Марийские обрядовые праздники. Исследовательская работа "марийские праздники". Из воспоминаний старожилов

Марийские народные праздники

Мы живем в интересное и сложное время. Когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем поверхностно.

С древних времен большую роль в жизни народа имели обрядовые праздники. И они делали и делают нашу жизнь насыщеннее и интереснее.

Одним из таких праздников считается Новый год . Празднование Ново­го года у древних народов обычно совпадало с началом возрождение приро­ды и было приурочено к марту месяцу. А затем по указу великого князя Ио­анна III этот день был приурочен к 1 сентябрю . В этот день каждый, будь то простолюдин или знатный боярин мог искать у государя правды и милости. А Петр Великий коренным образом изменил способ празднования Нового года. Барабанный бой на площади возвестил народ о том, что празднование Нового года будет считаться с 1 января от Рождества Христова. И чтоб ук­рашал народ свои дома ветками деревьев ели, сосны, можжевельника. Жела­ли друг другу счастья, добра, благополучия.

Следующий праздник - это Масленица . Встречая весну в марте месяце, совершается изгнание Смерти или Зимы. Масленица - это катательные горы и качели, это сладкие яства и скоморошьи потехи, это балаганы, ряженые, кулачьи бои и прочие развлечения. Каждый день масленой недели имеет и свое название: Понедельник - встреча (строили снежную гору); Вторник - заигрыш, среда - лакомка, Четверг - разгул (кулачные бои, гадания), Пятница - тещины вечеринки , Суббота - золовкины посиделки: воскресенье - прово­ды.

Праздник кугече - пасха . Пасха считалась самым большим праздником. На пасху пекли куличи, красили яйца, ходили на кладбище. Считали, что ес­ли кулич удался, в семье будет все хорошо. Также в этот день в каждом доме происходит поминовение усопших, посещение кладбищ. В некоторых рай­онах у церквей зажигали костры. Существовал обычай - дрова для этих кост­ров красть. На пасху обязательно водили хороводы, пели, плясали, играли в игры.

Сорта - кече , первые поминки. Этот праздник празднуют в апреле ме­сяце - происходит поминовение усопших, но без больших церемоний. В этот день, день поминок, варит пиво, пекут блины, ватрушки, варит кашу, поку­пают вино, приглашают родных, соседей и по захождению солнца, начинают церемонию - поминовения усопших.

Одним из важнейших праздников мари является семи"к - се"мык - день поминовения родителей. Поминовение это совершается совокупностью 2-3-4 или 5 семей, объединенных одной родовой фамилией. Пекут блины, ставят свечи, читают молитвы.

Также семик считается одним из лучших весенних праздников. В этот день дома бирают березками, усыпают травой, ведут хороводы, играют.

Троица - один из главных христианских праздников. Так как Троицын день приходится в летний месяца, то к нему приурочены многие языческие чальною, русальною. Думают, что в Троицын день русалки падают, с деревьев. В русалок превращаются дети умершие без крещения. В Троицын день девушки спрашивали у кукушки долго ли им еще быть в домик отца. В этот день также устраивается народное гулянье с качелями, играми, гаданиями.

Ага-пайрем - праздник пашни. Бывает весной, когда наступает пора посева в полях и сопровождается общественным жертвоприношением из продуктов сельского хозяйства - пиво, мед, ватрушки, сырники, яйца и пр. Сопровождается молитвами о здравии счастливого сева и благословения посева, устраиваются общие развлечения и игры. Общее жертвоприношение и молитвы происходят на особом предназначенном для этого месте в поле или в специальной роще.

Иванов день празднуется 23 июня в ночь на 23, в ночь на Ивана Купалу. Добыв из дерева живой огонь, при пении особых купальных песен, зажигают в эту ночь костры и совершают разные гадания. Ивановская ночь, по народному поверью, считается страшной ночью, полно чародейных явлений. Бабы-яги, колдуны, ведьмы летят на Лысую гору и советуются, как бы причинить зло людям. В эту ночь по поверью расцветает папоротник - символ власти. Но все это только поверья и сказки.

Другой религиозный праздник Петров день - день Петра и Павла. Отмечается 12 июля . Этот день всегда справляли широко, весело и многолюдно. Начинается он с ярмарки, где продавали все, начиная со скота до драгоценностей. Также в Петров день совершали жертвоприношение богам, в некоторых марийских городах ходили на кладбище и поминали умерших.

Ильин день самый радостный всенародный христианский праздник день Жнива. Илья - пророк, именовали "грозным". Он означает пожар, смерть разрушение. Для предвещания гнева в этот день приносили различные жертвы. В этот день запрещалось работать. Уже накануне умолкают шутки, смех, разговоры. В Ильин день обычно бывали ритуальные кулачные бои и другие виды мужской борьбы.

Марийский праздник Шорыкйол . По преданию марийцев всех виновных людей за те грехи, преступления, что сотворил в течение года, в Доме шорыкйола наказывали. Старик Васли кугыза и старуха Васли кува в маске ходят по деревне со своими солдатами в масках, ходят по домам и показывают хозяевам их недостатки. Обычай шорыкйольского суда был введен первым марийским царем Тюкак Шуром. С его именем связаны и такие обычаи как отдавать невест на 3 ночи правителю и ему же дарить первого своего ребенка. Невест сопровождал палач - савым под звуки волынки и барана. А через 3 дня жен возвращали мужьям.

