История кремлевской новогодней елки. Кто был главным Дедом Морозом на ёлке Кремля? Наряды и подарки

О Сергее Ивановиче Преображенском известно значительно меньше, чем о всех его коллегах в амплуа «главного Деда Мороза». А ведь именно благодаря ему Дед Мороз стал тем, кем он является теперь.

Преображенский был не просто драматургом, но и талантливым педагогом. Он умел работать с детьми сам и учил этому других. Именно Сергей Преображенский, заступивший на должность Деда Мороза на елке в Колонном Зале Дома Союзов, сформулировал рекомендации для артистов, выступающих в этой роли.

Трудно поверить, но в конце 1930-х годов, когда новогодние елки в СССР только появились, главенствующая роль Деда Мороза была совершенно не очевидна. Более того, этот персонаж даже не везде участвовал в праздниках.

Сергей Преображенский сформулировал четко: «Дед Мороз - главный распорядитель, первый затейник и руководитель всего веселья». Эти слова он подтверждал многолетней работой на елке в Колонном Зале.
Некоторые утверждают, что он работал в этой роли до начала 1960-х годов. Но родные Сергея Ивановича рассказывают, что в середине 1950-х он перенес серьезную операцию, после которой уже не выступал.

Александр Хвыля

В 1961 году в Москве был открыт Кремлевский Дворец Съездов, в котором в последующие годы проводились съезды правящей Коммунистической партии Советского Союза. В соответствии с лозунгом «Все лучшее - детям», главную новогоднюю елку страны начали проводить во вновь построенном Дворце.


Актер Александр Хвыля в роли Морозко в одноименном фильме, 1964 год.. Фото: russianlook.com
Кремлевская елка получила статус важного государственного события, и кандидат на роль «главного Деда Мороза» страны отбирался крайне придирчиво.

Дед Мороз. Снеговей, Зимник и Трескун. Как называли Деда Мороза наши предки
Все решило кино. В 1964 году на экраны страны вышел фильм-сказка «Морозко», где роль зимнего волшебника сыграл актер Александр Хвыля. На его счету к тому времени значились героические роли Буденного, секретарей парткомов, образ сурового капитана Гуля из «Пятнадцатилетнего капитана» и многие другие работы.

В образе Морозко Александр Леопольдович оказался настолько органичен, что наверху решили: «Лучшего Деда Мороза для елки в Кремле не найти!»

С ролью Деда Мороза Хвыля справлялся отлично, однако поскольку на свой пост заступил уже довольно немолодым человеком, порой случались казусы. Например, он не мог освоить работу с радиомикрофоном. Как-то, закончив свою часть выступления в Кремле, Дед Мороз Хвыля ушел за кулисы и стал жаловаться вслух на ряд проблем. Голос недовольного жизнью Деда Мороза витал над Кремлевским Дворцом, а техники никак не могли отловить артиста в запутанных коридорах. Впрочем, ничего по-настоящему крамольного Дедушка Мороз сказать не успел.

Роман Филиппов

Если Александра Хвылю на трон «главного Деда Мороза» возвело кино, то его преемник добыл себе «царство» сам.

Роман Сергеевич Филиппов - один из лучших мастеров эпизода в советском кино. Обладавший высоким ростом и громогласным голосом, Филиппов не подходил на роли главных героев, но запоминался и за то недолгое время, что отводили ему режиссеры. Ну кто не помнит Николу Питерского из «Джентльменов удачи», которого чуть не лишил зрения при помощи «козы» Евгений Леонов? А посетитель из ресторана в «Бриллиантовой руке», радушно приглашающий Никулина и Миронова на Колыму?

Уже будучи многолетним кремлевским Дедом Морозом, Роман Филиппов еще крепче связал себя с новогодним праздником, сыграв Камнеедова в «Чародеях».


Новогодний праздник в Колонном зале Дома Союзов, 1973 год.
Сначала Филиппова пригласили на елку в Кремль в качестве дублера Александра Хвыли. Дублеров было много, но все они работали под фонограмму Хвыли (большая часть представления проходила под ранее сделанную запись). Филиппов настоял на том, чтобы была записана фонограмма с его голосом. Затем актер добился того, чтобы они с Хвылей работали по очереди.

В общем, когда Хвыля отправился на покой, вопрос о том, кто станет самым главным среди Дедов Морозов, уже не стоял.

