (родословное) древо, использовать его для украшения интерьера дома;

Завести Календарь семейных памятных дат;

Исследовать происхождение фамилий и значение имен моих родных.

Цель исследовательской работы достигнута, поставленные задачи выполнены.

Главным итогом работы я считаю воссоздание нашей родословной, что станет не только интересной реликвией, но и ценным документом.

Я надеюсь, что составленная родословная моей семьи будет иметь продолжение. И мои дети будут помнить свои корни, имена своих прародителей, знать, что сделал каждый конкретный предок для своей семьи, для своей страны. И тогда с полным правом, с чистой совестью смогу сказать себе: «Я – представитель большого семейного рода! Я – представитель благородной фамилии!»

Литература

1) Дукаревич П. Моя родословная. – С-Петербург, 2008.

2) Имя – судьба: Книга для родителей и крестных. – М. : Современный писатель, 1993.

3) Коротков Е. В. Твоя родословная. Кто ты? – Волгоград, 1999.

4) Полякова Е. Н. Из истории русских имен и фамилий. - Москва: Просвещение, 1975г.

5) Саплина Е. В., Саплин А. И. Введение в историю. – Москва, 2001.

6) Тайна имени: Сб. – Харьков: ИКП «Паритет ЛТД», 2000

7) Федосюк Ю. А., Русские фамилии, М., «Детская Литература», 1972.

8) Хигир Б. Ю. Энциклопедия имен. – Москва: Яуза, 2003.

9) Материалы семейного архива Морозовых

10) Материалы семейного архива Ерёмичевых

Может быть это покажется нескромным, но я хочу отметить, что наша творческая работа на основании приказа министерства образования Тульской области от 30.12.2015 г. № 2771 заняла 1 место в региональном конкурсе, и Анне вручили диплом. А самое главное, работа по изучению истории семьи интересна, полезна, носит практический характер. Она сплачивает семью!

Спасибо за внимание!

  • Как нарисовать генеалогическое древо
  • Как построить родословную схему
  • Поколенная роспись
  • Со старых, пожелтевших фотоснимков смотрят на нас красивые и умные лица - лица наших предков. Но уже спустя два - три поколения мы забываем, кто эти люди, кем они нам приходятся, что значат в нашей жизни. Чтобы не потерять связь поколений, важно научиться правильно работать со своей родословной.

    Небольшое вступление: полезная привычка - записывать

    Память рода - это не только фотографии, так можно сказать про любую бережно хранимую фамильную вещицу. Старинный угольный самовар на современном столе смотрится… приятно. Но совсем другое дело, если за историей самовара стоят живые истории предков! Поэтому есть смысл завести привычку: записывать рассказы бабушек и дедушек, мам и пап, прабабушек и прадедушек, дядюшек и тетушек. Правнуки могут и не успеть лично познакомиться с прадедами. Но молодое поколение всё равно сможет узнать их, если сохранились аудио или видеозаписи, на которых родственники остаются живыми и здоровыми, рассказывающими о своей жизни.

    Создаём основу родословной

    Именно так, в живом общении, записывают информацию профессиональные этнографы. А как создать ту самую основу, на которую можно надеть одежды устных рассказов, семейных преданий? Где взять информацию, узнать точные даты, имена и должности? Ответ прост - в архивах, а помощь можно найти в социальных сетях, где активно работает множество групп любителей генеалогии.

    Как нарисовать генеалогическое древо

    У начинающих исследователей возможны трудности, связанные с графически правильным оформлением информации. Поэтому сегодня коснёмся именно этой темы.

    Прежде всего, определитесь, кто будет «конечным потребителем» информации. С психологической точки зрения, важно начинать знакомить ребенка с вопросами его родословной с самого раннего детства, детсадовского и даже ясельного возраста, постепенно меняя форму подачи информации.

    Именно для ребенка дошкольного или младшего школьного возраста больше подойдёт «художественный» вариант родословного древа, когда рисуется настоящее дерево, настоящие листочки на его ветвях. Впрочем, не обязательно рисовать - варианты оформления зависят от индивидуальных вкусов, творческих предпочтений и фантазии, можно скачать из сети и готовый шаблон.

    Но вот тут возникает проблема - большинство схем генеалогических дерев не верны!

    Например, посмотрите вот на такую схему, которую мы нашли в Интернете

    Внешне она выглядит понятной для ребенка, но даже малыш может задать логичный вопрос: «Почему я - корень, а из меня растут ветви «мама» и «папа»? Ведь на самом деле все наоборот!»

    Действительно, наоборот! Общая закономерность построения родословных дерев состоит в том, что в корнях изображают первых из известных нам предков, самых далеких по времени от нас.

    Генеалогическое древо английской королевы Виктории

    Другое правило научной генеалогии - деревья строятся по мужской линии.

    К примеру, дети женщин, вышедших замуж, изображаются на дереве их отца, то есть мужа этой женщины, на родословном древе родительской семьи этой женщины они не отмечаются.

    Важно: именно по мужской линии в нашей традиции строятся все виды фиксации родословия: и родословные схемы, и поколенные росписи, и уже описанные родословные деревья. Остальное в оформлении родословного древа - дело творчества.

