Древний праздник викингов 3 буквы. Йоль – день зимнего солнцестояния. Приметы в день зимнего солнцестояния

9 января - день памяти Рауда Сильного
Рауд является одним из мучеников Асатру, отдавших жизнь за свою веру.

18 января - Нардуган
В переводе с тюркского "нардуган" означает "рожденный солнцем" и символизирует языческий культ солнца.

22 января - Торраблоут
С конца января и до конца февраля в Исландии празднуется Торраблоут.

1 февраля - Imbolc
Название Imbolc происходит от древнеирландского слова mblec - "молоко".

14 февраля - День святого Валентина (День всех влюбленных). Язычники почитали в этот день бога Вали - покровителя плодородия и перерождения.

Дистинг Возвещает пробуждение жизненных сил, заснувших во время Зимней Ночи.

22 марта - День весеннего равноденствия - Праздник богини Остары. В этот день в годичном круговороте асатру весна приходит на смену зиме.

28 марта - День Рагнара Лодброка. Рагнар был одним из легендарных викингов.
В 845 году он совершил легендарный поход на Париж. В этот день язычники почитают этого храброго воина прочтением саг о его подвигах.

20 апреля - Первый день лета Сумарсдаг (Сиггблот). Согласно исландскому календарю это первый день лета, раньше во время этого праздника совершались ритуальные жертвоприношения Одину.

30 апреля - Вальпургиева ночь - это наиболее значительный из языческих праздников, посвященный плодородию.

1 мая - Бельтайн - один из самых пышных языческих праздников, пришедшийся на 30 апреля - 1 мая. День богини Рауни.

В Финляндии 1 мая - День Ведьмовской Рябины, праздник богини Рауни, связанной с горным ясенем или рябиной.

9 мая - День Гутрота. Этот норвежский мученик выступал против христианского фанатика Трюгвасона и призывал всех норвежцев к сопротивлению его тирании.

21 июня - День летнего солнцестояния. У кельтских народов Британии само время праздника Летнего солнцестояния говорит о его прошлой связи с культом солнца.

1 августа - Лугнасад (Ламмас). День 1 августа имеет много названий, но наиболее распространенное среди них - Лугнасад, которое переводится как «сборище Луга» или «свадьба Луга».

14 октября - День Зимы или Скандинавский Новый год, который приходит в конце периода сбора урожая.

11 ноября - День Эйнхериар Эйнхерии - умершие герои, заслужившие свое почетное место в Вальхалле - небесном чертоге Одина.

13 декабря - День богини Луцины В Швеции до сих пор отмечается праздник богини Солнца Луцины - в День святой Люции.

19 декабря - Из всех празднеств наших предков Йоль, несомненно, самый главный, самый священный и самый могущественный.

31 декабря - Двенадцатой Ночью заканчивается Йоль (собственно, тринадцатой, о чем свидетельствует даже ее древнеисландское наименование - Threttandi.

Магический праздник «Йоль»

Йоль (в разных языках Yule, Joel или Yuil) - средневековый праздник зимнего солнцеворота у скандинавских и германских народов, празднуется 21-22 декабря. Изначально языческий, праздник стал традиционным, и проводился и в христианские времена, совмещаясь с Рождеством. В настоящее время традиция почти утрачена.

Из всех празднеств «Йоль», несомненно, самый главный, самый священный и самый могущественный. В эти ночи все миры сходятся в Мидгарде: боги и богини нисходят на землю, тролли и эльфы беседуют с людьми, мертвые выходят из Нижних Миров; те же из людей, кто часто общается с Миром Иным, на время покидают свои тела и присоединяются к всадникам Дикой Охоты (oskorei - «наездники Асгарда»), или же становятся вервольфами и прочими духами.

Также «Йоль» - дни великого пира и праздника, в которые все члены клана собирались вместе, дабы вновь встретить Солнце, восставшее из мрака, и узреть возрожденный мир. Неслучайно элементы праздника сохранились и в христианском Рождестве - как, например, вечнозеленое дерево, символизирующее жизнь, которая продолжится и после зимних холодов.

Происхождение слова «Йоль» теряется в глубине веков. Скорее всего, оно восходит к индоевропейскому корню со значением «вращаться», «крутиться», «колесо». Возможно, оно означает «время поворота», «поворот года», «время жертвоприношений» или «темное время».

По традиции «Йоль» длится 13 ночей, которые называют «Ночи духов», что сохранилось и в немецком их наименовании, Weihnachten. Эти тринадцать ночей, от первого заката солнца и до последнего рассвета, - брешь между двумя годами, сакральный период, в течение которого нет ни привычного времени, ни привычных границ, когда вершиться жребий богов и вращается веретено богини Судьбы, Урд.

В древности у англосаксонских племен «Йоль» начинался за ночь до зимнего солнцестояния (19 или 20 декабря в зависимости от года). По свидетельству Беды Историка, эта ночь называлась «материнской», и если раньше, судя по всему, она была посвящена ритуалам, связанным с дисами и Фригг, то сейчас это выражается как вечер «в кругу семьи».

Однако самая важная ночь праздника «Йоль» - это, конечно же, солнцестояние, самая длинная ночь в году, во время которой настоящими властителями в этом мире становятся духи. В эту ночь зажигали «костер Йоля» и охраняли дом от злых духов; в эту же ночь давались самые искренние клятвы и обещания. Верили также, что не следует быть одному в эту ночь - ведь тогда человек остается наедине с мертвыми и духами Иного Мира…

Заканчивается «Йоль» на «двенадцатую ночь» (собственно, тринадцатую, о чем свидетельствует даже ее древнеисландское наименование, Threttandi) - то есть, 6 января по христианскому летоисчислению (если считать от ночи христианского Рождества на 25 декабря), или же 1-2 января по древнегерманскому летоисчислению (если считать от 19 или 20 декабря).

