История и эволюция казачьей домашней форменной одежды. Мужская домашняя казачья одежда. Терско-гребенской женский казачий костюм: формирование в пространстве северокавказской культуры, самобытные особенности костюма, проблемы сохранения в рамках фольклорн

Развитие торговых дел на Северном Кавказе потребовало создания новых опорных пунктов. Главным из них продолжал оставаться, основанный в 1573 году Терский городок. Он продолжал оставаться, прежде всего, порубежной крепостью, вокруг которой появлялись казачьи станицы; являлся главной опорой русского контроля над восточной частью Северного Кавказа. Расположенный в дельте реки Терек представлял собою довольно мощную крепость, защищаемую тридцатью пушками и гарнизоном стрельцов. Терские казаки охраняли левый берег Терека, выше крепости по течению. Крепость Терки, или Сунженский острог одно из самых ранних описаний который сделал Федот Котов .
Терский городок как бы притягивал к себе местных русских поселенцев, прежде всего гребенских казаков. Они, как вольные поселенцы, проживали по левому берегу Сунжи и правому, Терека в предгорьях («гребнях»). Средством их существования были ведение хозяйства и охота. Гребенцы обосновались на Тереке и Сунже достаточно давно, еще до основания Терского городка, и считаются древнейшей из возникших на Кавказе казачьих общин. Широко известно церковное предание о передаче донскими казаками Дмитрию Донскому после Куликовской битвы своих святынь. Там казаки описаны как малоизвестный на Руси «народ христианский, воинского чина» живущий где-то на Дону, имеющий там «города», в которых он хранит свои чудотворные иконы. Косвенным подтверждением подлинности предания служит почитание Гребневской (Гребенской) иконы Божией Матери. Еще в 1555 году, когда кабардинские князья отправили в Москву посольство бить челом Ивану Грозному о принятии их в русское подданство, с этим посольством приходили в Москву и атаманы Гребенских казаков, проживавших на реке Сунже. По преданию, царь милостиво принял казаков и пожаловал их вольною рекою «Тереком Горыничем» .
На своеобразный быт и хозяйство казачьих поселений существенное влияние оказывала многонациональность. С самого начала своего образования терско-гребенское казачество отличалось пестрым этническим составом, о чем говорят официальные правительственные документы, сообщения путешественников и «сказки» самих казаков. В числе населения городков-крепостей по Тереку и Сунже наряду с русскими здесь проживали кабардинцы, ногайцы, кумыки, чеченцы, ингуши и др. . «…Случалось, – пишет русский историк В.А. Потто, – что какой-нибудь Гассан похищал в соседнем селе красавицу Фатиму, и оба на одном коне, спасаясь от погони, являлись ночью в гребенской городок. А наутро Гассан превращался в казака Ивана, а Фатима становилась Марией, или, по-гребенски, Машуткой» .
Это приводило к тому, что с самого начала беглая казачья вольница оказалась не только снаружи, во и изнутри в иноэтническом окружении, живя в непосредственном соседстве с коренным населением края. И это не могло не сказаться на материальной и духовной культуре различных групп северокавказского казачества. Естественно, что в его быт и культуру в этом случае проникали самые разнообразные элементы культуры местного населения, как, в свою очередь, русские и украинские элемент культуры со временем проникали и в среду соседнего горского населения способствуя взаимообогащению культур северокавказских народов и русского населения края.
Гребенские казаки очень тесно контактировали с местными народами и сами в значительной мере «окавказились». Переняли традиционную одежду, оружие горцев, некоторые обычаи, пляски, методы хозяйствования. Гребенские казаки поселились пятью городками, претерпевшими впоследствии тягости переселения: Червленым, названным так по памяти о Червленом Яре, Старо-Гладковским, Ново-Гладковским, Курдюковским и Щедринским. Русский генерал А. И. Ригельман записал с их слов, что до переселения они жили, «по объявлению гребенских старожилов, за Тереком в самой нынешней Кабарде и в части Кумыцкого владения, в Гребнях, в урочище Голого Гребня, в ущелье Павловом и в ущелье Кошлаковском и при Пименовом Дубе»; другая их часть «в Черкасах были, по объявлению тамошних, и жительство имели двумя деревнями, а именно, одна в большой Кабарде при устье реки Газы, впадающей в реку Урюф [вероятно Урух], а оная впадает в Терек с левой его стороны, и назывались Казаровцы; другая - в Малой Кабарде ж, в самом ущелье Татартуповом, которое урочище состоит близ реки Терека и ниже, впадающей во оной, речки Акс с левой же ее стороны» .
Смешанный этнический состав казачества отразился и на бытовании в старых казачьих поселениях типично кавказских построек. Так. с самого начала большое распространение здесь получили «сакли», строившиеся по местному образцу из сырцового кирпича обмазанного глиной. Выполняя на раннем этапе роль жилых помещений, сакли постепенно превращались в подсобные строения, используемые для различных хозяйственных нужд. На Тереке, в то время богатом лесами, почти повсеместно в «государевых городках» бытовали типичные русские рубленые избы, вытянутые в плане и состоящие из одного или двух жилых помещении.
Гребенцы ставили свои дома по-русски, но они заимствовали у горцев, в частности у кабардинцев сам характер внутреннего убранства дома: в одном углу было собрано и развешано по стенам оружие и доспехи, в другом - возвышались постели и одеяла, сложенные ровными кипами, а на самом видном месте красовалась на полочках тщательно вычищенная и парадно расставленная посуда. Одновременно в доме удерживалась традиционная русская печь с широким устьем, просторные лавки, правда, по-кавказски покрытые коврами, стол, а в красном углу возвышался киот с образами.
Традиционная мужская одежда рядовых казаков на Тереке ее - вначале из длинной до колен русской холщовой рубахи с прямым или косым разрезом ворота. Рубаху казаки заправляли в штаны или в шаровары. Старинной верхней одеждой мужчин был чекмень-зипун. Одновременно такая одежда являлась и форменной. Головным убором у казаков чаще всего была шапка куполообразной формы, широко распространенной у татар и ногайцев (колпак), а затем и меховая папаха, такая же, как и у соседних горских народов Северного Кавказа. Обувь - лапти, сапоги, башмаки, «ходоки» из сыромятной кожи и черевики. Кроме того, казаки часто на местный манер подвешивали к кавказскому поясу кинжал и саблю с которыми не расставались никогда и носили кушак. Со временем «кавказские» черты в одежде гребенцев и терцев усиливаются, как об этом писал в XVIII в. И.-Ф. Миллер. По его словам, одежда и оружие казаков были «на черкесский манер»- по образцу и подобию одежды и оружия их соседей-кабардинцев .
Простотой и незамысловатостью отличался и костюм казачки, состоявший из рубашки-сорочки старорусского покроя (чаще всего с прямыми поликами), выполнявшей одновременно роль нательной и верхней одежды. Покрои женских рубах отличались некоторым разнообразием и варьировали в западных и восточных областях Северного Кавказа. Обычной же верхней одеждой казачек на Тереке являлся женский зипун, ладно облегавший фигуру, на металлических застежках - по кавказскому образцу. Голову принято было покрывать домотканым платком, из-под которого видна «кавказская» шапочка, поскольку без головного убора женщина, как и у горцев, не имела права показаться на улице и даже быть дома простоволосой в присутствии свекра и свекрови. Украшений казачки носили много: серебряные пояса, серьги, бусы (мониста), кольца, чеченские и дагестанские браслеты, в чем явно прослеживалось кавказское влияние (особенно у гребенцев).
Горские музыкальные инструменты и танцы естественно вошли в жизнь терских казаков. На зурне, свирели, пондуре играли мужчины, а на гармошке играли женщины-казачки. А круговой и темпераментный танец «Наурская лезгинка» стал национальным танцем терских казаков. Так же естественно неотъемлемой частью жизни казаков стало участие в состязаниях по джигитовке, во время которых они демонстрировали смелость, находчивость и искусство верховой езды.
Одно из самых ранних упоминаний о пище русского населения Северного Кавказа содержится в документах начала XVII века, из которых следует, что в период «Смутного» времени на Руси жители Терского городка покупали просо у кабардинских и кумыцких людей, с которыми поддерживали тесные хозяйственно-экономические отношения, и жили вполне независимо от «государевой дачи» благодаря помощи и поддержке местного населения . Терские казаки, жившие по соседству с чеченцами, ввели в свою кухню чеченские национальные блюда: лепешки с начинкой из сыра и овощей, пресный хлеб–пасту, дат-кодар – смесь творога с топленым маслом и многое другое. Горцы тоже оценили некоторые чисто русские продукты, в том числе удобные для кухни в зимние месяцы сушеную рыбу и квашеную капусту.
В условиях постоянных набегов крымских татар и османских отрядов и их местных союзников, междоусобных распрей феодальных владетелей, в которых принимали участие и казаки, земледелие в казачьих городках по Тереку и Сунже было весьма неперспективным делом и основным богатством у гребенцев, как и у их соседей-кабардинцев, долгое время являлся скот (крупный рогатый, овцы, козы, лошади). Поэтому в начальный период в пищевом рацион казачества на Северном Кавказе преобладало мясо, получаемое как продукт скотоводства и добываемое на охоте, молочные продукты, а также рыба и дикорастущие овощи и фрукты, которыми был в то время так богат Северный Кавказ .
У некоторых народов Северного Кавказа в описываемое время были хорошо развиты овощеводство и садоводство которые позже получили также широкое развитие и у русского населения края, и это отразилось на пищевом рационе терских и кубанских казаков. В их обеденном меню можно было встретить капусту, свеклу, огурцы - баклажаны, перец, лук, чеснок, фасоль, горох, местные кулинарные травы. Как местное, так и русское население края в изобилии запасало на зиму фрукты и овощи в свежем и консервированном виде, используя различные способы их хранения, в том числе и типично восточнославянские - квашение, соление, маринование. Большое развитие в крае со временем получило бахчеводство - выращивание тыкв, дынь, арбузов и баклажанов, из которых приготовлялось много различных блюд и деликатесов. Фрукты дикорастущие и окультуренные употреблялись свежими, сушились, варились в виде компотов («узвар»), из них готовились варенья и начинки для мучных изделий, различные подливы и соусы к мясным и мучным блюдам .
В 1628 году «Выдающимся эпизодом этого времени служит посещение Гребней двумя иностранцами, учеными минералогами Самуилом Фрич и Иоганом Герольд. Оба были присланы из Москвы для отыскания в Кавказских горах серебряной и медной руды, как нового источника для поправления расстроенных финансов государства, и Терский воевода князь Василий Щербатов поручил охрану их Гребенским казакам. Эти люди, знакомые с местностью, знавшие туземные языки, умевшие примениться к чуждым обычаям и нравам, были очень полезны нашим искателям и как проводники, и как надежная охрана. В своих донесениях Московскому правительству оба они отзываются о Гребенских казаках с особой похвалой, как о людях, «на верность которых можно положиться». Они были даже в их городках, стоявших, по их показаниям, в горах, выше селений Илдара и Келмамета, сыновей Ибака-Мирзы, владельца Малокабардинского. И от них-то впервые мы узнали кое-что о домашней жизни Гребенсских казаков. Фрич и Герольд были первыми европейцами, посетившими надтеречный хребет, где до них никто из русских никогда не бывал, и потому то их показания имеют для нас особую ценность. По их словам, Гребенцы отличались своею домовитостью и культурным развитием перед другими казачьими войсками того времени. Это была в строгом смысле самая ранняя русская колония на Кавказе, умевшая находить средства для жизни и помимо старинного молодечества в собственном своем производительном труде. Донцы и Терцы, например, не хотели знать хлебопашества и даже побивали тех, кто им занимался, как ремеслом, несродным казачеству, а Гребенцы повсюду прилагали свой труд и этим достигали заметного благосостояния в своем хозяйстве. Их жены ткали сукна и галуны для домашнего обихода, а сами казаки сеяли просо и кукурузу, занимались насаждением тутовых дерев и разведением виноградной лозы, которой, по свидетельству Фрича и Герольда, много было в лесах по берегам Сунжи и Терека в дикорастущем виде» .
Владимир Ютрименко