    На родословном древе про каждого человека следует написать фамилию, имя, отчество, дату рождения и смерти, если человека уже нет в живых.

    Как построить родословную схему

    Принцип построения родословной схемы в общих чертах напоминает работу с генеалогическим древом. Творчества, естественно, меньше, - нет живописности, художественности родословного древа.

    А вот с точки зрения пространственной организации информации есть важные отличия: родословное древо строится обязательно снизу вверх, а схема может быть восходящей (снизу вверх), нисходящей (сверху вниз) и даже боковой (слева направо).

    Поколенная роспись

    На мой взгляд, для взрослого человека, ведущего родословные изыскания, наиболее удобная форма фиксации новой информации - поколенная роспись. Для подростков умение составлять поколенные росписи может стать ещё и ярким дополнением к курсу истории России.

    Итак, поколенная роспись привлекательна именно тем, что позволяет совершенно безболезненно вносить дополнения про любого человека, не нарушая структуры и оформления. Другое её преимущество в том, что именно поколенная роспись позволяет записывать абсолютно любую имеющуюся информацию о человеке. Стандартизация в ней касается лишь структуры расположения родственников.

    Поясню это на примере - фрагменте поколенной росписи Захаровых.

    I поколение.

    1. Кузьма Захаров. Мещанин г. Вязники Владимирской губернии.

    II поколение.

    2 - 1. Александр Кузьмич Захаров *31.05.182[i]. Жил в Вязниках Владимирской губернии.

    Ж. Евлампия Алексеевна Захарова *1837

    3 - 1. Любовь Кузьминична Захарова *1824

    III поколение.

    4 - 2. Иван Александрович Захаров *1.06.1857

    Выходец из Вязников Владимирской губернии, мещанин. Отца Ивана Александровича звали Александром Козминым (Кузьмичом) Захаровым, он был вязниковским мещанином. 24 июля 1883 года Иван Александрович и Прасковья Николаевна вступили в брак, для обоих он был первым. Таинство совершил священник Константин Веселовский с диаконом Иоанном Смирновым в Троицкой церкви г. Вязники, о чём сделана актовая запись № 21 в метрической книге. Поручателями по жениху были вязниковские мещане Михаил Павлович Фигурнов и Александр Павлович Давыдов, а по невесте - вязниковский мещанин Николай Чирков и вязниковский купец Степан Иванович Красавцев[v]. В Томске И.А.Захаров был доверенным лицом купца Гадалова.

    Ж. Захарова (Всехвальнова) Прасковья Николаевна *1848 (или 1860, 1861) +15.03.1942

    Мещанка. Дочь вязниковского уезда деревни Новоселки крестьянина Николая Егоровича Всехвальнова. Родилась в Вязниках Владимирской губернии, там же вышла замуж. Впоследствии, период между 1890 и январем 1894 года, с мужем перебралась в Томск. Была домохозяйкой, воспитывала детей. Всего имела 12 детей, но до взрослого возраста дожили только 6. После 1917 года все время жила с семьей своей дочери Марии Ивановны. Умерла от порока сердца и старости в г. Томске, о чём имеется запись № 903 от 16 марта 1942 года.

    5 - 2. Федор Александрович Захаров *18.11.1872 +25.06.1906

    Выходец из Вязников Владимирской губернии, мещанин. Был восприемником при крещении своей племянницы - Марии Ивановны. Умер 25 июня 1906 года. Был похоронен 27 июня 1906 года.

    6 - 2. Василий Александрович Захаров *18.01.1863

    Выходец из Вязников Владимирской губернии. 25 июля 1871 года получил вид на жительство в Томске сроком на 11 месяцев как рядовой Вязниковского уездного полка[x]. В “Алфавитной книге временно проживающих в городе Томске” сведений о его убытии нет.

    7 - 2. Евдокия Александровна Захарова

    Государственный Архив Владимирской области, ф. 391, оп. 3, д.2, л. 177 об. - 178

    [x] Государственный архив Томской области, ф. 104, оп. 1, д.1014 , л. 39об.

    Римскими цифрами обозначены поколения. Под первым номером идет поколение самого далекого из известных предков. Каждому человеку присваивается порядковый номер, обозначаемый арабской цифрой. В данном фрагменте порядковые номера доведены до семи. Вторая арабская цифра, стоящая после тире, это порядковый номер отца человека. Так, в данном примере есть персоналия:

    6 - 2. Василий Александрович Захаров *18.01.1863

    Он имеет порядковый номер 6, является сыном Александра Кузьмича Захарова, имеющего порядковый номер 2, родился 18 января 1863 года. Под сносками указывается источник данной информации. Жены своих порядковых номеров не имеют и обозначаются буквой «Ж». Так, Захарова (Всехвальнова) Прасковья Николаевна - жена Ивана Александровича Захарова.

    Аппетит приходит во время еды. Вполне возможно, занявшись этим летом вместе с ребёнком составлением генеалогического дерева или поколенной росписи, вы захотите задать свои вопросы. В Новосибирске с 1994 года существует общественная организация - Новосибирское историко-родословное общество, объединяющее единомышленников и оказывающее методическую помощь при составлении родословной. Общество представлено группой в социальной сети ВКонтакте