Традиции русской свадьбы в старину. Старинные свадебные обряды и традиции. Старинная церемония благословения

Свадьбы, которые играли несколько веков назад, значительно отличаются от сегодняшнего бракосочетания. Многие традиции прошлого сохранились, но приняли иные формы, видоизменились, потеряв первоначальный смысл. Старинные свадебные обряды на Руси ( , смотрины, благословение и др.) были неотъемлемой частью женитьбы, без них торжество не могло состояться. Описания таинств и традиций, представленные ниже, помогут вам понять, как проходила старинная русская свадьба.

Таинство свадебного обряда на Руси

Переход девушки из одной семьи в другую – основа свадебных обрядов прошлого. Считалось, что она умирала в отцовском доме, а после свадьбы возрождалась в семье мужа. На венчании девушку прятали под плотными тканями, платками, за которыми не было видно ее лица и тела. На нее нельзя было смотреть, потому что по поверьям она была «мертва». К алтарю невесту вели, держа под руки, но после венчания она самостоятельно покидала церковь, «родившись заново».

Многие свадебные обряды на древней Руси имели магическую подоплеку. До того, как священник навсегда соединял души влюбленных, будущие муж с женой считались уязвимыми для злых сил. Проводилось множество ритуалов, чтобы помочь молодым избежать сглаза, порчи: например, подметание дороги перед новобрачными. Обряд исключал возможность того, что супругам под ноги подбросят что-то, привлекающее злых духов к новой семье. Переходить им дорогу также считалось плохой приметой.

Свадьбу в древние времена праздновали несколько дней. Первый день был полон событий: невесту готовили к скорому приезду суженого, перевозили приданое, потом будущие супруги получали благословение, отправлялись к свадебному застолью. Масштабный свадебный пир происходил на следующий день, после обряда церковного венчания. Во время свадьбы жениху нужно было соблюдать молчание, поэтому ответственность за свершение свадебных ритуалов лежала на дружке (родственнике или друге жениха).

Чтобы избежать порчи, обычай предписывал молодым спать в новом месте – для первой брачной ночи им готовили сенник, убранством которому служили иконы, стрелы по четырем углам с куницами на них, постель из двадцати одного снопа. Во время свадебного застолья новобрачные пили и ели мало, а последнее блюдо им приносили к постели. Поутру при помощи стрелы поднимали одеяло, проверяя, невинной ли была невеста, выходя замуж.

Сватовство и подготовка к свадьбе

Перед свадьбой существовало несколько старинных обрядов. Первым было сватовство, когда родственники и друзья жениха приходили к родителям невесты, нахваливали его, рассказывали о достоинствах. Чтобы встреча прошла удачно, сваты и свахи ехали окольными путями, запутывая следы – это была защита от темных сил. Первый раз родителям невесты следовало отказать сватам, не смотря на предварительную договоренность между семьями о женитьбе.

После данного сватам положительного ответа проводился другой важный обряд – смотрины. Он представлял собой осмотр одежды избранника, посуды, общего состояния домашнего хозяйства. В былые времена смотрины могли изменить решение родителей выдать дочь замуж – человек, который недостаточно богат, чтобы ее обеспечить, получал отказ.

Если смотрины прошли хорошо, а родственники девушки остались довольны материальным положением будущего супруга, назначался день, когда семья официально объявит о своем решении – тогда уже ничего не могло помешать свадьбе, кроме непредвиденных форс-мажорных обстоятельств. На Руси об обручении было принято говорить во время застолья в присутствии множества гостей.

Накануне самого торжества девушке с подружками необходимо было посетить баню. Там они мылись, пели песни, разговаривали. После бани продолжался девичник, на котором проводились обряды защиты от темных сил – подружки описывали жизнь невесты с мужем мрачной, несчастливой. Раньше считалось, что это отпугнет нечистых духов. Девушки проводили ночные гадания при свечах, водили хороводы, исполняли ритуальные обряды укрепления связи с будущим мужем.

Расплетание косы суженой подружками и плетение вместо нее двух косичек – важный свадебный обряд в перечне привычных на Руси, который проводился накануне церемонии. Он символизировал прощание невесты с девичеством, становление ее как женщины, готовность зачать ребенка.

Жених тоже посещал баню перед свадебным торжеством, однако один. В отличие от суженой, которой предстояло провести целый вечер, общаясь с подругами, гадая и танцуя, он должен был соблюдать молчание.

Старинная церемония благословения

Православный обряд родительского благословения, проводившийся в древности, считался одним из самых важных свадебных мероприятий. Пары расставались, если получали отказ в ритуале благословения. Проводился он так: будущие супруги перед венчанием приезжали ко двору родительского дома невесты, где мать с отцом встречали их хлебом-солью и крестили иконами, обернутыми рушником. Подробнее об обряде смотрите на фото ниже.

Молодым следовало воздержаться от питья и еды за свадебным столом. Они принимали подарки и поздравления, а во время подачи последнего блюда (обычно это было жаркое) уходили в сенник, где проводили первую брачную ночь. Гостям было дозволено несколько раз за ночь разбудить молодоженов, чтобы снова вызвать их к столу.