Марийские праздники.

Выполнила: ученица 3б класса

Хоркина Виктория.


  • Шорыкйол - один из самых известных марийских обрядовых праздников. Он отмечается в период зимнего солнцестояния (с 22 декабря) после нарождения новой луны. Православные марийцы празднуют его в одно время с христианским Рождеством (6 января). Однако первым днем праздника является пятница (в прошлом традиционный день отдыха у марийцев), которая не всегда совпадает с Рождеством.
  • Праздник имеет несколько названий. У большей части марийского населения закрепилось название Шорыкйол - «овечья нога», от совершаемого в праздничные дни магического действия- дергания овец за ноги, с целью «вызывания» в новом году большого приплода овец. В настоящее время многие элементы праздничной обрядности утратили свои традиционные черты, а ряженье и гадания превратились в веселое развлечение.
  • В прошлом марийцы связывали с этим днем благополучие своего хозяйства и семьи, перемены в жизни. Особенно большое значение имел первый день праздника. Встав рано утром, вся семья выходила на озимое поле и делала небольшие кучки из снега, напоминающие стога и скирды хлеба (лум каван, шорыкйол каван). Их старались делать как можно больше, но всегда в нечетном количестве. На стожки втыкали ржаные колосья, а некоторые крестьяне зарывали в них блины. В саду трясли ветки и стволы плодовых деревьев и кустарников, чтобы в новом году собрать богатый урожай фруктов и ягод


  • Отмечается по христианским обычаям 7-14 января.


  • Конта Пайрем (Праздник печки)
  • Отмечается 12 января. Хозяйки готовят национальные блюда, приглашают гостей на большие обильные застолья.


  • Пасха, Кугече
  • Марийские язычники терпимы к другим религиям. Праздник Кугече приходится на конец пасхальной недели (в 2008 году это 4 мая) и является одним из значимых в весеннем календарном цикле. Кугече связан с молениями, почитанием оживающей природы и семьи. На жертвенном столе размещаются и марийские национальные блюда, и крашеные пасхальные яйца.
  • Многобожие не мешает его носителям уважать другие религии. Как выяснилось, участники праздника в основном не разделяют в своём сознании две религии: традиционную веру и православие. По их словам, самое главное- сохранение родных традиций.
  • Одна их традиций праздника - катание на качелях. По марийским преданиям, дочь бога Юмынудыр спустилась на качелях на землю, чтобы пасти бесконечные стада божества. На земле она влюбилась в лесного парня. Чтобы не возвращаться домой, девушка отпустила шелковую нить качелей в небеса. Влюблённые стали прародителями марийского народа. А в честь дочери бога родилась традиция в день Кугече кататься на качелях.


  • Семык (Семик) - главный праздник марийцев
  • Сроки и время проведе­ния. Семык отмечался через 7 недель от Пасхи: со среды на Троицкой неделе и закан­чивался в воскресенье - в день Троицы. Православные марийцы празднуют его с четверга.
  • Значение праздника. Праз­дником Семык начинается цикл летних праздников ма­рийцев, он является одним из значимых и любимых. В отличие от русского Семыка, основной идеей марий­ского праздника является поминовение умерших родс­твенников и прошение у них благословения на удачу в хо­зяйственных делах и в быту.


  • Пеледыш Пайрем (Праздник цветов)
  • Отмечается 12 июня. Название праздника говорит само за себя - это праздник в честь растительного мира, один из летних праздников, имеющих под собой древнюю языческую основу. Он совпадает с официальным праздником - Днём России, поэтому является выходным днём.




Большие праздники у марийцев связаны с земледельческим циклом работ. Содержание их во многом определялось традиционной марийской религией. Самым массовым, наиболее значимым был весенний праздник Агавайрем, или Агапайрем. Первоначально он проводился перед пахотой. Под влиянием обычаев соседних народов его сроки передвинулись к лету и были приурочены к концу сева. Он призван был обеспечить хороший урожай.
Собравшиеся в священном месте, разложив принесенное угощение, обращались к Богу с просьбой дать урожай, благоприятствовать в приплоде скота, в разведении пчел. Кусочки еды бросали в костер. Моление заканчивалось совместной трапезой и игрищами.
В местах проживания марийцев с башкирами и татарами Агапайрем слился с Сабантуем, переняв его увеселительную часть с состязаниями, конными скачками, играми. Перед сенокосом проходило двухнедельное моление в роще с жертвоприношениями овцы, коровы, коня и птицы. В первый день перед молением проводили обряд Сӱрем – изгнание духа-шайтана. Молодые мужчины обходили дворы под звуки трещоток и барабанов, ударяя по заборам и стенам домов прутьями и плетками. Им выносили угощение.
Своеобразный праздник урожая (Угинде пайрем) проводили после уборки ржи. В каждом доме готовили кашу, блины, пекли пироги и хлеб из зерна нового урожая, ожидали в гости родственников и соседей. Ставя перед ними на стол кашу из нового зерна, смолотого на ручных жерновах, произносили благопожелания в адрес духов-предков. Благодарственную молитву приносили «хозяину овина», угощаясь блинами после коллективной (в виде «помочей») молотьбы. Осенний забой скота заканчивался праздничным вечером (Шыл кас). Близкие люди собирались на угощение после отела коровы.
В отдельных деревнях, где население прошло через обряд крещения, справляли христианские праздники: Пасху, Троицу и др. На Масленицу (Ӱярня) – в основе языческий праздник – устраивали коллективные катания на санях с близлежащих холмов. Языческие верования оказались глубокими, древние обряды были приурочены к христианским праздникам.
В годы советской власти в марийской деревне внедрялись новые праздники. Кроме общепринятых революционных праздников, разрабатывались сценарии торжественных церемоний посвящения в колхозники, проводов в армию или встречи воинов после службы. В школах устраиваются вечера для выпускников. В учебных заведениях и в семьях встречают Новый год. Торжественно и празднично проводят День урожая. Некоторые яркие моменты традиционных обрядов, лишенные религиозной окраски, включаются в новый быт.
Сегодня национальные праздники являются важной составной частью событийного календаря Республики Марий Эл.
Комитет Республики Марий Эл по туризму