Роман Филиппов исполнял роль Деда Мороза на главной елке страны почти два десятилетия. Он настолько сжился с ней, что просил коллег подменить его в театре в начале января. Его обожали дети и родители. И последнее со временем стало проблемой.

Дело в том, что папы, приводившие детей на елку, стали встречать Филиппова с шампанским (и не только с шампанским), желая выпить с Дедом Морозом. Как правило, Филиппов, не отказывался.

В результате иногда Дед Мороз опаздывал с выходом на сцену, и его коллегам приходилось обыгрывать происходящее, что не так просто, с учетом того, что спектакль идет под ранее записанную фонограмму.

Впрочем, эти шалости Роману Сергеевичу прощали за его умение работать с детьми и преданность новогоднему празднику.

Последнюю елку, так уж сложилось, Роман Филиппов провел в январе 1992 года, всего через несколько дней после исчезновения СССР. На его последнем представлении ошибся ведущий: вместо традиционной фразы «Дед Мороз не прощается с вами» прозвучало «прощается». Это оказалось дурным пророчеством: всего через месяц Романа Сергеевича не стало.

Дмитрий Назаров

Когда в 1990-х годах в Великом Устюге появилась официальная резиденция Деда Мороза, должность главного Деда Мороза страны тоже стала официальной. Занять такой высокий пост не мог случайный человек. К тому же требовался актер крупный не только в смысле таланта, но и в смысле физических габаритов, с мощным мужским голосом и обаянием.

Инкогнито из Великого Устюга

Кто сегодня исполняет роль главного Деда Мороза России, доподлинно неизвестно. Когда журналисты начинают донимать волшебника вопросами о том, кто он на самом деле такой, тот логично отвечает: « Как кто? Дед Мороз, конечно!»

Дед Мороз во время визита в Санкт-Петербург, 22 декабря 2013 года.
По сведениям из источников, близких к достоверным, Дмитрий Назаров сложил полномочия главного Деда Мороза. В качестве его преемника называют звезду сериала «Воронины» и фильма-катастрофы «Метро» Станислава Дужникова. По внешним данным, Дужников на эту роль вполне подходит. Однако сам актер утверждает, что в роли Деда Мороза не выступает, так как его разоблачает даже собственная дочь.

Так это или нет на самом деле, знает только сам Дед Мороз и его приближенные. Наверное, это правильно. Ведь инкогнито действующего новогоднего волшебника - это часть его образа. Догадываться о чем-то можно, но быть уверенным нельзя. Ведь это часть новогоднего волшебства, от которой не хотят отказываться ни дети, ни взрослые.

По доброй традиции главной елкой страны, на которую мечтает попасть любой ребенок, по-прежнему остается Кремлевская.

Среди множества новомодных новогодних развлечений, Кремлевская елка все еще остается самым популярным. Как и прежде, главный новогодний праздник в Кремле с радостью посещают дети самого разного возраста.

Кремлевская елка по-прежнему является самым главным, самым красочным, и самым любимым детьми новогодним мероприятием. Ее посещает наибольшее число зрителей, а в создании ее программы принимает участие наибольшее количество человек.

Каждый год зимой в Кремле проходит почти 50 новогодних представлений, на которые ежедневно приходит около пяти тысяч детей.

У главной елки России есть свой многолетний давно сложившийся сценарий. Нарядная красавица встречает маленьких гостей в Гербовом зале Кремлевского дворца. В Паркетном зале дворца проводится веселая развлекательная программа, в которой принимают участие все гости, независимо от возраста. Веселые конкурсы, хоровод вокруг елки, аттракционы создают у детей ощущение праздника, заряжают весельем и радостным предвкушением представления, которое вот-вот начнется в зрительном зале.

Музыка, иллюминация, красочные декорации и костюмы - но главное, конечно, герои представления, вместе с Дедом Морозом и его внучкой, Снегурочкой, создают у зрителя ощущение сказки. Однако сюжет спектакля заранее предугадать невозможно. Каждый год придумывается новый оригинальный сценарий, сюжет которого не раскрывается до последнего момента. Ведь какой Новый год без сюрпризов?

Ну и, конечно же, самый ожидаемый детьми сюрприз Кремлевской елки - сладкий подарок, который они уносят вместе с незабываемыми впечатлениями от только что увиденного представления.