Следующий день считался «днем судьбы» - все, что сказано и сделано до захода солнца, определяло все события наступившего года (откуда и повелось наше «как Новый год встретишь, так его и проведешь»). Считалось, что нет более верных знамений, чем те, что были явлены во время «Двенадцатой Ночи»; и самые сильные слова - те, что сказаны в эту ночь.

Заметим, впрочем, что, по мнению некоторых историков, в древние времена германский «Йоль» отмечался на несколько дней позже, нежели чем христианское Рождество. Так, в Норвегии «Двенадцатая Ночь» («Кнутов день») приходилась на 13 января; некоторые считают, что «Двенадцатую Ночь» отмечали 14 января по современному календарю. Однако большинство современных общин Асатру, тем не менее, предпочитают совмещать «Йоль» с христианским праздником Рождества и зимним солнцестоянием.

Традиции

Йоль - Ночь Солнцестояния, самая длинная ночь в году. В её честь проводился большой праздник, так как средневековые германцы ожидали возрождения Короля Дуба, Солнечного Короля, Дарующего Жизнь, который согревал замёрзшую землю пробуждал жизнь в семенах, хранившихся в её лоне всю долгую зиму. На полях разжигали костры, а урожай и деревья благословляли, распивая пряный сидр.

Дети ходили из дома в дом с подарками в виде гвоздики, яблок, и апельсинов, которые лежали в корзинах из ветвей вечнозелёных растений и стеблей пшеницы, посыпанных мукой. Яблоки и апельсины представляли солнце, ветви символизировали бессмертие, стебли пшеницы изображали урожай, а мука означала успех, свет и жизнь. Падуб, омела и плющ были украшением не только снаружи, но и внутри домов, чтобы пригласить природных духов принять участие в празднике. Ветку падуба хранили около двери весь год как постоянное приглашение счастливой судьбе посетить обитателей дома.

По традиции, проводились пение рождественского гимна, благословление деревьев, сожжение йольского полена, украшение йольского дерева, обмен подарками, поцелуи под омелой. Традиция подавать рождественскую ветчину восходит к языческому обычаю клятвы на голове дикого кабана. Считалось, что такая клятва доходит до самого Фрейра, бога плодородия, священным животным которого был дикий кабан.

Символика

Символика Йоля - йольское полено или маленькое йольское полено с тремя свечками, вечнозелёные сучья и прутья, падуб, плющ, повешенный на двери, золотые свечи, корзины с фруктами, украшенными гвоздиками, кипящий котелок с элем, молочай, рождественский кактус.

Церемониальному йольскому полену отводилось главное место в празднике. В соответствии с традицией полено должно быть взято с земли владельца дома или принято в подарок… но ни в коем случае не куплено. Принесённое в дом и установленное в камине, оно украшалось сезонной зеленью, поливалось сидром или элем и посыпалось мукой. Полено горело всю ночь (его поджигали от кусочека дерева прошлогоднего полена, которое специально сохранялось), затем тлело следующие 12 дней, а после церемониально вынималось. Ясень - традиционное дерево для йольского полена. Это священное дерево тевтонцев, ассоциируемое с мифическим древом Иггдрасиль.

Йоль - средневековый праздник зимнего солнцеворота у скандинавских и германских народов, празднуется 21-22 декабря.

Д ревнеисландских сезонных праздника было четыре:

· Мидсумар ("середина лета") - летнее солнцестояние, самый длинный день в году. Дата меняется в зависимости от года.

· Йоль - праздник середины зимы. Сейчас празднуется 13 дней от зимнего солнцестояния.

Так, у исландцев было два сезона и праздники середины каждого сезона и праздники перехода к сезону следующему. Потому самыми главными в северной традиции следовало считать бы их. Характерная особенность этого набора праздников в том, что вместе обычных четырех календарных дат солнечных солнцестояний и равноденствий, празднуются не равноденствия, а "начала сезонов". Поскольку это шло вразрез с современными неоязыческими тенденциями, то неоязычники в целом приняли "дополнительные" праздники - во-первых весеннее равноденствие, связав ее с англо-саксонской богиней Остарой, сказав, что англо-саксы все-таки по происхождению германские племена. Затем не обошлись без Вальпургиевой ночи или Бельтайна, то есть первого майского дня, поскольку это уже стало классикой жанра (хотя в скандинавских странах 1-му мая не уделялось особенного внимания). Добавили общераспространенный в неоязычестве (и имевший место во многих континентальных традициях древности) праздник урожая, Ламмас - 1 августа. Из народных исландских традиций добавили праздник Торри - Торраблот, придав национальному дню мужчины и фермера статус праздника Тора и Тюра.

Аутентичные скандинавские праздники Современные неоязыческие праздники
Весеннее равноденствие (Остара)
Сумарблот (19 – 25 апреля)
1 мая (Вальпургиева ночь)
Мидсумар – летнее солнцестояние Летнее солнцестояние
1 августа (Ламмас)
Осеннее равноденствие
Ветрнэтр (21 – 27 октября)
1 ноября (Самхейн)
Зимнее солнцестояние
Йоль – середина зимы (6 – 9 января)
Торри (19-25 января) – празднуется с 18-19 века
2 февраля (Имбольк)

Таким образом, мы видим, что на самом деле только один древний праздник точно совпадает с праздником современным. Что сделали современные северные язычники во главе с американцем Эдредом Торссоном? Совместили оба праздничный календаря, заменяя общие неоязыческие праздники ближайшими "северными" праздниками, а если ближайших не оказывалось, то их вносили в список.