Библиографический список:
. Хождение купца Федота Котова в Персию. М., 1958;
. Военная энциклопедия. 1911-1914;
. ЦГАДА. Ф. Ногайские дела. Оп. 1. 1627 г. Д. 1; Кумыцкие дела. Оп. 1. 1632 г. Д. 1; КРО. Т. 1., Т. 2 М., 1957;
. Потто В.А. Два века терского казачества, Т.I. Владикавказ, 1912;
. А. Ригельман, Летописное повествование о Малой России;
. ЦГАДА. Ф. Портфели Г.-Ф. Миллера, Д. 757/30 (Описание гребенских казаков);
. ЦГАДА. Ф. Ногайские дела. Оп. 1. 1627 г. Д. 1; КРО. Т. 1;
. ЦГАДА. Ф. Кумыцкие дела. Оп. 1. 1654 г. Д. 1; КРО. Т. 1;
. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М. Наука 1988;
. Потто В.А. Два века терского казачества, Т. I. Владикавказ, 1912.

Особенности жизни казаков отразились на их одежде. Своеобразный вид казачьей одежды складывался веками. Приходили беглые в казачьи станицы в своей русской одежде, а здесь носили то, что давало войско. Облик одежды воссоздают старинные казачьи песни.

На стружках сидят гребцы — удалые молодцы,
Удалые молодцы — вседонские казаки.
На них шапочки собольи, верхи бархатные,
Пестрорядные рубашки с золотым галуном.
Астраханские кушаки полушалковые,
С зачёсами чулочки,
Да все гарусные.
Зелень-сафьян сапожки, кривые каблуки.

Казачий костюм стал результатом соседства с народами Северного Кавказа. Старинная казачья одежда очень древняя. Костюм казаков складывался веками, задолго до того, как степняки стали именоваться казаками. О том, что носили казаки в 1705 году, говорил в Посольском приказе атаман донской зимовой станицы Савва Кочет: «…платья де они носят по древнему обычаю, как кому из них которое понравитца: иные любят платье и обувь по черкески и по калмыцки, а иные обвыкли ходить в русских стародревнего обычая в платье, и что де кому лутче похочется, тот тако и творит». А дальше, как бы предупреждая Петра о том, что среди казаков петровские нововведения не приживутся, говорил: «А немецкого платья де никто из них казаков у них на Дону не носят, и мастеров, то есть портных, которые б немецкое платье могли делать, в городах их казацких не живут».