Комитетом Марий Эл по туризму подготовлен Календарь туристских мероприятий на 2017 год. В подборку основных туристских событий вошло более 70 разнообразных мероприятий, которые заинтересуют ценителей всех видов туризма.
Сформированный событийный календарь представляет собой список мероприятий, который направлен на продвижение туристского потенциала региона.
Как сообщили в комитете, использование календаря является одним из наиболее удобных способов планирования туристских поездок, который позволяет гостям и жителям республики совмещать знакомство с объектами турпоказа региона с участием в мероприятиях, проводимых на его территории.
Информация о наиболее масштабных мероприятиях республики будет размещена на официальном портале каталога «Национальный календарь событий» и сайте Национального туристического портала Russia.Travel, которые реализуются Федеральным агентством по туризму.

Календарь туристских мероприятий в Республике Марий Эл на 2017 год

Дата проведения Название мероприятия Место проведения Организаторы мероприятия
4-8 январь Международные соревнования по спортивному туризму на лыжных дистанциях ФСОиСТ Республики Марий Эл
6 января Рождественская сельскохозяйственная ярмарка г.Йошкар-Ола, Царевококшайский кремль
7 января Марийский календарно — обрядовый праздник «Шорыкйол» («Рождество») д.Мари –Купта,
д.Мари Китня Мари-Турекский район
13-15 января Чемпионат и первенство России по синхронному катанию на коньках г.Йошкар-Ола, Ледовый

Дворец «Марий Эл»

Министерство спорта России,

Федерация фигурного катания на коньках России,

25-28 января Открытые Чемпионат и первенство Республики Марий Эл по спортивному туризму на лыжных дистанциях г. Йошкар-Ола, лесопарк «Сосновая роща» ФСОиСТ Республики Марий Эл
01 января-31 декабря «Марий Эл: традиции и современность» — постоянная экспозиция произведений изобразительного искусства Республики
Марий Эл
27 января Праздник валенка дер. Карай Волжского района Редакция молодежной газеты

«Кугарня»

январь-февраль Фестиваль оперного и балетного искусства «Зимние вечера» г. Йошкар-Ола, Марийский театр оперы и балета им. Э.Сапаева Марийский театр оперы и балета им. Э.Сапаева
10-12 февраля XXXI республиканские соревнования среди обучающихся по лыжному туризму г. Йошкар-Ола Минобрнауки Республики Марий Эл,
ДЮЦ «Роза ветров»
11 февраля Всероссийская лыжная гонка
«Лыжня России-2017»
г.Йошкар-Ола,

УТБ «Корта»

Министерство спорта России,

Министерство спорта Республики Марий Эл

21 февраля Посиделки «Душа моя, Масленица» Замок
Шереметева
24-25 февраля Межрегиональный турнир по дзюдо памяти Героя России уроженца Республики Марий Эл Евтюхина г.Йошкар-Ола,

ФОК «Спартак»

Федерация дзюдо Республики Марий Эл
25 февраля Республиканский календарно-обрядовый праздник «Ӱярня мелна» («Праздничные блины») Центральный парк культуры
и отдыха
г. Йошкар-Олы
Республиканский центр марийской культуры
23-26 февраля Чемпионат России по настольному теннису среди ветеранов г.Йошкар-Ола

ФОК «Спартак»

ФНТР, ФНТ Республики Марий Эл, Министерство спорта Республики Марий Эл
26 февраля «Барыня Масленица» народно-обрядовый праздник Республиканский центр русской культуры, Информационно-туристский центр,

«Царевококшайский Кремль»

26 февраля Сельскохозяйственная ярмарка «Масленица-2017» г. Йошкар-Ола, Царевококшайский кремль Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл
февраль Межрегиональный турнир по боксу памяти Воинов — Интернационалистов г. Йошкар-Ола Федерация бокса Республики Марий Эл
9 марта Встречи у камина. Вечер русского романса «Я помню чудное мгновенье» Каминный зал замка Шереметева Замок
Шереметева
13-17 марта Первенство России по спортивному туризму на лыжных дистанциях лыжная база «Корта» Министерство спорта России,

ФСТ России

Министерство спорта Республики Марий Эл,
ФСОиСТ Республики Марий Эл

13-17 марта Всероссийские соревнования по спортивному туризму на лыжных дистанциях лыжная база «Корта» Министерство спорта России,