Организаторами праздника традиционно являются: Управление делами Президента РФ, Правительство Москвы, Московская Федерация профсоюзов.

Из истории Кремлевской Ёлки

Первая детская елка состоялась в далеком 1936 году и проходила она в Колонном зале Дома Союзов. В 1954 году для главного детского праздника открыли двери Большого Кремлевского дворца, после чего собирать здесь детей под Новый год стало настоящей традицией. Позже самое популярное детское представление перенесли в Кремлевский Дворец Съездов.

Правила и традиции с тех пор заметно изменились: в советское время обязательными персонажами представления были легендарные герои революции, важной частью сценария было зачитывание кратких положений из курса ВКПб, а елку зажигали по сигналу орудийного залпа крейсера Авроры - частью декорации новогоднего представления тех лет.

А в 1964 году молодые сценаристы-реформаторы Успенский, Курляндский и Хайт представили свой сценарий для новогоднего представления, героями которого стали Баба-яга, Кощей Бессмертный и Дед Мороз со Снегурочкой.

Новые персонажи понравились детям значительно больше красноармейцев с ружьями. С этих пор для разработки сценариев Кремлевской елки приглашают лучших сценаристов и театральных деятелей страны. Костюмы, спецэффекты и музыка для новогодних представлений совершенствуются каждый год. Это крайне важная задача, ведь Кремлевская елка по праву считается самой Главной Ёлкой России.

Для многих ребят посещение этих спектаклей давно стало доброй традицией. Пусть она продолжается!

Сначала ёлка, как атрибут религиозного пережитка - Рождества, была внесена в список классово чуждых элементов. При этом до поры до времени жёстких гонений на новогодние празднования не было. В советских книжках для детей даже рассказывалось о том, как лично Владимир Ильич Ленин посещал новогодние утренники.

Однако в 1928 году, на пике антирелигиозной кампании, с ёлками и новогодними торжествами было покончено. Казалось, что навсегда.

Но в 1935-м всё чудесным образом переменилось. Кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП (б) Павел Постышев выступил в газете «Правда» со статьёй, в которой фактически реабилитировал Новый год и призвал устраивать для детей весёлые новогодние праздники.

Чем был славен наш народ во все эпохи, так это стремительной реакцией на вышестоящие указания. Уже 30 декабря 1935 года в Харькове, где Постышев незадолго до этого работал первым секретарём обкома партии, прошёл первый в СССР новогодний бал-карнавал. В нём приняли участие около 1200 школьников.

Инициатива Постышева была признана своевременной, и через 11 месяцев секретариат ВЦСПС постановил: «Поскольку празднование Нового года стало и есть всенародный праздник и празднуется трудящимися, этот праздник нужно узаконить».

С этого момента и детские, и взрослые новогодние торжества получили постоянную прописку в Стране Советов.

1 января 1937 года в Московском Доме Союзов прошёл бал-карнавал отличников учёбы, открывший традицию главной ёлки страны.

Интересно, что даже на высшем уровне термин «главная ёлка страны» был весьма условным. Когда Лазарь Каганович спросил лидера СССР Иосифа Сталина , где ставить главную ёлку страны, вождь народов изрёк:

У нас все ёлки главные!

Тем не менее «кремлёвская ёлка» неофициально имела самый высокий статус. При этом нужно отметить, что изначально, как уже говорилось выше, она проходила в Доме Союзов, расположенном у нынешнего здания Государственной Думы.

Праздник политического значения

Первые советские новогодние ёлки имели довольно политизированный характер. Представления так или иначе затрагивали тему классовой борьбы, а дети приходили на них в костюмах красноармейцев или ударников труда. Воспевались также достижения героев-лётчиков, покорителей Арктики - словом, мальчишкам и девчонкам популярно объяснялось, отчего именно так «хорошо в стране советской жить».

Время сказалось не только на сценариях новогодних представлений, но и на судьбе «отца» советского Нового года Павла Постышева . В 1938-м внутрипартийная борьба привела к тому, что он был снят со всех постов и арестован, а в феврале 1939 года расстрелян в Бутырской тюрьме.