Петр I понял, что казачья одежда и вообще внешний вид - нечто большее, чем мода, и бритье бород и введение «немецкого платья» у казаков бескровными не будут. Но, скорее всего, царь-реформатор в совместных с казаками походах убедился, как приспособлена одежда казаков к боевой жизни в степи.

За столетия покрой их не изменился: это широкие шаровары - в узких штанах невозможно сесть на коня, да и ноги они будут стирать, и движения всадника сковывать. Так что те шаровары, что находили в древних курганах, были такими же, какие носили казаки и в XVIII, и в XIX веках. Рубахи были двух видов - русская и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск. Шили их из холста или шёлка. Степняки вообще предпочитали шёлк другим тканям - на шёлке вошь не живёт. Сверху - сукно, а на теле шёлк. Зимой носили нагольные полушубки, которые надевались шерстью на голое тело - так народы Севера носят кухлянку.

Из верхней одежды казаки издавна предпочитали архалук (тюрк. арка - спина, тюрк. лык - греть) - «спиногрей» - нечто среднее между стёганым татарским халатом и кафтаном. Кроме того, поверх тулупа зимой и в непогоду надевался балахон - валенный из овечьей или верблюжьей шерсти плащ с капюшоном. По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался, как кожаные вещи. На Кавказе балахон заменила бурка, а капюшон издавна существовал как самостоятельный головной убор - башлык.

Сапог было великое множество - без сапог верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдешь босиком. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков - ичини и «чирики» - туфли галоши, которые надевались поверх ичиг, в которые заправлялись шаровары. Носили и «башмаки» - кожаную обувь с ремнями, названную так потому, что изготовлялась она из телячьей кожи (тюрк. башмак - телёнок).

Но казак более всего ценил одежду не за её стоимость и даже не за удобства, которым славилась казачья «справа», а за тот внутренний духовный мир, которым была наполнена каждая деталь казачьего костюма. По верованиям древних, одежда - вторая кожа, поэтому коренные казаки никогда не носили чужую одежду, не совершив над ней очистительных обрядов, и уже тем более одежду с убитых. Надеть «чуждые покровы» означало войти «вволю» дарителя и потерять свою волю. Поэтому казак ни за что не надевал бы «шубу с царского плеча».

Награждая казаков, атаманы дарили им материал «на справу», но никогда не дарили атаманский кафтан. Особое значение имели казачьи лампасы. Считалось, что введены они впервые. Лампасы обнаруживаются на казачьей одежде, на одежде половцев и ещё раньше - скифов. Так что при Платове ношение лампасов было только узаконено, а существовали они и прежде, знаменуя принадлежность их хозяина к вольному воинству. Не случайно так гордились и гордятся ими казаки.

В отличие от всех народов и сословий мира казаки, жившие в строгих рамках военного сословия, обязаны были носить стандартную униформу. Мельчайшие детали: пуговицы на мундире, серьга в ухе, особым образом повязанный башлык или надетая папаха - для казака были раскрытой книгой, паспортом, по которому он узнавал о незаконном собрате всё.

Казачий чуб - такая же традиция, как лампасы и папаха. Так они запечатлены на старинных фресках. Такой же древностью овеян и запорожский оселедец, вероятно заимствованный славянами у готов. Хохол (хох - оол) у алтайцев и сейчас переводится как «сын неба». Интересно, что у персов (иранцев) слово «казак» и переводится как «хохол». Донские казаки так объясняют чуб с левой стороны фуражки: справа ангел стоит - там порядок, слева чёрт крутит - вот казак и выходит. По традиции, в России усы были неотъемлемой частью военной формы. Кстати, в Отечественную войну 1812 года усы носили гвардейцы.

Шапка - продолжение головы. У казаков папаха или фуражка играла огромную роль в обычаях и символике. Папаха с цветным верхом или казачья фуражка с околышем символизировала пол-ноправную принадлежность к станичному обществу. При возвращении с войны или службы казаки приносили шапки в дар родовым рекам, бросая их в волны. Казак, женившийся на вдове, приносил к Дону или Кубани фуражку погибшего казака и пускал её по воде. В шапку зашивали иконы и написанные детской рукой охранительные молитвы. За отворот папахи казаки клали особо ценные бумаги и приказы. Надежнее места не было - потерять папаху казак мог только с головой.

Серьги (у мужчин) означали роль и место казака в роду. Так, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду ребёнок, где нет, кроме него, наследников по мужской линии, носил серьгу в правом ухе. Две серьги - единственный ребёнок у родителей. Казаки традиционно следили за собственной внешностью. Исходило это, прежде всего, из уставных требований об опрятности.

Кубанское казачье войско начало формироваться в конце восемнадцатого века, его основу составили запорожцы и донцы. В начальный период заселения края черноморцы сохранили одежду и вооружение, присущие запорожцам. Конные казаки носили синие шаровары, синий кунтуш, под который надевался кафтан красного цвета. В 1810 году была утверждена форма обмундирования черноморских казаков: шаровары и куртка из грубого сукна. Линейные казаки носили одежду черкесского образца. В начале 1840 года для черноморских казаков была установлена единая форма по примеру линейных. Эта форма стала единой и для сформировавшегося в 1860 году Кубанского казачьего войска. Комплекс мужской одежды состоял из: черкески, сшитой из чёрного фабричного сукна, шаровар тёмных тонов, бешмета, башлыка, зимой - бурки, папахи, сапог или ноговиц.

Рабочей обувью всем жителям Кубани служили башмаки из грубой сыромятной кожи с пришивной подошвой. Сапоги в конце 18 века носили только зажиточные представители казачьей старшины.

Покрой черкески целиком заимствован у горских народов. Шили её длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывавшем бешмет; рукава делали с широким отворотами. На груди нашивали подкладку для газырей; это служило вместе с кавказским поясом, часто серебряным набобом, украшением черкески. Красота и богатство казачьего костюма заключалась в том, чтобы в нём было больше серебра. Зимней одеждой у казаков служили шубы - кожухи, с глубоким запахом, с небольшим воротником из дублёных белых и чёрных овчин и стёганые на вате бешметы.

Основным элементом мужского костюма были рубаха с прямым разрезом ворота и штаны-шаровары. Рубаха доходила почти до колен, её рукава были прямыми, подмышки вшивалась прямоугольная вставка - ласковица. Этот тип рубахи был известен на Украине и распространён по всей Кубани. В одежде линейных казаков проявилось южнорусское влияние. Это была тункообразная рубаха - косоворотка с разрезом ворота, расположенным на левой стороне груди, и со стоячим воротником. На Кубани встречались рубахи с прямым разрезом ворота. Мужские рубахи украшали вышивкой по низу, по краям рукавов, по вороту и на груди. Нагрудная вышивка располагалась узкой полоской вдоль бокового разреза, в виде двух более или менее широких полос по бокам прямого разреза. Праздничная мужская рубаха всегда украшалась вышивкой, особенно свадебная.

История костюма насчитывает множество веков. Сколько модификаций познали куски полотна, кости, кожа! Да и функции одежды изменялись со временем: сначала это была защита от неблагоприятных погодных условий, затем - индикатор положения человека в обществе… Причем прикрывали наготу в разных странах по-разному.