ФСТ России,

Министерство спорта Республики Марий Эл,
ФСОиСТ Республики Марий Эл

18 марта Фестиваль
эстрадной песни «Чолга шÿдыр» («Яркая звезда»)
г. Йошкар-Ола, Дворец культуры имени ХХХ-я Победы
19 марта Обрядовый праздник тюркских народов «Навруз» г. Йошкар-Ола, Республиканский центр татарской культуры Республиканский центр татарской культуры
30 марта-
2 апреля
Международный конкурс-фестиваль исполнителей танца
и хореографов-постановщиков «Михаил Мурашко приглашает друзей»
г. Йошкар-Ола,

Дворец культуры имени ХХХ-я Победы

21-27 марта Фестиваль
«Йошкар-Ола театральная»
г. Йошкар-Ола,

Им. Э.Сапаева

Марийский национальный театр драмы им. М.Шкетана

Академический русский театр драмы имени Г.Константинова

30 марта — 01 мая Персональная выставка «Жизнь народа мари: Быт и занятия. Праздники
и обряды. Астральный культ
и мифология»» Т.В. Мартьяновой
Республиканский музей изобразительных искусств
март-апрель Фестиваль искусств «Йошкар-Ола весенняя — 2017» г. Йошкар-Ола, Дворец культуры имени ХХХ-я Победы ДК им. Ленина

Марийский национальный театр драмы им. М.Шкетана

Марийская государственная филармония им.Я.Эшпая
21-22 апреля Чемпионат и Первенство Республики Марий Эл по спортивному туризму на водных дистанциях Советский р-н ФСТиСО Республики Марий Эл
21-22 апреля Чемпионат и Первенство РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ по спортивному туризму на средствах передвижения (вело) г. Йошкар-Ола ФСТиСО Республики Марий Эл,

ДЮЦ «Роза ветров»

21-22 апреля Открытое Первенство РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
по спортивному туризму на пешеходных дистанциях
пос. Куяр,

ДОЛ «Сосновая роща»

ФСОиСТ Республики Марий Эл,
ДЮЦ «Роза ветров»
23 апреля Пасхальная ярмарка г.Йошкар-Ола, Царевококшайс-кий Кремль Царевококшайский Кремль совместно с Йошкар-Олинской и Марийской Епархией
25 апреля Календарно-обрядовый праздник «Кугече» («Пасха») Центральный парк культуры и отдыха
г. Йошкар-Олы
Республиканский центр марийской культуры
28 апреля – 1 мая VI республиканские соревнования обучающихся по спортивному туризму на пешеходных дистанциях «Весенний призыв» пос. Куяр,

ДОЛ «Сосновая роща»

Минобрнауки Республики Марий Эл,

ДЮЦ «Роза ветров»

28 апреля – 1 мая Всероссийские соревнования по спортивному туризму на пешеходных дистанциях пос. Куяр,

ДОЛ «Сосновая роща»

ФСТ России

ФСО и СТ Республики Марий Эл,

ДЮЦ «Роза ветров»

28 апреля -2 мая Чемпионат Российского студенческого спортивного союза (РССС) по спортивному туризму на пешеходных дистанциях пос. Куяр,

ДОЛ «Сосновая роща»

РССС,

ФСТ России

Министерство спорта Республики Марий Эл,
ФСОиСТ Республики Марий Эл,
ДЮЦ «Роза ветров»

28 апреля -2 мая Международные соревнования по спортивному туризму на пешеходных дистанциях пос. Куяр,

ДОЛ «Сосновая роща»

ФСОиСТ Республики Марий Эл

апрель Фестиваль балета в честь великой русской балерины Г.С. Улановой Марийский государственный театр оперы и балета им. Э.Сапаева Марийский государственный театр оперы и балета им. Э.Сапаева
29 апреля Межрегиональный фестиваль исторической реконструкции «Наследие» г. Йошкар-Ола, Царевококшайский кремль Царевококшайский кремль
07 апреля – 21 мая Выставка «Групповой портрет на фоне мира» Юрия Роста, лауреата Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (Мультимедиа Арт Музей, г. Москва) г. Йошкар-Ола, Национальная художественная галерея Республиканский музей изобразительных искусств
1-15 мая Концертная акция «Оркестр под открытым небом» г. Йошкар-Ола, у Русского драмтеатра (или на площади Ленина)

(место уточняется)

Марийская государственная филармония им.Я.Эшпая
20 мая Культурная акция «Ночной музей», посвященная Международному дню музеев Национальный музей Республики Марий Эл им. Т.Евсеева и его филиалы Национальный музей Республики Марий Эл им.Т.Евсеева,