Утром, когда большинство захмелевших гостей покидало пир, накрывался «сладкий стол». После него молодожены шли мыться, а простынь или рубашка невесты нередко демонстрировалась односельчанам, доказывая девичью невинность.

Третий день свадьбы был для супруги тяжелым – ей необходимо было показать свои способности как хозяйки: растопить печь, приготовить обед, помыть полы, а гости разными способами пытались помешать ей.

Крестьянская свадьба обычно длилась три дня. Суженых называли «князь» и «княгиня», потому что таинство свадебного обряда в этом ракурсе на Руси было похоже на возведение князей в достоинство власти.

Традиционные свадебные песни

Без традиционных свадебных песен не проводилось ни одно торжество. Они сопровождали предсвадебные обряды и несколько праздничных дней. Посмотрите видео, на которых исполняются традиционные свадебные песни Руси:

  • Русская народная свадебная песня:

  • «Вьюн над водой»:

Многие обряды и обычаи свадьбы потеряли первоначальный смысл, а отношение современных людей к старинным обрядам изменилось – нередко свадьбы ограничиваются росписью в ЗАГСе. Но некоторые пары продолжают соблюдать древние традиции торжества, отдавая дань богатому прошлому нашей страны.

О древнейших свадебных обрядах мы имеем только отдельные упоминания в летописях, но, пройдя через столетия к XIX веку, они включали в себя и новые элементы, подсказанные самой жизнью: песни, причитания, приговоры, отличающиеся удивительной поэтичностью и музыкальностью.

Хотя в различных областях обряд приобретал свои особенности (репертуар песен: количество дней, связанных со свадебной игрой), но канва, конструкция свадебного обряда была единой и включала в себя 9-11 эпизодов. Делалось все, чтобы новая семья жила счастливо и благополучно. Отсюда - множество действий - оберегов. Сельская свадьба далеко не всегда была радостным закреплением отношений двух влюбленных. Для деревенских жителей брак - это дело хозяйственное. Как со стороны жениха, так и со стороны невесты взвешивались все "за" и "против". Как правило, решающее слово было за родителями, а зачастую достаточно было воли отца. Плачущей дочери говорили: "Не реви! Стерпится - слюбится!"

Когда родители решали женить сына ("у нас созрело, соспело", - говорили бойкие сваты, стучась в дом родителей невесты), прежде всего, определяли род (с кем хорошо было бы породнится) и, разумеется, достаток. Затем решали: кто пойдет сватать. Мог идти отец, брат, ближайшие друзья отца, сваха. В свое время это была очень выгодная, говоря сегодняшним языком, "престижная специальность". При этом она требовала определенных личных данных: знания людей, бойкости, остроумия, находчивости, знания обрядов.

Договорившись о цене за услугу, отец жениха отправляет сваху: "Иди, Федора, к Петру Артемьевичу. У него дочка на выданье, говорят, хорошая работница".

Обычно сватья, свахи ходили вечером, когда смеркнется, чтобы не стыдно было идти обратно в случае отказа.

Родители невесты вначале как бы не реагируют на ее приход. Через некоторое время происходит подобный диалог:

"А, Федора, это ты? Чего пришла-то?

  • - Да вот, мимо шла, да зашла...
  • - Ну, входи в избу"

Сваха входит, но останавливается под матицей (по поверью в ней живет домовой). И вот тут начинается разговор, обычно иносказательный: "Я к вам, к вашей милости. У вас есть стог годовалый, а у нас жеребенок неезжалый. Нельзя ли у вас стог купить, да жеребенка накормить?" Или: "Я пришла не лапти плесть, а родню завесть". А бывает и просто: " У нас жених, у вас невеста, нельзя ли их свести вместе?" .

После этого сваху (сватов) сажали на почетную продольную лавку, а после этого просили подвинуться к столу и начинался конкретный разговор о деле. При этом сваха, если дело пошло на лад, назначала с родителями невесты время сговора (просватанье), где окончательно все и решается.

В это время невеста сидит с подругами за столом и время от времени поглядывает на зажженную у икон лампаду. Считается, что если девушку просватают, лампадка должна погаснуть.

До XIX века сговор включал в себя рукобитье, богомолье, пропой. Рукобитье - это самое начало обряда: родители решают все хозяйственные дела, сидя за столом, затем встают и над хлебом (символ благополучия) пожимают друг другу руки. После этого следует благодарственная молитва, затем все снова садятся за стол и начинают "пропивать" невесту. С этой минуты девушка считается "сговоренкой".

Тут-то все и начинается. "Сговоренка" закрывает лицо руками, падает на стол и, плача, начинает причитать: "Вот приехал сват, просватался..." Долго причитает "сговоренка", пока не приходят родители и сообщают все подробности о дальнейшем ходе событий, о дне свадьбы.

С этого дня для девушки кончается "вольная жизнь". Она уже не могла выходить из дома, принимать участие в девичьих играх на улице, участвовать в посиделках. И одежда на ней совсем другая: "сговоренка" должна ходить в темном сарафане, низко повязав платок, даже глаза прикрывала. По утрам "сговоренка" должна была "зори плакать", причитать. Днем в дом невесты приходили подружки, помогать шить приданое. Подарков необходимо было приготовить множество: и свекрови, и свекру, и жениху, и гостям. Одних полотенец требовалось несколько десятков .