Да что там страны! Каждая область имеет характерные черты в одежде. Это зависит от разных факторов: географического положения, соседей, главного промысла, образа жизни… К примеру, индийское сари или ни с чем не спутать. Так же своеобразны бушменов, буров и других Интересна и и дирднли немцев, и кломпы нидерландцев. А вот запорожских казаков трудно не узнать по красным шароварам и вышиванке. Следует внимание обратить и на аксессуары, которые многое могут рассказать об обладателе, например, наличие боевого раскраса, множества браслетов или парика. И в каждом костюме отобразилась история страны или региона.

Одежда казаков - донских или кубанских - тоже представляет интерес, так же как интересна нам их история, быт, обычаи. Давайте же познакомимся с костюмом казаков, который встретишь сейчас разве что в фильмах.

Донской быт

О жизни этого слоя населения известно немало. И всем знакома эпопея Шолохова «Тихий Дон», в которой описывается быт этих людей. Историку, да и обывателю интересны Все мелочи и составляют картину жизни казаков, о которых мы смотрим фильмы и читаем книги. Донские казаки свято верили в силы природы, и потому часто совершали разнообразные обряды, заговоры. Конечно, этим занимались в основном женщины. Гадания предопределяли судьбу, а потому противиться решению сапога, ленты, гула, лая, барана было бесполезно. Дом казаков совмещал в себе все необходимое для жизни и охранялся, по преданию, особой силой, заключенной в образе домового. Почтение родителей для казаков - святое. Так же они чтили и свою воинскую обязанность. Неслучайно казак сегодня - похвала, сравнение с настоящим мужчиной, воином.

Форма одежды казаков Дона

Вещи для казаков - не просто куски материи, скроенные особым образом. Это выражение их независимости и самобытности. О том, как выглядели казаки, можно узнать из фольклора - песни всегда точно отображали быт. Итак, как же выглядела одежда казаков? До того как обрести свой собственный стиль, казаки пестрили трофейными шароварами, куртками, рубашками, головными уборами, аксессуарами. Но потом черты жизни все больше стали отражаться на костюме.

Все знают, как называется одежда казаков, вернее, самый колоритный ее элемент. Это шаровары. Их изготавливали из различных видов ткани для разных званий и времен года. Синие штаны носили в будние дни. Для похода же в церковь или на праздник предназначались только алые. А вообще цвет различался и в зависимости от возраста.

Были чрезвычайно удобными для участия в боевых действиях и вообще езды на коне. Казак подпоясывался тонким гашником - незаметным ремешком, который, ко всему прочему, поддерживал и кошелек. Если штаны считались и нательными, и верхними, то с рубахой дело обстояло иначе. Она была выполнена из светлого полотна. На воротнике у шеи она была украшена вышивкой. Красная лента опоясывала подол. На талии завязывали поясок из шерсти. Рубашку не заправляли. Были также и нижние рубахи, которые, впрочем, тоже украшались вышивкой. Одежда донских казаков потеряла бы себя без бешмета. Сейчас этот элемент одежды назвали бы курткой, кафтаном, гимнастеркой… Его надевали на рубашку и носили как дома, так и на людях. Он отличался разнообразием формы (длинные и короткие полы) и цветов: голубой, зеленый, серый, белый, черный, коричневый, желтый… Как и любой другой элемент одежды, бешмет подпоясывался. На поясе висели украшения, цеплялось оружие. Дети обходились рубашечкой и брюками. Когда же мальчик подрастал и шел учиться ремеслу или боевому искусству, то его одежда все больше напоминала шаровары, рубаху и бешмет братьев, отца.

Что носили казачки? Одежда казака и казачки

Жена оберегала дом. Одежда казачек была поразнообразнее вещей, которые носили их мужья, сыновья. Основной вещью было платье - кубелек. Его могли себе позволить и бедные, и богачки, правда, платья различались тканью. Под носили рубашки, выглядывавшие спереди и из-под пышных рукавов.

Можно было носить и широкую юбку - теплую или легкую - с кофтой или рубашкой под горло. Однако такое одеяние могли себе позволить только старшие дочери, достигшие пятнадцатилетия. Девочки же ходили в полотняных длинных рубашках да сарафанах. Одежда казаков-мужчин была более суровой, одежда казачек же пестрила всевозможными вышивками, камнями, меховым и кружевным вставкам. Например, бешмет женский почти не отличался от мужского, единственное - он был женственнее, элегантнее, ярче. Основной задачей казачек являлась работа по дому, содержание хозяйства, воспитание детей по совести. Жена должна была также быть во всем покорной своему мужу, а тот, в свою очередь, привозил ей гостинцы из дальних стран, потому в ранних нарядах прослеживаются черты восточного костюма.

Знаки отличия

Казаки носили элемент шаровар расценивался как осознание своей принадлежности к вольному царству. Казаки, как известно, свободолюбивый, гордый, независимый народ. И это проявлялось даже в одежде. Вот и лампасы были предметом гордости, который, впрочем, пытались запретить и даже расстреливали за ношение этого знака отличия. Тем не менее казаки стояли на своем и не сдавались.

Жизнь на Кубани

Если донские казаки представлялись нам суровыми, то с кубанскими дело обстоит наоборот. Все знают казаки тяготели в основном к земледелию. Им дорог был домашний очаг, свое собственное жилище, семья. Чтили и память о различных событиях, поэтому фотографии в традиционных домах не являются редкостью. В целом, как и у всех казаков, у кубанских наблюдалось разделение труда между мужчиной и женщиной, что было заметно в большой семье. С детства мальчиков учили любить и оборонять родной край, а девочек - заниматься домом. Почитали казаки и день, когда запрещались все работы, - воскресенье. Тогда знакомые и друзья могли встретиться в церкви и на посиделках, обсудить ситуацию в стране, решить проблемы, а молодежь развлекалась танцами, песнями, играми, приглядывалась друг к другу.

Хорош казак!

Одежда кубанских казаков схожа с одеждой донских. Однако она больше переняла черты от кавказских нарядов, с носителями которых казаки жили по соседству и большую часть времени - в мире. Традиционной верхней одеждой считалась черкеска - вроде бешмета. Спереди она застегивалась на крючки, как можно богаче украшалась серебром. Рубаха составляла основу нижней одежды, могла носиться навыпуск и заправляться. Поражают разнообразием сапоги. Традиционная одежда оказалась непригодной на поле жестокого боя, поэтому казакам выдали обыкновенную военную форму. На парадах же им разрешали надевать народный костюм.

Хранительница очага

Кубанские казачки носили вышитые рубашки с круглым вырезом и обязательной вышивкой. Юбки были многослойными. Они также дополнялись фартуком. Лаковые сапожки были мечтой любой казачки. После замужества женщины обязательно носили головной убор, появление на людях без которого считалось позором.

Костюм сегодня

Одежда казаков, как, впрочем, и любая другая национальная одежда, подверглась ассимиляции. В нее проникли европейские течения. Сейчас мало кто ходит в казацкой одежде - разве что на фестивалях. Но одежда донских и кубанских казаков остается интересной и не теряет обаяния, самобытности, духа независимости. Казаки существуют и сегодня. Они еще чтят традиции и по праздникам надевают традиционную форму.

обер-офицеры (младшие офицеры) - есаул , сотник , хорунжий :

В дальнейшем эта система воинских званий (чинов) в казачьих войсках больше изменений не терпела. В 1880 году вводится чин подхорунжего. В 1884 году чин подполковника заменяется чином войскового старшины, который раньше соответствовал армейскому майору, и введен чинподъесаула, равный штабс-ротмистру в армейской кавалерии.