Республиканский музей изобразительных искусств,

Царевококшайс-кий Кремль

май Межрегиональная акция «Салтак солык» («Солдатский рушник») г. Йошкар-Ола Республиканский центр марийской культуры
10 июня Опера «Акпатыр» ТК «Раздолье», Килемарский район, д. Алешкино Марийский государственный театр оперы и балета
им. Э.Сапаева
12 июня Праздник русской культуры «Русская березка» г. Йошкар-Ола
17 июня Межрегиональный праздник «Пеледыш пайрем» («Праздник цветов») г. Йошкар-Ола Республиканский центр марийской культуры
17 июня Балет «Лебединое озеро» г. Козьмодемьянск Марийский государственный театр оперы и балета
им. Э.Сапаева
24 июня Сельскохозяйственная ярмарка «Праздник цветов» г. Йошкар-Ола, Царевококшайский кремль Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл
июнь Межрегиональный праздник песни «Пеледыш айо» («Праздник песни») Горномарийский район
д.Сиухино
Республиканского научно-методического центра народного творчества и культурно-досуговой деятельности,
Отдел культуры Горномарийского района
июнь-июль Фестиваль спектаклей под открытым небом «Летние сезоны» Патриаршая площадь г.Йошкар-Олы, Туристический комплекс «Раздолье»,
г. Козьмодемьянск
Марийский государственный театр оперы и балета
им. Э.Сапаева
2-4 июля IV открытое Первенство Республики Марий Эл по спортивному туризму на водных дистанциях среди обучающихся ДОЛ «Сосновая роща» ДЮЦ «Роза ветров»
8 июля Фестиваль народных умельцев Республики Марий Эл г. Йошкар-Ола, Царевококшайский кремль Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл
8 июля Межрегиональный фольклорно-этнографический праздник
«Земля предков»
Килемарский район
с.Арда
Республиканского научно-методического центра народного творчества и культурно-досуговой деятельности
22 июля Чемпионат и первенство Республики Марий Эл по горному бегу в рамках Гран-при России д.Шиндыръялы Горномарийского района,

гора «Аламнер»

Министерство спорта Республики Марий Эл
22 июля Межрегиональный фестиваль сатиры

и юмора «Бендериада»

г.Козьмодемьянск Администрация
г. Козьмодемьянска, при поддержке Министерства культуры, печати
и по делам национальностей Республики Марий Эл
27-29 июля Чемпионат Республики Марий Эл по туризму среди инвалидов по зрению г. Йошкар-Ола МРКСРЦИ ВОС
11-15 августа Чемпионат России по спортивному туризму – спорт слепых г. Йошкар-Ола Министерство спорта России, Министерство спорта Республики Марий Эл
12-15 августа Республиканская праздничная ярмарка «Медовый Спас» г. Йошкар-Ола, Царевококшайский кремль Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, Царевококшайский кремль
17 августа-24 сентября Выставка фотографий «Гималаи. Тибет» МОО «Центр духовной культуры» (г. Самара) г. Йошкар-Ола, Республиканский музей изобразительных искусств Республиканский музей изобразительных искусств
30 августа-01 октября Выставка «От Античности к Средневековью: монеты Древнего Рима
и Византии из коллекции М.А.Российского» (г. Москва)
г. Йошкар-Ола, Национальная художественная галерея Республиканский музей изобразительных искусств
6-11 сентября Всероссийские соревнования по спортивному туризму на комбинированных дистанциях пос. Куяр,

ДОЛ «Сосновая роща»

Министерство спорта России,

ФСТ России,

Министерство спорта Республики Марий Эл

8-10 сентября Фестиваль воздухоплавания «Легкие люди» г.Йошкар-Ола Клуб воздухоплавателей «Легкие люди», (Йошкар-Ола)
23-24 сентября IV фестиваль «Роза ветров», посвященный Всемирному дню туризма ДОЛ «Сосновая роща» ДЮЦ «Роза ветров»
27 сентября Летнее спортивное ориентирование памяти Е.Матюковой в честь Дня туризма Картуков. пов. Горномарийский муниципальный район
29 сентября – 1 октября Открытые республиканские соревнования обучающихся по спортивному туризму на водных дистанциях «Осенняя Кокшага» г. Йошкар-Ола, лесопарк «Сосновая роща», р.М.Кокшага ДЮЦ «Роза ветров»
6-7 октября Открытый Чемпионат
Республики Марий Эл по спортивному туризму на пешеходных дистанциях
г. Йошкар-Ола, лесопарк «Сосновая роща» Министерство спорта Республики Марий Эл,

ФСОиСТ Республики Марий Эл

14 октября Покровская сельскохозяйственная ярмарка «Золотая осень Марий Эл-2017» г.Йошкар-Ола, площадь им. В.И.Ленина Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл
25 октября Этнофестиваль «Ӱдыр сий» («Девичий пир») Республиканский центр марийской культуры
октябрь Межрегиональный конкурс национального костюма «Марий вурегм пайрем унала ужеш» («Праздник марийского костюма приглашает в гости») г.Йошкар-Ола, Дворец культуры имени ХХХ-я Победы Республиканского научно-методического центра народного творчества и культурно-досуговой деятельности
октябрь –ноябрь Фестиваль искусств «Марийская осень-2017» г.Йошкар-Ола, Дворец культуры имени ХХХ-я Победы Марийская государственная филармония
им. Я.Эшпая
октябрь-декабрь Фестиваль декоративно-прикладного творчества «Национальные и современные украшения» п. Медведево
Историко-художественный музей
Республиканский научно-методический центр народного творчества и культурно-досуговой деятельности
3 ноября Культурная акция «Ночь искусств» г.Йошкар-Ола, Национальная художественная галерея, Национальная художественная галерея,