И в урезанном варианте получается, например, следующий список:

Остара (весеннее равноденствие)
Вальпургиева Ночь (ночь на 1 мая)
Мидсаммер (летнее солнцестояние)
Хлебный день "Loaf-Feast" (1 августа)
Йоль (зимнее солнцестояние)
Праздник Тора - Донара (19 - 25 января)

Сам Эдред Торссон в "Северной Магии" предлагает следующий:

Ветрнэтр "Зимняя ночь"
Зимнее солнцестояние
Дистинг (14 февраля)
Весеннее равноденствие
Вальпургиева ночь и Майский день
Летнее солнцестояние
Тингтайд (23 августа)
Осеннее равноденствие

Тут главный идеолог современного Северного Пути вообще не оставляет камня на камне от единственно дошедших и достоверных языческих традиций Севера (Исландии). Он придумывает праздник "дистинг", выпадающий аккурат на день св. Валентина. Празднует "ведьмовскую" Вальпургиеву ночь, и традиционную "Зимнюю ночь", но отказывается от первого дня лета ("Сумарблот"). И придумывает по неизвестным причинам Тингтайд, который считает временем обсуждения аспектов Веры (естественно, Трота).

Стоит ли говорить, что такое смешение германских континентальных, скандинавских, англо-кельтских и в общем-то общеевропейских традиций обычно рождает ритуальный сумбур. Потому стоит отделить, если не зерна от плевел, то гречку от гороха уж точно.

Бессмысленно праздновать как ни в чем не бывало исландские "зимние ночи" в Майами или во Флориде. Не зачем навешивать на Фрейра и Фрейю все важные сезонные даты земледельческого цикла южных и плодородных широт. Абсурдно праздновать щедрый "день урожая" в рамках традиции той страны, в которой плохо растут даже елки.

Иногда поступают по-другому: оставляют четыре "нордических" сезонных праздника, но придают им совмещенное значение двух ближайших общеязыческих празднеств. Так, например, Сумарблот совмещает в себе черты весеннего равноденствия и Бельтайна, во время которого почитается англо-саксонская богиня Остара и (почему-то) все главные асы и асиньи. Ветрнэтр в середине октября празднуется как нечто среднее между Днем Урожая (Ламмасом) и Хеллоуином, во время которого отдается должное альвам, дисам, а также предкам по мужской линии и каким угодно богам. Ко всему этому неоязычников не оставляет жгучее желание найти собственный сезонный праздник для Тора, что делается с переменным успехом. Стоит ли говорить, что и такая позиция в целом крайне неполноценна, ущербна и невразумительна.

Я предлагаю рассмотреть смысловые значения каждого сезона и перехода к нему. Тогда станет ясно, что праздновали и к чему готовились люди в то или иное время года не только в нещедрых северных широтах, но и во всем мире (за исключением южного полушария, конечно). При этом акцент сделаем на внутреннем смысле проживания того или иного сезона как отдельным человеком. так и всей общиной.

Вдобавок откажемся от "зацикливания на цикле" плодородия и земледелия. Во-первых потому, что мало кто из современных неоязычников имеет собственные сельскохозяйственные угодьяи ведет натуральное хозяйство, а благополучие их семей уже мало зависит от благосклонности богов, благоприятной погоды и способности нарожать как можно больше детишек. Во-вторых, именно в Скандинавии земледелием занимались крайне мало, а лишних детей вообще выбрасывали.

Сумарблот

Первый день лета, празднующийся днем в четверг между 19 и 25 апреля по новому стилю. Несмотря на то, что у исланцев не было весны и осени, все мы понимаем, что это празднование начала "теплого полугодия", то есть Весны.

Весна всегда подразумевает какое-то начало, включение отдельного человека и всей общины в нечто новое. Организуются новые сообщества, человек принимает на себя новую роль, может официально входить в новую возрастную категорию или сферу жизни. И цель ритуалов в этот день - именно включение.

"Ритуалы включения" это создание новой общины, принятие нового участника в уже существующую общину, празднование рождения ребенка, женская подростковая инициация, различные "кумления" девушек (известные нам по славянской обрядности), создание гендерных групп внутри общины (отдельно мужских и отдельно женских). Лозунг ритуалов этого периода - это "принадлежность другому" (принадлежность своему полу, возрасту, семье и роду, братству, общине).

Большей частью весенние ритуалы это ритуалы "женские" или "иньские". Стихия этих ритуалов - Вода. С водными процедурами тут могут быть связаны и самые сильные переживания участников. В это время можно проводить ритуалы очищения водой. К подобным ритуалам относятся сжигание куклы - олицетворения Зимы или макание и пускание ее по воде.

Каждый праздничный ритуал должен последовательно включать в себя смысловые элементы всех четырех сезонов года (при наибольшем акценте на символы текущего сезона). Круговая чаша и вкушение пищи "из общего котла", круговые или групповые (а не парные) танцы, хоровое исполнение песен, купание в воде являются символикой Весны.

Мидсумар

Летнее солнцестояние, самый длинный день в году, отмечает лето в самом разгаре. Это единственный скандинавский праздник совпадающий с древними и современными языческими праздниками остальной Европы.

Лето - пик солнечной активности, расцвет года. Блаженное состояние полного единения, растворения в другом проходит. "Медовый месяц" заканчивается и появляются первые сомнения и противоречия. Неслучайно это время всеобщего тинга - альтинга в Исландии, когда люди съезжались, чтобы судиться друг с другом, объявлять о важных событиях и договариваться о всяком. Это период и принадлежности, и непринадлежности другому или целому.