При Александре III

В царствование Александра III проводилась большая работа по перевооружению казачьих войск. После успешных испытаний в конные полки и батареи стали поступать усовершенствованные шашки образца 1881 года, изготовлявшиеся на Златоустовской оружейной фабрике. Стальной клинок этих шашек был небольшой кривизны, однодольный, с обоюдоостро заточенным концом. Рукоять изготавливалась из дерева твердой породы, на которое наносили поперечные желобки, украшалась она латунными головками и нижней оковкой. В головке делалось отверстие для крепления темляка. Ножны были легкие, деревянные, с двумя обоймицами и наконечником, обтянутые черной кожей. Общая длина оружия составляла 950 мм, длина клинка 810 мм при ширине 30 мм. Офицерская шашка отличалась разнообразием конфигураций нижних частей головок эфесов, трехдольным клинком, вызолоченными металлическими деталями и иными размерами - общая длина 980 мм, клинка -810 мм.
Оружие кавказских казаков оставалось прежним, но качество его ухудшилось, к тому же простую, мягкую кожаную верхнюю часть ножен настолько перегрузили металлической отделкой, что при дожде в них попадала вода, портя клинки. Было признано необходимым разработать новый образец кавказской шашки и приступить к его серийному выпуску на оружейных фабриках.
Казачьи пики старой модели постепенно утратили свои боевые свойства - железные наконечники (копья) от постоянного втыкания в землю (из-за отсутствия подтока) быстро затуплялись, древки, сделанные из сосны и ели, ломались, копья прикрепляли к древкам при помощи проволоки, что было непрочно. Возникла настоятельная потребность в создании новой пики. В результате после испытаний остановились на образце, предложенном генерал-майором Хрещатицким. Эта пика и была одобрена для массового производства.
Все офицеры перевооружались револьверами Смита-Вессона третьего образца со шпорой - упором для среднего пальца на спусковой скобе, с мушкой, изготовленной вместе со стволом из одного куска металла, а также рядом других конструктивных новшеств; полная длина револьвера равнялась 306 мм, при стволе 167 мм, вес достигал 1,1 кг.
Значительно совершеннее стало казачье снаряжение . Военный опыт последних лет показал непригодность поясных портупей. В свое время их ввели для гвардейских казаков, так как плечевые портупеи перетирали грудные нашивки на их мундирах, позже для единообразия новые поясные портупеи распространили на все войска (кроме кавказских). В боевых походах, когда казакам приходилось преодолевать до 120 км за сутки, боковые ремни обрывались, а поясные сильно сдавливали живот; у офицеров, кроме того, подвешенные тяжелые « смит-вессоны » усиливали нагрузку, терлись о мундир и протирали его. С отменой в гвардии нагрудных шнуров ношение поясных портупей становилось совершенно неоправданным.
В 1881 году для казаков была установлена плечевая кожаная портупея (в гвардии белая, в войсках черная). Она состояла из трех сыромятных ремней, одной пряжки и двух кнопок. Короткий плечевой ремень (48 см) заканчивался с одного конца металлической пряжкой, а на другом были пробивные отверстия для застегивания на железно-луженую кнопку с двумя головками. Длинный плечевой ремень (155 см) делался с такими же отверстиями и кнопкой, а также дырочками для застегивания на пряжку. Соединительный ремень (14 см) связывал прорези, сделанные в обоих плечевых ремнях, и, огибая эти ремни два раза, пропускался в свои, сгибы на каждом плечевом ремне, образуя по плоскому узлу с концами.
Одновременно с новой портупеей вводился казачий патронташ на 18 гнезд для патронов винтовки Бердана. Прежние патронные подсумки хотя и были удобны, но в боевых условиях, когда они часто намокали и потом высыхали, они съеживались и сильно сдавливали коробки, что затрудняло доставание патронов. Новый патронташ состоял из непромокаемого парусинового корпуса с двумя короткими ремешками длиной 45 см и шириной 4 см, кожаной черной крышки с кнопками белого металла для застегивания ремешков - одного короткого ремня с железной крашеной красной пряжкой и длинного ремня с дырочками (в гвардии белого, в войсках черного цвета). Патронташ носили через плечо на груди, с ремнем под левым погоном.
Для офицеров также вводились плечевые портупеи, но несколько измененные и обшитые серебряным или золотым галуном. Патронташи на 20 револьверных патронов стали чуть короче (в длину 17 см и в высоту 5,5 см), крышка выступала за край коробки. Кобуры остались прежние, у кавказских казачьих офицеров для револьвера « смит-вессон » допускались кобуры местного изготовления, с серебряными накладками.
В 1889 году, были внесены незначительные изменения в конструкцию и украшение гвардейской лядунки. Так, на боковых сторонах коробки для пристегивания к портупее установили металлические ушки, обшивку на коробку и крышку отменили, у перевязи на концах приделали металлические крючки, которые продевались в ушки.