Марийский театр оперы и балета им. Э.Сапаева,

Марийский национальный театр драмы имени М.Шкетана

11 ноября Фестиваль «Кузьминки. Курьи именины» г. Йошкар-Ола, Царевококшайский кремль Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл
15-19 ноября Всероссийский фестиваль театров кукол «В гостях у Оле Лукойе» г.Йошкар-Ола, Республиканский театр кукол Республиканский театр кукол
21-27 ноября Международный фестиваль русских театров России и зарубежных стран «Мост Дружбы» г.Йошкар-Ола, Академический русский театр драмы им. Г.Константинова Академический русский театр драмы им. Г.Константинова
ноябрь Международный фестиваль русской культуры «Корнями в России» г.Йошкар-Ола, Дворец культуры имени ХХХ-я Победы Республиканский центр русской культуры
декабрь Молодежный новогодний бал-маскарад г.Йошкар-Ола Минкультуры Республики Марий Эл, Минобрнауки Республики Марий Эл

МАРИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ

У Ий Пайрем (Новый год)

Празднование Нового года проходит традиционно, в ночь с31 декабря на 1 января.

Шорыкйол (Святки)

Шорыкйол - один из самых известных марийских обрядовых праздников. Он отмечается в период зимнего солнцестояния (с 22 декабря) после нарождения новой луны. Православные марийцы празднуют его в одно время с христианским Рождеством (6 января). Однако первым днем праздника является пятница (в прошлом традиционный день отдыха у марийцев), которая не всегда совпадает с Рождеством.

Праздник имеет несколько названий. У большей части марийского населения закрепилось название Шорыкйол - «овечья нога», от совершаемого в праздничные дни магического действия- дергания овец за ноги, с целью «вызывания» в новом году большого приплода овец. В настоящее время многие элементы праздничной обрядности утратили свои традиционные черты, а ряженье и гадания превратились в веселое развлечение.

В прошлом марийцы связывали с этим днем благополучие своего хозяйства и семьи, перемены в жизни. Особенно большое значение имел первый день праздника. Встав рано утром, вся семья выходила на озимое поле и делала небольшие кучки из снега, напоминающие стога и скирды хлеба (лум каван, шорыкйол каван). Их старались делать как можно больше, но всегда в нечетном количестве. На стожки втыкали ржаные колосья, а некоторые крестьяне зарывали в них блины. В саду трясли ветки и стволы плодовых деревьев и кустарников, чтобы в новом году собрать богатый урожай фруктов и ягод.

В этот день девушки ходили по домам, обязательно заходили в овчарни и дергали овец за ноги. Подобные действия, связанные с «магией первого дня», должны были обеспечить плодородие и благополучие в хозяйстве и семье.

К первому дню праздника был приурочен ряд примет и поверий. По погоде первого дня судили о том, какими будут весна и лето, делались предсказания об урожае: «Если снежную кучу, наметанную в Шорыкйол, занесет снегом- быть урожаю (Шорыкйол каваным лум петыра гын, кинде шочеш)», «В Шорыкйол будет снег- будут овощи (Шорыкйол кече луман лиеш- пакча саска шочеш)».

Большое место занимали гадания, проведению которых крестьяне придавали серьезное значение. Гадания в основном были связаны с предсказанием судьбы. Девушки на выданье гадали озамужестве- выйдут ли замуж в новом году, какая жизнь ожидает их в замужестве. Старшее поколение пыталась узнать о будущем семьи, стремилось определить плодородие урожая, насколько благополучным окажется их хозяйство.

Неотъемлемой частью праздника Шорыкйол является шествие ряженых во главе с основными персонажами- Стариком Василием и Старухой (Васли кува-кугыза, Шорыкйол кува-кугыза). Они воспринимаются марийцами как предвестники будущего, так как ряженые предвещают домохозяевам хороший урожай, увеличение приплода скота в подворье, счастливую семейную жизни. Старик Василий и Старуха общаются с добрыми и злыми богами, поэтому они могут рассказать людям, как уродится урожай, такова будет жизнь для каждого человека. Хозяева дома стараются привечать ряженых как можно лучше. Их угощают пивом, орехами, чтобы не было нарекний на скупость.

Чтобы продемонстрировать свое мастерство и трудолюбие, вывешивают на обозрение свою работу- сплетенные лапти, вышитые полотенца и спряденные нитки. Угостившись, Старик Василий и его Старуха разбрасывают на пол зерна ржи или овса, желая щедрому хозяину изобилия хлеба. Среди ряженых часто встречаются Медведь, Лошадь, Гусь, Журавль, Коза и другие животные. В прошлом были и другие персонажи, изображающие солдата с гармошкой, государственных чиновников и священников- попа и дьякона.

Специально к празднику берегут лесные орехи, которыми угощают ряженых. Часто готовят пельмени с мясом (шыл подкогыльо). По обычаю в некоторые из них кладут монету, кусочки лыка, угля и т.д. В зависимости от того, кому и что попадается во время еды, предсказывают судьбу на год. Во время праздника соблюдаются некоторые запреты: нельзя стирать белье, шить и вышивать, выполнять тяжелые виды работ.