Нельзя упустить один важный эпизод в предсвадебных хлопотах, он назывался "Дом смотреть". Родители невесты вместе с родствениками приходили в дом жениха и осматривали дотошно все хозяйство будущих сватов: и конюшни, и амбар, и даже курятник. Тут уж каждый ловчил, как мог: занимали у соседей скот, ставили в амбар чужие мешки с зерном.

Был такой случай: спросили у старушки, как ее замуж выдали. Она ответила: "Вот так, выдали меня за семь хомутов". - "Как это?" - "Да жених посватался из дальней деревни. Сваха очень хвалила. Поехал отец с матерью "дом смотреть", видит в конюшне семь хомутов висят. "Ну, - думает, - богато живут". Спрашивает: "А где кони-то?" - "Да мальчишка повел в поле, притомились на работе". А когда замуж вышла, смотрю - одна лошадь всего. Хомуты-то у соседей занял напоказ. Вот так!" .

Вскоре после просватанья, подруги девушки рубили в лесу небольшую елочку, украшали ее лентами и бумажными цветами, фольгой и прибивали ее к углу дома невесты или коньку крыши. До свадьбы оставалось совсем немного...

Свадебные обряды на Руси отображали вступление жениха и невесты в новую жизнь. Они были подобны возведению старинных князей в достоинство их власти, а потому жених именовался князем, а невеста - княгиней. Отсюда и свадебные чины: старший - тысяцкий (распорядитель всей свадьбы), большой и меньший бояре, дружка, подружье и дворецкие; все гости, поезжане (к ним относится и крестный, он же посаженый отец жениха, он же распорядитель поезда, который меняет кольца четы, платит за свадьбу и привозит домой молодых); сидячие бояре и боярыни, свадебные дети .

Сватов обычно величали купцами и боярами из далеких заморских стран (просто по имени обращаться было не принято). «Сустреть» сватов нужно было должным образом. Если у порога встречали, о свадьбе и речи быть не могло. А вот за столом да за угощением все вопросы и решались.

Чем ближе было свадебное торжество, тем более насыщенным был день невесты. Баня со своими ритуалами и обрядами сменялась прощанием с родственниками, а затем и девичником - расставанием с подругами и девичьей волей.

Кульминационный момент наступал в день свадьбы. В доме невесты совершались обряды: «Бужение невесты», «Сон невесты» по снам разгадывалась жизнь в замужестве), «Одевание невесты» и «Расплетание косы». Утро свадебного дня было наполнено хлопотами по сбору свадебного поезда, которыми руководил дружка. Дружкой выбирали человека, хорошо знающего свои обязанности. На его плечи ложились и «Выкуп невесты» и «Откуп места для князя» и ведение свадебного обряда.

Перед поездкой в церковь жениха и невесту сажали на мех, свахи чесали им волосы, смачивая гребень в вине или крепком меде. Затем осыпали хмелем или зернами, смешанными с деньгами. После зажигались брачные свечи. В церковь отвозилась посуда с хлебным вином, которое священник трижды давал испить жениху и невесте. На третий раз жених бросал посуду и топтал ее ногами. Позднее, существовало поверье, что кто из супругов прежде успеет наступить на чашу, тот удержит за собой первенство пред другим. .

Торжественность обряда венчания зависела от материального благосостояния вступающих в брак. По богатству венчающихся определялся состав священнослужителей, состав хора, количество свечей и т.д. После венчания молодые садились в одну повозку (в церковь они ехали порознь в разных повозках) и в сопровождении свадебного поезда отправлялись в дом жениха.

Родители жениха приветствовали новобрачных хлебом и солью, осыпали их хмелем, овсом, рожью. Свадебный пир длился, как правило, 3-4 дня.

Какая бы ни была свадьба, богатая или бедная, главный ее «участник» - большой круглый каравай. Круглая форма неслучайна: она - подобие Солнца. В старинной легенде каравай предстает символом языческого бога - Солнца. Который сходит на землю, чтобы «взять под свою ласку красну девицу и добра молодца», вступающих в эту долгую, трудную и прекрасную жизнь. Каравай олицетворяет собой зажиточную, богатую жизнь. Считается, что тот из молодых, кто откусит самый большой кусок, и будет хозяином в доме.

Потом новобрачные садились за стол, все также садились на свои места, и невеста, будучи открытою, должна была плакать (по обычаю), выражая тем разлуку с родителями и робкий страх нового образа жизни, причем женщины и девицы пели печальные песни.

Ни жених, ни невеста не должны были ничего ни пить, ни есть, хотя перед ними ставили разные кушанья.

Когда гостям подавали третью перемену - лебедя, перед новобрачными ставили жареную курицу; дружка брал эту курицу и обвертывал скатертью.

При этом он обращался к отцу и матери и говорил: « Благословите вести молодых опочивать!» Те отвечали: «Бог благословит» и шли к дверям; отец останавливался у дверей, в мать шла к сеннику. Тогда дружка уносил курицу в сенник. После этого новобрачные, осыпаемые хмелем и зерном входили в сенник, а гости продолжали пировать.