При Николае II Вооружение казаков в XX веке стало более совершенным. Шашки изготавливались на Златоустовской оружейной фабрике и были высокого качества. В основном в полки поступали модели 1881 года. Кавказское казачество получило в 1904 году новый образец холодного оружия. Шашка имела стальной двухдольный клинок небольшой кривизны, заточенный обоюдоостро; эфес, состоящий из двух щечек буйволового рога, скрепленных с клинком тремя заклепками, пропущенными через отверстие в щечках и стебле клинка (ручка уходила в ножны по головку); ножны из дерева, обтянутые лакированной кожей, с тремя металлическими обоймицами и наконечником (от нижней обоймицы и до конца ножны могли покрываться вощанкой - парусиной, пропитанной воском и ярью). Шашка достигала в длину 920 мм при длине клинка750 мм и ширине 35 мм. Наградные шашки отделывались чернью с позолотой, головка рукоятки также украшалась. В широком употреблении было и разрешенное в 1909 году « дедовское » оружие, удовлетворяющее современным требованиям, кавказские шашки азиатского образца (с костяными рукоятями обычного типа).
Кавказский кинжал модели 1904 года с копьевидным очертанием клинка, обоюдоострыми краями средней части, длиной 550 мм имел рукоятку из буйволового рога с металлическим наконечником овальной формы и ножны, покрытые черной лакированной кожей, на которые прикреплялся металлический набор, состоявший из верхнего и нижнего наконечников (последний заканчивался круглой пуговкой).
Наибольшие изменения претерпело казачье колющее оружие. Отличительной особенностью поступавшей с 1901 года в войска пики было трехгранное ножевое копье (с трехдольным лезвием) из закаленной стали. Оно насаживалось на древко в более глубокую трубку, охватывая его, кроме того, тремя лопастями разной длины, имевшими на концах отверстия, через которые копье закреплялось на древке винтами, а сверху насаживалось нагнетательное кольцо. Пика имела подток, ножной ремень и кожаный темляк. Древко выкрашивалось в войсках в черный или защитный цвет, в гвардии - в красный , светло-синий, малиновый и желтый (по парадному мундиру). В длину пика достигала 2800 мм и весила 2,4 кг.
Арсенал офицерского холодного оружия был намного богаче: золотые Георгиевские и Анненские наградные шашки, гвардейские сабли, кавказские шашки различных образцов, кинжалы и другие.
Наградное оружие отличалось от обычного наличием специальных знаков орденов св. Анны и св. Георгия, особой отделкой, надписями и темляками. Так, Анненские шашки имели позолоченный металлический прибор и гравировку « За Храбрость » в верхней части эфеса. Знак ордена св. Анны 4-й степени размещался на казачьих шашках - на устье ножен с лицевой стороны, а с 1911 года на нижней оковке рукоятки; на кавказских шашках - на устье ножен с лицевой стороны, так как нижняя оковка рукоятки утопала в ножнах, на кавказских шашках азиатского образца - вверху головки эфеса. К этим шашкам полагался темляк цветов орденской ленты с серебряной кистью на конце. Георгиевские шашки изготавливались со сплошным золотым (позднее позолоченным) эфесом и прибором, со специальным орнаментом на верхнем наконечнике рукоятки, обоймице, гайках и нижнем наконечнике ножен. Миниатюрный эмалевый крестик ордена св. Георгия прикреплялся у казачьих и кавалерийских шашек азиатского образца на наружной стороне нижнего наконечника рукоятки; у кавказских шашек - на лицевой стороне верхнего наконечника рукоятки или в верхней части головки эфеса. Надпись « За Храбрость » делалась по верхнему краю верхнего наконечника эфеса слева направо, либо в этом месте устанавливалась пластинка в виде закругленной ленточки с аналогичным текстом. На шаш- : ку завязывался темляк цветов Георгиевской ленты с серебряной кистью. Если: офицер, удостоенный Георгиевского оружия, имел еще орден св. Анны 4-й степени, то на шашке на устье ножен с лицевой стороны мог размещаться знак и этого ордена.
В гвардейских казачьих частях после разрешения служить с « дедовским » оружием офицеры в каждом полку для ношения вне строя выработали свой образец холодного оружия. В Лейб-Гвар-дии Казачьем полку взяли за основу старинную турецкую саблю с серебряным эфесом и крестовиной, украшенными различными узорами и выпуклым вензелевым изображением имени императора (в царствование которого получен первый офицерский чин) на тыльной стороне верха рукоятки. Ножны были деревянные, обтянутые красным сафьяном, с прорезным металлическим прибором, существовавшим у сабель образца 1798 года.
В Лейб-Гвардии Атаманском полку предпочтение отдали сабле с дужкой, бигелем, боковыми держателями и медным набалдашником (в верхней части кожаной рукоятки) в виде орлиной головы. Ножны делались из дерева, обтягивались светло-синим бархатом, на них насаживался никелированный прибор с двумя фигурными прорезями.
В Лейб-Гвардии Сводно-казачьем полку на вооружении была старинная восточная сабля с эфесом слоновой кости, серебряной крестовиной, на которой помещался императорский вензель, и серебряной цепочкой, соединявшей крестовину и верх головки рукоятки. Ножны были похожи на « атаманские », но делались с другим фигурным вырезом, обтягивались малиновым бархатом и дополнялись позолоченными украшениями.
В Лейб-Гвардии 6-й Донской казачьей батарее выбрали себе казачью саблю времен императрицыЕкатерины II. Отличие составляли только ручка, обтянутая черной кожей и перевитая позолоченной проволокой, вензелевое изображение имени императора на тыльной стороне верха эфеса, восьмигранная шишечка с пояском на конце бигеля и полностью позолоченный металлический прибор.
Все эти сабли (клычи) изготовлялись в Санкт-Петербурге, в частной оружейной мастерской « Шаф и сыновья ».
Офицеры Императорского конвоя имели по нескольку разнообразных кавказских шашек с высококачественными клинками и ножнами, обтянутыми алым суконным чехлом, расшитым кавказским гвардейским галуном. Кавказские кинжалы были богато отделаны позолотой, чеканкой, гравировкой, чернью, цветной эмалью.
Офицеры казачьих войск получили шашки образца 1910 года. От прежних моделей они отличались пластмассовой или деревянной черного цвета рукояткой с поперечными желобками, выпуклым вензелевым изображением имени императора, в царствование которого получен первый офицерский чин. Общая длина оружия-950 мм при длине клинка 780 мм и его ширине 30 мм.
Для Терского и Кубанского казачьих войск установили офицерское оружие кавказского и азиатского образца.
Азиатские шашки общей длиной 900 мм изготавливались из литой стали, с рукояткой из дерева или буйволового рога с насаженными верхним и нижним наконечниками и средней оковкой, деревянными ножнами, обтянутыми черной кожей, с прибором (верхним устьем, двумя гайками и наконечником).
Кавказские шашки достигали в длину 750 мм и отличались тем, что их ножны имели в верхней части раструб, в который помещалась рукоятка вплоть до верхнего наконечника.
Все шашки украшались по латунному или белого металла прибору особыми, установленными приказами рисунками, на верхних наконечниках рукояток вы-штамповывалось вензелевое изображение Николая II, на клинках выгравиро-вывались с одной стороны вензелевое изображение имени императора, в царствование которого получен первый офицерский чин, с другой - государственный герб.
Существовал еще один образец азиатской шашки общей длиной до 1000 мм, с рукояткой из буйволового рога, в которой ширина передней части равнялась широкой части клинка, задняя - образовывала сердцеобразную головку; ножны из дерева с гнездом для помещения клинка и рукоятки вплоть до ее головки, в верхней части обтянутые черной лакированной кожей, в нижней - вощанкой. На коже устанавливался набор из верхнего и нижнего наконечников и верхней и нижней гаек с особым рисунком.
Офицерский кавказский кинжал по размерам не отличался от казачьего. Его особенностью был серебряный или мельхиоровый прибор с чернью по кавказским орнаментам.
Стрелковое оружие стало более совершенным. Новая казачья трехлинейная винтовка образца 1891 года, сконструированная С. И. Мосиным, по своим качествам превосходила иностранные модели того времени. Она отличалась простым и удобным затвором, оригинальным магазином, имела боевую скорострельность 10-12 выстрелов в минуту при дальности 2000 м, наилучшем результате с 400 м. В 1910 году на винтовке установили новую прицельную рамку, предложенную В. П. Коноваловым.
С 1896 года войсковые офицеры, вахмистры, фельдфебели и казаки Императорского конвоя получили семизарядный трехлинейный револьвер системы Нагана, обладавший высокими боевыми качествами - надежностью работы всех механизмов и значительной мощностью. В войсках употреблялись револьверы двух образцов - с ударно-спусковыми механизмами двойного (офицерские) и одинарного действия (солдатские). У последних в конструкцию была включена деталь, препятствовавшая самовзводной стрельбе. Револьвер имел калибр 7,62 мм, общую длину 234 мм при длине ствола 114 мм и весил 750 г.
Нововведением в казачьих войсках стали станковые пулеметы систем Максима и Гочкиса. Они перевозились на лошадях в специальных вьюках, обладали высокой боевой скорострельностью (250-300 выстрелов в минуту), непрерывностью и интенсивностью стрельбы (до 500 выстрелов без смены ствола) на дальность до 2000 м.
Перевооружение войск повлекло за собой и введение нового снаряжения. Казачья плечевая портупея теперь состояла из шести ремней: длинные плечевой па-совый и соединительный ремни загибались на одно треугольное кольцо и прострачивались; на второе кольцо приделывались другой конец соединительного ремня, короткие пасовый и плечевой ремни : под концы короткого плечевого ремня, сведенные на нет, подкладывался гаечный ремень , который затем прострачивался. В гвардии портупея была белой, а в войсках - черной кожи.
Казачий нагрудный патронташ не претерпел существенных изменений. Его корпус внутри поделили на шесть равных гнезд, в которых размещались в обойме пять патронов к трехлинейной винтовке. Устанавливался (на военное время) поясной патронташ, отличавшийся от первого только тем, что вместо ремней имел на задней стенке корпуса три нашитые петли. В гвардии патронташ окрашивался в Вахмистров, фельдфебелей и казаков Императорского конвоя вооружили солдатскими револьверами, к которым полагалась кобура . На ее переднем корпусе пришивалась патронная сумка с застежным ремешком. На задней части укреплялись две носильные петли и один застежной тренчик.