Ритуалы этого периода связаны с более четким оформлением отношений между отдельными людьми или человеком и общиной. Это выяснения кто есть кто, кто главный, а кто второстепенный, у кого какая роль, кто что умеет. Проясняется статус каждого человека и его важность для общины. Это время пиров и застолий, соревновательных поединков и конкурсов в различных умениях. Победители в соревнованиях занимают более почетные места за столом, получают выигрыши и подарки.

Основное эмоциональное переживание этого этапа это ощущения себя (таким или такой, какие есть) частью более широкого целого. Это ощущение причастности к чему-то великому, чему-то имеющему более высокий смысл. Это близко к благоговению. Потому в это время хороши торжественные ритуалы, посвященные божествам - покровителям общины. Человек уже выделяет себя из целого, но еще чувствует себя частью его, и значимой частью.

Стихия этого периода и его ритуалов - Воздух. Потому хороши инвокации и восхваления божеств, словесные поединки скальдов, объявления тех или иных событий (помолвок и предстоящих свадеб). И как уже говорилось, необходимы различные соревнования с выигрышами.

Ветрнэтр

Праздник происходит в ночь в субботу с 21 по 27 октября. Он называется "зимние ночи" и происходит ночью, знаменуя переход к зимнему, "ночному" времени года, когда в далеких северных широтах Исландии солнце и не показывается над горизонтом.

Если воспринимать этот переход от Лета к Зиме как краткий период Осени, то этому времени соответствуют ритуалы сепарации. Человек перестает принадлежать сообществу или целому. Он уже сам по себе, мать-Природа ему уже не помогает (она взрастила плоды, но собирать их должен был уже сам человек). Это время самостоятельности каждого участника общины. Человек отделяется и от своей обычной роли. Он еще раз проверяет, насколько она ему соответствует, и оставляет или меняет свою идентичность в общине, ориентируясь на свое состояние бытия. Это период непринадлежности. Это некий порог способности к собственным деяниям.

Ритуалы этого времени включают в себя тренировку концентрации внимания, способность к волевым действиям, упражнения в силе и ловкости, а также обретение нового мастерства. Основное переживание этих обрядов - это ощущение свершения чего-либо ("я сделал это"). Замысел воплощен и доведен до конца, и это приносит особенную радость.

Стихийный элемент этого периода и обрядов - Огонь. Он дает тяжелые физические и душевные испытания, в которых человек учится действовать в еще худших условиях, чем они предположительно могут быть на самом деле. Оружие, боль и огонь тут могут быть тесно связаны. И человек проходит через все, сопротивляясь и переживая, проживая это.

Йоль

Раньше праздник середины зимы - Йоль праздновался 6-9 января. Однако сейчас язычники склонны отмечать Йоль двенадцать ночей начиная с зимнего солнцестояния (что, честно сказать, кажется перебором). Однако, для нашего описания сезонных праздников в рамках архетипа сезонности, это совершенно не принципиально.

Это период ритуалов трансформации и интеграции. Они предполагают глубокие внутренние измения сознания и представлений о мире. Это обряды погружения в глубины бессознательного. (Не случайно именно на йольские праздники вёльвы ездили по пирам и предсказывали будущее. Не зря йоль был посвящен Фрейру и Фрейе - божествам мира мертвых и магии.) Люди познавали новые тайны, получали некое знание. Это период обретения мудрости.

Эмоциональные переживания обрядов этого времени связаны с внезапным пониманием сути вещей или просветлением. Человек изнутри начинает воспринимать себя вновь частью более общего целого, частью мира. Единство противоположностей - еще одна идея, принимаемая в этот период. В мироздании обнаруживается смысл и своя мудрость. А человек обнаруживает, что принадлежит сам себе.

Современные общины и празднества

Обычный неоязыческий праздник состоит из
· благословения всей общины знаком молотота Тора
· восхвалением и призыванием богов в целом (того или иного бога)
· той или иной поучительной программой (от чтения отрывков из "Старшей Эдды" до гадания на рунах)
· вкушением и дележкой с богами пищи
· пусканием рога или чаши с алкоголем по кругу с провозглашением тостов, с кратким восхвалением любимого божества
· остальное - как получится

Ничего плохого в таком распорядке праздника нет, кроме того, что он во всех своих программных элементах соответствует архетипу одного сезона - Весны. Все направлено на переживание единства с другими людьми (подобными себе), богами, землей. Нет выделения себя из общей массы общины, нет соревнований, возможности выяснить отношения в рамках культивируемой обрядности, инициальных испытаний. Все между собой равны, за исключением Жреца и Жрицы, которые обычно представляют из себя Папу или Маму общины.

Общины и праздники "весеннего" типа характеризуют незрелое состояние, изо всех сил стремящееся к "летней" сепарации от своих "родителей": индустриальной культуры, пост-христианской идеологии, пост-капиталистического или пост-советского общества. Потому большинство подобных языческих сборищ напоминают детский игровой утренник ("утренник", кстати, тоже "весенняя" ассоциация) с воспитательницей или пионервожатым.

Община переходит в "летнюю" стадию, когда в ней находят свое место не только Жрец и Жрица (то есть главные), но и другие участники. Когда рядовые участники перестают быть не связанными собственными функциями и обязательствами "детьми". Конечно, это время мерянья тем, что у кого-то бывает больше или меньше, чем у другого. Что бы это ни было. "Осенний" период может давать раздоры и разрывы, даже раскол, но и новую самоидентификацию общины и каждого человека в ней. В "зимнее" время община находит новый идейный или мистический смысл своего существования. И на новом витке этого круга сезонов уже появляется поколение "старших" общинников, которые могут чему-то научить или помочь новоприбывшим.