По обычаю жена должна разуть мужа в знак будущей покорности. Этот обычай упомянул ученый Н.И. Костомаров в своих исторических работах, когда описывал жизнь новгородского Князя Владимира, сына Святослава, киевского князя: «…Будучи еще в детском возрасте, Владимир был призван новгородцами на княжение и уехал в Новгород вместе со своим дядей Добрынею, братом его матери Малуши, ключницы его бабки Ольги. По смерти Святослава между детьми его началась междоусобица. Киевский князь Ярополк убил брата своего древлянского князя Олега. Владимир со своим дядей убежал в Швецию и возвратился в Новгород с чужеземной ратью. Вражда у них с Ярополком возникла оттого, что дочь Рогволода, князя полоцкого, Рогнеда, руки которой просил Владимир, отказала ему такими словами: «Не хочу разуть сына раба, попрекнув его низостью происхождения по матери, и собралась выходить за Ярополка. Владимир завоевал Полоцк, убил Рогволода, полоцкого князя, и женился насильно на Рогнеде. Вслде за тем он овладел Киевом и убил своего брата Ярополка…» .

В одном из сапог лежала монета, считалось, что если жена снимала первым тот сапог, где лежала монета, то ее, ожидала счастливая жизнь в замужестве. При этом муж ее слегка стегал ее плеткой, в знак своей власти.

По прошествии некоторого времени отец и мать посылали дружку узнать о здоровье новобрачных; если через дверь жених отвечал, что он в добром здоровье, это значило, что между ними доброе совершилось, и тысяцкий тотчас посылал к родителям невесты сказать, что новобрачные в добром здоровье и все гости отправлялись кормить новобрачных той самой курицей, которую дружка им приносил в сенник. Затем подавали им и другие блюда .

На другой день новобрачных вели в отдельные мыльни. Жена шла в мыльню со свахою и матерью жениха и показывала знаки своего девства, с не снимали сорочку и вместе с простынею прятали как свидетельство целомудренного поведения. Муж мылся с тысяцким и дружкою, тогда молодая присылала ему в мыльню сорочку, обыкновенно унизанную жемчугом.

По выходе из мыльни новобрачный шел вперед в сенник; за ним приходила новобрачная. Тут являлись женщины, а впереди них сваха несла горшочек или два с кашей, поставленные на одном блюде. Этой кашей сваха кормила и мужа и жену. После кормления жених вместе со своим родителем, с тысяцким, дружкою и со всеми свадебными поезжанами ехал к родителям невесты.

Вступая к ним в дом, новобрачный бил челом и благодарил за то, что они вскормили и вспоили дочь свою, его жену, и ласково приглашал к себе на обед со всеми гостями невестина чина. Тогда у жениха был торжественный пир, называемый и по сие время повсюду у русских Княжим.

Когда в конце пира подавали на стол овощи и разные лакомства, отец и мать благословляли новобрачных образами, и все гости дарили их разными вещами и тканями, все ели, пили в изобилии и веселились.

Заключительный обряд старорусской свадьбы - "хлибины" (хлебины или яишня, или отводины). В разных местах обряд назывался по-разному. Проходил он в доме тещи. Заключался он в следующем: зять сыпал в ложку деньги и подавал теще: Золоту казну примите, а ложечку назад отошлите Яишенку покушать.

Теща благодарила и подавала ему яишню.

Все собравшиеся в доме гости, и родственники с интересом наблюдали за тем, как молодой муж начинал, есть яичницу. Накроют ее (яичницу) платком и подносят молодому. Он выкупит ее, платок снимет и начинает есть. А все смотрят: из середины возьмет - худая невеста, нечестна, а с краю почнет - девушка. А потом платок молодой остается. Теща потом закроет яичницу платком и унесет, а после обеда всем приносит, чтобы все видели. Кроме того, как уже говорилось раньше, яичница, включенная в обряд, становилась блюдом не только просто ритуальным, но и магическим. Так заканчивался обряд, длившийся несколько недель .

На свадьбе редко дарили деньгами, а по большей части вещами, также скотом и лошадьми.

По окончании пиров дары отсылались на рынок и оценивались, потом жених должен был отдаривать подарками равного достоинства.

В эти послесвадебные дни пиршеств невеста почти не говорила, кроме обыкновенных форменных речей, потому что малословность и пристойная молчаливость в то время считались достоинством женщины.

Свадебные обряды были одинаковы как у первобрачных, так и у тех, которые женились или выходили замуж в другой и в третий раз. Второй брак, по мнению народа, не имел уже той святости, как первый, а если из венчавшихся оба были вдовые, то на них не возлагали венцов, а держали на плечах. Церковный обряд третьего брака, состоял в одном молитвословии без венчания и не одобрялся церковью.

С давних пор именно свадьба считается самым важным событием в жизни. Наши предки создавали семью, придерживаясь традиций и строго соблюдая особые правила. Отголоски свадебных обрядовых традиций Руси присутствуют и в современном бракосочетании.

Традиции свадебных обрядов славян насчитывают не один век: наши предки крайне внимательно следили за соблюдением правил. Создание семьи было сакральным и наполненным смыслом действием, которое в среднем занимало три дня. С того времени до нас дошли свадебные приметы и суеверия , на Руси передающиеся из поколения в поколение.