Задать вопрос

Показать все отзывы 0

Как и у других народов, создалась из примитивных форм, путем развития их на основах целесообразности, традиций и местных художественных вкусов. Но к нашему времени одежда казачьего кроя сохранилась только в сундуках-ухоронах, вытесненная из жизни женщин общеевропейскими модами, а у мужчин - обязательной военной формой, которую Казаки должны были приобретать на свои средства и донашивали дома после окончания службы. По описаниям и старинным зарисовкам главными частями мужской Н. о. Казаков служили: 1) широкие шаровары на учкуре; 2) бешмет до колен или короче с закрытой грудью, с цельными передними полами, правая поверх левой, с мягким воротником и с за­стежками на крючках посредине груди, при спине по талии-обрезной и с двумя-тремя парами складок от пояса вниз, со свободными рукавами; 3) суконный верхний кафтан, по названию «чекмень» - на Дону, «керея» - у Запорожцев, шитый так же как бешмет, но с открытой грудью, при узком шалевом вороте или вороте обшитом широкой тесьмой. Рукава широкие схваченные манжетами, часто откидные с задним локтевым прорезом; запорожская керея имела такие же широкие, но короткие рукава, выше локтя, т. е. подобные тем, какие по Константину Багрянородному в Х в. были у Торков-Узов; 4) на голове Казаки и их предки всегда носили цилиндрические меховые шапки различной высоты, в старое время с клиновидным тумаком. В 1864 г. русский академик Стефани приметил, что казачьи бешметы во всем подобны скифским кафтанам. Одежду подобного типа, длинные чекмени, с названием «казак» Иосафат Барбаро видел в Азове и в Персии (XV в. Путешествие в Тану и Персию). Для XVIII в. одежду Донцов А. И. Ригельман описывает так: «Платье носят совсем татарское, парче-вое, штофное или суконное, кафтан и полукафтанье или бешмет и штаны широкие, сапоги и шапка черкесские, опоясываются кушаком». По его рисункам, кроме сапог, Казаки носили и легкую обувь - чирики. О Донских Казачках Ригельман писал: «На голове носят с висящими по щекам чикиликами, то есть лопастьми жемчужными и поверх оных высокие кички с сороками, на подобие большой треугольной лопаты, вышитой спереди золотом, серебром и шелками в узор, а иные; унизаны дорогими каменьями и жемчугом с накрытием белым тонким шальником, то есть кисейною или флеровою фатою с распущенными сзади концами». «Нынешние же, по большей части старшинские и богатых Казаков, носят с черкесского обычая собольи круглые шапки с унизанными каменьем и жемчугом, а у маломощных в узор золотом и серебром расшитым или из какой парчи, материи или бархата, плоские верхом; вдовы же носят без всякого украшения, только черные;» «у простых и небогатых в верхних станицах жены носят с двумя рожнами посредственные и малые кички с сороками ж, шитые шелками и красной бумажной пря­жей». Верхнее платье Казачек состояло, прежде всего, из длинного цветного капота тонкой материи, застегнутого под шею, с очень широкими у кисти рукавами. «Поверх этого они носят зажиточные каврак или саяв и кубелеки парчевые. штофные и прочей материи, то есть кафтан долгой и полукафтанье, который только ниже колен длиною, из под коего видна шелковая цветная рубашка, также и рукава оной - по нынешнему обычно с обшивкой, как у мужчин, а по старому висят высокие; и опоясываются по кубелеку поясами и чепраками, то есть с золотым, серебряным, а иные и с дорогими каменьями и медными по ремню бляшками, разными узорами сделанными, а на переди с замошною пряжкой». Девушки «платье носят все такое ж, как и женщины, притом все без изъятия ходят в портках, а по ихнему - в штанах, зимою в тулупах, крытых разными материями». «На ногах носят чулочки. или ичеги кожаные желтые и туфли или башмаки красные, золотом шитые, а вдовы - черные». Головные уборы Казачек, по зарисовкам Ригельмана. напоминают по форме лодочки с двумя рожками, монашеские клобуки, тиары и митры; в иных случаях это меховые шапки с двумя и четырьмя симметричными рогами. Советник Константинопольского посольства Я. И.Смирнов в 1895 г. описал одежду некрасовских женщин. Они носили высокие кички о двух рогах из золотой парчи под желтым шелковым покрывалом, ватные кофты-бешметы с большими дутыми пуговками, обшитые но бортам мелкими серебряными монетами, при коротких рукавах, из которых выпускались рукава платья, падавшие вниз ши­рокими углами. Наряд дополняли красные сапоги и пояса с серебряным набором. Кавказские Казаки всегда несили тот же костюм, что и горские племена, т. е. бешмет, черкеску - особый род чекменя, широкие шаровары, наговицы - ичеги и чувяки, а на бритую голову -папаха. Черкеска, хотя и отличается от чекменя отсутствием манжет на широких рукавах. нашитыми на груди патронташами и другими мелкими частностями, но в основе крой ее подобен крою чекменя и, безусловно в какой то мере связан со скифскими образцами. Казачье женское платье на Тереке сохраняется от прежних времен еще и теперь в некоторых деталях: бешмет одетый на цветной капот, шитая золотом шапочка под шелковым платком и т. п.

  • - бытовая одежда, отражающая специфику и характерные особенности национальной культуры и быта народа...

    Энциклопедия моды и одежды

  • - советский государственный деятель, Герой Социалистического Труда. Окончил машиностроительный техникум, Всесоюзный заочный машиностроительный институт...

    Энциклопедия техники

  • - Юрий Иванович, российский баянист, исполнитель-виртуоз. Способствовал утверждению баяна как сольного инструмента...

    Современная энциклопедия

  • - Юрий Павлович, русский писатель...

    Современная энциклопедия

  • - 1. Матвей Фёдорович, архитектор, один из основоположников русского классицизма...

    Русская энциклопедия

  • - Юрий Иванович - сов. баянист. Засл. арт. РСФСР. Учиться музыке начал под рук. отца - баяниста И. К. Казакова, работавшего в Архангельске...

    Музыкальная энциклопедия

  • - Матвей Федорович - российский архитектор, один из основоположников русского классицизма...

    Строительный словарь

  • - предводитель малороссийских казаков. Под предводительстом гетмана Остраницы и Г. казаки в 1638 г. одержали победу над польскими войсками при р. Старице...
  • - Под предводительстом гетмана Остраницы и Г. казаки в 1638 г. одержали победу над польскими войсками при р. Старице. Г. и Остраница обманом были захвачены и казнены в Варшаве...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I Казако́в Александр Васильевич, советский литолог и геохимик, доктор геолого-минералогических наук. В 1919 - один из руководителей первого научного центра по изучению агрономических руд...
  • - советский литолог и геохимик, доктор геолого-минералогических наук. В 1919 ‒ один из руководителей первого научного центра по изучению агрономических руд. В 1925 заместитель председателя Комитета по удобрениям...