Существенную роль в этот день играет обрядовая еда. Обильный обед на Шорыкйол должен обеспечить достаток в еде на предстоящий год. Обязательным обрядовым блюдом считается баранья голова, кроме нее готовят традиционные напитки и кушанья: пиво (пура) из ржаного солода и хмеля, блины (мелна), овсяные пресные хлебцы (шергинде), ватрушки с начинкой из конопляных семян (катлама), пироги с зайчатиной или медвежатиной (меранг але маска шыл когыльо), пекут из ржаного или овсяного пресного теста «орешки» (шорыкйол пякш).

Рошто (Рождество)

Конта Пайрем (Праздник печки)

Отмечается 12 января. Хозяйки готовят национальные блюда, приглашают гостей на большие обильные застолья.

Уярня (Масленица)

Широко отмечается 15-22 февраля. В этот день большую роль играет праздничное застолье. Одно из главных блюд застолья- блины. Приходят гости и с другими угощениями, поют обрядовые песни.

Как и в некоторых других народных традициях (например, русской, украинской), молодёжь катается с гор, устраиваются прогулки на лошадях, украшенных лентами и бубенчиками.

Кугезе-Влакым Уштарыме Кече (радинча)
(Праздник поминовения предков)

Отмечается 8 апреля. В этот день совершается домашний поминальный обряд.

Пасха, Кугече

Марийские язычники терпимы к другим религиям. Праздник Кугече приходится на конец пасхальной недели (в 2008 году это 4 мая) и является одним из значимых в весеннем календарном цикле. Кугече связан с молениями, почитанием оживающей природы и семьи. На жертвенном столе размещаются и марийские национальные блюда, и крашеные пасхальные яйца.

Многобожие не мешает его носителям уважать другие религии. Как выяснилось, участники праздника в основном не разделяют в своём сознании две религии: традиционную веру и православие. По их словам, самое главное- сохранение родных традиций.

Одна их традиций праздника- катание на качелях. По марийским преданиям, дочь бога Юмынудыр спустилась на качелях на землю, чтобы пасти бесконечные стада божества. На земле она влюбилась в лесного парня. Чтобы не возвращаться домой, девушка отпустила шелковую нить качелей в небеса. Влюблённые стали прародителями марийского народа. А в честь дочери бога родилась традиция в день Кугече кататься на качелях.

Агавайрем (Праздник пашни)

Праздник пашни, праздник сохи отмечается 5 июня. Это праздник завершения полевых работ, большой аграрный языческий праздник с жертвоприношениями.

Ритуальный обряд совершается в определённом месте, в роще. Принято готовить яйца, блины.

Семык (Семик)

Празднуется через 7 недель после Пасхи (в 2008 году эта дата приходится на 12 июня). Праздником Семык начинается цикл летних праздников марийцев. Традиционно во время праздника ходили в гости, пели и плясали под игру гусель и волынок. Молодежь устраивала игры, пела песни. Затевали в этот день и свадьбы. Кругом царила праздничная атмосфера.

Безусловно, сегодня невозможно возродить праздник в первозданном виде, поскольку в течение времени он претерпел изменения. Но через праздники, обряды последующие поколения постигают взгляды на жизнь своих предков, их песни, игры.

Пеледыш Пайрем (Праздник цветов)

Отмечается 12 июня. Название праздника говорит само за себя- это праздник в честь растительного мира, один из летних праздников, имеющих под собой древнюю языческую основу. Он совпадает с официальным праздником- Днём России, поэтому является выходным днём.

Сярем (Очищение)

Ритуальный обрядовый праздник связан с определёнными магическими действиями- изгнанием нечистой силы, игрой на ритуальных трубах. Отмечается 9-12 июля.

Угинде (Праздник урожая)

Угинде входит в праздничный календарь всех групп марийцев. Он отмечается в самом начале уборочно-полевых работ в период христианского Ильина дня (2 августа) в благоприятный для проведения праздников день недели, чаще всего в пятницу (в 2007 году он празднуется 17 сентября). Православные марийцы приурочивают его к самому Ильину дню. Главная идея праздника- поблагодарить богов за новый урожай, заручиться их благосклонностью и обеспечить в будущем свою семью хлебом.

Праздник Угинде традиционно проходит как семейное моление. Его проведение считалось обязательным. В день праздника принято было печь хлеб из новой муки, варить пиво. Старший член семьи на краю чаши с зерном зажигал свечу, и, обращаясь к богам, благодарил их за новый урожай, просил благоприятной погоды для дальнейшей работы, здоровья всей семье, благословения на новый урожай будущего года. В обрядовых действиях участвовали все члены семьи, близкие родственники, соседи. Первый кусок хлеба отламывал человек, у которого, как полагали, есть Перке (изобилие, достаток), затем пробовали все остальные.

В некоторых селениях богу изобилия Перке Юмо делали жертвоприношения в священной роще. Горные марийцы посещали в день праздника церковь- молились и освящали новое зерно, новый хлеб. Сегодня освящают в церкви свежие овощи.

Маска Пайрем (свизын) (Воздвижение)

Христианский праздник Воздвижения креста. Отмечается 27 сентября.

Шыже Пазар (Миколо).
У пучымыш (Праздник новой каши)

Шыже Пазар- языческий праздник завершения полевых работ отмечается 21 ноября. В этот день проводятся ярмарки, гуляния.