Новогодние празднования тем не менее продолжались. Даже в военное время, несмотря на все трудности, детские новогодние утренники проводились. А в 1945 году праздничный размах новогодней ёлки в Доме Союзов символизировал приближение Победы. На главной лестнице юных гостей встречали ряженые, игравшие на музыкальных инструментах. Особенно нравился ребятам заячий оркестр. «Зайцы» вместо труб играли на морковках. В фойе работали аттракционы: качели, «чёртово колесо», карусель. Перед «волшебной комнатой» играл кукольный джаз под руководством дирижёра Гуталина Гуталиновича .

Снегурочка-сталинистка и Новый год - коммунист

23 декабря 1947 года Президиум Верховного Совета СССР объявил 1 января «праздником и нерабочим днём». Таким образом, Новый год в СССР получил не только признание, но и официальный статус.

Главная ёлка страны проводилась в Доме Союзов до 1954 года, когда впервые новогодний детский утренник был допущен непосредственно в Кремль, а точнее, в Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца.

Сценарий для праздничного представления писали знаменитые Лев Кассиль и Сергей Михалков . При этом идеологическая составляющая никуда не делась - так, до самой смерти Сталина Дед Мороз и Снегурочка не забывали в стихотворной форме славить «вождя народов».

Да и после смены Советского руководства тема достижений и «отдельных недостатков» решительно не желала оставлять новогодние ёлки.

В 1961 году, с открытием Кремлёвского Дворца Съездов, главная ёлка страны перекочевала туда. Но и здесь поначалу всё оставалось по-прежнему. Так, после объявления Никитой Хрущёвым плана построения коммунизма в СССР к 1980 году артист сообщал детям:

Я - первый год из двадцати,

Вам в коммунизм со мной идти!

Идеологию победили создатели Волка и Чебурашки

Коренной перелом ситуации произошёл в 1964 году, когда к разработке сценария кремлёвской ёлки были привлечены молодые авторы Александр Курляндский и Эдуард Успенский - будущие «отцы» соответственно «Ну, погоди» и «Крокодила Гены».

Вместо традиционных для того времени крейсера «Авроры», Кукурузы и тому подобных актуальных сюжетов они предложили путешествие пионера в Страну Сказок.

С чем сравнить шок советских чиновников от такого сценария? Ну, представьте себе реакцию нынешних чиновников, узнай они, что главным героем детского утренника станет Михаил Ходорковский ?

Тем не менее Курляндскому и Успенскому удалось провести сценарий в жизнь, и с этого момента главная ёлка страны, как и все прочие, стала эволюционировать в сторону волшебного детского праздника, не смешиваемого ни с какой идеологией.

Кремлёвская ёлка являлась самой, что называется, «статусной» - в дни зимних новогодних каникул представление показывали по телевизору.

Страшилочка про ёлочку

Билетами на ёлку в Кремль награждали самых лучших учеников Москвы и других городов страны. Считалось, что на кремлёвской ёлке не только лучшие представления, но и самые лучшие подарки.

Особенностью ёлки в Кремлёвском Дворце Съездов была её массовость. Зал, вмещающий несколько тысяч человек, забивался детьми до отказа. С этим связан и ещё один нюанс главной ёлки страны. Дабы избежать потери детей родителями, которых на само представление не пускали, после окончания ёлки мальчиков и девочек строем выводили на Соборную площадь Кремля, где они ходили по большому кругу, в то время как стоящие вокруг родители выхватывали своих чад.

Естественно, в детской среде возникли на сей счёт страшилки, начинавшиеся словами: «Одного мальчика родители не забрали с Кремлёвской ёлки, и…». А далее шёл ужастик, в зависимости от силы воображения рассказчика.

После распада СССР статус «главной ёлки страны» существенно упал. Многочисленные яркие новогодние шоу потеснили её в глазах детей и родителей.

Тем не менее совсем отказываться от традиций не хотят и власти современной России. В этом году отмечается 50-летие первой новогодней ёлки в Кремлёвском Дворце Съездов, ныне Государственном Кремлёвском Дворце. К юбилею было поставлено новогоднее шоу по мотивам сказок Пушкина - «Красота несказанная», в котором задействованы свыше 300 артистов театров, вузов, творческих коллективов.

И это правильно - ведь хорошие традиции делают этот мир лучше. А главная ёлка страны за десятилетия согрела светом своих новогодних огней сердца сотен тысяч мальчишек и девчонок.