Свадебные обряды древних славян

Для наших предков свадебный обряд был крайне важным событием: к созданию новой семьи подходили крайне ответственно, надеясь на помощь Богов и судьбы. Само слово «свадьба» состоит из трех частей: «сва»-небо, «д»-деяние на земле и «ба»-благословленное Богами. Получается, что исторически слово «свадьба» расшифровывается как «земное деяние, благословленное Богами». Из этого знания и исходили древние свадебные обряды.

Вступление в семейную жизнь в первую очередь всегда направлено на продолжение здорового и сильного рода. Именно поэтому древние славяне накладывали несколько ограничений и запретов на создание новой пары:

  • возраст жениха должен быть не меньше 21 года;
  • возраст невесты — не меньше 16 лет;
  • род жениха и род невесты не должны быть близки кровно.

Вопреки существующему мнению, и жениха, и невесту редко выдавали замуж или женили против их воли: считалось, что Боги и сама жизнь помогают новой паре найти друг друга в особом, гармоничном состоянии.

В наше время достижению гармонии тоже уделяется много внимания: к примеру, все больше людей начинают использовать специальные медитации для привлечения любви . Наши предки лучшим способом гармоничного слияния с ритмами матери-природы считали танец.

В день Перуна или в праздник Ивана Купалы молодые люди, желающие встретить свою судьбу, собирались в два хоровода: мужчины вели круг «посолонь» — по ходу солнца, а девушки — «противосолонь». Таким образом оба хоровода шли спинами друг к другу.

В момент сближения танцующих столкнувшихся спинами парня и девушку выводили из хоровода: считалось, что их свели Боги. Впоследствии, если девушка и парень были любы друг другу, устраивались смотрины, родители знакомились между собой, и, если все было в порядке, назначалась дата свадьбы.

Считалось, что в день бракосочетания невеста умирала для своего рода и его духов-хранителей, чтобы возродиться в роду жениха. Этой перемене придавалось особое значение.

В первую очередь, о символической смерти невесты для своего рода говорил свадебный наряд: у наших предков было принято красное свадебное платье с белым покрывалом вместо нынешней полупрозрачной фаты.

Красный и белый на Руси были цветами траура, а плотное покрывало, которым полностью закрывали лицо невесты, символизировало ее нахождение в мире мертвых. Снять его можно было только во время свадебного пира, когда благословение Богов над молодыми уже было совершено.

Подготовка к свадебному дню как для жениха, так и для невесты начиналась накануне вечером: подруги невесты вместе с ней отправлялись в баню для ритуального омовения. Под горькие песни и слезы девушку омывали водой из трех ведер, символически указывая на ее присутствие между тремя мирами: Яви, Нави и Прави. Невеста и сама должна была плакать как можно больше, чтобы получить прощение духов своего рода, которых она покидает.

Утром дня свадьбы жених присылал невесте подарок, означающий верность его намерений: шкатулку с гребнем, лентами и сладостями. С момента получения подарка невесту начинали переодевать и готовить к обряду бракосочетания. Во время одевания и причесывания подруги также распевали самые печальные песни, а невеста должна была плакать еще больше, чем накануне: считалось, что чем больше слез будет пролито до свадьбы, тем меньше их прольется во время супружеской жизни.

Тем временем в доме жениха собирался так называемый свадебный поезд: повозки, в которых сам жених и его дружина отправлялись за невестой с дарами ее подругам и родителям. Чем богаче семья жениха, тем длиннее должен быть поезд. Когда все приготовления завершались, поезд отправлялся к дому невесты под пение и танцы.

По прибытию родственники невесты проверяли намерения жениха вопросами и шуточными заданиями. Эта традиция сохранилась и в наше время, превратившись в «выкуп» невесты.

После того, как жених прошел все проверки и получал возможность увидеть невесту, свадебный поезд вместе с молодыми, дружиной и родственниками направлялся на капище. Ехали на него всегда долгой дорогой, закрыв лицо невесты плотным покрывалом: считалось, что в это время будущая жена наполовину находится в мире Нави, и видеть ее «полностью живым» людям было нельзя.

По приезду на капище ожидающий молодых волхв проводил обряд благословения союза, тем самым подтверждая лад в паре и скрепляя клятву молодых перед Богами. С этого момента жених и невеста считались семьей.

После обряда все гости во главе с семейной парой отправлялись на пир в честь свадьбы, который мог длится до семи дней с перерывами. Во время угощения молодые получали подарки, а также многократно одаривали своих гостей поясами, куколками-оберегами и монетами.

Кроме того, в течение полугода семейной жизни новая семья, оценив подарок каждого гостя, должна была нанести ответный визит и подарить так называемый «отдарок» — ответный дар, стоимостью превышающий подарок гостя. Этим молодая семья показывала, что подарок гостя пошел впрок, увеличив их благосостояние.

Со временем непоколебимые свадебные традиции претерпели некоторые изменения, вызванные переселениями и войнами. Изменения прижились и принесли нам память о русских народных свадебных обрядах.