О празднике "Торри"

В современной Исландии в пятницу между 19 и 25 января празднуется праздник, называемый Торри. Он называется еще "днем бондов" или "днем мужчин". В этот день едят специальные кушанья, описания которых тут пропустим.

Народную популярность праздник приобрел в 19 веке. Торри - главный персонаж этого праздника, приходит к крестьянину и сообщает, что если тот достаточно потрудился летом, то ему хватит сил дожить до настоящей весны. Об этом поются песенки. Предполагается, что Торри это персонификация Зимы (аналог Морозка, который награждает трудолюбивых и замораживает до смерти ленивцев). Предполагают, что у этого Торри есть спутница - супруга. Ее зовут Гоа и она снисходительнее к людям, чем ее муж.

В современной религии Асатру невинный фермерский праздник Торри стал фестивалем в честь бога Тора, несмотря на то, что никакой другой связи кроме похожего звучания между двумя этими персонажами нет. Предположительно, мороз в это время года так силен, что его не иначе как напускает какой-нибудь морозный великан, и потому чтобы разобраться с этим тут явно нужна помощь Тора. Потому в этот день неоязычники попросту отмечают праздник в честь бога Тора.

Праздники в честь божеств

Осмысленный религиозный и магический смысл имеют праздники в честь того или иного божества. Они могут иметь, а могут не иметь символической связи с текущим сезоном, а также могут исполняться и праздноваться в одиночку. Отмечаются же они для того, чтобы вызвать и ощутить силу божества во вне, или его/ее качества внутри себя. Имеют смысл и различные стороны одного и того же бога или богини. Так можно почитать Одина - покровителя скальдов, Вёлунда - как творца и искуснейшего ремесленника, Фригг - как яростную Хольду, Скади умеющую расставаться с мужчинами и Фрейю как богиню помогающую влюбленным или же ведьмам, в зависимости от желания и потребностей.

Именно для этого рода праздников подходят обычные ритуалы с освящением пространства, прославлением божества, вкушением пищи и напитков или же другими символическими действиями, призванными возбудить и усилить силу архетипа. Не стоит думать, что восхваления божества и вкусной еды как-то вечером достаточно для того, чтобы все в нужной сфере (или в самом себе) пошло как маслу. Во время почитания божества (можно сказать по-другому: при ощущении связи с архетипом) могут приниматься решения о некоторых изменениях в жизненном ритме, отношении к чему бы то ни было, а также намерения сделать то или это.

Copyright 2002

Йоль корнями уходит в древнее язычество, в течение многовековой истории появилось множество дополнительных названий. Этот день, кроме как праздник Йоль, называют также празднеством Костров. На специальных площадках за городом и на его окраинах жители жгут огромные костры, в которых уничтожают вместе со старыми ненужными предметами, мусором все свои беды и несчастья. В новый год они входят по традиции обновленные. В празднике этом еще много интересного, ознакомимся подробнее.

Йоль - праздник зимнего солнцестояния

Слово "йоль" в ходу было у викингов, германцев, обозначает оно «колесо». зимнего солнцестояния очень схож своими традициями с нашими Святками и Рождеством. Многие интересуются вопросом о том, Йоль (праздник) какого числа в Исландии. Праздник отмечают в течение 13 дней. Дата его приходится с кануна зимнего солнцестояния 22 декабря. Захватывает он и христианское Рождество. Два этих праздника давно уже переплелись между собой, тем богаче традиции и ритуалы празднования. В Исландии Йолем называют праздник Рождества, которое отмечается на западе 25 декабря. Раньше Йоль был середины северной зимы, на второй план он отошел после крещения северных народов. Ритуалы и традиции перекочевали из одного праздника в другой, и в этом легко убедиться в Исландии. Люди ходят на церковные службы, поклоняются библейским персонажам, однако полностью верят в существование древних троллей и мистической силы, которая пробуждается в самую длинную ночь в праздник Йоль.

Исландия

Исландия - страна удивительная. Именно здесь рядом уживаются пламень вулканов и вечные ледники. Нормального лета в нашем понятии здесь не бывает, зато зима для этих широт очень теплая. В горячих источниках круглый год не прекращается купальный сезон. У жителей этой местности нет фамилий, в стране нет железных дорог. Зато именно в этих краях есть большая вероятность полюбоваться летом китами, а зимой - северным полярным сиянием.

А еще в этой стране, как нигде больше, сохраняются древнейшие традиции, которые более тысячи лет назад привезли сюда викинги. За чистоту борется все население, ведь он так схож с древнескандинавским. И это дает возможность даже читать без перевода средневековые саги. Такая вот удивительная страна. А с тех самых древних времен и несет свою историю Йоль - праздник в Исландии.

Фольклор

В традициях празднования обязательно присутствует елка, которая наряжается, как и у нас, различными украшениями, символизирующими достаток в доме. С «йолкой» все понятно, а вот другие фольклорные традиции весьма любопытны. Йоль - праздник середины зимы, и именно в это время людей поджидают самые разные опасности. Об этом рассказывают самые загадочные истории. Исходят опасности от мистических сил и троллей, главная из них - людоедка Грила. Великанша в эти дни спускается с ледяных гор, взяв с собой большой мешок. В него она собирает свое любимое лакомство - непослушных и ленивых деток. Церковь Исландии неодобрительно относилась к таким «страшилкам» в период Светлого Рождества и даже издавала запрещающие указы на этот счет. Но это не помешало дожить Гриле и ее троллям до наших дней. Домочадцы у Грилы очень любопытные, проживает она со своим третьим мужем-лентяем, которого зовут Леппалуди (что стало с первыми двумя, история умалчивает). Для людей Леппалуди не представляет опасности, он очень неповоротлив и ленив.