В финале своего «Бибигона» Корней Чуковский обещал: «А когда наступит Новый год, я хорошенько упрячу своих крохотных друзей в карман моей тёплой шубы, и мы пойдём в Кремль на ёлку. И воображаю, как будут рады и счастливы дети, когда увидят своими глазами живого Бибигона и его весёлую нарядную сестру, его шпагу, его треугольную шляпу и услышат его задорную речь».

«Бибигона» после 10-летнего пребывания «на полке» разрешили напечатать примерно тогда же, когда провели первую елку в Кремлевском дворце. До 1954 года главной елкой страны был праздник в Колонном зале Дома Союзов. После смерти открылись двери Кремля, и под Новый год здесь собирались несколько тысяч счастливых детей. Для поведения новогодней елки в Кремле использовали Большой Зал Кремлевского Дворца, а саму главную елку страны, богато украшенную самолетами, спутниками, космонавтами и снопами пшеницы, устанавливали в Георгиевском зале, совершенно для этого не приспособленном.

Героями первых спектаклей, сценарии для которых писали такие асы, как Лев Кассиль и Сергей Михалков, были красноармейцы, рабочие, крестьяне и большевики – это «наши». Главной бабой-ягой 50-х были белогвардейцы. Но наши побеждали, махая шашкой и цитируя абзацы из краткого курса ВКП (б).

Через 10 лет в студенческом театре «Наш дом» нашли новых сценаристов елки в Кремлевском дворце - Эдуарда Успенского, Александра Курляндского и Аркадия Хаита. «Отцы» крокодила Гены и попугая Кеши вернули Новому году сказку, сделав главными героями Деда Мороза, Снегурочку, волшебников и волшебниц и, конечно, обаятельную бабу-ягу.

Наталья Вишнякова

В Советском Союзе новогодние елки для детей сначала не замечали, потом запрещали, а потом сделали оружием идеологической пропаганды.

Сначала ёлка, как атрибут религиозного пережитка – Рождества, была внесена в список классово чуждых элементов. При этом до поры до времени жёстких гонений на новогодние празднования не было. В советских книжках для детей даже рассказывалось о том, как лично Владимир Ильич Ленин посещал новогодние утренники.

Однако в 1928 году, на пике антирелигиозной кампании, с ёлками и новогодними торжествами было покончено. Казалось, что навсегда.
Но в 1935-м всё чудесным образом переменилось. Кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП (б) Павел Постышев выступил в газете «Правда» со статьёй, в которой фактически реабилитировал Новый год и призвал устраивать для детей весёлые новогодние праздники.

Уже 30 декабря 1935 года в Харькове, где Постышев незадолго до этого работал первым секретарём обкома партии, прошёл первый в СССР новогодний бал-карнавал. В нём приняли участие около 1200 школьников.
Инициатива Постышева была признана своевременной, и через 11 месяцев секретариат ВЦСПС постановил: «Поскольку празднование Нового года стало и есть всенародный праздник и празднуется трудящимися, этот праздник нужно узаконить».
С этого момента и детские, и взрослые новогодние торжества получили постоянную прописку в Стране Советов.

1 января 1937 года в Московском Доме Союзов прошёл бал-карнавал отличников учёбы, открывший традицию главной ёлки страны.
Интересно, что даже на высшем уровне термин «главная ёлка страны» был весьма условным. Когда Лазарь Каганович спросил лидера СССР Иосифа Сталина, где ставить главную ёлку страны, вождь народов изрёк:
– У нас все ёлки главные!
Тем не менее «кремлёвская ёлка» неофициально имела самый высокий статус. При этом нужно отметить, что изначально, как уже говорилось выше, она проходила в Доме Союзов, расположенном у нынешнего здания Государственной Думы.

Первые советские новогодние ёлки имели довольно политизированный характер. Представления так или иначе затрагивали тему классовой борьбы, а дети приходили на них в костюмах красноармейцев или ударников труда. Воспевались также достижения героев-лётчиков, покорителей Арктики – словом, мальчишкам и девчонкам популярно объяснялось, отчего именно так «хорошо в стране советской жить».
Время сказалось не только на сценариях новогодних представлений, но и на судьбе «отца» советского Нового года Павла Постышева. В 1938-м внутрипартийная борьба привела к тому, что он был снят со всех постов и арестован, а в феврале 1939 года расстрелян в Бутырской тюрьме.