    Большая Советская энциклопедия

  • - активный участник борьбы за установление Советской власти в Средней Азии. В революционном движении с 1906, член Коммунистической партии с 1917. Подвергался репрессиям...

    Большая Советская энциклопедия

  • - советский государственный деятель, Герой Социалистического Труда. Член КПСС с 1941. Родился в семье рабочего. В 1955 окончил Всесоюзный заочный машиностроительный институт. С 1937 работал в авиационной промышленности...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Старшина казацкая, категория должностных лиц в казачестве в 16‒18 вв. Среди казаков с самого начала существовало различие в имущественном положении, и более богатые оказывали большое влияние на жизнь казацкой общины...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в июле - сентябре 1817 в связи с переводом их военного поселения. Подавлено правительственными войсками...
  • - российский физикохимик, член-корреспондент РАН. Основные труды по хемилюминесценции и люминесценции кристаллов, твердофазным низкотемпературным химическим реакциям, химии соединений ксенона...

    Большой энциклопедический словарь

"НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА КАЗАКОВ" в книгах

Стоны казаков

Из книги В гостях у Сталина. 14 лет в советских концлагерях автора Назаренко Павел Е.

Стоны казаков При удобном случае, казаки с жаром рассказывают о всем пережитом ими, о терроре, чинимом над ними красной властью, о расстрелах, о высылках, об искусственном голоде в 1933 голу и о всех несчастьях, постигших казачий край и казачьи станицы.Слушая рассказы

Юрий Казаков

Из книги Полоса автора Рощин Михаил Михайлович

Юрий Казаков Думаю, не ошибусь, если скажу, что писатель Юрий Казаков стал сегодня классиком русской советской литературы. Написав немного, уйдя из жизни рано и как-то рано почти вообще перестав писать, болея, перемучась самыми высокими и самыми мелкими муками жития,

Казаков, М. И.

Из книги Падение царского режима. Том 7 автора Щеголев Павел Елисеевич

Казаков, М. И. КАЗАКОВ, Матвей Ив. (1858), ген.-майор, командир Петр. жанд. дивизиона, Орлов.-Бахтин. воен. гимн. и Елизаветградск. кав. юнк. уч., корнетом с 1878 в 9 улан. Бугск. полку, 1888 переведен в отд. корп. жанд. адъют. Полтавск. губ. жанд. упр., 1892 нач. Тамб. и 1894 Моск. отд. Моск. жанд. пол.

Глава вторая. Национальная революция и Национальная Реформация

Из книги РАСОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ автора Городников Сергей

Глава вторая. Национальная революция и Национальная

Из книги автора

5.16. «Рабская» одежда Антония и «варварская» одежда Андроника

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

5.16. «Рабская» одежда Антония и «варварская» одежда Андроника В рассказах Плутарха и Хониата об Антонии и Андронике есть яркая деталь, повторяющаяся у обоих. Хониат несколько раз пишет о привязанности Андроника к варварской одежде. Например, в Царь-Граде Андроник повелел

Из книги Призвание варягов [Норманнская лжетеория и правда о князе Рюрике] автора Грот Лидия Павловна

Вступление Национальная идея, национальная история и национальные интересы Известно, что более полутора десятков лет Правительство России, представители политических партий и различных общественных организаций, центральные научные центры заняты обсуждением и

Вступление Национальная идея, национальная история и национальные интересы

Из книги Призвание варягов [Норманны, которых не было] автора Грот Лидия Павловна

Вступление Национальная идея, национальная история и национальные интересы Известно, что более полутора десятков лет Правительство России, представители политических партий и различных общественных организаций, центральные научные центры заняты обсуждением и

Глава X. Скитальческий быт малорусских поселян. - Запугиванье бунтовщиков казнями. - Триумф, устроенный киевскими мещанами и митрополитом усмирителю казаков. - Попытка казаков призвать на помощь татар. - Трагическое в казако-панской усобице. - Отсутствие единодушия между казаками. - Блокада казацког

Из книги автора

Глава X. Скитальческий быт малорусских поселян. - Запугиванье бунтовщиков казнями. - Триумф, устроенный киевскими мещанами и митрополитом усмирителю казаков. - Попытка казаков призвать на помощь татар. - Трагическое в казако-панской усобице. - Отсутствие единодушия

КАЗАКОВ

Из книги Георгий Жуков. Стенограмма октябрьского (1957 г.) пленума ЦК КПСС и другие документы автора История Автор неизвестен -

КАЗАКОВ Товарищи, члены Центрального Комитета Коммунистической партии, я товарища Жукова знаю меньше, чем другие выступавшие товарищи. Впервые я увидел его в 1941 году на совещании, которое было созвано тогда Политбюро нашей партии в этом же зале. Тогда стоял вопрос -

Боевое содружество донских казаков и казаков других войск в наполеоновских войнах

Из книги Казаки против Наполеона. От Дона до Парижа автора Венков Андрей Вадимович

Боевое содружество донских казаков и казаков других войск в наполеоновских войнах Общая численность казачьих войск в российской армии к началу Отечественной войны 1812 г. составляла 117 тыс. человек.Казачьи полки других войск зачастую входили в иррегулярные конные

ГЛАВА ПЯТАЯ. Происхождение запорожских казаков и история их до самозванца. - Описание их страны и селитьбы. - Самозванец на Дону. - Происхождение донских казаков и отношения их к Московскому государству. - Самозванец вступает в службу к князю Вишневецкому. - Быт польских и литовских панов. - Самозва

Из книги автора

ГЛАВА ПЯТАЯ. Происхождение запорожских казаков и история их до самозванца. - Описание их страны и селитьбы. - Самозванец на Дону. - Происхождение донских казаков и отношения их к Московскому государству. - Самозванец вступает в службу к князю Вишневецкому. - Быт

Национальная революция или национальная эволюция?

Из книги автора

Национальная революция или национальная эволюция? Откуда этот парадокс? Я имею в виду очевидную для всех русскую этнокультурную доминанту страны при столь же очевидном дистанцировании от нее со стороны государства. Универсальный ответ на такие вопросы – история. На

31. И взяли одежду Иосифа, и закололи козла, и вымарали одежду кровью; 32. и послали разноцветную одежду, и доставили к отцу своему, и сказали: мы это нашли; посмотри, сына ли твоего эта одежда, или нет. 33. Он узнал ее и сказал: это одежда сына моего; хищный зверь съел его; верно, растерзан Иосиф

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

31. И взяли одежду Иосифа, и закололи козла, и вымарали одежду кровью; 32. и послали разноцветную одежду, и доставили к отцу своему, и сказали: мы это нашли; посмотри, сына ли твоего эта одежда, или нет. 33. Он узнал ее и сказал: это одежда сына моего; хищный зверь съел его; верно,

15. Спортивная одежда «Одежда для игр» атакует

Из книги Библия моды автора Ганн Тим

15. Спортивная одежда «Одежда для игр» атакует Спортивный костюм, одежда для плавания, толстовка с капюшоном… Исчезните, штаны для йоги! Повсюду в Америке вы можете встретить женщин в штанах для йоги и мужчин в спортивных костюмах, причем совсем не обязательно, что они