Русские народные свадебные обряды

С появлением христианства на Руси свадебные обряды изменились коренным образом. За несколько десятилетий обряд благословения Богов на капище перешел в обряд венчания в церкви. Люди не сразу приняли новый уклад, и это прямым образом сказалось на проведении такого важного события, как свадьба.

Поскольку без венчания в церкви брачный союз не считался действительным, свадебный обряд состоял из двух частей: венчание в церкви и обрядовая часть, пир. «Волхование» не поощрялось высшими церковными чинами, но некоторое время церковнослужители участвовали в «невенчальной» свадебной части.

Так же, как и у древних славян, в традиции русской народной свадьбы долгое время сохранялись традиционные обычаи: сватовство, смотрины и сговор. На общих смотринах, проходивших на гуляньях, семья жениха присматривала невесту, справляясь о ней и ее семье.

Найдя девушку подходящего возраста и статуса, родственники жениха засылали сватов в семью невесты. Сваты могли приходить до трех раз: первый — заявить о намерениях семьи жениха, второй — присмотреться к семье невесты, и третий — получить согласие.

В случае удачного сватовства назначались смотрины: семья невесты приезжала в дом жениха и осматривала хозяйство, делая вывод: хорошо ли будет жить здесь их дочери. Если все было в порядке и соответствовало их ожиданиям, родители невесты принимали приглашение разделить трапезу с семьей жениха. В случае отказа сватовство прекращалось.

Если и этап смотрин оказывался успешным, то родители жениха приезжали с ответным визитом: они лично знакомились с невестой, наблюдали за ее умением вести хозяйство и общались с ней. Если в итоге они не разочаровывались в девушке, то к невесте привозили жениха.

Девушка должна была показаться во всех своих нарядах, показать, насколько она хороша как хозяйка и собеседница. Жених тоже должен был показать свои лучшие качества: в вечер «третьих смотрин» невеста в большинстве случаев имела право отказаться от жениха.

Если молодые смогли понравиться друг другу и не возражали против свадьбы, их родители начинали обсуждать материальные затраты на свадьбу своих детей, размер приданого невесты и подарки от семьи жениха. Эта часть называлась «рукобитием», потому что, договорившись обо всем, отец невесты и отец жениха «били руки», то есть скрепляли договор рукопожатием.

После завершения договора начиналась подготовка к свадьбе, которая могла продолжаться до месяца.

В день свадьбы подруги невесты одевали ее в подвенечный наряд под причитания о ее девичьей веселой жизни. Невеста должна была постоянно плакать, провожая свое девичество. Тем временем жених с друзьями приезжал к дому невесты, готовясь выкупать свою будущую жену у ее семьи и подруг.

После удачного выкупа и символических испытаний жениха молодые ехали в церковь: жених с друзьями отправлялся шумно и с песнями, а невеста — отдельно, долгой дорогой, не привлекая к себе особого внимания. Жених непременно должен был прибыть к церкви первым: таким способом будущая жена избегала клейма «брошенной невесты».

Во время венчания невесту и жениха ставили на расстеленную белую ткань, осыпанную монетами и хмелем. Также гости внимательно следили за венчальными свечами: считалось, что кто выше свою свечу держит, тот и в семье главенствовать будет.

После завершения венчания молодые должны были задуть свечи одновременно, чтобы умереть в один день. Погашенные свечи следовало хранить всю жизнь, оберегать от повреждений и зажигать ненадолго только во время появления первого ребенка.

После венчального обряда создание семьи считалось законным, и далее следовал пир, на котором в значительной степени проявлялись обрядовые действия древних славян.

Этот обычай существовал долгое время, пока не видоизменился в современные свадебные традиции, которые все же сохранили многие обрядовые моменты старинных свадеб.

Старинные свадебные обряды

Многие люди в наше время даже не догадываются о том, какое сакральное значение имеют ставшие привычными моменты любой свадьбы. Вместо аутентичного обряда на капище или венчания в церкви, долгое время являющегося обязательным, теперь происходит государственная регистрация брака с последующим банкетом. Казалось бы, что в этом осталось от древнего уклада? Оказывается, очень многое.

Испокон веков свадьба для женщины была нечто большим, чем торжество и праздничная дата в календаре. Следовательно, и к выбору свадебного платья подходили с большим усердием, чем к любому другому наряду. Интересно будет узнать, что белый цвет не всегда ассоциировался со свадьбой. Раньше совсем другим цветам отдавали предпочтение невесты. Да и фасоны сильно отличались от тех, которые мы привыкли видеть на невестах. Экскурсия в минувший мир свадебной моды обещает быть интересной, захватывающей и местами даже наполненной удивлением.

Основные модные тенденции

Богатое убранство невесты свидетельствовали про достаток ее семьи, поэтому для создания свадебного платья выбирались самые дорогие ткани. Часто это был шелк или тюль, сатин или вельвет. На ткани присутствовало богатое декорирование из золотых нитей и ценного натурального меха.

Нравы минувших времен были строгими и требовали от невесты выбора настолько закрытого платья, насколько это было возможным. Максимальная длина присутствовала не только на юбке, но и на рукавах также.

Распространенными цветами были природные, поскольку они создавались на основе только натуральных компонентов. Яркое свадебное платье алого, голубого или розового цвета можно было встретить только на очень состоятельной невесте.