Йольские парни

Малосимпатичная супружеская пара имеет тринадцать сыновей, которых называют Йольскими парнями, или братцами. У викингов они считались страшными чудовищами, но со временем превратились в безобидных мелких воришек и проказников. Теперь же (прогресс налицо!) они соперничают с самим Санта-Клаусом. Последний так до сих пор и не стал популярным в Исландии. Идея добряка Санты, дарящего всем пришлась Йольским парням по душе, они подобрели. По образцу Санты они теперь носят белые бороды, могут надеть красные шубы, но чаще появляются в крестьянских костюмах. В каждом доме атрибутом исландского Рождества являются фигурки этих парней. По традиции у братцев сохранились смешные имена Колбасный Воришка, Горшколиз, Попрошайка и другие.

Йоль - праздник, дата которого приходится как раз на Рождество, празднуется тринадцать дней. В каждый из этих дней парни спускаются с гор. Исландские дети получают не один подарок, как другие от Санта-Клауса, а целых тринадцать - от каждого из Йольских парней. Можно только позавидовать. Конечно же, речь только о послушных детках, озорники могут обнаружить в своем сапожке гнилую свеклу или кусок угля.

Йольский кот

Самым колоритным персонажем праздника считается, конечно же, Йольский кот. Живет он в семействе Грилы в горах в ледяной пещере. Кот совсем не похож на наших домашних любимцев. Это огромное страшное чудовище с клыками и когтями отлавливает тех, кто остался без шерстяной обновки к празднику. Доверяя сказаниям, в лучшем случае человек лишится рождественского обеда, ну а в худшем кот утащит его детей, да и самого к себе в пещеру. Легенда эта возникла очень давно, когда осенью стригли овец и к зиме вся шерсть должна была быть обработана. Праздник Йоль приходится как раз на середину зимы. Хорошие труженики в это время уже имели новую шерстяную одежду, ну а лентяи попадали в лапы Йольского кота. Традиция дошла до наших дней. На Рождество, Йольские праздники обязательно принято дарить подарки из шерсти, будь то носки или просто варежки. Идея прекрасная, таким подаркам все рады в этой северной стране.

Ритуальные костры

Йоль - праздник, ритуалы которого жители Исландии чтут и в наши дни. К одному из них относится Йольский костер. Когда-то считалось, что костры отгоняют от жилища злых духов в темные ночи. Позже в огне стали сжигать все отслужившие вещи, символизируя прощание со старым и переход к новому. Теперь разведение костров - хороший повод повеселиться на берегу с песнями, танцами в хорошей компании друзей. Каждый может принести мелкий мусор и сжечь его, соблюдая старый ритуал, это значит, что в доме чисто, все готово к празднику.

В наше время популярнее стали фейерверки, которые тоже символизируют очищение от нечистой силы. Смотрятся они на фоне исландских пейзажей особенно красиво. Яркие огни костров и удивительных фейерверков делают северную ночь светлее. Можно в эти моменты не бояться злых троллей и прочих исландских чудовищ.

Приметы в день зимнего солнцестояния

Если верить приметам, то заключенные в праздник Йоль различные контракты, договоры будут самыми верными. В конце декабря, а именно в 20-х числах, в Исландии хорошая примета - устроиться на работу, хотя, казалось бы, дата не совсем удобная. Все предложения, которые преподносят в этот период, нужно принимать без сомнения, результаты оправдают ожидания. Любовные объяснения приведут к счастливому браку.

День, следующий за солнцестоянием, особо важен, он определяет, каким будет весь год. Нужно прислушиваться ко всему сказанному и происходящему вокруг. Знаете, такое есть гадание: задан вопрос, а потом ищите ответ в окружении - что говорится по телевизору или в толпе незнакомых вам людей. Например, выиграли вы лотерею в этот день, не задумываясь нужно нести выигрыш на биржу, повезет снова. Но это, конечно, из области чудес. А вот если вы задумались о своих отношениях со второй половинкой и вдруг в трамвае увидели милую пару старичков. Как думаете, на что в этом случае намекают кельтские духи?

Гадания на праздник Йоль

Чтобы испытать судьбу, многие гадают В ночь эту с древности плели косички из разнообразных цветных нитей и перед сном клали свое творение под подушку. Сон должен прийти вещий и магический.

У кого была неразрешимая, трудная проблема, брал спутанную пряжу и разматывал ее. Ловкость пальцев играла большую роль, от нее зависело, как скоро распутается клубок проблем.

Девушки к этой ночи подготавливали два разных полена: одно ровное, другое кривое с сучками. Бросали их в костер. Если первым загоралось сучковатое, то будущее не предвещало ничего хорошего, не стоило выходить в этом году замуж. Если ровное полено загоралось ярко, то предстояло девушке встретить хорошего парня, который и станет заботливым мужем.

Большое значение люди предавали снам в эти тринадцать ночей, каждый из них мог предвещать события жизни.