Новогодние празднования тем не менее продолжались. Даже в военное время, несмотря на все трудности, детские новогодние утренники проводились. А в 1945 году праздничный размах новогодней ёлки в Доме Союзов символизировал приближение Победы. На главной лестнице юных гостей встречали ряженые, игравшие на музыкальных инструментах. Особенно нравился ребятам заячий оркестр. «Зайцы» вместо труб играли на морковках. В фойе работали аттракционы: качели, «чёртово колесо», карусель. Перед «волшебной комнатой» играл кукольный джаз под руководством дирижёра Гуталина Гуталиновича. Снегурочка-сталинистка и Новый год – коммунист 23 декабря 1947 года Президиум Верховного Совета СССР объявил 1 января «праздником и нерабочим днём». Таким образом, Новый год в СССР получил не только признание, но и официальный статус. Главная ёлка страны проводилась в Доме Союзов до 1954 года, когда впервые новогодний детский утренник был допущен непосредственно в Кремль, а точнее, в Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца. Сценарий для праздничного представления писали знаменитые Лев Кассиль и Сергей Михалков. При этом идеологическая составляющая никуда не делась – так, до самой смерти Сталина Дед Мороз и Снегурочка не забывали в стихотворной форме славить «вождя народов». Да и после смены Советского руководства тема достижений и «отдельных недостатков» решительно не желала оставлять новогодние ёлки. В 1961 году, с открытием Кремлёвского Дворца Съездов, главная ёлка страны перекочевала туда. Но и здесь поначалу всё оставалось по-прежнему. Так, после объявления Никитой Хрущёвым плана построения коммунизма в СССР к 1980 году артист сообщал детям.– Я – первый год из двадцати, Вам в коммунизм со мной идти!
Идеологию победили создатели Волка и Чебурашки Коренной перелом ситуации произошёл в 1964 году, когда к разработке сценария кремлёвской ёлки были привлечены молодые авторы Александр Курляндский и Эдуард Успенский – будущие «отцы» соответственно «Ну, погоди» и «Крокодила Гены». Вместо традиционных для того времени крейсера «Авроры», Кукурузы и тому подобных актуальных сюжетов они предложили путешествие пионера в Страну Сказок. Тем не менее Курляндскому и Успенскому удалось провести сценарий в жизнь, и с этого момента главная ёлка страны, как и все прочие, стала эволюционировать в сторону волшебного детского праздника, не смешиваемого ни с какой идеологией. Кремлёвская ёлка являлась самой, что называется, «статусной» – в дни зимних новогодних каникул представление показывали по телевизору.
Билетами на ёлку в Кремль награждали самых лучших учеников Москвы и других городов страны. Считалось, что на кремлёвской ёлке не только лучшие представления, но и самые лучшие подарки. Особенностью ёлки в Кремлёвском Дворце Съездов была её массовость. Зал, вмещающий несколько тысяч человек, забивался детьми до отказа. С этим связан и ещё один нюанс главной ёлки страны. Дабы избежать потери детей родителями, которых на само представление не пускали, после окончания ёлки мальчиков и девочек строем выводили на Соборную площадь Кремля, где они ходили по большому кругу, в то время как стоящие вокруг родители выхватывали своих чад.
Естественно, в детской среде возникли на сей счёт страшилки, начинавшиеся словами: «Одного мальчика родители не забрали с Кремлёвской ёлки, и…». А далее шёл ужастик, в зависимости от силы воображения рассказчика. После распада СССР статус «главной ёлки страны» существенно упал. Многочисленные яркие новогодние шоу потеснили её в глазах детей и родителей. Тем не менее совсем отказываться от традиций не хотят и власти современной России. В этом году отмечается 50-летие первой новогодней ёлки в Кремлёвском Дворце Съездов, ныне Государственном Кремлёвском Дворце. К юбилею было поставлено новогоднее шоу по мотивам сказок Пушкина – «Красота несказанная», в котором задействованы свыше 300 артистов театров, вузов, творческих коллективов. И это правильно – ведь хорошие традиции делают этот мир лучше. А главная ёлка страны за десятилетия согрела светом своих новогодних огней сердца сотен тысяч мальчишек и девчонок. Материал был впервые опубликован 31.12.12 http://www.aif.ru/