Какими только драгоценностями не украшались дорогие свадебные наряды. В ход шел жемчуг, бриллианты, сапфиры и изумруды. Их количество иногда было настолько большим, что сложно было рассмотреть ткань самого платья.

Самым ярким доказательством этого факта служит свадьба графини Маргарет из Фландрии, платье которой было очень тяжелым из-за большого количества драгоценностей. Они исчислялись тысячами. В таком платье было невозможно ходить, поэтому в церковь ее заносили.

17 век

С приходом 17 столетия свадьбы начали носить скорее династическую роль. Но это ничуть не умерило пыл невест, которые всячески старались предстать перед гостями в самых красивых платьях.

Правда не всегда эти старания были по достоинству оцененными. Взять хотя бы свадьбу принцессы Катрины Браганской из Португалии и английского короля. Невеста не изменила модным течениям своей страны и выбрала розовое платье, которое предусматривало наличие внутреннего каркаса. Англичане не поняли такого решения, хотя спустя некоторое время полюбили подобные свадебные платья.

18 век

Этот период обозначился высокой популярностью натурального дорого меха в свадебных платьях. Такую отделку могли позволить себе только очень состоятельные барышни, которые выбирали мех из норки и соболя.

Невесты из не таких богатых семей довольствовались мехом лисы или зайца. Ну а совсем небогатые невесты могли позволить себе выбрать льняную ткань для пошива платья вместо обычного грубого материала, который использовался для создания повседневной одежды.

О статусе невесты можно было судить по длине рукавов и подола на ее платье. Обычным девушкам, чей достаток не был баснословным, свадебное платье в дальнейшем служило праздничной одеждой, которая одевалась на большие праздники.

В то время белый цвет еще не служил основным для свадебного наряда, хоть и считался непорочным.

Ввиду его непрактичности и маркости преимущественными были розовый и голубой. Кстати, именно голубой цвет был связан с непорочностью самой девы Марии. Этот обычай дошел и до современных невест из англоязычных стран, которые обязательно в свой наряд вносят элемент голубого цвета.

Розовый также часто присутствовал в свадебных нарядах. Взять хотя бы платье невесты Джозефа Нолекеса (британский скульптор), которое хоть и было создано из белой ткани, но розовые цветы обильно его украшали. Наряд дополняли очень высокие для того времени туфли (аж 8 см) с такой же розовой вышивкой. Несмотря на свою необычность и экстравагантность такой наряд приглянулся всем поклонникам свадебной моды, а модницы взяли его себе на вооружение.

Что касается красного цвета и всех его ярких оттенков, то в свадебной моде они появились нескоро, поскольку связывались с распутностью. В игноре находился и зеленый цвет, который приписывали лесным мифическим созданиям типа эльфов и фей.

Еще одним категоричным цветом был черный, который нес в себе траурный подтекст. Его старались не одевать даже гости, чтобы не накликать беду на молодых. Желтый цвет только начал появляться в мире свадебной моды, возрождаясь и расцветая с новой силой после того, как в 15 веке был объявлен языческим.

Самым бедным невестам ничего оставалось, как одевать платья серых или коричневых оттенков, которые были самыми практичными и немаркими. Прошло сто лет и серый цвет стал ассоциироваться с прислугой.

19 век

Начало 19 столетия принесло с собой моду на ленточки, которыми обильно украшались свадебные платья. Они были разноцветными и каждый гость старался оторвать себе одну ленточку в память о такой значимом событии.

Прошло немного времени и ленточки заменились цветами. Красивые букеты приносили с собой гости, чтобы поздравить молодых, и не менее красивые цветочные композиции невесты держали в руках. Цветами украшалось платье и волосы невесты.

Свадебный обряд – это самый сокровенный ритуал в жизни каждого человека. Все мы стремимся найти свою вторую половинку, мечтаем соединить судьбу с человеком противоположного пола, очень похожим на нас и близким по духу.

Обряд сватовства уходит своими корнями к нашим далёким предкам – во времена Древней Руси. Тогда ритуалам уделяли больше внимания, чем сейчас, но и по сегодняшний день свадебная церемония не утратила своей популярности. Несмотря на моду на гражданские браки, большая часть молодожёнов всё же стремится связать себя законными узами брака. В этой статье мы расскажем вам, как проходили у наших предков.

Для заключения брачного союза у наших предков важно было полное соответствие жениха и невесты по статусу (сюда относилось и материальное положение). Для обеспеченных представительниц прекрасного пола подбирали таких же женихов и наоборот.

Примечательно то, что будущие муж и жена могли даже не видеть друг друга до свадебной церемонии. Как правило, родители занимались выбором невесты для своего сына.

При этом браки заключались в очень раннем возрасте – девушке должно было быть не больше 13 лет, но к этому времени она уже умела вести хозяйство, чему её обучали с раннего детства.

Свадебные обряды у древних русичей выполнялись по трём этапам:

  • сначала шло сватовство;
  • потом дарение приданого;
  • а затем проводились девичник и мальчишник.

Обряд сватовства

Когда принималось решение о заключении брачного союза, невеста и её родственники активно готовились встречать жениха с его родителями (то есть сватов). Для этой встречи организовывали празднование с вкусным обедом.