Действующий заговор

Заговор и гадание на праздник Йоль имеют огромную мистическую силу, поэтому многие прибегают к ним и в нашем современном мире. До сих пор многие делают амулет и произносят заговор, чтобы привлечь деньги. Для его изготовления требуется девять монет, шесть зеленых свечей, медный поднос (или любой блестящий), кусок зеленого шелка и сухой базилик. На подносе нужно создать из свечей круг, на его середину выложить монетки, зажечь свечи и произнести заговор: «С этим днем у меня прибывает, проливается золотым дождем на мои деньги. Придет солнечный свет и придет ко мне богатство!». Свечи нужно сдвинуть между собой так близко, чтобы воск стекал на монетки. Пусть свечи сгорят до конца. После того как воск затвердеет, вырежьте его с подноса вместе с монетами и посыпьте все это сухим базиликом. Амулет нужно оставить в таком месте, чтобы на него днем падал свет. Пролежать он там должен день и ночь. После этого заверните все в шелковый лоскуток и спрячьте в тайник, где храните документы. Многие верят этому ритуалу, и, пожалуй, такой шелковый лоскутик найдется во многих тайниках исландцев.

Склонность создавать себе все новые и новые круги ада | Друид Эребора

Древнеисландских сезонных праздника было четыре:

· Мидсумар ("середина лета") - летнее солнцестояние, самый длинный день в году. Дата меняется в зависимости от года.

· Йоль - праздник середины зимы. Сейчас празднуется 13 дней от зимнего солнцестояния.

Так, у исландцев было два сезона и праздники середины каждого сезона и праздники перехода к сезону следующему. Потому самыми главными в северной традиции следовало считать бы их. Характерная особенность этого набора праздников в том, что вместе обычных четырех календарных дат солнечных солнцестояний и равноденствий, празднуются не равноденствия, а "начала сезонов".

Аутентичные скандинавские праздники

Современные неоязыческие праздники

Весеннее равноденствие (Остара)

Мидсумар – летнее солнцестояние

Летнее солнцестояние

Осеннее равноденствие

Зимнее солнцестояние

Таким образом, мы видим, что на самом деле только один древний праздник точно совпадает с праздником современным. Что сделали современные северные язычники во главе с американцем Эдредом Торссоном? Совместили оба праздничный календаря, заменяя общие неоязыческие праздники ближайшими "северными" праздниками, а если ближайших не оказывалось, то их вносили в список.

И в урезанном варианте получается, например, следующий список:

Остара (весеннее равноденствие)
Вальпургиева Ночь (ночь на 1 мая)
Мидсаммер (летнее солнцестояние)
Хлебный день "Loaf-Feast" (1 августа)
Йоль (зимнее солнцестояние)
Праздник Тора - Донара (19 - 25 января)

Сам Эдред Торссон в "Северной Магии" предлагает следующий:

Ветрнэтр "Зимняя ночь"
Зимнее солнцестояние
Дистинг (14 февраля)
Весеннее равноденствие
Вальпургиева ночь и Майский день
Летнее солнцестояние
Тингтайд (23 августа)
Осеннее равноденствие

Тут главный идеолог современного Северного Пути вообще не оставляет камня на камне от единственно дошедших и достоверных языческих традиций Севера (Исландии). Он придумывает праздник "дистинг", выпадающий аккурат на день св. Валентина. Празднует "ведьмовскую" Вальпургиеву ночь, и традиционную "Зимнюю ночь", но отказывается от первого дня лета ("Сумарблот"). И придумывает по неизвестным причинам Тингтайд, который считает временем обсуждения аспектов Веры (естественно, Трота).

Стоит ли говорить, что такое смешение германских континентальных, скандинавских, англо-кельтских и в общем-то общеевропейских традиций обычно рождает ритуальный сумбур. Потому стоит отделить, если не зерна от плевел, то гречку от гороха уж точно.

Бессмысленно праздновать как ни в чем не бывало исландские "зимние ночи" в Майами или во Флориде. Не зачем навешивать на Фрейра и Фрейю все важные сезонные даты земледельческого цикла южных и плодородных широт. Абсурдно праздновать щедрый "день урожая" в рамках традиции той страны, в которой плохо растут даже елки.

Иногда поступают по-другому: оставляют четыре "нордических" сезонных праздника, но придают им совмещенное значение двух ближайших общеязыческих празднеств. Так, например, Сумарблот совмещает в себе черты весеннего равноденствия и Бельтайна, во время которого почитается англо-саксонская богиня Остара и (почему-то) все главные асы и асиньи. Ветрнэтр в середине октября празднуется как нечто среднее между Днем Урожая (Ламмасом) и Хеллоуином, во время которого отдается должное альвам, дисам, а также предкам по мужской линии и каким угодно богам. Ко всему этому неоязычников не оставляет жгучее желание найти собственный сезонный праздник для Тора, что делается с переменным успехом. Стоит ли говорить, что и такая позиция в целом крайне неполноценна, ущербна и невразумительна.

Я предлагаю рассмотреть смысловые значения каждого сезона и перехода к нему. Тогда станет ясно, что праздновали и к чему готовились люди в то или иное время года не только в нещедрых северных широтах, но и во всем мире (за исключением южного полушария, конечно). При этом акцент сделаем на внутреннем смысле проживания того или иного сезона как отдельным человеком. так и всей общиной.

Вдобавок откажемся от "зацикливания на цикле" плодородия и земледелия. Во-первых потому, что мало кто из современных неоязычников имеет собственные сельскохозяйственные угодьяи ведет натуральное хозяйство, а благополучие их семей уже мало зависит от благосклонности богов, благоприятной погоды и способности нарожать как можно больше детишек. Во-вторых, именно в Скандинавии земледелием занимались крайне мало, а лишних детей вообще выбрасывали.

Сумарблот
Первый день лета, празднующийся днем в четверг между 19 и 25 апреля по новому стилю. Несмотря на то, что у исланцев не было весны и осени, все мы понимаем, что это празднование начала "теплого полугодия", то есть Весны.