По содержанию и срокам проведения к этому празднику примыкает У пучымыш, который проводится до православного Михайлова дня (21 ноября): в некоторых местах в субботу перед праздником Покрова (14 октября), в других- в субботу перед праздником Казанской иконы Божьей Матери (4 ноября) или в пятницу после него.

Праздник У пучымыш имеет важное значение для сельских жителей, он проводит итоги осенних уборочных работ, ритуально узаконивает начало потребления хлеба из нового урожая.

В содержание праздника входит благодарственное моление, поминовение умерших предков, ритуальная трапеза, праздничное гулянье.

К празднику готовится каша из овсяной крупы, из муки пекутся пресные лепёшки шергинде. На праздник прежде всего приглашали родных, соседей, духовных родственников юмын тан. Вкусив новой каши, пели и плясали под игру гуслей, волынки. Считалось, чем больше гостей на празднике У пучымыш, тем богаче будет хозяин, т.к. гость, съевший ломоть хлеба и ложку каши, по поверью, оставляет за собой вдвое больше. В день праздника каждый хозяин, выйдя в огород, трубил в ритуальную трубу шыжывуч (осенняя труба), давая знать о семейном торжестве. В праздничную обрядность входил ритуал угощения кашей и блинами хозяина овина (агун оза).

Марий Тиште Кече Праздник марийской письменности- отмечается 10 декабря.

Поиск:

2010 1/2

Праздники и коллективные обряды
Большие праздники у марийцев связаны с земледельческим циклом работ. Содержание их во многом определялось религией. Самым массовым, наиболее значимым был весенний праздник агавайрем, или агапайрем. Первоначально он проводился перед пахотой. Под влиянием обычаев соседних народов его сроки передвинулись к лету и были приурочены к концу сева. Он призван был обеспечить хороший урожай. Собравшиеся в священном месте, разложив принесенное угощение, обращались к богу с просьбой дать урожай, благоприятствовать в приплоде скота, в разведении пчел. Кусочки еды бросали в костер. Моление заканчивалось совместной трапезой и игрищами. В местах проживания марийцев с башкирами и татарами агапайрем слился с сабантуем, переняв его увеселительную часть с состязаниями, конными скачками, играми. Перед сенокосом проходило двухнедельное моление в роще с жертвоприношениями овцы, коровы, коня и птицы. В первый день перед молением проводили обряд су рем - изгнание духа-шайтана. Молодые мужчины обходили дворы под звуки тре-щеток и барабанов, ударяя по заборам и стенам домов прутьями и плетками. Им выносили угощение. Своеобразный праздник урожая (угин-де пайрем) проводили после уборки ржи. В каждом доме готовили кашу, блины, пекли пироги и хлеб из зерна нового урожая, ожидали в гости родственников и соседей. Ставя перед ними на стол кашу из нового зерна, смолотого на ручных жерновах, произносили благопожелания в адрес духов-предков. Благодарственную молитву приносили "хозяину овина", угощаясь блинами после коллективной (в виде "помочей") молотьбы. Осенний забой скота заканчивался праздничным вечером (шыл кас). Близкие люди собирались на угощение после отела коровы. В отдельных деревнях, где население прошло через обряд крещения, справляли христианские праздники: Пасху, Троицу и др. На Масленицу (Уйарня) - в основе языческий праздник - устраивали коллективные катания на санях с близлежащих холмов. Языческие верования оказались глубокими, древние обряды были приурочены к христианским праздникам. В годы советской власти в марийской деревне внедрялись новые праздники. Кроме общепринятых революционных праздников, разрабатывались сценарии торжественных церемоний посвящения в колхозники, проводов в армию или встречи воинов после службы. В школах устраиваются вечера для выпускников. В учебных заведениях и в семьях встречают Новый год. Торжественно и празднично проводят День урожая. Некоторые яркие моменты традиционных обрядов, лишенные религиозной окраски, включаются в новый быт.

Посещение родителями родительских собраний и мероприятий

№ п/п

Ф. И. О. родителей

Ахметов Рим Х.

Ахметова Гульш.

Колесникова

Татьяна

Гибаев И. М.

Гибаева А. Р.

Исмагилова Т. П.

Назмиев А. С.

Асылбаева Н. Б.

Асылбаев М. М.

Кагиров И. М.

Кагирова И. Д.

СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ

№ п/п

Ф. И. О. ученика

Ф. И. О родителей

Место работы, должность

телефон

Бакиев Альберт

Дамирович

домохозяйка

Кагиров Ильнур Ильмирович

Кагиров Ильмир Маратович

Кагирова Ильзира Давлетгареевна

Сибирь

Соцработниик

2-90-41

Ахметова Руфина Римовна

Ахметов Рим Ханифович

Ахметова Гульшат Адвартовна

Сибирь

Школа,

оператор

2-90-61

Бакиев Дамир Дамирович

Колесникова Татьяна Витальевна

Домохозяйка

Исмагилова Диана Альфредовна

Исмагилова Татьяна Петровна

Назмиев Альфред Султангареевич

Домохозяйка

Соцработник

2-90-72

Гибаева Камилла Илдаровна

Гибаева Асиля Римовна

Гибаев Илдар Мансурович

Школа, дирек.

Сибирь

2-90-25

Назмиева

Анжела

Филаретовна

Опекун Асылбаев Миргасим Миниярович

Бабушка Асылбаева Н.Б.

Безработный

домохозяйка