Жениху следовало приехать со своей роднёй (брали отца, деда, братьев) на телеге, которую везли лошади. Телегу украшали с помощью ленточек и колокольчиков, чтобы при первом взгляде на неё становилось понятно, что предстоит сватовство. А невеста, услыхав приближение своего суженного, выбегала на улицу и встречала сватов.

Потом родственники знакомились. Жених преподносил дары родителям невесты. Этот обряд символизировал уважение и наличие серьёзных намерений по поводу их дочки.

Дарение приданного

Когда родители благословляли брачный союз, устанавливали дату свадьбы. Затем невеста занималась подготовкой своего приданного вместе со своей матерью, старшей сестрой и бабушкой.

Характер приданного находился в зависимости от материального положения семьи. Но обычно это были предметы одежды и домашнего обихода, картины, предметы постельного белья, ковры и так далее.

Девичник и мальчишник

Невесте следовало организовать девичник. Он проводился за 3 дня до свадебной церемонии.

Но, в отличие от современного варианта весёлой вечеринки, тогда на девичник собирались все женщины, живущие в селе, подруги и родственницы. Также в обязательном порядке приглашалась вытница. Она запевала грустную песню, которая доводила будущую невесту до слёз. Это символизировало прощание с молодыми годами жизни, беззаботностью и родителями.

Плакать на девичнике невесте нужно было непременно – в противном случае её ждал неудачный брачный союз.

Потом все женщины приглашались в жилище – они пили вино, ели и плакали. Невесте следовало одарить всех присутствующих двумя поясками. После этого начиналось коллективное пение песен. Если родители позволяли, то девушка с подругами отправлялась в поле (в летнее время), а в зимнее — катались на санках и громко распевали песни.

В завершение невеста брала своих лучших подруг и отправлялась в баню, где её купали перед свадьбой.

Что касается жениха, то в его случае ситуация была не такой весёлой – ему нужно было одному отправляться в баню и не проронить ни одного слова в течение всей ночи.

Свадьба на Руси

Свадьба выступала 2 этапом торжественной церемонии заключения брака. Первая часть обряда проводилась утром, до восхода солнца. Будущей жене нужно было прочесть различные заклинания от сглаза в жилище своего будущего супруга.

Затем жених приезжал к невесте, но прежде, чем получить свою будущую жену, ему следовало справиться с большим количеством сложных задач. Всё проходило в весёлой форме. Участие при этом принимали все родственники девушки.

Первым делом жениху закрывали въезд в село, а затем к воротам. Если у жениха не получалось преодолевать препятствия, он должен был рассчитаться деньгами.

Сама свадебная церемония проводилась очень весело и торжественно. Когда молодые входили на место её проведения, мать жениха сыпала на них овёс и пшено, что символизировало достаток в будущем союзе.

На свадьбу традиционно приглашались все: родственники, соседи и друзья. Также на неё могли спокойно зайти даже незнакомые люди.

Что означал белый цвет платья

Платье для свадьбы не зря выбирали именно белое – этот цвет олицетворял собой невинность и душевную чистоту невесты. Если невеста на момент заключения брака успела потерять невинность, ей запрещали надевать белое платье.

Составлением букета для невесты занималась её свекровь. Для этой цели использовали только полевые цветы (даже в зимнее время).

Традиционно свадьбу на Руси праздновали на протяжение трёх дней. Таким образом новобрачных проверяли на выносливость. Они должны были обязательно высидеть 3 дня, если хотели прожить счастливую семейную жизнь.

На вторые сутки новоиспечённые муж с женой отправлялись в заблаговременно приготовленное для них родными ложе (оно не обязательно находилось в доме, это мог быть и хлев, и сеновал, и баня). Там они занимались любовью, а впоследствии любой желающий имел право зайти туда и проверить одеяние девушки, которое подтверждало её невинность.

Когда молодые супруги возвращались к свадебному торжеству, свахе следовало снять с головы невесты фату и надеть кику. Дальше мы уделим этому моменту повышенное внимание, чтобы понять, что он обозначал.

Обряд снятия фаты с невесты

Традиция покрывать голову невесты фатой пришла в Русь из западных государств. До этого вместо фаты использовали венки с цветами. Снятие фаты имело очень символичный смысл – оно указывало на то, что теперь статус девушки изменился и отныне она превращается в замужнюю даму, покидает родительский дом, взрослеет, заводит свою семью и готова к появлению на свет собственных малышей.

После снятия фаты невеста становится женой и, соответственно, хранительницей семейного очага.

Этот ритуал не утратил своей актуальности до настоящего времени – сегодня также невесте положено снимать фату, отправляя её тем самым во взрослую жизнь.

Так проходил свадебный обряд у наших предков – славян. Некоторые моменты из него сохранились по сегодняшний день (например, снятие фаты, проведение мальчишника и девичника), а некоторые – безвозвратно канули в лету (к примеру, стадия сватовства). В любом случае необходимо уважительно относиться к традициям предков, ведь они обладали огромной мудростью и скопили большой жизненный опыт, который передаётся от поколения к поколению посредством ритуалов и обрядов.