Весна всегда подразумевает какое-то начало, включение отдельного человека и всей общины в нечто новое. Организуются новые сообщества, человек принимает на себя новую роль, может официально входить в новую возрастную категорию или сферу жизни. И цель ритуалов в этот день - именно включение.

"Ритуалы включения" это создание новой общины, принятие нового участника в уже существующую общину, празднование рождения ребенка, женская подростковая инициация, различные "кумления" девушек (известные нам по славянской обрядности), создание гендерных групп внутри общины (отдельно мужских и отдельно женских). Лозунг ритуалов этого периода - это "принадлежность другому" (принадлежность своему полу, возрасту, семье и роду, братству, общине).

Большей частью весенние ритуалы это ритуалы "женские" или "иньские". Стихия этих ритуалов - Вода. С водными процедурами тут могут быть связаны и самые сильные переживания участников. В это время можно проводить ритуалы очищения водой. К подобным ритуалам относятся сжигание куклы - олицетворения Зимы или макание и пускание ее по воде.

Каждый праздничный ритуал должен последовательно включать в себя смысловые элементы всех четырех сезонов года (при наибольшем акценте на символы текущего сезона). Круговая чаша и вкушение пищи "из общего котла", круговые или групповые (а не парные) танцы, хоровое исполнение песен, купание в воде являются символикой Весны.

Мидсумар
Летнее солнцестояние, самый длинный день в году, отмечает лето в самом разгаре. Это единственный скандинавский праздник совпадающий с древними и современными языческими праздниками остальной Европы.

Лето - пик солнечной активности, расцвет года. Блаженное состояние полного единения, растворения в другом проходит. "Медовый месяц" заканчивается и появляются первые сомнения и противоречия. Неслучайно это время всеобщего тинга - альтинга в Исландии, когда люди съезжались, чтобы судиться друг с другом, объявлять о важных событиях и договариваться о всяком. Это период и принадлежности, и непринадлежности другому или целому.

Ритуалы этого периода связаны с более четким оформлением отношений между отдельными людьми или человеком и общиной. Это выяснения кто есть кто, кто главный, а кто второстепенный, у кого какая роль, кто что умеет. Проясняется статус каждого человека и его важность для общины. Это время пиров и застолий, соревновательных поединков и конкурсов в различных умениях. Победители в соревнованиях занимают более почетные места за столом, получают выигрыши и подарки.

Основное эмоциональное переживание этого этапа это ощущения себя (таким или такой, какие есть) частью более широкого целого. Это ощущение причастности к чему-то великому, чему-то имеющему более высокий смысл. Это близко к благоговению. Потому в это время хороши торжественные ритуалы, посвященные божествам - покровителям общины. Человек уже выделяет себя из целого, но еще чувствует себя частью его, и значимой частью.

Стихия этого периода и его ритуалов - Воздух. Потому хороши инвокации и восхваления божеств, словесные поединки скальдов, объявления тех или иных событий (помолвок и предстоящих свадеб). И как уже говорилось, необходимы различные соревнования с выигрышами.

Ветрнэтр

Праздник происходит в ночь в субботу с 21 по 27 октября. Он называется "зимние ночи" и происходит ночью, знаменуя переход к зимнему, "ночному" времени года, когда в далеких северных широтах Исландии солнце и не показывается над горизонтом.

Если воспринимать этот переход от Лета к Зиме как краткий период Осени, то этому времени соответствуют ритуалы сепарации. Человек перестает принадлежать сообществу или целому. Он уже сам по себе, мать-Природа ему уже не помогает (она взрастила плоды, но собирать их должен был уже сам человек). Это время самостоятельности каждого участника общины. Человек отделяется и от своей обычной роли. Он еще раз проверяет, насколько она ему соответствует, и оставляет или меняет свою идентичность в общине, ориентируясь на свое состояние бытия. Это период непринадлежности. Это некий порог способности к собственным деяниям.

Ритуалы этого времени включают в себя тренировку концентрации внимания, способность к волевым действиям, упражнения в силе и ловкости, а также обретение нового мастерства. Основное переживание этих обрядов - это ощущение свершения чего-либо ("я сделал это"). Замысел воплощен и доведен до конца, и это приносит особенную радость.

Стихийный элемент этого периода и обрядов - Огонь. Он дает тяжелые физические и душевные испытания, в которых человек учится действовать в еще худших условиях, чем они предположительно могут быть на самом деле. Оружие, боль и огонь тут могут быть тесно связаны. И человек проходит через все, сопротивляясь и переживая, проживая это.

Йоль
Раньше праздник середины зимы - Йоль праздновался 6-9 января. Однако сейчас язычники склонны отмечать Йоль двенадцать ночей начиная с зимнего солнцестояния (что, честно сказать, кажется перебором). Однако, для нашего описания сезонных праздников в рамках архетипа сезонности, это совершенно не принципиально.

Это период ритуалов трансформации и интеграции. Они предполагают глубокие внутренние измения сознания и представлений о мире. Это обряды погружения в глубины бессознательного. (Не случайно именно на йольские праздники вёльвы ездили по пирам и предсказывали будущее. Не зря йоль был посвящен Фрейру и Фрейе - божествам мира мертвых и магии.) Люди познавали новые тайны, получали некое знание. Это период обретения мудрости.

Эмоциональные переживания обрядов этого времени связаны с внезапным пониманием сути вещей или просветлением. Человек изнутри начинает воспринимать себя вновь частью более общего целого, частью мира. Единство противоположностей - еще одна идея, принимаемая в этот период. В мироздании обнаруживается смысл и своя мудрость. А человек обнаруживает, что принадлежит сам себе.